Репортаж из цикла "Малые города" сегодня - из "столицы российской глубинки". Так жители Урюпинска Волгоградской области отзываются о своей родине. Настоящая слава к городу пришла благодаря… козам. Двор настоящего урюпинца без козы пуст - так считает Полина Григорьевна Яшкина. Она - коренная урюпинка. Чешут коз всегда в декабре. Это самое подходящее время. В лучшие годы у бабы Поли по двору гуляли два десятка коз. Сейчас - всего две. Полина Яшкина, житель Урюпинска: "Это потомственные, еще моей мамы. Из поколения в поколения идут и идут они". Баба Поля все делает по старинке. Коз чешет, а не стрижет, как многие теперь в Урюпинске. И даже прядет не на электрической прялке, а на ножной, доставшейся от бабушки. За пуховыми косынками Полины Григорьевны приезжают из соседних регионов и даже с Крайнего Севера. Приработок небольшой - стоит платок от 500 до полутора 1500 рублей. Но баба Поля рада. Полина Яшкина, житель Урюпинска: "Я хоть маленькую косынку свяжу, продам - и то деньги! А то за свет плати, за газ плати, газету выписывай!". Урюпинский козий пух длиннее и прочнее любого другого. Пытались разводить таких коз в других регионах. Не вышло. Без Урюпинска коза почему-то переставала пушиться. Пуховый бизнес помог урюпинцам выжить в тяжелые 90-е. В те годы коз в городе было больше, чем людей. В благодарность на одной из центральных улиц даже установили памятник Козе-кормилице. Говорят, что тот, кто сфотографируется на фоне козы-кормилицы и потрет ей нос, будет счастливым. В преддверии 2015 года, года Козы, в Урюпинске ждут наплыва желающих сфотографироваться на удачу. Вслед за памятником в Урюпинске открыли Музей козы, единственный в мире. Сейчас экспонаты временно переехали - из-за ремонта. Детские поделки и рисунки расположились в экологическом центре, а коза Анфиса, ставшая знаменитой на всю страну после фотоссесии с Владимиром Путиным на инвестфоруме в Сочи, поселилась в местной картинной галерее. Наталья Лощилина, заведующая научно-методическим отделом Урюпинского художественного краеведческого музея: "Любят подоить, так как у нее достаточно большое вымя. Кстати, помимо пуховых коз, у нас есть и дойные козы". После ремонта музей пополнят новые экспонаты: пуховые чехлы для гаджетов и пуховое нижнее белье, которые вяжут на дому урюпинские мастерицы. Многие из них - сотрудницы городского предприятия "Узоры". "Наши первые разработки были ажурные перчатки, потом мы стали вязать пальто. Тенденция - это хорошо, тепло, натурально. Он считается лечебным, но ведь не каждый будет платок носить", - говорит Раиса Казимирова, директор ООО "Узоры". Для большинства россиян Урюпинск - город из анекдотов, символ российского захолустья. Но местные жители свою родину гордо называют столицей российской глубинки. Многие знают этот город по ушедшей в народ фразе "Брошу все и уеду в Урюпинск". Футболки с этим слоганом шьют на урюпинской трикотажной фабрике. Татьяна Шкилева, начальник отдела маркетинга и сбыта Урюпинской текстильной фабрики: "Сначала было трудно, люди со смехом воспринимали. Ну, а теперь мы раскрутились, и на подарки у нас это берут". Лидия Чернякова пришла на фабрику 17-летней девушкой. С тех пор и спит в пижаме, которую сшили здесь, и на работу ходит в одежде с лейблом своего предприятия. Лидия Чернякова, швея-мотористка: "Я ничего не покупаю другого, только с фабрики. Вот кофта - тоже фабричная". Тот, кто ни вязать, ни шить не умеет - в основном молодежь - покидает Урюпинск. Другой работы здесь почти нет. За последние четыре года население города сократилось на 2 тысячи человек. Зато здесь все больше туристов. Берега Хопра - излюбленное место сторонников активного отдыха. Два раза в неделю здесь - пуховый базар. В другие дни настоящей урюпинской шали даже в Урюпинске не найти. Можно наткнуться на подделку. Нелегкий труд пуховязальщиц увековечен в скульптурной композиции: одна рукодельница чешет пух, другая прядет, третья вяжет. В ногах с клубком ниток играет котенок. Несколько дней назад ему приделали новый хвост - старый отломали вандалы. Как и другие мелкие детали в руках рукодельниц. Александр Зимин, житель Урюпинска: "Она что-то держала в руке, чтобы прясть. Все сломали! А вот там была ческа, чтобы пух чесать - тоже сломали!". Другой памятник в Урюпинске - героям повести "Судьба человека" - вандалы пока не трогают. Скульптура стоит в том месте, где по книге герой Шолохова, демобилизованный с фронта, встретил у старой чайной оборвыша Ванюшу. Старой чайной на этом месте давно нет. Теперь здесь стоит Дом ветеранов, где по вечерам собираются казаки и поют песни о родном крае. Коллективу "Атаман" - 15 лет. Ансамбль - постоянный участник, лауреат и победитель всероссийских конкурсов и фестивалей народной песни. Серьезный репертуар казаки разбавляют частушками: "На урюпинском вокзале 3 часа автобус ждали. Кто с корзиной, кто с мешком – все … пешком". Поют казаки о бабушках, которые вяжут и грызут семечки одновременно. И о том, что дальше Урюпинска не так-то просто уехать. Железнодорожная ветка из Волгограда обрывается прямо в центре города, словно дальше пути нет. Настоящая глубинка - глубже некуда! По одной версии, название города связывается с татарским князем Урюпом, который якобы увяз в местных болотах. По другой - со словом "урюпа". Оно, по словарю Даля, означает "неряха"- это о дикой местности. По третьей версии, про это поселение говорили "у руба", что значило: у крутого обрыва. Кстати, по опросам, 60% россиян, которые упоминают этот город в анекдотах, не знают о том, что он реально существует.