Иммунитет: почему один человек чаще болеет, чем другой?
https://otr-online.ru/programmy/medosmotr/immunitet-pochemu-odin-chelovek-chashche-boleet-chem-drugoy-41697.html Максим Меркулов: Почему один человек болеет чаще, чем другой? От чего зависит сила иммунитета? Можно ли вмешаться в его работу и у крепить народными средствами, витаминами, правильным питанием, физической активностью? Вопросов много, попробуем разобраться в этой непростой теме.
ПРОФАЙЛ
Максим Меркулов: Ольга Алексеевна Громова – доктор медицинских наук, профессор, клинический фармаколог, научный руководитель Института фармакоинформатики при Федеральном исследовательском центре информатики и управления Российской академии наук, сфера научных интересов – микроэлементы и их адекватная комбинация.
Ольга Алексеевна, здравствуйте!
Ольга Громова: Здравствуйте!
Максим Меркулов: Расскажите же, что такое иммунитет?
Ольга Громова: Иммунитет – это система защиты нашего организма от всевозможных чужаков: это защита от инфекции, вирусной, бактериальной, защита от чужеродных белков. Иммунитет принято разделять на врождённый, то есть от мамы достался иммунитет такой, который, в общем, если женщина нормально вынашивала беременность, спасает ребёнка на 100% до года, по крайней мере, пока он не стал с кем-то контактировать.
Максим Меркулов: То, что называется с молоком матери, наверно, вскормленный?
Ольга Громова: Да, с молоком матери вскормленный, особенно на грудном вскармливании замечательный иммунитет.
Максим Меркулов: Что очень важно, я знаю.
Ольга Громова: Важно, конечно, он в течение всей жизни нас сопровождает, этот врождённый иммунитет, но есть ещё приобретённый иммунитет. Что это такое? Это если человек столкнулся с какой-то инфекцией и переболел, вирусной, например, инфекцией, вирусом, например, краснухи, вирусом ветряной оспы, то в последующем у него образуются антитела, и он никогда больше в жизни не заболеет этим штаммом вируса – очень важный момент. Вот сейчас идёт эпидемия коронавируса, все об этом говорят, но именно к этому штамму коронавируса вырабатываются антитела у тех пациентов, счастливчиков, которые выздоровели, кстати, обратите внимание, что погибают от коронавируса далеко не все, многие выздоравливают, и может погибнуть молодой врач, а может выздороветь 103-летний пациент-китаец, который выздоровел – значит у него прекрасный врождённый иммунитет, и он сохранил свой неспецифический иммунитет в очень хорошем качестве.
Максим Меркулов: Скажите, если у нас существует такая огромная крепость, которая защищает нас от болезней, почему же мы всё-таки болеем, может ли иммунитет упасть у нас?
Ольга Громова: Конечно, может, вот, например, признаками того, что у человека имеются проблемы с иммунитетом являются по критериям ВОЗ, Всемирной организации здравоохранения, такие факты: если, например, ребёнок переболел 6 раз ОРЗ, острым респираторным заболеванием, он – часто болеющий ребёнок, если взрослый – 4, обычно этим огранивается, но, на самом деле, всё гораздо более интересно, то есть, если у человека часто встречается ячмень на глазу, воспаление, если у пациента имеется фурункулёз, если у него молочница в ротовой полости, у женщин часто во влагалище бывает молочница, если заболевания печени встречаются, если не дай бог пневмония, 2 раза за жизнь пневмония – это уже иммунокомпрометированный пациент, дефицит иммунитета у него может быть пожизненный. Существуют барьерные функции: самый известный барьер – это кожа. Кожа – это самый большой орган, площадь кожа большая, и кожа постоянно сталкивается с различными патогенными бактериями, вирусами, и тем не менее мы не болеем.
Максим Меркулов: Тем более в нашей среде сейчас.
