Нина Шацкая: У меня был оплачен тур в Гренландию... Я отказалась от него, чтобы пройти «слепые» прослушивания в «Голосе»
https://otr-online.ru/programmy/moya-istoriya/nina-shackaya-u-menya-byl-oplachen-tur-v-grenlandiyu-ya-otkazalas-ot-nego-chtoby-proyti-slepye-proslushivaniya-v-golose-63702.html
Дмитрий Кириллов: Нина Шацкая – королева русского романса. Несомненно, она дива – девушка из «серебряного века» будто сошедшая с портретов Валентина Серова или воспетая Блоком в своих стихах.
Ее голос узнаваем из тысячи. Ее исполнительскую манеру критиковали все, кому не лень. Особенно усердствовали академические музыканты: «Да что же она романсы с джазом мешает? Да кто так поет?!»
Нина Шацкая долгое время не давала покоя многим злопыхателям: «Да она просто миллионерша. Она же красавица, а за красивой женщиной, как правило, стоят влиятельные богачи». Что только не слышала Шацкая в свой адрес, какие только эпитеты и комментарии. И наперекор всем сплетникам и завистникам продолжала работать: петь, создавать новые сольные программы, записывать альбомы.
Полные зрительные залы на концертах Шацкой говорят о многом. И кто сказал, что романс – мхом покрывшийся жанр, что это песенки для старушек? Участие Нины в популярных вокальных телепроектах обеспечило неподдельный к ней интерес и молодежной аудитории. Оказывается, музыкальные произведения на стихи Цветаевой и Ахматовой сегодня востребованы, и в этом есть немалая заслуга Нины Шацкой.
Нина, спасибо огромное! Вы сегодня гостья моей истории.
Нина Шацкая: Спасибо за приглашение! Я очень рада, что оказалась в вашей программе.
Дмитрий Кириллов: Вы знаете, когда я вас первый раз услышал, у меня было некое сравнение – вот я очень любил Валентину Пономареву, особенно ее голос, когда она озвучивала Андрея Петрова песни и «Жестокий романс».
Нина Шацкая: Да, да, да.
Дмитрий Кириллов: Что-то такое вдруг свежее появилось – похожее, но другое. И я подумал: как это интересно – девушка нашла свой голос.
Нина Шацкая: Это правда. Мне многие об этом говорят, что с трех нот, буквально, буквально с первого слова меня узнают. Хотя я действительно сталкиваюсь с тем, что у меня есть подружки молодые, изумительные певицы, которые прошли много конкурсов – они блестяще поют, но их очень сложно отличить друг от друга. И это их трагедия.
Дмитрий Кириллов: Понимаете, когда учат по одним и тем же стандартам – есть некая школа, там джазовая школа, эстрадная школа вокала – и все начинают примерно одинаково петь и немножечко не по-русски.
Нина Шацкая: Да.
Дмитрий Кириллов: И тут Нина Шацкая! Да что же такое? Из XX века просто девушка.
Нина Шацкая: Old School.
Дмитрий Кириллов: А может быть, даже из Серебряного века. История становления Нины Шацкой как певицы – это череда сопротивлений, преодолений, движений против течений и вопреки выстроенным маршрутам.
Казалось бы, Нина должна была родиться ну, если не с «золотой ложкой во рту», то уж с красным дипломом консерватории точно. Еще бы! Она дочь Аркадия Шацкого – известного джазового музыканта, руководителя оркестра «Радуга», талантливого певца и композитора.
Да и мама Нины, Татьяна Николаевна Бондаровская, руководитель ДК, легендарный организатор концертов и фестивалей, дружившая со многими музыкантами, продюсерами, тоже не последний человек в шоу-бизнесе. И со стороны казалось, что с такими родителями только руку протяни и тут же окажешься на сцене. Но не тут-то было.
Нина Шацкая: Папа был очень талантливым. Он мог сесть за фортепиано, взять аккордеон, сыграть в любой тональности или какую-то песню, которая была только в клавире с фортепиано, надо было срочно расписать для оркестра. И за ночь писалось несколько аранжировок, и утром уже оркестр все это играл.
Дмитрий Кириллов: Ведь наша жизнь – как кадры кино. Вот если глаза закрыть и представить свое детство, что вы чаще всего вспоминаете? Какие моменты?
Нина Шацкая: Я бы назвала такой обшарпанный старый двор – четырехэтажный дом в Рыбинске, недалеко от Волги. И квартира была на первом этаже. И вот у окошка обычно сидела бабушка, курила любительскую папиросу. Бабушка такая крупная была, мамина мама, и она меня обожала: я для нее была свет в окошке. Она сидела и смотрела, как я играю во дворе. А во дворе были только мальчики. Девочек не было, и я с ними гоняла в лапту, в казаков-разбойников.
Дмитрий Кириллов: С мальчишками была?
Нина Шацкая: И она все время смотрела, чтобы мне не перепало. Я помню, особенно почему-то летние месяцы. И вот эта тропиночка, как между домами бывают дорожки, мама возвращалась с работы, из ДК, где она была директором. И вот я видела, как она идет. И вот это ощущение счастья, когда я неслась к ней навстречу.
Провода гудели. Когда начиналась в соседней деревне дойка коров вечерняя. Ястреб. Как жаворонки поют. Как я за земляникой ходила, и меня никто не боялся в лес отпускать. Как мальчишки ловили, мы называли их шитики, такие личинки, которые насаживались на крючок, и ловили рыбу. Как меня отправляли за молоком в соседнюю деревню.
И вот этот запах, теплый, мамин – она душилась «Красной Москвой». И ее мягкие руки. И я к ней прижималась. Потом на кухне забиралась к ней на коленки. Она мне говорила: «Ах ты моя рыба-прилипала».
Дмитрий Кириллов: Мама Нины, Татьяна Николаевна Бондаровская, выпускница педагогического института, волею судьбы оказалась в Угличе. Учителей истории, русского языка и литературы, коим являлась дипломированный специалист Бондаровская, в этом северном русском городе было предостаточно.
А вот местный Дом Культуры ждал хозяина, вернее, хозяйку. И Татьяна Николаевна согласилась попробовать себя в этом непростом деле. Девушка обладала невероятным обаянием и потому собрала суперколлектив. И в короткий срок местный ДК реально стал центром культуры Углича – туда стали приезжать известные артисты.
И вот в один прекрасный день из Рыбинска в Углич приехал с концертами Аркадий Шацкий и его джазовый оркестр. Увидев красавицу директора ДК, Шацкий потерял дар речи. Он тут же решил, что обратно в Рыбинск один не поедет.
Нина Шацкая: И довольно быстро папа маму забрал в Рыбинск. Там только-только построили новый Дворец. Мама, конечно, удивительными организаторскими способностями обладала всегда. Такое очень женское обаяние сильное у нее было. Она могла очаровать, мне кажется, любого человека.
Дмитрий Кириллов: Договориться с кем угодно?
Нина Шацкая: Договориться с кем угодно. И вот в Рыбинске построили Дворец, и нужен был директор. Папа там был со своим коллективом. И когда как-то он сказал, что вот он познакомился с такой замечательной заведующей, ее взяли.
Они даже не успели еще расписаться. И жить было негде. Потому что мама приехала с бабушкой (со своей мамой), всю семью привезла, и они жили, на последнем этаже этого ДК был спортзал, и они там ночевали на матах какое-то время, пока им не дали комнату. А потом две комнаты: я помню, в трехкомнатной квартире еще мы жили с соседкой.
Дмитрий Кириллов: Коммуналка была такая, да?
Нина Шацкая: Да, да.
Дмитрий Кириллов: Вообще маме не привыкать было к таким тяжелым передвижениям. Я же знаю, что бабушка, которая курила, которая смотрела за вами, это же она вас приучала и к рукоделию, и к шитью.
Нина Шацкая: Да. Да. Да, да, да. Она изумительно вышивала, вязала.
Дмитрий Кириллов: Это у нее бабушка Софья Карловна?
Нина Шацкая: Да. Вы все знаете!..
Дмитрий Кириллов: Это же вообще удивительная история!
Нина Шацкая: Да. Девичья фамилия Софьи Карловны была то ли фон Дункельхоф, то ли Дункельхопф, то есть нет точного прочтения. А ее отец был служащим Санкт-Петербургских железных дорог.
