Дмитрий Кириллов: Александра Урсуляк. Когда смотришь на игру этой хрупкой красотки, за 20 лет работы в театре и кино превратившейся из молодой, талантливой выпускницы Школы-студии МХАТ в настоящую мегазвезду, понимаешь, что Урсуляк стала актрисой большой, а не просто хорошей. Это признают и преданные поклонники, влюбленные зрители, и самые отчаянные критиканы, строгие театральные гурманы. Судьба Александры Урсуляк – это история дочери, не прятавшейся за спиной известного папы. Напротив, фамилия Урсуляк ей поначалу даже мешала. Но Александра Сергеевна доказала, что всенародную любовь и признание она заработала честно, и в ближайшее время сходить с вершины театрального олимпа не собирается. Александра! Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Вы – героиня «Моей истории»! Я так рад вас видеть! Александра Урсуляк: И я тоже, Дмитрий, очень рада! Дмитрий Кириллов: Я вас видел несколько лет назад впервые в жизни. Меня пригласили на спектакль «Прыг-скок, отвалился потолок». Александра Урсуляк: Провалился. Дмитрий Кириллов: Или провалился, да. Александра Урсуляк: Нет, обвалился. Дмитрий Кириллов: Обвалился. Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Впечатление было, конечно, феерическое совершенно: я увидел взрослого ребенка. Девочка, маленькая девочка, которая... Да нет. Актриса, которая не изображает, даже голос не меняет. Такое существование абсолютно гармоничное... И потом я уже понял, когда встретился с Писаревым Евгением Александровичем, он сказал: «Это артистка, которая умеет все». И я убедился, что это так. Александра Урсуляк: Спасибо вам большое! Дмитрий Кириллов: Вы когда в детстве в окружении такого созвездия, кругом ну сплошной театр и кино... Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Никуда не денешься. Вы вообще думали, что «ну конечно, я буду артистка, ну куда мне деваться»? Александра Урсуляк: Вот как-то у меня жизнь до института вообще была такая как в тумане каком-то. Я не предполагала, что как бы можно думать о завтрашнем дне, т. е. совершенно. И когда, в общем, принято было задавать детям вопросы «А кем ты хочешь стать?», у меня не было никогда ответа, потому что, в общем, ничем я не хотела стать. Потом профессиональные какие-то вещи, которые мне нравились, это были совершенно другие... Вот мне нравилось быть продавцом. Дмитрий Кириллов: Хорошая работа. Александра Урсуляк: Замечательная. Больше всего мне нравилось, как продавец заворачивает в бумагу колбасу. Ну это же не работа, это чудо! Дмитрий Кириллов: Это красиво. Александра Урсуляк: Как она хрустит, эта бумага, как она ее небрежно вот так, чтобы ушли уже все... Дмитрий Кириллов: «Зина, не пробивай», нужно же все... Александра Урсуляк: И надо все говорить так, чтобы все ушли отсюда, уже надоели. Дмитрий Кириллов: Вот оно, актерское мастерство: четко и чтобы все поняли, что колбасы нет. Александра Урсуляк: Да: «Вас много, я одна!» Вот это, мне казалось, профессия. А актриса – что это такое?.. Потом, я действительно видела актеров и актрис не где-то там, по телевизору, а на кухне, понимаете, дома в разных ситуациях. И нужно понимать, что это, в общем, были буйные 1990-е гг., карьеры не у всех складывались так, как у Брэда Питта и Анджелины Джоли... Дмитрий Кириллов: Переломанные судьбы. Александра Урсуляк: Несчастные судьбы, да, переломанные во многом. Это были люди, которые непросто очень жили. И я не ассоциировала себя ни с кем. А потом вдруг очень быстро наступило время, когда нужно было вот срочно определяться, потому что школа закончилась. Поскольку фантазии у всех, видимо, мало было, то ничего лучше не придумали. Дмитрий Кириллов: Александра Урсуляк – это целый коктейль эмоций, и несмотря на то, что сама уже многодетная мать, продолжает оставаться озорным подростком, с жадностью впитывающим все новое и интересное. Она словно соткана из разноцветных нитей, в ней переплетены разные национальности, культуры, традиции. Саша – плод любви студентов Щукинского училища, начинающего тогда режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли. И хотя брак распался, плод любви-то остался, да еще какой: талантливый, симпатичный и с восточной изюминкой. Значит, Саша играет в нарды... Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Практически по-азербайджански говорит с дедом... Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Смотрит, как готовят кутабы... Александра Урсуляк: Да. Откуда вы все знаете? Дмитрий Кириллов: А у меня все ходы записаны. Это же какой колорит! Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Дед! Александра Урсуляк: Да-да-да. Нет, вы абсолютно правы, что, действительно, во мне было вот нафаршировано очень много. Просто тогда это как бы не взошло еще, это все... Дмитрий Кириллов: Да-да-да, эта пахлава должна была дойти. Александра Урсуляк: Да, дойти должно было все, этот суп должен был свариться. И конечно же, действительно, в меня было очень-очень много вложено, и именно на старте, именно вот в детстве. Потому что у меня большая семья, разные культуры, разные национальности. Вот действительно, дедушка мой, Кязим Гасанович Надирли, он настоящий азербайджанец, он родился в маленькой деревне на Каспийском море, Тюркан... У них было очень много детей, у них было 11 человек, четыре сестры и братья... Я всех знаю по именам. Я не всех застала, я не всех видела, но кого-то из дедов и бабуль видела. Осталась только одна, тетя Халида, которая живет сейчас в Баку. И у меня огромное количество троюродных братьев и сестер. Дмитрий Кириллов: Они, наверное, гордятся: у них такая звездная родственница. Александра Урсуляк: Кто-то, наверное, да, но я не со всеми знакома, потому что их действительно очень-очень много. Я знаю о том, что мою бабушку Ругию дедушка украл. Она была совсем молоденькая, она в 12 лет родила уже первого сына... Дмитрий Кириллов: Красавица была, наверное? Александра Урсуляк: Она была, да... У нее какие-то были голубые глаза, это не свойственно было азербайджанкам... Она, в общем, рожала-рожала и умерла в 42 года, по-моему... В общем, короче говоря, там это все интересно. А дедушка, он очень хорошо учился, и поэтому его перевели в Москву как отличника. Дмитрий Кириллов: Толковый был мальчишка. Александра Урсуляк: Да. Он воевал, все дела, и он еще был отличником, и поэтому его перевели в Москву. Но тем не менее он хорошо очень и писал, грамотно, все, и говорил он грамотно, но с таким акцентом, что... То есть он всю жизнь не мог все равно говорить... Дмитрий Кириллов: Русский не родной. Александра Урсуляк: Русский был не родной. «Дедушка, какая сегодня погода, посмотри, какая температура?» – «Плюс три». То есть вот какие-то такие вещи, которые были... По-другому невозможно было, он не мог себя переделать, он всю жизнь все равно был азербайджанец: «Гюльбала моя золотая...» И вот мы с ним играли в нарды... Дмитрий Кириллов: Научил. Александра Урсуляк: Он научил меня, да, т. е. я с ним абсолютно... Дмитрий Кириллов: ...резалась. Александра Урсуляк: Да, резалась. И на самом деле это очень мудрая игра, которая меня знаете, чему научила? В нардах нужно думать вот как раз вперед, это вдолгую игра. Не надо сразу быстро победить – надо в конце победить, для этого надо подготовиться. Дмитрий Кириллов: Не суетиться. Александра Урсуляк: Не надо суетиться – нужно готовить почву, чтобы в конце быстро все сделать. Вот это очень важная вещь, и вот он... Я не понимала, как он у меня выигрывает. Он опаздывает, я пятьдесят раз уже там все, а он раз! – и мне все закрыл. Дмитрий Кириллов: Тихонько... Александра Урсуляк: Медленно, тихонько. Вот это меня научило в жизни думать как раз вперед. Я уже потом стала думать вперед. Дмитрий Кириллов: Сестра родная, бабушка Халида, да? Александра Урсуляк: Да. Кто вы?.. Дмитрий Кириллов: Она же приезжала, она кутабы делала? Александра Урсуляк: Да, она приезжала, она делала кутабы. Дедушка, брат ее, мой дед, он отвечал за мясо, вот за мясо. Надо же было там... Они были разные, с зеленью, с мясом, с гранатом... А Халида отвечала за тесто. У нас есть на даче, мы сохранили, специальная палка, которая называется охло, и вот эта вот такая тонкая-тонкая палка, которой