Дмитрий Кириллов: Академический дважды краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски российской армии имени Александра Васильевича Александрова. За этим длинным, но знакомым каждому человеку в нашей стране названием скрывается уникальный коллектив, покоривший своим искусством весь мир. Александровцам подвластно все: классические оперные арии и народные плясовые, современные композиции мировых звезд в своей оркестровке и песни от русской народной до рок- и джаз-классики. И, конечно, это песни военных лет, песни о родине и ее героях. Это визитная карточка коллектива. Ансамбль Александрова – культурный феномен нашей страны. Он олицетворение доблестной славы нашей армии, армии-победительницы. Ансамблей в мире много. Духовых коллективов много разных. Александровский – он один. Даже как-то писали о том, что Ансамбль Александрова считается лучшим мужским коллективом XX века. Из чего сложилось такое мнение? Геннадий Саченюк: Вопрос очень глубокий. Когда создавался ансамбль, конечно же, Александр Васильевич, я так думаю, очень много думал над тем, каким будет коллектив. И он действительно получился единственным в мире. В первую очередь это благодаря составу оркестра. Именно Александр Васильевич сделал такое сочетание русских народных инструментов и духовой группы симфонического оркестра. Благодаря такому составу именно звучание краснознаменного ансамбля является неповторимым и незабываемым. Александр Васильевич пришел к тому, что должен быть мужской состав хора. И очень много сделано аранжировок, хоровых обработок различных произведений в разных жанрах именно для мужского состава хора. Конечно, со временем он численно вырастал. Менялись исполнители в хоре. Но, тем не менее, всегда основой оставалась эта незыблемая жанровая направленность. Лирика, которая звучит в ансамбле Александрова, тоже имеет специфический колорит. Как однажды сказали: "Вы послушайте, как ансамбль Александрова поет о любви". И этим все сказано. Потому что действительно очень многие песни… Взять ту же песню Александры Николаевны Пахмутовой "Мелодия", которая исполнялась ансамблем, которая исполнялась различными солистами за время истории ансамбля, она тоже звучит по-особому. Д.К.: В 1928 году появился Ансамбль Александровна. Там же было не 200 человек вначале. Сколько было народу вообще? С чего начиналось? С какого количества людей? Г.С.: История ансамбля начиналась с 12 человек. 8 человек – это хоровой октет. А также 2 танцора, чтец и баянист. И вот таким небольшим составом и начинались концертные выступления и гастроли Ансамбля имени Александрова. Д.К.: Но к 1937 году это уже был огромный коллектив, когда ансамбль поехал в Париж на выставку. Г.С.: Это были первые гастроли Ансамбля Александрова за рубеж. И, конечно же, тогда с большим вниманием относились за рубежом к коллективу из Советского Союза. Д.К.: Из закрытой страны. Г.С.: Из закрытой страны. Д.К.: Никто не выезжал. Г.С.: В военной форме. Порядка уже тогда 200 человек было. Конечно же, это была такая сенсация и вызвала большой интерес к коллективу. Д.К.: Как принимали? Г.С.: Первые выступления, конечно же, принимались публикой настороженно. Но после нескольких концертов пошел просто такой огромный поток зрителей на концерты ансамбля. Потому что, видимо, естественно, впервые увидели военный коллектив и почувствовали эту энергетику, которая идет от этого большого мощного коллектива. И, что отрадно, именно в 1937 году сразу в первую же поездку коллектив взял Гран-при выставки. Именно в Париже и был открыт ансамбль всей Европе и в последующем – всему миру. Д.К.: Александр Васильевич Александров, знаменитый дирижер, композитор, человек, который, в общем-то, не был военным – как он принял решение, что он будет работать в таком коллективе? Г.С.: Александру Васильевичу предложили создать и возглавить коллектив. Вернее, сначала было предложение создать коллектив. И это было именно предложение от руководства в то время Красной армии. Д.К.: То, что Александр стал у руля этого коллектива, не будучи военным человеком – это особый случай. Уговаривать маэстро взять такой ансамбль под свое крыло пришлось самому Ворошилову, тогда – наркому по военным и морским делам. И это был беспроигрышный ход. Ведь Александров в те годы был самым мощным хормейстером в СССР. Он получил блестящее консерваторское образование и был последним регентом Храма Христа Спасителя. Масштаб композиторского таланта Александрова был хорошо известен руководству страны. Неслучайно именно его музыка зазвучала по радио в переломный момент войны. Величественные аккорды, необыкновенные мелодии наполнены духовным смыслом. Это и был новый гимн Советского Союза, исполненный ансамблем Александрова. Г.С.: Существует эталонная запись гимна в исполнении Ансамбля Александрова. Вы же знаете, что много коллективов потом написали и гимн, и смешанные хоры, и так далее. Но, тем не менее, в любом случае гимн, исполняемый ансамблем Александрова, и сегодня является именно в той редакции, в которой был написан Александром Васильевичем. Гимн звучит в ми-бемоль мажоре. Это связано именно с исполнением мужским составом хора. Именно в этой тональности гимн звучит по-особому, немножечко острее. Он звучит и очень величественно, и остро, и в то же время все краски, которые возможно использовать в музыке, именно в этой тональности Ансамбль Александрова поет гимн. Д.