Игорь Гордин: Оказаться в «Современнике» для меня было подарком судьбы
https://otr-online.ru/programmy/moya-istoriya/igor-gordin-87216.html
Дмитрий Кириллов: Игорь Гордин – бриллиант Московского театра юного зрителя, актер невероятно востребованный, известный и любимый.
Для Гордина путь в профессию оказался настолько извилистым и тернистым, что диву даешься, как же ему хватило сил не свернуть с пути, выдержать напор околотеатральных псевдодоброжелателей и доказать всему миру, что он – настоящий артист и большой талант, а не только муж популярной актрисы, телеведущей Юлии Меньшовой и зять оскароносных Веры Валентиновны Алентовой и Владимира Валентиновича Меньшова.
Сегодня Гордин блистает на сценах самых лучших театров Москвы. Его безостановочно снимают в кино. Критики единогласно признают актерские победы Игоря Гордина и говорят о его беззаветном служении сцене. История жизни Игоря Гордина – это настоящее пособие для целеустремленных молодых людей, мечтающих связать свою судьбу со сценой. Вот только повторить актерский путь Гордина получится далеко не у каждого.
Игорь, я рад! Вы – герой «Моей истории», моей программы. Вот в такой год, когда у вас, наверное, сейчас будет миллион поздравлений...
Игорь Гордин: Юбилейный.
Дмитрий Кириллов: ...все будут разрывать... Дождался момента, когда тебя разрывают каналы!
Хотел вот такой вопрос задать. Вот в детстве вы чувствовали, что у вас что-то есть, какая-то актерская жилка? Было такое, что наблюдали родители ли, что вот чего-то вот там, «смотри-смотри, артист растет!»?
Игорь Гордин: Нет-нет-нет, никаких признаков артистизма...
Дмитрий Кириллов: ...не подавал?
Игорь Гордин: ...я не подавал. Я был, в общем, таким застенчивым ребенком, таким полным, рыхлым и закрытым. Для меня общение с незнакомыми людьми всегда было проблемой.
Дмитрий Кириллов: Стресс.
Игорь Гордин: Стресс, проблема, да. Есть интроверты, есть экстраверты.
Дмитрий Кириллов: Так, разбираемся.
Игорь Гордин: Вот вы – экстраверт: вы меня видите впервые, и вот вы со мной прекрасно ведете беседу. А я – интроверт, я всегда...
Дмитрий Кириллов: ...в ракушку, да?
Игорь Гордин: Я в ракушку. Но так как я все-таки уже профессионально давно занимаюсь актерством и привык время от времени давать интервью, то...
Дмитрий Кириллов: ...приходится вылезать из ракушки.
Игорь Гордин: ...я как-то вылезаю, да, из ракушки.
А так, конечно, нет, в детстве... Это связано было с каким-то гормональным взрывом во мне, потому что это проявилось где-то лет в 14, соответственно, и я в какой-то момент, где-то я попал на сцену и...
Дмитрий Кириллов: В пионерском лагере?
Игорь Гордин: Пионерский лагерь, да-да-да.
Дмитрий Кириллов: Все-таки не зря отправили родители Игоря в пионерский лагерь. Во-первых, здоровье поправить, живот подтянуть, а то на маминых пирожках парень стал расти не только ввысь, но и вширь. А во-вторых, именно выйдя на сцену перед огромной аудиторией, Игорь впервые почувствовал себя очень даже уютно. Его совершенно не смущало, а, напротив, даже очень радовало, что сотни сверстников на него смотрят: он в центре всеобщего внимания.
Игорь Гордин: Я почувствовал какое-то волнение, скажем так. Я почувствовал, что я могу быть здесь немножко другим. Наверное, это давало какое-то...
Дмитрий Кириллов: Уверенность?
Игорь Гордин: Какую-то, да, в себе уверенность. Ты вдруг становился кем-то другим: ты становился высоким, атлетическим блондином где-то на сцене, становился каким-то героем...
Дмитрий Кириллов: И в центре внимания, да?
Игорь Гордин: Да, и в центре внимания.
И я как-то подумал, какое странное ощущение, и подумал, что, может быть, попробовать позаниматься актерством. Это было вот, соответственно, 14 лет. И я думаю: надо пойти в какую-то театральную студию.
Дмитрий Кириллов: И решил Игорь: уж если идти в какую-то театральную студию, то надо найти самую главную. А где ж такая может быть? Привели ноги мальчишку в ленинградский Дворец пионеров, там как раз и располагалась самая главная и самая знаменитая театральная студия в Ленинграде. Это даже была не студия, а самый настоящий детский драматический театр.
Игорь Гордин: Я пришел, значит, в Дворец пионеров и нашел там театральную студию. Но это оказалась не совсем театральная студия, это был Театр юношеского творчества, ТЮТ. Он практически ровесник «Современника»: ТЮТ открылся 22 апреля 1956 года, а театр «Современник» открылся 23 апреля.
Дмитрий Кириллов: Всем известно, что отцом-основателем и идейным вдохновителем «Современника» стал Олег Ефремов, а в Ленинграде в то же время родился Театр юношеского творчества, самый знаменитый детский театральный коллектив в городе.
Отец и идейный вдохновитель ТЮТа – Матвей Григорьевич Дубровин, уникальный режиссер и педагог, придумавший свою систему духовного и нравственного воспитания молодежи посредством полноценного погружения ребят в театральный процесс.
Через ТЮТ прошли многие известные режиссеры: и Лев Додин, и Сергей Соловьев, и Александр Галибин. В число учеников Театра юношеского творчества был принят и 14-летний Игорь Гордин.
Игорь Гордин: Там серьезный отбор, это же со всего города приезжают люди...
Дмитрий Кириллов: Там какая-то комиссия?
Игорь Гордин: Там есть, как в театральном институте, три тура...
Дмитрий Кириллов: Опа...
Игорь Гордин: То есть это не то что ты пришел, записался и стал там заниматься, нет-нет, – это громадный конкурс. Не так много из ТЮТа вышло актеров, не так много, но человеческого воспитания какого-то он закладывал огромную такую базу, скажем так.
Дмитрий Кириллов: А когда вы пришли в этот театр, поступили, вас взяли, кто был тем педагогом, который стал из вас вытаскивать, раскрепощать и вообще... ?