Ольга Громова: Да, если нет ранок, то, в общем-то, не болеем, и кожа нас прекрасно защищает, но есть такое заболевание как атопический дерматит, при котором, кстати, имеется колоссальный дефицит цинка, микронутриента, и это показано при атопическом дерматите, коррекция и снаружи и изнутри цинком и другими микронутриентами важными, но и при атипическом дерматите могут заселяться в микротрещины всевозможные бактерии, существует такая точка зрения, что мыться не надо – это ни в коем случае неправильно, потому что, наоборот, нужно смывать, не давать возможности… мыться надо при атопическом дерматите, чтобы не было и при этом заболевании настолько пробит этот порог защитный, барьерный порог кожи, что заболевание может иметь очень тяжёлую форму, когда на помощь приходит серьёзная такая артиллерия, могу сказать, что сейчас применяются японские методики для ведения плацентарной терапии внутривенно – это самый высокий класс в комплексам лечении атопического дерматита и, кстати, не только дерматита, но и герпетической инфекции, но если говорить о более простых вещах, то барьерные функции защищают множество микронутриентов, иммуномодулирующих собственных средств защиты, например, лизоцим все знают, лизоцим слюны защищает, начиная с пироговского кольца, а это миндалины, там много… целое пироговское кольцо, которое защищает, чтобы не было прохождения инфекции в бронхи, в лёгкие – останавливает на уровне ротовой полости, здесь большое значение играют факторы защиты.
Максим Меркулов: Влияют ли на иммунитет антибиотики, в частности, у детей? Очень часто назначают антибиотиками…
Ольга Громова: Бездумно, да.
Максим Меркулов: Бездумно, причём это врачи делают, и многие мамы, назовём так, ведутся на это, и потом у детей появляется и атопический дерматит и гастрит…
Ольга Громова: Да, и кишечная флора погибает.
Максим Меркулов: Иммунитет, в частности, я знаю, что он, скажем так, больше всего обитает в желудочно-кишечном тракте?
Ольга Громова: Это очень важный момент, это наш симбионт, вот я назвала клеточный иммунитет очень важный, гуморальный иммунитет очень важный, молекулы иммунитета, и у нас есть симбионт, очень большой помощник в иммунитете – это наша правильная микробиота.
Максим Меркулов: Я знаю, что мы иногда слушаем тех врачей, которых мы смотрим по телевизору, к кому-то мы иногда прислушиваемся, а к кому-то не прислушиваемся, делаем свои выводы…
Ольга Громова: Да.
Максим Меркулов: И начинаем заниматься самолечением, к примеру, говорим: «У меня упал иммунитет – выпью-ка я стаканчик шипучего растворимого витаминчика C», – к чему вот это может привести?
Ольга Громова: В лучшем случае вообще ни к чему не привести, то есть никак не сказаться на лечение пациента, по витамину C в защиту хочу сказать, что витамин C, но в правильных дозировках, ни в каких не в избыточных, не больше ни в коем случае грамма, но где-то в районе 250-500 миллиграмм действительно показал сокращение времени простудного заболевания у детей на 1,9 дня, то есть где-то на 2 дня – это в среднем большое исследование популяционное, то есть действительно он сокращает, другое дело, что часто выдёргиваем 1 витамин какой-то и его возносим на такой пьедестал, что как будто только он помогает и гонимся за дозой, если просто пить в высоких дозах витамин C, мы можем даже получить заболевания почек, суставов, то есть это повышает сахар у больных сахарным диабетом, в отрыве от других витаминов это может спровоцировать подъём сахара, и я бы, конечно, сказала, что если боремся с простудой, то, конечно, не забывать про цинк, то есть цинк и витамин C – это совсем другая история. Первые 24 часа после переохлаждения, бывает такая простуда, связанная именно с переохлаждением, и если скорректировать витамин C и цинк, то действительно заболевание может течь абортивно, оно может, так сказать, и не развиться.
Максим Меркулов: Расскажите, есть ли как раз специфические проявления нехватки разных витаминов: витамина C, витамина D, я вижу Вы как раз принесли книгу «Витамин D» – такой огромный труд, посвящённый витамину D.
Ольга Громова: Да.
Максим Меркулов: Расскажите, пожалуйста, о ней.
