Дмитрий Кириллов: Альбина Шагимуратова – царица оперной сцены. Шагимуратова – явление планетарного масштаба. Еще бы: далеко не каждой известной певице удается поработать во всех самых престижных оперных театрах мира, а вот Шагимуратовой удалось. Причем мировая известность пришла к Альбине настолько неожиданно, что она даже испугаться не успела, но не растерялась, а просто стала еще усерднее работать. У этой потрясающей певицы вся история жизни – сплошные повороты и приключения, а популярность на родине, в России, пришла значительно позже, чем в Европе и Америке. Сегодня Альбина Шагимуратова, бесспорно, одна из сильнейших вокалисток на всем земном шаре. Альбина, я очень рад видеть вас в своей программе, в «Моей истории», вы – моя героиня! Альбина Шагимуратова: Спасибо за приглашение! Дмитрий Кириллов: Вот что такое оперные голоса? Оперные голоса, конечно, это Богом поцелованные люди, которые дарят людям радость. Но не все голоса ты хочешь слушать долго. Вот поет человек, например, минуту, пять минут поет, и потом слух начинает уставать. Вот удивительная история, все музыканты признают, я лично свидетель: когда я слушаю вас, я могу слушать вас час, могу слушать вас два часа, и слух не устает, ты не устаешь. Это какой-то потрясающий секрет. Что это такое? Альбина Шагимуратова: Это, наверное, Господь Бог так вот распорядился и подарил мне такой голос, за что я ему очень благодарна. И конечно, много работать над собой. Во-первых, певец сам не должен уставать... Дмитрий Кириллов: ...от самого себя, да? Альбина Шагимуратова: От самого себя и от своего пения. Вообще, я заметила, что на мои концерты ходит исключительно интеллектуальная публика, понимающая, оценивающая, все оценивающая... Поэтому, вы знаете, я очень редко замечаю даже за зрителем кашель, вот такие бывают спектакли... Вот сколько я уже выступаю на сцене Мариинского театра, на сцене Большого театра – тишина гробовая! Это огромное счастье для артиста, поверьте. И даже маэстро Гергиев как-то тоже это замечал: «Какая сегодня была тишина в зале!» Дмитрий Кириллов: Вообще, ваш характер – это, знаете, можно пособие писать, как закалялась сталь. Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Потому что мы сейчас улетим далеко в детство, как это все складывалось. Альбина Шагимуратова: Счастливое детство. Ташкент, замечательная погода. Очень хорошая школа как общеобразовательная, и мой замечательный педагог по фортепиано в музыкальной школе Мара Львовна Рихтер, которая поставила мне руку... И папа все время хотел из меня сделать профессиональную пианистку, а я как-то к этому относилась скептически. Думаю: ну ладно, хорошо, я научусь играть на фортепиано... Дмитрий Кириллов: Не хотелось по десять часов сидеть за... ? Альбина Шагимуратова: Нет, конечно, нет. Дмитрий Кириллов: На улице погода хорошая. Альбина Шагимуратова: Хотелось гулять. Да, Ташкент – это 360 дней в году солнце. Очень люблю Ташкент и возвращаюсь периодически в этот замечательный город. Мои родители родились в Ташкенте. Мои бабушки и со стороны мамы, и со стороны отца, бабушки и дедушки родились в деревнях в Татарстане и в Башкортостане. И в 1937 году, голодные года в России, они уехали в Ташкент, все уезжали в хлебосольный Ташкент. Дмитрий Кириллов: И там они осели, да? Альбина Шагимуратова: Там осели, там родились мои родители и потом уже я. Дмитрий Кириллов: Молодой, но уже известный на весь Ташкент адвокат Анвар Шагимуратов пришел на свадьбу к друзьям и увидел среди гостей юную красавицу Раузу. Альбина Шагимуратова: И мой папа был покорен ее красотой. Дмитрий Кириллов: А Анвар уже такой, был взрослым, да? Альбина Шагимуратова: Да-да, уже состоявшийся адвокат, уже ведущий судебные дела в Ташкенте, но при этом очень любящий музыку. Он играл на баяне. Дмитрий Кириллов: А это отдушина у него была? Откуда у него? Он учился? Альбина Шагимуратова: Его первое образование, он закончил Ташкентское музыкальное училище по классу баяна. И, являясь юристом, адвокатом, он преподавал в музыкальной школе детям игру на баяне. Дмитрий Кириллов: То есть папа не бросал музыку никогда. Альбина Шагимуратова: Нет, никогда, до последних своих дней он играл на баяне, сочинял татарские народные песни. Он очень любит фольклор, он с детства привил мне любовь именно к татарским народным песням. А к опере я пришла сама, сама, без чьей-либо подсказки. Дмитрий Кириллов: Радиоприемник – верный друг маленькой Альбины. Она часто его включала, прибежав из школы домой, чтобы послушать классическую музыку. И однажды Альбина услышала голос неземной красоты и расплакалась. Это пела Мария Каллас. Альбина Шагимуратова: Я подумала, насколько голос может довести тебя до слез, насколько проникновенно она пела. Дмитрий Кириллов: Вот тогда Альбина решила, что станет оперной певицей, и она не свернет с выбранного пути. Альбина Шагимуратова: Я хотела, конечно, с детства хотела быть артисткой, просто в театре, в драматическом театре. Папа меня ставил на табуретку, «Альбина, спой татарскую народную песню или прочитай стихи». Я пела советские песни, вот Александры Пахмутовой, вот это вот все... Дмитрий Кириллов: Классику нашу эстрадную. Альбина Шагимуратова: Да-да. Муслима Магомаева песни... Вот я выросла на этом. Сейчас уже понимаю, какой багаж заложили родители, потому что вот они вложили такое вот настоящее понимание настоящей музыки, вкус к музыке, и нечто другое я уже не могу слушать. Дмитрий Кириллов: Я так слышал, что папа даже сам композитором был, он сочинял песни? Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Реально? Альбина Шагимуратова: Да, да. Я это помню уже, когда мы переехали в Казань и жили в семейном общежитии Казанского государственного университета (у нас не сразу появилась квартира), он садился и играл на баяне, сочинял песни, находил стихи татарских поэтов и сам сочинял. Дмитрий Кириллов: Даже в страшном сне Анвар и Рауза не могли представить, что наступит время и в родном Ташкенте они станут чужими. С развалом Советского Союза в многонациональном Узбекистане начались волнения, все чаще стали раздаваться призывы к гражданам других национальностей покинуть республику. Семье Шагимуратовых пришлось бросить свой родной дом и переехать в Казань, чтобы начать жизнь с чистого листа. Вы помните первые годы? Где вы жили? Как вы жили? Как вы выживали? Альбина Шагимуратова: Это было семейное общежитие. Я спала на двухъярусной кровати со своей сестренкой. Мы жили в одной комнате, буквально 18 квадратных метров, мы вчетвером. Общая кухня, общий санузел, общая ванная для всех семей, пять-шесть семей вот в этом семейном блоке. Дмитрий Кириллов: Как мама после прекрасных условий ташкентских... ? Альбина Шагимуратова: Тяжело было. У нас не было правильной одежды, поскольку Казань в принципе ветреный, холодный город... Дмитрий Кириллов: Не Ташкент. Альбина Шагимуратова: После 40-градусной жары приезжать в практически отсутствие лета, да... И нам помогали, нам давали валенки, нам давали пальто, шапки, варежки... У меня папа вообще деятельный человек был... Дмитрий Кириллов: Не сдавался. Альбина Шагимуратова: Со своим стержнем, да. Он мне всегда говорил: «Альбина, жить непросто, это борьба, поэтому ты должна выработать в себе железный характер». И вот эти слова я запомнила на всю жизнь. Дмитрий Кириллов: Отец берет