К.: Великая Отечественная война – особая страница в жизни александровцев. Песня стала настоящим духовным оружием для наших солдат. С ней уходили в бой, с ней встречали и победу. И неслучайно ансамбль был источником вдохновения для миллионов наших бойцов. Ведь бессмертные песни о войне были созданы из самой жизни. Хотя у каждой из них есть автор. Так, прочитав в газете стихи поэта Лебедева-Кумача, Александр Александров всего за 4 часа написал песню, вставшую символом борьбы с фашизмом – легендарную "Священную войну". Г.С.: Сегодня мы можем называть это произведение гимном Великой Отечественной войны. Это песня-призыв, которая поднимала весь народ на борьбу с фашизмом. И сегодня эта песня звучит в каждом концерте Ансамбля Александрова. И отрадно отметить, что эту песню люди не забывают и очень ее помнят. И всегда я за многие годы, которые работал в ансамбле, не помню, чтобы на эту песню люди не вставали. Притом, знаете, что удивительно? Независимо от того, в какой стране исполняется эта песня, ее знают везде. И было несколько случаев, когда за рубежом эту песню просили исполнить на бис. Мы как-то так построили программу по просьбе импресарио, что давайте не будем повторяться и сделаем какую-то программу, может быть, более легкую. Может быть, из новых произведений. Но когда концерт закончился, публика не уходила до тех пор, пока мы не исполнили песню "Священная война". Это говорит о внутренней силе, которой наполнена эта песня. Д.К.: Интересная история песни "День победы". С ней тоже связана своя страница в ансамбле. Г.С.: Песня "День победы" не сразу вошла в принципе в репертуар, и исполнялась эта песня не сразу. Когда она была написана, очень многие к ней относились как к очень легковесной эстрадной песне. Не воспринимали ее всерьез. И только когда композитор Тухманов принес в Ансамбль Александрова и Борис Александрович, который ее послушал сначала, посмотрел, он ведь тоже не сразу сказал, что да, эта песня наша, мы ее возьмем, но и когда немножечко изменили инструментовки и когда на одном из концертов предложили Борису Александровичу: "А пусть споет эту песню. Вот у нас есть молодой исполнитель Эдуард Лабковский. Пусть он ее споет. Рискнем". Порепетировали перед концертом. Особенно, наверное, не очень надеялись, что она хорошо пойдет. Это было в преддверие Дня победы. И когда исполнили эту песню, то, конечно же, как мы говорим всегда, зритель нам скажет, наша песня, не наша песня, получилась или не получилась. И тогда был шквал аплодисментов после исполнения Эдуардом Лабковским этой песни. И с тех времен песня прочно вошла в репертуар Ансамбля Александрова. И сегодня во всех концертах, во многих мероприятиях, где принимают Ансамбль Александрова, эта песня звучит и всегда пользуется популярностью. Сегодня эту песню знают везде. Очень много еще произведений, которые родились в годы Великой Отечественной войны, песни, которые родились уже после войны, они, конечно же, пропитаны тем духом, который тогда был в те времена, как люди воевали, как люди жили, как люди стремились к победе. И, собственно говоря, как вообще люди любили жизнь. Я очень горжусь, что в нашем коллективе работает, я считаю, очень талантливый человек, народный артист России Валерий Николаевич Гавва. Песни, которые исполняет этот человек, наверное, я еще не слышал, кто бы мог так донести все то, что в песню заложено: от слов, от того, что подразумевал автор, когда эта песня писалась, я думаю, что именно он за все годы своей работы сделал кристально чистыми эти песни. Это такие известные песни, как "Журавли", "Бери шинель – пошли домой" и, конечно же, русские народные песни. Д.К.: Но это специально в Александровском ансамбле воспитывалось, когда солисты подбирались такие, которые могли донести текст. Г.С.: Вы правильно сказали – воспитывались. Знаете, говорят: "Можно научить". Да, можно научить. Но воспитать – это путь гораздо длиннее, гораздо тоньше и гораздо глубже. Солисты и сами воспитываются, и воспитывают публику. Когда они работают на сцене, они, естественно, каждый раз проживают песню вновь и вновь. Д.К.: Настоящая песня – это вообще особый жанр. Когда за 3-4 минуты вся жизнь может пролететь. Г.С.: Совершенно верно. Вы возьмите, просто сейчас вспомните одну песню "Соловьи". Это грандиозная песня. Сегодня на концертах ансамбля приходит много молодых людей. Значит, это говорит о том, что наш жанр, наша песня нужны. И сегодня мы, конечно же, возвращаемся к репертуару, который исполнялся 20, 30, 40 лет назад. Потому что сегодня эти песни актуальны. Есть общечеловеческие ценности, которые всегда будут, такие как патриотизм, воспитание молодежи, любовь к жизни, любовь к людям. Поэтому все эти темы отражаются в творчестве Ансамбля Александрова. Д.К.: Как-то Черчилль сказал, что Ансамбль Александрова – это было поющее оружие. Что он под этим имел в виду? Г.С.: Если бы у нас была возможность, мы бы у него спросили сегодня. Но что он имел в виду? Он имел в виду то, что русский дух, который есть у Красной Армии… И что Ансамбль Александрова является подразделением армии, которое наравне со всеми другими подразделениями может вести и свои действия. Поэтому, конечно же, это очень сильное оружие. И не раз дипломаты отражали в своих высказываниях, что именно Ансамбль Александрова на некоторые решения повлиял, своими выступлениями повлиял на какие-то моменты.