В цикле "Малые города России" сегодня Северодвинск Архангельской области. Основан он был в тридцатых годах прошлого века вокруг судостроительного завода - "Севмаша" - единственного предприятия в России, которое выпускает подводные лодки. Северодвинск - главная судоверфь страны. Здесь на "Севмаше" выпускают атомные подводные лодки четвертого поколения. С моста, ведущего к острову Ягры, уже видны доки, через которые они выходят в Белое море. Территория "Севмаша" огромная: кажется, это не предприятие находится в городе, а город робко пристроился за заводом-гигантом. По "Севмашу" ходят рейсовые автобусы, стоят посты ДПС. Это режимное предприятие, куда если и пускают экскурсионные группы, то в те цеха, где совсем не чувствуется специфики: обычные станки, ряды готовых деталей и никаких тебе подводных лодок. Дым заводских труб затягивает за купола Никольского собора. Когда-то на этом месте располагался Николо-Корельский монастырь. В его кельях в тридцатые жили строители завода. Единственное, что сохранилось от монастыря - это храм, который по-своему стал тоже "режимным". Молиться сюда ходят только работники "Севмаша", службы проводятся в обеденный перерыв. "Мне идти недалеко, я хожу пешком. А вообще, я знаю, что люди на автобусе ездят. По территории предприятия курсируют автобусы, и можно успеть добраться даже с дальних точек, чтобы в обеденный перерыв сюда зайти свечку поставить", - говорит Светлана Лемудкина, работник "Севмаша". Настоятеля храма отца Александра специально зачислили в отдел корпоративных связей завода, чтобы не выписывать ему каждый раз пропуск для прохода на территорию. И теперь батюшка тоже, как и любой другой работник "Севмаша", старательно избегает всяких интервью - соблюдает режим секретности. Музей "Севмаша" - это одновременно летопись и завода, и самого города. Вначале это был поселок Судострой, потом его переименовали в Молотовск и, наконец, в Северодвинск. Среди экспонатов - снимок одного из старейших работников завода Павла Васильевича Лапшинова, в годы войны служившего на Северном флоте. Это работа известного военного фотокора Сергея Шиманского, сопровождавшего моряков Северного флота. Сам герой съемки увидел карточку впервые только в музее. "Этот снимок я помню, когда делался. Мы шли на обстрел, помогали нашим сухопутным морякам в районе Западной Лицы. Я побежал на мостик, и с мостика как раз руководил, корректировал огонь", - рассказывает Павел Васильевич. Павел Васильевич нес службу на борту миноносца "Гремящий", который в составе так называемых "северных конвоев" сопровождал грузы с ленд-лизом из США, Канады и Англии. "Корабли везли танки, станки, продовольствие, медикаменты, тонны взрывчатки", - вспоминает он. В военной хронике, отснятой в те годы на Северном флоте, встречаются удивительные кадры - например, медведь на борту корабля. И кроме Павла Васильевича уже и некому пояснить, что тот медведь был знаменит на весь Северный флот. Он прибыл с Дальнего востока на лидере миноносцев "Баку", во время боев прятался в трюме, однажды в порту убежал на берег, и его с перепугу застрелил сторож. К приезду журналистов Павел Васильевич относится серьезно: обязательно галстук, пиджак с наградами. "Ну, почему я волнуюсь? Потому что думаю: может быть, и не приедут, а я оденусь. Вы дочь-то бы сфотографировали, она тоже приготовилась, и задали бы ей несколько вопросов, ей тоже уже много лет", - говорит он. Дочь Нина Павловна беспокоится за отца, просит, чтобы интервью с ним было недолгим, но ветеран все вспоминает, как ему вручили английский Орден короля Георга Шестого, как по дороге на танцы, где играл военный оркестр, встретился с будущей супругой и навсегда остался в Северодвинске. Это обыкновенная для Северодвинска история: служить здесь, жениться и остаться. "Так я в Северодвинске появился: был призван на срочную службу, а потом понравилось, и остался на мичманскую службу. Потом женился и прирос тут, так сказать, к северной поморской земле. И вот открыл свое дело, сейчас кормим людей хороших", - рассказывает Эйвас Мурадов, житель Северодвинска. После увольнения в запас Эйвас Мурадов открыл в вагончике на улице Труда шашлычную. В городе ее прозвали просто - "шашлычка на Труда 50". Сейчас на этом месте уже большое кафе "Караван". Так бывший мичман на гражданке, считай, дорос до генерала - стал ресторатором. "Это у меня от мамы - то, что я умею готовить. Каждый кавказец умеет готовить, и вот начали готовить. И народ шел, и мы расширялись, и вот выросли до такого вот большого кафе", говорит Эйвас Мурадов. Так население города постоянно обновляется за счет увольняющихся в запас моряков. Собственно, коренных жителей здесь мало. Обновляется и облик самого Северодвинска. В старых районах сносят двухэтажные "насыпухи", в которых селили в сороковых первых рабочих "Севмаша". С одной стороны, казалось бы, история, но городу такие ветхие достопримечательности ни к чему. В Северодвинске можно встретить и старейший пассажирский пароход "Николай Васильевич Гоголь". Некоторые его запчасти были выпущены больше ста лет назад. Судно все еще ходит по Северной Двине. На нем любят кататься туристы.