Альбину за руку и приводит в Казанское музыкальное училище. Учебный год уже начался, все экзамены закончились давно, но Анвар просит педагогов посмотреть дочку. Талантливую девушку единогласно решают зачислить на дирижерско-хоровое отделение. А позже Альбина Шагимуратова становится в училище еще и солисткой хора. А Анвар продолжал играть на баяне, сочинять песни на стихи татарских поэтов. Он мечтал, чтобы его песни услышал Хайдар Бигичев, оперная звезда Татарстана, народный артист республики. И однажды Анвар нашел телефон Бигичева и решил позвонить ему. Звонит посторонний человек... Альбина Шагимуратова: Совершенно посторонний человек. Дмитрий Кириллов: Так. Альбина Шагимуратова: Это 1996 год. И папа меня просит по телефону, по обычному коммутатору спеть эту песню. Дмитрий Кириллов: А вы в общаге жили еще? Альбина Шагимуратова: В общежитии, да. Дмитрий Кириллов: А телефон стоял у коменданта общежития? Альбина Шагимуратова: Да-да. И он представился, конечно, и попросил послушать. Он согласился сразу. Послушал и говорит: «Передай трубку папе». И первое, что он говорит, не про песню, не свои впечатления, а он спрашивает: «Где твоя дочь учится?» – «В училище, дирижерско-хоровое отделение». – «Как? Она должна петь! Она должна петь!» Дмитрий Кириллов: Хайдар Бигичев напророчил Альбине Шагимуратовой судьбу великой певицы. Альбина встретила его случайно на улице в Казани незадолго до его внезапной кончины, и он сказал ей: «Деточка, тебя будет слушать весь мир! Тебе будут рукоплескать в La Scala!» Но кто сможет открыть голос и научить правильно петь? Первым педагогом, кто протянул руку помощи Альбине, стала народная артистка России Зиля Сунгатуллина, завкафедрой оперного пения Казанской консерватории. А главным человеком, открывшим новую оперную певицу Альбину Шагимуратову всему миру, стала народная артистка России Галина Писаренко, примадонна Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Альбина однажды услышала, как поет одна из учениц Галины Алексеевны, и решила: «Надо прорываться в Москву, мне нужна только Писаренко». Но, придя на вступительные экзамены в консерваторию, Альбина услышала вердикт от педагогов: «Девушка, не тратьте зря время, занимайтесь чем-нибудь другим, у вас голоса нет». Альбина Шагимуратова: И я три раза поступала в Московскую консерваторию. Дмитрий Кириллов: Уехала обратно в Казань? Альбина Шагимуратова: Обратно вернулась и продолжала учиться. Дмитрий Кириллов: И ждала следующего года? Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Поехала второй раз – опять? Альбина Шагимуратова: Да, летом на вступительные экзамены – та же самая история. Дмитрий Кириллов: А пытались выяснить: «Что вам не нравится?» Альбина Шагимуратова: «Нет голоса». Дмитрий Кириллов: Безголосая певица... Альбина Шагимуратова: Да, да. Дмитрий Кириллов: Альбине словно подрезали крылья. Отец не мог смириться с такой несправедливостью: да как же нет голоса, куда вы смотрите, вернее, где же ваши уши?.. Анвар решается взять кредит в банке, чтобы оплатить Альбине учебу на платном отделении. И мечта дочери сбылась: она стала студенткой класса Галины Писаренко. И когда Шагимуратова стала мировой оперной звездой, все те, кто громко кричали про отсутствие у Альбины голоса, как-то дружно замолчали. Но Альбина на них не в обиде. Писаренко полюбила звездочку Альбину, она по-матерински заботилась о своей ученице и сразу стала готовить на международные конкурсы, тренировала ей кулаки, ведь началась борьба за право стать лучшей. Альбина Шагимуратова: На V курсе именно с ее подачи, она мне посоветовала поехать на конкурс в Барселону им. Франсиско Виньяса. Я получила там