Голос за кадром: Мозг. Инструкция по применению. Сегодня в программе узнаем: как работает вселенная в нашей голове? Какие когнитивные способности больше всего страдают от коронавируса? О чем расскажет мозговой туман и как его рассеять? Какие признаки могут указывать на развитие психической астении? Кроме этого, из рубрики «Полезно» вы узнаете: что такое хронопитание, как оно защищает от болезней и сохраняет здоровье мозга. Чем гелевое покрытие может навредить ногтям? Кому оно противопоказано? И как улучшить состояние своих ногтевых пластин? Надо ли сохранять разрушенный зуб или вместо него лучше поставить имплант? Для чего может потребоваться консервация корня? Человеческий мозг – загадочная вселенная, скрытая и защищенная костями черепа. Он не чувствует боли, но рождает все наши страхи и радости. Весит меньше полутора килограммов, но поглощает четверть энергии тела, словно ненасытный повелитель, требующий постоянной дани в виде кислорода и глюкозы. Древние греки представляли мозг как систему трубок с жидкостью, считая, что мысли текут в нем, как реки. Древнегреческий философ Аристотель полагал, что мозг нужен лишь для охлаждения крови, ведь вместилищем души он называл сердце. Спустя века итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи глубоко заинтересовался анатомией и в ходе своей работы выдвинул гипотезу, что душа человека лежит на перекрестке зрительных нервов около третьего желудочка мозга. В Средневековье алхимики продолжили искать душу в извилинах серого вещества. А френологи – представители лженауки XIX века, утверждавшие, что психические черты зависят от формы черепа – уверяли, что характер человека можно прочесть по буграм на его голове, словно по карте судьбы. Но наука развеяла эти мифы. Оказалось, что никаких трубочек с жидкостью нет, а нейроны – вовсе не статичные звезды, а живые огни, способные угасать и загораться вновь даже во взрослом возрасте. Мозг пластичен, как воск. Он перестраивается, учится, забывает и вспоминает, создавая новые пути среди нейронных джунглей. В 1848 году в США произошел один из самых необычных случаев в истории медицины. При прокладке железной дороги металлический лом пробил голову рабочего Финеаса Гейджа, разрушив большую часть лобной доли левого полушария. Мужчина выжил, но его личность изменилась удивительным образом. Окружающие не узнавали в нем прежнего знакомого. Этот случай положил начало изучению функций разных отделов мозга. В первой половине XX века немецкий психиатр Ханс Бергер с помощью электродов записал первую электроэнцефалограмму человеческого мозга. Сегодня это один из ключевых методов исследования его активности. Современные представления об учении таковы: мозг создает сети из тысяч нейронов, а повторяющаяся стимуляция укрепляет связи между ними, сохраняя информацию. Эту идею в 1949 году выдвинул канадский нейропсихолог Дональд Хебб, предположивший, что частые импульсы формируют новые нейтронные пути. Долгое время считалось, что мозг после 25 лет перестает развиваться и начинает необратимо стареть. Но сегодня известно, что способность мозга перестраиваться сохраняется всю жизнь. В 2011 году шведские ученые доказали, что в гиппокампе (центре памяти) ежедневно рождаются 700 новых нейронов. Даже у пожилых людей. А значит, учиться, запоминать и адаптироваться можно в любом возрасте. Именно поэтому воодушевленные ученые по всему миру ищут способы сохранить молодость мозга на долгие годы. В США и Японии испытывают молекулы, замедляющие старение нейронов. В Швейцарии и Германии создают интерфейсы, соединяющие разум с машиной. А в тихих провинциях или шумных мегаполисах люди тренируют мозг по старинке: музыкой, языками, медитацией или спортом. Ведь лучшая гимнастика для мозга – неугасающее любопытство к миру вокруг. Мозг – больше, чем орган. Это история, которую мы пишем каждую секунду. И сколько еще загадок хранят его извилины, покажет только время. Сегодня за круглым столом соберутся: Александр Каплан – профессор биологического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова. Александр Яковлевич объяснит: что это такое – здоровье мозга? Чем оно определяется и как ему можно навредить? Михаил Югай – доцент кафедры управления и экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Михаил Торичеллиевич расскажет о нейропластичности мозга: как мозг меняется и адаптируется в течение всей жизни. Наши эксперты не просто обсудят когнитивные возможности человека, но и дадут практические советы по поддержанию молодости мозга. КОНСИЛИУМ Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Как сохранить здоровье мозга? Такой очень философский вопрос, которым мы, наверное, начнем цикл передач. Потому что что такое здоровый мозг? Как сохранить ясную память? Это генетика или работа над собой? Здоровый образ жизни и полезные привычки – это хорошо или плохо? Что нам сделать для того, чтобы отсрочить деменцию? Удел ли это всех – изменения, связанные с возрастом, или нет? Ну вот, наверное, на какую-то очень небольшую часть вопросов мы сегодня ответим с нашими замечательными экспертами. Вообще, почему так много стало разговоров о том, что такое здоровье мозга? Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Действительно, стало много разговоров. И я думаю, что сошлось, слилось в одну несколько волн. Первая волна. Мы всегда знали, что в мозге у нас есть центр управления всей нашей жизнью. Но вопрос: как туда посмотреть? Как это все увидеть? Мозг защищен. Вот эти дырочки, которые есть, в них ничего не увидишь. Но всегда хотелось. И здесь появились технологические возможности посмотреть: а что же там находится на самом деле? Что там происходит в мозге? Это и МРТ, и функциональное МРТ, и электроэнцефалография, магнитная электроэнцефалография, 3D-картирование. Ну, это вот достижения последних лет. Был интерес – появилась возможность. Плюс у нас совпало это дело с продолжительностью жизни и с ростом нейродегенеративных заболеваний. Той деменцией, о которой вы сказали. Болезнь Альцгеймера как одна из причин деменций. И вдруг это стало молодеть. И еще одна большая волна – это та информационная перегрузка, это та скорость жизни, которая увеличивается ощутимо. Все больше и больше у нас, получается, информационная волна на нас просто так вот накатывается. И нам нужно что-то с этим делать. Понятно, что отвечает за это мозг. И соответственно, вот все эти волны привели к фокусу о невнимании там на...  