раскатывают вот такой тонкий лаваш. Дмитрий Кириллов: И вот навык нужен, да? Еще попробуй скатай. Александра Урсуляк: Навык нужен. И поэтому я не знаю, я попробую... Мама говорит: «Давай-давай с тобой сделаем попробуем». Я говорю: «Мам, ну давай попробуем, охло есть, будем, в общем, пытаться». Дмитрий Кириллов: С одной стороны охло, кутабы, нарды, а с другой – старинные русские песнопения, народные традиции и культура, и это тоже от мамы. Много лет актриса Галина Надирли была участницей фольклорного ансамбля «Обереги». Саша все детство просидела на репетициях коллектива и, естественно, выучила весь его репертуар. Более того, девчонка с радостью выходила с мамой на сцену и голосила народные песнопения. Все вокруг видели, что она явно одаренная, а потому стали брать еще и на гастроли. Росла Саша под присмотром маминых подруг. Александра Урсуляк: Как это выражение, «дитя полка»... Как это... Дмитрий Кириллов: Сын полка, дочь полка. Александра Урсуляк: Дочь полка. Вот я была дочь полка, и поэтому совершенно никто меня за чужую, за инородную не [считал]. Наоборот, я очень была вся своя. И вот мамины подруги, они очень видели во мне способности какие-то. Они всегда маме говорили: «Галя, ты должна обязательно... Сашку надо, чтобы она, ну надо, надо». И вот, может быть, даже если мама где-то там могла колебаться и сомневаться, потому что ну никто ничего не знает, как лучше, но вот то, что была вот эта вот какая-то поддержка с их стороны, вот этот намек, что «Галя, ну нет, ну надо, надо»... Дмитрий Кириллов: ...сыграло какую-то роль. Александра Урсуляк: Это сыграло роль, конечно. Дмитрий Кириллов: За что выгнали девочку из школы? Александра Урсуляк: У меня было поведение не очень хорошее. Дмитрий Кириллов: А как это проявлялось? Александра Урсуляк: Ну, я мешала, я встревала... Дмитрий Кириллов: Всячески показывала, что «мне это неинтересно», да? Александра Урсуляк: Да-да. То есть я вела себя просто плохо. И вообще, мне хотелось как-то вот эту вот жесткую, в общем, форму правил, что-то с ними хочется сделать... Дмитрий Кириллов: Поломать. Александра Урсуляк: Поломать надо. Дмитрий Кириллов: А это не годится никуда, это плохое поведение. Александра Урсуляк: Это на самом деле так оно и есть. И меня уже около шкафа сажали, чтобы уже вообще я никак уже не отсвечивала. И когда 9-й класс, в общем, закончился и нужно было переводить, вот 10-й и 11-й, кто пойдет, и оставили приличных людей. Ну зачем было «неприличных»... И мы все перешли в другую школу. Это был как бы просто улет. Дмитрий Кириллов: Учиться Саша перестала совсем. В новой школе собрались сплошь единомышленники: все они слонялись по дворам и квартирам, пили, курили и чувствовали себя взрослыми и свободными. Все бы закончилось катастрофой, если бы на помощь не пришла папина мама, бабушка Эмма. Александра Урсуляк: Бабушка Эмма – учительница русского языка и литературы. Я жила у бабушки и 1-й, и 2-й класс. Она в меня очень много зерен посадила, т. е. бабушка очень действительно вкладывалась, и дедушка тоже. Дедушка отвечал за всякие спортивные, значит, плавание, коньки, лыжи, санки, вот это все было... Дмитрий Кириллов: Физическое развитие ребенка. Александра Урсуляк: Все это было на дедушке. Дмитрий Кириллов: А на бабушке? Александра Урсуляк: А на бабушке, так сказать, более... Дмитрий Кириллов: ...духовное. Александра Урсуляк: В театры, в кино, на выставки. Я очень хорошо училась, вообще все было у нас хорошо. Ну, у меня было как-то спокойствие, распорядок дня, все это было. Но я очень скучала по маме, я очень скучала по маме, поэтому через 2 года я вернулась домой. Дмитрий Кириллов: Позвонила и сказала: «Забери меня»? Александра Урсуляк: «Мама, забери меня!» – да. Притом что я очень любила бабушку и дедушку, конечно, но мама – это мама. Дмитрий Кириллов: И вот Александра, как говорят в таких случаях, безбашенная и практически слетевшая с катушек, принимает решение вернуться жить к бабушке Эмме, туда, где муштра, где железная дисциплина, где настоящий армейский распорядок дня. Александра Урсуляк: Я понимала, что я еду в