Голос за кадром: 8 июля 1952 года в семье Георгия Хосроевича Шахназарова и Анны Григорьевны Шашкиной родился мальчик. Краснодарский роддом стал местом появления на свет Карена Шахназарова – будущего режиссера, генерального директора киноконцерна «Мосфильм», общественного деятеля, художника, пытливо ищущего правду, имеющего свой уникальный взгляд на искусство, на события в мире, болеющего всем сердцем за страну. Шахназаров давно уже занял свою нишу в телевизионном и кинопроизводстве, в политической и общественной жизни страны. Его фильмы любимы зрителями, они узнаваемы, поскольку имеют свой, неповторимый "шахназаровский" почерк. Неторопливый, доброжелательный, спокойный, проницательный Карен Шахназаров. В его образе и походке, движении мысли и действиях нет никакой суеты. И эти качества привлекают людей невероятно. Он – абсолютный лидер и диктатор на съемочной площадке. Ну а как иначе? Он же режиссер и, как говорят актеры, такому диктатору хочется подчиняться, ведь он видит перспективу, видит результат, знает, что говорить и как говорить, снимает кино редко, но метко. Одним словом – художник, открывающий зрителю свой неповторимый мир. Дмитрий Кириллов: Вы служили в армии в танковых войсках, неужели родители не могли вас "откосить"? Карен Шахназаров: В советское время — это вообще не так уж принято было, но я рад тому что я служил. Дмитрий Кириллов: Вы сын сотрудника аппарата ЦК КПСС жили в бараке в детстве, потом долгое время в коммуналке, это правда? Карен Шахназаров: Да, в советское время было конечно гораздо скромнее, чем в нынешнем российском. Дмитрий Кириллов: Вы подтверждаете теорию, что дети-лунатики становятся режиссерам? Карен Шахназаров: Не факт, хотя у меня был склонность к лунатизму. Дмитрий Кириллов: Ваш отец даже не знал, в каком классе вы учитесь, настолько он был занят важными делами? Карен Шахназаров: Когда его попросили со мной провести работу, все началось с того "в каком классе ты учишься", да. Дмитрий Кириллов: Вы получили премию за фильм "Зимний вечер в Гагарах" и отдали ее на благотворительность, но 500 рублей взяли чтобы банкет организовать? Карен Шахназаров: Было дело, да, я получил премию Ленинского комсомола, чем очень горжусь. Дмитрий Кириллов: Вы лично записывали Владимира Высоцкого у себя дома, когда он пел за столом? Карен Шахназаров: Было, да, записывал. Дмитрий Кириллов: Вы пытались себя ущипнуть, когда увидели своего любимого Феллини режиссёра при встрече? Карен Шахназаров: Ущипнуть я не пытался, но для меня это было очень важное событие. Дмитрий Кириллов: Выдающийся актер Макдауэл снимался в "Цареубийце" только, когда ему перечислили огромный гонорар? Карен Шахназаров: Напротив, он снимался за очень (по его понятиям), небольшие деньги. Дмитрий Кириллов: Единственный критерий качества кинокартины – это время? Карен Шахназаров: Ну да, я так говорил. Дмитрий Кириллов: Вы наблюдаете сейчас возрождение российского кино? Карен Шахназаров: Когда Российская федерация будет делать картины 300, а не 70, тогда можно будет говорить о возрождении. Дмитрий Кириллов: Вы были трижды женаты и сейчас живете один, у вас такой скверный характер? Карен Шахназаров: Да, это так. Дмитрий Кириллов: Мосфильм и его нынешние успехи – ваша гордость? Карен Шахназаров: Да, но есть моменты, я испытываю гордость за то, что я сделал. Дмитрий Кириллов: Киношный мир достаточно жестокий, и коллеги, когда говорят друг о друге, редко доброе слово можно услышать. В вашем случае вы абсолютное исключение, это умение ладить с людьми передалось по наследству от воспитания родителей, от отца? Карен Шахназаров: Я думаю, что у меня достаточное количество недоброжелателей, другое дело, может они публично это не высказывают, но находят возможность показать это каким-то образом. Жизнь действительно сложна, но в принципе, наверное, отец сыграл свою роль, один раз он сказал, и я как-то запомнил эти слова: "Всегда старайся не делать другому то, что не хотел бы чтобы делали по отношению к тебе". Второе он сказал: "Старайся влезть в