Ялуторовск - город, где пекут самые большие в Сибири блины











Производство овсяных хлопьев напоминает приготовление попкорна в кинотеатре: хлопья мечутся в барабане как угорелые. В цехах выпускающего хлопья, муку и крупу Ялуторовского комбината малолюдно: прошмыгнула мышкой технолог Марина Тарасова, и никого. Это особенность современных предприятий: работников все меньше, а молодых управленцев все больше.
Разговор с директором комбината, Еленой Нуруллиной:
- Вот вы тоже: такая молодая и уже директор.
- Ну, возможно, да.
- Как так получается у вас?
- Наверное, молодые люди более энергичные, и от них больше результат.
Директор мукомольного подразделения Елена Нуруллина торопится показать территорию завода, холодно, а одета она типично по-сибирски, то есть легко: без шапки, в короткой дубленке, сапожках. Это приезжие все утепляются, а местным, как говорится, по боку мороз.
Елена работает дольше прочих менеджеров, и те шутят, что она еще помнит Гусеву - основавшую век назад предприятие купчиху.
Елена Нуруллина, директор Ялуторовского комбината: "Хозяйство очень хорошее, строение мельницы добротное, с широкими стенами, перекрытиями, достойно все сделано".
Если забраться на крышу элеватора, виден выстроившийся аккуратными рядами домиков Ялуторовск и бегущий через него скорыми поездами и товарняками Транссиб. Молва утверждает, что по проекту дорога должна была пройти мимо, но Гусева приплатила и магистраль провели через Ялуторовск, рядом с ее мельницей.
Анатолий Мясников, журналист: "Да, зачин, именно 1911 год. Вот она поставила эту свою вальцовую мельницу. Вот фрагмент, так сказать. До этого больших промышленных заведений здесь не было. К сожалению, фотографии пока нет…может быть, есть".
Журналист Анатолий Мясников говорит "может быть", потому что раздобыл снимок 1954 года, сделанный в туберкулезном санатории в Заводоуковске. Крайняя слева, вероятно, та самая Екатерина Дмитриевна, которая не пропала в лагерях и не была расстреляна, как полагали долгое время.
Впрочем, может, все это легенда, миф - про выжившую Екатерину Гусеву, про её взятку железнодорожникам. Но мифы ведь и делают место интересным.
Каждую масленицу в Ялуторовске пытаются испечь самый большой блин, правда, никак не могут перевернуть его. Руководит процессом новая городская легенда - Лариса Макарова.
Ларисой Макаровой, жительница Ялуторовска: "Я теща всей нашей сибирской масленицы!"
Пока до масленицы далеко, теща встречает гостей в "Ялуторовском остроге" и без церемоний ставит всех...к плите.
В туристический комплекс "Ялуторовский острог" Лариса Анатольевна устроилась, когда потеряла работу бухгалтера. Имидж себе выдумывать особо и не пришлось, она вправду теща, уже давно выдала дочь.
Засиживаться у тещи некогда - в гости уже давно ждет Елена Петровна Уварова, старейший - сто два года - и самый богатый на родственников житель Ялуторовска.
Елена Петровна
Уварова, старейший житель Ялуторовска: "Детей у меня трое, внуков - пятеро, правнуков - девять,
праправнуков – четыре".
Елена Петровна живет с дочерью и зятем, далеко от дома не отходит.
Елена Петровна Уварова, старейший житель Ялуторовска: "Я стала старая, не ходила по городу сильно, я сейчас город и не представляю, какой город сейчас".
Елена Петровна словно только сейчас прибыла в Ялуторовск по Транссибу, и не узнает город, настолько он сильно изменился для нее. Вот так, оказывается, можно очутиться совсем в новом городе, при этом и, не уезжая, просто прожив в нем целый век.
На Ялуторовской кондитерской фабрике в советские времена выпускали знаменитые конфеты "Гулливер". В девяностые цеха предприятия остановились. Сейчас городские власти решили возродить производство. Уже в этом году большие конфеты отправят в Тюменскую область и другие регионы. Называться они будут "Гулливер, я вернулся". А на кондитерской фабрике города, которую построили почти сто лет назад, уже проводят экскурсии.