Сегодня в рубрике "Малые города России" Вышний Волочек Тверской области. Прославил его Петр Великий, по приказу которого там построили первые в стране водохранилище и искусственный канал. Водный путь оказался очень полезен при строительстве Санкт-Петербурга. Чуть позже по этой магистрали в год стали проходить по 6 тысяч судов. Сегодня через Вышний Волочек – правда, уже по автомобильной дороге - проезжают десятки тысячи машин, которые направляются из Москвы в Петербург. В безветренную погоду в воде каналов и рек Вышнего Волочка отражается весь город: его пешеходные мосты, купеческие дома и золотые купола Богоявленского собора. Его построили в начале 19 века, чудом ему удалось уцелеть в двадцатом. Василий Киричук, настоятель Богоявленского собора: "Собор наш был открыт в 48 году. Он в 30-е годы был закрыт, здесь планировали сначала клуб, кинотеатр, потом был просто склад". Отец Василий служит в соборе 41 год. Родился и вырос на Украине, недалеко от Почаева. Многие его односельчане сегодня служат священниками по всей России. Василий Киричук, настоятель Богоявленского собора: "У нас в селе не было неверующих. Все были. В воскресенье, праздник - весь народ в храме. Дома оставался только тот, кто ухаживает за скотиной, кто - по хозяйству. Все остальные - в храме". Вместе с отцом Василием в соборе служит внук. Тут же в церковной лавке работает и дочь Вера. Вера Киричук, старший продавец церковной лавки: "Иногда так - вроде бы идешь на работу, а вырвется: пора домой идти. И туда домой, и сюда домой". Когда приезжаешь в новое место, всегда спрашиваешь у жителей, на какую улицу нужно заглянуть и в какой музей зайти, чтобы лучше узнать город. Для Веры - Вышнего Волочка нет без собора. В нем уместился весь город. Вера Киричук, старший продавец церковной лавки: "Когда я начинала расти - еще маленькая, в то время к детям священника относились очень жестоко и строго. И мне как-то в городе нигде не было комфортно, кроме как в церкви". У каждого в городе свое любимое место. Одни советовали посетить местный драматический театр. Другие - заглянуть в Венециановский сквер с фонтаном и памятниками. Екатерине Второй жители благодарны за то, что присвоила Вышнему Волочку статус города. По указу другого российского правителя - Петра Первого - здесь построили первые в стране водохранилище и искусственный канал. Водный путь помог при строительстве Санкт-Петербурга и долгое время оставался главной транспортной артерией страны. По рекам и искусственным каналам караваны судов ходили из Балтийского моря в Каспийское. Навигация прекратилась почти одновременно с открытием Николаевской железной дороги. Она соединила Москву с Санкт-Петербургом. Постепенно из города бурлаков, купцов и лоцманов Вышний Волочек превратился в город текстильщиков. Вышневолоцкому хлопчато-бумажному комбинату - 157 лет. В городе это одно из лучших мест работы. Средняя зарплата - 24 тысячи, вдвое больше чем у работников культуры в Вышнем Волочке. Но мест на заводе немного - работают меньше трехсот человек - в цехах сплошная автоматика. Коллектив в основном женский. Мужчины к такой расстановке сил на производстве относятся философски. Игорь Морозов, директор красильно-швейной фабрики Вышневолоцкого ХБК: "У женщин ведь не все основное - работа. Есть еще дом, семья. И как они дома, в семье себя ведут, как родные их настроят, с таким настроением они и приходят на работу. Поэтому если у них настроение не очень хорошее, то надо как-то здесь сдерживать себя, чтобы в ответ не высказать то же самое". Все производство сегодня находится в одном - новом корпусе. Старые пока простаивают, но руководству этого предприятия повезло. Здания выкупил турецкий бизнесмен. Что делать с другим промышленным наследством, рассказывают в местном краеведческом музее. Галина Манахова, директор Вышневолоцкого краеведческого музея: "Это фабрика "Таболка". Бывший "Пролетарский авангард". Она и реконструкцию прошла. Вы знаете, это такая фабрика, на которой работало полгорода, наверное". 4 года назад молодые архитекторы из Москвы и Санкт-Петербурга придумали, как вдохнуть в старые здания новую жизнь. В огромных корпусах уместились и гостинично-развлекательный центр, и Музей воды, и лодочная станция вместо подземной парковки. Галина Манахова, директор Вышневолоцкого краеведческого музея: "Для того, чтобы вот это сделать, для этого нужны, конечно, большие вливания. Конечно, мы мечтаем о Потаниных и Абрамовичах, так я говорю. Как их заманить сюда для того, чтобы получить вот такой вот Вышний Волочек, как мы в шутку говорим, Венеции клочок?! Вот посмотрите, что из себя может представлять город будущего". Больше других этот зал музея любят вышневолоцкие молодожены. Они едут сюда из ЗАГСа, чтобы сделать памятные снимки на красивом фоне. В городе будущего, в отличие от настоящего, всегда чисто и трава круглый год - зеленая. Галина Манахова, директор Вышневолоцкого краеведческого музея: "Хочется, конечно, видеть вот этой чистоты, ухоженности, похожей на какой-то европейский город. И становится настолько обидно, и кроме слов Некрасова ничего не приходит на ум: "Жаль только жить в эту пору прекрасную…". "…Уж не придется ни мне, ни тебе" - так продолжается стихотворение "Железная дорога" Николая Некрасова. Галина Георгиевна читает его с улыбкой. Значит, в такую концовку все-таки не верит. Ее жизнь проходит сразу в двух городах, которые друг от друга отделяет лишь дверь музея. Как тут не поверишь, что когда-нибудь они смогут стать одним целым! Проект "Фабрика Россия", который и подразумевает обновление Вышнего Волочка, архитекторы представили на выставке как раз в Венеции 4 года назад. Аналогичный способ адаптации заброшенных заводских корпусов разработчики идеи предложили и другим городам, где промышленность находится в упадке. По проекту, таких городов в России около трехсот. За 4 года, прошедшие с тех пор, инвестора для воплощения грандиозных планов так и не нашли.