шкуру другого человека". Голос за кадром: Георгий Хосроевич Шахназаров - личность легендарная, Великую отечественную войну, будучи командиром взвода 150 севастопольской артиллерийской бригады, он участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы, Севастополя и взятии Кенигсберга. В мирное время писатель, член-корреспондент Академии наук, лауреат государственной премии СССР, доктор юридических наук, Георгий Шахназаров активно занимался политикой, в последние годы жизни работал советником Михаила Горбачева. Карен Шахназаров: Отец вообще был меня невероятно работоспособны человек, как он работал, я никогда так не работал и не смог бы работать. Все сотрудники аппарата ЦК знаете, как работали? С 9 до 23, каждый день, включая субботу. Это была адская работа, конечно мама была всегда близкая мне, во мне слились две крови демократическая и аристократическая Дмитрий Кириллов: И северная, и южная. Карен Шахназаров: Да, у меня по линии отца род старинный дворянский, российский, карабахский, но уже с конца 18 века они стали российскими дворянами. А по линии матери у меня, что называется, мужицкий, русский род, мать родом из села Салганы Нижегородской области, дедушка был балтийский моряк, большевик видимо. У меня семья не была связана никак с миром искусства, но она была очень интересующаяся. Дмитрий Кириллов: Просто родители приучили к тому, чтобы читать, слушать хорошую музыку? Карен Шахназаров: Да, отец меня приучал, но я как-то сам быстро приучился, я человек литературы. Не столько кино, сколько литература, я больше читаю. Довольно быстро и читаю, как правило, две-три книги одновременно, я переключаюсь. Дмитрий Кириллов: Вы чуть ли не единственный режиссер в мире, ко возглавил огромную киностудию. Пырьев был какое-то время. Карен Шахназаров: Два года был. Дмитрий Кириллов: Вы никогда не задумывались, это аномалия получается? Как обычно говорят – режиссер весь в творчестве, в сценарии, в поиске актёра. Карен Шахназаров: Это конечно другая работа, то чем я занимаюсь и занимался эти годы, будучи директором Мосфильма, это скорее бизнес. Студия, которая не получает ничего, надо ее модернизировать, она была в очень плохом состоянии. Дмитрий Кириллов: В 98-ом еще братки, по-моему, были. Карен Шахназаров: Чего только не было, перебивали номера машин, ворованные машины. Когда я с ними разговаривал, они сказали (не буду имя говорить руководителя), он с Кавказа, он сказал: "Дайте мне шесть месяцев, я все понял про вас". Надо сказать, без всяких… ни угроз ничего не было. Хуже было мелочь, - водку разливали, рыбу вялили, булки пекли, всякое было. Голос за кадром: Теперь Мосфильм процветающий киноконцерн, гордость страны. Российское кино вышло из летаргического сна. В этом прямая заслуга Карена Шахназарова, продолжающего не только руководить концерном, но и снимать свое кино, ведь Шахназаров – играющий тренер. Карен Шахназаров: В режиссуре ты прежде всего работаешь с людьми, значит ты должен понимать людей, и ты должен их каким-то образом заставить работать на себя. Люди разные, кого-то убедить, кого-то купить, кого-то обидеть кому-то наоборот польстить. Найти ту педаль в характере человека, которая позволяет тебе с ним работать. Дмитрий Кириллов: Если проследить вашу фильмографию, у вас кто только ни снимался, звезды первой величины. Карен Шахназаров: Да, у меня хорошие актеры снимались. Дмитрий Кириллов: А вот когда на площадке начинается уже непосредственная работа, вы диктатор? Карен Шахназаров: Да, конечно, но, а как иначе? Кино, это все равно что капитан корабля воздушного, он же диктатор, какой бы он по характеру ни был, иначе никуда не прилетим, то же самое и в кино. Другое дело, что, если у тебя есть мозги, ты диктуешь, если работаешь с великими артистами, главное, чтобы он свой талант вложил, чего тебе ему диктовать. Ты, когда пишешь сценарий, должен представлять, мы представляли Евстигнеева, но я ему не сказал этого, мы все равно делали пробы и у нас пробовались Леонов, Ефремов, мощные актеры. Был именно тот случай, что