Воронежская: "подушечная" станица, где живут казаки-байкеры и джиперы
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/voronezhskaya-podushechnaya-stanitsa-15984.html
Сегодня в цикле "Малые города" станица Воронежская Краснодарского
края. Больше двух веков назад ее основали донские казаки. Они защищали южные
границы страны от набегов горцев. Чем сейчас живет станица и почему ее называют
"подушечной" - расскажет Лариса Горбунова.
Возле рядов разноцветных подушек проезжающие по краевой трассе
автомобилисты останавливаются охотно. За день воронежцы успевают продать около
сотни подушек.
Подушечным бизнесом Людмила Шумская, как и многие воронежцы, занялась в
кризисные 90-е. Куры и гуси, которых тогда держали в каждом дворе, помогли
станичникам выжить.
Людмила Шумская, житель станицы Воронежская: "Была птица своя.
Покупали. Машинка у меня своя, шили сами. Потом пошло это хорошо, и мы начали
покупать на птицефабриках перо".
Теперь Людмила Николаевна оптом покупает готовый товар и продает до пяти
пуховых и перьевых подушек каждый день. Таких торговых точек вдоль трассы в
станице - около полусотни. Правда, в последнее время подушки активно вытесняют
мягкие игрушки. Плюшевых мишек, лошадок, тигров в Воронежской шьют на
собственной фабрике. Делают до 150 штук в день.
Елена Лазутина в набивочном цехе работает одна. Руководство купило аппарат,
который измельчает и распределяет наполнитель внутри игрушки.
Елена Лазутина, набивщик фабрики мягкой игрушки: "Одну игрушку вручную
набивали час примерно по времени, а теперь 2-3 минуты - и такая средняя игрушка уже готова".
Шестерых напарниц Елены перевели в цех раскройки, где пока работают
вручную. Но и здесь людей скоро сменит техника.
Артем Кононцев, администратор фабрики мягкой игрушки: "Планируем
приобрести принтер для кроя, а людей, которые работают на раскроечном участке, перевести
в отдел ОТК и сортировки".
Сотрудницы фабрики дорожат своей работой. Зарплата здесь - 15 тысяч рублей.
Этих денег вполне хватает на месяц. Ведь в станице почти у всех - свое
хозяйство, сады и огороды.
Николай Титовской - единственный обладатель звания почетного жителя
Воронежской. Односельчане присвоили, когда выходил на пенсию. Сегодня он
занимается огородом и теплицами. А до этого больше 20 лет руководил агрофирмой
- главным предприятием станицы, которое образовалось на базе
колхоза-передовика.
Николай Титовский, житель станицы Воронежская: "Все, что сделано
сегодня в станице Воронежская, - это сделано колхозниками колхоза имени
Жданова. И асфальтирование, и газификация, и водопровод, и электричество".
На средства предприятия в станице поставили и памятник Пушкину. Александр
Сергеевич проезжал через Воронежскую по пути из Пятигорска в Крым. Об этих
местах он писал брату Льву: "Видел я берега Кубани и сторожевые станицы,
любовался нашими казаками. Вечно верхом, вечно готовы драться. Вокруг нас ехали
60 казаков, за нами тащилась заряженная пушка с зажженным фитилем".
Те самые казаки более двухсот лет назад основали Воронежскую. Этот Межевой
столб - точная копия тех, что ставили здесь, обозначая границы поселения.
Виктор Мацко, житель станицы Воронежская: "Копалась квадратная яма,
она забивалась древесными остатками - они поджигались. И рядом устанавливался
столб. Столб могли своровать, а зола всегда оставалась. По зольным ямам можно
было всегда эту границу пробить".
К столетию Первой мировой войны в Воронежской открыли часовню в память 325
казаков, принимавших участие в боях. Деньги частично снова выделила агрофирма.
А остальное жители собрали сами. Всем миром в начале прошлого века строили
здесь и храм Рождества Пресвятой Богородицы. Владельцы кирпичных заводов
привозили материалы, станичники приносили сырые яйца - их добавляли в
строительный раствор для прочности.
В Великую Отечественную немцы устроили в храме лагерь для военнопленных.
Старожилы рассказывают - каждый день отсюда вывозили десятки замерших трупов. В
хрущевский период здесь хранили зерно, потом - химикаты. Богослужения
возобновились только в конце 80-х. В 2016 храму исполнится сто лет. Юбилей он
будет встречать не в лучшем виде.
Отец Сергий, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы: "Протекает крыша, в местах течи стала
образовываться плесень, грибок. Это все нужно удалять, делать. В храме нужно
делать нормальное отопление. Витражи, оштукатуривание требуют материальных
затрат".
На ремонт нужно около 20 миллионов рублей. Взять их негде. Долго ли храм
простоит без реставрации - неизвестно.
По улицам воронежцы передвигаются в основном на велосипедах. Даже перед
зданием администрации вместо автопарковки - велостоянка. Екатерина Гулова и в
75 педали крутит каждый день.
Екатерина Гулова, житель станицы Воронежская: "Такси - это для нас
дорого, а это – хорошо".
Любители высоких скоростей меняют велосипеды на мотоциклы. В Воронежской
действует отделение одного из российских мотоклубов. В нем - два десятка
байкеров. Они постоянные участники различных байк-фестивалей и сами регулярно
проводят мотошоу.
Иван Скороходов, житель станицы Воронежская: "Люди нам показывают – "классно!".
Машут руками из автомобилей. Мы - взрослые дядьки, серьезные. Ездим в шлемах,
соблюдаем правила".
Юрий Стригин мотоциклу предпочитает "Ниву". Эти медали и кубки он
завоевал на соревнованиях по джип-триалу. После гонок машину восстанавливает
самостоятельно - чинит покореженный бампер и привинчивает отвалившийся кардан.
Юрий Стригин, джипер, житель станицы Воронежская: "В любую грязь
залезаем, своими силами вылезаем. Зимой по снегу, по сугробам, летом - по
водичке, по травке".
Неподалеку от косогора, где тренируется Юрий - места исторические.
Скифо-сарматские и меотские курганы, правда, разграбленные "черными
копателями". И два городища 3 века до нашей эры. Полвека назад археологи,
проводившие раскопки, находили гончарную посуду. А местные жители говорят, что
и сегодня можно случайно наткнуться на черепки древних кувшинов, медные
наконечники стрел и копий.
Главная проблема местных жителей - транспортная. Через станицу проходит
крупнейшая региональная трасса и железная дорога. Но сейчас там работает только
один переезд и приходится делать крюк в несколько километров. Это неудобно для
пожарных и "скорой". Об этой проблеме мы расскажем в одном из
следующих эфиров.
Воронежская: "подушечная" станица, где живут казаки-байкеры и джиперы