тюрьму, потому что это будут жесткие правила, никакой старой жизни не будет, все будет... Дмитрий Кириллов: Все заново. Александра Урсуляк: Все будет заново. Дедушки уже не было в этот момент, дедушка уже умер, и бабушка очень тяжело это переживала. Дмитрий Кириллов: Они же очень любили друг друга... Александра Урсуляк: Они очень любили друг друга, они настоящей были парой. Дмитрий Кириллов: Как лебеди, да, такие были? Александра Урсуляк: Да. И то, что я приехала к бабушке, это тоже в какой-то степени ее спасло. Дмитрий Кириллов: Она переключилась, ей надо было, а тут такой «объект» приехал. Александра Урсуляк: Да. «Объект» был очень тяжелый, и, конечно, первые полгода мы очень тяжело пережили, вот первые полгода... Дмитрий Кириллов: Ругались? Александра Урсуляк: Мы не ругались, но у нас просто звенящая была вот... То есть я понимала, что вот чуждо все. Я была реально таким вот подростком, который раздражал во всем абсолютно. Но потом какой-то был у нас переломный момент, когда мы друг друга почувствовали, почувствовали и очень подружились, и с тех пор вот просто все рамки между нами вообще пропали, пропал возраст между нами, и вот мы стали очень близкими людьми. Дмитрий Кириллов: Бабушка – верный друг и хранитель всех девичьих тайн, слез, расставаний, она – доверенное лицо Саши. И как только почувствовала, что внучке пора определяться с профессией, сразу позвонила в Щукинское училище. А чего время тянуть? Бабушка-то человек решительный. Александра Урсуляк: Бабушка поняла, что другого варианта все равно нет, ничего другого не придумали. Ну чего? Она знала, что есть Паша, а Паша – это Павел Евгеньевич Любимцев. Дмитрий Кириллов: Набрала ему, да? Александра Урсуляк: Она, да, просто набрала. А Паша, поскольку она его со студенчества тоже знает, для нее это Паша, который, так сказать... Она: «Алло, Паша? Завтра к тебе приедет Саша», – и все, и дело сделано. И Паша, действительно он меня послушал, он мне предложил какие-то еще варианты выучить, по-моему, какие-то басни, что-то... Но у меня было очень хорошее стихотворение, которое мама нашла мне, собственно, я с ним и поступила, потому что все остальное было как-то неважно, оно такое было, выстреливало очень. Чуть-чуть меня, да, вот так вот причесал, что называется... Дмитрий Кириллов: И в итоге что получилось? Александра Урсуляк: А в итоге вот да, я вдруг неожиданно выбрала совершенно другой вуз. Дмитрий Кириллов: Почему? Александра Урсуляк: Я почувствовала, что мне там будет хорошо. Я полюбила прямо вот, не знаю, Школу-студию прямо сразу. Она очень теплая. Дмитрий Кириллов: Как? Интуиция какая-то? Александра Урсуляк: Да, я думаю, что интуиция. Потом, очень теплые педагоги во МХАТе. Вот Козак, Брусникин, Покровская, Дьяченко – они каждого абитуриента: «Ой, ой, ой!» – вот как, знаете... Потому что в Щукинском училище, как мне кажется, не хочу никого обидеть, есть такое, снобизм... Дмитрий Кириллов: «Ну-ну», да? Александра Урсуляк: «Ну-ну», да. «Ну-ка, что такое? Что вы будете читать? Пожалуйста, проходите. Да, до свидания, все». Чуть-чуть такое есть, оно там годами наформировалось... Дмитрий Кириллов: Да-да, уже выработано. Александра Урсуляк: Выработано, да, и как бы принято, что надо с абитурой, со студентами так... А во МХАТе чуть-чуть такая атмосфера потеплее... Дмитрий Кириллов: «Ну давай-давай-давай», да? Александра Урсуляк: «Ну-ка, а где вы? А что? Ах, интересно. Вы двоечник? Вот это да!» Ну то есть: «А что вы, на крыше любите или что?» Ну то есть там какая-то такая есть теплота изначальная. Я увидела людей, с которыми мне интересно. Жизнь оказалась... Вдруг, знаете как, черно-белый фильм превратился в цветной. Дмитрий Кириллов: Еще бы! Урсуляк попадает на курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина. Учиться у таких блистательных режиссеров – это словно вытащить счастливый лотерейный билет. Он оказался в руках Александры, и тогда держись, его она уже никому не отдаст. Студентка Урсуляк работала круглосуточно, она была просто одержима театром: вгрызалась в материал, старалась изо всех