Голос за кадром: Копна взъерошенных волос, проникновенный взгляд, легкая ироничная улыбка, аристократические манеры – Александр Максович Шилов, его имя известно не только у нас в стране, но и за ее пределами. Народный художник СССР, мастер портрета, можно сказать, живой классик российского реализма. За полвека активной работы художником была создана уникальная галерея портретов наших современников, в ней представлены все слои нашего общества: деятели культуры, науки, медицины, сельские жители, рабочие, учителя, спортсмены, военные, ветераны, космонавты, люди самые разные, но всех их объединяет одно – они настоящие герои нашей страны, истинные патриоты, для которых слова Родина, Отечество – не пустой звук. Дмитрий Кириллов: Вы выбрали достаточно сложный жанр! Быть портретистом, понимаете, многие художники пишут Родину – березки, колокольни, домики покосившиеся, а вы берете людей и, как правило, к портретисту больше претензий, каждый консультант, каждый может подойти сказать: «Мне не нравится вот это». Александр Шилов: Вы сейчас прямо цитируете Репина! Почему он говорил: «Хлеб портретиста самый тяжелый, всегда найдется человек, который просто возьмет спонтанно и болтанет что что-то не то, а что, не может сказать и испортит всю картину». Очень трудно, да, потом ведь на портретах, это можно по-человечески понять, на мужском, на женском, человек хочет выглядеть лучше, чем в жизни, это естественное желание, каждому быть посимпатичнее, поприятнее, но художник не имеет права льстить, надо модель так свою написать, чтобы лет через 200 человек сказал: «Как же он похож! Настолько остро выявлена внешняя и внутренняя индивидуальность». Раньше этого я не понимал, теперь сам понимаю, что это такое. Вы абсолютно правильно это сказали – портрет в этом плане очень тяжело. Надо краску превратить в материальную живопись, если я пишу кожу, это кожа, золото, это должен быть металл, волосы мягкие, жесткие, чтобы вы не видели краски, должен быть материал, это создаёт еще больше иллюзии жизни в полотне и это целое великое искусство превратить краску во все живое, чтобы глаза не просто смотрели, а говорили, чтобы они влажные были. Голос за кадром: Глаза – зеркало души человека, а руки - его биография. Для художника Шилова — это главные ключи к разгадке тайны человека, с детства Саша обращал внимание на натруженные руки бабушки, добрые глаза мамы, работавшей в детском саду, он рос без отца, воспитывался простыми женщинами, никогда не знавшими, что такое достаток, но имевшими большое сердце, и всю жизнь, именно доброту Александр Шилов считает главным даром Создателя человеку. Дмитрий Кириллов: Вы знаете, что такое нищета, что такое голод… Александр Шилов: Да, очень хорошо. Дмитрий Кириллов: Вы жили в условиях в общем, тяжелейших. Александр Шилов: Мы жили в коммуналке большая квартира, там было шесть или семь комнат, на Садово-Самотечной, Лихов переулок, мы переехали поменялись на первый этаж тоже коммуналка была, но комната была меньше, нас было шесть человек, это был конечно караул, было очень тесно. Когда я пошел в школу рабочей молодёжи, для того, чтобы помогать маме и бабушкам материально, потому что стыдно уже было в 16 лет садиться за стол, не внеся свою лепту материальную, у меня профессии никакой не было, первая работа была в поликлинике военно-воздушных сил, там я работал лаборантом всего четыре месяца, сидел, ничего не делал можно сказать, рисовал. Потом я устроился на мебельную фабрику и работал грузчиком, оттуда меня товарищ перетащил на мебельную фабрику номер два у Савеловского вокзала, прямо рядом с домом, потому что я жил у Минаевского рынка. Там я проработал три с половиной года. Вот после этого я перешел на винный завод, работал грузчиком в бетонном подвале, без окон, дышать было нечем кроме винных паров и это была моя самая тяжелая работа. Когда я работал грузчиком на мебельной и швейной фабрике, я хотя бы чуть-чуть отдыхал, потому что руки после физической работы кисть не чувствуют, а у меня была мечта все-таки в институт поступить, хотя в душе я в это не верил, у меня не было никакой средней подготовки, я только в доме Пионеров занимался. На винном заводе там были разливочные цеха, я уставал так, что мог работать только по субботам и воскресеньям. Голос за кадром: Саша изучал картины великих мастеров, пытался делать копии работ бессмертных классиков и твердо верил, что не разгрузкой винных ящиков, а рисованием добьется успехов жизни. Свои первые 150 рублей Шилов заработал в иконописной мастерской, получив серьезный заказ. Александр Шилов: Меня взял один богомаз в церковь, я ему показал мои работы, он посмотрел и говорит: «Давай попробуй», и вот я