Елена Шмелева: «Сириус» – это и есть Россия, только Россия молодая, Россия будущего

Гости
Елена Шмелева
руководитель Всероссийского образовательного Центра для одаренных детей «Сириус»

Голос за кадром: Город Сочи, черноморское побережье Кавказа, еще несколько лет назад мы и представить себе не могли, что в южной олимпийской столице появится проект, не имеющий аналогов о всем мире - это образовательный центр Сириус, открытый          по инициативе президента России Владимира Путина. Сириус, словно ярчайшая звезда взошел на небосклон российской системы образования и сегодня с ним связаны огромные надежды на успешное будущее страны, ведь здесь, на наших глазах воспитывается молодая интеллектуальная элита России. Сюда попадают только самые талантливые юноши и девушки - те, кто проявил выдающиеся способности в области науки, искусств, спорта, а также добившиеся успеха в техническом творчестве. Выпускникам Сириуса открываются двери самых престижных ВУЗов, научных лабораторий, специально для них разрабатываются специальные программы, многие из них в ближайшие годы откроют новые компании и корпорации. Возглавить образовательный центр Сириус президент поручил руководителю фонда «Талант и успех» Елене Шмелевой, неутомимому модератору этого уникального проекта, ведь то, что удалось сделать с командой Шмелевой за три года просто потрясает!

Дмитрий Кириллов: Всего за три года работы с Сириусом вы нашли уже 23000 талантливых детей, это так?

Елена Шмелёва: Я думаю, что талантливых детей намного больше, мы нашли тех ребят, которые учатся в старшей школе, тех, кто уже добился выдающихся результатов, пригласили их в Сириус и мы видим, что дети быстро растут и мы вместе с ними.

Дмитрий Кириллов: Идея создать Сириус пришла в голову президенту, это он автор проекта?

Елена Шмелёва: Абсолютно!

Дмитрий Кириллов: Существуют ли подобные центры в мире?

Елена Шмелёва: Сириус такой один, он уникальный в России и во всём мире.

Дмитрий Кириллов: Работа Сириуса – это работа по защите от утечки мозгов?

Елена Шмелёва: Да, защита путем интереса и раннего включения в работу, профессию, науку. Это интерес и живая среда, а удерживает это.

Дмитрий Кириллов: В Сириус можно попасть за деньги?

Елена Шмелёва: Нет.

Дмитрий Кириллов: Вложение в талант в интеллект, можно сказать, что это вложение в национальную безопасность страны?

Елена Шмелёва: Конечно я считаю, что образование – основа экономики, экономика полностью должна быть направлена на достижение целей и заложена в стратегии научно-технологического развития РФ.  Мы знаем, то эта стратегия приравнена к стратегии национальной безопасности.

Дмитрий Кириллов: Вы получили травму и четыре месяца провели в инвалидной коляске, это время было время отдыха?

Елена Шмелёва: Это было время, которое позволило по-другому посмотреть на то, что мы называем «доступная среда», на самом деле важный опыт и важные условия, созданные именно здесь в Сочи. Это конечно в том числе уникальные объекты для тех, кто приезжает сюда с ограниченными возможностями, в том числе по движению.

Дмитрий Кириллов: Президент строгий куратор проекта?

Елена Шмелёва: Внимательный и заинтересованный.

Дмитрий Кириллов: Можно ли Сириус назвать детским Сколково?

Елена Шмелёва: Название, которое выбрал Владимир Владимирович, очень органично связано с его моделью, конечно это наше будущее спортивное, научное, культурное и, наверное, это Сириус, Россия молодая, Россия будущего.

Дмитрий Кириллов: Во многих странах мира после проведения Олимпиады, олимпийские объекты называют «белые слоны», то, что стоит бесхозное в общем-то, кому-то пришло в голову сделать такой проект, чтобы олимпийское наследие было передано детям.