третье место. Дмитрий Кириллов: Страшно было ехать в Барселону? Альбина Шагимуратова: Конечно! И у меня не было денег, у родителей не было денег, и Галина Алексеевна дала мне деньги на самолет. Это вот удивительная женщина. Дмитрий Кириллов: То есть она была уверена, что вы что-то привезете из этой Барселоны? Альбина Шагимуратова: Да-да. А вы знаете, кто были членами жюри в Барселоне? Джоан Сазерленд. Дмитрий Кириллов: Великая! Альбина Шагимуратова: Великая! Рената Скотто. Дмитрий Кириллов: Не менее великая. Альбина Шагимуратова: Абсолютно, в жюри – примадонны XX века. Это Карло Бергонци, знаменитый тенор, руководитель ведущих оперных театров мира: La Scala, Metropolitan... Дмитрий Кириллов: Они сидели, и вы перед ними пели? Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Так можно было с ума сойти сразу. Альбина Шагимуратова: Конечно, конечно. Они могли меня с первого тура выкинуть, а я дошла до третьего тура и заняла место. Поэтому для меня это было огромным достижением. А дальше Галина Алексеевна посоветовала поехать на конкурс Ирины Константиновны Архиповой, конкурс вокалистов знаменитый, всероссийский, всесоюзный еще Конкурс им. Михаила Ивановича Глинки, и также вот неожиданно тоже для себя получила первое место. И на вручении, я помню, Ирина Константиновна сказала: «Деточка, ты будешь петь, конечно, по всему миру, я это вижу. Но ты никогда не забывай свои корни». И... Я никогда не думала, конечно, что я возглавлю ее конкурс, продолжу ее великое дело... Дмитрий Кириллов: Пройдут годы, и именно Альбина Шагимуратова возродит легендарный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки. Детище Ирины Архиповой продолжает свою историю в XXI веке. Ну а пока победительницу Конкурса Глинки Альбину Шагимуратову приглашают на стажировку в Америку в студию Хьюстонской Гранд-оперы. Альбина Шагимуратова: Я приехала по приглашению кастинг-директора Хьюстонской Гранд-оперы Даяны Зола, которая очень часто раньше, в свое время, приезжала в Россию и слушала российские голоса. (Вообще, она любит Россию, до сих пор я с ней общаюсь.) Я не сразу, конечно, соглашалась на эту двухгодичную стажировку... Дмитрий Кириллов: Боялась? Почему? Альбина Шагимуратова: Боялась отсутствия языка. И когда мой папа уже с ней поговорил по телефону через переводчика, она успокоила его, что «не волнуйтесь»... Дмитрий Кириллов: «Найдем переводчика». Альбина Шагимуратова: «Я буду ее беречь, и переводчиков предоставим». Меня родители отпустили, я получила рабочую визу, полетела и окунулась в совершенно чужую для меня атмосферу, совсем другая ментальность людей, чуждая. Дмитрий Кириллов: Там таких, как Галина Писаренко, не было. Альбина Шагимуратова: Абсолютно, нет. Дмитрий Кириллов: Никто не кормил и не подсказывал. Альбина Шагимуратова: И передо мной поставили задачу за полгода выучить язык, потому что общение с дирижером, общение с концертмейстером... Дмитрий Кириллов: Столько нюансов, да, нужно понимать... Альбина Шагимуратова: Необходимо понимать. И театр мог оплатить работу переводчика только ближайшие 6 месяцев. И я использовала эту возможность по максимуму, и через год я уже свободно изъяснялась. Дмитрий Кириллов: Как потом это пригодилось, когда начались по другим странам мира гастроли! Альбина Шагимуратова: Конечно, конечно! Общение с менеджерами, общение с директорами. А уже выучив английский язык, следующие языки, они легко даются: итальянский, немецкий... Меня научила Хьюстонская опера доскональной работе с партиями, с ариями. Все, что написано в клавире, необходимо точно выполнить. Дмитрий Кириллов: Спустя год Альбину приглашают на Конкурс Чайковского, признанный