Сегодня в цикле "Малые города" станица Воронежская Краснодарского края. Больше двух веков назад ее основали донские казаки. Они защищали южные границы страны от набегов горцев. Чем сейчас живет станица и почему ее называют "подушечной" - расскажет Лариса Горбунова. Возле рядов разноцветных подушек проезжающие по краевой трассе автомобилисты останавливаются охотно. За день воронежцы успевают продать около сотни подушек. Подушечным бизнесом Людмила Шумская, как и многие воронежцы, занялась в кризисные 90-е. Куры и гуси, которых тогда держали в каждом дворе, помогли станичникам выжить. Людмила Шумская, житель станицы Воронежская: "Была птица своя. Покупали. Машинка у меня своя, шили сами. Потом пошло это хорошо, и мы начали покупать на птицефабриках перо". Теперь Людмила Николаевна оптом покупает готовый товар и продает до пяти пуховых и перьевых подушек каждый день. Таких торговых точек вдоль трассы в станице - около полусотни. Правда, в последнее время подушки активно вытесняют мягкие игрушки. Плюшевых мишек, лошадок, тигров в Воронежской шьют на собственной фабрике. Делают до 150 штук в день. Елена Лазутина в набивочном цехе работает одна. Руководство купило аппарат, который измельчает и распределяет наполнитель внутри игрушки. Елена Лазутина, набивщик фабрики мягкой игрушки: "Одну игрушку вручную набивали час примерно по времени, а теперь 2-3 минуты  - и такая средняя игрушка уже готова". Шестерых напарниц Елены перевели в цех раскройки, где пока работают вручную. Но и здесь людей скоро сменит техника. Артем Кононцев, администратор фабрики мягкой игрушки: "Планируем приобрести принтер для кроя, а людей, которые работают на раскроечном участке, перевести в отдел ОТК и сортировки". Сотрудницы фабрики дорожат своей работой. Зарплата здесь - 15 тысяч рублей. Этих денег вполне хватает на месяц. Ведь в станице почти у всех - свое хозяйство, сады и огороды. Николай Титовской - единственный обладатель звания почетного жителя Воронежской. Односельчане присвоили, когда выходил на пенсию. Сегодня он занимается огородом и теплицами. А до этого больше 20 лет руководил агрофирмой - главным предприятием станицы, которое образовалось на базе колхоза-передовика. Николай Титовский, житель станицы Воронежская: "Все, что сделано сегодня в станице Воронежская, - это сделано колхозниками колхоза имени Жданова. И асфальтирование, и газификация, и водопровод, и электричество". На средства предприятия в станице поставили и памятник Пушкину. Александр Сергеевич проезжал через Воронежскую по пути из Пятигорска в Крым. Об этих местах он писал брату Льву: "Видел я берега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками. Вечно верхом, вечно готовы драться. Вокруг нас ехали 60 казаков, за нами тащилась заряженная пушка с зажженным фитилем". Те самые казаки более двухсот лет назад основали Воронежскую. Этот Межевой столб - точная копия тех, что ставили здесь, обозначая границы поселения. Виктор Мацко, житель станицы Воронежская: "Копалась квадратная яма, она забивалась древесными остатками - они поджигались. И рядом устанавливался столб. Столб могли своровать, а зола всегда оставалась. По зольным ямам можно было всегда эту границу пробить". К столетию Первой мировой войны в Воронежской открыли часовню в память 325 казаков, принимавших участие в боях. Деньги частично снова выделила агрофирма. А остальное жители собрали сами. Всем миром в начале прошлого века строили здесь и храм Рождества Пресвятой Богородицы. Владельцы кирпичных заводов привозили материалы, станичники приносили сырые яйца - их добавляли в строительный раствор для прочности. В Великую Отечественную немцы устроили в храме лагерь для военнопленных. Старожилы рассказывают - каждый день отсюда вывозили десятки замерших трупов. В хрущевский период здесь хранили зерно, потом - химикаты. Богослужения возобновились только в конце 80-х. В 2016 храму исполнится сто лет. Юбилей он будет встречать не в лучшем виде. Отец Сергий, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы: "Протекает крыша, в местах течи стала образовываться плесень, грибок. Это все нужно удалять, делать. В храме нужно делать нормальное отопление. Витражи, оштукатуривание требуют материальных затрат". На ремонт нужно около 20 миллионов рублей. Взять их негде. Долго ли храм простоит без реставрации - неизвестно. По улицам воронежцы передвигаются в основном на велосипедах. Даже перед зданием администрации вместо автопарковки - велостоянка. Екатерина Гулова и в 75 педали крутит каждый день. Екатерина Гулова, житель станицы Воронежская: "Такси - это для нас дорого, а это – хорошо". Любители высоких скоростей меняют велосипеды на мотоциклы. В Воронежской действует отделение одного из российских мотоклубов. В нем - два десятка байкеров. Они постоянные участники различных байк-фестивалей и сами регулярно проводят мотошоу. Иван Скороходов, житель станицы Воронежская: "Люди нам показывают – "классно!". Машут руками из автомобилей. Мы - взрослые дядьки, серьезные. Ездим в шлемах, соблюдаем правила". Юрий Стригин мотоциклу предпочитает "Ниву". Эти медали и кубки он завоевал на соревнованиях по джип-триалу. После гонок машину восстанавливает самостоятельно - чинит покореженный бампер и привинчивает отвалившийся кардан. Юрий Стригин, джипер, житель станицы Воронежская: "В любую грязь залезаем, своими силами вылезаем. Зимой по снегу, по сугробам, летом - по водичке, по травке". Неподалеку от косогора, где тренируется Юрий - места исторические. Скифо-сарматские и меотские курганы, правда, разграбленные "черными копателями". И два городища 3 века до нашей эры. Полвека назад археологи, проводившие раскопки, находили гончарную посуду. А местные жители говорят, что и сегодня можно случайно наткнуться на черепки древних кувшинов, медные наконечники стрел и копий. Главная проблема местных жителей - транспортная. Через станицу проходит крупнейшая региональная трасса и железная дорога. Но сейчас там работает только один переезд и приходится делать крюк в несколько километров. Это неудобно для пожарных и "скорой". Об этой проблеме мы расскажем в одном из следующих эфиров.