Евстигнееву нравился сценарий, он очень хотел, приходил, звонил мне, прессовал даже. Дмитрий Кириллов: Он не легкий по характеру человек? Карен Шахназаров: Он был достойнейший человек! Не всегда у больших артистов совпадает их талант с человеческими качествами, но у Евстигнеева это совпадало. Помимо того, что он был великий артист, он был великий человек по всему. Он совершенно был лишен звездности, был очень прост, демократичен, он был необыкновенного ума человек и очень доброжелательный. Вот, пожалуй, за всю мою жизнь, Евстигнеев был единственный человек, которого коллеги боготворили. Актеры считали, что он первый. Это дорогого стоит. Голос за каждом: Все свои главные фильмы, Карен Шахназаров снимает в дуэте сценаристов Александром Бородянским. Сегодня Шахназаров и Бородянский – мастера сценарного искусства, а вот лет 40 назад, молодые люди даже не предоставляли что хороший сценарий за несколько дней не напишешь. Карен Шахназаров: Мы с Сашей затеяли "Мы из Джаза" и первое, что мы сделали, поехали в Одессу, даже не знаю зачем. Дмитрий Кириллов: Утесовым навеяло? Карен Шахназаров: Это же все легенда, Утесов, мы к нему обращались, он сказал: "Я к джазу никакого отношения не имею". У него было три книги мемуаров, где он писал, что джаз родился в Одессе чуть ли не он родоначальник, потом он писал, что джаза вообще в ССР не было. Но легенда в СССР все-таки была, что джаз в Одессе родился, хотя советский джаз родился в Санкт-Петербурге, но мы поехали в Одессу. Мы написали первый вариант за 10 дней, сидели в гостинице, в Одессе была ужасная жара у нас был все время ящик белого сухого вина, мы его пили, были все время в таком творческом… И вот писали мокрые, полуголые, потому что жарко очень было, за 10 дней написали сценарий, который нам очень нравился, мы считали, что это…Потом приехали сюда в Москву на худсовет и они камня на камне не оставили. Донелли тогда сказал: "А вы как думали, за 10 дней? Сценарий надо писать год". И он был прав, с тех пор я это усвоил для себя, мы действительно год писали, переписывали, написали вариантов 12. Дмитрий Кириллов: Но от того первого варианта мало что осталось? Карен Шахназаров: Осталась история, что Евстигнеев играет с ворами, куски какие-то остались, да. Дмитрий Кириллов: Часто так бывает, вы начинаете придумывать кино и перед глазами уже актер в "Цареубийцей"" это тоже такая мистическая история? Карен Шахназаров: В "Цареубийце" вообще мистическая картина была абсолютно, я после нее поверил, можно сказать, в Бога. В "Цареубийце" мы представляли Николая второго и доктора Олег Янковский, опять Олег не знал об этом, а вот в роли Юровского Макдауэл, он мне очень нравился, он входил в тройку самых топовых артистов американских, хотя он англичанин, но жил в Америке давно. Он был большая звезда, у меня даже в мыслях не было, что я могу его пригласить, но представляли лицо его и действительно, странным образом вышло, что в результате он снимался в этой роли. Появился британский продюсер, он стал моим другом, Брамс. Кино он один раз занимался, у меня было финансирование, это был советский период еще и я как-то: "А что вы можете сделать", он говорит: "Ну что надо"? Меня как-то стукнуло, "А вот Макдауэл", он мне сразу сказал: "Ну что вы, это невозможно". Вдруг он мне звонит говорит: "Приезжай в Лондон, мы тут с агентом встретимся, и я тебя отправлю в Женеву", я прилетел в Женеву, как в шпионском фильме это было все. Бен сказал, что он придет в пять часов вечера в отель. А на следующее утро я должен был улетать в Москву. Думаю, а если он не придёт, в пять часов он сидит у меня в холле, он говорит: "Сценарий у вас есть"? У меня не было сценария на английском языке. Он говорит: "Ну вы расскажите". В общем, я ему минут 40 коряво так все рассказывал, он говорит: "Хорошо давайте вы переведете сценарий и пришлите мне". Эта встреча на этом закончилась, но самое удивительное, когда мы с ним подружились, сошлись, он мне интересную вещь сказал: "Помнишь, мы, когда в Женеве встретились? Ты