всеми вокалистами, престижнейший во всем мире. Писаренко настаивала на участии Шагимуратовой; она чувствовала, что ее девочка уже готова покорять настоящие оперные вершины, и оказалась права. Вот только, прилетев в Москву, Альбина получила хорошую порцию стресса. Во-первых, был потерян багаж, где были все ее концертные платья. Во-вторых, оказалось, что жить негде, Альбину выгнали из общежития консерватории: мол, учишься в Америке – значит, освобождай комнату. Спасибо руководителю молодежной оперной программы Большого театра, волшебнику Дмитрию Вдовину, он все устроил. Альбина Шагимуратова: Дмитрий Юрьевич Вдовин помог мне найти комнату, и буквально на время конкурса меня просто приютили знакомые. Дмитрий Кириллов: А в первую ночь вообще у подружки где-то ночевала, да? Альбина Шагимуратова: Да-да-да. Дмитрий Кириллов: И петь же надо. Альбина Шагимуратова: Да-да. Родителям не рассказывала всю эту историю: «У меня все хорошо, не мешайте мне, я сейчас готовлюсь к конкурсу». Дмитрий Кириллов: Берегла их. Альбина Шагимуратова: Чтобы не расстраивать, чтобы они, живя в Казани, там, вдалеке, за меня не переживали. Дмитрий Кириллов: И вот наступил этот день икс, когда уже решалось все. Альбина Шагимуратова: Финал, и объявление победителей было в час ночи. Ирина Петровна Богачева, знаменитое меццо-сопрано, была председателем жюри, она объявляла. И я к ней подошла, поблагодарила ее: «Спасибо вам большое!» – «А за что, за что? Не надо. Ты – поцелованная, ты – явление, ты – самая настоящая золотая медалистка». И буквально через неделю знаменитый менеджер Рене Флеминг Мэтью Эпштейн позвонил в Хьюстон и говорит: «Маэстро Мути ищет исполнительницу Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» на следующий летний Зальцбургский фестиваль. Не хотела бы Альбина спеть прослушивание?» Дмитрий Кириллов: А дальше начались настоящие чудеса. Из десяти самых сильных претенденток, прилетевших со всего мира в Зальцбург, великий Риккардо Мути выбирает одну-единственную Царицу ночи из России Альбину Шагимуратову. Альбина Шагимуратова: Весь мой творческий путь начался именно в Зальцбурге, на родине Моцарта. Дмитрий Кириллов: Петь на родине Моцарта... Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: ...причем самую, так скажем, визитную карточку, Царица ночи... Альбина Шагимуратова: Да-да. Дмитрий Кириллов: Это ваш билет в мир оперы вообще. Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Потому что если певица способна спеть Царицу ночи, значит, она технически уже в топе находится. Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Маэстро Риккардо Мути, который был где-то на небесах, на вершине, да, вы его не видели... Альбина Шагимуратова: Нет. Дмитрий Кириллов: Вам просто сообщили: «Вас взяли»? Альбина Шагимуратова: Мне позвонил кастинг-директор Зальцбургского фестиваля буквально через два часа после прослушивания и сообщил: «Мы...» После этого я вернулась в Хьюстон. Об этом прослушивании, о моем удачном, узнает как-то весь мир. Дмитрий Кириллов: Что Мути... Альбина Шагимуратова: ...выбрал русскую, колоратурное сопрано. Дмитрий Кириллов: Галочку поставил. Альбина Шагимуратова: Если посмотреть историю, кто исполнял партию Царицы ночи в Зальцбурге, то российских певцов не было. Дмитрий Кириллов: Царица ночи – партия коварная. Ее поют единицы, и певицы часто попадают в капкан, застревают в этой роли: продюсеры уже не слышат их в других партиях. Альбина Шагимуратова спела за 10 лет 368 раз «Волшебную флейту», и великая Рената Скотто дала ей бесценный совет: «Беги от этой партии! Выпрыгивай из этого амплуа! Альбина, ты можешь быть Виолеттой и Лючией! Держись за