Что же нам делать с нашим мозгом для того, чтобы нам было комфортно... Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Как же нам это все понять? И что нам надо с этим делать? Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Да. И что-то делать. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ну, как обычно. Вообще, чтобы разобраться, как работает человеческий мозг, Александр Яковлевич, наверное, надо снять несколько передач. И то, наверное, мы до конца не ответим на все механизмы его работы. Но все-таки мы можем говорить о самом термине «здоровый мозг»? Это что такое? Или это все-таки неправомочно? И что мы подразумеваем под здоровьем? Конечно, мы не говорим о каких-то органических поражениях, об опухолевых процессах. Мы сейчас не об этом. Мы сейчас о том, что мозг, собственно говоря. Об основной его функции. Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Да-да-да. Вы правы, что надо разграничить все-таки болезни, которые по каким-то причинам возникают. В частности, вы тоже говорили уже о нейродегенеративных заболеваниях. Это отдельная тема. Но вот нет никаких заболеваний. И что тогда? Здоровый мозг, что тогда он здоровый? Отсутствие нейродегенеративных заболеваний и других – нет. Это, если так посмотреть в учебниках, то это состояние оптимальной работоспособности. То есть, что значит работоспособности? Восприятие. Правильно. Переработка информации. Принятие решений. Решение проблем там. Все как-то вот идет правильно, оптимально, не перенапрягаясь. Вот вроде бы это и есть здоровье мозга. Но я бы все-таки к этому добавил очень важную часть: нужно еще и получать от этого удовольствие. Нужно быть в состоянии благополучия, а еще лучше – в состоянии счастья. Вот тогда бы мы назвали это «здоровый мозг». Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Мы очень часто сейчас, в том числе в какой-то публичной литературе, приводим термин «нейропластичность». Совершенно непонятно, что это такое. Давайте пару слов об этом скажем. Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Это чудеснейшее совершенно явление, которое позволяет мозгу постоянно перестраивать нейронные связи и формировать новые, избавляться от старых. Наверное, самый простой пример из жизни. Немножко смешно смотреть на водителя, который с буквой «У». Вот он сидит за рулем, и он весь напряжен: лицо, фигура, руки там. Видно, что тратится колоссальное количество энергии вот на эту новую какую-то ситуацию. Смотрим на опытного водителя. Вот часто расслабленный, одной рукой там или одним пальцем. Все! У него сформировалось. У него все сформировалось там, да. И вот это и есть нейропластичность. Но она диалектична – нейропластичность тоже. Потому что ее. Знаете, больше всего мне нравится сравнение с горой. Вот у нас заснеженная гора. И мы едем на санках, прокладываем дорогу. Второй раз, третий – и все, у нас накатанная уже получается колея. Но потом мы не можем из нее никуда уже деться, из этой колеи. А ведь закрепляются и положительные и отрицательные какие-то привычки, навыки. И, в общем-то, если мы говорим про нейропластичность и про здоровье мозга, то нужно сформировать как можно больше вот этих вот путей. То есть на санках нужно съезжать как можно большее количество склонов, чтобы у нас были альтернативы там, чтобы мы потом не попали в колею, из которой мы не можем выскочить. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: То есть нам нужно, для того чтобы избежать каких-то отрицательных процессов, постоянно наращивать объем навыков, умений, способностей, задач. Или нет? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Все оптимально должно быть. Вы знаете, человек рождается (ребенок) с максимальным числом нервных клеток. 86 миллиардов, вот у взрослых. Так вот они уже есть у новорожденного ребенка. Но у него практически нет связей. То есть небольшое количество связей. И вот это свойство нейропластичности – наработка новых связей. Она, собственно, и создает архитектонику мозга. А они нарабатываются не сами по себе, а во взаимодействии со средой обитания. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Короче, нервы. Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Да. И получается, мозг строится адекватно тому, что предъявляет ему среда. Связи нарастают бурно первые пару лет жизни. Их становится все больше и больше, в зависимости от того, насколько обогащена среда – среда обитания. Скажем, если ребенка тут начинают подучивать еще одному языку или там еще прослушивать – до двух лет, конечно, не будешь учить музыке, но уже что-то он там прослушивает, – этих связей будет больше. Они формируют мозг более богатым. Но вдруг все останавливается. Между прочим, где-то между двумя-тремя, четырьмя годами. И с четырех лет начинается уменьшение числа этих связей. Поэтому я и говорю, что здесь, в общем-то, есть такой баланс уменьшается. Причем это уже говорит о том, что оптимизируется вся система. То есть два каких-то впечатления, примерно одинаковых (зачем их в две отдельных там цепочки связей), они начинают пересекаться и обобщать какие-то вещи. Поэтому меньше нужно таких цепочек. И в результате к 14 годам у нас остается 40% связей от того, что было. Но вот то, что было, должно быть как можно больше. К двум годам нужно как можно больше этих связей сделать. Обогатить среду ребенка как можно больше. Тогда вот эти 40% – это будут серьезные проценты. А если вы исходно не наращиваете их, то 40% будет очень мало. Но вот эти 40% уже дают нам некоторый объем связей. Но сама перестройка этих связей не останавливается. Пластичность работает всю жизнь. Только нужно ее нагружать. То есть человек все время должен быть в новой ситуации, решать творческие задачи. Тогда эта пластичность, она будет все время наготове. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Так! Тогда вопрос: а только ли творчество? И что такое творчество как определение, которое позитивно влияет на развитие? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Творческое решение – это значит такое решение, которого раньше не было. Это решение новых задач. Причем новых задач таких, которых раньше у вас не было. У вас не было раньше инструментов для их решения, а вот вы их нашли. Вот это вот классические творческие решения. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Нашли и инструменты, и новые задачи? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Да! Ну, задачки, может быть, возникли. Или сами вы подыскали. Вы правы, да. Вот надо жить в этом творческом процессе. Тогда эта вся система создания новых связей, она будет напряжена и готова к работе. И будет работать. Там нет ограничений по возрасту. Там только ограничения по тому, насколько вы эту систему тренируете. Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Вот очень интересно. Вопрос прям может быть продолжением того, что Александр Яковлевич сказал. Нервные клетки восстанавливаются в определенных областях мозга. В частности, они восстанавливаются в районе зубчатой извилины гиппокампа. Голос за кадром: Если объяснять простыми словами, то зубчатая извилина – это как входные ворота для новой информации. Когда учишь что-то новое, зубчатая извилина помогает обработать и передать эти данные дальше для хранения в памяти. Если представить, что мозг – это библиотека, то зубчатая извилина будет библиотекарем, который решает, куда положить новую книгу и как не перепутать ее с другими. Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Эта та область мозга, которая отвечает за память и за обучение, за новые навыки. И получается, чем больше человек запоминает, тем интенсивнее у него нейрогенез, то есть образование новых клеток. И получается, что как будто нам наша сама физиология говорит человеку: «Учись! Запоминай новое. Исследуй этот мир. Мы тебя обеспечим». Задача наша, вот человека как биологического вида – выйти в состояние творца. И наш мозг нас туда и пытается вывести даже своей физиологией. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Все-таки творчество – это для каждого свой процесс, который нужно придумать как новую какую-то составляющую своей жизни? Или все-таки есть какой-то органичный перечень навыков, умений, я не знаю, развитий, которые подразумевают именно творческое развитие? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Творчество у каждого свое. Но пространство творческих задач огромно. На всех хватит. Если человек, допустим, делает табуретки, там полно творчества. Если кто-то варит борщ, то там полно творчества. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Да. Это правда. Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Видите? Да. То есть, как подойти. Можно вот стандартно, по рецепту. А если у человека есть какая-то жилка такая: «А давай сегодня по-новому сделаем?» Все! У него уже новые нервные связи. Он поддерживает свой пластический потенциал мозга. Ну вот, надо не то что искать, надо быть живым в этих творческих задачах. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: То есть попытка все-таки найти новые аспекты, в том числе и рутинных процессов? Да? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Да. Если нет уж такой явной потребности, и человек просто не замечая, постоянно что-то творит. Постоянно он что-то старается делать новое, даже вне своей профессии. Если что-то ему там надо починить, он все как-то придумывает по-новому. Вот это такая потребность. Но если она уменьшена, снижена или, допустим, даже ее нет, это надо осознать. И тогда нужно тренироваться. И тренироваться. Ну, я просто дам идею. Скажем, у нас повальное такое разгадывание кроссвордов, например. Ну какое там творчество? Это рутинные дела. Вспоминать какую-то речку там, где-то в далекой Африке. Или же там раскладывать пазл. Большие пазлы такие. И там, значит, кусочек к кусочку, надо делать большую картину. Это никакое не творчество. Потому что вот вам картинка. Вы там смотрите: где там это что сюда? И так далее. Но если вы используете пазл, моя рекомендация такая: выбросьте картинку. Откройте коробку. Вы не знаете, что там, какая картинка. Собирайте. Вот здесь у вас в полной мере творчество. Потому что вы должны рождать в голове новые образы, новые какие-то представления, неожиданные какие-то идеи. И вот собирайте. Совершенно другое дело! Один и тот же инструмент. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Жажда нового – это то, что нас отличает от среднестатистического просто биовида. Конечно, вернусь к ковиду. Действительно, очень многие, может быть, за счет акцентов, расставленных и навязанных частично, и масс-медиа в том числе, стали отмечать после ковида ухудшение возможностей своих и рабочих, и активностей, в том числе концентрации внимания и памяти. Мы сейчас посмотрим нашу постоянную рубрику «История болезни», где увидим такого пациента, и посмотрим, что делает на сегодня медицина. И вернемся к нашей дискуссии. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: В нашу программу обратилась телезрительница Елена. После перенесенной коронавирусной инфекции она стала отмечать ухудшение памяти, снижение концентрации и внимания. Елена, естественно, переживает и хочет узнать, можно улучшить память и как это сделать? Здравствуйте, Елена! Елена Комкова: Здравствуйте! Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Я уже с вашим анамнезом, в принципе, знаком. Немножечко подробней для наших зрителей, с чего все началось? Елена Комкова: Переболела ковидом. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Так. Это в каком году было? Елена Комкова: Это в конце пандемии. Когда уже закончилась пандемия. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: То есть болели тяжело? Елена Комкова: Да. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Обоняние пропадало? Елена Комкова: Да. Обоняние пропадало. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Пропадало. И после этого, через какой-то период времени заметили, что память... Елена Комкова: Стала хуже. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Стала хуже. Елена Комкова: И что тут делать? Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Понятно. Вот, на ваш взгляд, больше пострадала кратковременная память? Вы забываете то, что было сейчас, вот в данный момент. Елена Комкова: Да. Да. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: То есть там ключи, телефон. Елена Комкова: Да. Вот это да. Да. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: По классике, да, по квартире ходите? Елена Комкова: Да-да-да. Ну вот, очень переживаю, чтобы это так не осталось. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: В любом случае это повод для визита к специалисту. Екатерина Витальевна вас уже ждет. Я думаю, что она поможет вам в диагностике, поможет с прогнозом и в принципе, улучшить память. Пойдемте. Елена Комкова: Здравствуйте! Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Елена Васильевна, здравствуйте! Что вас к нам привело? Елена Комкова: Меня привела к вам потеря памяти после ковида. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Как это проявляется в вашей ежедневной жизни? Вы работаете? Елена Комкова: Да. Работаю с цифрами. И надо много запоминать. Требуется память. А вот ее иногда и не хватает. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Есть ли, помимо проблем с памятью, утомляемость? Усталость? Астения какая-то? Елена Комкова: Да. Это да. Да. Хронический недосып. Во второй половине дня хочется уже прям спать. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Астения – это тоже последствие от ковидной инфекции. Чем оно отличается от усталости обычного здорового человека? Тем, что она неадекватна физической нагрузке. То есть любая минимальная какая-то нагрузка, неважно это физическая или психологическая, вызывает у вас ужасную усталость, утомляемость. Поэтому, какая бы астения ни была у вас, вам необходимо пересмотреть свой график и добавить больше физической активности в свою повседневную жизнь. То есть, казалось бы, странно, да? То есть человек занимается. У него астения нарастает. Но надо пройти вот этот путь, когда в какой-то момент оно раз – переключается, и вы уже начинаете чувствовать себя лучше. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Из постковидных когнитивных нарушений особо выделяют следующие: трудности с концентрацией внимания, повышенная утомляемость при выполнении умственной работы и ощущение затуманенности в голове. Все это как бы мешает человеку сконцентрироваться. У неврологов даже появился особый термин – «мозговой туман». Это может свидетельствовать о развитии психической астении. Голос за кадром: Новая коронавирусная инфекция вызывает сбои в самых разных когнитивных областях. Больше всего страдают гибкость мышления, скорость запоминания и воспроизведение слов. В постковидном периоде также ухудшается исполнительная функция, которая отвечает за планирование и контроль. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Мы с вами сейчас проведем когнитивное тестирование и посмотрим, насколько действительно эти проблемы с памятью у вас есть. Попрошу вас выполнить серию операций. Вы, конечно, по профессии бухгалтер, и вам это легко, но, тем не менее. 100 – 7. И от полученного числа надо отнять 7. И так отнимать до тех пор, пока я не скажу вам «стоп». Елена Комкова: А можно на калькуляторе? Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: На калькуляторе нельзя. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: 100 – 7? Елена Комкова: Это будет 93. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Угу. Дальше. Елена Комкова: А дальше не помню. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: 93 – 7? Сконцентрируйтесь. Елена Комкова: Сто три... шесть... восемьдесят... Очень плохо. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Ну хорошо, ладно. Я назову вам сейчас десять слов. Ваша задача их запомнить. И мне предъявить. Итак, слушайте внимательно: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Что запомнили? Елена Комкова: Давайте заново. Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Нет. Давайте так: что запомнили. Да. Я потом еще раз предъявлю. Елена Комкова: Так: лес, окно, брат, хлеб... Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Угу. Все, что запомнили? Елена Комкова: Да. Голос за кадром: Нарушение когнитивных навыков после COVID-19 развивается как от стресса, так и от воздействия инфекции на центральную нервную систему. Ученые из Томского университета выяснили, что коронавирус разрушает миелин. Это вещество обеспечивает быстрое прохождение импульсов между нейронами в головном мозге и защищает нервные волокна от повреждений. Елена Комкова: А скажите, можно полностью восстановить когнитивные функции мозга? Екатерина Бриль, заведующая кафедрой неврологии, руководитель Федерального неврологического Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ, к.м.н.: Если последствия инфекции ковид, я думаю, что со временем все нормализуется. Есть различные нейрокогнитивные тренинги. Мы сегодня покажем вам. Вы позанимаетесь. И можно это делать и в домашних условиях, для того, чтобы тренировать память. Голос за кадром: Нейрокогнитивные тренинги помогают строить в головном мозге новые нейронные связи. Они заставляют пробудиться те отделы, которые не работают в полную силу. В нейрокомплексе есть задание на запоминание, анализ, развитие памяти и внимания. Есть упражнения на развитие взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга. – Елена Васильевна, задание у вас будет работа вот с этим прибором. Это аналог такой клавиатуры с джойстиками. Левый отвечает за вертикальную ось, правый джойстик – за горизонтальную. Работа с двумя руками. То есть вы берете. Возьмите. Попробуйте подвигать. Работает? Задание очень простое: у вас есть на экране объект, который вам необходимо будет удерживать в определенном кругу. Этим кругом вы управляете. Попробуйте. Наведитесь. Видите? Объект начинает движение. Вам необходимо удерживать его в поле, ограниченном зеленой линией. Задание началось. Не волнуемся. Голос за кадром: Сегодня повысить когнитивные функции могут все москвичи старшего возраста. В столичных центрах «Долголетие» появилась программа, созданная Федеральным центром мозга и нейротехнологий ФМБА России. В учебном плане два курса: «Нейротренировки когнитивных навыков» и «Нейрокоррекция психоэмоционального состояния». Занятия улучшают внимание, память, мышление примерно на 30%. Опыт Москвы планируется распространить и в других регионах страны. Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: По статистике, после перенесенной коронавирусной инфекции примерно у 30% людей возникают те или иные когнитивные расстройства. Поэтому, если вы перенесли COVID-19 и у вас сохраняется нарушение сна, ухудшается память или есть нарушения концентрации и внимания, не откладывайте визит к неврологу. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вот стресс и новые связи, стресс и возможности продукции новых клеток, как выяснилось, которые все-таки позволяют нам жить в когнитивном балансе, в мозговом балансе до очень поздних лет, какую роль играет вообще? Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Стресс, который полезен для развития, то есть он к чему-то подталкивает. И стресс деструктивный – вот тот, который приводит уже к... Ну, это на самом деле получается дистресс. Голос за кадром: Дистресс – это негативная форма стресса, которая возникает в ответ на неблагоприятные или угрожающие события и ситуации. В отличие от позитивного стресса, который может мотивировать и стимулировать, дистресс отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние человека. Он может приводить к ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, неприятным физическим симптомам. Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Будущее – вот куда нужно развивать вот эту всю историю про когнитивное благополучие. Это тренировка сознания, для того чтобы она увеличивала. Мы не можем уменьшить количество раздражителей, потому что оно какое есть, такое есть. Жизнь ускоряется. Здесь мы ничего не можем сделать. Но мы можем попробовать увеличить адаптивные возможности человека, для того чтобы уметь переживать и управлять все большим и большим количеством вот этих стрессорных факторов и не воспринимать их. Вернее, чтобы они не становились деструктивными. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вот переключение – это хорошая история? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Хорошая, конечно. Да. Ну вот надо. Только не гиперактивность, конечно. Переход от одного типа работы к другой, это означает, что вы переключаете энергию. Просто берете энергию из других источников. И это как переключение типа физических работ. В общем, это всегда хорошо. Но только это не должно быть беспорядочно. Тогда это, конечно, только накапливает усталость: вы то одним занимаетесь, то другим, то третьим. У каждого человека есть приоритеты. Вот я сейчас посмотрю детектив. А вот сейчас я почитаю книжку. А сейчас я займусь любимым там вышиванием крестиком. А вот после этого всего пойду писать научную статью. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Режим дня с переключениями видов деятельности оптимален как для детей, которых мы в этот режим впихиваем иногда насильно, не учитывая их особенности, так и для взрослых людей. И надо все-таки постараться, это я пытаюсь себе рецепты создать какие-то, постараться в режиме дня существовать, переключая виды деятельности. Если возможно это как-то чуть-чуть структурировать. Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Ну, наверное, так, да. Причем дети – они сами как-то переключаются. У них нет какой-то работы постоянной. Но для взрослого человека он уже в своем регламенте какой-то профессиональной деятельности, какие-то у него хобби есть и так далее. Вот здесь вот переключение очень функционально просто-напросто. И организм сам чувствует. Я уже повторяюсь, наверное: надо быть чувствительным к себе. Вот я вот сказал: в утреннее время писать статьи. Вот утреннее время у меня есть, а к написанию статьи желания нет. Значит, не надо ее писать. Другим чем-нибудь займемся. Видите? Надо как-то быть. Потому что... Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: То есть потворствовать своим желаниям все-таки надо, в какой-то части? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Ну да. Если вы знаете, что они не ведут ни к каким патологиям, а просто вам дают удовольствие и ощущение такого легкого или серьезного счастья. Это вот те ориентиры, под которые надо стремиться. Ну, мы знаем крылатую фразу: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». И это ж действительно так. Мы духовные существа. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: То есть счастье – это не слово. Это состояние. И маркер здоровья в том числе. Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Да, конечно. Да. Я бы сказал, что когнитивное здоровье, вот еще раз я повторяюсь: это не просто оптимальная работоспособность. Это оптимальная работоспособность, оптимальное самочувствие. Но там, где человек чувствует, что он живет полноценной жизнью, счастливой жизнью, он удовлетворен этой жизнью. Вот это будет когнитивное здоровье. Обязательно нужно включить эту часть в определение когнитивного здоровья. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Физическая активность – это плюсы или минусы для здоровья психологического и здоровья мозга? Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Однозначно и прямолинейно зависит ментальное благополучие. Очень много работ на эту тему. Сейчас вот мы провели большое исследование о влиянии города на здоровье. Однозначная связь и на ментальное, ну то есть психологическое состояние, и на когнитивное. И вообще такое впечатление, что это переливающиеся сосуды, то есть какие-то сообщающиеся сосуды. Без физического здоровья невозможно абсолютно когнитивное. И наоборот. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Без физического здоровья, это понятно. Я про нагрузку, про спорт, про ходьбу, про вот этот пресловутый здоровый образ жизни, который мы все время транслируем. И он уже в какой-то своей части стал в том числе и акустическим шумом: здоровый образ жизни – это нужно, это нужно! Да, действительно, молодежь очень часто вовлекается в ЗОЖ – тоже с перегибами. Ну, сейчас не об этом у нас разговор. Вот насколько действительно нужен какой-то спорт-марафон для нас для всех? Или все-таки это не про это? Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Это про нейропластичность же вопрос. То есть, когда мы занимаемся спортом, мы начинаем какие-то новые для себя движения делать. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: А если это не новые для себя движения? Встал на дорожку и идешь себе. Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Эти новые движения. Ну вот жизнь показывает... Могу про себя сказать: мне нужно постоянно какие-то новые виды, тогда они увлекают. А в какой-то момент любое действие, оно начинает быть рутинным и надоедает. И... Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Ну, здесь прямой вопрос. Если мы будем там тренироваться на велосипеде чисто физически, то будет это способствовать здоровью мозга или не будет? Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Да. Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Дело в том, что мозг не существует просто сам по себе. Это же один из органов. Поэтому в этой композиции всех органов мышцы имеют очень большое значение. При работе мышц выделяется много разных веществ, которые в том числе и работают на позитив для мозга. Поэтому, конечно, здесь должна быть активность физическая. Ну и, как мы знаем, раньше так и говорили: в здоровом теле – здоровый дух. Но я бы сказал, что здоровый дух создает здоровое тело тоже. Потому что мы не можем перенести вот эти тренировки, и особенно такие отягчающие, тяжелые тренировки. Скажем: бег обязательно там 10 км каждый день. В общем-то, обычный человек может перенести 10 км в день. Но это может быть и перегрузкой, потому что мозгу столько не нужно. И мышцы, в конце концов, тоже выделяют не только позитивные вещества, но и продукты распада и так далее. Они могут оказаться токсическими для мозга. Это сложная кухня. Поэтому не нужно здесь переусердствовать. Очевидно, что человек должен двигаться. Конечно. Но критерий здесь все-таки должен быть такой: вот у вас там ежедневные пробежки, но сегодня ты что-то, так сказать, на 10 км не тянешь. «Ну, я пару километров пробегу и все». Не надо здесь подвергать себя этим обязательствам: «Нет, я пробегу 10 км». Это явный сигнал к тому, что сегодня это не нужно делать. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Стихи. Языки. Механические задачи. Собственными силами выполненный ремонт. Что полезно? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Язык очень важен. И язык совершенно выделяется среди всех остальных вот таких вот новых навыков человека. Потому что это та среда, в которой прямо с первого слова происходит загадочная вещь: собрание образов. А это, в общем-то, квинтэссенция творения. И поэтому изучение языков, и особенно второго, допустим, третьего языка – это как два-три мира совмещаются прямо у человека. И, конечно, у такого человека возможности для творчества и возможности мозговых систем для пластических перестроек резко повышаются. Изучение языка – это одна из таких деятельностей человека, где мы максимально стимулируем пластические перестройки. Вы перечислили все вместе. Это вот как раз и есть творческий такой континуум, который... В принципе, возможности окружают человека. И нам только надо, так сказать, выбрать это. И они доступны всем. Нужно как-то воспитать в себе или в детях, или там как-то еще потребности к этому. Потому что, если нет потребности, получается уже насильно. Ну, представьте себе: ребенка не водили никогда на балет. И вдруг в каком-то возрасте взрослым он приходит на балет. Ну, конечно, это чужая как бы среда. Он, скорей всего, может не воспринять ее, она ему будет чужая. Но может такого и не быть. Надо такую возможность предоставить. Поэтому все должно быть, как-то идти органично с детства. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Если можно, в конце нашей беседы какие-то короткие пожелания нашим телезрителям. Начнем с вас, Михаил Торичеллиевич. Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Наверное, какие-то практические вещи нужно сказать людям. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Конечно. Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к.м.н.: Я думаю, что вот с чего можно начать, очень просто и приятно. Вот у нас есть шесть органов чувств. На самом деле может быть даже семь: обоняние, осязание, слух, зрение, вкус, вестибулярная наша чувствительность. И я думаю, что седьмое – это интуиция. Все в той или иной мере ее чувствуют. Я думаю, что секрет гармоничного состояния – это каждый день тренировка каждой из сенсорных систем: приятное изображение, приятные звуковые волны, приятные вкусы там. И каждый день что-то такое вот делать приятное для каждой своей сенсорной системы. И, в общем, это на самом деле секрет, мне кажется, такого вот хорошего очень, благополучного состояния. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Александр Яковлевич? Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Трудно мне сказать какие-то секреты. Но... Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Советы! Советы. Александр Каплан, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук: Советы – да. Вы знаете, надо вот как бы ориентироваться на какие-то маячки. Утром надо встать с желанием что-то сделать хорошее. Ну, по работе либо, значит, по дому, либо еще что-то. Вот это должно быть абсолютно такое жизненное желание. Если оно есть – ты здоров. Даже если у тебя есть какие-то болячки, когнитивно ты здоров. Когнитивное здоровье – это здоровье, вот ощущение, полноценное ощущение жизни. И точно так же, когда вы, в конце концов, в конце дня уже отходите ко сну, у вас должны быть планы на следующий день. И более того, задания, которые вы хотите что-то там решить, какую-то проблемку. Я вам гарантирую, что ночью, пока вы будете спать, мозг будет заниматься вашей задачей. Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Огромное спасибо за интересную беседу, коллеги! А впереди у нас рубрика «Полезно», в которой мы даем несложные советы для сохранения полноценной и здоровой жизни. ПОЛЕЗНО Что такое хронопитание? Голос за кадром: Вся наша жизнь во многом подчиняется биологическим ритмам. От них зависит и работа пищеварительной системы. Поэтому важно не только, какую еду мы едим, но и в какое время суток. Хронопитание – это система, основанная на естественных биоритмах человека. Эльвира Фесенко, диетолог, эксперт социального проекта «Деменция.net»: Биологические часы запускаются у человека двумя основными механизмами. Это воздействие дневного света, то есть когда организм начинает загружаться. И вторым важным механизмом является первое поступление пищи. То есть завтрак. Это основной прием пищи. Конечно, в темное время суток мы должны спать. И вот как раз таки когда поступает пища в организм в темное время суток, допустим, после десяти вечера, это негативно сказывается на обмене веществ, на метаболическом профиле. И было доказано учеными, что люди с поздним хронотипом питания, то есть что это такое? Когда основная часть приема пищи у человека приходится на вечернее, на темное время суток, приводит к повышению риска ожирения, к повышению риска сердечно-сосудистых заболеваний и повышает риск развития сахарного диабета. Здесь даже вопрос не в том, что мы едим. Это может быть 100 грамм грудки. И со мной поспорят, и скажут: «Ведь это здоровый стиль питания». Но здесь абсолютно неважно, что человек съел. Сам факт употребления пищи вот в такое неблагоприятное время для физиологии может послужить риском таких метаболических сдвигов. Голос за кадром: Еще одно важное правило касается временного интервала между ужином и завтраком. Он должен быть не меньше десяти-одиннадцати часов. Эльвира Фесенко, диетолог, эксперт социального проекта «Деменция.net»: Это является физиологически правильным таким стилем пищевого поведения, образа жизни и позволяет организму функционировать на том уровне, на котором он должен. То есть в ночное время суток ведь есть гормоны, которые большую активность имеют. Желудочно-кишечный тракт в полной мере может подготовиться к первому приему пищи утром. И так далее. Голос за кадром: Один из принципов хронопитания – определенное распределение калорийности в течение дня. Нарушение этого правила приводит к набору веса, ожирению и другим болезням. Эльвира Фесенко, диетолог, эксперт социального проекта «Деменция.net»: Бывает, человек завтракает, обедает и ужинает, но все равно имеет тенденцию к увеличению веса. Что может выступать фактором риска? Это когда большая часть по калоражу приходится на ужин. Для того чтобы такого не произошло, вы должны распределять пропорционально эти приемы пищи. Вот для примера: на завтрак – самый основной и главный прием пищи – должно приходиться 25–30% суточного рациона. Мы должны с вами плотно поесть, прежде чем пойти на работу. Обед также должен составлять где-то 25–30% от суточного рациона. Понятно, что все индивидуально, и каждый распределит эту нагрузку. Но мы должны понимать этот объем. А вот на ужин должно приходиться не более 20–25% от суточной калорийности. Есть категория людей, которые плохо переносят большие перерывы между приемами пищи, у которых высокая двигательная, интеллектуальная активность. И в целом допустимы перекусы между основными приемами пищи. Но здесь, внимание! – перекус должен составлять не более 10–15% от суточной калорийности. Потому что бывает, человек говорит: «А мне вот диетолог разрешил перекусы». Мы анализируем, а там перекус равноценен основному приему пищи. Такого тоже быть не должно. Поэтому соблюдение таких основ физиологии, которые опираются именно на биологические часы, оно позволяет действительно сохранить метаболический статус на должном уровне и, безусловно, то когнитивное здоровье в будущем, к которому мы стремимся. Голос за кадром: Однако у всех бывают ситуации, когда биологические ритмы сбиваются. Например, после длительных перелетов. Тогда появляется синдром смены часовых поясов: джетлаг. Среди его многочисленных симптомов – нарушение пищеварения. Эльвира Фесенко, диетолог, эксперт социального проекта «Деменция.net»: Чтобы помочь адаптироваться нашему организму к новым ритмам светлой части суток, темной части суток, очень важно сразу же перейти на тот ритм жизни и ритм питания, который характерен для новой местности. Допустим, мы прилетели во Владивосток. Во Владивостоке сейчас утро. Поэтому нужно перебороть себя, не ложиться спать, позавтракать по местному времени. И тогда такой ритм поможет адаптироваться. В обычной реальной жизни для людей, которые не перемещаются в таких широких часовых поясах, есть такое понятие, как «социальный джетлаг». Например, когда мы пять дней в неделю работаем по одному расписанию. Встаем в шесть утра, завтракаем в семь часов. И, соответственно, по этому принципу строится весь день. Социальный джетлаг. Когда человеку повезло, у него два выходных дня: суббота, воскресенье. И вот в эти дни он живет по другому расписанию: он встает в 11, завтракает в 12 часов дня. Соответственно, ужин смещается тоже на поздний период. Это неправильный тип пищевого поведения и образа жизни. Здесь нужно постараться сделать так, чтобы между привычными днями рабочей недели и между выходными днями не было большой разницы. Что если мы и переносим какой-то завтрак, чтобы максимум это окно было два часа, но не больше. Потому что в час, в два – это уже время для обеда. И постараться, чтобы не было позднего приема пищи. ПОЛЕЗНО Какое покрытие для ногтей безопаснее? Голос за кадром: Изобретение гель-лаков произвело революцию в индустрии маникюра и сильно облегчило жизнь женщин. Стойкое гелевое покрытие надолго сохраняет цвет, блеск и не боится бытовой химии. Но насколько оно безопасно для ногтей? Полина Уханова, врач-дерматолог, хирург, подолог: Я как врач не рекомендую использовать гель-лаковую или гелевую системы для покрытия ногтевых пластин, так как довольно сложно контролировать все нюансы нанесения этого покрытия, а также ношение