Юрий Энтин: Первые строчки я написал в шесть лет, я под ними и сейчас бы подписался. Но я никогда не думал, что буду поэтом, об этом не мечтал даже
https://otr-online.ru/programmy/moya-istoriya/yurii-entin-84364.html
Юрий Энтин: Стихотворение «Душа поэта» посвящается лауреату президентской премии, поэту-песеннику Юрию Сергеевичу Энтину.
Детские песни писал по заказу,
А вот сонета не создал ни разу.
«Юра, – сказал я себе, – напиши
В жизни хоть раз по заказу души».
Долго терзал я несчастную душу,
Я с нее тряс как по осени грушу
И наконец-то услышал заказ:
«Песню давай, чтобы полный атас!»
Дмитрий Кириллов: Ну что, Антошка, пойдем копать картошку? Или подождем Чунга-Чангу, возьмем его с собой и полетим вместе в светлое будущее на крылатых качелях? Вот только герои песен Юрия Энтина попросили бы взять с собой еще пару сотен новых друзей. Взрослые, очнитесь! Юрий Энтин не застрял в прошлом веке. Откройте свои сердца и уши, и вы услышите нового Энтина и его героев, которые ждут встречи с малышами XXI века.
Юрий Энтин: Мужем стал Иван царевне,
С той поры они семья.
И живут они в деревне,
В той же самой, что и я.
Дмитрий Кириллов: Юрий Сергеевич, я приветствую вас в программе «Моя история»! Вы – такой уникальный случай на Земле, когда человек каждый день, каждый час что-то придумывает, сочиняет новое и не живет старым.
Юрий Энтин: И сочиняю новые, новые и новые произведения. Причем если раньше было так, что я написал, допустим, песни к кинофильму, потом я должен два-три месяца отдохнуть, выдохся, набираю силы, что-то читаю, хожу. И все считали меня лентяем, и я сам тоже считал, что я лентяй.
Дмитрий Кириллов: Если вспомнить самые любимые и популярные детские песни, то создается впечатление, что все, что мы слышим, – это творения Юрия Энтина. А писали же детям и другие прекрасные поэты. Вот только энтиновские строчки какие-то особо запоминающиеся, что ли: услышишь раз – и остаются в памяти на всю жизнь.
1968 год, по Тверскому бульвару шел веселый, обаятельный, худощавый молодой человек с шикарной кучерявой копной волос на голове. Во всем его солнечном облике прослеживался легкий творческий беспорядок, взгляд был задумчив и устремлен в небо, и потому каждому прохожему становилось понятно, что по земле шагает не просто прохожий, а самый что ни на есть поэт.
Тогда 33-летнему Юрию Энтину, писавшему стихи в основном в стол, и в голову не могло прийти, что пройдет совсем немного времени и он, модный редактор самой крутой в стране фирмы «Мелодия», бросит жирную, мегапрестижную, высокооплачиваемую работу и превратится в детского поэта-песенника без гроша в кармане.
А виной тому стал газетный заголовок, случайно попавшийся в тот день на глаза нашему герою на бульварном стенде. Название статьи «Почему дети поют взрослые песни?» вызвало у Энтина бурю эмоций. «Непорядок», – подумал Энтин и стал самым известным поэтом-песенником, подарившем миллионам мальчишек и девчонок счастливое детство.
У вас когда началась эта «болезнь», которая называется, да, вот рифма пришла, а потом вторая пришла?
Юрий Энтин: Нет, болезни у меня практически, как ни странно, не было. Это было все как-то странно... То есть я первый стих написал в 6 лет, под которым, может быть, даже и подписался бы сейчас, что вот это Юрий Энтин. Но я как-то к этому не относился серьезно, никогда не считал, что я буду поэтом. Более того, я и не мечтал даже.
