На улицах Талдома немноголюдно - весь день моросит. Горожане прячутся от дождя под козырьком остановки - в ожидании автобуса - и в автомобилях. Машины пока еще ездят вокруг торговых рядов в обе стороны, но уже скоро часть центра станет пешеходной. Проезжую часть от храма Архангела Михаила до павильонов выложат брусчаткой. Каким станет центр после реконструкции - рассказывает информационный щит. Если верить ему, то уже скоро Торговая площадь вновь станет местом городских гуляний, как и пару столетий назад, когда сюда за парой новых туфель съезжались модники со всей России. С 17 века в Талдомском крае развивается обувной промысел. Верстак тогда стоял почти в каждом доме. Шили мужские штиблеты, женские туфли и сапожки, а также детские гусарики. Свои товары мастера из окрестных сел привозили сюда, в Талдом, на Торговую площадь. Здесь проходили крупные ярмарки: сначала дважды в год, а потом и каждую неделю. В начале 20 века каждый 15-й в Российской империи носил талдомскую обувь. В эти годы местные мастера шили по 10-15 миллионов пар в год. Вокруг площади сохранились дома, которые построили для себя разбогатевшие торговцы. Один из особняков, в котором сегодня находится талдомский историко-литературный музей, принадлежал купцу первой гильдии Дмитрию Ивановичу Волкову. Сегодня здесь рассказывают, каким город был сто лет назад. За это время он практически не изменился: все те же здания, все те же строения. Только вот магазин "Тополек" современный, но раньше в нем жили купцы. Пожарная каланча - сейчас там уже ЗАГС. На втором этаже музея, в бывшей купеческой гостиной, - литературный зал. Здесь сотрудник музея Сергей Балашов рассказывает посетителям о писателях, которые жили и творили в Талдоме или хотя бы бывали в городе проездом. Например, о русском сатирике Салтыкове-Щедрине. Неподалеку от города, в селе Спас-Угол, раньше находилось родовое имение писателя, а сейчас работает его музей. Заезжал ли он в Талдом - доподлинно неизвестно, но в музее показывают и родовой герб, и ломберный столик из фамильной усадьбы, и вещи, которые могли принадлежать сатирику. Сергей Балашов, замдиректора по науке Талдомского историко-литературного музея: "Конечно, маленькому провинциальному городку, у которого не так много архитектурных памятников, коллекции живописи мирового значения или даже российского, хочется уцепиться за какое-то известное имя". Как и многие соседи, купец Волков разбогател на торговле обувными и кожевенными изделиями. Поэтому в музее можно увидеть и старую машинку "Зингер", и сохранившиеся туфли, и башмаки. Из огромного количества мастерских, работавших здесь когда-то, на плаву осталась лишь Талдомская обувная фабрика. Сергей Молев пришел на производство в 1983, год проработал по соседству - в храме. Там в советские годы находились обувные цеха. Сергей Молев, мастер по ремонту обуви: "Когда началась перестройка, какими-то бартерами нам платили, сапогами зарплату платили. Я поработал еще немножко - и решил просто работать на себя". Пошивом на заказ в частных мастерских уже давно не занимаются. В ремонт несут - в основном недорогую обувь - пенсионеры. Молодежь приходит реже. Сергей Молев, мастер по ремонту обуви: "Налоговая была здесь - она уехала, военкомат был - он уехал. Приходится ездить в другие города - Дмитров, Дубна. То есть город постепенно превращается в маленький поселок, где нет производства, где молодежи очень мало чем можно заняться. Естественно, она шарахается в сторону Москвы". Сергею кажется, что удержать молодежь на родной земле может хорошая работа. Художница Анастасия Клюева идет по другому пути - она рассказывает своим соседям об интересных традициях родного края Анастасия Клюева, художница: "Девушка делала куклу, когда парень не хотел на ней долго жениться. И вот она такую куколку подбрасывала в дом жениха. Если он после этого не женился, тогда его могли с позором изгнать из деревни". Анастасия делает кукол с детства. Ездит по российским городам и талдомским деревням, изучает фольклор, а потом устраивает выставки и мастер-классы для взрослых и детей. Анастасия Клюева, художница: "Я считаю, что эти выставки как раз для того и предназначены, чтобы люди приходили, смотрели, общались, играли с нашими народными куклами - это наша культура, не следует ее забывать". Сколько кукол за всю жизнь сделала Анастасия - не знает даже она сама. Большая часть авторских работ разъехалась вместе с туристами по стране. Но и сейчас кукол в ее доме хватит, чтобы заполнить не один такой зал. С вагонами талдомской обуви, которые отправлялись отсюда по всей стране не сравнить, и такую же славу городу они вряд ли принесут. Но возможно, этого хватит, чтобы приезжие этот город запомнили, а местные - лучше узнали и полюбили. В начале 20 века Талдом был успешно развивающимся - правда, не городом - а селом. В 1918 году в честь первой годовщины Октябрьской революции ему решили присвоить статус города и назвать его Ленинск. Это имя продержалось до конца 1930 года, а затем, по решению властей, вернулось прежнее название - Талдом. К этому моменту производство, в том числе и обувное, было почти полностью уничтожено. Восстановить его так и не удалось.