Игорь Гордин: Руководителем был Евгений Юрьевич Сазонов, он и сейчас остается руководителем. Ему уже 89 лет, он остается на посту...
Дмитрий Кириллов: Вот что значит, среди молодежи быть.
Игорь Гордин: Да-да-да. Когда вот ты все время работаешь с молодыми, это тебя, наверное, как-то подпитывает.
ВИДЕО
Евгений Сазонов, художественный руководитель Театра юношеского творчества: Представления нравственные, которые лежат, мне кажется, в основе искусства любого, они получили во многом здесь. Они имели представление о том, что – свет, что – тьма, что – добро, что – зло, и это помогло им устоять в жизни.
Игорь Гордин: Я в театре занимался таким странным, не совсем театральным делом – я был в цехе, который назывался «Редакция».
Дмитрий Кириллов: И что там надо было делать?
Игорь Гордин: Там надо было каждую неделю выпускать стенгазету о жизни ТЮТа.
Дмитрий Кириллов: Ага. Такая журналистская работа.
Игорь Гордин: Да. У нас была целая как бы редколлегия, мы выпускали стенгазету, где можно было прочесть какие-то новости, какие-то, может быть, стихи тютовцев, какие-то репортажи... Вот это была такая журналистская практически работа, да.
Дмитрий Кириллов: Видимо, педагоги посчитали, что парень постарше, уже соображает...
Игорь Гордин: Ну, я-то хотел, конечно, в радиоцех, мне было интересно заниматься там, все вот эти пульты, там заниматься с музыкой, с чем-то... Но да, меня определили вот в редакцию, так как я уже, наверное, что-то мог сформулировать, что-то мог написать... Наверное, как-то посчитали, что я вот для редакции подхожу.
И я, в общем, 8 лет провел в этом коллективе и вот 8 лет... Я был сначала там студийцем, потом старшим цеха «Редакция», потом уже педагогом цеха «Редакция», т. е. такой прошел, в общем, довольно большой путь в этом коллективе.
Дмитрий Кириллов: Игорь буквально заразился театром, вот о чем думал, вот чем днями и ночами грезил мальчишка, представляя себя на сцене. А ведь в семье никаких актеров и режиссеров не было: мама – переводчица, отец работал в Институте оптики. Какое актерство?
Родители Игоря – дети войны. Они прошли самые страшные испытания: смерть близких, голод, болезни. Они выжили чудом, а потому на все послевоенные трудности и лишения смотрели с улыбкой.
Маму Игоря Марину Игоревну война застала в Ленинграде. Первый и самый страшный год девочка прожила в блокадном городе. От голода умерла ее мама, Марине тогда было 5 лет. Отца девочка тоже не знала: он был репрессирован. Вместе со старшей сестрой ее вывозят в 1942 году по Дороге жизни из Ленинграда.
Игорь Гордин: У меня до сих пор жива тетя, сестра мамина, с которой они вместе тогда выехали по Дороге жизни и, в общем, которую семья вот сестры, скажем так, приняла к себе. То есть мама выросла вместе со своей двоюродной сестрой, но как родные они были, потому что мама, значит, потеряв свою маму, оказалась вот в этой семье.
Дмитрий Кириллов: И тетка, получается, забрала ее.
Игорь Гордин: Тетка забрала ее себе, да, и вот так вот... Она побывала и в детском доме немного, когда вот ее вывезли по Дороге жизни, в Уфе она какое-то время была в детском доме, потом вот в какой-то момент ее тетка забрала.
Дмитрий Кириллов: А деда выпустили потом? Какая его судьба?
Игорь Гордин: Нет, дед погиб во время войны. Это был штрафбат, я так понимаю. Я пытался как-то...
Дмитрий Кириллов: ...судьбу выяснить.
Игорь Гордин: ...судьбу его выяснить, нашел его... Сейчас есть какие-то сайты, где можно найти погибших, откуда он был призван и где он погиб, я нашел, да.
Дмитрий Кириллов: Получается, закончилась война: мать умерла, отца нет...
Игорь Гордин: Да.
Дмитрий Кириллов: Мама остается в семье у тетки...
Игорь Гордин: В семье у тетки, да.
И она заканчивает филфак ЛГУ, английский и немецкий языки у нее были, и она, в общем... Вот у меня так получилось, что у меня папа абсолютный технарь, а мама скорее гуманитарий. Но у мамы так сложилась судьба, что она всю жизнь свою практически проработала в техническом институте, занимаясь техническими переводами, но всю жизнь мечтала, что когда-нибудь...
Дмитрий Кириллов: ...светлый день наступит...
Игорь Гордин: ...она возьмет и начнет переводить художественную литературу, это для нее было такое всегда, она: «Ну вот когда-то, когда-то, когда-то...» Так этого и не случилось, но она вот, конечно, ее желание было такое.
А отец у меня, наоборот, абсолютный технарь, он из Тверской области, из деревни. Он тоже, в общем, потерял отца рано, который ушел еще в финскую войну, а мама вот растила отца и его брата...
Дмитрий Кириллов: Одна, да?
Игорь Гордин: Одна. Он приехал поступать в Ленинград, работал на заводе и учился на заочном в ЛИТМО, такой есть Институт точной механики и оптики, на вечернем он учился.
И где же они встретились-то... В какой-то, наверное, студенческой поездке... Так получилось, что их встреча совпала, когда мой папа потерял свою маму, мама ушла у него, умерла, и вот они встретились, оба сироты, и как-то...
Дмитрий Кириллов: Никого нет.
Игорь Гордин: Ни отца ни матери, поэтому у меня никогда не было ни бабушек, ни дедушек, вот этого я не знал...
Дмитрий Кириллов: ...чтобы с внучком кто-то там нянчился.
Игорь Гордин: Да-да-да, поэтому папа с мамой тянули все это на себе, им мало кто помогал, поэтому они вынуждены были вот сами впрягаться.
Папа у меня был очень, вот как говорят, на все руки мастер, он мог починить любую вещь. Он ходил к нашим родственникам чинил телевизоры тогда, я помню, уходил и там целый день сидел, что-то там ковырял...
Дмитрий Кириллов: Паял...