Дмитрий Кириллов: Мамина бабушка Софья Карловна, рожденная в Петербурге, была наполовину немка. Ее отец приехал из Германии в царскую Россию строить железные дороги. И застрял в холодной стране.
Но немецкая душа не выдержала суровых условий жизни, и отец запил. Недаром же еще Суворов говорил: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Пивного пьяницу с его семьей выслали из Петербурга в Одессу. Там, на берегу теплого Черного моря, жизнь наладилась – родились Нинины бабушка Лида и мама Таня; жили все дружно, большой семьей.
Духовным стержнем в семье была старшая двоюродная сестра бабушки Нина Сергеевна Жураковская, она была женой священника Анатолия Жураковского – батюшки особенного, известного не только в Одессе и Киеве, но и по всей России, причисленного к лику святых новомучеников и исповедников.
Отец Анатолий был незаурядным, широкообразованным человеком, священником с огромным личным обаянием и даром слова. Духовными чадами отца Анатолия были известные писатели, музыканты, люди творческих профессий – ранимые, не принявшие революцию, страдавшие от «красного террора».
Отец Анатолий открыто проповедовал Христа в безбожное время. Всегда ходил по Киеву в священническом облачении и никогда не снимал креста. 14 октября 1930-го года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отца Анатолия арестовали.
Через несколько месяцев была арестована и его жена Нина Сергеевна. Арестам подвергся также костяк общины, собранный отцом Анатолием. До вынесения приговора его год продержали в тюрьме на Лубянке, затем в Бутырской тюрьме.
Отец Анатолий был расстрелян 3 декабря 1937-го года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. На момент смерти ему исполнилось всего 40 лет.
Нина Шацкая: Для меня, конечно, это было таким потрясением, что опять же, все в жизни не просто так. Потому что, когда я приехала в Москву, моя жизнь очень сильно изменилась благодаря пианисту, народному артисту Юрию Райзману. И он меня как-то пригласил на гастроли. Мы поехали за границу – это была одна из первых поездок таких моих гастрольных, заграничных.
И в самолете он перекрестился. Я говорю: «Юр, а ты воцерковленный?». И он говорит: «Меня к вере привела моя учительница Анна Даниловна Артоболевская». И я на автомате говорю: «Тетя Аня». Он говорит: «Какая тетя Аня? Это великий…».
Дмитрий Кириллов: Великий педагог.
Нина Шацкая: А у нас дома ее звали тетя Аня, потому что это была ближайшая подруга моей бабушки.
Дмитрий Кириллов: Она же школу пианистическую фортепианную создала.
Нина Шацкая: Ахматова тоже была, бывала в компании, потому что они же все были из Киева. Она вот в этой компании Анны Даниловны Артоболевской тоже бывала. И когда моя мама приезжала к бабушке Нине, мама говорит, что вот у нее есть ощущение, что она там видела и Анну Андреевну.
Но что самое интересное, почему я про Юру заговорила еще – я ему рассказала эту историю, и тогда он на меня посмотрел и сказал: «Послушай, а твоя бабушка, она случайно жила не на Садовой-Кудринской?». Я говорю: «Да, Юра». Он говорит: «А мы туда ходили с Анной Даниловной, она меня водила».
И вот поразительно, что нас судьба с Юрой свела. И о нем есть упоминание в этой книге в контексте Анны Даниловны, и вот и о моей бабушке. И все это так переплетено.
Дмитрий Кириллов: Удивительные, да, ниточки судьбы?
Как интересно получается, что что дочка-красавица любимая, а родители, по-моему, не сильно вас баловали.
Нина Шацкая: Очень жестко меня воспитывали.
Дмитрий Кириллов: Я так понимаю, что да. Вот как? Ведь папа же услышал, что голос есть, слух есть?
Нина Шацкая: Он… Дело в том, что папа был очень хорошим педагогом, но именно для тех, кто говорил с ним на одном языке.
Дмитрий Кириллов: Понятно. А тут девчонка маленькая, которая это не может, это не может. А объяснять он не хотел. Это тяжело.