Дмитрий Кириллов: А мечтал Юра стать министром иностранных дел, не меньше. Он разинув рот слушал взрослые разговоры и уже в 1-м классе читал политические статьи во взрослых газетах и легко обыгрывал старшеклассников в шахматы и шашки. И вот когда один проигравший мальчишка решил отомстить победителю и выбросил Юрины шашки в люк, Юра тут же сочинил первый в своей жизни каламбур: «Безобразник и злюка, достань шашки из люка!»
Рифма приходит к Энтину вместе с дыханием, абсолютно естественно. Ну кто еще свою историю жизни смог рассказать за две минуты в стихах? Только Энтин.
Юрий Энтин: Сообщаю сразу взрослым и ребятам,
Что на свет я появился в 35-м
В коммуналке, на окраине столичной,
На забытой богом улице Кирпичной.
В детстве был я не смиренным богомольцем,
А веселым пионером, комсомольцем.
Подражая громогласному поэту,
Выпускал я боевую стенгазету.
«Не потрачусь я на Милку,
Просто так с ней похожу:
В комсомольскую копилку
Лучше деньги положу», –
Так писал я в выпускном 10-м классе,
Личный показав пример народной массе.
Детство кончилось, и юность наступила.
Мне родители сказали: «Знанья – сила!»
В институте я, друзья, узнал о многом,
Став историком и школьным педагогом.
Но история, я вдруг сумел понять,
Есть политика, повернутая вспять.
Понял я, что занимаюсь не наукой,
И тогда преподаванье стало мукой.
Вот однажды, просмотрев вакансий рынок,
Для детей я стал редактором пластинок.
Я работал на фирме «Мелодия» заведующим детской редакцией, главным редактором. И я был принят на такую должность благодаря Геннадию Гладкову и нашим первым работам.
Дмитрий Кириллов: Однажды будущий композитор Геннадий Гладков оказался в массовке в Политехническом институте, где шли съемки кинофильма с участием известных на всю страну поэтов: Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского, Евтушенко. Поэты, кумиры миллионов, читали свои стихи, а Гладков затаив дыхание их слушал. Не знал тогда Геннадий, что нагнал столько народу в зал для съемок комсомолец Энтин.
Юрий Энтин: Я работал освобожденным секретарем комсомольской организации Министерства трудовых резервов. И ко мне обратились, сказали, что в Политехническом музее будет проходить вечер самых популярных поэтов и нужно, чтобы я привел, ну, человек сто-двести комсомольцев, чтобы они сидели...
Дмитрий Кириллов: Массовка.
Юрий Энтин: Массовка. И будет идти это шесть дней подряд. А оказалось, Марлен Хуциев снимает фильм «Застава Ильича».
Дмитрий Кириллов: На сцене – поэты, в зале – комсомольцы. Неожиданно появляется Юра Энтин и читает пародии на тех, кто выступает. Хулиганство вроде откровенное, но уж очень талантливое. Вот, к примеру, что узнал о себе Андрей Вознесенский, услышав пародию Энтина «Обалденная баллада».
Юрий Энтин: И конечно, произошла сенсация. Во-первых, зал обалдел. Во-вторых, я как-то очень это раскованно делал. Вознесенский подошел ко мне, говорит: «Я сейчас в букинистическом магазине купил книжку Пастернака под названием «Поверх барьеров», дарю ее вам». Написал: «Без Пастернака не было бы меня» и потом «Юре за его героическое нападение на меня».
А Евтушенко сказал: «Купил жене арбуз, но отдаю вам». Я говорю: «Распишитесь на арбузе». В общем, он действительно дал мне арбуз, так что я ушел с книжкой и арбузом. Но арбуз мы съели.
Дмитрий Кириллов: Арбуз исчез в тот же день, а вот дружба с Геннадием Гладковым оказалась длиной в целую жизнь.
Юрий Энтин: Один из комсомольцев подошел ко мне и сказал: «Я в химическом техникуме работал под начальством мастера Геннадия Гладкова. Теперь у него случилась экзема страшная, ему запретили, и он решил стать композитором и мечтает найти себе поэта, с которым работать. Не хотите пойти?»
Ну я и пошел к Гладкову. И как-то мы вот с первых секунд, как-то мы познакомились, и, по-моему, чуть ли не с первого дня он мне предложил написать сюиту. И мы с ним стали работать. Но потом ему написал такие стихи на книжке, эти сюиты были изданы даже:
Мы пока не знамениты,
Общей связаны судьбой.
Пишем детские сюиты,
«Сюитимся» мы с тобой!
Дмитрий Кириллов: Как покажет жизнь, «сюитились» Энтин с Гладковым не зря: пройдет совсем немного времени, и этот союз творческий станет известен на весь Союз Советский.
Ну а пока главный редактор Энтин прослушивает сотни песен разных авторов и ищет бриллиантовые шлягеры.
Юрий Энтин: Поначалу этот труд был интересен –
В день прослушать надо много разных песен.
Много милых песен для детишек
Про собачек, птичек, кошечек и мишек,
Про зайчишек и капустку в огороде
И, конечно, об Ульянове Володе.
Дмитрий Кириллов: И однажды на пороге «Мелодии» появился Володя. Правда, не Ульянов, а Шаинский. И что, это разве повод, чтобы не пускать человека в редакцию? Почему это бедно одетого музыканта Шаинского так невзлюбили редакторы, понять было невозможно.
Юрий Энтин: Забежала дама одна и говорит: «Здесь один человек такой чудной пришел, в сандалиях таких на босу ногу. Надо его как-то прогнать». Я подошел, я говорю: «Кто вы? Представьтесь». Он говорит: «Я композитор, сочиняю серьезную музыку». Он стал мне рассказывать, что вот он окончил консерваторию в Баку, закончил с отличием, и что он ученик Кары Караева, который был учеником Шостаковича любимым, «поэтому я – внук Шостаковича».
А я ему говорю: «Мне кажется, что вы должны писать детские песни, я детский редактор, потому что, – я говорю, – вы для меня похожи все-таки на ребенка». Он говорит: «Да я бы с удовольствием написал! Если бы у меня были стихи, так я могу написать сейчас». – «Рояль?» – «Да мне рояль не нужен». А я ему говорю: «У меня есть стишок». У меня была такая заготовка к этому, я это написал при нем. Я говорю: «Вы можете сейчас написать?» Он сидел-сидел-сидел... Говорит: «Все готово». И прямо на столе стал: «Антошка, Антошка, пошли копать картошку! Антошка, Антошка, пошли копать картошку!»
Я его схватил за руку и повел на следующий день в детскую редакцию, где мои сюиты, они там прославились с Гладковым, меня там уважали, любили. Но они попросили его выйти: «Юра, если вы придете еще с этим идиотом, больше к нам никогда не приходите». И я с тех пор и не был, последние 60 лет, в детской редакции.
Дмитрий Кириллов: Но была у Юрия Энтина еще одна причина распрощаться с редакторской работой: на студии «Союзмультфильм» Геннадию Гладкову и Юрию Энтину предложили написать музыкальную сказку. Известный режиссер-мультипликатор Инесса Ковалевская мечтала запустить в производство мультфильм, состоящий из одних только песен, да еще песни должны быть какие-то необыкновенные. Гладков и Энтин решили, что в таком новом деле третий не помешает, взяли соавтором в компанию старинного друга Василия Ливанова – лучшего генератора сценарных поворотов – и принялись за дело.
Юрий Энтин: Я при этом как-то сразу написал «Мы раз-бо-бо-ой-ой-ники, разбойники-разбойники!» и пришел похвастаться Ливанову: «Знаешь, а я вот теперь «Бременские музыканты» пишу». Он говорит: «А какой у тебя сюжет?» Я говорю: «Ну как какой? Там вот...» – рассказал ему этот сюжет. Он говорит: «Ты что, идиот, что ли? Тут нужно, чтобы был трубадур». А я говорю: «А как же они... ?» Но тот поступил, неприличное выражение, по телевизору запрещают сейчас...