Игорь Гордин: Паял, что-то там какие-то вставлял... Так как он занимался очень долго... Потом он работал, соответственно, в Государственном оптическом институте много-много лет... В общем, был такой вот технарь. Вот во мне это все сложилось, у меня как бы есть...
Дмитрий Кириллов: Оба полушария работают.
Игорь Гордин: У меня полушария работающие, но вот какое-то перевешивает, потому что не зря я много лет, в общем, с 1-го класса очень хорошо... Математикой, в общем, я интересовался, любил очень математику, занимался в математическом кружке, участвовал в математических олимпиадах...
Дмитрий Кириллов: Родители были уверены, что с такими математическими мозгами Игорю светит серьезный технический вуз. Увлечение сына театром отец вообще всерьез не воспринимал, закрытого, замкнутого подростка он звал тютей, а когда тютя еще и поступил в какой-то ТЮТ непонятный, стал говорить: «Ну вот, теперь наш тютя в ТЮТе».
Обидно? Да не то слово! И не подозревали родители, что Игорь окажется не таким уж и тютей и втихаря от них после окончания школы пойдет поступать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, сокращенно ЛГИТМиК.
Игорь Гордин: Тогда набирал Владимиров. Я даже что-то не особо как-то готовился, но решил себя испытать, конечно, мне было интересно, что это такое, как это происходит. И как-то понял, что это требует серьезной подготовки, так просто не вскочишь, несмотря на то что я уже там 2 года выходил на сцену и что-то там читал, играл... Не получилось у меня.
Дмитрий Кириллов: Обжегся, но не испугался?
Игорь Гордин: Нет, я не испугался, но как бы эта мысль где-то у меня, так сказать, засела.
Дмитрий Кириллов: Вот как человек, который уже заразился театром, да, все-таки принимает решение идти в политех? Это был разговор с родителями, за круглым столом: «Сынок, ну что ты думаешь?»
Игорь Гордин: По большому счету, да, наверное, родители меня подтолкнули, скажем. В общем, это принято тогда было, что ты закончил школу – значит, ты поступаешь в институт.
Дмитрий Кириллов: «Куда пойдешь?»
Игорь Гордин: Это как бы твой дальнейший шаг. Надо же поступать в какой-то серьезный институт, какую-то получать серьезную специальность...
Дмитрий Кириллов: У мамы были варианты? Вот как они там... ? Или они все говорили: «Только туда, только в политех»?
Игорь Гордин: Нет, в какой-то момент они меня просто буквально, наверное, так сказать, отправили на день открытых дверей в Политехнический институт, это был единственный институт, в который я сходил на день открытых дверей. И познакомился там с разными кафедрами... Дореволюционный, с большой историей, оттуда вышло большое количество знаменитых ученых, в общем, и лауреатов Нобелевской премии в том числе.
Дмитрий Кириллов: И тут Игорь Гордин нарисовался.
Игорь Гордин: Тем более что он был, скажем так, не очень далеко от моего дома.
Поступил на самом деле с трудом, потому что это оказался такой серьезный вуз-то, несмотря на мое знание хорошее очень математики там так, в общем...
Дмитрий Кириллов: Отбор был серьезный.
Игорь Гордин: Отбор был серьезный.
К сожалению, там произошел казус на экзамене, когда я какую-то допустил просто такую досадную ошибку, скажем так, что мне срезало какое-то количество баллов. Там, значит, всех, кто недобрал полбалла, отправляют на какой-то допэкзамен и всех отправляют на кафедру ядерной физики, на которую, видимо, желающих было гораздо меньше, чем на кафедру аэро- и гидродинамики.
И вот по такому, значит, стечению обстоятельств я оказываюсь на кафедре ядерной физики в Политехническом институте по специальности «Дозиметрия и защита от ионизирующих излучений».
Дмитрий Кириллов: То есть я сижу фактически без пяти минут перед физиком-ядерщиком?
Игорь Гордин: Ну, почему «без пяти минут»? Я закончил этот институт.
Дмитрий Кириллов: А, дипломированный физик-ядерщик?..
Игорь Гордин: Дипломированный физик-ядерщик. Я отучился 5,5 лет в этом...
Дмитрий Кириллов: Тяжелейший факультет, господи...
Игорь Гордин: Да, это был серьезный очень, такой тяжелый опыт, потому что когда я со своей любовью к математике стал постигать, значит, физику, то я понял, что это вообще разные абсолютно области. Мне это было очень сложно, в какой-то момент я просто...
Дмитрий Кириллов: ...взвыл, наверное.
Игорь Гордин: Взвывал иногда, я не понимал ничего... В общем, с большим трудом я на самом деле, это потребовало каких-то серьезных усилий, чтобы закончить, написать диплом.
Дмитрий Кириллов: А еще к концу III курса будущий физик-ядерщик Гордин, видать, совсем перегрелся: его опять потянуло в театр, да так сильно, что решил плюнуть на ненавистный политех, лишь бы поступить на курс к Льву Додину. Этот выдающийся режиссер впервые набирал себе курс, и Игорь Геннадьевич Гордин рванул снова в ЛГИТМиК.
Игорь Гордин: Я настолько увлекся этим процессом, это такой немножко спорт, что в результате я прошел все творческие туры, прошел конкурс к Льву Абрамовичу Додину.
Дмитрий Кириллов: А, ну это уже прямая дорога поступить.
Игорь Гордин: Ну да. Собственно, я практически был одной ногой...
Дмитрий Кириллов: ...у Додина.
Игорь Гордин: ...у Додина.
Дмитрий Кириллов: «Молодой человек, несите документы, мы вас берем!» Игорь Гордин, будущий ученик Льва Додина, – вот так вот, фантастика, сон! Но только почему-то приемная комиссия требует документы, а где их взять – они лежат в деканате политеха. Пошел поступать Игорь вроде как из спортивного интереса, возьмут не возьмут... Вот тут-то Гордин навел на себя гнев: «Шутить изволите, молодой человек? Тут люди по ночам не спят, мечтают к Додину попасть, конкурс огромный, а студент из политеха время наше тратит?»
Игорь Гордин: Пришел я на экзамен по сочинению, взял ручку, взял бумажку и сказал, что документов моих пока нет, они сейчас еще...
Дмитрий Кириллов: «Есть талант».