Нина Шацкая: Нет. Он меня отправлял учиться к каким-то другим людям, педагогам. Эти люди считали, что меня папа дома научит. И вот был такой момент, когда какое-то время мы упустили. Мне потом многие вещи очень долго не давались. И он видел, он прекрасно понимал, что я обладаю очень красивым тембром. Но это природное.
Дмитрий Кириллов: Да. У вас же с детства альт?
Нина Шацкая: Да, у меня был низкий голос всегда.
Дмитрий Кириллов: Низкий голос.
Нина Шацкая: Очень большой.
Дмитрий Кириллов: В хоре пели?
Нина Шацкая: Да, и это было очевидно. Он это понимал. И понимал, что у меня очень… Хотя вот у меня есть его письма, которые он мне писал, когда я поступила в Питер. И нас отправили на картошку перед первым курсом, он мне писал туда письма. И эти письма, я так их берегу.
И только спустя годы я увидела, что он пишет: «Без команды ты ничего не добьешься. У тебя должна быть команда». Что только в команде единомышленников можно добиться успеха. И вот много там…
Дмитрий Кириллов: А там много пророческих было слов, да?
Нина Шацкая: Да. А еще он писал мне такие… Я очень поправилась после первого курса в институте и вернулась просто ну очень большой. Я уезжала 60 кг, при том, что сейчас у меня 70, а через год вернулась 90.
Дмитрий Кириллов: Пышечка.
Нина Шацкая: Да. И он опешил. Крупных артистов не жаловало телевидение, потому что считалось, что это неэстетично.
Дмитрий Кириллов: Ну да. В телевизор не влезают.
Нина Шацкая: Да, да. И он мне говорил, что: «Понимаешь, для того чтоб стать звездой, надо обладать комплексом достоинств. Если одного не будет, у тебя ничего не получится». И вот персонально относительно меня он писал, он мне писал это там прям очень яркими словами, что «вот лично тебе нельзя весить больше 70-72 кг. Это крайний твой вес. Потому что у тебя меняются…»
Дмитрий Кириллов: Ну да, черты лица...
Нина Шацкая: Черты лица. «У тебя меняются пропорции, и если в 70 кг ты можешь прийти, открыть дверь ногой, то потом ты становишься просто такой пухленькой милой женщиной. И не верь мужчинам-режиссерам, которые будут тебе говорить, что и так хорошо. Потому что ты им нравишься так, как женщина. Но как артистка ты недостаточно хороша».
Дмитрий Кириллов: Как найти свою дорогу в жизни? Чем заниматься? Нина мечтала петь, музицировать. Но, видя, как отец легко переходит с фортепиано на аккордеон, с пения сложнейших вокализов к аранжировкам джазовой классики и сочинению собственной музыки к театральным спектаклям, понимала, что таким даром она не обладает.
Все, что отец объяснял, Нина на лету не хватала. И потому комплекс «плохой ученицы» только накапливался.
Нина Шацкая: Когда я училась в школе, я была просто худшей по успеваемости. Ну, я читала книжки на уроках. Вот я какую-то… Тогда были «Новый мир», выходили журналы «Роман-газета», их читали родители. И вот все, что выходило, я читала в старших классах, вместо того, чтобы учить уроки. Технические все предметы для меня были просто закрытой книгой.
Дмитрий Кириллов: Какие-нибудь химии, алгебры?
Нина Шацкая: Вообще просто темный лес.
Дмитрий Кириллов: Да.
Нина Шацкая: Я просто на химии, на физике плакала. А чем заниматься? И тогда я пошла работать зав. сельским клубом. Мама моя меня пристроила. Рядом с Рыбинском, надо было так минуть 50 добираться от дома.
Дмитрий Кириллов: В поселке, да?
Нина Шацкая: Да. Поселок. Такие «пазики» автобусы туда ездили. Уезжала я туда не рано, часов в 12. А возвращалась уже после последнего киносеанса, уже довольно поздно, и зимой это было холодно и страшно. Но я честно год отработала. И затем, благодаря вот этому году, я смогла поступить в тот ВУЗ, в который поступила.
Дмитрий Кириллов: А ВУЗ назывался тогда Высшей профсоюзной школой культуры. Он готовил профессиональных управленцев в этой сфере: директоров ДК, концертных залов, руководителей художественной самодеятельностью и организаторов массовых праздников.