лирических героинь! Твой голос давно готов покорять новые вершины!» Рената молодец, она сказала: «Давай, лирические бери партии». Альбина Шагимуратова: Да. Я очень ей благодарна за совершенно уникальный буквально совет. Потому что, действительно, если посмотреть на судьбы певиц, исполняющих Царицу ночи, они действительно застревали на этой партии. Дмитрий Кириллов: Ведь Лючия стала спасительной соломинкой, да, вот этой? Спасательный круг, можно сказать. Альбина Шагимуратова: Да, в театре La Scala. Дмитрий Кириллов: И самое главное, где – в La Scala! Можно же со страха с ума сойти. Итальянцы помидорами тухлыми кидают в артистов, свистят... Альбина Шагимуратова: Да-да-да. Дмитрий Кириллов: Они же не церемонятся, они же очень грубо ведут себя. Альбина Шагимуратова: И никто не пел за всю историю театра La Scala... Дмитрий Кириллов: Чтобы русская, певица из России. Альбина Шагимуратова: Чтобы русская певица пела «Лючию ди Ламмермур». Вы знаете, Дмитрий Юрьевич Вдовин был у меня на спектаклях в La Scala, был мой концертмейстер, и мне рассказывали, что зрители на галерках сидели с клавирами оперы «Лючия ди Ламмермур» и по нотам следили, что я, правильно ли я пою. Дмитрий Кириллов: Вот госкомиссия. Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Похлеще, чем на Чайковского. Альбина Шагимуратова: Да. И на премьере были огромные овации, вообще для La Scala это редкость, чтобы 15 минут зрители аплодировали. Дмитрий Кириллов: Слух, что у Шагимуратовой в La Scala оглушительный успех, со скоростью молнии разнесся по всему миру. Альбину к себе в проекты стали приглашать лучшие мировые дирижеры. Это ли не чудо, когда сам маэстро Джеймс Ливайн хвалит твою работу или Пласидо Доминго говорит невероятные слова восторга? И это было не во сне – это наяву. И вот уже первые выступления в Нью-Йорке в театре Metropolitan Opera, где мечтает петь каждый оперный певец, а попадают единицы. Так сказка о покорении Альбиной Шагимуратовой оперного олимпа становится былью. Интересно теперь, мама и папа. Начинаются успехи, и вот они же слышат, да, дочка все время перелетает из одной страны в другую... Они же куда-то выезжали к вам на какие-то премьеры? Альбина Шагимуратова: Выезжали, конечно, конечно. И в Хьюстон приезжали, и в La Scala, и в Нью-Йорк, и в Сан-Франциско тоже мама приезжала. Дмитрий Кириллов: Папа застал вот этот успех? Альбина Шагимуратова: Конечно! Папа меня редко хвалил, редко мне говорил слова какой-то вот гордости, наверное, вот «молодец, дочка!» – нет, этого не было. Поэтому у меня не было мысли зазвездиться, как-то я не успевала даже. У меня была задача побыстрее дальше выучить следующую партию, освоить новый язык, подготовиться к следующему контракту. Он вложил такое достаточно строгое воспитание, татарское, я бы сказала. Нас всех держали в определенной строгости родители. Дмитрий Кириллов: «Нас» – это Альбину и ее младшую сестренку Альфиру. Традиционно в татарских семьях девочки воспитываются как будущие матери и жены: верными, трудолюбивыми, преданными. Так же как Альбина, Альфира мечтала стать певицей, но ее жизненный путь оказался... слишком коротким. Но в сердце Альбины сестра всегда жива. Альбина Шагимуратова: Она очень рано ушла, да, в 21 год. Я только-только поступила учиться в Московскую консерваторию, преодолев эту стену, так скажем, и мы узнали о ее диагнозе: онкология, последняя стадия. И 2,5 года борьбы, большое количество операций, химиотерапий... В этом году 20 лет, как ее нет, но это именно та боль, которая... Дмитрий Кириллов: ...