Елена Шмелёва: Это идея Владимира Владимировича, она была заложена еще в концепцию строительства олимпийских объектов, после того как прошла Олимпиада, в этом тоже очень много символичного, многие объекты были переданы под образовательные цели. Появился Сириус, Владимиру Владимировичу принадлежит идея направлений, чтобы был обязательно спорт, наука и искусство, принадлежит даже само название центра. Когда Владимир Владимирович рассказывал о том, как он себе видит Сириус, он описывал на 80% ту модель, которая сейчас состоялась и в этом, наверное, большой залог успеха, заложенный на этапе проектирования объектов. Он состоялся как абсолютно инфраструктурный объект, то есть открытый, он открыт по отношению к регионам, в этом плане сама эта концепция, образовательная смена длится 24 дня, кажется, что это не так много, но это 120 академических часов, фактически это объем годового преподавания предмета, например, математики в школе.

Дмитрий Кириллов: То есть настолько интенсивно?

Елена Шмелёва: Да и вот эта интенсивная модель, когда ребята трех направлений находятся вместе в одном центре, но каждый учится по своей программе и каждый, приехав сюда, уже с большим профессиональным достижением, победители мировых олимпиад, всероссийских, это победители очень значимых конкурсов – творческих, спортивных, ребят, которые приезжают сюда и могут учиться у лучших педагогов страны. Когда на лестнице в библиотеке школьной у нобелевского лауреата… задать вопрос и получить ответ актуальный только для тебя. Наверное в Сириусе, мы это знаем, очень часто происходят такие решении, которые определяют во многом профессиональную и личную жизнь наших ребят.

Дмитрий Кириллов: Какое большое количество флагов, это что за флаги?

Елена Шмелёва: Это флаги тех регионов, откуда приехали к нам ребята на июньскую образовательную программу. В среднем это 60, бывает до 65 регионов на каждой смене. Сириус является одной из лучших практик в мире по включению талантливой молодежи в науку, образование и технологии.

Дмитрий Кириллов: Вас пригласили возглавить образовательный центр Сириус, вообще страшно было начинать?

Елена Шмелёва: Всегда большое доверие связано с тем, что страшно это доверие не оправдать и с чем-то не справиться. Владимир Владимирович относится к этому проекту как наставник, уникальная поддержка сохраняется, не проходит месяца - двух, чтобы детально не удалось как-то рассказать о том, что здесь происходит. Мне кажется, это пример отношения к успехам этих ребят. К Сириусу благодаря такому отношению Владимира Владимировича, относятся очень серьёзно, серьезно к тем ребятам, которые сегодня показывают вроде бы ещё учебные победы и какие-то школьные достижения, но понятно, что всего лишь несколько лет их отделяет от тех реальных результатов, которые они покажут уже став профессионалами.

Голос за кадром: Отношение к Сириусу у президента России неформальное: он постоянно интересуется его работой, всегда находит время в своем плотном графике на личное общение с воспитанниками центра. Здесь в Сочи у ребят есть уникальная возможность поговорить с президентом о своем будущем, поделиться мыслями, президент всегда с готовностью отвечает на самые сложные, иногда совсем недетские вопросы ребят.

Дмитрий Кириллов: Ребенок может приехать в Сириус не больше трех раз, это вообще достаточно чтобы сделать задел на будущее?

Елена Шмелёва: Нам кажется, что и одна смена Сириуса может очень многое изменить в жизни ребенка, но действительно у нас почти 20% ребят приезжают два, а иногда три раза. Это ребята, которые уже после выпуска добились результатов следующего уровня. В этом плане среди призеров очень значимых всероссийских олимпиад и международных, мы от 90 до 100% видим наших выпускников, при этом мы понимаем, что это выпускники не только Сириуса, это выпускники своих педагогов, сильных школ, регионов. У нас уже есть опыт и практика, когда выпускники Сириуса приезжают сюда преподавать в качестве ассистентов научных руководителей СМИ.

Дмитрий Кириллов: В основном ученики Сириуса – это восьмой, девятый класс, школьники, у вас нет задачи для студентов сделать, для более старшего возраста подобные программы?