Мама мечтала, что у дочки будет профессия в руках. В конце концов, по окончании института можно будет ребенка пристроить в какую-нибудь концертную организацию. А там, глядишь, со временем можно и передать дочке свое детище – Рыбинский Дом культуры «Радуга».
В сельском клубе Нине выписали направление на поступление в ВУЗ, и так она оказалась в Ленинграде.
Нина Шацкая: Четыре года жила там, как у Христа за пазухой. И очень хорошее получила образование. ВУЗ этот имел такую особенность: кто хотел учиться, получал блестящее образование. Кто-то хотел найти своего жениха в Питере. В общем, там была...
Дмитрий Кириллов: То есть там разношерстная публика?
Нина Шацкая: Да, разношёрстная очень публика.
Дмитрий Кириллов: Интересно. Но вы учились честно?
Нина Шацкая: Да. Но еще я приехала и сразу же у нас, так как группа была управленческая, все были намного меня старше, и мне казалось, что 28-30 лет – это уже бабки; дура-то какая была. Вот. И они, конечно, сразу мне сказали: «Шацкая, ты школу только что закончила. Твоя участь учиться и за нас за всех здесь отвечать».
Дмитрий Кириллов: Ты жизни еще не знаешь. Учись.
Нина Шацкая: И я честно… Ну, «у тебя мозги еще свежие». И я вот начала учиться на «отлично».
Дмитрий Кириллов: У вас появилась профессия. Это похожая на маму, да? Вот вы организатор...
Нина Шацкая: Нет, я сразу от нее отказалась. Я же вот осталась… Я отказалась от распределения и пошла искать работу в Питере. И не работала по профессии уже.
Дмитрий Кириллов: А на третьем курсе института студентам нужно было проходить обязательно летнюю практику. Многие сокурсники Нины записались в стройотряд и уехали в Казахстан возводить свинарники. Нине идея со свинарниками совсем не понравилась – девушку все-таки тянуло к прекрасному.
Нина Шацкая: Я узнала, что есть круизы такие. Я понимала, что я справлюсь, как культорганизатор в мешках там попрыгать с туристами. И я пошла в городской отдел по туризму.
Дмитрий Кириллов: Как будто там места были. Это же блатные места.
Нина Шацкая: Да. Мне сказали: «Девушка, вы с ума, что ли, сошли?». И чудо! Я возвращаюсь в этот день в общежитие, и на доске объявлений висит объявление, что срочно! вот завтра там, через день нужен культорганизатор: круиз от Питера до Астрахани. И я понеслась. И меня взяли.
Дмитрий Кириллов: Это для вас висело объявление. Фантастика!
Нина Шацкая: Да. И потом все лето я там: Кижи, Валаам, Петербург, Москва. А я еще обожаю воду. Я выросла на Волге. И вот этот шум воды, плеск, вообще – это такое счастье!
Дмитрий Кириллов: Отдыхающие.
Нина Шацкая: Да.
Дмитрий Кириллов: Их надо веселить. Получалось?
Нина Шацкая: Да.
Дмитрий Кириллов: В мешках прыгали?
Нина Шацкая: А я же уже крупная была, я так подрасполнела. Я думаю, что это тоже было причиной, в принципе, из-за чего меня отчислили. Но хотя меня в этом весе взяли.
И я была такая, я всю жизнь стремилась вернуть свою вот эту форму, и я по утрам, помимо прыжков, развлечений, я еще вела аэробику. У меня собирались туристы, я с ними делала зарядку. Потом уже вот...
Дмитрий Кириллов: Бабу-Ягу играла?
Нина Шацкая: Обязательно, да. У меня даже фотография есть с метлой, страшная.
Дмитрий Кириллов: В общем, развлекала по полной.
Нина Шацкая: Да. И круизы эти были по тем временам очень дорогие. Их могла себе позволить только такая…
Дмитрий Кириллов: Состоятельная публика.
Нина Шацкая: Интеллигенция, преподаватели, профессура, такие. И была женщина такая удивительная – мой ангел хранитель, Софья Владимировна Квактун. Вот помню ее фамилию.