рассказывал, я ничего не понял, но я был уверен, что буду сниматься в этой картине". Самое интересное, что у меня было точно такое же чувство, когда я улетал из Женевы. У и меня даже тени сомнений не было, хотя все это противоречит правилам – такая большая звезда не бывает, чтобы он мог изменить все и через три месяца уде сниматься. Дмитрий Кириллов: Это судьба была. Карен Шахназаров: Ну какая-то да, судьба. Голос за кадром: Судьбоносной в творческой жизни Шахназарова стала и картина "Курьер", культовая лента, не теряющая своей актуальности и в наши дни, ведь проблема отцов и детей стара как мир. Капризы молодого актера Федора Дунаевского, неожиданно включившего звезду на съемках, тому подтверждение. Карен Шахназаров: Парнишка оказался с большим характером, я недавно прочитал его интервью, выяснилось, что это вообще он снял всю картину, я к этому имел мало отношения. Когда начала снимать даже, я понял, что я попал в точку, он очень совпадал, хотя внутреннее он не курьер. Он не Иван Мирошников, он очень прагматичный, но в принципе, с ним были нормально работать, иногда бывали у него какие-то, это время ещё было тогда, 86-й год, неформальная молодежь. Дмитрий Кириллов: Он мог что-то с Чуриковой сказать? Карен Шахназаров: Да, Инна Михайловна сама несколько напросилась, она видимо, хотела ему как-то, тогда вообще было модно с молодежью, стало считаться что шестнадцатилетние подростки больше знают о мире, жизни, тогда началось покаяние такое. Все время панков на телеэкране показывали. Видимо, Инна Михайловна на волне, она пыталась его как-то приблизить. "Федя, ну как, ты веришь"? – "Не, не верю, это все вранье, так мать себя не ведет". Я там как-то все это, сказал: "Вы замечательно играете, не надо Федю спрашивать". Голос за кадром: Шахназаров уверен: главное в режиссуре интуиция. Так было и на съёмках картины Анна Каренина, история Вронского. Подбор актеров на ключевые роли он, как всегда, не стал доверять никому. Дмитрий Кириллов: Вы сняли Лизу Боярскую в роли Карениной, это был ваш выбор? Карен Шахназаров: Конечно, я долго пробовал, считаю, что она замечательно сыграла Каренину в моем понимании, это именно та Каренина, которую Толстой написал. Дмитрий Кириллов: После выхода картины, половина людей очень хвалят, половине не нравится, как вы реагируете на критику? Карен Шахназаров: Понимаете, это же правила игры, в которую я играю, я выбрал эту профессию, она публичная, да, каждый может высказать свое мнение. Не нравится и не нравится, я помню, как Самойлова играла, она тоже никому не нравилась. С Карениной никогда никому не угодишь. Дмитрий Кириллов: А потом только годы? Карен Шахназаров: Потом пройдут годы, и она будет эталоном Карениной, я вас уверяю, это будет. Дмитрий Кириллов: А были моменты, когда было обидно? В жизни какая-то несправедливая критика? Карен Шахназаров: На мой взгляд, достаточно много было, вопрос не в справедливости, бывает просто критика – это искусство, это литература, очень трудно критику быть услышанным, потому что по-настоящему надо быть талантливым. Сейчас в наше время писульки эти, сейчас я смотрю, критику никто не читает. Надо действительно обладать каким-то даром, чтобы к тебе вообще присмотрелись, а таких вообще единицы. Дмитрий Кириллов: А в жизни кто ваш главный критик? У вас есть человек, который может вас вовремя остановить и сказать: "Карен, плохо"? Карен Шахназаров: Я сам, а как, только так и должно быть, думаю, что более жесткого критика чем я сам, таких нет. Дмитрий Кириллов: Но вы во всяком случае молодежи не потакаете, сейчас принято с матерком что-то снять в кино. Карен Шахназаров: Нет, я нецензурную лексику не признаю ни в кино, ни… Я считаю, что она абсолютно не нужна, почему Толстой или Шолохов могли обойтись, а я не могу обойтись? Не обязательно, абсолютно. Это ка в жизни, в вообще, искусство не как в жизни, это создание художественного образа. Вот как в жизни, зачем мне, я пойду и посмотрю, это разные вещи. Дмитрий Кириллов: Спасибо вам огромное. Карен Шахназаров: Спасибо вам!