Софрино: кто служит в "боевущей" бригаде и на каком заводе все сотрудники носят крестик
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/sofrino-kto-sluzhit-14275.html
Сегодня в цикле "Малые
города России" отправимся в Софрино. В этом поселке, расположенном в
Пушкинском районе Московской области, живут всего 15 тысяч человек, но известен
он на всю страну. На местном предприятии Русской Православной Церкви производят
95% того, что мы видим в православных храмах страны - будь то иконостас, аналой
или облачения священников. Репортаж Анны Тарубаровой.
Утром неподалеку от
Софрина приземлился Ми-8. Здесь его ждут бойцы внутренних войск МВД: отряда
специального назначения "Пересвет" и софринской бригады. Пару часов
они будут разминаться на земле. Потом сядут в вертолёт и… никуда не улетят.
Вертолет будет наматывать круги над Софрино, бойцы - прыгать в снег. На военном
языке это называется отработкой десантирования посадочным и штурмовым способом.
Такие учения проводятся примерно
раз в полгода. Казалось бы, что тут сложного - выпрыгивай из вертолета и
высматривай врага. Но офицеры говорят: в этом деле важна не только сноровка, но
и психологический момент напряженности. Сегодня софринцы десантируются в чистом
поле, а завтра могут оказаться, например, в горах, за тысячи километров отсюда.
На счету софринской
бригады оперативного назначения десятки боевых выходов - Баку, Тбилиси,
Душанбе, Махачкала, две чеченские кампании. Образованная в 1988 году, она
всегда была в пекле - там, где разгорались межнациональные конфликты. И если
заслуги бригады государство отмечает наградами, то народ - крылатой фразой:
"Один софринский боец может многое, двое – все".
В "боевущей" бригаде
служат в основном не москвичи, хотя до столицы рукой подать. Старший сержант
Михаил Дровников -из Белгородской области. По образованию - архитектор. Строить
дома не захотел. С детства мечтал о службе. Здесь построил семейную жизнь и получил
квартиру в военном городке.
Михаил Дровников,
заместитель командира взвода: "Вот честное слово, отдыхал в Крыму, и ко
мне даже девушка подошла, мы купались - ее семья и моя семья, я с супругой. Она
спрашивала, как можно устроиться. Я ей рассказал, какие перспективы. Она
заинтересовалась. Устроилась. Служит".
В самом Софрино людей в
форме и не видно. Как водится, их жизнь крутится вокруг части. В городском
поселении самое бойкое место - пятачок у железнодорожной станции. Что-то вроде
торговой площади.
Сейчас время
огородно-садовых хлопот - большинство софринцев живут в частном секторе и
набивший оскомину вопрос импортозамещения вот уже 4 века решают самостоятельно.
На своих участках.
"Будем сажать: лук,
морковку, редьку, картошку, огурцы, помидоры. Клубника растет. Чеснок посажен.
Свеклу, все, что у нас растет, мы все сажаем", - говорят местные жители.
Это, кстати - центр
Софрино. Из атрибутов - Ленин в березах, сцена для массовых праздников и здание
администрации из красного кирпича. Скромный центр компенсирует промышленная
зона. Такого нет нигде в мире. Это художественно-производственное предприятие "Софрино"
Русской Православной Церкви.
95% того, что мы видим в
православных храмах страны - будь то иконостас, аналой, сами иконы и облачения
священников - сделано в Софрине.
Это - цех по производству
парафиновых свечей. Красные - к Пасхе. К празднику здесь начинают готовиться
еще за три месяца, только вот таких - требных - предназначенных для прихожан
свечей выпустят 60 тонн.
А это - уже более тонкая
работа: восковые свечи, сделанные методом макания. Аппарат называется "карусель".
Ну и верх мастерства - свечи, изготовленные вручную. Богослужебные. Витые.
Валентина двадцать лет
собирает митры. Она и ее коллеги, можно сказать, одевают предстоятеля Русской Православной
Церкви.
Валентина Жарова, сборщица
митр: "Вы знаете, конечно, когда Патриарху собираем митры, это очень
ответственно. И ручки трясутся. И немножко нервничаешь, чтобы все было хорошо. Когда
мы видим, что патриарх все-таки нашу митру во время службы надел, для нас это
вообще очень-очень хорошо! Мы радуемся".
Священнослужителей одевают
по канонам, но есть некоторые модные тенденции. Например, сейчас митры украшают
стразами. Так - ярче. Более того, священники могут сами предложить узор. В
90-е, когда церковь только возрождалась, образы были скромней.
Примечательно, что по
рисунку можно определить, из какого региона святой отец: если вышиты колосья и
виноград, то Юг России, если древнерусская плетенка - Средняя полоса.
Елена Медведева, старший
художник компьютерной графики: "Таких машин в России нет. Только на нашем
предприятии есть такие машины. Даже из Германии присылают сюда, чтобы
посмотрели уровень машин, уровень вышивки, уровень самого производства".
Еще одна деталь, которая
отличает это предприятие от тысяч других. На заводе нет ни одного человека,
который не носил бы крестик. Елена - из верующей семьи. Все ее четыре брата -
священники. Ходить в храм, участвовать в праздничных богослужениях для
сотрудников завода - святая обязанность.
Протоиерей Валерий Кузнецов,
клирик Храма Преподобного Серафима Саровского: "Церковные предметы должны
создаваться людьми, не случайными для церкви, потому что в любой работе, при
создании любого церковного предмета, человек должен испытывать особенное
настроение, особенное отношение к тому делу, которым он занимается".
Храм - домовой, но не
только для заводчан. Даже в выходные территория завода не пустует - она открыта
для всех. Конечно, в цех посторонних не пустят, но в церковь – пожалуйста.
Поселок Софрино впервые
упоминается в летописях во второй половине 17 века под названием Сафарино. По
одной из версий, в те годы там жил удельный князь Михаил Сафарин, в честь
которого жители и стали называть свою малую родину.
Исторических сведений об
этом поселке почти не сохранилось. Известно лишь, что благодаря удачному
географическому положению - между Москвой и Ярославлем - туда часто заезжали
представители дома Романовых, в том числе Петр Первый.
Софрино: кто служит в "боевущей" бригаде и на каком заводе все сотрудники носят крестик