Дмитрий Кириллов: В один из вечеров она увидела Нину на сцене, услышала, как девушка поет, какой мощной энергией она заряжает зрителей в зале.
«Нина, ты же настоящая артистка! – воскликнула Софья Владимировна. – Твое место на сцене. Тебе необходимо срочно идти в студию Ленинградского Мюзик-холла. Там работает директором моя подруга, я тебе сделаю протекцию». Так началась долгая дорога Нины Шацкой на профессиональную сцену.
Зачислили?
Нина Шацкая: Зачислили. Ну и всё.
Дмитрий Кириллов: И вы год...
Нина Шацкая: И началась моя сложная очень жизнь. Потому что мне надо было... Я пришла к своей старосте курса и сказала, что я хочу отчислиться из школы профсоюзной, потому что я хочу теперь петь. И она мне сказала: «Нет, не надо. Ты три года за нас училась, ты отвечала...».
Дмитрий Кириллов: И они прикрыли, да?
Нина Шацкая: Да. Она сказала: «Полгода буду тебе ставить, что ты есть». Я вообще не приходила. Совсем. Я приходила сдавать какие-то предметы. Вот «Научный атеизм», например, я даже не понимала, о чём говорить. Я всё говорила поперёк атеизма.
Дмитрий Кириллов: Еще бы! Какой тут «Научный атеизм», когда уже на горизонте заветная сцена? Музыка, песни и танцы – вот оно, счастье! Но ровно через год сказка закончилась. Директор студии спокойным ледяным голосом произнесла: «Нина, вы отчислены». Как? За что? Почему? Мир словно перевернулся. Дверь Мюзик-холла захлопнулась. У девушки было ощущение, что жизнь оборвалась.
Нина Шацкая: Вот это ощущение краха, что, как в 22 года кажется, что все закончилось. И я осталась в Петербурге. Я отказалась от этого очень выгодного, очень престижного распределения, в Ярославль съездила.
Вернулась в Питер. Сняла комнату. Иногда мне кажется, что это было не со мной. Потому что это было, вот такие питерские трущобы. Комнату я сняла в подвальном этаже, где жила женщина – в молодости мы не понимаем опасности, – женщина, больная туберкулезом, такая классическая алкоголичка.
Дмитрий Кириллов: Она вам сдала комнату?
Нина Шацкая: Она сдала комнату, сама жила во второй. Воды горячей не было. Холодные такие, ржавые раковины, но мне надо было как-то... Я приняла решение, что я хочу петь.
Дмитрий Кириллов: Во что бы то ни стало, но останусь в Петербурге.
Нина Шацкая: Да, да. И я устроилась в Варьете. Бабушке этой сказала, что работаю гардеробщицей в театре, потому что я понимала, что конец 1980-х, варьете – это такой рассадник.
Дмитрий Кириллов: Ну-ка скажи ей.
Нина Шацкая: Да, да, да.
Дмитрий Кириллов: Она еще и оплату за комнату поднимет. Варьете.
Нина Шацкая: Да. И вот я утром уходила, потому что невозможно было находится в этом помещении.
Дмитрий Кириллов: Ну, трущобы.
Нина Шацкая: Да, трущобы. И пыталась как-то себя найти. Нашла педагога по вокалу.
Дмитрий Кириллов: Найти хорошо педагога по вокалу – проблема для певцов мегаактуальная, а потому все большие педагоги-вокалисты на вес золота и пересчитаны по головам.
Нине повезло. В классе, где она занималась, концертмейстером работала Злата Раздолина – молодая девушка, прекрасно владевшая не только инструментом и голосом, но и еще оказавшаяся талантливым композитором.
Злата писала романсы на стихи поэтов Серебряного века и, услышав в классе Нину, тут же предложила поработать вместе. Тогда она только закончила свое новое произведение «Реквием» на стихи Анны Ахматовой.
Пройдут годы, и это сочинение Раздолиной для симфонического оркестра, хора и солистов будет признано лучшим музыкальным оформлением поэмы Анны Андреевны. «Реквием» прозвучит во время празднования 100-летия поэтессы в Советском Союзе, в Кремле и во многих странах мира. А началось-то все с Нины Шацкой – первой, кому Злата предложила исполнить свое творение.
