Воздвиженское: водный перекресток Волги и Пукши, выездной молебен на почте и психотерапия от бабы Пани
https://otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/vozdvizhenskoe-vodnii-perekrestok-16975.html
В цикле "Малые города" мы сегодня отправимся в Воздвиженское Ярославской области. Из достопримечательностей там сохранился лишь один храм, да и тот нуждается в срочной реставрации. Но не памятники архитектуры привлекают туда новых жителей - дачников. Репортаж Александра Денисова.
Воздвиженское находится на
водном перекрестке: река Пукша, по которой передвигаются лишь рыбацкие моторки,
словно второстепенная сельская дорога, вливается здесь в широкую федеральную
магистраль Волги, с ее баржами и теплоходами.
С земли всю впечатляющую перспективу
не увидать. Она открывается тому, кто ближе к небу, как отец Михаил. По шатким
лестницам настоятель забирается на 40-метровую колокольню Крестовоздвиженского
храма сколачивать мостки и леса для реставраторов, которые скоро приедут
восстанавливать старинную церковь.
Отец Михаил: "Вот это
- южная наша сторона, она как раз выходит на Пукшу. Когда-то здесь маленькая
речка была, которая после того, как подняли уровень воды в Угличском
водохранинище, стала большой заводью".
Отец Михаил служит в
Воздвиженском как солдат-срочник, который отвечает за все и сразу. Готовит
деревянные перекрытия для реставраторов, потому что сделать это больше и некому
- не бабушкам же из его прихода карабкаться сюда с молотками!
Отец Михаил окормляет, то
есть духовно опекает, и окрестные села. На своем "Патриоте" приехал в
соседнее Ложкино. Большинство обитателей села, как он выражается, "без
колес", добраться в Воздвиженское не могут, вот священник и проводит здесь
службы - в небольшом зале в здании почты.
Отец Михаил: "Такой
выездной молебен у нас сегодня".
Ныне погода хорошая, и
молебен решили провести на улице, в сквере у монумента воинам Великой
Отечественной, где установили аналой, свечи. И пусть не под куполами, а под
золотыми кронами берез начинается служба, на которую потихоньку подтягиваются
жители.
В истории Воздвиженского,
да и его окрестностях, выделяется два периода: до Большой воды, то есть до 1940-х
– когда запустили Угличскую и Рыбинскую ГЭС, и после - когда многим пришлось
перебираться из постепенно затопляемых деревень на новое место.
Павла Райская, житель села
Воздвиженское: "Село Воздвиженское - оно очень и очень старинное село. У
меня мамочка жила во Внукове, это Внуково было по Волге, когда не было воды
большой. И она вот сюда и вышла за папку, и здесь жила. Внуково-то снесли,
водой все залило".
Павла Матвеевна -
единственная в селе, кто помнит время до Большой воды. В Воздвиженском старушку
ласково, но при этом и уважительно, называют Паней.
Павла Райская, житель села
Воздвиженское: "Фамилия -Райская. И папка - Райский, и все мы – Райские".
К собеседнику Павла
Матвеевна обращается не иначе, как "батюшка", "матушка", "ангел".
Общение с ней можно прописывать как психотерапевтическое средство, избавляющее
от уныния в считанные минуты.
Павла Райская, житель села
Воздвиженское: "Какая жизнь, давай Господь! Радуйтесь, ребята, жизни,
природой радуйтесь! Я природой радуюсь. Вот травка какая - молодец, матушка,
растет. Вон березка, я ее не сломлю никогда, с малых лет мне не велели ломать.
Растешь? Расти с Богом!".
Живет Павла Матвеевна
одна, из родственников есть только внук - он в Ярославле, навещает, если
удается выкроить время. А так старушка старается справляться сама, не спеша
передвигаясь по двору с помощью двух палок.
Павла Райская, житель села
Воздвиженское: "Вот, мои ангелы, вот дверь во двор. Там и упала-то у меня
подстановка-то. И она уперлась в дверь. Я вылезти четыре дня не могла, не
могла. Что мне делать? Думаю, ну, Господь поможет".
Развалившуюся поленницу
разобрала хозяйка местного магазина, она принесла Павле Матвеевне продукты.
Павла Райская, житель села
Воздвиженское: "И вот сегодня пришла, стекло выставила она мне, дрова
откидала - вот сколько! И ходить хоть стала".
Павла Матвеевна, несмотря
на преклонный возраст, до сих пор занимается огородом и свою жизнь исчисляет не
годами, а урожаями.
Павла Райская, житель села
Воздвиженское: "А может, проживу, Бог даст, до весны. Надо картошки
посадить. Своей-то, ребята. Какая своя-то хорошая, матушки мои! Давай вам Бог! Вот
такие в селе жители!".
Сейчас в истории
Воздвиженского начинается новый - дачный этап. Живописные берега задергиваются
стальным занавесом заборов, огораживающих коттеджные участки. Житель села
Светлана Алексеевна Бабкина как в воду Пукши глядела, когда выгодно приобрела
здесь в девяностые гектар земли, и теперь хочет выгодно продать его. Часть
денег решила отдать на восстановление храма, на остальные - отремонтировать
свой старый дом.
Светлана Бабкина, житель
села
Воздвиженское: "Здесь можно строиться с пропиской, она относится к ведению
личного подсобного хозяйства. Этот участок - делимый, его можно покупать на
двоих, на троих. Как угодно, то есть на каждую вещь должен быть покупатель".
Как писал прозаик Олег
Куваев, "раньше мир захватывали Чингисханы, Тамерланы… теперь его плотно и
неумолимо захватывают покупатели". Они наверняка захватят и эти берега,
которые, наверняка потеряют при этом и свое очарование. Сорная сурепка уступит
место ухоженному газону - ведь, как говорится, на даче - все иначе.
В тот самый период Большой воды, о котором рассказывала героиня репортажа Павла Матвеевна, было переселено около тысячи деревень и поселков. Всего при создании Угличского и Рыбинского водохранилищ свои дома покинули более 150 тыс человек.
Воздвиженское: водный перекресток Волги и Пукши, выездной молебен на почте и психотерапия от бабы Пани