В цикле "Малые города России" сегодня Тихорецк Краснодарского края. Жизнь самой большой станции на железной дороге Кубани во многом с этой дорогой связана. Это и рабочие места, и специальность для обучения, и даже негласный гимн Тихорецка из знаменитого фильма Эльдара Рязанова. Но все же у местных жителей есть и два особенных увлечения. Каких - расскажет Дмитрий Андреянов. "На Тихорецкую состав отправится - вагончик тронется, перрон останется". Вот она - самая новогодняя железнодорожная станция Советского Союза, крупный логистический пункт Кубани - принимает поезда с четырех направлений. Летом только пассажирских - до 60 в сутки! Как не запутаться в таком сложном транспортном узле? Светлана Арчакова, дежурный помощник начальника вокзала станции Тихорецкая: "Пассажиры часто от поезда отстают. Выбегают купить хлебушка, особенно летом - тапочки и шортики. Ни денег, ни документов. Начинаем: на следующей станции - снимите вещи, снимите билетик, пассажира досылаем вам!". Но, увы, "стена кирпичная" - под толстым слоем невзрачной штукатурки, и стоят "часы вокзальные". Старинное здание 1886 года постройки - в прямом смысле на капитальном ремонте. В 2006 первой основательной станции Юга России решили вернуть исторический фасад - под кирпичики, но сил хватило только на подземный переход к платформам. Сергей Остапенко-отец, Сергей Остапенко-сын, жители Тихорецка: "Если б станцию еще отремонтировали…. Бросили ее уже давно… А так, хорошо живется! На самом деле, очень интересно даже, когда рассказываешь про упоминание города в знаменитой песне. Есть чем гордиться даже!". Здесь жизнь подчинила себе железная дорога: грузовая и пассажирская станция, Тихорецкая дистанция пути, локомотивное и рефрижераторное депо, железнодорожный техникум, завод имени Воровского - выпускает дрезины в ассортименте. А почти в центре города - эксклюзив даже для ОАО "РЖД" - паровозное депо. Локомотивы на пару здесь проходят полный цикл технического обслуживания, ремонта и восстановления. Владимир Колесников, бригадир ремонтников паровозного депо станции Тихорецкая: "Делаю очередной осмотр, который должен проводить постоянно, в принципе. Работоспособность отличная у аппарата! Сейчас только почистим сеточку - ставим назад, доливаем масло…". Кажется, если перевести телевизионную картинку в черно-белый режим, получатся кадры кинохроники советских пятилеток: копченые от паровозной сажи корпуса старого депо, разворотный круг - все оттуда, из 40-х и 50-х. За брезентовым занавесом раритет - гигант 37-го года постройки. Машина в таком состоянии, что и серию, и модель реставраторам придется искать в архивах. И донора для нее нет - у ремонтников хронический дефицит колес большого диаметра, у большегрузных паровозов они бывают до трех метров. Этому пациенту поставят уже современные. Роман Колесников, начальник участка ремонта паровозного депо: "К сожалению, нет технической возможности его полностью поставить на домкраты, разобрать здесь ходовую. По длине он большой. На 99 и 9 он разобранный - скелет паровоза. Но доведем до идеального состояния". У мастера спорта, рекордсмена международных соревнований Владимира Букина сегодня одиночная тренировка. Снаряд устремляется за ограду городского стадиона и приземлится в безлюдном уголке сквера. Разминочный бросок -34 метра. Владимир Букин, спортсмен-паралимпиец: "Последний результат - это было полгода назад - 35 метров, 35,90. Это был рекорд России – золото". Метание копья - лишь часть силового троеборья. Но для спортсмена-паралимпийца - основной вид. И только на первый взгляд - простой. Рекорды дальности Владимир сначала ставил на беговой дорожке и в тренажерном зале. А тренер подобрал парню "его" элемент спортивной программы. Увечье Владимира - результат детской шалости на железной дороге. Владимир Букин, паралимпиец, студент Тихорецкого железнодорожного техникума: "Тренер взялся, гонял на тренировки, родителям звонил, мне звонил: иди на тренировку! Я что-нибудь придумаю, отмазку, типа - заболел! Он первое время еще верил, а потом все – езжай на тренировку, сейчас приеду за тобой". Студент ж/д техникума ездил на сборы в Сочи и тренировался на одной площадке с мастерами "здоровой" сборной страны. И есть пример перед глазами - кому еще труднее: Миша Костромин, сосед, спортсмен-колясочник, выступает за сборную России. А это - целая сборная Тихорецка. Голубиная команда практически местной породы - северокавказская армавирская. Анатолий Щербаль, пенсионер, голубевод: "Это родоначальник моих всех сизых - у него и голова хорошая, и масть хорошая. Так же рамочка, какая положено у него, и лохма есть. Я даю ему голубочку кофейную - вот она, слетела". В городе мода на разведение голубей - свои вольеры держат и пенсионеры, и весьма ответственные чиновники горадминистрации. Молодые голубеводы не прочь погонять птиц под лихой посвист. Но Анатолий Дмитриевич сейчас держит своих рекордсменов и призеров престижных конкурсов в режиме покоя - его армавирцы и бухарцы играют свадьбы. Анатолий Щербаль, голубевод: "Это он гонит на яйца голубку. В шейку клюет - гонит на гнездо". Вечерний Тихорецк - это многолюдные улицы и площади, фонтаны пока молчат - еще не сезон. Очаг культуры - огромный городской ДК имени Воровского, некогда принадлежал заводу, выпускающему дрезины. А такая романтичная подсветка из шарообразных плафонов - украшение городского отдела полиции. "Начнет выпытывать купе курящее про мое прошлое и настоящее...". Песня Микаэла Таривердиева на стихи краснодарского поэта и драматурга Михаила Львовского в начале 60-х "ходила" по спектаклям "Современника" и Ленкома. Причем есть вариант на музыку Геннадия Гладкова, его исполняли питерские барды. У Рязанова в "Иронии судьбы" она приобрела новое звучание и бешеную популярность. А Тихорецкая поэту-песеннику Львовскому, скорее всего, более пришлась в рифму. По крайней мере, автор шлягера десятилетий так ни разу не объяснил - чем его вдохновила именно эта станция. Ирония судьбы! Главный символ Тихорецка - паровоз, который в 1945 году вместе с еще несколькими составами прибыл в Берлин в знак победы советской армии над фашистской Германией. Теперь он стоит как памятник. Локомотив использовали вплоть до 70-х годов прошлого века. На ремонт присылали как раз в тихорецкое депо. Когда пришло время списания паровоза, его чуть не отправили на металлолом. Но жители Тихорецка вмешались и предложили сделать локомотив украшением города.