Великий Устюг: шемогодская береста, устюжская чернь по серебру и полоса препятствий у резиденции Деда Мороза

Сегодня, в первый день зимы, в цикле "Малые города" мы отправимся на родину Деда Мороза - в Великий Устюг. Раньше на местных ярмарках можно было купить заморские вина и ткани, а отсюда в Европу везли зерно и меха. Что там происходит сегодня - расскажет Рустем Давыдов.

Сказочные владения Деда Мороза - почти в пятистах километрах от Вологды. В Великом Устюге. Дед Мороз утверждает, что ему уже под 2 тысячи лет, а в Устюг он перебрался в 12 веке - аккурат в день основания города. Дети помладше - верят. Постарше - относятся скептически: и за бороду норовят подергать, и в мешок с подарками залезают, и на электронную почту каверзные вопросы присылают.

Дел Мороз: "Я есть! Я существую, каждый может прикоснуться, подергать за бороду - не оторвать. А кто не верит - пусть сам приедет в мой сказочный Великий Устюг и в этом убедится".

Убедиться в том, что Дед Мороз настоящий, только на зимние каникулы приезжает 40 тысяч туристов из России и Европы. Но - просто так к резиденции Деда Мороза не пройти: надо преодолеть полосу препятствий - "Тропу сказок".

Добрыня Никитич: "А дальше у нас задание таково - пробежать мешочки, не задев ни одного!".

Зато после испытаний можно погулять по вотчине Деда Мороза, посмотреть, где тот отдыхает, полюбоваться его зимними и летними костюмами.

Вот эту шубу Дедушка Мороз одевает в самые лютые морозы, а вот эта шуба у Деда Мороза называется "боярско-выходная".

На сказочном почтовом отделении - столпотворение. Родители старательно выводят адрес, дети пишут желания. Дед Мороз потом внимательно читает письма. И исполняет все мечты. Ну, или почти все.

Дед Мороз (читает письмо): "Дорогой Дедушка Мороз! Нам нравится зима, но сделай, чтобы снег на наш дом не падал, а то его надо убирать".

У самого Дедушки, оказывается, тоже есть заветные желания. Но они - не совсем сказочные.

Дед Мороз: "Ребятишки приезжали из Волгограда и мечтали об одном - чтобы не было терактов. Я мечтаю, чтобы закончились все войны, чтобы наступил мир на планете Земля".

В резиденции - всегда многолюдно. Сюда съезжаются друзья Деда Мороза - якутский Чысханн, татарский Кыш Бабай, Тол Бабай из Удмуртии, Казачий Дед Мороз из-под Петербурга. Ну, и всякая нечисть, но с добрыми намерениями.

Баба-Яга из Кукобоя: "Пригналась на своей метле вот сюда. Подарки привезла. Вот, видишь - веник из моей чащи. Мочалку Марья-Искусница ему сплела. Так что с подарками. Как же с пустыми руками?!".

В резиденции Дед Мороз зажигает первую новогоднюю елку и отправляется в путешествие по стране.

За 800-летнюю историю Устюгом владели владимирские, ростовские, галицкие, московские князья. Устюжане вместе с московскими князьями боролись с Великим Новгородом, участвовали в походах на Обь и в югорскую землю. В 17 веке город превратился в крупный торговый центр. На летней Прокопиевской и зимней - Никольской - ярмарках можно было купить западноевропейские и восточные ткани, китайский чай, заморские вина и пряности. А отсюда в Европу везли зерно, меха и серебряные черненые изделия.

Александр Менькин, ювелир-монтировщик 5 разряда: "Сначала корпус зачищается, место пайки шифруется, припой, спаивается, отбеливается, обрабатывается внутри, снаружи…".

Все операции - от изготовления деталей и их пайки до полировки - и сейчас выполняются вручную. Технологии не изменились за века. Каждое изделие копят на керосиновой лампе. Затем заворачивают в тисненную бумагу - на копоти отпечатывается узор. Рисунок покрывают лаком, штихелем мастерицы вырезают узор.

Надежда Амосова, гравер 5 разряда: "Изделие сделано, подготовлено для нанесения черни на черневом участке. Здесь сделана обрезка, сделана выборка фона. Сделана растенка. Во все углубления накладывается чернь".

Устюжская чернь по серебру ценится за глубину тона, а также за прочность сцепления черневого состава с серебром. Чернь изнашивается только с металлом. Такие кубки, чарки, столовое серебро переходят из поколения в поколение, превращаясь в фамильную драгоценность.

Северная природа, наверное, отложила отпечаток на архитектуру городка - легкую, воздушную, невесомую. Многочисленные храмы словно парят над водами Сухоны и Юга. И точно так же парит на серебристо-белой бересте кружево растительных узоров шемогодской резьбы.

Ольга Минюхина, мастер по шемогодской бересте: "Это - трилистник, это - двулистник. Однолистник. Эта кайма называется "чарочки". Это все старинное, самобытное".

Искусство резьбы по бересте возникло у реки Шемогса в Вологодской области. На шкатулках, туесках, декоративных тарелках - галантные сцены из дворянского быта, крестьянских чаепитий, прогулок по сказочным садам. Птицы, звери, растительный орнамент гравируются на листах бересты шилом, прорезаются острым ножом. Говорят, на Парижской выставке 1900 года французы долго не могли поверить, что это не резьба по кости, и назвали шкатулки из России bouleau russe miracle - "русское берестяное чудо". И сам Великий Устюг - как изящная берестяная шкатулка - плывет в сказочной снежной дымке.

По одной из версий, город так назван потому, что расположен близ устья реки Юг - отсюда и Устюг. А эпитет "Великий" он получил в 16 веке. Тогда торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван Грозный включил его в число опричных городов и присвоил ему такой титул.  


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски