Ступино: древний город, где делают "сердца" российских самолетов

Сегодня в рубрике "Малые города России" один из старейших городов Московской области - Ступино. Первые жители поселились там в конце XIV века, скрываясь от монголо-татарского ига. Сейчас это крупный промышленный центр, который работает на нужды авиастроения. Местные металлурги изготавливают детали для самолетных и вертолетных двигателей. В Ступино побывал Максим Волков.

Иван Бобров в костюме ходит каждый день. То в строгом, когда работает тамадой на свадьбах, то в клоунском, когда развлекает детей на утренниках. В новогодние праздники щеголяет в красном тулупе, валенках, и с подушкой на животе.

"Дедморозит" Иван вместе со своей девушкой. Татьяна - его сценическая внучка Снегурочка. Вместе они уже восемь лет, но на собственное семейное торжество никак не решатся. Все мысли заняты чужими праздниками.

"Женим, в основном, других людей. Сами думаем, как сделать так, чтобы это запомнилось на всю жизнь", - говорит Иван Бобров, директор творческой мастерской.

Иван и Татьяна в будни организовывают культурный досуг в ступинских училищах и на предприятиях. А в выходные берут частные заказы: корпоративы, квартирники и уличные шоу. Бывшие артисты городского театра быстро вживаются в любые образы.

У Деда Мороза и Снегурочки занятость сезонная. А вот у двух с половиной тысяч работников Ступинской металлургической компании - постоянная. Это старейшее и самое крупное предприятие города. Продукция завода - изделия авиа-космического назначения и компоненты энергетических установок. В сердце каждого отечественного самолета, выпущенного за последние 80 лет, больше центнера ступинского спецметалла.

Такие заготовки сделаны из специальных жаропрочных никелевых сплавов. Их можно встретить только на трех российских предприятиях. Из них делают детали для газотурбинных двигателей самолетов и вертолетов России и ближнего зарубежья. Металл дорогой: цена за тонну доходит до 15 миллионов рублей.

"Вся продукция номерная. Перед отправкой на моторный завод ее проверяют несколько раз. Все мы летаем на этих самолетах, наши летчики работают на этих самолетах, военная авиация. Поэтому диск и вал, которые мы производим, должны быть очень высокого качества. Потому что за качеством этого диска находятся все пассажиры, которые летят на этом самолете", - рассказывает Алексей Перевозов, технический директор "Ступинской металлургической компании"

Инженеры завода - выпускники местного филиала Московского авиационного института. Горожане без специального образования устраиваются сюда на рабочие специальности. В последние годы молодежь идет на завод неохотно. Больше стремится в чистые офисы. За станками в основном сотрудники с большим стажем.

Александр Ростев - один из самых опытных токарей в цехе термомеханической обработки. До пенсии ему остался всего год. Детали на станке Александр Анатольевич вытачивает уже 35 лет, почти со школы. Все параметры быстро высчитывает в уме без калькулятора.

"Я специальные курсы программистов-фрезеровщиков кончал. Все пригодилось. В основном, математика здесь нужна, ну и "сообразилка" тоже нужна, без этого никуда", - говорит Александр Ростев, токарь.

На улицах Ступино установлены 13 памятников металлургам: литейщикам, кузнецам и прокатчикам. Но туристов больше привлекает Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Отсюда город берет начало. В 1507 году князь Василий Третий жаловал эти земли на берегу Оки монастырю. За высокими стенами местные крестьяне прятались от монголо-татар, чтобы не платить дань. А потом стали строить дома рядом с надежным убежищем.

"В это время наместниками были казанские ханы. И монастырь имел, по всей видимости, жалованные грамоты от них, которые давали возможность избежать этих набегов и ограблений", - рассказывает Елена Сапожникова, директор Ступинского историко-краеведческого музея.

Иго монастырь пережил, а вот гонения на церковь - нет. В 30-х годах прошлого века монахов расстреляли, их храм и кельи отдали под хозяйственные нужны. Здесь были гараж, тюрьма и даже овощехранилище. После распада Союза монастырь начали восстанавливать. Теперь он снова действующий. Только вместо монахов здесь теперь живут и молятся монахини.

На праздничные службы сюда приходят тысячи человек. Паломники приезжают со всей страны. А вот городской стадион, где играет футбольный клуб "Ока", пока такой посещаемостью похвастаться не может. Клуб выступает на первенстве Московской области с 1932 года, но звезд пока не воспитал.

"У многих команд, даже в нашей зоне, привозные игроки. Мы в этом году сделали ставку только на ступинских. Чисто из нашей детской спортивной школы", - говорит Виталий Богачев, директор футбольного клуба "Ока".

Пока в первенстве перерыв, на поле тренируется "молодежка". Ребята пытаются показать себя, чтобы попасть в основной состав. Главный кандидат - Артем Зубков. Этого центрального полузащитника тренер называет игроком с характером.

"Наша перспектива - после семнадцати лет создать свою молодежную команду и выступать на матчах Московской области, занимать призовые места", - рассказывает Артем Зубков, игрок молодежной футбольной команды.

Сейчас "Ока" находится внизу турнирной таблицы, но на матчи уже потянулись зрители. За своих футболистов болеть приятней. Да и поругать, если что, можно лично. Город небольшой, и все друг друга знают.

Еще одна достопримечательность города - Историко-краеведческий музей. Он открылся только в 1991 году, но стал одним из самых популярных мест, которые посещают туристы. Они могут узнать об истории города с древнейших времен до наших дней. А научная деятельность сотрудников известна далеко за пределами Подмосковья. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски