Михаил Галушко: За годы применения антибактериальных средств, хеликтобактер выработал механизмы устойчивости ко многим антибиотикам
https://otr-online.ru/programmy/medosmotr/mihail-galushko-za-gody-primeneniya-antibakterialnyh-sredstv-heliktobakter-vyrabotal-mehanizmy-ustoychivosti-ko-mnogim-antibiotikam-34660.html Мария Василевская: В эфире «Медосмотр». Это – диагностика нашего здравоохранения, температура общественного мнения, наболевшие вопросы, и полезные советы. Утверждение, что все болезни возникают от нервов, к язве желудка имеет самое прямое отношение. Медицинская практика знает о случаях появления этой «жгучей» болезни буквально в течение нескольких часов после серьезного эмоционального потрясения. Как избежать этого недуга? А если он приключился, как правильно его лечить? Мы решили выяснить это у врача гепатолога, гастроэнтеролога Михаила Юрьевича Галушко. Здравствуйте, Михаил Юревич.
Михаил Галушко: Здравствуйте.
Мария Василевская: Михаил Юревич, что способствует возникновению язвенной болезни?
Михаил Галушко: Если говорить о классической язвенной болезни, то это то заболевание, которое очень четко ассоциировано с инфекцией. С бактерией хеликобактер пилори.
Мария Василевская: Ну, у нас же там где-то соляная кислота в желудке. Почему этот хеликобактер не гибнет в соляной кислоте?
Михаил Галушко: У него есть специальные защитные механизмы, которые позволяют хеликобактеру выживать в этой самой кислой среде. Для хеликобатер пилоре чем кислее среда, тем для него лучше.
Мария Василевская: Даже так?
Михаил Галушко: То, что для других бактерий, для других микроорганизмов попадающих в желудок человеку, убийственно, чем кислее среда, тем для них хуже. Так вот, для хеликобатера наоборот, чем кислее, тем ему лучше. Тем он пышнее цветет.
Мария Василевская: Какие симптомы кричат человеку, что у него язва желудка?
Михаил Галушко: Классическая язвенная болезнь это боль, возникающая в верхних отделах живота. Достаточно выраженной интенсивности, тупая, постоянная не схваткообразная. Через 2 часа после приема пищи или натощак. То есть, «голодные» боли. Это классическое проявление язвенной болезни, с локализацией в 12-перстной кишке.
Мария Василевская: Вот у нас есть картинка, что происходит в этот момент в организме человека?
Михаил Галушко: Здесь микроскопическая картинка. Вот этого участка пораженного, как мы видим, язвой. Что такое язва, в принципе?
Мария Василевская: Ранка.
Михаил Галушко: Это дефект. Совершенно верно. Это ранка. Так во, в зависимости от того, насколько глубока эта ямка, мы говорим либо об язве, либо об эрозии. Более поверхностное повреждение, эрозия, заживает без рубца. Потому, что слизистая оболочка желудка полностью замещает дефект. А вот тот дефект, который проник глубже, в более глубокие слои, он заживает при помощи рубца. И в зависимости этого самого рубцового дефекта, могут быть достаточно серьезные осложнения.
Мария Василевская: Ели открыть интернет, то там можно прочесть эффективный способ лечения язвы. Стакан водки с медом или с перцем. Это миф или так, правда, можно вылечить язву?
Михаил Галушко: Это миф, и вредный миф! Потому, что если на язву еще наслоить стакан водки, да еще и с перцем, то мы можем добиться, чего?
Мария Василевская: Чего?
Михаил Галушко: Мы можем добиться углубления этого самого язвенного дефекта. И, вплоть до проникновения сквозь все слои, и вплоть до перфорации. Что такое перфорация?
Мария Василевская: Насквозь что ли?
Михаил Галушко: Это сквозное отверстие! С излиянием желудочного содержимого в брюшную полость. С развитием состояния, которое называется перитонит. Это смертельно опасное состояние. Так вот, с помощью стакана с перцем можно добиться того, что разовьется смертельно опасное осложнение!
Мария Василевская: Спасибо, что вы об этом сказали! Ни в коем случае, не лечите водкой язву желудка! Чем же нужно лечить язву желудка?
Михаил Галушко: На сегодняшний день существует в мире так называемый Маастрихтский консенсус.
Мария Василевская: Так.
Михаил Галушко: Город Маастрихт, который находится в Голландии, собирает с определенной периодичностью всемирный конгресс. Который посвящен хеликобактерной инфекции. И на этом всемирном конгрессе разрабатываются рекомендации, внимание, для врачей всего мира. Как лечить язвенную болезнь, ассоциированную с хеликобактерной инфекцией.
Мария Василевская: И что они нового придумали?
Михаил Галушко: Нового придумано – антибиотикотерапия. Дело в том, что излечить эту хеликобактерную инфекцию не так просто. За годы лечения, в ходе которых применялись различные антибактериальные средства, хеликтобактер тоже не стоял на месте. Он вырабатывал механизмы устойчивости ко многим антибиотикам. Ко многим лечебным средствам, которые применяются, в том числе, и в соответствие и с Маахстрихстскими консенсусами.
Мария Василевская: Какой коварный! Как это несправедливо!
Михаил Галушко: Абсолютно, абсолютно с вами согласен. Это несправедливо! Но, тем не менее, это факт. И с ним надо как то бороться. С этим фактом. Так вот, современные схемы, которые разрабатываются врачами гастроэнтерологами как раз направлены на поиск эффективных путей анти хелихобактерной, она еще называется эрридикационной терапией. Эррадикация, это значит – уничтожение. Так вот. Эрридакционная терапия в отношении этой инфекции.
Мария Василевская: Новые антибиотики?
Михаил Галушко: Новые антибиотики либо же комбинации старых, известных антибиотиков, на которых, к которым хеликобактер пока еще не успел выработать механизмы устойчивости.
Мария Василевская: Если у человека все же язва желудка. Ее, наверное, как то лечат врачи. От чего в питании ему воздержаться?
Михаил Галушко: При язвенной болезни пища должна быть механически, химически и термически щадящей.
Мария Василевская: Кашка?
Михаил Галушко: Да. Совершенно верно! Какие-нибудь «слизистые» кашки. Вот пища не должна быть грубой. Пища не должна, конечно, быть и протертой, с другой стороны. Человек жевать должен, вот. Но, категорически нельзя есть сухари. Потому, что сухари могут просто механически повредить.
Мария Василевская: Повредить слизистую.
Михаил Галушко: Да. Также пища должна быть термически щадящей. Она должна быть не очень горячей, вот, но и не очень холодной. Потому, что холодовой ожог также может привести к усилению воспаления.
Мария Василевская: Мороженное нельзя?
Михаил Галушко: Углубление язвенного дефекта. Крайне нежелательно.
Мария Василевская: Спасибо вам большое за эту беседу! За полезные советы. Это был «Медосмотр». Будьте здоровы!
Михаил Галушко: За годы применения антибактериальных средств, хеликтобактер выработал механизмы устойчивости ко многим антибиотикам