Игорь Гордин: Да, у меня есть талант, а документы, они там...
Дмитрий Кириллов: «Я физик-ядерщик».
Игорь Гордин: «Вы знаете, мы без документов вас допустить до экзаменов не можем», – что, в общем-то, естественно.
Дмитрий Кириллов: И правильно сделали.
Игорь Гордин: Согласно закону, ты подаешь документы и поступаешь. В общем, меня с треском выгнали с экзамена.
Был скандал небольшой, я пытался ходить к ректору с просьбами, и мама со мной ходила, и ходил и к Додину Льву Абрамовичу тоже с этими просьбами... Но, в общем, в результате...
Дмитрий Кириллов: ...пошел дальше учиться.
Игорь Гордин: Пошел я дальше учиться в Политехнический институт. Хотя я успел забрать, за один день собрал все документы из политеха, значит, бегом, собрал там какой-то обходной лист, забрал все документы, прибежал, значит, с этими документами в ЛГИТМиК, но у меня уже их не взяли...
Сначала я думал: ну и все, гори оно огнем. Но потом как-то родители меня уговорили, что «давай-ка ты доучишься, раз уж ты 3 года отучился в политехе». Я решил, что хорошо, я доучусь, но через 4 года...
Дмитрий Кириллов: ...что бы там ни было...
Игорь Гордин: ...когда Лев Абрамович Додин выпустит вот этот курс и будет набирать следующий курс...
Дмитрий Кириллов: ...я приду к нему и скажу: «Я готов».
Игорь Гордин: ...я приду и скажу: «Здравствуйте, я вернулся».
Дмитрий Кириллов: Вот только надо подождать 4 годика, всего-то. Игорь как раз по окончании вуза устроился работать в научно-исследовательский институт: по закону же выпускники должны были 3 года отработать на производстве по специальности. Так молодой специалист Игорь Геннадьевич Гордин оказался в секретном «почтовом ящике».
Игорь Гордин: Физик-ядерщик, соответственно, это...
Дмитрий Кириллов: ...секретность.
Игорь Гордин: Секретность, да...
Дмитрий Кириллов: Ничего не разболтал?
Игорь Гордин: Ничего не успел.
Дмитрий Кириллов: Не успел!
Игорь Гордин: На самом деле мы занимались в этом НИИ медицинскими ускорителями для лечения онкозаболеваний, это тогда, в общем, достаточно распространено [было], я не знаю, наверное, и сейчас...
Дмитрий Кириллов: Это после Чернобыля была уже такая, видимо...
Игорь Гордин: Да, я же застал в процессе обучения и Чернобыль и работал, ходил с дозиметром по рынку... Это как раз было во время моей практики, 1986 год: я окончил IV курс института, и нас всех отправили на рынок, мы ходили проверяли...
Дмитрий Кириллов: ...фрукты?
Игорь Гордин: ...фрукты и овощи, которые привозили с Украины.
Дмитрий Кириллов: Трещали?
Игорь Гордин: Практически нет. Было только одно село, с которого как ни привезут что-нибудь...
Дмитрий Кириллов: …все трещит.
Игорь Гордин: ...оно все трещит. Потом оказалось, что трещали даже не фрукты и овощи, а трещали сами ящики: видимо, их полило дождем каким-то и они были все радиоактивные.
Дмитрий Кириллов: Но Гордин был бы не Гординым, если бы в стенах НИИ не организовал свой театр. Собралась целая команда из выпускников ТЮТа: в ней были и свои режиссеры, и свои актеры – все те, кто уже переросли детский театр, но бросить это заразное дело так и не смогли.
Игорь Гордин: В это НИИ я попал, потому что мы организовали сначала там театр, а потом я говорил: ну что я буду разрываться-то? – я уж тогда и в НИИ пойду, при котором этот театр.
Это мне на самом деле помогло, потому что, отработав год, меня могли не отпустить, когда я сказал, что я, наверное, хочу поступить в театральный институт. Но благодаря тому, что я уже как бы дружил с директором ДК этого НИИ, которая, значит, была моей поклонницей, и она договорилась с директором НИИ... И вот в результате этих знакомств меня и отпустили.
Так я вскочил на подножку уходящего поезда и пришел к Льву Абрамовичу Додину через 4 года, как и обещал.
Дмитрий Кириллов: А он говорит: «Я тебя ждал».
Игорь Гордин: Он меня не вспомнил. Но оказалось, что Додин в этом году набирает не актеров, а режиссеров, а я как-то был не готов, как-то я никогда не думал о том, чтобы стать режиссером.
Дмитрий Кириллов: И тут начинается самое тяжелое – осознание, что ты никому как будущий актер не интересен. Игорь Гордин, взрослый человек с дипломом физика-ядерщика, принимает решение в 24 года пойти в актеры, а его уже нигде не берут. В ленинградских приемных комиссиях смотрят на парня косо: что он тут забыл, находясь среди юных, легких, чистых как лист и не обремененных жизненным опытом абитуриентов?
Ничего не оставалось делать, как ехать в Москву: там-то еще Гордина не знают, авось кто-нибудь где-нибудь да возьмет. Хотя шансов мало...
Приехал в Москву, последний вариант.
Игорь Гордин: Да, 24 года, это был последний... Там, в общем, и в приемной этой методичке написано, что от 17 до 24 лет для мальчиков, а для девочек – с 17 до 21 года.
Дмитрий Кириллов: Да, потому что старушки уже.
Игорь Гордин: Потому что уже куда...
Дмитрий Кириллов: В 22 года куда ей лезть-то.
Игорь Гордин: Она уже старая.
Поэтому да, поэтому я приехал сюда. И здесь тоже так ко мне, в общем, так...
Дмитрий Кириллов: Скептически.
Игорь Гордин: Так же практически на меня смотрели, если бы не Ирина Ильинична Судакова.
Дмитрий Кириллов: Это в ГИТИСе, да?
Игорь Гордин: Это ГИТИС, да, это актерский факультет. Даже не Ирина Ильинична, а сначала меня смотрела мой педагог Ольга Дмитриевна Якушкина, к которой я тоже пришел, прочитал все это, и она сказала: «Ну а зачем вам учиться? Вам надо уже работать идти в театр». Как-то я думал: как же я буду работать, если у меня нет никакого диплома? В какой театр я пойду?