сил, переживала, что ничего не получается... Да она и до сих пор так считает. Она, как правило, всегда недовольна результатом своего труда. Дмитрий Кириллов: Премьера не премьера, успех не успех. Александра Урсуляк: Успех – он тоже состоит из чего-то... Дмитрий Кириллов: Ну все получила: «Маски»-шмаски, «Турандоты» – ну все получила, и в достаточно раннем возрасте, в общем-то, не в 60, не в 70, не в 80. Получила все достаточно быстро. Александра Урсуляк: Ну да. Но это уже за честь и достоинство надо в 60, в 70, в 80, а его, это достоинство и честь, надо еще сберечь, понимаете. Дмитрий Кириллов: Ну если люди говорят: «Бери, тебе дают «Маску», бери, это высшее признание». Александра Урсуляк: Когда тебе дают «Маску», ты хотя бы ее можешь потрогать и сказать, что да, вот это физическое... Дмитрий Кириллов: Вещественное. Александра Урсуляк: ...вещественное подтверждение того, что были в твоей жизни вот эти светлые моменты. Дмитрий Кириллов: Успехи. Александра Урсуляк: Но все равно, конечно, профессия очень эфемерная. Более того, когда ты... Вот сейчас ты, допустим, хороший артист, ты можешь завтра перестать им быть, это же не навсегда. Либо ты постоянно подтверждаешь то, что ты в этой форме находишься, либо нет. Ты точно так же можешь перестать быть хорошим артистом. Можно испортиться. Дмитрий Кириллов: Но у вас чуть ли не у единственной такой случай, когда вас, в общем-то, узнала публика не через кино, а через театр. Александра Урсуляк: Да, совершенно правильно. Дмитрий Кириллов: И вас позвали, по-моему, вы еще студенткой были, уже позвали в Театр Пушкина. Александра Урсуляк: Да, моя первая премьера здесь. Дмитрий Кириллов: Потому что Роман Козак, он же когда... Александра Урсуляк: В 2002 году у меня здесь была премьера. Дмитрий Кириллов: Уже? Александра Урсуляк: Да, на Большой сцене я сыграла «Ромео и Джульетту». Дмитрий Кириллов: Называется: «Кого хотите сыграть?» – «Джульетту», – пожалуйста, первая же роль. Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Это же фантастика. Понимала, что это фантастика? Александра Урсуляк: Да-да, я понимала, что это что-то такое, о-о-о... Да, понимала. Дмитрий Кириллов: Но Козак вас любил. Александра Урсуляк: Очень. Он очень меня любил, да. И он мне просто вот дарил вот такие вот шансы... Дмитрий Кириллов: Как сеятель, да? Александра Урсуляк: Просто какие-то жемчуга, просто бриллианты, такие роли мне всегда... Просто вот бросал абсолютно щедро. Предлагал режиссеров много, роли... Это правда так. Я почти вместе с Козаком пришла, т. е. вот ему дали театр, художественное руководство, и уже начали потихоньку ходить в Театр Пушкина, что-то смотреть. Это только мы начали вот эту кашу заваривать, потому что у нас из тутошних был только Писарев, кого мы знали. И как-то я что-то, что-то мы делали, я не помню... Он мне говорит: «Зайди, у меня спектакль». И я что-то пришла к нему, он говорит: «Ну пойдем, пойдем». И вот я первый раз зашла через сцену, вот этот вход за кулисы, в свою гримерку, что-то там мы обсуждали. Пока шел спектакль, он выходил, заходил обратно... Потом мы выступали на юбилее театра, нас попросили выступить как студентов... И тогда это был еще очень чуждый театр и он был вообще, совсем по другим правилам, здесь совершенно другие были... Дмитрий Кириллов: Другой дух еще был, да? Александра Урсуляк: Другой был дух, да. И зрителей было мало, сюда мало ходили. Я видела старые кресла, мало людей... Это немножко было удручающе, честно скажу. Дмитрий Кириллов: С приходом Романа Козака Театр Пушкина оживает. Режиссер пускает сюда молодую кровь, берет в труппу своих лучших выпускников, среди которых и Саша Урсуляк, его любимица. Громкие премьеры, репетиции, гастроли... Счастливая жизнь прерывается трагической новостью: в самом расцвете сил Роман Козак уходит из жизни. О проклятии Театра Пушкина тогда не говорил только ленивый. Но у дальновидного Олега Павловича Табакова была припрятана козырная карта: он словно маг и волшебник вытаскивает на свет Евгения Писарева, а сам делает вид, что тут вообще ни при чем. Чутье Табакова не подвело: он был счастлив, когда Евгений Александрович Писарев взял театр в свои руки. Табаков знал, что этот талантливый молодой человек не только театр спасет, но сделает его другим, модным, успешным, где на его сцене сегодня блистает звезда Александра Урсуляк, ведущая актриса, которой подвластны не только драматические роли, но и музыкальные: опыт-то работы в мюзикле «Чикаго» не прошел даром – об Александре Урсуляк как о поющей актрисе узнали в театральном мире. И тут ЧП. Евгений Писарев работает над новым спектаклем «Кабаре», а главной героини нет, петь-то некому... Александра Урсуляк: «Сань, выручай!» было. «Сань, выручай, у нас ситуация!» И когда тебе говорит твой друг, «худруг», «Сань, выручай!», ну какие тут? Уже не до страха. Там была комиссия, которую надо было пройти. Возьму не возьму ноту, это ж надо было прийти провериться. Меня проверили, сказали: «Ну, позанимаемся немножко...» И действительно, у нас была прекрасная педагог... Дмитрий Кириллов: По вокалу, да? Александра Урсуляк: По вокалу Мира Диваева, которая просто моя любовь. И даже то, что у меня не получалось петь, потом в итоге оно со временем тоже произросло. Дмитрий Кириллов: Каково вот быть поющей актрисой драматической? Александра Урсуляк: Ой, так здорово! Тут, значит, недавно я выпустила свой концерт, тоже такой был какой-то шаг на волне тоже каких-то вот певческих открытий. И по запросам радиослушателей... Дмитрий Кириллов: По просьбам трудящихся. Александра Урсуляк: По просьбам трудящихся, которые мне говорили: «Ну как же, вот приедете, спойте нам, у вас, наверное, есть какая-то программа...» Я говорю: «Нет у меня никакой программы». В итоге я... Дмитрий Кириллов: А почему бы и нет. Александра Урсуляк: Вот. Я решила, что она должна быть, программе быть. И я, значит, выпустила концерт, и он такой получился очень личностный, очень такой важный для меня. И естественно, папа был, присутствовал на премьере, смотрел этот концерт. И папа всегда дарит мне цветы. И в конце папа протянул мне розы... Всегда розы дарит. И был у нас фотограф, который запечатлел этот момент, когда я со сцены наклоняюсь, а он мне вот так снизу протягивает букет цветов. И я папе отсылаю эту фотографию: «Смотри, вот какая фотография у нас с тобой получилась». И папа мне говорит: «Посмотри, мы смотрим друг на друга абсолютно с одинаковыми лицами». Я присмотрелась: действительно, очень похожие лица. Понятно, у меня там прическа, у него нет прически, у меня платье, у него нет платья... А так действительно абрис лиц одинаковый. И взгляд... Смотрю на взгляд... А мы смотрим друг на друга удивленно-испуганно, вот удивление и испуг. И вот у меня абсолютно сложилась картинка, знаете, когда человек самого себя видит в зеркале: «Неужели это я?» И вот этот вопрос... Я думаю, что все кроется в том, что мы где-то очень сильно в чем-то похожи, и поэтому вот этот страх увидеть себя, его страх увидеть во мне себя, а у меня, что он увидит... Ну вот в этом, я думаю, вся вот эта детективная наша с папой история. Дмитрий Кириллов: Долгое время Александра не снималась в фильмах отца, да и сам Сергей Владимирович Урсуляк как-то не очень настаивал на этом. Почему мастер не горел желанием снимать свою старшую дочь – загадка, которую никто не мог разгадать. Лишь после выхода на свет картины «Ненастье», где впервые Саша пришла к отцу на съемочную площадку в качестве актрисы, туман стал постепенно рассеиваться. Его эксперимент, который вы как пытку, я так понял, проходили, да? Александра Урсуляк: Ой, тяжело было, да... Дмитрий Кириллов: Что это было? Александра Урсуляк: Очень страшно, да. Во-первых, ты заходишь... У папы очень особенная группа. У папы нет случайных людей: это годами созданный коллектив людей, которые работали с ним миллиарды лет... Дмитрий Кириллов: Его команда. Александра Урсуляк: Его команда. В общем, легендарные люди там, видали все, и меня видали. И когда ты заходишь как бы в новом качестве вот на площадку, и это звенящее... Это, конечно, можно сойти с ума. Намного проще прийти на чужую площадку, где сделал все и ушел, а тут как