Елена Шмелёва: Мы попробовали с партнерами сделали ряд практических студенческих школ, они пользуются большой популярностью среди наших выпускников и среди наших партнеров. На них мы приглашаем наших ребят, которые поступили в ведущие ВУЗы, многие из них получаются гранты президента РФ — это те школьники, которые поступили на приоритетные направления подготовки и демонстрируют там такие же выдающиеся результаты. На сегодняшний день мы обсуждаем с ректорами ведущих ВУЗов, где учатся наши ученики и получают гранты президента, специализированные программы, которые мы все вместе можем вынести на эту площадку Сириуса.

Дмитрий Кириллов: Понятно, что цель – оставить ребят в России, чтобы они работали здесь, у ребят возможность в будущем с работодателем пообщаться, чтобы понимать? Как попробовать обезопасить чтобы они не уезжали?

Елена Шмелёва: У нас экспертный совет по этому направлению возглавляет значимая организация профессионального толка, у нас входят в совет экспертов не только лучшие учителя, но и лучшие ученые, руководители институтов развития руководители крупных компаний, научных центров и конечно они приезжают работать с ребятами в рамках каждой программы, каждый смены. Внутри каждой программы у нас включены партнёры и все программы информатике мы делаем и с ВУЗами, и с отраслевыми партнерами, которые начали открывать вот здесь вокруг Сириуса свои резиденции. Первый контракт у нас уже подписан с компанией Яндекс, компания которая разрабатывает для РЖД решения в сфере IT открыли здесь филиал, биотехкластер мы сейчас создаём, это компании Биокад, Генотек. Огромное количество компании, с которыми мы подписывали соглашение в рамках Петербургского экономического форума проявляют интерес отрыть здесь вокруг Сириуса свои разработческие подразделения. Конечно очень важно показывать нашим ребятам технологию получения патента, технологию создания компании. Каждый из этих ребят является уникальным руководителем, мы понимаем, что они очень быстро займут лидирующие позиции в тех областях, которые они выберут.

Голос за кадром: Наставники Сириуса – самые успешные люди страны, выдающиеся деятели науки, культуры известные бизнесмены и политические деятели – им есть что рассказать ребятам, поделиться своей историей успеха, детям есть у кого учиться быть инженером, ведь председатель попечительского совета центра - президент страны.

Елена Шмелёва: Мы видим, что президент приезжает и разговаривает с этими ребятами, в этом плане детский разговор с Владимиром Путиным длится три часа, конечно, мне кажется, это как раз та модель, даже ребятам со средней школы уже фактически мыслить и применять задачи взрослые. Только так можно повысить ответственность так мы можем получить специалистов, которые могут думать широко и смогут вообще ставить задачи не только себе, но тем коллективам, которые будут образовываться совсем скоро.

Дмитрий Кириллов: Мы имеем дело здесь с детьми талантливыми, успевают ли учителя за учениками, не плетутся ли в хвосте?

Елена Шмелёва: Это поколение 99, 2000 действительно другое поколение у них быстрая реакция и быстрое принятие решения в основном на доверии, у нас такие примеры, когда ребята в восьмом, девятом классе уже добились очень значимых результатов они чётко понимают, что они хотят. В этом плане конечно встреча теми преподавателями, которые есть в Сириусе возможность судить с верить свои планы на будущее. Знания можно получать разными каналами и у разных педагогов. Мы надеемся, что у каждого из наших школьников есть те педагоги, с которыми они могут обсудить очень важные вопросы и есть те педагоги, которые благодаря Сириусу открывают следующие шаги.

Дмитрий Кириллов: Сейчас мы спускаемся в библиотеку.

Елена Шмелёва: Да библиотека Сириуса – это фактически пространство, которое уже было, когда это было гостиницей, но мы его сильно изменили здесь есть и электронная библиотека с уникальными ресурсами и по искусству, и по музыке, что очень важно. Это все представляют наши партнеры все доступы, с другой стороны здесь общеобразовательная линейка, художественная литература. Ребята действительно читают и вообще библиотека очень уютное место, особенно вот этот муравейник, пирамида, как угодно можно называть. Можно общаться, вести много полезных занятий.

