В цикле "Малые города" мы сегодня отправимся в Воздвиженское Ярославской области. Из достопримечательностей там сохранился лишь один храм, да и тот нуждается в срочной реставрации. Но не памятники архитектуры привлекают туда новых жителей - дачников. Репортаж Александра Денисова.  Воздвиженское находится на водном перекрестке: река Пукша, по которой передвигаются лишь рыбацкие моторки, словно второстепенная сельская дорога, вливается здесь в широкую федеральную магистраль Волги, с ее баржами и теплоходами. С земли всю впечатляющую перспективу не увидать. Она открывается тому, кто ближе к небу, как отец Михаил. По шатким лестницам настоятель забирается на 40-метровую колокольню Крестовоздвиженского храма сколачивать мостки и леса для реставраторов, которые скоро приедут восстанавливать старинную церковь. Отец Михаил: "Вот это - южная наша сторона, она как раз выходит на Пукшу. Когда-то здесь маленькая речка была, которая после того, как подняли уровень воды в Угличском водохранинище, стала большой заводью". Отец Михаил служит в Воздвиженском как солдат-срочник, который отвечает за все и сразу. Готовит деревянные перекрытия для реставраторов, потому что сделать это больше и некому - не бабушкам же из его прихода карабкаться сюда с молотками! Отец Михаил окормляет, то есть духовно опекает, и окрестные села. На своем "Патриоте" приехал в соседнее Ложкино. Большинство обитателей села, как он выражается, "без колес", добраться в Воздвиженское не могут, вот священник и проводит здесь службы - в небольшом зале в здании почты. Отец Михаил: "Такой выездной молебен у нас сегодня". Ныне погода хорошая, и молебен решили провести на улице, в сквере у монумента воинам Великой Отечественной, где установили аналой, свечи. И пусть не под куполами, а под золотыми кронами берез начинается служба, на которую потихоньку подтягиваются жители. В истории Воздвиженского, да и его окрестностях, выделяется два периода: до Большой воды, то есть до 1940-х – когда запустили Угличскую и Рыбинскую ГЭС, и после - когда многим пришлось перебираться из постепенно затопляемых деревень на новое место. Павла Райская, житель села Воздвиженское: "Село Воздвиженское - оно очень и очень старинное село. У меня мамочка жила во Внукове, это Внуково было по Волге, когда не было воды большой. И она вот сюда и вышла за папку, и здесь жила. Внуково-то снесли, водой все залило". Павла Матвеевна - единственная в селе, кто помнит время до Большой воды. В Воздвиженском старушку ласково, но при этом и уважительно, называют Паней. Павла Райская, житель села Воздвиженское: "Фамилия -Райская. И папка - Райский, и все мы – Райские". К собеседнику Павла Матвеевна обращается не иначе, как "батюшка", "матушка", "ангел". Общение с ней можно прописывать как психотерапевтическое средство, избавляющее от уныния в считанные минуты. Павла Райская, житель села Воздвиженское: "Какая жизнь, давай Господь! Радуйтесь, ребята, жизни, природой радуйтесь! Я природой радуюсь. Вот травка какая - молодец, матушка, растет. Вон березка, я ее не сломлю никогда, с малых лет мне не велели ломать. Растешь? Расти с Богом!". Живет Павла Матвеевна одна, из родственников есть только внук - он в Ярославле, навещает, если удается выкроить время. А так старушка старается справляться сама, не спеша передвигаясь по двору с помощью двух палок. Павла Райская, житель села Воздвиженское: "Вот, мои ангелы, вот дверь во двор. Там и упала-то у меня подстановка-то. И она уперлась в дверь. Я вылезти четыре дня не могла, не могла. Что мне делать? Думаю, ну, Господь поможет". Развалившуюся поленницу разобрала хозяйка местного магазина, она принесла Павле Матвеевне продукты. Павла Райская, житель села Воздвиженское: "И вот сегодня пришла, стекло выставила она мне, дрова откидала - вот сколько! И ходить хоть стала". Павла Матвеевна, несмотря на преклонный возраст, до сих пор занимается огородом и свою жизнь исчисляет не годами, а урожаями. Павла Райская, житель села Воздвиженское: "А может, проживу, Бог даст, до весны. Надо картошки посадить. Своей-то, ребята. Какая своя-то хорошая, матушки мои! Давай вам Бог! Вот такие в селе жители!". Сейчас в истории Воздвиженского начинается новый - дачный этап. Живописные берега задергиваются стальным занавесом заборов, огораживающих коттеджные участки. Житель села Светлана Алексеевна Бабкина как в воду Пукши глядела, когда выгодно приобрела здесь в девяностые гектар земли, и теперь хочет выгодно продать его. Часть денег решила отдать на восстановление храма, на остальные - отремонтировать свой старый дом. Светлана Бабкина, житель села Воздвиженское: "Здесь можно строиться с пропиской, она относится к ведению личного подсобного хозяйства. Этот участок - делимый, его можно покупать на двоих, на троих. Как угодно, то есть на каждую вещь должен быть покупатель". Как писал прозаик Олег Куваев, "раньше мир захватывали Чингисханы, Тамерланы… теперь его плотно и неумолимо захватывают покупатели". Они наверняка захватят и эти берега, которые, наверняка потеряют при этом и свое очарование. Сорная сурепка уступит место ухоженному газону - ведь, как говорится, на даче - все иначе. В тот самый период Большой воды, о котором рассказывала героиня репортажа Павла Матвеевна, было переселено около тысячи деревень и поселков. Всего при создании Угличского и Рыбинского водохранилищ свои дома покинули более 150 тыс человек.