там заработал чуть-чуть денег и пошел маме купил пальто. Как сейчас помню – песцовый воротник был, а здесь такой зеленоватый драп, до этого она была одета очень плохо, а я мечтал, чтобы у меня мама была красивая, добрая, потому что радости не было в жизни. В этом пальто я сделал ее портрет, она надела пальто, оно ей было в самый раз и конечно, она была счастлива, а я от этого еще больше. Дмитрий Кириллов: Вы писали портрет любимого маминого певца Лемешева? Александр Шилов: Писал! Дмитрий Кириллов: И, по-моему, Лемешеву не понравился нос, вы потом как-то убедили что нос его? Александр Шилов: Это было так: я только закончил институт, у меня еще мастерской не было, я сделал портрет в технике пастель, великой нашей певицы Ирины Константиновной Архиповой, она говорит: «А вы Лемешева писали»? Я говорю: «Нет». Я только институт закончил и у меня никаких знакомств не было. Она тут же позвонила Лемешеву сказала: «Вот у меня художник, только закончил мой портрет», он говорит: «Я его завтра жду». Я пришел к нему, мы договорились что я начну писать его портрет, писал я с великим наслаждением, не только от того что он знаменитый певец, моя мама была лемешистка, а тогда делились, кто за Козловского, кто за Лемешева. Когда я его написал, он честно месяц не смотрел, в мастерской меня не было, я отворачивал портрет в мастерской, чтобы он не подглядывал, а когда я уже вставил портрет в раму, он посмотрел и сказал: «Нос не мой». Я всегда прошу, когда кого-то напишу, я в позу не встаю, я говорю: «Говорите всё, что вы думаете, если я с вами соглашусь, я обязательно исправлю, если нет, извините». Я его стал убеждать, он говорит: «Я 50 лет бреюсь каждый день смотрю на себя в зеркало, нос не мой»! Я говорю: «Вы на себя смотрите машинально, я, когда пишу автопортрет, замечаю те вещи, на которые, когда бреюсь, даже внимания не обращаю. Мы с вами спорит не будем». Он даже жену свою позвал в советчицы, но она нейтралитет заняла, а была согласна со мной. Я говорю: «Я вам на три дня портрет оставляю, я вам позвоню, посмотрим, что будет через три дня». Я приезжаю, рассказываю маме, она на меня стала ругаться, сказала, что такой певец, в таком преклонном возрасте, надо было уважить. Я сказал, что если бы сделал то, что он просил, это был бы не он. Буквально через полчаса после моего прихода он позвонил и сказал: «Саша, извините, нос мой». Мне не пришлось исправлять. Дмитрий Кириллов: Вашими натурщиками кто только не был, по-моему, даже бомжи были, это правда? Александр Шилов: Правда, они здесь в галерее висят и нищие и безногие и бомжи, самые разные люди. Как сказал великий Бальзак, я с ним согласен, «Художник тот, кто идет с большим зеркалом по большой дороге», то есть отображает жизнь. Дмитрий Кириллов: Вы и сами были натурщиком 70 рублей зарабатывали в месяц? Александр Шилов: Просто, когда я работал грузчиком, показал свои работы случайно встретившемуся знаменитому художнику Локтионову, работы - графика, мне до сих пор за них не стыдно, они в зале висят. И, когда он увидел мои рисунки, он спросил, как я живу, кем я работаю, он не поверил, что я работаю грузчиком. Он тут же стал возмущаться, сказал: «Вы изуродуете руки, надо срочно готовиться в Суриковский институт». Он написал мне рекомендацию, три года я поступал, меня не принимали и на третий год я поступил, благодаря тому, что Локтионов и Щербаков они меня повели к художнику Серову, он тогда был президентом Академии художников, опять решающую роль сыграли мои миниатюры. Он увидел, тоже не поверил, что я грузчиком работаю и говорит: «Я вас возьму к себе в мастерскую, будете мне, когда надо позировать, а основное время будете рисовать под моими наблюдением, я вам даю слово, что вы поступите. Я вам буду платить те 70 рублей, которые вам платят грузчиком». Дмитрий Кириллов: Вам приходилось писать портреты по фотографиям? Александр Шилов: Приходилось, однажды, в 81 году, у меня была выставка на улице Горького, теперь это Тверская улица, приходит туда мама Высоцкого, Нина Максимовна, с черно-белыми фотографиями говорит: «Я давнишняя ваша поклонница, вы с моим сыном не были знакомы»? – «Нет», - «Он тоже любил реалистическую живопись я поэтому пришла к вам». – «Я по фотографиям не работаю», я даже не знаю какого цвета у него кожа, какие глаза были, - «Я вам расскажу». – «У вас есть хотя бы одна цветная фотография»? – «Нет». Но даже по черно-белой фотографии было видно, что он мертвенно-бледный. Привела меня к нему домой на Малую грузинскую улицу, напротив костела знаменитую, он там жил в кооперативном доме, она мне дала на всякий случай гитару его, дала полированную черную куртку, которую он из Парижа привез, красную рубашку и вот я еду с одной знакомой своей через какое-то время в машине по радио раздается песня «Кони», вот по сегодняшний день из всех его песен, для меня эта песня самая близкая. Я считаю, что это реквием уходящего человека из жизни. У меня мурашки по телу пошли и мгновенно родилась композиция, когда я сделал портрет, я позвал маму, она говорит: «Он был именно такой и хоть я его мама, я удивляюсь как он еще ходит по земле живым, он был зелено-серого цвета он был уже не жилец я это как мать понимала». И вот она говорила, губы дрожали, она всплакнула, поблагодарила меня, вот так состоялся его портрет. Дмитрий Кириллов: У вас есть недоброжелатели, как вы к ним относитесь? Александр Шилов: Я выслушиваю только тех людей, чье мнение уважаю, предположим, если художник сам умеет работать. Дмитрий Кириллов: То есть, есть такие люди, к мнению которых вы можете прислушаться? Александр Шилов: Да который сам умеет работать если не умеет работать, нет. Я часто ездил по деревням и продолжаю писать бедных старушек, стариков брошенных, ветеранов войны, они могут такое сделать спонтанное замечание, или просто выскажутся, я думаю, елки-палки, у нас не каждый искусствовед может так сказать. Посмотрите что сейчас в больших музеях делается, снимают работы, которые собрал тот же Цветаев, снимают, в подвал, а выставляют что? Антиискусство! Это и в Ватикане делается, для чего – если вы хотите посмотреть, например, знаменитую Капеллу Микеланджело, маршрут вам устроили так, что вы мимо этих инсталляций, этого уродства, не пройдете. Вы не хотите, но вас заставляют, и вы идёте дальше, если вы скажете: «Кого вы здесь выставили»? Художник в кавычках, он вам скажет, что вы ничего не понимаете. «Я же вишу рядом с Рафаэлем, Микеланджело в одном здании». Это нужно для утверждения, там смотреть стыдно! Если какой-то хозяин галереи собрал картины великих мастеров, именем его называется галерея как туда можно вешать посторонних? Есть музеи Современного искусства, пожалуйста, вешайте. Дмитрий Кириллов: Это общая тенденция, к сожалению. Александр Шилов: Нужна крыша для оправдания, но я считаю, что это не этично по отношению к великим нашим меценатам. Голос за кадром: Разговоры об открытии постоянной выставки Александра Шилова шли многие годы, но художник и представить себе не мог, что это будет государственная галерея его имени буквально в двух шагах от Кремля. Находясь в тяжелейшей депрессии после смерти дочери, Шилов перестает писать и решает все свои картины подарить Государству. На пленарном заседании Госдумы все члены фракций проголосовали единогласно за создание государственной галереи Александра Шилова в Москве и 31 мая, 1997 года она открыла свои двери для посетителей. Дмитрий Кириллов: Быть портретистом писать своих современников получается вы создаете летопись страны, кто для вас сегодня герои нашего времени? Александр Шилов: В первую очередь те, кто защищает Отечество дает возможность нам с вами жить и стране жить. Я не сразу стал понимать, я стал понимать это только тогда, когда наш великий патриот, генерал армии Лебедев Сергей Николаевич, бывший директор СВР, по моей просьбе предложил мне написать разведчика выдающегося Вартаняна. Для моего сердца и души близкие люди, порядочные, честные и главное добрые потому что, когда человек добрый, мне кажется, это самый главный талант, который всевышний спустил на землю, людям нести счастье, радость, свет. Дмитрий Кириллов: Вы помните тот момент в жизни, когда к вам пришла настоящая слава, известность? Александр Шилов: Все постепенно, я когда учился в Суриковском институте, художник Локтионов примерно в это время конец 60, начало 70, ему Министерство культуры заказало портреты космонавтов, он успел написать троих или четверых и ушел из жизни к сожалению, и меня один знакомый познакомил с начальником отряда центра подготовки космонавтов, дважды герой Советского союза Шаталов. Он к счастью жив, ему 91 год - наипорядочнейший, наидобрейший человек, я ему благодарен буду до последнего вздоха! Он посмотрел на мои работы, они искали замену Локтионову, посмотрел портрет Водопьянова, еще один портрет миниатюрный женский и говорит: «Ты нам подойдешь». Я начал писать, сделал портретов десять космонавтов с натуры, начал с его естественно, и тогда космонавты решили меня представить, я еще был студентом третьего курса, представить мои работы на юбилейной всесоюзной выставке в Манеже, а я же не был членом Союза художников, не положено участвовать на этой выставке, но они представили, увидело мои работы руководство министерства культуры, дошло до самого министра культуры, три работы у меня приняли сразу на выставку. Что такое была Всесоюзная выставка: это сразу приезжало все руководство страны начиная с Генерального секретаря, а раз он приехал все ЦК КПСС, все, за них я получил, не будучи комсомольцем, премию Ленинского комсомола. Это была моя первая государственная награда тогда она называлась Государственная премия Российской Федерации. Когда мои работы показали по программе «Время», стали печатать на всю страну газеты, журналы, вот тогда я боялся ходить мимо педагогов по институту, потому что они не были участниками этой выставки и действительно даже мой руководитель перестал со мной здороваться, я попросил досрочный диплом. Голос за кадром: Почти с первых дней открытия галереи здесь проходят камерные творческие вечера лучших музыкантов страны. За 21 год работы галереи, в ней побывали миллионы посетителей, среди них студенты и начинающие художники люди с ограниченными возможностями, ветераны, бизнесмены, политики, и руководители государства. Дмитрий Кириллов: Поколение победителей – наши отцы, для кого-то деды, прадеды, они остаются сегодня в нашей стране нравственным ориентиром в обществе? Александр Шилов: Они должны оставаться, потому что на их жизни, их подвигах, я говорю то что у меня в сердце, надо воспитывать будущих защитников Отечества, иначе мы просто потеряем страну. Я хочу сказать, что у нас здесь есть третий зал, который называется «Зал славы», там выставлены портреты всех тех людей, которые защищали Отечество и спасибо вам за такой важный вопрос, тем более в преддверии такого великого праздника, хотя о них надо помнить каждую минуту. Я ветеранов войны начал писать еще с того момента, как был студентом Суриковсокго института, мне неожиданно предложил написать знаменитого летчика полярного у него звезда героя Советского союза была №6, Водопьянова Михаила Васильевича. С одной стороны, испугался, с другой стороны честь, жил он в Купавне, я поехал, и мы с ним работали, это была моя первая работа. С тех пор я написал может не так много, но у нас целый зал тех, кто воевал, самые разные люди, кто единственную жизнь давал за победу. Благодаря им мы с вами беседуем и живет наша страна, они приблизили конец войны, это контрразведка, военные всех родов, намного уменьшили количество жертв и народа и военной силы. Я их пишу и буду продолжать писать, потому что перед этими людьми преклоняюсь, мы эту выставку «Они сражались за Родину», по предложению Владимира Владимировича Путина, а для нас большая честь что он дважды был в галерее предложил в канун семидесятилетия победы провести картины по городам боевой славы. Вот сейчас у нас выставка 19-ый город уже Волгоград, мы и в Севастополе были и в Курске эта выставка направлена на благодарность ветеранам войны. Дмитрий Кириллов: Даже в самые тяжёлые времена Россия всегда была сильна своей культурой, выбей из России культуру и не будет страны? Александр Шилов: Совершенно верно, какое искусство, такой и внутренний мир человека, его душа, а какая душа, такой и народ СМИ – их ответственность велика перед народом они должны воспитывать и облагораживать, потому что как люди реагируют это что-то прозвучало с экрана телевидения, или со сцены театра, в кинотеатре, значит это дозволено так и должно быть. И вот мы пришли к тому, к чему пришли! В академических театрах мат со сцены, проще заигрывать с людьми и подсовывать им порнуху, но это же уничтожает общество, нравственность. Дмитрий Кириллов: Народ у нас талантливый. Александр Шилов: Очень! Самый талантливый в мире! С моей точки зрения, я не шовинист, но хочу объективно сказать, в области науки, искусства, не умаляя других стран, если взять выжимку, мы самый талантливый народ, поэтому идеологии искусства очень важно уделять громадное внимание, я считаю искусство в известной степени – безопасность страны. Какое искусство, такой и народ! Дмитрий Кириллов: Что для вас День России? Какие вы надежды питаете в связи с этим праздником? Александр Шилов: У людей просыпается чувство гордости, великое счастье, что судьба послала такого президента, потому что он величайший патриот, никто не может отрицать, даже его оппоненты, что он сильный духом человек и что он соткан весь из патриотизма, любви к своему народу, это доказывают действия. Политик не тот, кто дает обещания, а кто это исполняет. Все прекрасно это видят, почему весь запад и восстал тому что хотят видеть Россию слабой, а Россия становится сильная. Безопасность, армия и конечно искусство – духовная начинка любого человека, потому что это делает человека сильнее духом, он, через красоту в искусстве учится быть добрым, лояльным, благородным. Надо чтобы народ понимал, чтил искусство, был более интеллигентным и конечно через это тоже любил свою Родину!