Голос за кадром: А чтобы дети хорошо учились, они должны регулярно подкреплять свои силы. В Сириусе даже кухня уникальная, свежая, экологически чистая, разнообразная, с учётом вкуса детей, шестиразовое питание по системе шведский стол, завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин, ну что еще нужно для счастья?!

Дмитрий Кириллов: Здесь находятся дети, родители по ту сторону за забором, насколько они активно участвуют в жизни своих детей? Порой бывает родители более мотивированы чем дети, они помогают вам, мешают?

Елена Шмелёва: Есть такая поговорка, что в жизни может повезти три раза: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться. Нам кажется, что нашим детям точно повезло с педагогами, которые им встретились и которые работают здесь, мы сейчас добились того, что можем отбирать ребят по очному и заочному формату. Мы конечно надеемся и уверены в том, что родители поддерживают этих ребят, потому что ребенок, который выходит за рамки, это ребёнок, который нуждается в поддержке. Родители может не всегда могут подсказать что-то актуальное, но они, наверное, всегда поддерживают своих детей в этом стремлении. То, что они оказались в Сириусе, конечно во многом заслуга родителей.

Дмитрий Кириллов: Кто были ваши учителя, кто вас сформировал?

Елена Шмелёва: Я считаю, что мне очень повезло, я с большой благодарностью воспоминаю и имею возможность иногда сказать это лично Галине Васильевне Сердюк, это мой бывший классный руководитель, Галина Васильевна преподавала у нас русский язык, литературу, если говорить про предметы в школе, это конечно литература, конечно математика. Моим любимым предметом было ещё и черчение и  мне всегда казалось что я поступлю в Политехнический университет, я из Петербурга и школа, где я училась, была подшефной школой Политехнического университета, но в том году в санкт-петербургском университет была открыта кафедра, потом факультет прикладной социологии, на него был открыт набор как раз это было время толстых литературных журналов, когда вспоминали философов, Питирима Сорокина, когда говорили о ценностях гуманитарного знания в управлении, для планирования и в этом году мне пришла такая шальная идея попробовать подать документы в ЛГУ.

Дмитрий Кириллов: Поступили сразу?

Елена Шмелёва: Да, был очень большой конкурс, это была какая-то огромная удача, конечно знание математики мне помогло, потому что это был профильный предмет, но тогда было еще сочинение и серебряная медаль и успехи в литературе мне конечно помогли. Мне кажется, что те педагоги, с которыми я встретилась на экономическом факультете, как раз те люди, которые заложили вкус и сформировали сложный навык применения точных наук для планирования социальных процессов, это и есть основа моей дальнейшей жизни.

Дмитрий Кириллов: Какое у вас было детство? Какие моменты из детства вы вспоминаете чаще всего?

Елена Шмелёва: Я в детстве очень много времени проводила со своей бабушкой, стандартное советское детство, родители много работали и была бабушка, которая провожала в школу. Человек, который прошел войну, блокаду, эвакуацию, человек, который потерял одного ребёнка и бабушка, которая находилась со мной, являла пример очень заинтересованного взрослого, который всегда находился рядом со мной. Та деревня Ленинградской области, где она ждала эвакуации, что меня всегда потрясало, комплектность библиотек, по номенклатуре там было огромное количество всех книг, которые даже в Ленинграде не всегда были. Мое стандартное пионерское лето часто проходило в деревне внутри полупустой библиотеки с огромным количеством книг, которые во многом тоже сформировали видение какое-то будущего. В детстве было много ярких воспоминаний и у нас в школе была производственная практика, мы все выбирали профессии, по которым приходили на завод, если вспомнить ту форму профориентации, то она была выстроена очень серьёзно и позволяла в данном случае мне, несмотря на что что я девочка, освоить профессию токаря.

Дмитрий Кириллов: Это УПК было?