В результате, значит, она меня отправила к Ирине Ильиничне Судаковой, которая, меня увидев, как-то во мне вот что-то увидела и как-то сразу сказала: «Хорошо, давайте приезжайте сразу на конкурс ко мне».
Дмитрий Кириллов: Игорь Гордин – студент ГИТИСа. Сбылась, казалось бы, несбыточная мечта. Прощай, родной Петербург, гордый, величественный, тихий; прощай, любимый северный ветер, сырой соленый воздух, наполненный нежной грустью; прощайте, каналы и мосты, близкие друзья, родные. Москва захватила тихого ленинградского интеллигента Гордина в свой плен и больше уже никуда не отпустила.
А началось-то... Куда, надо в общагу куда-то, наверное, да.
Игорь Гордин: Да-да-да
Дмитрий Кириллов: Где там в ГИТИСе, на Трифоновской, по-моему, да?
Игорь Гордин: На Трифоновской, 45Б, да.
Дмитрий Кириллов: Был культурный шок?
Игорь Гордин: Конечно.
Дмитрий Кириллов: Из интеллигентной семьи парень, из Петербурга, культурной столицы, и тут получает... Который в общаге-то, наверное, никогда в жизни не был, не то что там не жил.
Игорь Гордин: До 24 лет ты живешь с мамой и папой в отдельной квартире, они тебя кормят, поят...
Дмитрий Кириллов: Без тараканов.
Игорь Гордин: Без тараканов, да. Знакомство с тараканами произошло в общежитии ГИТИСа у меня первое, я, в общем, все 4 года с ними в соседстве добром прожил. Потом продолжил еще в общежитии ТЮЗа тоже довольно долго...
Дмитрий Кириллов: И тоже там они были?
Игорь Гордин: У-у-у, в большом количестве.
Но я говорю, несмотря на то, что были какие-то бытовые, может быть, сложности, но все это искупалось тем, что я занимался наконец-то тем делом, к которому долгие годы шел. После теории волновых частиц и атомной, ядерной физики, в общем, еще какой-то физики и квантовой механики ходить на историю российского театра или зарубежного театра было большим-большим удовольствием, скажу. Поэтому я ходил на все практически, мне это было все интересно, я, в общем, жадно, жадно учился.
Дмитрий Кириллов: Игорь – самый старший на курсе. Он играет всех подряд: дядюшек, дедушек, отцов, стариков, но еще борется за право играть героев-любовников. Он же на общежитских харчах так исхудал, что из характерного толстячка превратился в стройного красавца. В результате у Гордина куча ролей на выпуске, красный диплом ГИТИСа и предложения трудоустроиться от главных режиссеров лучших московских театров.
Но первой была Генриетта Яновская, тогда еще новый худрук и главный режиссер Московского театра юного зрителя. Она видела далеко на годы вперед и потому взяла Игоря Гордина на работу в театр без диплома, понимая, что этот парень станет украшением ее театра. И не ошиблась.
Игорь Гордин: Меня взяли достаточно рано в ТЮЗ...
Дмитрий Кириллов: А, еще диплома не было?
Игорь Гордин: Еще диплома не было.
Дмитрий Кириллов: Генриетта Наумовна смотрела?
Игорь Гордин: Да. Там было несколько туров, и вот отобрали нас, трех человек, вот нас взяли в ТЮЗ.
Дмитрий Кириллов: Уже взяли.
Игорь Гордин: Уже с зарплатой.
Дмитрий Кириллов: А, уже зарплату дали.
Игорь Гордин: Да. Мы ходили на репетиции спектакля «Иванов», тогда выпускался «Иванов» на Большой сцене, мы еще ничего не играли там. Каждый день мы ходили, когда могли, в ТЮЗ, но и продолжали ходить с курсом показываться в другие театры.
Дмитрий Кириллов: Дошла очередь и до «Современника». Мастерам однокурсники Игоря показывали свои таланты, а Гордин им подыгрывал. Ему-то что из кожи лезть, его уже взяли в ТЮЗ. Да и потом, «Современник» – это же такая Джомолунгма для начинающего актера! Так что лучше и не мечтать. Но случилось непредвиденное – Галина Борисовна Волчек увидела Гордина на сцене и решила: «А вот этот парень мне нужен».
Игорь Гордин: На втором уже показе, когда собрался творческий совет «Современника»...
Дмитрий Кириллов: Все тузы были.
Игорь Гордин: Пришли, значит, Кваша, Гафт, Неелова, я не помню, кто там был еще...
Дмитрий Кириллов: Дорошина...
Игорь Гордин: В общем, вот совет творческий. И ты перед ними, значит, вот этими грандами, показываешь свой отрывок, и они как-то на это реагируют и как-то очень на тебя хорошо смотрят, ты понимаешь, что ты им нравишься...
Дмитрий Кириллов: Это же чувствуется сразу.
Игорь Гордин: Ты чувствуешь. И конечно, такой соблазн оказаться вот...
Дмитрий Кириллов: ...среди них.
Игорь Гордин: ...среди них, вместе с ними, он присутствует. Поэтому когда мне сказали, что «вот давайте», и меня взяли в «Современник»...
Дмитрий Кириллов: Галина Борисовна сказала?
Игорь Гордин: Да. Я, конечно, соблазнился...
Дмитрий Кириллов: «В зобу дыханье сперло».
Игорь Гордин: «В зобу дыханье сперло».
Дмитрий Кириллов: Карт-бланш такой дают.
Игорь Гордин: Туда, в эту компанию...
Дмитрий Кириллов: А как быть? Ведь трудовая книжка уже...
Игорь Гордин: Да, это был такой сложный разговор с Генриеттой Наумовной... Но она поняла, что я хочу вот туда вот, так сказать, в более...
Дмитрий Кириллов: Не обиделась?
Игорь Гордин: Нет, я думаю, что она обиделась, конечно...
Дмитрий Кириллов: Как любой...
Игорь Гордин: Во-первых, как женщина и как режиссер. Ну что, такая ревность творческая присутствовала, несомненно.
Оказаться в «Современнике» для меня было таким каким-то подарком судьбы.
Дмитрий Кириллов: Лотерейный билет счастливый.
