Александр Михайлов: Картина "Любовь и голуби" не взяла ни одной премии ни на одном фестивале, она лежала на полке

Голос за кадром: Александр Михайлов – настоящий русский актер: самобытный, яркий, поистине народный! Он создал десятки потрясающих ролей в театре и кино, играл с лучшими актрисами России и сегодня, хоть и редко появляется на публике, остается ее любимцем, особенно женской половины.

Дмитрий Кириллов: Вы бывший моряк, сделали неплохую достаточно карьеру, потом сошли на берег и пошли в театр?

Александр Михайлов: Правда.

Дмитрий Кириллов: Вы родились в Цугольском Дацане, вы случайно не земляки с Чингисханом?

Александр Михайлов: Ну практически в 85 километрах от меня считают, что Чингисхан родился.

Дмитрий Кириллов: В детстве вас выкрали цыгане и потом вы их страшно боялись?

Александр Михайлов: Кто это придумал? Вы что, я люблю цыган, это целая страница в моей биографии.

Дмитрий Кириллов: Вы, бороздивший моря и океаны, чуть не утонули на съемках фильма "Любовь и голуби?

Александр Михайлов: Ну как тонул, чуть не утопили меня.

Дмитрий Кириллов: В театральном училище с первого дня вам сказали: "Саша, ты гений"?

Александр Михайлов: Нет, все наоборот: "Саша, ты бездарный".

Дмитрий Кириллов: За вас бился Олег Ефремов, чтобы вы пришли к нему в театр?

Александр Михайлов: Не так, не до такой степени, но это длинная-длинная история.

Дмитрий Кириллов: Гундарева, Гурченко, Скорикова, Прохоренко, вы играли с великими актрисами страны, страшно с великими играть?

Александр Михайлов: Нет, великие отличаются от бездарных актеров и актрис тем, что они очень просты в общении.

Дмитрий Кириллов: Вы часто выражаете свои чувства через песню - это от мамы?

Александр Михайлов: Это да, сто процентов.

Дмитрий Кириллов: Абсолютный романтик - это тоже от мамы?

Александр Михайлов: Скорее всего от отца, хотя мы с ним мало общались, они разошлись с мамой, когда мне было четыре года, а потом мне уже было лет 18, мы снова встретились с отцом и дружили до конца его жизни.

Дмитрий Кириллов: Вы дважды были на Северном полюсе?

Александр Михайлов: Да.

Дмитрий Кириллов: А пингвину лапу удалось пожать?

Александр Михайлов: Нет, пока еще нет, но думаю, что удастся.

Дмитрий Кириллов: Вы верите в промысел божий в вашей жизни?

Александр Михайлов: Верю.

Голос за кадром: Вся жизнь Александра Михайлова тесно связана с Сибирью, куда были сосланы его предки – староверы, отказавшиеся принять никонианскую церковную реформу. Вера, милосердие, сострадание - для Михайлова непростые слова. Рожденный в годы войны, росший без отца в страшной нищете, он знает цену жизни. То, что Саша выжил – настоящее чудо, ведь его старшую сестру спасти не удалось - она умерла от голода. Свободолюбивый характер у Саши Михайлова проявился уже в раннем детстве, он, мальчишка, рожденный в забайкальских степях, мечтал стать моряком и бороздить моря и океаны. Когда мама поняла, что сын одержим этой идеей, собрала сумки и поехала с сыном во Владивосток, по окончании   ремесленного училища, Сашу взяли механиком на рыболовецкий корабль, он стал ходить по десять месяцев в море и однажды чуть не погиб, попав в сильнейший шторм. На берегу команду уже похоронили, но Сашина Мама – Степанида Наумовна ждала сына, не уходила из порта, Саша выжил и поклялся маме сойти на берег раз и навсегда и тут судьба приготовила еще один поворот: Михайлов случайно оказывается на спектакле студентов-выпускников театрального факультета местного пединститута, на сцене шел "Иванов" Чехова.

Александр Михайлов: То, что со мной происходило после этого спектакля, трудно передать в словах я вам расскажу: я своими глазами видел, как погибают как тонут, много историй, связанных с этим и я думал: "Ну все прошёл, я все видел" и вдруг я вижу и все перевернулось в моей судьбе, я смотрю и плачу, плачу и все.