Елена Шмелёва: Да, на заводе ЛАМО, запах ветоши и масла, который был в этом цеху, а также основы курса сопротивления материалов, они конечно очень сильно запомнились и явились удивительным опытом, особенно для тех, кто планировал дальше карьеру инженера. Для меня это был очень необычный опыт, который мне очень понравился и, вспоминая эту историю, могу посмотреть, во что сейчас превратилось то, что мы называем профориентацией. Тот опыт был хороший и то, что мы видим сегодня для ребят Сириуса, это другая форма профориентации и сегодня не обязательно ходить на завод, чтобы попробовать себя даже в рабочей профессии. Мы действительно развиваем вокруг Сириуса очень много проектов. Сейчас мы достраиваем общеобразовательную школу, потому что ребята приезжают не только на профильную программу, но и ходят в школу. Мы открыли лаборатории, вокруг этих лабораторий стала открываться научно-популярная, просветительская зона, следующий объект, который мы надеемся ввести – концертный зал мирового уровня. Это было одним из значимых факторов, который позволил нам развивать бывший медиа центр Олимпиады, Валерий Александрович Гергиев его курирует, уникальный зал на 1200 человек, уникальная акустика, малый зал для драматических спектаклей, можно будет приглашать ведущие коллективы, и мы надеемся, что и наши ребята смогут выступать на это профессиональной площадке в составе ведущих российских коллективов. Вокруг концертного зала спроектирована художественная галерея, мастерские и мы счастливы, что все объекты Олимпиады были построены с таким запасом, что мы можем открывать все больше лабораторий и все больше научных центров. Я думаю, в ближайшее время мы сможем открыть здесь международный математический центр, центр генетики и наук о жизни, центр искусственного интеллекта, это все те направления, которые будут представлены лучшими российскими выпускниками школ и центра Сириус.

Голос за кадром: И все-таки дети остаются детьми, помимо учебы у них хватает сил на общение, танцы, купание в море, здесь они находят друзей и открывают для себя новые горизонты.

Елена Шмелёва: Мне кажется, нахождение в таком уникальном месте как Сочи, дает возможности чтобы они ездили на экскурсии, они поднимаются в горы, видят заповедник уникальный, который здесь есть, удивительная образовательная программа, причем это отдых, но, когда ребята поднимаются на Розу Хутор, когда видят те уникальные объекты, которые были созданы, сохраненную природу вокруг, мне кажется, это тоже уникальный опыт, который они здесь получают. У нас есть художники, которые запечатлевают это все и есть программы, на которых можно попробовать то, что ты никогда не делал. В Сириусе математики могут встать на олимпийский лед и им помогут профессиональные юные спортсмены, можно прийти на МК по живописи, или послушать профессиональное выступление музыкантов, артистов балета, послушать популярные лекции, которые дают математики для всех желающих,

Дмитрий Кириллов: Смена деятельности для вас и есть отдых!

Елена Шмелёва: Конечно! Мне кажется, Сириус представляет большое сообщество из выпускников и каждый из них не сидит на месте и не теряет время даром.

Дмитрий Кириллов: Какой вы видите Россию в будущем?

Елена Шмелёва: Россия будущего – это Россия, которую мы видим в Сириусе, будущих инженеров, спортсменов, главных дирижеров и руководителей крупнейших российских предприятий. Я верю, что сейчас у нас есть все возможности чтобы эта динамика, которую мы вместе показываем, а динамика колоссальная, 15 – 17 лет назад у нас не было таких условий, чтобы мечтать о таких проектах как сегодня, конечно это возможности для того прорыва, о котором говорит Владимир Владимирович. Возможность создавать принципиально новые образовательные программы и конечно это возможности чтобы мы заняли лидирующее место, потому что сегодня мы стоим на пороге новых технологий и новых возможностей по использованию этих технологий. Конечно наши ребята будут авторами этих решений!

Дмитрий Кириллов: Дай Бог, только вперед!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Руководитель образовательного Центра рассказывает о работе с одаренными детьми

Комментарии

  • Все выпуски
  • Интервью