Дмитрий Кириллов: Это он братьев Гримм послал?
Юрий Энтин: Да, братьев Гримм. Ну а потом мы позвонили Гладкову, говорим: «Гена, мы придумали вот такое, приходи, мы тебе расскажем уже сюжет». А он говорит: «Ерунда это, а не сюжет, если нет любви. Там животные будут петь одни песни свои – а где любовь? Без этого не может быть». Ну и принцесса возникла.
Дмитрий Кириллов: Принцесса появилась не только в сказке, но еще и в жизни поэта. Она пришла работать в ту же детскую редакцию фирмы «Мелодия». Сидела, правда, не на троне, а в том же кабинете, что и Юрий Сергеевич, и глаз от этой девушки Энтин оторвать не мог. Стрела Амура пронзила сердце поэта. А тут еще тех сельхоздеятелей, сотрудников «Мелодии», послали на картошку, а ведь на картошке у костра можно было попробовать дотронуться до руки принцессы. Энтин дотронулся... и больше не отпустил.
Некоторые товарищи в шутку говорили про Юру: «Он слишком женат на Марине». Да, любовь – не картошка. Вот так уже 55 лет каждый день Марина и Юра благодарят Бога, что они есть друг у друга.
Юрий Энтин: Дарить французские духи – удел мещан убогих.
Я подарю тебе стихи, чем выделюсь из многих!
Я не какой-то инженер и не артист несчастный:
Поэт – он может, например, струить эфир неясный!
И я струю его, струю, бежит за строчкой строчка,
Дарю тебе любовь мою – бери ее и точка!
Дмитрий Кириллов: Марина стала свидетелем, как Энтин писал заявление об увольнении с работы. Она еще и повторила за Юрой этот сумасшедший поступок.
Юрий Энтин: И звонок раздается, это Гена Гладков, и он запел: «Ничего на свете лучше нету...», просто в телефонной трубке появилось: «Ничего на свете лучше нету...»
Дмитрий Кириллов: Марина – единственная, кто поверил тогда, что у Юры все получится и он обязательно станет знаменитым поэтом, будет дарить ей посреди зимы корзины фруктов, делать за месяц собственными руками капитальный ремонт в доме и вообще будет ежедневно удивлять и радовать ее всю жизнь.
А пока денег нет, и Юра написал в школьной тетрадке заголовок «Социалистическое обязательство», где было написано, что Юрий Энтин не допустит, чтобы Марина Энтина в чем-то нуждалась, и клятву свою он сдержал.
Дмитрий Кириллов: Успех «Бременских музыкантов» был невероятный: в кинотеатры попасть было невозможно, билетов не было даже у спекулянтов. Народ ждал, что выйдет пластинка с песнями из полюбившегося мультфильма, но пластинка почему-то не выходила...
Юрий Энтин: Не выходила она потому, что у меня была строчка «Нам дворцов заманчивые своды Не заменят никогда свободы», а это действительно, можно сказать, тогда только построили Дворец Съездов, поэтому это как-то показалось... Кто-то нашел, что это опасно... А вторая строчка: «Величество должны мы уберечь От всяческих ему ненужных встреч».
Даже не могу удержаться, расскажу такой случай. Однажды к моей жене пришла подруга познакомить ее с мужем. Я эту подругу очень не любил, потому что она учительница, она преподавала рядом с нашим домом, и она приходила и выпивала стакан водки после занятий, в общем...
Дмитрий Кириллов: Стресс снимала.
Юрий Энтин: Я эту учительницу очень не любил, боялся, что она разлагает мою молодую жену.