Голос за кадром: Саша поклялся, что станет артистом и пошел поступать в дальневосточный педагогический институт искусств на театральный факультет.

Александр Михайлов: Я с трудом, с грехом пополам поступил, два года меня выгоняли. Доходило до того, что я иду по коридору и навстречу идет мне педагог и вот я говорю: "Здравствуйте", он проходит мимо, вот не существует меня, ничего нет - это опять ранит, а потом все эти язвы желудка, все это результат вот этих вот дел.

Голос за кадром: Но неудачника Михайлова ждала роль Макара Нагульного из Шолоховской "Поднятой целины". Это был всего лишь отрывок, но педагоги поняли, что перед ними на сцене стоит не бездарный студент, а будущий большой артист.

Дмитрий Кириллов: Вы появляетесь в Саратове, работаете…

Александр Михайлов: Меня пригласили из Владивостока в пару Олегу Янковскому, потому что он тогда очень много снимался: "Щит и меч", "Два товарища" - подряд был огромный блок, много работ, когда он уезжал, я вот за него работал. Потом приезжали какие-то режиссеры, критики, Олегу звонили, что приезжает критик или режиссёр, Олег сразу прилетал и меня никто и не знал, в программке есть Михайлов, а кто это – просто новый актер. Олег мне преподал большую школу, мы действительно с Олегом дружили и, когда я приехал, меня поселили в квартиру, у него была большая квартира, у нас была группа ребят молодых и мы дружил, но Олег однажды хотел показать, кто тут хозяин, там тоже интересно было: были мы в Свердловске на гастролях, любили играть в кости, Олег так говорили: "Сань, сбегай, я тебе дам деньги, бутылок пять пива купи". Ну что сказать, мне сказали: "Сбегай, купи", я сказал: "Олег, по-моему, ты все-таки не по адресу обратился" и у нас так первый бах, он понял, что со мной не надо так, потому что я уже набегался в свое время и все, с тех пор другие отношения стали у нас.

Дмитрий Кириллов: Кто был тем человеком, который сказал: "Саша, по тебе кино плачет"?

Александр Михайлов: Я же не в вакууме был, когда Олег приезжал, мы собирались, к нему приезжал Ролан Быков, Слава Любшин, много вопросов задавали, как сниматься, в этих компаниях выпивали, беседовали и у меня лёгкая зависть была, я очень хотел. Я говорю: "Олег, как в кино"? Он говорит: "Это судьба, попадешь, ты еще будешь сниматься, не дергайся, сейчас играешь за меня, вот и играй, делай своей дело".

Голос за кадром: И он делал свое дело – играл в театре, а кино не заставило себя ждать - видного парня заметили. В фильме "Это сильнее меня" Михайлов получает свою первую роль, картина не вызвала большого ажиотажа среди киноманов, зато Александра Михайлова запомнили зрители и приметили режиссеры, именно благодаря кинематографу актер Михайлов стал узнаваемым и любимым артистом.

Дмитрий Кириллов: 1982 год, журнал "Советский экран", лучший актер Советского Союза – Александр Михайлов, фильм "Мужики" же вышел тогда?

Александр Михайлов: Да.

Дмитрий Кириллов: Это был очень знаковый фильм в вашей жизни?

Александр Михайлов: Да.

Дмитрий Кириллов: Вы читали сценарий, вы сразу поняли?

Александр Михайлов: Нет, к сожалению, не сразу, это благодаря Искре Бабич, совершенно уникальная женщина, она трижды взывала и настояла на том, чтобы я играл.

Дмитрий Кириллов: А вы не хотели?

Александр Михайлов: Я как-то так.

Дмитрий Кириллов: Почему?

Александр Михайлов: Потому что я думал, что это высосанная из пальца история, у меня было более интересное предложение как раз, я в застое не был.

Дмитрий Кириллов: Вы уже в топе были?

Александр Михайлов: Я уже да, входил.

Дмитрий Кириллов: А она снова звонила?

Александр Михайлов: Она меня вызвала: "Саша, я прошу вас, почитайте". Потом была встреча с человеком, судьба которого легла в основу этого сценария, буквально через две минуты разговора я подписал договор и стал сниматься.

Дмитрий Кириллов: Удивительно, у вас больше семидесяти фильмов в багаже.