бы такие ставки... Ой, страшно. Дмитрий Кириллов: А каково играть с мамой? Александра Урсуляк: С мамой... Дмитрий Кириллов: Это была такая отдушина для мамы, нет? Александра Урсуляк: Да-да-да. Это было такое приключение для нас обеих на самом деле, мне очень нравилось. Во-первых, мне нравился очень этот фильм. Там не было пошлости, как мне кажется, что важно... История очень живая. И действительно искали актрису, которая сыграла бы мою маму... Дмитрий Кириллов: И не могли найти, я так понимаю, да? Александра Урсуляк: Оказалось, что это не так просто, потому что женщины, скажем, к 60 актрисы, во-первых, очень мало кто оставил себя в первозданном, природном виде... Дмитрий Кириллов: В нормальном виде. Все Джульетты, перетянутые... Александра Урсуляк: Во всяком случае, вот найти просто женщину... Дмитрий Кириллов: Нормальную, не прооперированную. Александра Урсуляк: ...60 лет, актрису, и еще так, чтобы на меня была похожа, не блондинку, например, было очень сложно. Дмитрий Кириллов: Много составляющих. Александра Урсуляк: Да, задача непростая. И потом кастинг-директор вспомнила, что есть же мама, просто настоящая мама. И притом, что мама миллиард лет тоже не снималась... Я говорю: «Мам, ну а как вот ты... ?» Я говорю: «Давай-давай, ну рискни, пожалуйста, я тебя прошу!» Мама сначала как-то нет-нет-нет, а потом как-то так «да». Дмитрий Кириллов: Маме, мне кажется, такое вдохновение было! Немножко, чуть-чуть... Александра Урсуляк: ...встряхнуться, встряхнуться. Дмитрий Кириллов: Встряхнуться, она же актриса. Александра Урсуляк: Да, встряхнуться. Потом, это было путешествие, в Минске мы снимали... Это было здорово. И это лишняя возможность пообщаться, потому что, конечно же, в таком темпе я с родителями общаюсь по праздникам. Дмитрий Кириллов: Вообще, какой у вас темп? У вас же трое детей! Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Многодетная мать. Александра Урсуляк: Да. Я просто очень в этом смысле жадная до жизни, что называется... Дмитрий Кириллов: Все нужно успеть. Александра Урсуляк: Поэтому мне все хочется, все хочу, и с этим ребенком, и с этим ребенком, и с мужем, и с мамой, и с папой, и на дачу съездить, и еще куда-то пойти – мне все хочется. И я несмотря ни на что все равно стараюсь все это делать. Дмитрий Кириллов: Но на себя времени не остается, да? Александра Урсуляк: Да, на себя... Но я как бы называю собой все, что со мной происходит. Но у меня иногда бывают гастроли, а это значит, что вот ты приезжаешь в другой город и у тебя есть номер в гостинице... Дмитрий Кириллов: Моя территория. Александра Урсуляк: ...где можно никуда не пойти, никуда не пойти, а быть одной в номере, и вот это мое время. Но только вот прямо соло, абсолютно мое. Дмитрий Кириллов: Если кто-то считает, что дети могут помешать молодой актрисе сделать карьеру, пример Александры Урсуляк говорит об обратном. Оказывается, можно быть и звездой, и многодетной мамой. Так вот, незаметно для поклонников, практически без отрыва от производства, у Александры на свет появились дочери Анна, Анастасия и сын Владимир. В доме Александры Урсуляк и скрипача Андрея Розендента, ее любимого человека, мужа, отца малыша Вовы, всегда звучит либо музыка, либо детский смех. А старшая дочь уже выбирает свой путь в жизни, свою профессию. Аня, она же уже взрослая. Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Она артистка будет? Александра Урсуляк: Думаю, что нет. Дмитрий Кириллов: Нет? Но она же к деду в экспедиции даже моталась. Александра Урсуляк: Да, она отравлена кино. Да, это был такой шаг... Я, в общем, понимала, чем все это кончится, в 15 лет уехать с дедушкой, значит, в лесах Белоруссии «Праведника» снимать... Естественно, все, она человек киношный... Дмитрий Кириллов: Заразилась. Александра Урсуляк: Заразилась, да. Ну, не такая уж плохая зараза, я считаю. Дмитрий Кириллов: Может, режиссером станет. Александра Урсуляк: Посмотрим. Дмитрий Кириллов: Она девочка серьезная. Александра Урсуляк: Да. Но во всяком случае за эти 3 года она познакомилась с киносъемочным процессом очень обширно, очень