А тут она позвонила, говорит: «Я вышла замуж, хочу прийти познакомить с мужем». Я Марине говорю: «Скажи, что мы в театр идем, уходим, все». Она говорит: «Мы сейчас уходим в театр...» А в это время звонок в дверь, открывается дверь, а мы в халатах, никуда мы уже не уходим в театр...
Дмитрий Кириллов: Накрыли вас.
Юрий Энтин: Стоит муж с бутылкой в руках...
Дмитрий Кириллов: Ну кто бы мог подумать, что у соседки появится муж, и не простой, а очень даже не простой – полковник КГБ, руководитель охраны Леонида Ильича Брежнева.
Юрий Энтин: Я его сразу спросил: «А вы поете Брежневу «Величество должны...»?» Он говорит: «Обязательно! Он, – говорит, – хохочет и требует спеть!» Я это рассказал руководителям, говорю: «Видите, вы идете против Брежнева, вот ему это нравится». Ну и пластинка вышла в результате.
Дмитрий Кириллов: И пластинка вышла, и продолжение истории Бременских музыкантов появилось.
Юрий Энтин стал нарасхват у композиторов. Один знаменитый знакомый поспорил с ним: «Слабо тебе написать хит для взрослой аудитории?» А Энтин сел за стол и написал одну из самых проникновенных песен о любви.
Пришла всенародная слава. Например, в Узбекистане его буквально народ носил на руках в благодарность за песню, ставшую символом жизни посреди выжженной пустыни.
Но Энтину как-то удалось избежать зависимости от шоу-бизнеса. Он видел себя прежде всего детским поэтом и потому всегда возвращался к ним. Писать для детей было просто и легко, или всем так казалось... Ведь иногда Юрий Сергеевич неделями сидел перед письменным столом и в голову не приходило ни одной светлой рифмы.
Так было, к примеру, когда Энтин работал совместно с композитором Алексеем Рыбниковым над созданием песен для фильма «Приключения Буратино». Рыбников ждал, когда же Энтин хоть что-нибудь напишет, а тот все тянул и внятно не отвечал на вопрос «Юра, где стихи?».
Юрий Энтин: Он звонил по два-три раза в день...
Дмитрий Кириллов: Ничего не происходило.
Юрий Энтин: Я говорил: «Я работаю, я...» Вот просто какой-то ступор нашел. Я сказал: «Я написал, приезжай». Я знал, что до Рузы доехать 2 часа приблизительно; пока он соберется, 3 часа, за это время я напишу. Сел – совсем полный ступор. И дальше он приезжает, и я ему говорю: «Прости, но я наврал, у меня ничего не получается».
Дмитрий Кириллов: Я представляю, какое у него было лицо.
Юрий Энтин: Да. Он пришел и говорит: «Знаешь, у меня вообще есть буратинная мелодия». Я говорю: «А сыграй мне». И он стал играть. А я говорю: «Я уже написал стихи». Он говорит: «Как?» А я говорю: «Бу!» Ну, он обалдел совершенно, говорит: «Это гениально вообще!» Мы уже чувствовали, что мы победители, и побежали в ресторан...
Дмитрий Кириллов: ...обмывать Буратино.
Юрий Энтин: ...обмывать песню «Буратино».
Дмитрий Кириллов: Энтин остался верен себе: писать детям и только детям. А исполняют песни для детей великие взрослые, с ними гораздо сложнее. Так Рина Зеленая выбросила целый куплет из песни про Тортиллу: видите ли, петь ей про старость не в радость. А Папанов, наоборот, добавлял того, чего нет у Энтина в тексте, и это сильно разозлило автора, ведь Энтину видней, каким должен быть Водяной. Чтобы сочинить песню, Юрий Сергеевич даже закрылся в ванной, налил воды, поставил табуретку и сидел писал в воде.
Дмитрий Кириллов: И блистательное хулиганство – опера, написанная Максимом Дунаевским на поэтическое либретто Энтина? Это же бриллиант отечественной мультипликации! Ничего подобного больше никто и не создал.
В жизни Юрия Энтина было много счастливых встреч: Гладков, Шаинский, Минков, Крылатов, Дунаевский, Рыбников, Тухманов... Творческая судьба Юрия Сергеевича неразрывно связана с именами этих композиторов. Они стали не просто соавторами, а близкими друзьями, единомышленниками.
Так, встреча с Евгением Крылатовым открыла Юрию Энтину дорогу в мир кино. Первую совместно сочиненную песню для Андрея Миронова народ тут же подхватил и дружно запел. Миронов в роли Маркиза в кинофильме «Достояние республики» был прекрасен. Руководство «Мосфильма» довольно, дебют Энтина на «Мосфильме» оказался удачным. А дальше Крылатов с Энтиным поскакали на лесном олене в прекрасное далеко.
Евгений Крылатов оказался невероятным лириком, человеком тонким, глубоким, духовным. В 1976 году он написал музыку к кинофильму «Русалочка» и был очень огорчен, что картина оказалась невостребованной, прошла как-то незаметно, а ведь музыка осталась, и Крылатову хотелось донести ее людям. Основной лейтмотив «Русалочки» Евгений Павлович очень любил, и он мечтал, что именно Юрий Энтин положит на его музыку свои стихи и на свет появится новый музыкальный спектакль. Он мечтал об этом до последних дней своей жизни.
Юрий Энтин: Мне позвонил Крылатов и говорит: «Юра, я нашел человека, который взялся поставить «Русалочку». Пожалуйста, напиши, я тебя умоляю». И он действительно около 10 лет мне звонил, у него была просто мечта, он был болен этим. Хотел со мной писать именно. Ну и я написал сценарий, но боялся ему сказать, потому что он эксцентричный очень, потому что все до одной сказки, они разные совершенно, на разные темы, но они обязательно все заканчиваются хорошо у меня, это принципиально. Вот «Русалочка». И вам прочитаю пролог:
Ночью однажды нырнул в океан
Сказочник Андерсен Ганс Христиан.
Не захлебнулся он и не погиб –
Разговорить он умел даже рыб!
Рыбы ему рассказали секрет,
Как был Русалкой придуман балет.
Ганс возвратился домой, в Копенгаген,
Этот сюжет изложил на бумаге.
Все, что написано автором в драме,
Я расскажу вам своими словами.
Дмитрий Кириллов: С финальными строчками «Русалочки», сочиненной Юрием Энтиным, оборвалась жизнь Евгения Крылатова. Друга не стало, а его творчество продолжает жить.
Он же был глубоко верующим человеком, да, Евгений Павлович?
Юрий Энтин: Для меня христианство воплощалось вот в нем как-то.
Я вам расскажу такую историю. К моему огромному удивлению, я считал, что композиторы всегда богаче, чем поэты, и вдруг он ко мне обратился: «Юра, мне очень нужна тысяча долларов, дай мне, пожалуйста, если можешь, одолжи». Я ему отдал, не спрашивая зачем, но потом через какое-то время я спросил: «А зачем тебе эти деньги?» Он сказал: «Мне очень хотелось внести на строительство храма». В этом смысле мы с ним и близки были, потому что я атеист вроде бы, но, с другой стороны...
Дмитрий Кириллов: Атеист, который заботится, какими души детей будут.
Юрий Энтин: Да.
Дмитрий Кириллов: Если посчитать количество произведений Юрия Энтина, коленкой утрамбованных в трехтомник, то добрая треть их – это результат совместного труда с близким другом Давидом Тухмановым. Тухманов – композитор-кумир, он стал культовой фигурой сразу для нескольких поколений: и тех, кто фанател под модные аккорды, запиливая винил «По волне моей памяти», и тех, кто вернулся с Победой в 1945-м.
Тухманов, открывший советскому слушателю новый музыкальный мир, стал в лихие 1990-е настоящим затворником. Уйдя в духовную эмиграцию, он с ужасом наблюдал за происходящим. И Энтин решил срочно занять друга работой. Вытащив Тухманова из Кельна в Москву, Энтин буквально заразил маэстро детскими проектами. На телевидении зазвучали детские песни Давида Тухманова и Юрия Энтина, а в процессе работы у Давида Федоровича открылся еще и большой актерский талант.
Тухманов и Энтин с головой уходят в творчество. На свет появляются невероятные песни для самых маленьких. А дальше – больше. Лучшие актеры страны – Людмила Гурченко, Николай Караченцов, Алексей Петренко, Любовь Полищук, Ирина Муравьева – в восторге от новых песен. Художник Леонид Воронцов, сын Марины, воспитанный Юрием Сергеевичем, включается в этот увлекательный процесс создания тухмановско-энтиновских шедевров, и работа еще сильнее закипела.
Рождается проект «Игра в классики». Новое звучание известных произведений классической музыки в авторской обработке Давида Тухманова, а Юрий Энтин пишет к ним стихи. Это же самый короткий путь увлечь юных слушателей академической музыкой! Чем не государственный проект по воспитанию молодежи? И после концерта чиновники кричали «браво!», пообещали помочь и... разъехались по ресторанам, забыв обо всем.
И тогда Юрий Сергеевич совершает невозможное: в 80 лет он становится блогером.
Юрий Энтин: Я – Юрий Сергеевич Энтин, детский поэт-песенник.
Что такое наш портал?
Детских песен карнавал!
Детских песен знаменитых,
Новых и полузабытых.
В общем, взрослые и дети,
Будем вместе в интернете!
Волк и семеро козлят –
Сказочка на новый лад!
Впрочем, сказочки начало
Вышло старомодное:
Вот и песня зазвучала
Ну почти народная.
Ах, болото – будто заграница!
Поглядишь: кругом чужие лица.
А своих она и не видала,
Потому Дюймовочка страдала.
Дмитрий Кириллов: Век новых технологий создал «Театр КультЮры» и дарит современным детям новые сказки и фильмы, придумывает веселые спектакли, создает музыкальные клипы и каждую неделю выкладывает в Сеть свежие стихи и песни.
Юрий Энтин: Окончены репетиции,
Расставлены декорации,
И скажем вам без амбиции:
Надеемся на овации!
Ах, какие яркие фигуры
В сказочном театре
«Дом КультЮры»!
«Дом КультЮры»!
Дмитрий Кириллов: Энтин не сдается, он работает активнее, чем полвека назад, а все потому, что верит: и один в поле воин. И в этой войне за счастливые детские глаза, за чистые души и сердца такие подвижники, как Юрий Энтин, обязательно выходят победителями.
Энтина будут еще в школах преподавать! Дети будут в школах изучать Энтина! Это будет, потому что по-другому не может быть никак. Вы этими простыми словами достучались до каждого ребенка, и дети XXI века вас тоже слышат.
Юрий Энтин: Спасибо! Это, конечно, потрясающие ваши слова, мне они очень приятны. Я, правда, конечно, не очень верю, что это случится при моей жизни, но, может быть, и случится. Если бы ваши слова хотя бы сбылись частично, конечно, я бы считал, что жизнь прожита моя не зря.
Дмитрий Кириллов: Поэзия Энтина – это лучшее пособие, как сохранить во взрослом человеке ребенка и как воспитать в каждом маленьком ребенке настоящего большого человека, способного любить и чувствовать чужую боль.
Юрий Энтин: Недавно мне жена говорит: «Ты вот идешь на эту передачу к Кириллову – ты вот зачем идешь? Ты понимаешь смысл ее?» Надо было сказать слова Тютчева: «Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется». Мне очень хотелось как-то именно с вами сделать интервью, потому что вы всегда изучаете главное.
Дорогой Кириллов Дима!
Нам дружить необходимо!