В рубрике "Малые города" сегодня - конечная станция Байкало-Амурской магистрали. Это Советская Гавань Хабаровского края. Этот город строили и узники ГУЛАГа, и японские военнопленные. А банки с красной икрой там расставляют прямо на тротуарах. Это и есть самый настоящий край земли. Здесь заканчивается Байкало-Амурская магистраль. И все здесь - советское. Вот - гостиница "Советская". Рядом - ресторан "Советский". После развала СССР власти хотели переименовать город. Но местные жители решили оставить прежнее название - Советская Гавань, в просторечии - Совгавань. "Зачем менять? Советская Гавань и есть Советская Гавань. Она в советское время строилась. Ее надо помнить", - говорит один местный житель. "Из-за Императорской Гавани будет не очень красиво, лаконичное название - Импергавань. Не очень красиво. Совгавань лучше", - добавляет другой. Императорская Гавань - это первое название. Поселок на берегу Императорской бухты построили еще в 19 веке. После революции бухту переименовали. В Советской Гавани на берег залива не выйти. Набережной нет. Кругом заборы, за ними - грузовой порт, ремонтные предприятия, склады. И почти как все советское - разрушено и заброшено. Суда в гавань заходят редко. Давно обанкротились и оба некогда градообразующих предприятия - судоремонтные заводы. Лето в Советскую Гавань добирается только в сентябре. И до середины октября здесь будет светить солнце. На центральной городской площади в это время идет бойкая торговля. Рынок - незаконный и стихийный. А товар - икра горбуши и кеты - браконьерский. Рядом с икрой продают удивительную ягоду - клоповку. Она же - красника. Она же - дымника. Встречается только здесь и на Сахалине. Из этих сочных, сладковато-кислых ягод с очень специфическим запахом варят варенье и сиропы. Нина Яковлевна сама и собирает, и продает клоповку. В этом году ягоды мало, поэтому стоит она дорого - 250 рублей за стаканчик. Нина, житель Советской Гавани: "У нас в лес зашел - там, где эта ягода, дымом пахнет. Вот ее дымникой и называют". Для корейских паровых пирожков пян-се главное - размер. Их завезли сюда с Сахалина, а туда - из Кореи. Как и полагается корейской еде, они очень острые. За 29 рублей их предлагают кафе и ларьки Советской Гавани. Галина, продавец: "Тесто – дрожжевое, на пару сваренное, внутри - мясо с капустой. И сверху - морковочка для украшения и придания вкуса". К культуре и традициям соседних Кореи и Китая, которые легко приживаются на берегах Татарского пролива, энтузиасты Советской Гавани теперь пытаются добавить и память о культуре орочей. Этот народ издавна населял здешние сопки. А теперь настоящих орочей осталось всего 8 человек. Остальные же - почти три сотни примкнувших к ним, как говорит глава центра этнической культуры Ина Акунка - имеют смешанные корни: не только орочские, но и русские и украинские. Но тоже хотят получать льготы коренных малочисленных народов. Ина Акунка, директор Центра этнической культуры Киа Хала: "Сейчас больше бытовуха - то есть где можно рыбы половить, сколько мяса получить... Чуть-чуть страшнее стало". Ина Фоминична и сама рыбачка. Зимой ходит на охоту. Может и зайца подстрелить, и соболя. Но в городе у нее особая работа: сохранять культуру предков. Киа Хала в переводе на русский – "родной край". В центре проводят фотовыставки, шьют национальные костюмы. Собирают и коллекцию нарядов соседних народов. Пропагандируя культуру орочей и мечтая привлечь в регион туристов, в Советской Гавани разработали программу с танцами и национальным угощением. В краеведческом музее Советской Гавани в последнее время тоже взялись за культуру орочей. Здесь строят настоящее стойбище. Директор музея - Наталья Влах. Сама она русская, а музей когда-то создал ее отец. Всю жизнь Наталья работала учителем, но в прошлом году решила продолжить семейное дело. Весной будущего года планирует построить несколько шалашей и схронов, обустроить место для национальных танцев. Это поможет туристам в Совгавани увидеть и понять, как жили орочи. А в этом шалаше уже воссоздан родильный дом. Наталья Влах, директор краеведческого музея города Советская Гавань: "В этот период считалось - женщина недостойна находиться со всеми. Это грязный период женщины. Она одна жила и рожала одна. Муж ходил вокруг шалаша и отгонял диких зверей. Выживала - дай бог, выживал ребенок - дай бог. Нет - значит нет". Советскую Гавань в разные годы строили то заключенные ГУЛАГа, то военнопленные японцы. Эта булыжная дорога к морю построена японскими рабочими. Она и теперь - в отличном состоянии. Сегодня в Советской Гавани мечтают о потоке туристов - не только из России, но и из соседнего Китая. Край земли хотят превратить в заповедник национальной орочской культуры и традиций Советского Союза. И еще очень хотят, чтобы здесь снова причаливали большие корабли. Советская Гавань - одна из лучших в мире. Она со всех сторон закрыта от ветра. И такая глубокая, что океанские суда могут причаливать к берегам вплотную. У Советской Гавани только один недостаток - добираться до нее трудно и долго. Почти отовсюду. В развитие города в начале 20 века внесли вклад и австралийцы. В 1907 году предприниматель Слэй Гарольд Крофтон, оценив возможности залива, основал там лесоперерабатывающую компанию. На средства от бизнеса были построены многие дома. Императорская Гавань была тогда важнейшим лесоторговым центром Востока России.