Александр Михайлов: Да 78.

Дмитрий Кириллов: У Тихонова был Штирлиц, хотел он, не хотел, нравилось или нет, но это все равно подарок судьбы, когда у артиста есть какая-то роль, которая открывает всенародную любовь, ваш - Василий конечно.

Александр Михайлов: Кузякин, да, ничего не сделаешь, когда вхожу куда-нибудь, сразу: "Людк, а Людка". Стоим на остановке недавно, подходит женщина, присматривается так ко мне долго, а потом прошла впереди меня, встала с другой стороны, стала на меня смотреть, подошла ко мне и говорит: "Простите, вы случайно не Михайлов"? Я говорю: "Михайлов" - "А че такой старый-то"? – "В каком смысле"? – "Ну в прямом, в кино такой мордастенький, бравенький, не заболели"? – "Не заболел". – "Странно, странно". – "А что вы имеете в виду"? – "Как что, кино". – "Какой фильм"? – "Любовь и голуби". – "А вы когда его видели"? – "Пять лет назад". Я говорю: "Милая моя, этому фильму 35 уже скоро будет"! – "Надо же как время летит"!

Дмитрий Кириллов: Меньшов знал, что именно вы должны играть эту главную роль?

Александр Михайлов: Вот не знаю, потому что мне Володя сказал: "Когда ты вошел, понял, что только ты будешь у меня сниматься", но он меня трижды вызывал: "Пойдем, походим по злачным местам, поищем характер такой", еще проб не было, в пивнушку зашли, я говорю: "Володь, давай сделаем пробы, все это мне знакомо, я не городской, я вырос в деревне, знаю, что такое голубятник, врубил ему того Васю, который был, интонацию сибирскую особую, говорок.

Дмитрий Кириллов: Меньшов понял, что вы уже знаете.

Александр Михайлов: Мне это знакомо все, мало того, это только может сказать талантливый человек, Володя действительно талантливый, удивительно талантливый, очень бывает жёсткий, но съемки были – фантастическая атмосфера! Больше всех смеялся Володя, вот мы с Люсей что-нибудь придумаем, походим, одну сцену сыграем, вторую, он первый падал на землю, поднимал ноги к верху и хохотал.

Дмитрий Кириллов: А каково работать с Гурченко?

Александр Михайлов: Люся – это отдельная тема, Людмила Марковна – это отдельная тема, хоть о ней говорили, что она с характером, она может послать, ох как может послать! Дважды был свидетелем, когда лезет вот такое хамло обниматься "Ну че, Люся, привет, как дела", она так скажет, что он бледный отскакивает от нее, в чем дело, что происходит… Но, когда чувствует талант, никогда не позволяет, она очень чуткая, она раскрывается как лотос, когда у меня была на дне рождении, она знала мою маму, они очень много говорили с моей мамой, я был не раз в ее компании, это поразительный человек! Это стихия какая-то! Она видит, что свои и сразу рояль, танцы, анекдоты, музыка, такая красота, можно просто влюбиться в нее! Человек-оркестр, удивительно!

Дмитрий Кириллов: Она придумывала что-то на ходу?

Александр Михайлов: У, всю роль практически, ну 50% роли Раисы Захаровны – это было привнесено Людмилой Марковной Гурченко. Самое интересное, что эта картина не взяла ни одной премии ни на одном фестивале, она лежала на полке, мало того, Володю отстранили от монтажа, он переживал страшно, потом смонтировали чудовищно, Володю вернули, из того монтажа сцены попали под алкогольную кампанию.

Дмитрий Кириллов: А там же бары были.

Александр Михайлов: Не имели права, мы только пиво пригубили и все, все вырезалось, пять сцен было вырезано. Когда смотрели, я сказал: "Володя, эта сцена, эта, почему"? Он развел руками и сказал: "Я ничего не мог сделать".

Дмитрий Кириллов: Потом вернули эти сцены?

Александр Михайлов: Нет, их нет, смыли. Если бы их оставили, можно было сделать двухсерийную картину, такие сцены там, такие сцены, м-м-м! Я помню эту сцену, когда в баре он сидит: мечта идиота сбылась, женская сигарета, коктейль с трубочкой, перед ним женщина потрясающая, он поворачивается, мол смотрите на меня и такая барная стойка – дядя Дмитрий и тетя Шура, он с ужасом на них смотрит, Люся танцует, рядом семья вся, все сосут коктейли и все осуждают. Люся так поворачивается, и здесь такая леска была, привязали голубя за лапки, и он стал поднимать и бить крыльями по лицу, он просыпается весь в слезах уже у Люси в комнате. Ну и конечно Нина Дорошина!

