Слюдянка: какое здание целиком построили из мрамора и что соединяет самая длинная в стране канатная дорога
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/slyudyanka-kakoe-zdanie-11788.html
В рубрике "Малые
города России" сегодня мы отправимся в Слюдянку Иркутской области. Там
около трехсот лет добывали слюду, а теперь город знаменит своим мрамором и
горными гонками. Каждый год в Слюдянке проходит этап всероссийского чемпионата.
Слюдянка стоит на самом
берегу Байкала. В 18 веке русские казаки-первопроходцы открыли здесь залежи
слюды. Тогда этот минерал ценился высоко. Слюду добывали здесь вплоть до
середины 70-х годов прошлого века. Потом разработка была свернута - стало
невыгодно. Теперь остался только мрамор.
Здесь не обойтись без
темных очков - белоснежные мраморные отвалы поднимаются на высоту километра и
ослепляют не хуже солнца. Посторонним на территорию карьера заходить запрещено.
Но сюда нередко забредают туристы, сбившиеся с тропы в поисках эффектных
фотографий. Слюдянские горняки таких гостей не гонят, относятся к ним с
пониманием.
Валерий Каштанюк,
заместитель генерального директора цементно-горного комбината: "Сами
видите, какая красота! А с хорошими людьми, когда перед тобой стоят серьезные
задачи, которые можешь выполнить, очень приятно работать, и видишь результат
своей работы. Наверно, поэтому здесь преданные люди и работают".
45-тонные "БелАЗы"
везут белый камень в мощную дробилку. А потом, по единственной в России
трехкилометровой канатной дороге груженые вагонетки спускаются вниз, к складам.
Каждый год в Слюдянке
проходит этап Всероссийского чемпионата по горным гонкам. Пилоты мчатся по
десятикилометровой дороге, проложенной в горах специально для "БелАЗов",
которые возят мрамор. Эта трасса высшей категории сложности.
Перепад высот - до 500
метров, 24 крутых поворота, один из которых неофициально называют именем
постоянного участника и призера гонок Александра Пушкаря. При таких виражах
нередко машины переворачиваются. Но за 25-летнюю историю гонок обходилось без
травм.
Мрамор в Слюдянке -
повсюду. Он летит из-под колес автомобилей, лежит насыпями на обочинах дорог.
На мраморе местная художница Ольга Передериенко рисует виды озера Байкал.
Ольга Передериенко,
художник: "Здесь просто невозможно жить, чтобы ничего не творить! Не
писать стихи, не писать картины, не фотографировать".
По образованию Ольга - экономист.
Родилась на Сахалине, потом двадцать лет прожила в Забайкалье. Но после выхода
на пенсию вместе с детьми переехала на родину мужа - в Слюдянку. Именно здесь у
нее проявилась страсть к рисованию. И пенсионерка стала студенткой Иркутского
училища искусств.
Ольга Передериенко,
художник: "Это - Слюдянка. Правда,
такой ее никто не видел. Потому что здесь другие фонари, совершенно другой
мазок. Ну, если я говорю, где этот перекресток, люди узнают".
А это -
достопримечательность не только Слюдянки, но и всей Иркутской области. У
водонапорной башни, построенной в 1900 году ссыльными поляками, фотографируются
приезжие и называют ее "храмом воды" - за необычную архитектуру.
В Слюдянке стоит
единственное в России здание, полностью построенное из нешлифованного мрамора.
Есть еще одно похожее - в Италии, но там оно розовое. Кстати, сто десять лет
назад этот вокзал построили именно итальянцы, в честь завершения строительства
Кругобайкальской железной дороги.
"Очень много туристов
бывает, все восхищаются нашим вокзалом. Мы стараемся поддерживать чистоту,
чтобы люди видели часть нашей России", - говорит Валентина Посконкина,
сотрудник "Желдорохраны".
Сотрудник охраны Валентина
проработала на вокзале 25 лет - начинала в транспортной полиции. О Транссибе знает
практически все. И с легкостью заменит экскурсовода.
"Если ехать от
Култука до порта Байкал, там 39 тоннелей. Это - итальянская стенка, очень
красивая, поэтому я ее засняла...", - рассказывает Валентина Посконкина.
"Кругобайкалка"
- дорога вокруг Байкала - музей под открытым небом. Самая дорогая и красивая
железная дорога, построенная во времена царствования Николая Второго - с
помощью итальянских архитекторов и инженеров. За два с небольшим года они
проложили в горном хребте 39 тоннелей, соорудили 16 каменных галерей, 248
мостов и виадуков.
Сейчас Кругобайкальскую
дорогу называют Старой дорогой. Она наполовину затоплена, но здесь еще ходит
поезд, который в народе зовут "Мотаней" - потому что мотается
туда-сюда. "Мотаня" развозит почту, продукты в поселки вдоль Кругобайкальской
дороги, и идет до ее конечной станции - порта Байкал.
А гостей, которые въезжают
в Слюдянку на автомобиле, город встречает традиционно огромной пробкой. В
заторе можно простоять до нескольких часов. Единственный в Слюдянке
железнодорожный переезд работает с 1953 года и считается одним из самых
загруженных в стране. В сутки через него проходит более 5 тысяч машин и сотня
поездов.
Правда, уже скоро местные жители и те, кто едет транзитом из Иркутска в Улан-Удэ, ждут перемен.
Заканчивается строительство путепровода над станцией Слюдянка. Машины пустят
над железнодорожными путями. И пробок на въезде в город больше не будет.
Мрамор, добытый в Слюдянке,
использовался при строительстве метрополитенов. В Новосибирске, например, им
облицована станция "Красный проспект", в Харькове – "Пролетарская",
а в московском метро слюдянским камнем украшены станции "Баррикадная"
и "Улица 1905 года".
Слюдянка: какое здание целиком построили из мрамора и что соединяет самая длинная в стране канатная дорога