не проходит. Альбина Шагимуратова: Она не утихает. Когда ее не стало, я себе дала зарок работать вдвойне, добиться всего того, что бы она хотела добиться. Вместе, она всегда со мной рядом, я считаю ее своим ангелом, ангелом-хранителем, и она именно тот человек, который каждый... Я вот просыпаюсь и засыпаю именно с мыслями о ней. У меня нет сестер, у меня нет братьев других, и я чувствую вот это вот одиночество, мне не хватает общения вот именно с таким родным человеком. Дмитрий Кириллов: Зато у Бога все живы – она там, сверху, вам помогает. Понимаете, вот эти чудесные истории в жизни, успеха, побед, ведь это же может быть во многом еще оттого, что такой ангел-хранитель есть: она молится, и все получается. Альбина Шагимуратова: Да, да. Дмитрий Кириллов: Получается, да еще как! И в лучших театрах мира петь, и в большом кино сниматься. Да, Альбина Шагимуратова выступила в амплуа киноактрисы и, судя по отзывам публики, с ролью легендарной певицы Аделины Патти в картине Карена Шахназарова «Анна Каренина» Альбина Шагимуратова справилась прекрасно. Что вспоминается от работы с Шахназаровым? Альбина Шагимуратова: Во-первых, огромная честь работать с таким кинорежиссером. Дмитрий Кириллов: Он вас вычислил. Альбина Шагимуратова: Ему посоветовали. Композитор фильма «Анна Каренина. История Вронского» посоветовал ему взять в фильм именно меня спеть арию Нормы и арию Розины. Моя первая встреча была на «Мосфильме» с ним, знакомство. Легендарный, легендарный кинорежиссер! И я, честно говоря, подумала, что они только запишут мой голос. Потом уже, после записи в студии голоса с оркестром, мне сказали: «А вот идемте, мы вас сейчас познакомим с художником и подберем парик, платье, грим». Дмитрий Кириллов: Вы только тогда поняли, что вы будете сниматься в кино? Альбина Шагимуратова: Да, да. А когда через месяц... Я говорю: «Я не могу...» Дмитрий Кириллов: «У меня контракты». Альбина Шагимуратова: «У меня контракты». – «А когда вы можете?» И они подстроились под мой график. И потом я уже встретилась с Кареном Георгиевичем месяца через три. Дмитрий Кириллов: То есть они ждали? Альбина Шагимуратова: Ждали. Я благодарна ему и всей съемочной команде и артистам, Лиза Боярская, ее супруг снимался – они все подстроились под мой график. И миманс, огромное количество миманса... Передо мной летали разные камеры, и куда мне надо посмотреть, что я должна в этот момент почувствовать, какую эмоцию артиста... Что-то я импровизировала уже от себя, и он мне позволял это делать. Интересный опыт. Дмитрий Кириллов: Жизнь Альбины Шагимуратовой – настоящая приключенческая книга, где есть место и чудесам, и здоровой авантюре, и любви, конечно. Свою вторую половину Альбина нашла за кулисами Большого театра. Как все соединилось! Нашла в театре Руслана на «Руслане и Людмиле», да? Альбина Шагимуратова: Совершенно верно, да. Дмитрий Кириллов: Где-то я читал. Это правда? Альбина Шагимуратова: Именно на этом спектакле, да. Дмитрий Кириллов: Просто поклонник пришел с цветами? Альбина Шагимуратова: Да, да. Дмитрий Кириллов: Что сделала? Проигнорировала? Альбина Шагимуратова: Конечно, я не сразу... На самом деле не до того было. Настолько ответственные спектакли на сцене Большого театра, и сложнейший спектакль. Вообще, работа с Черняковым одновременно одно удовольствие и очень затратно психологически. Дмитрий Кириллов: Потому что он вообще такой выдумщик как режиссер, да? Альбина Шагимуратова: Да, и он единственный такой. Режиссер, который заставлял оперного певца забыть о голосе, а думать о героине, передать ее эмоции, ее переживания втройне. Это огромная, затратная психологическая работа. Казалось бы, партия Людмилы не такая большая, но я после каждого спектакля очень уставала, очень уставала, и, конечно, не было времени для каких-то новых знакомств. Но человек был настолько настойчив... Дмитрий Кириллов: Второй раз пришел... Альбина Шагимуратова: И третий, и четвертый... И только после последнего спектакля я... Дмитрий Кириллов: ...