Дмитрий Кириллов: Переиграть невозможно.

Александр Михайлов: Да, Дорошину переиграть нельзя, это точно.

Дмитрий Кириллов: У вас сразу такой дуэт?

Александр Михайлов: Да, у нас сразу произошёл контакт, дай бог Ниночке здоровья, да.

Дмитрий Кириллов: Не могу не спросить еще об одной актрисе – Наталья Гундарева, какая она была?

Александр Михайлов: Классная! Супер-классная! У меня же три картины с Наташей было, первая была из серила "Следствие ведут знатоки", пели романсы мы с Наташей, вот первая встреча была, потом была встреча в фильме, где играла Алехина шахматиста, она играла мою жену и вот эта работа "Одиноким предоставляется общежитие".

Дмитрий Кириллов: Вы практически не снимаетесь в кино сейчас, одна из последних работ, кстати очень добрая картина была "Китайская бабушка" с Муравьевой.

Александр Михайлов: Ирочка, да.

Дмитрий Кириллов: Как с Ирой играть?

Александр Михайлов: Фантастически, у меня же театральные с ней работы, в Малом театре, много лет и Чехова играли, это фантастический человек, что-то общее между Наташей Гундаревой есть. Юмор и глубина и колоссальная отдача в партнере.

Дмитрий Кириллов: Но там Меньшовский замес был, он продюсер, по-моему?

Александр Михайлов: Да.

Дмитрий Кириллов: Там очень хороший ансамбль, там же Русланова.

Александр Михайлов: Русланова Ниночка, да. Фильм вот так прошел вторым экраном и ничего, а он любопытной сам по себе, очень любопытный, мало того, у меня на полке лежит уже двадцать с лишним лет фильм "Победа" по произведению Чайковского, где в главной роли я и Андрей Миронов. Андрей Миронов играет американского журналиста, я играю советского журналиста – конец войны, а потом встреча через тридцать лет, мы встречаемся с Андреем, он написал книгу, оболгавшую Россию, Русь, Советский Союз, войска, он как бы поддался и заработал на этом деньги. "Они все равно вас ненавидят" - о как сегодня звучит, сегодняшняя картина…

Дмитрий Кириллов: О чем болит сердце у вас?

Александр Михайлов: Болит, хороший вопрос задал, молодец, я живу сегодня по принцип, как сказал классик: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан". Я перефразирую классика: "Актером можешь ты не быть, а гражданином быть обязан". Я сегодня связан с Донецком крепко, подружился с Александром Владимировичем Захарченко, это очень образованный человек, очень грамотный человек, хорошо знающий историю. Он знает, почему он там сегодня, это ополченцы, а не какие-нибудь террористы. Подружились мы тогда в таких условиях очень непростых, когда бомбили Донецк с Захаром Прилепиным, это не просто потрясающий писатель, но грандиозный гражданин, настоящий, он мне напоминает чем-то Хемингуэя, мы сидим, я говорю: "Захар, вот что в основе, что сдерживает"? – "Сдерживает боль". Сегодня совершается там не просто какая-то локальная война, сделают все возможное американцы, чтобы стравить славянские народы, поэтому то, что сегодня происходит, это все происходит чтобы опять в очередной раз поставить Россию на колени. Приход ВВП нашего не случаен, мне не стыдно, когда выходит на международную арену один из серьезных людей. Это мое субъективное, не собираюсь себя хвалить, что я предчувствовал, предсказывал, но он призван созидать Россию. За пять минут до 2000 года на престол Руси приходит никому не известный человек, ну известный Собчаку, Березовский толкал его тоже в эти дела, а он просто Березовскому потом не подал руки, Березовский сказал: "Мы проиграли". Они проиграли.

Дмитрий Кириллов: Россия будет жить?

Александр Михайлов: Будет жить, еще и как!

 

 

 

 

 

А некоторые сцены из нее попали под антиалкогольную кампанию - их смыли