много перепробовала всяких профессий. Дмитрий Кириллов: А Настя? Александра Урсуляк: А Настя, может быть, и будет актрисой, мне кажется, может быть такое. Я вижу в ней что-то. Дмитрий Кириллов: Конечно. Она еще когда маленькая моргала. Александра Урсуляк: Моргала-моргала и сейчас моргает. Вообще, не знаю: Настя такой человек, она, мне кажется, может вообще кем угодно быть и просто собой, в общем, расцвечивать. Все, что будет, все будет собой просто улучшать. Дмитрий Кириллов: Как солнышко будет. Александра Урсуляк: Она солнышко, конечно. Она очень теплая, она очень, как мне сказали, не токсичная. Я думаю, что бы она ни захотела делать, все это будет очень хорошо. Дмитрий Кириллов: Ну Вова хоть будет деньги зарабатывать, может, он будет такой какой-нибудь, нет? Александра Урсуляк: Я не знаю, я не знаю. Я думаю, что все, если захотят, будут зарабатывать деньги, если не захотят – не будут. Дмитрий Кириллов: Но главное, что вы так же будете, наверное, их воспитывать, чтобы они были в свободе, да? Александра Урсуляк: Правила должны быть оправданными. Нельзя делать то-то, потому что опасно; ну вот есть вещи, которые понятны. А вот когда есть правила ради правил, в этом есть простая ложь, и вот ложь – это то, что я очень не люблю. И поэтому как-то я старалась всегда и с детьми свои отношения выстраивать как-то по-честному, без прикрас, ну вот как есть, так есть, и, мне кажется, дети очень ценят во мне как в матери именно это качество. Потому что ко мне можно придираться как к маме, безусловно, у меня есть какие-то и ошибки, и проблемы, и чего-то я не смогла, не знала или еще что-то такое, ко мне можно предъявить претензии, но я никогда не старалась быть нечестной с ними. Я всегда была честна максимально. Дмитрий Кириллов: Александра Урсуляк продолжает активно работать: у нее целая афиша спектаклей и бурный роман с кинематографом. На счету актрисы уже несколько десятков полнометражных фильмов и сериалов. Одна из последних успешных работ – главная роль в сериале «Пингвины моей мамы». Александра Урсуляк: Так получилось, что я пришла познакомиться к Наташе Мещаниновой на пробы. Я, честно говоря, не очень поняла, почему вот она меня именно увидела в этом качестве... Это потом я уже поняла, что меня уже все видят в этом качестве, в роли матери, и я уже так... Дмитрий Кириллов: ...устаканилась. Александра Урсуляк: Устаканилась хорошо, да. Но почему-то вот она меня увидела, почему-то она мне поверила. Я ей очень благодарна за нашу работу, за наше знакомство, за то, что этому даже есть продолжение, пока не буду рассказывать, какое, но мы сделали еще одну работу... Она, конечно, особенный человек, очень талантливый, очень специфический, ни на кого не похожий и тоже очень честный, вот в своем абсолютно существе честный очень. Так что вот такое мне просто вот выпало счастье встречи. Дмитрий Кириллов: Вам Андрей на скрипке играет? Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Так вы живете в гармонии! Александра Урсуляк: В полнейшей! Дмитрий Кириллов: Кругом дети, звучит скрипка... Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Собой заниматься некогда, потому что все время то нужно одному, то нужно что-то другому, нужно третьему, а тут уже очередной сценарий... Александра Урсуляк: Да. Дмитрий Кириллов: Ну фантастика! Александра Урсуляк: Вы знаете, вот вы смеетесь, а на самом деле так оно и есть. Я действительно себя очень гармонично ощущаю и даже в этом беге, и даже когда я захлебываюсь. Но слава богу, что у меня есть люди, которые готовы меня откачать и кто ценят то, что я делаю. Действительно, моя семья и работа – все это, в общем, в таком балансе находится. Так что я надеюсь, что так оно и будет. Дмитрий Кириллов: Пусть будет так! Пусть у вас будет куча работы, все равно ваши тылы вам помогут: они дадут вам силы, ваши дети, ваш муж, ваша семья. Александра Урсуляк: Спасибо вам большое! Дмитрий Кириллов: Дай Бог вам всего! Александра Урсуляк: Спасибо огромное, Дима! Вам тоже, передаче вашей большого счастья, длительной жизни и батареек. Дмитрий Кириллов: Спасибо!