Игорь Гордин: Да-да. Я выхожу на сцену, значит, с Нееловой...
Дмитрий Кириллов: Да, с Гафтом.
Игорь Гордин: С Гафтом, да...
Дмитрий Кириллов: Нарисовал себе все-таки, какая-то картинка же есть.
Игорь Гордин: Потом я думаю: я так устал учиться, я сейчас играю шесть спектаклей дипломных в институте – мне нужен какой-то перерыв, я должен как-то выдохнуть, как-то набрать [сил]. Вот сейчас я посижу в «Современнике», посмотрю на грандов, как они работают...
Дмитрий Кириллов: «Напитаюсь, отдохну».
Игорь Гордин: Напитаюсь, да.
Дмитрий Кириллов: Отдохнуть и напитаться не удалось. Молодежь «Современника» с утра до вечера веселила в те годы спонсоров театра, Игорь был задействован в бесконечных капустниках. Ну а что до ролей в театре, так пока все больше был замечен в массовке. Да еще по режиссерскому замыслу надо было на сцену выезжать на роликах, так что в 28 лет пошел Игорь Гордин брать уроки катания на роликовых коньках. И закралось сомнение: «А через сколько лет я получу здесь главную роль?»
Неожиданный звонок Генриетты Яновской окончательно решил актерскую судьбу Игоря Гордина. В ТЮЗе трагедия, погиб актер, репетировавший «Иванова». Яновская решила срочно ввести Гордина: до премьеры оставалась одна неделя.
Игорь Гордин: Я находился в отпуске в Ленинграде с мамой и с папой на даче, и вот она меня попросила приехать в ТЮЗ в Москву.
Дмитрий Кириллов: Долго раздумывал?
Игорь Гордин: Нет, я, конечно, долго не раздумывал: я взял билет и в тот же день поехал в Москву.
И какое-то время я начал, вот я сыграл в ТЮЗе спектакль «Иванов», но продолжал работать в «Современнике», как раз вышел там из отпуска, и месяц я еще побегал между двумя театрами... Но в какой-то момент я понял, что надо делать выбор, и, в общем, так вот я пошел опять к Галине Борисовне Волчек...
Дмитрий Кириллов: Как бы Волчек-то сказать...
Игорь Гордин: Опять же, Волчек на меня тоже, конечно, обиделась сильно, потому что как-то они на меня как-то рассчитывали, видимо...
Дмитрий Кириллов: Не поняла она...
Игорь Гордин: Ну а что ей оставалось делать? Как-то она, в общем, обиду какую-то затаила, я потом в «Современник» боялся заходить, хотя я пришел к ней на юбилей, буквально через месяц у нее был юбилей, 60 лет ей исполнилось, по-моему.
Дмитрий Кириллов: Ну она понимает всю эту природу. Я думаю, где-то внутри она все прекрасно понимала.
Игорь Гордин: Поэтому вот у меня был там главный режиссер женщина и здесь главный режиссер женщина – представляете, какие, значит, ревностные отношения, что...
Дмитрий Кириллов: «И тут я между ними».
Игорь Гордин: Да, я между ними.
Дмитрий Кириллов: Началась жизнь в ТЮЗе.
Игорь Гордин: Да, началась жизнь в ТЮЗе, и, соответственно, вот уже был спектакль «Иванов», где моим партнером был Сергей Шакуров... И то, что я, в общем, за пять дней, за неделю вошел в этот спектакль, – это было какое-то чудо небольшое.
Дмитрий Кириллов: В ТЮЗе Игорь Гордин служит уже более 30 лет. За эти годы было сыграно множество ярких ролей. Генриетта Яновская и Кама Гинкас стали его настоящими творческими родителями, и где бы сегодня ни играл Игорь Гордин, пусть даже на самой модной и прославленной сцене, он всегда возвращается в родной ТЮЗ: здесь его дом.
Родители как воспринимали ваши вот эти перемены в жизни?
Игорь Гордин: Родители отнеслись с пониманием, потому что они, в общем, наблюдали все эти годы мое увлечение театром, понимали, насколько это серьезно. Когда это уже перешло в такую область профессии, они как-то, наверное, это восприняли нормально.
И они, конечно, мне очень помогали. Я пытался работать даже ночным сторожем, я сидел, чтобы хоть какие-то деньги были. Но на самом деле, конечно, их поддержка очень много стоила, они мне все время какие-то деньги давали, чтобы я, значит, проживал...
Дмитрий Кириллов: Они еще работали, да?
Игорь Гордин: Да, тогда еще чуть-чуть работали.
Я приезжал, конечно, регулярно в Ленинград, в Петербург, пытался как-то отдавать эти долги свои...
Дмитрий Кириллов: «Теперь я могу вам...»
Игорь Гордин: Пытался им оставлять эти деньги – они ни в какую не принимали. Я для них оставался всегда сыном, который... И мама каждый раз мне собирала какие-нибудь пирожки, я не знаю, варенье, грибы, яблоки, чтобы я вез с собой... И все деньги, которые я пытался ей оставить, она мне обратно выдавала.
Хотя мама каждый раз говорила: «Ну вот если бы ты был в «Современнике», а в ТЮЗе... Ну, что такое ТЮЗ? Ну вот...» Она все ждала, когда я, значит, вырасту из ТЮЗа и выйду на другие площадки... И в общем, она дожила до того момента, когда я выходил уже на сцену МХАТа и Театра Наций. И на экранах я стал появляться, в каких-то работах я стал появляться... Как-то немножко подуспокоились они.
Дмитрий Кириллов: Они дождались, в общем, что не зря все это было, все эти...
Игорь Гордин: Ну, в принципе да.
Дмитрий Кириллов: «Дама с собачкой» в постановке Камы Гинкаса – счастливый спектакль в биографии Игоря Гордина. За роль Дмитрия Гурова он получает престижную премию «Чайка». Зрители стали приходить в ТЮЗ специально на Игоря Гордина.
И так однажды сценарист Александр Миндадзе, впервые увидев Гордина на сцене, закричал: «Это же выдающийся артист! Почему он до сих пор не снимался в кино?» Так в 37 лет Игорь Геннадьевич Гордин очутился впервые на съемочной площадке.
Кто был первый режиссер?
Игорь Гордин: Первый режиссер был Прошкин.
