Как нужно рассказывать детям про Деда Мороза, чтобы они всегда верили в чудеса

Гости

Мария Василевская: В Деда Мороза верят и дети, и даже некоторые взрослые. Многие, у кого в семье не было принято в последний день уходящего года ожидать в гости доброго старичка с мешком подарков, завидуют тем, у кого эта традиция была. Так стоит ли рассказывать детям сказки про Новый Год и как отвечать на вопросы про главного зимнего волшебника? Разбираемся вместе с кандидатом психологических наук Михаилом Молокановым. Здравствуйте, Михаил.

Михаил Молоканов: Здравствуйте.

Мария Василевская: С какого возраста нужно детям рассказывать про Деда Мороза и в каком возрасте нужно признаться, что его нет?

Михаил Молоканов: Я думаю, рассказывать специально бесполезно. Потому что дети видят рекламу. Так что в детском саду им объяснят. Так что они будут знать, что Дед Мороз существует. Поэтому прилагать усилий не надо. То же самое абсолютно – не надо специально разоблачать. Чем меньше вы по этому вопросу паритесь, тем лучше. Потому что маленьким детям свойственно придумывать, фантазировать даже всяких друзей. Так что и Дед Мороз встает в ряд вместе со всеми такими вымышленными друзьями. То есть это как вера. Это может быть вера в лучшее, что раз в год можно на что-то надеяться. И бог с ним. Это такое подспорье. Не надо насильно, если ребенок не верит в Деда Мороза, не надо насильно убеждать. А так – верит и верит.

Мария Василевская: А как отвечать на каверзные вопросы детей? Почему, например, у Деда Мороза папины кроссовки или отклеилась борода?

Михаил Молоканов: Бывает и такое. Но самое лучшее – не отвечать как-то жестко, чтобы тебя не уличили в обмане, а лучше всего: «А как ты думаешь, почему?» И послушайте, что ребенок ответит.

Мария Василевская: Пусть он выкручивается.

Михаил Молоканов: Пусть он выкручивается. У него фантазия будет работать. Эти все истории, и откуда берутся дети, и про Деда Мороза, если их не форсировать, не педалировать, они сами потихонечку сходят на нет.

Мария Василевская: Как быть с шантажом Дедом Морозом? Ведь часто родители говорят: «Ну все, двойку получил – Дед Мороз тебе ничего не принесет». Как к этому относитесь?

Михаил Молоканов: Как к любому шантажу. То есть совсем шантажировать не надо. Но показывать, что то, что делает ребенок, от этого зависит, что он получит в принципе по жизни, вполне неплохо. И еще важно. Важно даже не то, что вы шантажируете. Важно, как вы это говорите.

Мария Василевская: А как мы это говорим?

Михаил Молоканов: Одно дело: «Если ты так себя не будешь вести, Дед Мороз тебе ничего не подарит, маленький паршивец!»

Мария Василевская: С подзатыльником.

Михаил Молоканов: Да. И сразу нет контакта с ребенком.

Мария Василевская: А как нужно общаться? Спокойно, доверительно.

Михаил Молоканов: Понимающе. Даже если он маленький. Но вторая еще важная вещь, особенно начиная с 3 лет и даже раньше – это действительно выставлять очень четкий границы. Вот так, так, так правильно, а вот так, так, так неправильно. И надо напомнить, что дети будут нарушать их. Они как раз проверяют, это вы серьезно им сказали или нет. В этом плане фигура Деда Мороза, с одной стороны, позволяет пофантазировать, а где Дед Мороз живет, «А как ты думаешь, где он живет?», «А как ты думаешь, почему он так поступает?». А, с другой стороны, напомнить о границах, сказать: «Мы же договаривались, что ты убираешь игрушки за собой. А вот что Дед Мороз скажет по поводу того, что мы договаривались, что ты убираешь игрушки за собой, а ты их не убрал?» Пусть ребеночек напряжется.

Мария Василевская: У меня к вам еще вопрос по поводу цены подарков. Дети иногда просят у Деда Мороза что-нибудь жутко дорогое: айпады, планшеты, велосипеды, машины. Как быть с этим? Как объяснить, почему Дед Мороз не принесет планшет?

Михаил Молоканов: Дед Мороз изначально сказочный персонаж. Поэтому что ему в голову придет, мы же никогда не знаем. Пусть ребенок написал… Если вы вдруг… Мне не очень нравится эта практика, чтобы ребенок писал и посылал письма.

Мария Василевская: Почему?

Михаил Молоканов: В частности, поэтому. Он напишет в списке: «Машину, ipad», еще что-то дорогое. А потом разочарование. Это первое.

Второе. Зачем чтобы он писал, куда-то в окно говорил? Спросите его: «А что бы ты хотел, чтобы тебе Дед Мороз принес?» И поговорите по этому поводу: «А зачем тебе это? Почему тебе это хочется?» Дальше вы сами принимаете решение, что ему дарить. И здесь не было запроса напрямую к Деду Морозу. Вы это не слышали. К вам претензии нет.

Мария Василевская: Как вы считаете, сейчас дети такие же наивные, как и 20, 50 лет назад, или уже нет?

Михаил Молоканов: Разумеется, у них больше информации, и, разумеется, по большей части они раньше понимают, что Деда Мороза нет. Поэтому не парьтесь по поводу Деда Мороза. Думайте о том, какие отношения у вас с ребенком. И говорите с ним, слушайте его, чтобы он вам рассказывал по максимуму и воспринимал от вас по максимуму то, что вы хотите до него донести.

Мария Василевская: Для детей Дед Мороз – это вера в чудо. Взрослым нужна эта вера в чудо?

Михаил Молоканов: Вы знаете, есть даже эксперименты. Вера в большое чудо не помогает. Если вы чего-то хотите добиться и пытаетесь представить, что вы этого уже добились, а никаких вообще оснований нет, то это только мешает, потому что мозг за вас решает: «Если вы уже добились, я вам помогать не буду». Поэтому дальше или разочарование идет, или вы просто искажаете реальность. Вера в небольшое чудо с напоминанием о прошлых успехах. Я подобное уже что-то делал. Дай-ка я представлю, как я это буду делать. Знакомиться с девушкой, сдам экзамен, устроюсь на работу. Не нужно верить в чудо. Но не нужно отрицать чудеса. Это так же, как с Дедом Морозом. Не надо поддерживать веру в Деда Мороза или пробуждать ее, но и не надо отрицать ее. Вот то, что есть. И просто надейтесь на чуть-чуть большее. И придет успех.

Мария Василевская: И немного мечтайте.

Михаил Молоканов: И немного мечтайте.

Мария Василевская: Спасибо вам за эту интересную беседу. Это был «Медосмотр». Будьте счастливы.

Советы родителям дает психолог