Тихорецк: как сейчас выглядит самая новогодняя ж/д станция страны и кто здесь "реанимирует" паровозы
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/tihoretsk-kak-seichas-14530.html
В цикле "Малые города
России" сегодня Тихорецк Краснодарского края. Жизнь самой большой станции
на железной дороге Кубани во многом с этой дорогой связана. Это и рабочие
места, и специальность для обучения, и даже негласный гимн Тихорецка из
знаменитого фильма Эльдара Рязанова. Но все же у местных жителей есть и два
особенных увлечения. Каких - расскажет Дмитрий Андреянов.
"На Тихорецкую состав
отправится - вагончик тронется, перрон останется". Вот она - самая
новогодняя железнодорожная станция Советского Союза, крупный логистический
пункт Кубани - принимает поезда с четырех направлений. Летом только
пассажирских - до 60 в сутки! Как не запутаться в таком сложном транспортном
узле?
Светлана Арчакова,
дежурный помощник начальника вокзала станции Тихорецкая: "Пассажиры часто
от поезда отстают. Выбегают купить хлебушка, особенно летом - тапочки и
шортики. Ни денег, ни документов. Начинаем: на следующей станции - снимите
вещи, снимите билетик, пассажира досылаем вам!".
Но, увы, "стена
кирпичная" - под толстым слоем невзрачной штукатурки, и стоят "часы
вокзальные". Старинное здание 1886 года постройки - в прямом смысле на
капитальном ремонте. В 2006 первой основательной станции Юга России решили
вернуть исторический фасад - под кирпичики, но сил хватило только на подземный
переход к платформам.
Сергей Остапенко-отец,
Сергей Остапенко-сын, жители Тихорецка: "Если б станцию еще
отремонтировали…. Бросили ее уже давно… А так, хорошо живется! На самом деле,
очень интересно даже, когда рассказываешь про упоминание города в знаменитой
песне. Есть чем гордиться даже!".
Здесь жизнь подчинила себе
железная дорога: грузовая и пассажирская станция, Тихорецкая дистанция пути,
локомотивное и рефрижераторное депо, железнодорожный техникум, завод имени
Воровского - выпускает дрезины в ассортименте. А почти в центре города -
эксклюзив даже для ОАО "РЖД" - паровозное депо. Локомотивы на пару
здесь проходят полный цикл технического обслуживания, ремонта и восстановления.
Владимир Колесников,
бригадир ремонтников паровозного депо станции Тихорецкая: "Делаю очередной
осмотр, который должен проводить постоянно, в принципе. Работоспособность
отличная у аппарата! Сейчас только почистим сеточку - ставим назад, доливаем
масло…".
Кажется, если перевести
телевизионную картинку в черно-белый режим, получатся кадры кинохроники
советских пятилеток: копченые от паровозной сажи корпуса старого депо,
разворотный круг - все оттуда, из 40-х и 50-х.
За брезентовым занавесом
раритет - гигант 37-го года постройки. Машина в таком состоянии, что и серию, и
модель реставраторам придется искать в архивах. И донора для нее нет - у
ремонтников хронический дефицит колес большого диаметра, у большегрузных паровозов
они бывают до трех метров. Этому пациенту поставят уже современные.
Роман Колесников, начальник
участка ремонта паровозного депо: "К сожалению, нет технической
возможности его полностью поставить на домкраты, разобрать здесь ходовую. По
длине он большой. На 99 и 9 он разобранный - скелет паровоза. Но доведем до
идеального состояния".
У мастера спорта,
рекордсмена международных соревнований Владимира Букина сегодня одиночная
тренировка. Снаряд устремляется за ограду городского стадиона и приземлится в
безлюдном уголке сквера. Разминочный бросок -34 метра.
Владимир Букин, спортсмен-паралимпиец:
"Последний результат - это было полгода назад - 35 метров, 35,90. Это был
рекорд России – золото".
Метание копья - лишь часть
силового троеборья. Но для спортсмена-паралимпийца - основной вид. И только на
первый взгляд - простой. Рекорды дальности Владимир сначала ставил на беговой
дорожке и в тренажерном зале. А тренер подобрал парню "его" элемент
спортивной программы. Увечье Владимира - результат детской шалости на железной
дороге.
Владимир Букин, паралимпиец,
студент Тихорецкого железнодорожного техникума: "Тренер взялся, гонял на
тренировки, родителям звонил, мне звонил: иди на тренировку! Я что-нибудь
придумаю, отмазку, типа - заболел! Он первое время еще верил, а потом все – езжай
на тренировку, сейчас приеду за тобой".
Студент ж/д техникума
ездил на сборы в Сочи и тренировался на одной площадке с мастерами "здоровой"
сборной страны. И есть пример перед глазами - кому еще труднее: Миша Костромин,
сосед, спортсмен-колясочник, выступает за сборную России.
А это - целая сборная
Тихорецка. Голубиная команда практически местной породы - северокавказская
армавирская.
Анатолий Щербаль,
пенсионер, голубевод: "Это родоначальник моих всех сизых - у него и голова
хорошая, и масть хорошая. Так же рамочка, какая положено у него, и лохма есть.
Я даю ему голубочку кофейную - вот она, слетела".
В городе мода на
разведение голубей - свои вольеры держат и пенсионеры, и весьма ответственные
чиновники горадминистрации. Молодые голубеводы не прочь погонять птиц под лихой
посвист. Но Анатолий Дмитриевич сейчас держит своих рекордсменов и призеров
престижных конкурсов в режиме покоя - его армавирцы и бухарцы играют свадьбы.
Анатолий Щербаль, голубевод:
"Это он гонит на яйца голубку. В шейку клюет - гонит на гнездо".
Вечерний Тихорецк - это
многолюдные улицы и площади, фонтаны пока молчат - еще не сезон. Очаг культуры
- огромный городской ДК имени Воровского, некогда принадлежал заводу,
выпускающему дрезины. А такая романтичная подсветка из шарообразных плафонов -
украшение городского отдела полиции.
"Начнет выпытывать
купе курящее про мое прошлое и настоящее...". Песня Микаэла Таривердиева
на стихи краснодарского поэта и драматурга Михаила Львовского в начале 60-х "ходила"
по спектаклям "Современника" и Ленкома. Причем есть вариант на музыку
Геннадия Гладкова, его исполняли питерские барды. У Рязанова в "Иронии
судьбы" она приобрела новое звучание и бешеную популярность.
А Тихорецкая
поэту-песеннику Львовскому, скорее всего, более пришлась в рифму. По крайней
мере, автор шлягера десятилетий так ни разу не объяснил - чем его вдохновила
именно эта станция. Ирония судьбы!
Главный символ Тихорецка -
паровоз, который в 1945 году вместе с еще несколькими составами прибыл в Берлин
в знак победы советской армии над фашистской Германией. Теперь он стоит как
памятник.
Локомотив использовали
вплоть до 70-х годов прошлого века. На ремонт присылали как раз в тихорецкое
депо. Когда пришло время списания паровоза, его чуть не отправили на
металлолом. Но жители Тихорецка вмешались и предложили сделать локомотив украшением
города.
Тихорецк: как сейчас выглядит самая новогодняя ж/д станция страны и кто здесь "реанимирует" паровозы