Дмитрий Кириллов: Прошкин.
Игорь Гордин: Александр Анатольевич Прошкин.
Дмитрий Кириллов: Это очень хороший режиссер.
Игорь Гордин: Это очень хороший режиссер.
Дмитрий Кириллов: Прийти сразу к Прошкину, не к Тютькину.
Игорь Гордин: Да-да-да. Нет, это, конечно...
Но дело в том, что я вообще не понимал, что это такое. Играя в театре и Чехова, и Островского, и «Дама с собачкой», и «Гроза», и ты попадаешь...
Дмитрий Кириллов: Меню, да, такое.
Игорь Гордин: На киноплощадке я не понимал вообще специфики этого производства. К сожалению, так получается, что в театральных институтах, хотя нам пишут в дипломе «актер театра и кино», но кино не занимаются. Сейчас где-то кто-то пытается, какие-то отдельные мастера, мне кажется, заниматься...
Дмитрий Кириллов: Совсем другие приемы, да.
Игорь Гордин: Потому что этому надо учиться, конечно: работе с камерой, существованию... Вот ты снялся здесь в одном, в другом, в третьем проекте, и ты постепенно-постепенно, на ощупь вот эту специфику, киноспецифику существования в кино осваиваешь.
Поэтому для меня первый опыт – это такой ужас, я не понимал вообще, смотрел с открытым ртом на Андрея Панина и Михаила Пореченкова, которые там играли...
Дмитрий Кириллов: Они уже как рыба в воде.
Игорь Гордин: Они уже там мастера, они там себе существуют, импровизируют, чувствуют себя свободно... А я думал: господи, как, мы же еще ничего не отрепетировали, как существовать?..
Дмитрий Кириллов: «А читка будет?»
Игорь Гордин: Ну да. Ты проходишь в театре, читаешь, ты пробуешь...
Дмитрий Кириллов: Застольный период.
Игорь Гордин: Застольный период, репетиции, а тут раз – и ты...
Дмитрий Кириллов: «Камера, мотор».
Игорь Гордин: Да. Я не понимал, почему столько людей, чем они все занимаются...
Дмитрий Кириллов: Первый раз хочется всем сказать: «Ребят, а как тут вот?»
Игорь Гордин: Да-да-да.
Дмитрий Кириллов: Вроде уже артист.
Игорь Гордин: «А как, чего?», «А как мне, что тут делать?»
Хотя с Александром Анатольевичем на удивление мы репетировали, это был такой еще советский его опыт, он советский режиссер...
Дмитрий Кириллов: Не сразу камеру включать.
Игорь Гордин: Нет. Мы там собирались накануне съемок, он как-то вот: «Давайте почитаем сцену, придумаем, что мы тут делаем», – и что-то мы там придумывали. Но все равно это довольно такой травматичный был опыт, но я его получил, этот опыт, как бы вот наблюдая, как происходит этот процесс.
И только в следующий проект, это был «Дети Арбата»...
Дмитрий Кириллов: Эшпай.
Игорь Гордин: Это был Эшпай. И вот тут я как-то...
Дмитрий Кириллов: ...врубился.
Игорь Гордин: ...врубился, начал получать удовольствие, а не только страх перед камерой.
Дело в том, что Эшпай, если бы вы его видели на съемочной площадке, когда он всех закручивает в этот вихрь, когда начинается процесс творческий... Это очень важно в кино, потому что это часто переходит в рутину... Поэтому тогда и Евгений Цыганов, и Колокольников, и Инга Оболдина – вот эта вся компания наша чудесная...
Дмитрий Кириллов: И кураж такой еще был, потому что кино-то получилось.
Игорь Гордин: Да-да. Это, конечно, во многом заслуга Эшпая.
Дмитрий Кириллов: Премьера была когда, по телевидению шла, мама с папой смотрели?
Игорь Гордин: Да-да, конечно.
Дмитрий Кириллов: Наконец!
Игорь Гордин: Конечно, наконец. Они обзванивали всех родственников еще: «Сегодня, да, чтобы все смотрели, все включили», – и все включали и смотрели. Вот, пожалуйста, доказательство, что все не зря, что состоялся, «вот смотрите, показывают по «Первому каналу»!».
Кино – это вообще... Одно из таких преимуществ, когда ты можешь позволить себе встретиться с артистами, с которыми ты никогда не выйдешь на сцену. Это встречи с людьми и возможность побывать в каких-то местах, потому что кино тебя может забросить...
Дмитрий Кириллов: Сам бы не поехал, да?
Игорь Гордин: Сам бы ты не поехал, и вдруг ты оказываешься в совершенно волшебном месте, открываешь для себя какие-то совершенно удивительные места. Кино – это приключение.
Дмитрий Кириллов: Не могу не спросить, конечно: вот «Склифосовский» этот уже... Ну все-таки это же народная слава, все. Это уже карма!
Игорь Гордин: Да-да-да. Это сериал, действительно, который принес мне такую популярность. Наверное, грех тут жаловаться, вот если случается у актера вот такая работа, по которой его все потом узнают.
Дмитрий Кириллов: Помните, с чего началась вообще вся эта история? Вы же не с самого первого сезона там, по-моему.
Игорь Гордин: Нет-нет, я появился только в третьем сезоне. Когда я попал в этот сериал, я не очень понимал, кого я там играю. Там, по-моему, даже проб-то никаких не было... В общем, я был папа Толика, значит, моего персонажа хватило вот на три сезона, я прошел целый путь с этим персонажем, начиная от папы Толика до чуть ли не главного злодея в этом сериале...
Дмитрий Кириллов: Там же сначала просто папа Толика, мало текста, потом больше текста...
Игорь Гордин: Потом постепенно там какая-то линия у моего персонажа вырастает, что у него роман с героиней Елены Яковлевой... Потом оказывается, что, значит, он абьюзер, потом он там...
Дмитрий Кириллов: ...алкаш, по-моему...
Игорь Гордин: ...алкоголик, потом абьюзер... Вот как бы вот это...
Дмитрий Кириллов: Яковлева тоже, по-моему, там попивала...
Игорь Гордин: Да-да, мы в обществе анонимных алкоголиков... В общем-то, это такое...
Дмитрий Кириллов: ...путешествие.
