В цикле Малые города сегодня мы отправимся в Усмань Липецкой области - край Кулибиных, как говорят сами жители. Там делают уникальные вездеходы и беспилотники. Конструкторы хвалятся, что своими разработками обошли американских коллег. Этот вездеход назвали "Усманский мишка". Он пашет, сеет, разбрасывает удобрения и подкормки. Идет по любому грунту на скорости до 40 километров в час. Сергей Колесников собирает и испытывает эти машины уже 5 лет. На одной из них побил рекорд России - за час внес удобрения на площади в 113 гектаров. Сергей Колесников, механик: "После того, как установил рекорд, даже премию дали. А почему другие не могут? Почему вы смогли, а другие нет? Значит, транспорт не позволяет!" Из обыкновенного УАЗа в Усмани смогли сделать спецтранспорт который уже работает на полях Липецкой, Белгородской и Воронежской областей и в Краснодарском крае. Сначала базовую модель полностью разбирают, усиливают раму и мосты, устанавливают огромные колеса и навесное оборудование. Каждая машина стоит 3 миллиона рублей. Это в несколько раз дешевле иностранных аналогов, а делать такая машина может гораздо больше, чем трактор. Вадим Суровцев, коммерческий директор ООО "Авион": "Понимая какие требования выдвигают работники сельского хозяйства, мы пришли к тому, что надо делать свою машину, которую мы бы знали от и до, у которой запчасти были бы в любом автомагазине, чтобы она была ремонтнопригодна". Здесь сейчас работают 10 механиков со средней зарплатой 18 тысяч рублей. Они выпускают 5 машин в месяц. На предприятии давно хотят расширить производство. Но своих денег на это нет, а брать кредиты под нынешние банковские проценты слишком дорого. "Усманские мишки" - единственный в городе работающий сборочный цех. Совсем недавно в Усмани еще собирали самолеты для малой авиации. Американские "Сессны" и российские "Сигмы" планировали производить для сельского хозяйства и МЧС. Но успели собрать только первую партию из шести штук. Год назад предприятие обанкротилось. Сейчас за забором видны лишь недостроенные сборочные ангары. У заброшенного авиапредприятия в Усмани сегодня собираются только авиамоделисты. В свободное время на аэродроме ДОСААФ они отрабатывают навыки управления лично собранными аппаратами. Квадро- и гексакоптеры, оснащенные камерами и измерительными приборами, летают на расстояние до пяти километров. Увлечение усманцев небом очень пригодилось прошлым летом, когда они с высоты обнаруживали пожары и вызывали МЧС для их тушения. В следующем сезоне они хотят еще патрулировать и водоемы. Эдуард Балабаев, житель Усмани: "Коптер способен нести несколько спасательных кругов. Оказывать помощь утопающим. Так же можно патрулировать пляжи с установленного на борту рупора можно предупреждать чтобы не заплывали далеко". Начинали моделисты 4 года назад в обычном гараже, вот с этого квадрокоптера, рама которого собрана из рыболовных удочек. Его грузоподъемности уже тогда позавидовали за океаном. Усманские "кулибины" устроили соревнования через интернет с американскими коллегами. Виталий Алексеев, житель Усмани: "С нами американцы хотели посоревноваться, подняли 0,5 литра кока-колы. Мы им в ответ на этом коптере показали, что наши российские коптеры, поднял 2,5 литра нашего кваса. Из головы все бралось. Подмеряли, подрезали, делали лучи". Виталий, как и 20 тысяч других горожан, каждый месяц получает от государства четыреста рублей. Усмань входит в список населенных пунктов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Усманцы имеют право на бесплатный проезд до областного центра, освобождаются от транспортного и земельного налогов, а семьи получают выплаты на детей в двойном размере. Специалисты говорят, что хотя с момента аварии прошло почти 30 лет, а до Чернобыля отсюда около тысячи километров, многие жители по-прежнему находятся в зоне риска. Михаил Борвинский, председатель липецкого отделения "Союз чернобыльцев": "Нам были предоставлены данные, которые указывают на то, что заболевания и в подростковом от 0 до 14 лет в детском возрасте, намного выше. Это и эндокринная система, щитовидная железа, и онкология, к сожалению, практически в 2 раза выше". Правда, "чернобыльские" доплаты есть здесь не у всех. Эдуард Балабаев, житель Усмани: "Я "чернобыльские" не получаю, Так сложилось, что на одной улице, она пополам разделена, с общим водопроводом, с общими коммуникациями. Один сосед получает, другой не получает "чернобыльские".  Наверное, дождь выпал радиоактивный - к соседу попало, ко мне не попало. Только так могу представить". Но чернобыльское прошлое не мешает Усмани сегодня производить экологически чистые продукты. На этой мельнице особенно гордятся своей исключительно белой мукой. Владимир Зимин, заместитель директора мельницы: "Мы не добавляем ни сухой клейковины, мы не добавляем искусственных отбеливателей. Мы берем качественную пшеницу, делаем грамотный помол, и в итоге у нас получается качественная мука, с достаточной белизной". Оборудование на мельнице уже далеко не новое, на переоснащение денег пока нет. В розницу муку с этой мельницы не продают - вся продукция поставляется за пределы региона. В списке заказчиков - хлебзаводы Калининграда и Крыма. Пекари Липецкой области с усманскими мельниками почему-то не сотрудничают. В XIX веке от желающих сотрудничать сУсманским уездом отбоя не было. Там, кроме мельниц, работали сахарный и кирпичные заводы, ткацкие фабрики и более 300 конных заводов. За границей ценилась шерсть усманских овец. Только за год иностранцы покупали там около 700 тысяч пудов шерсти - это примерно 11,5 тысяч тонн.