В рубрике "Малые города России" сегодня мы отправимся в Слюдянку Иркутской области. Там около трехсот лет добывали слюду, а теперь город знаменит своим мрамором и горными гонками. Каждый год в Слюдянке проходит этап всероссийского чемпионата. Слюдянка стоит на самом берегу Байкала. В 18 веке русские казаки-первопроходцы открыли здесь залежи слюды. Тогда этот минерал ценился высоко. Слюду добывали здесь вплоть до середины 70-х годов прошлого века. Потом разработка была свернута - стало невыгодно. Теперь остался только мрамор. Здесь не обойтись без темных очков - белоснежные мраморные отвалы поднимаются на высоту километра и ослепляют не хуже солнца. Посторонним на территорию карьера заходить запрещено. Но сюда нередко забредают туристы, сбившиеся с тропы в поисках эффектных фотографий. Слюдянские горняки таких гостей не гонят, относятся к ним с пониманием. Валерий Каштанюк, заместитель генерального директора цементно-горного комбината: "Сами видите, какая красота! А с хорошими людьми, когда перед тобой стоят серьезные задачи, которые можешь выполнить, очень приятно работать, и видишь результат своей работы. Наверно, поэтому здесь преданные люди и работают". 45-тонные "БелАЗы" везут белый камень в мощную дробилку. А потом, по единственной в России трехкилометровой канатной дороге груженые вагонетки спускаются вниз, к складам. Каждый год в Слюдянке проходит этап Всероссийского чемпионата по горным гонкам. Пилоты мчатся по десятикилометровой дороге, проложенной в горах специально для "БелАЗов", которые возят мрамор. Эта трасса высшей категории сложности. Перепад высот - до 500 метров, 24 крутых поворота, один из которых неофициально называют именем постоянного участника и призера гонок Александра Пушкаря. При таких виражах нередко машины переворачиваются. Но за 25-летнюю историю гонок обходилось без травм. Мрамор в Слюдянке - повсюду. Он летит из-под колес автомобилей, лежит насыпями на обочинах дорог. На мраморе местная художница Ольга Передериенко рисует виды озера Байкал. Ольга Передериенко, художник: "Здесь просто невозможно жить, чтобы ничего не творить! Не писать стихи, не писать картины, не фотографировать". По образованию Ольга - экономист. Родилась на Сахалине, потом двадцать лет прожила в Забайкалье. Но после выхода на пенсию вместе с детьми переехала на родину мужа - в Слюдянку. Именно здесь у нее проявилась страсть к рисованию. И пенсионерка стала студенткой Иркутского училища искусств. Ольга Передериенко, художник: "Это - Слюдянка.  Правда, такой ее никто не видел. Потому что здесь другие фонари, совершенно другой мазок. Ну, если я говорю, где этот перекресток, люди узнают". А это - достопримечательность не только Слюдянки, но и всей Иркутской области. У водонапорной башни, построенной в 1900 году ссыльными поляками, фотографируются приезжие и называют ее "храмом воды" - за необычную архитектуру. В Слюдянке стоит единственное в России здание, полностью построенное из нешлифованного мрамора. Есть еще одно похожее - в Италии, но там оно розовое. Кстати, сто десять лет назад этот вокзал построили именно итальянцы, в честь завершения строительства Кругобайкальской железной дороги. "Очень много туристов бывает, все восхищаются нашим вокзалом. Мы стараемся поддерживать чистоту, чтобы люди видели часть нашей России", - говорит Валентина Посконкина, сотрудник "Желдорохраны". Сотрудник охраны Валентина проработала на вокзале 25 лет - начинала в транспортной полиции. О Транссибе знает практически все. И с легкостью заменит экскурсовода. "Если ехать от Култука до порта Байкал, там 39 тоннелей. Это - итальянская стенка, очень красивая, поэтому я ее засняла...", - рассказывает Валентина Посконкина. "Кругобайкалка" - дорога вокруг Байкала - музей под открытым небом. Самая дорогая и красивая железная дорога, построенная во времена царствования Николая Второго - с помощью итальянских архитекторов и инженеров. За два с небольшим года они проложили в горном хребте 39 тоннелей, соорудили 16 каменных галерей, 248 мостов и виадуков. Сейчас Кругобайкальскую дорогу называют Старой дорогой. Она наполовину затоплена, но здесь еще ходит поезд, который в народе зовут "Мотаней" - потому что мотается туда-сюда. "Мотаня" развозит почту, продукты в поселки вдоль Кругобайкальской дороги, и идет до ее конечной станции - порта Байкал. А гостей, которые въезжают в Слюдянку на автомобиле, город встречает традиционно огромной пробкой. В заторе можно простоять до нескольких часов. Единственный в Слюдянке железнодорожный переезд работает с 1953 года и считается одним из самых загруженных в стране. В сутки через него проходит более 5 тысяч машин и сотня поездов. Правда, уже скоро местные жители и те, кто едет транзитом из Иркутска в Улан-Удэ, ждут перемен. Заканчивается строительство путепровода над станцией Слюдянка. Машины пустят над железнодорожными путями. И пробок на въезде в город больше не будет. Мрамор, добытый в Слюдянке, использовался при строительстве метрополитенов. В Новосибирске, например, им облицована станция "Красный проспект", в Харькове – "Пролетарская", а в московском метро слюдянским камнем украшены станции "Баррикадная" и "Улица 1905 года".