Мы продолжаем цикл репортажей о малых городах России. И сегодня отправимся в самое сердце главной стройки 20 века - Тынду Амурской области. В советское время туда съезжались романтики со всей страны. Каждого, кто приезжает в Тынду, встречает огромная "белая птица". Так здесь называют железнодорожный вокзал. Две 48-метровые бетонные башни напоминают жителям Тынды лебединую шею. В "клюве" птицы - диспетчерская. А под ее "крыльями" расположились кассы и зал ожидания. К 40-летию БАМа здание отремонтировали и даже построили за вокзалом два новых корпуса - учебный центр для подготовки будущих железнодорожников. Инструктор Андрей Батраков показывает новый тренажер - локомотив "Витязь". Пока он один такой в России. Железнодорожники верят: новый комплекс в Тынде станет самым передовым в стране. Через несколько дней здесь начнут обучать машинистов и их помощников, электромонтеров пути, обходчиков и слесарей по ремонту вагонов, проводников, составителей поездов. Сергей Павлов, заместитель начальника службы управления персоналом Дальневосточной ЖД: "Главное, для чего все это - обеспечить возрастающие перевозки до 2030 года по БАМ-2. Задача поставлена - перевести более ста миллионов тонн в год. Представляете, какие задачи! Кто это будет делать? Это будут делать те, кто сядет сегодня за парты". К юбилею БАМа готовились всем городом: красили, асфальтировали, сажали... Тында считается столицей БАМа, и на празднования в городок приехало несколько тысяч человек. Такого наплыва гостей здесь не видели никогда. Сувенирные мастерские работают без выходных. Марина Беседина, руководитель мастерской сувенирной продукции: "Совпало так, что у многих организаций свои юбилейные даты. И 10 лет, и 15, и 35. И поэтому идут к нам. И все, что они хотят, мы им делаем - и бейсболки, и брелоки, и магниты, и ручки, и фотокамни, и баннеры". Тында начала активно строиться в семидесятые годы. Тогда на большую стройку приехало очень много москвичей. Они и назвали улицы и районы города столичными именами: тут есть свои Арбат, Красная Пресня и Сокольники. Но улица Мосфильмовская, в отличие от Москвы, в Тынде вовсе не элитный район. Здесь до сих пор живут во временных бараках, которые уже успели превратиться в трущобы. Этим ветхим домишкам по 35-40 лет. Такого жилья в Тынде - целые районы. Так живет более пяти тысяч семей. Алена Чернова, жительница г. Тында: "Тяжело с детьми, греть воду приходится, за свет километровые счета, но хорошо хоть вода есть. Правда, в этом году с ней проблемы. Есть же, кто еще хуже живет, у кого все сыплется - конкретно сыплется". В советское время, пока город строился, жители бараков стояли в очереди, ждали, что вот-вот переедут из времянок. Переехали, и в самом деле, многие - точнее, переехали из Тынды вообще. Из 65-тысячного города разъехались в поисках лучшей доли почти половина его жителей. Иван Варшавский - один из немногих ветеранов-первопроходцев, знаменитых бригадиров-строителей магистрали - здесь остался. Иван Варшавский, ветеран строительства БАМа: "Ехал же добровольно, меня сюда никто не ссылал. Здесь, опять же, жена похоронена, дети живут, квартиры…". Дома Ивана Варшавского застать сложно. Все лето он трудится на даче. На вечной мерзлоте, оказывается, растут и картофель, и огурцы, и помидоры. Нужно только вкалывать и запастись терпением. Этот совет бригадир всегда давал землякам-тындинцам. И не зря. Три года назад в столице БАМа началось долгожданное строительство домов по федеральной программе расселения ветхого и аварийного жилья. В прошлом году новые квартиры получили 305 семей. А до конца следующего года бараков не должно остаться вообще. Евгений Черенков, мэр Тынды: "Расчет был таков, чтобы полностью закрыть, расстаться с гнилой времянкой, почему и требование такое в программе - что переселяем людей, и старые дома не заселяются. Сразу под снос, эти дома должны быть уничтожены". Нынешний юбилей БАМа вдохнул в Тынду новую жизнь. Здесь отремонтировали и стадион, и вокзал, и дороги. Построили детские площадки. В планах - разбить скверы на месте старых бараков и отреставрировать театр. Таких перемен тут ждали давно. И теперь надежды местных жителей на развитие города, похоже, сбудутся. Ведь в последние годы станция Тында принимает больше 2 тысяч вагонов в сутки. Такого объема перевозок не было даже в советские годы.  История Тынды как отдельного поселения началась задолго до Байкало-Амурской магистрали. В 1850 году в тех реках начали добывать золото. Накануне Великой Отечественной Тынду планировали сделать столицей Амурской области. Но война не дала воплотить эти планы. А статус города Тында обрела лишь к 1975 году.