Сортавала: база академической гребли, художник-бренд Кронид Гоголев и природный концертный зал с уникальной акустикой
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/sortavala-baza-akademicheskoi-16231.html В цикле "Малые города России" сегодня - карельская Сортавала. До революции она называлась Сердоболем. Именно туда в декабре 1916 года приехал отметить Рождество художник Николай Рерих и остался в городе на два года. Чем ещё примечательна Сортавала -- в репортаже Елены Белоусовой.
Каждое утро в Сортавале начинается одинаково - в залив Ладожского озера выходят
лодки. Не каждый малый город может похвастаться собственной школой
академической гребли - удовольствие это не из дешевых.
Артемий Евсеев, директор ДЮСШ №3: "У нас в малых городах все не благодаря, а
вопреки. Нам нужно приехать и удивить Москву, победить Питер. То есть мы только
этим и живем. Мы приезжаем, у Москвы все есть - весла, деньги, люди, машины. А
у нас - немножко ломаные лодки. Как мы добрались, мы сами не знаем, чудом каким-то!
Садимся в лодки и верим в своих ребят, они верят в нас. И каким-то образом все
это дело получается".
Артемий - и сам занимался в этой школе, брал призовые места на престижных
соревнованиях. А когда стал директором, то не только возглавил коллектив
талантливых тренеров, но и получил в наследство почти пустую кассу и груду
сломанных лодок. Но очень хотел вернуть школе статус базы олимпийского резерва,
который она потеряла в 90-е.
И вот теперь школа имеет федеральное финансирование, каждая победа
обновляет материальную базу. А сотня юных гребцов - олимпийская надежда страны.
Артур Лохмянин, ученик ДЮСШ №3: "Конечно, мне бы хотелось участвовать в
Олимпийских играх, многие хотят. Для этого надо упорно тренироваться, быть
непобедимым".
Артур в свои 17 - уже двукратный чемпион России. Мечтает продолжить
эстафету земляка, призера Олимпийских игр в Атланте Николая Аксенова. А пока
собирается поступить в технический вуз в Санкт-Петербурге, где есть база для
академической гребли. Именно в Петербург едет амбициозная молодежь из
Сортавалы, которой тесно в родном городе.
Для большинства гостей Сортавала - пересадочный пункт в маршруте. Летом с
этого причала они отправляются на Валаам.
А рядом с пристанью, в туристическом центре города, открыта постоянная
экспозиция работ Кронида Гоголева. В память об отце искусствовед Мария Гоголева
превратила его мастерскую с небольшой галереей в современный
культурно-выставочный центр. Народный художник России всю жизнь занимался
резьбой по дереву и после смерти завещал большинство своих произведений родному
городу.
Кронид Гоголев - пожалуй, главный бренд Сортавалы. Прошлым летом в музее
Гоголева побывало около 50 тысяч человек - почти в три раза больше, чем
население города.
Мария Гоголева, директор музея Кронида Гоголева:
"В основном все
видят в этом экзотику, хотя мне кажется, что наоборот, это очень наше. Родное.
И русское, и карельское, северное. И все эти сказания, оживающие в папиных
работах, они очень близки нашей душе, нашему менталитету. Наверное, поэтому
люди приходят снова и снова".
Игорь Борисов - инженер-геофизик, кандидат географических наук. Но горожане
его знают как хранителя исторических и архитектурных памятников. Он один из
тех, кто помог добиться включения Сортавалы в список исторических городов
России. Такой статус предполагает государственную охрану объектов истории и
культуры. Для Сортавалы это дома, построенные в эпоху модерна по проектам
финских архитекторов.
Но даже такая защита не всегда эффективна. Игорь рассказывает, что не так
давно увидел, как рабочие закрашивают белой краской старинный фасад. Так
распорядились городские чиновники - хотели, так сказать, навести марафет перед
приездом республиканского начальства.
Игорь Борисов, заместитель директора Музея
Северного Приладожья: "Я к ним
подошел, говорю: что вы делаете?! Я даже закричал - вы совершаете архитектурное
преступление! Удалось остановить этот произвол".
Но некоторые гранитные цоколи все-таки успели закрасить. Все это из-за
того, считает Игорь Борисов, что в самом архитектурном городе Карелии нет
своего главного архитектора. В результате, многие памятники утрачены, а в
историческом центре строят современные здания, которые не вписываются в
историческую застройку. Чтобы уберечь то, что осталось, сортавальцы создали
общественное движение "SOS". Валентина Кирьянова одна из активных
его участников.
Валентина Кирьянова, житель Сортавалы: "Хотелось,
чтобы этот дом не был музеем, чтобы он был жилой, вроде как хозяин только что
был здесь, выписал рецепт и вышел".
Хозяином этого дома около ста лет назад был врач и общественный деятель
Густав Винтер. После его смерти дом долгое время разрушался. Реставратор
Валентина Кирьянова его восстановила, и теперь Дача Винтера принимает туристов.
Не в швейцарских Альпах, известных своим
целебным климатом, и не на французской Ривьере, а здесь, в окрестностях
Сортавалы, известный художник-философ Николай Рерих вылечился от смертельного в
те годы недуга - пневмонии и написал в этих краях более двухсот картин.
В начале прошлого века Рерих не раз бывал на этой даче - как пациент
доктора Винтера. Валентина Тимофеевна бережно собирает все свидетельства
пребывания художника в этом доме.
Это уже не первая посылка из Санкт-Петербургского Дома-музея семьи Рерихов,
с которым Валентина Кирьянова ведет давнюю переписку. В этот раз пришли новые
издания альбомов с картинами Николая Рериха сортавальского периода.
Этим летом в городе едва хватило гостиниц, чтобы разместить гостей хорового
праздника из Карелии, Финляндии и Эстонии. Сортавала еще с конца 19 века
привлекала любителей музыки своим Певческим полем - природным концертным залом
у подножья скалы. Камни отражают звук, и создается уникальная акустика.
После длительного перерыва, в городе решили возродить традицию песенного
праздника. Поначалу у скептиков были сомнения, что акустика уже не та - мол, за
сто лет место слишком заросло высокими елями. Но гала-концерт сводного хора из
тысячи человек доказал, что Певческое поле живо, а город сохранит хоровой
праздник.В Советском Союзе Сортавалу знали все лыжники и хоккеисты. Местный комбинат в течение полувека делал для них снаряжение. В конце 80-х объемы достигли своего пика. С конвейера тогда каждый год сходило около миллиона пар лыж и полумиллиона клюшек. Сейчас в здании комбината работает частная фирма, она выпускает лыжи небольшими партиями.
Сортавала: база академической гребли, художник-бренд Кронид Гоголев и природный концертный зал с уникальной акустикой