Ольга Громова: Дело в том, что она называется «Смена парадигмы», почему смена парадигмы? Потому что мы раньше считали, что витамин D – это только кости: это рахит, потом добавился остеопороз, только кости но, на самом деле, это только 7% его проблем, и если скорректировать витамин D, дефицит, а почти 90% россиян с дефицитом витамина D, то мы выходим на очень широкий план генома, мне молекулу, пожалуйста, генома дайте, я хочу показать, что витамин D – гормон, и он отвечает за разные участки в генах, которые не только контролируют уровень кальция в костной ткани и усвоение кальция в дентине зубов, то есть зубы лучше, кости лучше, прочнее, это всё мы знаем с момента расшифровки значений витамина D при рахите, а идут большие кусочки гена, которые за репродуктивное здоровье отвечают, очень много участков отвечает за воспаление, а хроническое воспаление, не вызванное инфекцией или вирусами, хроническое воспаление, которое течёт в пожилом человеке – это коморбидное состояние, то есть состояние, обязательно присутствующее при самых разных болезнях цивилизации: при артериальной гипертонии – повышенный уровень воспаления, при остеоартрите очень повышен уровень воспаления, и факторы защиты иммунитета как раз регулируют воспаление.
Максим Меркулов: Скажите, а если я чувствую, что что-то со мной происходит не так, что мне нужно делать, нужно ли мне обливаться водой – закаливаться или бежать к какому-то врачу? Это работает или не работает?
Ольга Громова: Работает, можно подобрать специальную программу, чтобы ребёнок и взрослый… никогда не поздно начать закаливаться – это хорошо. Очень важно, чтобы не болеть – это после посещения, предположим, метро или общественного транспорта нужно помыть руки, все это знают и великий педиатр Сперанский, когда были эпидемии гриппа, к нему шли по коридору и говорили: «Здравствуйте!». А он говорил: «Здравствуйте», – и убирал руку, то есть на руках продолжают жить микробы, особенно если вспотеют руки иногда, в трещинках, а потом лезем мы в нос, трогаем глаза, а через любые слизистые может проникнуть и вирус и бактерии, поэтому руки надо мыть, прополоскать горло и прополоскать нос, это мы забываем, руки моем, а это мы забываем и совсем забываем промыть глаза, а через глаза может проникать та же инфекция, тот же коронавирус…
Максим Меркулов: Потому что та же влажность.
Ольга Громова: Все носят повязки, а надо носить ещё прозрачные очки, потому что если воздушно-капельным путём этот вирус тебе подарили не дай бог, то глаза будет то, через что он проникнет.
Максим Меркулов: Дайте нам, пожалуйста, совет, что же нужно делать, чтобы наш иммунитет не упал?
Ольга Громова: Чтобы иммунитет не упал, нужно правильно питаться, то есть фаст-фуд исключён, должно быть разнообразное питание, должно быть достаточное количество в суточных дозах, никаких не избыточных дозах, витаминов и микроэлементов.
Максим Меркулов: Что нужно – понятно, а вот что не нужно?
Ольга Громова: Что не нужно? Не нужно переедать, потому что переедание всё время даёт гиперстимуляцию иммунитета и он очень депрессивный, при переедании это падает, часто используют, например, при… только заболеют, нужно вино выпить, не вино, а тяжёлые напитки – водка, коньяк, особенно коньяк, особенно крашенные напитки, которые содержат много гликированных продуктов коричного цвета, они в этом отношении ещё хуже, это выбивает иммунитет и выбывает микроэлементный обмен, потому что приём алкоголя, он как кукушонок действует в желудочно-кишечном тракте, он первым всасывается, а цинк, например, вообще не всасывается, я ещё раз напоминаю, насколько важен цинк, чтоб вообще не заболеть и нужно изменить стиль жизни, иначе так всегда и будешь сидеть в часто болеющих людях.
Максим Меркулов: Ольга Алексеевна, спасибо Вам за содержательную беседу! И помните, что лучший иммунитет формируется при правильном питании и чувстве юмора. Это был «Медосмотр».