Игорь Гордин: Это путешествие. Я просто не могу к этому так серьезно относиться, т. е. не скажу, что это такая серьезная какая-то актерская работа. Но это такое вот удовольствие поработать с Еленой Яковлевой в кадре...
Дмитрий Кириллов: Она чудо!
Игорь Гордин: В какой-то момент я понял, что вот чиновники, злодеи и негодяи...
Дмитрий Кириллов: Всякие гады...
Игорь Гордин: ...всякие гады мерзкие, противные, – как-то надо попытаться с этого клише...
Дмитрий Кириллов: ...соскочить.
Игорь Гордин: ...соскочить. И в какой-то момент, когда пришел сценарий «Золотое дно», который тоже получил такой достаточно большой отклик зрительский, я решил, что вот в этом сериале-то я и разберусь уже до конца, доведя уже до абсурда образ гадкого чиновника... После этого я уже перестал соглашаться на такие роли в какой-то момент, и сейчас то, что мне присылают в работе, если я вижу, что опять в эту сторону...
Дмитрий Кириллов: ...отказываетесь.
Игорь Гордин: Хочется куда-то попробовать немножко в другую сторону.
Дмитрий Кириллов: Большое количество спектаклей сейчас у вас, спектакли, которые провокационные. Если, например, люди в театр ходят редко, раз в год или еще реже, то они могут сказать: «А это что было?» Если люди живут театром... я думаю, что вот как раз публика разделилась... они говорят: «Это совершенно свежая история».
Игорь Гордин: Я всю жизнь занимаюсь провокативным театром, наверное, так это можно сказать. Да, этот театр может раздражать, может вызывать возмущение, наверное. Конечно, если ты пришел в театр, имея представление о нем довольно отдаленное, если ты ходил до этого в Малый театр или какой-то консервативный...
Дмитрий Кириллов: Должен выйти Борис [Годунов] в полном облачении.
Игорь Гордин: Да, с бородой, и бояре, и с выражением читать пушкинский текст. Но, мне кажется, театр – такое живое дело и хулиганское дело...
Как говорил Олег Павлович Табаков... я часто с ним не очень согласен... он говорил всегда: «Театр – это дело веселенькое». А Гинкас Кама Миронович всегда считал, что театр не должен человека отпускать из зала с температурой 36,6 – он должен все-таки...
Дмитрий Кириллов: ...накалить?
Игорь Гордин: Он должен его как-то подвигнуть на что-то, он должен его возмутить, я не знаю...
Дмитрий Кириллов: Чтобы человек вскипел.
Игорь Гордин: Что-то в нем должно произойти.
Дмитрий Кириллов: В жизни Игоря Гордина 30 лет назад как раз такое событие и произошло, когда и температура зашкаливала, и немел, и робел, боясь признаться самому себе, что ворвалась в его жизнь любовь по имени Юлия Меньшова. За эти годы в жизни этой пары были и штиль, и ураганы, но главное – Господь сохранил их любовь, подарил сына и дочь, научил ценить каждый прожитый день вместе.
Вот если смотреть на детей, вы узнаете в дочери свою маму или в сыне – отца? Что-то передалось от родителей? Я понимаю, что там еще и от Меньшова с Алентовой, скорее всего...
Игорь Гордин: Конечно, конечно.
Дмитрий Кириллов: Там такой коктейль...
Игорь Гордин: Конечно, там все замешано. Я скорее в себе часто вижу, так если на себя пытаться взглянуть со стороны: о, папа проснулся во мне или мама.
Дмитрий Кириллов: Когда вы, например, маме с папой объявили, что вы женитесь, они не подумали, что вы сошли с ума?
Игорь Гордин: Благословили, конечно, ну а куда им было деваться. Нет, я их как-то подготовил, все-таки это не было как обухом по голове, все-таки была какая-то подготовительная работа проведена, чтобы привести, познакомить, значит, Юлю, на самом деле в то время очень популярную телеведущую...
Дмитрий Кириллов: Ну да, там же «Я сама» шла.
Игорь Гордин: Тогда как раз был самый пик популярности программы «Я сама» и они, в общем, прекрасно знали ее по экрану. Ну вот да, была проведена некая работа, чтобы они познакомились. Потом Юля, в общем, достаточно такой человек, умеющий найти контакт, и как-то не с высоты своего какого-то образа звезды, поэтому она легко нашла общий язык с родителями.
Потом, мы же не жили вместе...
Дмитрий Кириллов: Это очень хорошо.
Игорь Гордин: Это очень важно. Мы не жили ни с Юлиными родителями, ни с моими родителями.
Дмитрий Кириллов: Но Юлины родители, по-моему, вообще заняты были все время своими делами...
Игорь Гордин: Да, они были все время в работе...
Дмитрий Кириллов: Даже не очень сильно поняли, как уже все состоялось.
Игорь Гордин: Уже и внуки родились, уже и в школу пошли, уже и институт окончили вот на их глазах.
Нет-нет, у нас очень хорошие и близкие отношения, и Юля прилагает все усилия, чтобы вот эту семью вместе...
Дмитрий Кириллов: ...сохранять.
Игорь Гордин: ...сохранять, поэтому регулярное общение и отмечание всех праздников, всех дней рождения происходит. И даже вот мы едем сейчас в Петербург к моей сестре на юбилей.
Дмитрий Кириллов: Я хочу пожелать в ваш юбилейный год, он только начинается...
Игорь Гордин: Ох...
Дмитрий Кириллов: У вас вообще много чего только начинается! Хочу пожелать вам вот этой радости от творчества, от того, что есть любимый театр, есть любимый дом. А еще хочу пожелать вам сыграть какую-нибудь комедийную роль.
Игорь Гордин: Да, я мечтаю об этом, тоже с удовольствием. Сейчас мы выпускали спектакль «Тартюф» в Театре Наций с Евгением Писаревым, Мольер, и я думал: вот наконец-то можно...
Дмитрий Кириллов: Пошло что-то такое.
Игорь Гордин: ...похулиганить и что-то комедийное... Ну, похулиганить удалось, но в результате это все равно вышло в такую более серьезную, драматическую работу, скажем так.
Дмитрий Кириллов: Значит, будем ждать новых хулиганств!
Игорь Гордин: Да. Спасибо большое!