Жостово: "деревня бессмертных людей", танцующий мазок и уникальный поднос, делавшийся 39 лет

О том, каким народным промыслом занимаются в Жостове, можно догадаться, и не зная его истории. Номера домов здесь расписаны на подносах, одну из улиц называют Живописной, а местная детвора рассказывает о художниках лучше любого путеводителя. 8-летний Дима дни рождения всех мастеров знает наизусть.

Дима, житель Жостово: "У Натальи Даниловой, художника, день рождения - 22 мая. У Михаила Лебедева день рождения - 4 мая, а у Михаила Малыгина - лакировщика подносов - 24 июня".

Слава этой деревушки пошла еще 190 лет назад. Тогда предприимчивый крестьянин Осип Вишняков, устав возить на ярмарку расписанные шкатулки из соседнего села Федоскино, решил открыть свое дело - мастерскую по изготовлению подносов. Сначала - из папье-маше, а потом - и из металла.

Анна Логвинова, экскурсовод: "Как только поднос понял, что он металлический, на него можно поставить самовар, он может многое выдержать в этой жизни и стать частью главного события в жизни страны - чаепития. Он понял, что на него могут поставить самовар, чайничек, чашки. Все они были с цветочками, и поднос понял, что он тоже должен стать подносом с цветочками".

Цветов, которые изображают на подносах, в природе не встретишь. Причудливая сказочность - одна из главных особенностей жостовской росписи. Еще один секрет - неправильный свет. Глядя на бутон, кажется, что он подсвечен изнутри. В погоне за красотой не забывают и об удобстве. Хотя уже давно из предмета для сервировки стола поднос превратился в произведение искусства, его по-прежнему куют так, чтобы носить было удобно.

Анна Логвинова, экскурсовод: "Вот выемка, которая сделана специально таким образом, что идеально подходит к животу любой формы. Представляете, этот художник всегда мог определить, кто вы - мальчик или девочка. И никогда не ошибался! Да, жостовское УЗИ!".

Чтобы стать жостовским мастером, даже высшего художественного образования недостаточно. Нужно еще самое меньшее полгода сидеть с художником и отдельно осваивать тонкости ремесла.

Роспись подноса - процесс сложный. В ней выделяют 2 стадии: замалевок - когда первоначальную композицию наносят на металл, и выправка - когда в несколько слоев прорисовывают орнамент. Главное здесь - точно распределить свет и тень.

Михаил Лебедев, главный художник фабрики: "Главное -сильно не нажимать, без нажима. Когда уходим в тень, совсем нажим не делаем".

На роспись самого простого подноса уходит 2 недели. А уникальные авторские изделия могут создаваться годами. Заслуженный художник России Вячеслав Иванович Летков этот поднос делал 39 лет. Менялась идея, не подходили кисти, да и работа с материалом требовала времени. Поднос сделан с использованием перламутра и расписан сусальным золотом.

Вячеслав Летков, заслуженный художник России: "Никто его еще не видел!  Супруга сказала, никаких выставок, никаких продаж! Он – дома".

В среднем, цена жостовского подноса варьируется от 1000 до 100 000 рублей. Изделия именитых мастеров заказывают и за большие деньги. Потому художники в Жостове, как сами говорят, чувствуют себя хорошо. У многих красивые дома и большие участки. Огород, в отличие от других поселков, здесь - не способ выжить, а любимое хобби.

Вячеслав Летков, заслуженный художник России: "Малины очень много, раздаю друзьям. Ешьте, пока не надоест!".

То, как сегодня живут художники, - во многом заслуга нового руководства фабрики. После тяжелых 90-х, когда промысел в Жостове практически исчез, а мастера искали работу на стороне. Сегодня сюда снова приходят заказы и возвращаются художники. Те, кто на фабрике не работает, ездят в соседние Мытищи или Москву. До столицы на маршрутке отсюда всего 40 минут. Некоторые, как потомок старейшей династии жостовских живописцев Беляевых - Гончаровых - Лариса, работают на себя в домашних мастерских. Она художник в пятом поколении.

Лариса Гончарова, художник: "Некоторые художники пишут динамично, энергично, в растушевке, а у меня вот такой мазок - танцующий".

Мазок и бликовка - главные отличительные особенности художника. По ним искусствоведы и понимающие клиенты узнают конкретного мастера. Потому Лариса секретов своей росписи не раскрывает. Только отшучивается: мол, танцующую руку унаследовала от матери - один из самых известных художников в Жостове - Нина Николаевна Гончарова проработала на фабрике всю жизнь и руководила при этом танцевальным коллективом".

Лариса Гончарова, художник: "Сейчас в Коломенском проходит выставка жостовского подноса, и там представлены ее работы. И когда у меня спросили, за сколько вы оцениваете ее работы, я написала - по миллиону".

Лариса опять шутит. Мамины подносы ни за какие деньги она не продает. Лучшие работы хранит в гостиной. Называет ее не иначе как домашний архив. Такие в Жостове - почти в каждом доме.

190 лет здесь сохраняют традиции промысла, трепетно относятся к памяти мастеров и передают их знания из поколения в поколение. За это сами местные называют Жостово деревней бессмертных людей.

О том, что жостовская роспись хорошо известна и за границей, говорят архивные записи. В начале 20 века на одной из всемирных выставок в Брюсселе на подносы был такой спрос, что организаторам даже пришлось просить о дополнительных партиях. Мастера дважды досылали свой товар, чтобы хватило всем желающим.  


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски