Цифровизация медицины
https://otr-online.ru/programmy/na-prieme-u-glavnogo-vracha/cifrovizaciya-mediciny-94191.html
Голос за кадром: Сегодня в программе: как медицинские папирусы Древнего Египта превратились в облачные хранилища данных? Каким был путь от интуиции шаманов до точных прогнозов искусственного интеллекта? В рубрике «История болезни» расскажем о том, как виртуальная реальность возвращает пациентам после инсульта двигательную активность и возможность вернуться к привычной жизни. Куда приведет нас следующий виток цифровой революции в медицине?
История медицины – это путь от веры в духов к точным цифровым технологиям, от шаманских ритуалов у костра до сложных компьютерных алгоритмов, способных анализировать снимки с высочайшей точностью.
В глубокой древности медицина была искусством, основанным на интуиции и знаниях, которые передавались из поколения в поколение. Уже тогда человеческий разум начал искать пути систематизации. Например, в Древнем Египте медицинские папирусы стали первыми подобиями современных медицинских карт: в них хранились рецепты лекарств и описание симптомов болезней. Так стремление собирать и упорядочивать информацию о заболеваниях стало основой медицины.
Эпоху магии и мистики сменила эра анатомии и механики. Тело человека перестало быть загадкой, но возможности врачей долгое время оставались ограниченными: они могли полагаться только на свои органы чувств. Все изменилось с изобретением стетоскопа и микроскопа. Эти приборы стали искусственными ушами и глазами врача, позволив услышать сердцебиение и увидеть микромир.
Следующий прорыв, хоть и был рожден физикой, невольно заложил фундамент для будущей цифровой эры. Открытие рентгеновских лучей дало возможность заглянуть внутрь живого человека без скальпеля. Это положило начало медицинской визуализации и подтвердило важнейший принцип: информация о болезни скрыта в данных, которые нужно правильно собирать и анализировать.
Во второй половине XX века компьютеры коренным образом изменили медицину: данные стали переводить в цифровой формат, бумажные ленты с кардиограммами превратились в наборы чисел, которые можно было анализировать на компьютере. Настоящей революцией стало появление компьютерной томографии в 1970 годах. Аппарат КТ делал множество рентгеновских снимков под разными углами, а компьютер объединял их в одно трехмерное изображение. Впервые в истории техническое устройство не просто помогало врачу, оно самостоятельно создавало изображение для диагностики.
Полноценный масштаб цифровизации проявился с распространением Интернета. Медицинские карты переехали из бумажных папок в защищенные облачные хранилища. Теперь историю болезни можно было открыть из любой точки мира за несколько секунд. Но важнее то, что эти данные перестали быть просто архивом, они стали топливом для искусственного интеллекта, который учился на этой информации и помогал в диагностике.
Сегодня технологии не просто собирают информацию, но и помогают врачам мыслить. Умные системы анализируют тысячи медицинских случаев и предлагают варианты диагнозов и лечения, снижая риск ошибок. Искусственный интеллект изучает снимки с нечеловеческой точностью, находя опухоли и повреждения, невидимые глазу. Умные часы снимают ЭКГ, а приложение советует, когда обратиться к врачу. Таким образом, забота о здоровье становится постоянным процессом.
Большие данные Big Data научились предсказывать будущее, например, вспышку гриппа в городе по росту поисковых запросов о температуре, или риск диабета у человека за годы до первых симптомов. А на передовой медицины сегодня работают роботы-хирурги: механическая рука не дрожит и не устает, а хирург управляет ею с ювелирной точностью. 3D-принтеры печатают индивидуальные импланты и протезы, идеально подходящие пациенту.
Цифровизация медицины – это переход от лечения усредненного пациента к персонализированному подходу, где учитываются уникальные особенности каждого человека. И это лишь начало новой главы в истории медицины, где данные спасают жизни, а технологии дают надежду.
Сегодня за круглым столом соберутся: Наталья Шиндряева – главный врач городской поликлиники № 2 Департамента здравоохранения Москвы. Наталья Николаевна расскажет, где пациенты сталкиваются с цифровой медициной, иногда даже не осознавая это.
Валерия Кузоватова – директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета. Валерия Викторовна объяснит, что такое цифровой паспорт здоровья, для чего он необходим и что в него входит.
Юрий Васильев – главный врач Научно-практического клинического Центра диагностики и телемедицинских технологий Депздрава Москвы. Юрий Александрович даст прогноз, какую роль телемедицина будет занимать в системе здравоохранения в будущем.
Наши эксперты обсудят, как умные алгоритмы уже меняют диагностику и профилактику, и какую роль медицина отводит искусственному интеллекту.
КОНСИЛИУМ
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Медицина трансформируется, и то, что недавно казалось совершенно фантастическим, стало реальностью. Прием врача начинается кликом мышки дома, а искусственный интеллект анализирует данные. Гаджеты передают какие-то результаты анализов, меряют давление, общаются с врачами. И это все уже сегодня. И это все уже реально.
Цифровая медицина. Мы все время говорим об этом. И давайте поговорим сегодня об этом с нашими уважаемыми экспертами и телезрителями. Потому что, наверное, нужно пояснить: где мы сейчас находимся в этом цифровом контуре? О чем эта история? И что будет дальше? Наверное, потому, что это всем как минимум интересно.
Давайте начнем с того, что такое цифровая медицина. Сложный вопрос. Цифровая медицина – что это такое? Это лечебный процесс цифровой или пока только технологии? Юрий Александрович, как вы считаете?
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Если рассматривать как организационный процесс, то это помощь нам всем не делать что-то, что мы не хотим делать, если честно. И автоматизируем нашу работу.
Для пациента, если говорить про цифровую медицину, это доступность в первую очередь. Надо тут понимать, что количество людей и врачей больше не становится в экспоненциальной последовательности, что называется. А доступность медицины должна быть у каждого. И цифровая медицина – это возможность ее получить в любом месте нашей необъятной Родины в том числе.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Управление потоками, так скажем, и управленческие компетенции, понятно, что цифра развивает в любых сферах народного хозяйства. А мы тоже отрасль народного хозяйства, и очень немаловажная. Но что еще? Ведь сейчас огромное количество направлений, которые мы с вами и развиваем, и сами находимся внутри этих процессов, касаются цифры. И это не только управленческие технологии, это уже и применение непосредственных этих решений в клиническую практику.
Вот Наталья Николаевна много лет руководит крупной поликлинической сетью. Вот где сегодня поликлиника в цифре? Или где цифра в поликлинике?
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Мы погружены в цифру. И вы правильно сказали.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Везде?
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Да, везде. И мне кажется, цифровые технологии – они большую роль сыграли в том числе и для пациентов. Для врачей – мы много всегда говорим. Но для пациентов точно это плюс. Почему? Потому что пациент благодаря этим нашим всем нововведениям, а то, что сейчас это уже не нововведением стало, а обыденной жизнью: электронная медицинская карта, погружение всех сервисов в электронную медицинскую карту, вовлечение пациентов в лечебный процесс – это то, что мы с вами все хотим, врачи. Мы хотим приверженности пациента к лечению.
И когда он видит, что он сходил на маммографию, сходил на КТ, и его и снимки, и результаты отобразились в электронной карте. Он видит это заключение. Он тоже так же может читать все назначения врача. Не где-то там понять: как? А доктор сформировал рецепт. У него есть рецепт и понимание. Это невероятно важно для пациента. Я уже про то, что запись на прием к врачу – это уже настолько вошло в жизнь. Точно так же, как анализы, результаты анализов.
Как главный врач я точно забыла, что ко мне приходят: «Где потерянные результаты?» Никто уже не теряет. Эти все результаты, наоборот, в электронной медицинской карте. Другое дело, что пациенты так вовлечены, что они приходят с тем, что: «Почему мне вот в карте недостаточно корректно описали мои жалобы?» Вот сейчас такое есть.
И действительно, когда пациент имеет возможность подгрузить свои данные пульса, артериального давления, сахара – это такой диалог с врачом. Потому что, придя на прием к врачу, врач открывает. Пациент и врач видят результаты мониторинга этого же сахара крови, этого же артериального давления (а все-таки у нас смертность от сердечно-сосудистой патологии, с которой боремся-боремся) и то, что мы хотим видеть в этой...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Обязательно победим.
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Обязательно. Да, победим. Поэтому цифра у нас, она очень вошла в нашу жизнь. Это все ускоряет и делает вот эту помощь медицинскую нашу более доступной.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Юрий Александрович?
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Да. Один из примеров – это через колонку внесение своих данных в свою медицинскую карту. Это же невероятно гениальный процесс: когда не нужно идти ни к кому, не нужно никому звонить. Можно просто назвать имя этой колонки и сказать: «Внеси мои данные мне в карту». И все. И забыть о том, что я там что-то себе записывал когда-то. Это же абсолютно гениально!
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Юрий Александрович, не все так далеко продвинулись, как вы, в понимании цифровых возможностей. Еще вполне живо и дееспособно поколение, которое родилось в эру отсутствия цифровых технологий. Это еще люди не очень старые. И поэтому, конечно, вот эта трансформация, мне кажется, она важна, нужна. Но люди должны понимать: зачем мы это делаем и где тут плюсы? В том числе для пациентского сообщества и просто для здоровых людей.
Начнем, наверное, вот с этого цифрового контура, в который мы постепенно вовлекаемся. Конечно, бумажная история болезни (которая существовала, да еще и в разных учреждениях, разная – терялась, пропадала, затапливалась, горела и, в общем, много чего происходило с этими носителями данных о пациенте) сейчас по всей стране трансформируется в единый правовой контур. Что это такое? Как это отработано сейчас? Валерия Викторовна, к вам вопрос.
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Вообще, сейчас действительно все медицинские организации всех регионов подсоединены к так называемой ЕГИСЗ. Это Единая государственная информационная система в здравоохранении.
Голос за кадром: Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения – это как единая медицинская карта для всей страны, доступная онлайн. Это общая цифровая платформа, куда стекается информация из всех организаций, имеющих медицинскую лицензию.
Система создана для того, чтобы врачи быстро видели полную картину здоровья пациента, а людям не приходилось носить с собой кипу бумажных справок и результатов анализов.
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Соответственно, оцифрованы все электронные медицинские карты, подключены практически, мне кажется, все региональные медицинские организации. И действительно, мы уходим от той ситуации, когда бумажная история болезни могла потеряться в регистратуре, не была доступна при перемещении пациента между учреждениями в рамках одного города и между регионами.
Теперь мы можем говорить о том, что, попадая на прием к врачу, у врача перед глазами так называемый цифровой профиль пациента со всеми его анализами, снимками. И таким образом он может, скажем так, выстроить маршрут этого пациента. Как навигатор: когда он не только одну улицу видит, но и карту всего города. Поэтому это крайне важно.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Просто представьте себе, что вы, меняя место жительства, можете предъявить все о своем здоровье в любом месте нашей страны. Это же прекрасно! Иметь с собой информацию всегда в доступе.
Ну, так получилось, что есть люди, которые переезжают жить в другие регионы. И имея возможность показать свою электронную медицинскую карту в другом регионе, это же как предъявить паспорт примерно. Где есть все о пациенте: есть все, чем он болел, какие препараты он принимал.
Это сильно упростит даже получение тех же самых препаратов, которые, в общем-то... Тех же самых льготных препаратов, чтобы не проходить заново те самые комиссии, обсуждения. «Вот. У меня все есть». Коллеги вынесли. Потому что сегодня это позволяет отвязать вашу карту от конкретного учреждения, а привязать ее к себе лично.
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Да. Я бы еще дополнила то, что сказал Юрий Александрович. Уже сейчас действительно, насколько я знаю, там 11 различных медицинских документов для каждого пациента на портале Госуслуг доступно. Но в будущем, если мы будем пополнять это генетическими исследованиями, данными дистанционного мониторинга, это действительно сможет очень сильно персонализировать траекторию каждого пациента.
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Но не только смена места жительства. У нас граждане ездят отдыхать. Вот человек поехал отдыхать. Ухудшилось состояние здоровья. Он открывает, показывает: что он принимает, какая динамика была, не была. И нашим врачам будет проще ему правильно оказать медицинскую помощь.
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Другое дело, что, конечно, любые цифровые технологии, как говорит Наталья Касперская, – «это электричество и Интернет». Поэтому мы должны учитывать вот эти аспекты кибербезопасности с учетом того, что это государственная система. И все-таки иметь всегда дубликаты и запасной аэродром.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Вот вопросы безопасности. И тут же возникает вопрос доверия, риска. И ощущение, что к этим данным, особенно в последнее время у нас совсем изменилась жизнь, и мошенники стали не уличными, а существующими в каком-то виртуальном пространстве и наносящими очень существенный вред. Вот как здесь быть? Наталья Николаевна, как вы считаете, пациенты доверяют этому пространству себя сегодня? Или все-таки нам нужно еще доказывать, что это безопасный контент?
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: То, что нужна безопасность и быть бдительными – это вообще всегда. Раньше в ЕМИАС можно было подгрузить любой полис. И у некоторых жителей было, например, вся семья там. Сейчас проходит, когда ты подгружаешь полис своего члена семьи, знакомого там, неважно, кто доверяет тебе, то ты должен пройти двойную аутоидентификацию. И это очень правильно.
То, что наши жители доверяют, они доверяют. И могу сказать, что все наши жители старшего поколения, они очень активно пользуются электронной медицинской картой. Они прекрасно ее освоили и прекрасно в ней ориентируются. Эти же подгружения документов. И они это делают очень активно для того, чтобы вот это все было в одном месте. И никуда не ходить, и не потерять.
Ну, естественно, бдительность нужно всегда проявлять: смотреть, кому ты передаешь эти данные, соответственно, для того, чтобы они и не вскрылись, и не потерялись, и не использованы были против тебя.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Технологические цепочки для передачи данных, в том числе и дистанционных: дистанционный вариант передачи данных в коммерческие лаборатории, клиники. Место коммерческой медицины, безусловно, значимо в оказании медицинской помощи. И понятно, что коммуникации в части случаев коллег из разных сфер этой одной деятельности, безусловно, важно. Как настраиваются эти процессы и какое у них будущее, Юрий Александрович?
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Я вам приведу один из примеров. На сегодняшний день есть потоки пациентов, которые через Московский городской фонд ОМС выполняют исследования в частных федеральных центрах. Так вот, все частные федеральные центры обязаны загружать эти исследования, раз он сделан за счет Московского городского фонда ОМС, в Единый радиологический информационный сервис. То есть мы, как представители государственного здравоохранения, видим то, что сделано в частной федеральной клинике.
И я хочу сказать, что на сегодняшний день для меня, как для врача-рентгенолога, я все-таки здесь скажу, как врач, что для меня это невероятно ценно. Потому что раньше, когда это был сепарированный процесс и мы не видели, что было в частном центре, мы не могли заранее даже посмотреть, что было у пациента.
Либо ждать от него диск, получить какую-то флешку. То есть это большая проблема. То сейчас, когда исследование сделано в частном федеральном центре, оно заведено правильно, поставлено туда ПО, которое позволяет интегрировать их приборы, их аппараты. Мы заранее видим результаты этих пациентов.
Понятное дело, что все, что связано с коммерцией. Есть люди, которые сознательно идут в частные клиники. Ну и понятно, что они хотят, вероятно, чтобы их данные хранились именно там. Да, окей, хорошо. Но все, что связано с государственным здравоохранением, с государственным финансированием и все, что сегодня, когда пациент находится в общем контуре, для удобства наших пациентов, московских пациентов, – это сегодня уже реализовано.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Давайте поговорим о профилактических мерах. Как сегодня цифра влияет на профилактику? Какие у нас есть ресурсы для того, чтобы, может быть, видоизменить подход к диспансерному наблюдению хронических пациентов? К диспансеризации?
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Эти технологии, они уже действительно сегодня с нами. И Минздрав активно внедряет решения искусственного интеллекта в регионы. И сейчас уже есть сервис, который анализирует данные электронных медицинских карт и всех пациентов сегментирует без первичного посещения врача на три группы риска.
И таким образом, региональная организация медицинская получает данные: перечень тех пациентов, которых необходимо с повышенным тем или иным риском хронического неинфекционного заболевания вызвать на дообследование, на прием, на какую-то там внеплановую диспансеризацию.
Поэтому эти профилактические меры, даже не то что профилактические, а предикторы мы можем за счет технологий обработки данных электронных медицинских карт видеть уже на практике, сегодня и сейчас.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Вообще, у нас есть наш придуманный подход. Называется «оппортунистический скрининг». Я так люблю это название. Мы просто придумывали его.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Давайте поясним, что это. Это понятно медикам. Да. Но непонятно пациентам.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Да-да. Представьте себе: приходит пациент на исследование органов грудной клетки. Вообще по любой теме. Он может попасть с пневмонией в больницу, а может прийти на самостоятельное обследование куда-либо.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Либо в рамках диспансеризации.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Либо в рамках диспансеризации. В данном случае я говорю о КТ. КТ не делается в рамках диспансеризации. А здесь, в данном случае КТ выполнилось бы тогда, когда это была скрининговая программа. Ну, не суть. Просто исследование, где-либо как-либо сделанное.
И у нас ... искусственного интеллекта в Москве сегодня делают кучу задач, которые до этого врач в принципе не делал. Он, например, считает индекс Агастона. То есть коронарный кальций: насколько сосуды кальцинированы на сегодняшний день там. Паракардиальный жир. Измеряет размер аорты.
И мы на сегодняшний день можем просто взять всю популяцию выполненных исследований в Москве и разделить ее на категории риска. Сразу же вот в течение одного дня мы можем всех пациентов, которые прошли сегодня через КТ грудной клетки. По-моему, начиная с 2023 года 100% исследований с органами грудной клетки проанализированы ... искусственного интеллекта. И мы вам дадим всех, у кого есть эта зона риска.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Причем, что важно: даже если пациент не с этим, что называется, обращался. Да?
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Да. В этом и оппортунистический скрининг. Он обращался не с этим. Мы все равно это сделали. И мы все равно можем вот так отсегментировать и выбрать конкретно интересующую нас половозрастную группу. Можем выбрать людей, у которых есть сопутствующие заболевания, плюс эти. То есть это полноценный, по сути дела, отбор нам на фокус-группы.
Знаете, это критерии отбора. Вот мы, в общем-то, с вами имеем постоянные какие-то дополнения к критериям отбора, которые у нас существуют в принципе: пол, возраст и сколько он курит, пьет и прочее. То есть у нас появляются еще дополнительные критерии для того, чтобы еще сузить, конкретно пригласить людей.
А следующий этап – это маммография, возьмем. Та же самая маммография. Сегодня опять же скрининг сейчас маммографии, в общем-то. И здесь у нас очень системно, в Москве в программе ОМС есть сервис искусственного интеллекта, который, в общем-то, у нас сегодня является одним из мнений. Мнение сервиса искусственного интеллекта и мнение врача.
Здесь же мы смотрим в том числе и на несоответствия того, что написал врач и что написал сервис. Мы видим, что сервис написал BI-RADS 4. А это почти рак. Ну, так скажем. Это грубо, это вероятность. То есть BI-RADS 4 – это вероятность. Вот вероятность высокая, а врач написал BI-RADS 1. Мы можем посмотреть эту конкретную фокус-группу. Провести через экспертов.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Второе-третье мнение.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Через второе-третье, через третье и четвертое мнение. И получить, в общем-то, еще одну фокус-группу для того, чтобы точно не пропустить. Это профилактика ошибок.
Ну и самое главное. Я очень люблю этот пример. Мы в прошлом году провели одно из крупнейших в мире научных исследований: 600 тысяч человек. 600 тысяч! Все очень просто: скрининговое исследование органов грудной клетки. Все делали флюорографию. Сам термин «флюорография» – он неправильный. Это организационная методика цифрового скрининга органов грудной клетки. То есть просто сделали людям исследование органов грудной клетки. 600 тысяч.
Который делил бинарно на норму и патологию. Вот сервис искусственного интеллекта отличается тем, что они могут быть настраиваемыми на высокую чувствительность, низкую специфичность. Чувствительность – возможность найти. Специфичность – сказать, что это конкретно. Нам неважно, что сервис нам скажет конкретно. Главное, чтобы он ничего не пропустил. То есть он должен давать нам много ложноположительных результатов в этом случае.
Мы провели это исследование. И 54% оказались нормой по определению сервиса. То есть 54% исследований мы просто сняли с врача как факт. Врач не делал эту работу.
Но коллеги из стороннего федерального медицинского учреждения – Российской академии медицинского непрерывного образования проверили дополнительно вот эту группу нормы и выявили в этой группе нормы 0,05% расхождений. 0,05%. Среди них клинически критически значимыми, клинически значимыми были 0,02%. Представляете себе, какие колоссальные цифры? 0,02%! То есть это капля в море.
А по зарубежным данным и по нашим российским, врач может чисто теоретически ошибаться от трех до семи процентов. Просто потому, что он устает. Это же рутинная работа. Это же, представьте себе, в этих 100% флюорографии 99% – это норма. Ну, он просто забывает, как выглядит патология.
И вот вам, представьте себе, как сегодня цифровизация меняет. Мы 54% снизили вообще нагрузку с врача, с рутинного исследования. При этом получили практически ничего с точки зрения клинически значимых расхождений. А чтобы вы понимали, там расхождения были, вот вне клинических значимых – это там застарелый перелом ребра. Влияет он на тактику лечения пациента? Да никак. Извините, уже состоялся факт. Ну, окей.
И мы с вами понимаем, что сегодня просто один очень элементарный процесс банальной сепарации, банального разделения – триажа позволяет нам снизить огромную нагрузку с работы врача, сэкономить в том числе ресурсы. Все-таки мы же социальная отрасль. Она бесплатна для граждан. А представляете, высвободив этот ресурс, его можно потратить на то, чтобы больше людей прооперировать.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Найти больше сложных решений для генетических заболеваний. И так далее.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Да. Да. Да. И при этом получить невероятно высочайший результат с точки зрения качества. Вот вам, собственно, три степени. Вот вам сегодня.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Скажите, пожалуйста, телемедицинские консультации: как сейчас к ним разворачивается медицина? Что у вас уже есть в реальной сегодняшней практике? Что будет, Юрий Александрович? А Валерия Викторовна нам расскажет, что законодательно на эту тему думает наша структура организации медицинской помощи в стране.
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Телемедицина у нас активно заходит в нашу жизнь. И могу сказать, что и пациенты очень позитивно к ней относятся. Все закрытия листков нетрудоспособности – это когда у тебя особенно ОРВИ, ты, так скажем, выздоравливаешь, и не надо тебе ходить, не надо чего-то ждать – отчасти бывал и формальный. Не то что формальный, но очень скорый осмотр, закрытие этого листка. Все это экономия и времени. И самое главное – в поликлинике все-таки, особенно в сезон, ты можешь риск заразиться еще больше. Зачем это необходимо?
Затем пациенты, которые у нас выписываются из стационаров после инсультов, инфарктов. Тоже обеспечение лекарственными препаратами льготными необходимо.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Без визита.
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Без визита. И это тоже очень удобно. Вопросы, возникающие у доктора. Опять же, это вызовы скорой помощи: что? В чем? Почему? И тоже без визита можно, поговорив с пациентом, откорректировать, опубликовать аудиопротокол. И пациент видит те корректировки, которые внесены. И время сэкономлено. А самое главное – откорректированное лечение у доктора на контроле.
Поэтому возможности телемедицины – они все больше и больше. И самое главное, что они позитивно воспринимаются и врачами, и пациентами. И это большое удобство.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Если честно, тотальная история с телемедициной рано или поздно придет к нам точно.
И надо понимать, что все-таки мы развиваем же какие-то процессы не прямо здесь и сейчас, но еще и на будущее в тренды. А будущие тренды – это поколение «альфа», «зуммеры». Собственно, это важно. Эти поколения пришли тогда, когда пришли технологии. И через какое-то время оставить то, как есть сейчас, приходить все время к врачу, для них будет непонятно. Однозначно непонятно, потому что они уже живут в том мире, когда этого не нужно делать. И понятно, что история с этими процессами будет дальше и дальше развиваться.
Телемедицины до ковида, по сути дела, не было. Давайте по-честному. Ее по факту не было. И мы все время говорили о том, что: «Да невозможно. Пациенту нужно...» А сейчас уже сидим и говорим: «Да нет, это вообще можно было в принципе никогда не делать». То есть вот эти мелкие шаги нашего принятия факта того, что что-то все-таки можно отпустить, будут все дальше и дальше.
Ну, один из примеров. Обратите внимание, как развиваются сейчас гаджеты. Мы же понимаем с вами, что, извините меня, но сунуть в ухо прибор, посмотреть, сделать фотографию и отправить врачу – не нужно для этого иметь никакого медицинского образования. Ну, по-честному. Если в это еще будет какой-то встроен механизм контроля, как он все-таки этот прибор поставил, то получается, и не нужно было врачу идти и смотреть отоскопом. Ну так вот, прям приходить домой. А можно сделать это фотографией.
Я просто к тому, что сегодня мы потихоньку отпускаем эти процессы на мониторинги всяких гаджетов, устройств. Вот «Интернет наших тел» – очень популярная история, да? И мы же ведь приходим к этому. Мы приходим к тому, что часы, которые сегодня есть практически у каждого, они уже, в общем-то, да и парочку отведений делают на ЭКГ, по сути. Да и, в общем-то, нормально. Увидим там фибрилляцию? Увидим. Так уж если честно. Какую-то катастрофу там тоже можем увидеть.
И мы, собственно, каждый год принимаем мелкими-мелкими шагами, но сами принимаем то, что мы можем отпустить. Вот, собственно, нас ждет будущее принятия мелких-мелких шажочков того, что все-таки не все на нас. Не все на нас. Пациент тоже может многое. А особенно тот пациент, который страдает хроническим заболеванием. Он знает всегда больше, чем тот врач, который его лечит. Потому что врач лечит это один раз, а он с этим всю жизнь.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Что думает закон о телемедицине?
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Ну, мне бы не хотелось фокусироваться только на регуляторике. С точки зрения нормативно-правовой базы хочется сказать, что действительно, в постковидную эпоху телемедицинская консультация из категории просто видеоконференции, связи перешла в юридически легитимную консультацию врача.
А дальше действительно, это нормативно-правовое поле, оно постоянно развивается и дорабатывается с точки зрения того, что можно сделать, какие назначения и рекомендации пациенту без очного визита к врачу. И здесь кажется, что будущее, бесспорно, за телемедицинскими консультациями, сопряженными действительно с дистанционным мониторингом хронических неинфекционных заболеваний, с дистанционным мониторингом беременных, которым каждый раз сложно попасть еще раз очно на прием к врачу. Телемедицинские консультации при реабилитации в паллиативных случаях.
Еще важно затронуть такой аспект, как телемедицинские консультации в режиме «врач – врач», а не только «врач – пациент». Например, там Сеченовский университет – он активно ведет телемедицинские консультации с регионами по профилям респираторных заболеваний, урологии.
В части анестезиологии и реанимации мы с помощью оцифровки медицинского оборудования можем динамически, экспертом из федерального центра вести операцию в какой-нибудь Приморской больнице или в Белгороде и помогать врачу на месте правильно, оперативно принимать решение. Поэтому, конечно, у этих технологий огромное будущее, потенциал. И там без них нам завтра не обойтись.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Мы уже сейчас понимаем, что ресурс медиков небезграничный. И, безусловно, есть труднодоступные районы, где неочевидно окажется специалист самого высокого класса именно по этой проблеме. Да это и не нужно, если человеку, обладающему определенным количеством навыков и возможностей, даст совет более опытный коллега.
И главное, что это в традициях медицинского сообщества. Это школы, это наставничество и это консилиум, в котором мы привыкли работать. Просто это поменяет форму. И все больше и больше регионов со сложной логистикой переходит к такому формату взаимодействия с разными федеральными и московскими клиниками или клиниками других регионов, которые специализируются на этих вопросах и делают это действительно на очень высоком уровне.
И мы этого очень много видим сейчас. И к нам очень часто обращаются. И это действительно дает абсолютно иные результаты – как на местах, так и с возможностью маршрутизировать пациента туда, где ему действительно реально помогут.
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Как мы шутим, что цифровые технологии помогают осуществить телепортацию врача к постели больного в самом отдаленном регионе.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Мы так или иначе сбивались все время на искусственный интеллект в своем разговоре. И пришла пора и об этом тоже поговорить. Понятно, что уже сейчас искусственный интеллект применяется. И Юрий Александрович об этом много говорил.
И я думаю, что Наталья Николаевна еще что-то нам расскажет из того опыта, который есть просто в первичном звене: когда есть уже передача данных, когда есть дистанционный мониторинг. И это все можно обрабатывать. Это цифры, которые может обрабатывать искусственный интеллект.
Как вы думаете, насколько вот эти всякие умные гаджеты плотно войдут в жизнь всего нашего сообщества – и пациентского, и врачебного? И врачи – те же пациенты. Поэтому общества в целом.
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Они уже там. И активно применяются. То, что мы говорили – это передача данных именно своего состояния здоровья. Без них мы никак. Они дают удобство, комфорт, вот эту доступность и вовлеченность как пациента, так и врача. Это уже вошло, я считаю, в нашу жизнь.
И я соглашусь с Юрием Александровичем, что мы будем все больше и больше туда погружаться. А что еще можно, так скажем, оцифровать? А что еще можно упростить, ускорить и улучшить? Поэтому это все будет и уже есть в нашей жизни.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Смотрите. Задам сейчас такой провокационный вопрос: искусственный интеллект – это умный помощник или это что-то большее в перспективе?
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Я бы не называл это ничем, кроме как решение определенной конкретной задачи. Искусственный интеллект – не стратегия. Это абсолютнейшая тактика. Тактика исключения какого-то процесса. Все! И придавать значение искусственному интеллекту, как чему-то очень важному? Нет! Это просто процесс, от которого мы хотим либо отказаться, либо автоматизировать, либо собрать информацию и просто удобно подать ее.
Мы много слышим про AGI, вот эти все. Я каждый раз слышу: «У нас скоро будет суперискусственный интеллект».
Голос за кадром: AGI (или искусственный общий интеллект) – это гипотетический тип искусственного интеллекта, который сможет понимать, учиться и применять знания так же широко и гибко, как это делает человек. Создание AGI остается главной и пока недостигнутой целью исследователей всего мира.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Давайте по-честному. У нас, откройте любую нейросеть, любую LLM. Все, что там есть – в 90%, если это по делу, не просто пост надо написать, а если это по делу, – то это, как правило, мусор. Правда мусор.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Информационный?
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Абсолютнейший. Да. И тут важный момент: если это не встраивать в процесс и не контролировать его постоянно, он полностью себя дискредитирует. Мы сегодня достигли того уровня, когда мы заменяем процессы. Мы встраиваем его так и смотрим на него. И понимаем, что здесь вот это можно отпустить. Просто сепарировать, ему дать что-то, чтобы он когнитивно выполнял сложную задачу. Мы это делаем. А когнитивно простые задачи, они сегодня уже реализуются. Но это тактика. Это ни в коем случае не стратегии.
И поэтому придавать значение. Знаете, чего я больше всего боюсь? Когда пациент решает обратиться к системе искусственного интеллекта, непредназначенной для этого, передавая туда свои данные, задавая туда вопросы. Это же правда плохо. Мы раньше думали, что гуглить в Интернете свои симптомы – плохо. А сейчас...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Мы продвинулись. Мы продвинулись...
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Мы продвинулись, и стало еще хуже. Да. Который дает абсолютно выдуманные советы. Ну вот я один из примеров приведу: какое количество огромное сейчас в статьях, научных статьях мы видим сгенерированных, придуманных ссылок, которых не существует.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Да.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Потому что сервис искусственного интеллекта придумал эту ссылку. Он придумал ее так филигранно, так по ГОСТу...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: И если у него спросить, он ответит, что это он сам придумал. Да.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Да. И что это такая ссылка на такую-то статью. А не существует такой статьи и никогда не было. И вы никогда не поймете, просто посмотрев на нее, что это действительно придуманная ссылка. И это большая проблема сегодня.
Поэтому пользуюсь случаем. Знаете, нас смотрят люди. Никогда не гуглите свои симптомы. И не давайте никакому сервису искусственного интеллекта, непредназначенному для этого, а сегодня не существует сервиса, предназначенного для медицины, свои данные. И спрашивать про свое здоровье. Это ложь!
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Искусственный интеллект – это только, скажем так, помощник и инструмент для врача, который... Это же способ обработки данных. И в качестве прикладных примеров можно, например, привести такой пример: что раньше хирургу для того, чтобы перед операцией проанализировать мультиспиральное КТ и выстроить трехмерную модель почки, надо было потратить шесть часов вручную, а сейчас это автоматически, у нас есть решения, которые делают это за пять минут.
Эндоскописты провели достаточно большое исследование в НМИЦ Рыжих и показали, что действительно к вечеру концентрация эндоскописта к концу смены снижается, и он начинает пропускать какие-то зоны.
Искусственный интеллект – это такой вот он, партнер, который не устает, не ошибается. Но он все-таки действительно подсказка. И мы все понимаем, что особенно большие языковые модели – генеративный искусственный интеллект, он очень много эволюционирует. Есть случаи, когда он ставил синдромом вегетопочечной дистонии. И еще очень подробно описывал, как ее лечить и в каких статьях и научных исследованиях можно найти данные про это чудесное заболевание.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Ну, то есть, в общем, искусственный интеллект стал бредить.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Он всегда бредил.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: И мы должны к этому относиться в том числе и с медицинским вниманием. И ни в коем случае действительно не нужно расширять его полномочия. В отношении самого себя – так точно. Я говорю сейчас для пациентов.
Но тем не менее возможности, связанные с искусственным интеллектом, с технологиями, они уже настолько прочно вошли в нашу рутинную практику, что VR-очки (очки виртуальной реальности), которые в моем детстве воспринимались как абсолютная фантастика, а в вашем детстве уже стали составляющей компьютерных игр. А сегодня это инструмент, в том числе и реабилитации. Просто рутинный инструмент реабилитации пациентов с различными тяжелыми состояниями.
Вот давайте посмотрим нашу постоянную рубрику «История болезни», где в том числе используются эти инструменты.
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Сегодня мы приехали в Национальный медико-хирургический центр имени Пирогова. Современным технологиям здесь уделяют огромное внимание. Их изучают, внедряют в практику. А в отделении цифровой и когнитивной реабилитации даже разрабатывают собственные методики.
Здесь очень много необычных девайсов. Я так понимаю, что это VR-технологии, которые помогают в реабилитации пациентов.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Конкретно это виртуальная реальность с полным погружением. Она предназначена для восстановления, как мы можем заметить, движения, речи, когнитивных функций.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Давайте какую-нибудь программу попробуем применить на мне. Ну, для того чтобы было понятно, как это выглядит. Нашим зрителям.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Ну давайте. Вам нужно будет надеть этот шлем. И я вам...
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Ну, вы командуйте.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Трекер, да. Аккуратненько надеваем.
Голос за кадром: В зависимости от задач, которые нужно решить в процессе реабилитации конкретного пациента, доктор подбирает ту или иную виртуальную реальность. Где-то человек тренирует когнитивные функции и навыки психической саморегуляции. Где-то занимается восстановлением речи или двигательной активности.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Так. Мы берем гриб.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Так. Я опускаю руку.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: И поворачиваем голову вправо, и внизу будет корзинка. И наша задача – опустить гриб. Да. И опять же наводим на гриб. Хватаем. Да вот, обратите внимание, если вы правильно берете, он подсвечивает зеленым.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Да-да-да.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: И просто выбираете.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Смотрите, грибы разные здесь. Необычно.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Да.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: А вот такой же, как прошлый. Похож очень. О! Бабочки полетели. Смотри! А вы видите бабочек, кстати?
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Да, мы видим. И вы видите? Разные у вас: и красные, и желтые, и белые.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Очень необычные ощущения. Я понимаю, почему моим детям нравятся все эти технологии.
Голос за кадром: Погружение в виртуальную реальность показано пациентам неврологического и ортопедического профилей. Такая цифровая реабилитация помогает справиться с последствиями инсультов, черепно-мозговых травм, переломов конечностей и повреждений спинного мозга.
Пройти курс цифровой реабилитации в Пироговском Центре могут пациенты со всей России. Зейнап Хаджиназарова приехала в Москву из Норильска. Там врачи поставили женщину на ноги после инсульта и порекомендовали обратиться в Пироговский Центр для дальнейшей реабилитации.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Здравствуйте, Зейнап!
Зейнап Хаджиназарова: Здравствуйте!
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Я хочу попросить вас рассказать вашу историю целиком. С чего все началось?
Зейнап Хаджиназарова: Я заболела в декабре месяце 2023 года.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Уже два года занимаетесь этой ситуацией.
Зейнап Хаджиназарова: Почти два года назад. Да. Я пришла с работы, как обычно и дома была. И в один момент у меня ногу подкосило, и я упала. Но при этом у меня никаких симптомов, ни головокружений, ничего не было. Семья, муж, дети – все были дома. Помогли мне встать. Я села. Посидела. Хотела еще встать, но уже когда привстала, упала на обе ноги. Семья забеспокоилась и вызвали скорую. А скорая приехала, оказалось, что давление очень высокое было. И меня забрали. И я попала в отделение, в палату интенсивной терапии.
Голос за кадром: Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к поражению головного мозга. Часто сопровождается асимметрией лица, онемением конечностей, потерей координации, головной болью, тошнотой и проблемами со зрением.
Для сохранения жизни пациента и профилактики осложнений медицинская помощь должна быть оказана в течение первых четырех часов после инсульта.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Ну, смотрите, у нас сейчас еще реабилитационные процедуры. Давайте я вас провожу. Пойдемте.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Мы с вами начинаем новый этап нашей реабилитации. Мы с вами уже сделали восстановление плеча, занимались восстановлением локтя. Сегодня приходим к восстановлению функций кисти. Для этого мы будем использовать цифровую технологию. В данном случае аппарат «Девирта-Точность». Это первый зарегистрированный у нас аппарат с биологической обратной связью. Аппарат виртуальной реальности без полного погружения.
Голос за кадром: Сейчас Зейнап важно разработать кисть руки. И для этой конкретной задачи вполне подходят такие тренировки без полного погружения. Этот аппарат проще в использовании, не требует наличия VR-очков. При этом также предлагает пациенту игровой формат и разнообразные интересные задания.
Игорь Фролов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: За счет того, что вы работаете и не видите глазами свою кисть, это называется биологическая обратная связь, у вас происходит большее увеличение объема движений в кисти и, соответственно, лучше восстановление ее функций.
На сегодня, я думаю, достаточно. Соответственно, будем каждый день пробовать различные виды тренировок. У нас есть различные игры, различные программы конкретно на данном тренажере. Поэтому будем развивать и укреплять вашу кисть.
Голос за кадром: Системы с биологической обратной связью представлены в Пироговском Центре в огромном разнообразии, что позволяет разрабатывать любые группы мышц и эффективно увеличивать мышечную силу пациентов. Аппараты считывают возможности каждого конкретного пациента и подстраиваются под него, регулируя уровень нагрузки.
Кристина Поспелова, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Сейчас робот начнет поочередно сгибать и разгибать пальцы. Вы ему помогайте обязательно. То есть какой палец он разгибает или сгибает, вы вместе с ним одновременно делайте. Ему не мешайте. Подстраивайтесь под его работу.
Он вам помогает. Когда аппарату помогаем выполнять определенные движения, то смайлики начинают улыбаться. То есть есть смайлик сгибания и смайлик разгибания. Вот если вы помогаете ему достаточно, то он начинает улыбаться. Если не помогаете, то он вот так вот грустный.
Голос за кадром: Зейнап занимается в Центре не только активной реабилитацией руки, но и восстанавливает свою способность ходить. Этот аппарат, созданный изначально для косметической отрасли, уменьшает силу гравитации и позволяет пациенту пройти курс разгрузочной терапии. Шагать по такой беговой дорожке легче, чем в обычных условиях. А благодаря новейшей системе видеомониторинга можно сразу оценить походку и скорректировать ее.
Зейнап Хаджиназарова: Я хочу ровно. Не получается. Откидываю вниз и спотыкаюсь.
Денис Лохов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Можно чуть меньше скорость поставить, чтобы просто вы успевали отрабатывать. Давайте попробуем один из...
Зейнап Хаджиназарова: Здоровая нога ровнее, а та нога откидывается в сторону. Видно вон на экране.
Денис Лохов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Градусов пять. Сейчас посмотрим, как нога будет реагировать.
Зейнап Хаджиназарова: Тяжело. Нагрузка уже.
Денис Лохов, инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Да. Но зато меньше в сторону... Видите? Приходится выше поднимать, и отведение вы не успеваете делать.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Здесь, в Пироговском Центре, созданы самые современные условия для реабилитации пациентов. Но чтобы виртуальный мир и роботы помогли восстановить человеку максимальное количество функций и умений, важно среди них оказаться как можно быстрее. Ведь одним из самых главных моментов успешной реабилитации является ее раннее начало.
Юлия Токарева, заведующая отделением медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы, ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Ручку разожмите. Сожмите кулачок. Хорошо. Так. Здесь сейчас боль есть? Я посгибаю ручку. Подгибаю. Молодец. Здесь посмотрим. Так. Сейчас я чуть-чуть разогну плечо. Хорошо.
Голос за кадром: В результате реабилитации Зейнап добилась ощутимых результатов: стала увереннее и ровнее ходить, а благодаря улучшениям в руке теперь справляется с большинством бытовых задач и даже думает вернуться к работе младшего воспитателя после выписки из клиники реабилитации.
Юлия Токарева, заведующая отделением медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы, ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: Зейнап Мухаметовна, вы большая молодец! То, что проделали такой путь. То, что приехали к нам на реабилитацию. И мы рады, что наша реабилитация вам помогла. Поэтому я вам желаю всего хорошего.
Зейнап Хаджиназарова: Спасибо!
Юлия Токарева, заведующая отделением медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы, ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России: И обращайтесь. Мы всегда рады вам помочь.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Мы управляем большими массивами данных. Мы можем их анализировать. Мы можем их структурировать действительно под изменения алгоритмов каких-то больших проектов, диспансеризации, выявление групп риска, мониторинга с хроническими заболеваниями и так далее.
И, конечно, искусственный интеллект и цифра поможет в дальнейшем находить какие-то неочевидные пока для медицинского сообщества решения, используя расшифровку генов, таргетные медицинские технологии и так далее. Поэтому, безусловно, век изменился. Изменились технологии. Изменились решения.
Мне кажется, что пришла пора в конце нашей программы, во-первых, что-то сказать, что вы считаете важным об этой теме нашим пациентам и нашим зрителям, здоровым людям. И высказать свое отношение как-то коротко к тому, что происходит сейчас. Юрий Александрович, начнем с вас.
Юрий Васильев, главный врач Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, к.м.н.: Если мы говорим про то, что пожелать нашим зрителям что-то, то это не советоваться с искусственным интеллектом по поводу своего здоровья. Все-таки для этого есть врачи, которые вас как минимум могут любить, в отличие от машины.
Мое личное отношение сегодня к тому, что происходит: мы находимся во времена абсолютнейшей революции, эволюции нашего взгляда и подхода. И с каждым днем я все больше и больше в этом убеждаюсь. И смотреть на эту революцию в нашем сознании и в нашей голове, что вчера было мне неприемлемо, а сегодня абсолютно точно является нашей рутиной, – это невероятно интересно. И будущее во всем за цифровизацией и горизонтальными связями.
Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2 ДЗМ, д.м.н.: Действительно, хочется сказать, что цифровые технологии – это наш помощник, врачей в частности. Мы говорим про медицинские услуги и медицинскую помощь, которую мы оказываем. И нужно сказать, что они прочно и естественно вошли в жизнь и врачей, и пациентов.
Нужно помнить о том, что мы должны относиться ответственно к этим данным, которые есть, которые мы тем более передаем ему. Мы говорили про это. То, чтобы пациенты правильно понимали, кому они доверяют эти данные и передают эти данные. И это большая ответственность врачей при фиксировании этих данных и передаче данных.
И, конечно, тоже я поддержу Юрия Александровича в том, что не нужно советоваться с нейросетями по поводу своих заболеваний, а активно использовать эти же гаджеты и цифровые технологии для передачи своих данных своему лечащему доктору, который всегда точно будет в диалоге с вами и поможет. И это только на благо здоровья каждого.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Спасибо! Валерия Викторовна?
Валерия Кузоватова, директор Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета: Принято считать, что цифровые технологии и искусственный интеллект – они в первую очередь помогают врачу снимать с него рутинную нагрузку и давая ему подсказки или системе здравоохранения, оптимизируя какие-то процессы.
Но я убеждена, что основной сейчас тренд – это то, что цифровые технологии и искусственный интеллект делают нашу систему здравоохранения более пациентоцентричной. И мы, например, проповедуем такую концепцию «клиники без границ», когда с помощью всех этих цифровых технологий, персональных медицинских помощников, удаленных консультаций мы переносим оказание медицинской помощи за пределы систем поликлиники, часов врачебного приема, делая ее доступной пациенту в каждый момент времени.
А кроме того, вот вы очень важный момент подсветили, что мы вовлекаем пациента в управление собственным здоровьем. А это тоже снимает нагрузку на систему здравоохранения. Поэтому в конечном итоге бенефициаром от цифровых технологий и искусственного интеллекта должен стать человек.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, МКНИЦ Больница 52: Спасибо большое, дорогие эксперты, за интересную беседу! От себя хочу сказать, что, безусловно, цифровизация и цифровые технологии изменят профессию врача, снабдив ее более широким кругом инструментов. Но она никуда не денется. И искусственный интеллект врача никогда не заменит.
На этом мы заканчиваем нашу программу. Увидимся с вами через неделю. Думайте о себе, заботьтесь о своем здоровье. А мы – мы всегда рядом!