сжалилась. Альбина Шагимуратова: ...сжалилась и встретилась с ним в ресторане. Пообщались. Мой график настолько плотный, что вот эта вот единственная встреча, а дальше следующая встреча была, я улетела в Вену, потом я улетела в Берлин, и он за мной летал. Мне вообще повезло, он ведь врач-психиатр, поэтому он вообще понимает, через что певец проходит, чтобы выйти на сцену, и он меня поддерживает, помогает, какие-то правильные слова подбирает перед выходом на сцену. И что более удивительно, когда я пела туры на Конкурсе Чайковского в Зале Чайковского, в зале сидела моя будущая свекровь. И когда в 2012 году я с ней впервые познакомилась, она сказала... Дмитрий Кириллов: «Я тебя давно знаю». Альбина Шагимуратова: «Я тебя давно знаю», да. Дмитрий Кириллов: Как Руслан вообще терпит... не то что терпит... Оперная певица – это диагноз, это сложно. Это голос, это надо «сегодня утром пою», «я сегодня ни с кем не разговариваю», постоянно человек учит какие-то партии, уезжает на какие-то гастроли. Как вообще вот... ? Альбина Шагимуратова: Первое время было тяжело, и я забирала буквально месячного ребенка с собой на гастроли. И сразу после родов у меня было выступление на сцене театра Metropolitan в «Лючии ди Ламмермур». После родов у женщины меняется все в организме, меняется голос, меняется «физика». Необходимо быстро вернуться в форму. А когда перед тобой выступление в ведущем оперном театре в наисложнейшей партии «Лючии ди Ламмермур», необходима какая-то репетиция. И мне посоветовали связаться с Валерием Абисаловичем Гергиевым, и он в это время был в Австралии, насколько я помню. И он сказал, что он мне перезвонит, когда он будет в Италии. И вот буквально через два-три дня он мне перезвонил и сказал: «Давай сделаем Лючию, давай, конечно». Я говорю: «Хотя бы концертное исполнение». До сих пор помню, 16 февраля 2015 года, потому что 1 марта я улетала в Нью-Йорк. «Тебе удобно 16 февраля?» – «Да-да. А кто будет дирижировать?» – «Я сам буду дирижировать». – «Да вы что?» – «Да. Я никогда эту оперу не дирижировал, хочу попробовать». Дмитрий Кириллов: Интересно. Альбина Шагимуратова: Пятнадцатого февраля он прилетает из гастролей в Америке. Насколько мне потом рассказали, что он поспал буквально несколько часов и приехал в Мариинский театр. Я ему так благодарна! До сих пор вспоминаю, и мы шутим... Дмитрий Кириллов: Вот тоже еще один появился ангел-хранитель. Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: Вовремя, да, как сверху кто-то вам послал Гергиева. Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: А потом же опера, вы в Мариинке выступали уже с Гергиевым... Альбина Шагимуратова: ...в «Лючии ди Ламмермур». Потом он сделал специальную уже постановку в 2018 году, которой никогда не было на сцене Мариинского театра. Дмитрий Кириллов: Воплотил свою фантазию, свою мечту в жизнь. Альбина Шагимуратова: Да, да, спустя несколько лет. Дмитрий Кириллов: Альбина, я хочу пожелать, чтобы в вашей жизни было много и кино, и джаза... Я знаю, что вы с Крамером уже пробовали. Альбина Шагимуратова: Да. Дмитрий Кириллов: И новых приключений, новых эмоций! Альбина Шагимуратова: Спасибо! Дмитрий Кириллов: И оставайтесь всегда вот такой же светлой, солнечной! Альбина Шагимуратова: Спасибо большое! Дмитрий Кириллов: Это же передается и в голосе. Пусть это солнечное тепло греет всех-всех слушателей, которые вас обожают! Альбина Шагимуратова: Спасибо!