Нина Шацкая: На конкурсе «Ялта-91» я захотела спеть, приехать в Москву с песней «Разрыв» на стихи Анны Андреевной: «Я пью за разоренный дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, и за тебя я пью...». Очень красивый романс.
Дмитрий Кириллов: И это сильно отличалось от той программы конкурсной, что ребята другие.
Нина Шацкая: Самое удивительное, что меня взяли. Что я прошла в полуфинал. А вот в финал я уже не поехала.
Дмитрий Кириллов: Почему?
Нина Шацкая: Из-за перфекционизма. Когда надо было ехать на финал в Ялту, я поняла, что у меня нет репертуара совсем. У меня нет писем выигрышных, с которыми я могу выиграть. А я не хотела ехать даже вот за вторым, за третьим местом, за каким угодно. Я не понимала, что важно – телевизионный конкурс, важно просто приехать.
Дмитрий Кириллов: Сама себя сняла с дистанции?
Нина Шацкая: Да, я не поехала.
Дмитрий Кириллов: Тогда жюри конкурса пришло в негодование: как это так? Девушку ждут в финале, а она разворачивается и уезжает в Италию. Видите ли, у нее гастроли: Московский мюзик-холл вылетает на Сицилию. Неужели Сицилия важнее конкурса?
Спустя годы Нина все-таки рискнет и войдет второй в ту же конкурсную воду, но уже совершенно в ином статусе – будучи дивой современного романса, получив любовь и признание публики.
Нина Шацкая: Вот я в этот момент понимала, что мне все равно, выиграю я или нет. Для меня это был очень важный момент, вот когда ты понимаешь, что ты самодостаточна, что вот эта зрелость наступила.
Дмитрий Кириллов: Большой проект на всю страну. Да, да, да.
Нина Шацкая: Что тут скрывать? То, как они снимают вот эти большие проекты – это любому артисту и школа, и удовольствие, это такая невероятная атмосфера общения с профессионалами; там блестящие музыканты.
Когда я пошла в «Голос» я на это время, уже будучи страстной путешественницей, у меня был оплачен тур в Гренландию. Яхта, перелет. Это крупная сумма, и мне ее не возвращало агентство.
Дмитрий Кириллов: Это ж в такую даль лететь! Конечно, стоит денег больших.
Нина Шацкая: Да. И я отказалась от этого тура, чтобы пройти слепые прослушивания в «Голосе».
Дмитрий Кириллов: Прощай, ледяной остров и здравствуй, жаркий «Голос». Жертва-то была не напрасна. Казалось бы, для молодежной аудитории проекта исполнительница городских романсов – словно Гренландия, такая же загадочная и неведомая. Но красавица Нина пошла на эксперимент: окунулась в мир новых жанров. И публике это понравилось.
Нина Шацкая: И конечно, я очень хотела. Вот просто я думала: «Ну как? В моей юности таких проектов не было. А почему нас лишают?» Это потом уже появился «60+». А то я подождала бы, когда бы мне 60 исполнилось.
Дмитрий Кириллов: Дорогу к успеху длинной в десятилетие: взлеты и падения, несбывшиеся мечты и пустые обещания. Нина привыкла рассчитывать только на свои силы и долгие годы шла по дороге жизни одна.
Но в один прекрасный момент появился тот человек, кто внес в сложившуюся картину мира голливудский оттенок, переписав свою историю жизни и жизнь Нины Шацкой, словно заправский киносценарист из Беверли-Хиллз. Им оказался главный редактор «МК» Павел Гусев.
Нина Шацкая: Все где-то предначертано. У нас очень много общих друзей, и мы никогда не пересекались. Вот это поразительно.
Дмитрий Кириллов: А где он вас увидел? Вы помните эту встречу?
Нина Шацкая: Ну конечно. А как же! Она знаковая. Это был юбилей у Алексея Пушкова, и я пришла позже. И место артистки Шацкой было уже занято. Алексей меня увидел и оглянулся, и пригласил за свой стол, потому что больше сесть уже было негде. И через какое-то время пришел Павел Николаевич.
Дмитрий Кириллов: Рядом сел?
Нина Шацкая: Напротив.
Дмитрий Кириллов: Так.
Нина Шацкая: И все. Мы друг на друга посмотрели. Потом я запела. У Павла Николаевича на тот момент было очень плохо на душе. И вдруг он так прослезился, и мы, ну, как-то так поболтали. Выяснилось, что мы любим самогон, предпочитаем из алкогольных напитков. Вот.
Дмитрий Кириллов: Натуральный самогон?
Нина Шацкая: Натуральный. Он сказал: «Ой, а я для себя, дома у меня есть, я делаю. Я: «Как интересно!»
Дмитрий Кириллов: Дашь попробовать?
Нина Шацкая: Да. А я сказала: «Вы знаете, а у меня... Вот вы же главный редактор, а я немножечко пишу, я книжку только что издала. Давайте мы обменяемся. Вы мне самогон, я вам книжку».
Дмитрий Кириллов: Теперь и самогон, и книжки находятся в одном доме, в одной семье. И эта любовь – подтверждение тому, что никогда не знаешь, какой сюрприз судьба может преподнести. Ведь поздняя любовь – это долгожданный подарок, которому нет цены.
Нина Шацкая: Муж мой на кухню не хочет никого пускать – он там сам царь. Я, когда попыталась первый раз что-то приготовить, очень строго на меня смотрел. Очень! Ничего не говорил. Поужинали. Время прошло. Думаю, «Ну ничего себе». Ну такой: «Ну хорошо готовишь, ладно».
Дмитрий Кириллов: Оценил.
Нина Шацкая: Он доверяет мне три блюда.
Дмитрий Кириллов: Только три?
Нина Шацкая: Да.
Дмитрий Кириллов: Каких?
Нина Шацкая: У меня есть уникальное блюдо, которое приглашают меня мои друзья готовить, и даже некоторые из них покупают кастрюльки ведерные, – это солянка мясная и рыбная.
Потом я, когда стала путешествовать, я из Индии привезла карри, чечевицу. Это я тоже люблю делать. Вот я 15-литровый бачок делаю, угощаю, когда такие делаю концерты для друзей. Еще у меня есть такое блюдо, которое мне тоже редко позволяют делать, мне доверяют борщ. Борщ у меня тоже хороший. Вот это три блюда, безусловно, мои. Еще я хорошо очень делаю – кислые щи варю. Но их мне пока еще ни разу не доверили за четыре года.
Дмитрий Кириллов: Ну, значит, все еще впереди.
Нина Шацкая: Да.
Дмитрий Кириллов: Нина дождалась своего зрителя, своих композиторов, своего успеха. Она дождалась своего личного счастья. Ведь не зря же родители в один голос ей говорили: «Ты у нас поздняя». А отец однажды сказал: «Только научись ждать и будь всегда готова побеждать». Так все и произошло.
Нина Шацкая: И он мне говорил: «Научись что-то сделать так, как никто не может. И к тебе придут и без денег тебя позовут». В принципе, так и произошло. Только пришлось прожить полжизни.
Дмитрий Кириллов: Прошло много лет.
Нина Шацкая: Вот. А про то, что надо дождаться своего часа, мне сказал Глеб Анатольевич Панфилов. Когда он увидел меня, это был праздник – мы праздновали Старый Новый Год в ресторане «Дети солнца» в Переделкино. И я там пела.
Нас познакомили. Он был с Инной Михайловной Чуриковой. И он спросил, знаю ли я романс (довольно редкий, его редко поют) «Уходит вечер». Оказалось, что я его знаю. Это такое редкое стечение обстоятельств. И он мне говорит, что у него родилась такая идея сюжета, эпизода, что он меня приглашает не просто за кадром спеть, а спеть в кадре.
И три дня я провела на съемочной площадке. Я не перестаю благодарить судьбу за эту встречу. Когда мы закончили съемки, он мне сказал, что: «Тебе надо научится терпеть и ждать. У тебя все будет! Тебе надо дождаться своего часа».
Дмитрий Кириллов: Вообще, сейчас наступает ваше время – время Нины Шацкой, время смыслов. И то, что вы несете зрителям, слушателям, им это очень дорого! Они это ценят. И пусть ваш голос долгие, долгие годы звучит на радость нам всем!
Нина Шацкая: Спасибо!