этого покрытия. Когда мы говорим про гель-лаковую или гелевую систему, мы должны учитывать, что такое покрытие должно наноситься только на здоровую ногтевую пластину. Я рекомендую всем тем, кто носит декоративное покрытие, это после снятия обязательно проконтролировать состояние ногтевых пластин. Голос за кадром: Любые изменения цвета, формы, толщины ногтей скажут вам о том, что покрытие снова делать нельзя. И стоит, не откладывая, обратиться к специалисту – подологу. Полина Уханова, врач-дерматолог, хирург, подолог: Во время любой эстетической процедуры не должно быть больно во время обработки: никаких порезов, пропилов, жжения быть не должно. Также не должно быть больно во время нанесения или полимеризации в лампе декоративного покрытия. То есть жечь в лампе не должно. Если происходит жжение, в первую очередь прекратить воздействие. Достать руку из лампы (или ногу). Во-вторых, попросить уменьшить интенсивность свечения. На большинстве полимеризующих ламп имеется кнопка снижения интенсивности свечения. Голос за кадром: Опасно наносить гель-лак глубоко под кутикулу. Это может повредить ростковую зону ногтя, что приведет к его деформации. А при травмировании кутикулы и окружающих тканей повышается риск развития грибковых и бактериальных инфекций. Полина Уханова, врач-дерматолог, хирург, подолог: Наш организм имеет адаптационные функции. И когда мы за наш организм утолщаем ногтевые пластины искусственным покрытием, то со временем ногтевая пластина начинает истончаться. Толщина декоративного покрытия должна быть тоже достаточно жестко регламентирована, особенно на ногах. Декоративное покрытие не должно быть толще толщины человеческого волоса. Покрытие должно быть минимальным. И зачастую я рекомендую в таких случаях использовать либо различные просто лаковые быстросохнущие системы. Есть сейчас новые пленочные системы. Есть подосерии гель-лаковых, то есть однофазные системы, где толщина покрытия не будет превышать толщину человеческого волоса. Сейчас, к счастью, идет тенденция к истончению гель-лакового покрытия, что минимизирует вероятность риска дистрофии ногтевой пластины. Голос за кадром: Есть мнение, что перерывы в ношении гель-лаков нужны для того, чтобы ногти «подышали». Но на самом деле приток воздуха им не требуется, поскольку это ороговевшие мертвые клетки. Кислород и другие вещества, необходимые для создания и роста ногтевых пластин, поступают исключительно из кровотока. Но передышки ногтям от гель-лаков все-таки необходимы. Полина Уханова, врач-дерматолог, хирург, подолог: Я рекомендую раз там в полгода-год делать перерывы в ношении покрытия на три-четыре месяца. Это срок обновления ногтевой пластины. Для того чтобы адаптационные функции нашего организма сыграли свое. Важно помнить: нанесение защитных лечебных лаков после снятия декоративного покрытия строго запрещено. В большинстве аннотаций к таким покрытиям – защитным, утолщающим, укрепляющим – написано, что наносить это средство запрещено после снятия декоративного покрытия. Почему же так происходит? В большинстве укрепляющих лаков содержится какое-то агрессивное средство, которое воздействует на толщину ногтевой пластины за счет раздражения ногтевого ложа. И если у нас ногтевая пластина слишком тонкая, то это раздражающее средство может спровоцировать ожог ногтевой пластины и привести к отслоению последней. Голос за кадром: Чтобы ногти были крепкими и здоровыми, им нужно разнообразное полноценное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов. Однако есть способы и снаружи улучшить их состояние. Полина Уханова, врач-дерматолог, хирург, подолог: Вы можете взять любую витаминную мазь и втирать ее активными массажными движениями в кожу вокруг ногтей. Это позволит увеличить кровоснабжение, а соответственно, и питание ногтевой пластины и ее ростковой зоны. Второе, что вы можете сделать для улучшения качества ногтевых пластин и их эластичности – использовать различные обогащенные масла. Но на самом деле любое масло берете и втираете в саму ногтевую пластину. Это создает липидную пленку на поверхности ногтевой пластины, что препятствует потере жидкости и, соответственно, уменьшению эластичности или хрупкости ногтевой пластины. Тем самым совокупности этих двух легких способов ухода позволит вам значительно улучшить качество ногтевых пластин, если не представлены какие-то выраженные дистрофии, связанные с другими состояниями. ПОЛЕЗНО Собственные зубы или импланты? Голос за кадром: Есть такое мнение: сколько зуб ни лечи, его все равно придется удалить. Надо ли тратить на него время и деньги? Или на место разрушенного зуба стоит быстрее установить имплант? Алексей Болячин, стоматолог-эндодонтист, кандидат медицинских наук: Свой зуб – это всегда лучше, чем имплантат. Но это работает только в том случае, если лечение проведено качественно и зуб должен быть покрыт коронкой. В этом случае, скорее всего, срок службы его не будет отличаться от срока службы здоровых зубов. Кость вокруг этого корня будет здоровой и полноценной. Это тоже надо учитывать, когда человек принимает решение и говорит, что «нет зуба, нет проблемы». А дело в том, что когда зуб удаляется, в течение нескольких лет происходит атрофия или убыль кости. И с этим связана проблема в установке имплантатов спустя два-три, четыре года после удаления. И заключается эта проблема в том, что нет костей и нет условий для фиксации имплантата. После удаления зуба кость начинает убывать уже через несколько месяцев. От возраста это не будет сильно зависеть. Просто надо понимать, что если, например, ребенку в семь-восемь лет удалили постоянный зуб, то к моменту, когда ему возможно ставить имплантат, а обычно это от 18 до 20 лет, состояние или убыль кости уже достаточно серьезная. И это накладывает определенные ограничения в имплантации. Поэтому несколько месяцев – это уже первое значимое изменение. И спустя два-три года эти изменения уже будет очень-очень сильно выражены. У ребенка имплантация невозможна. Потому что скелетный рост обычно заканчивается в 18–20 лет. Соответственно, имплантация возможна по истечению этого срока. Поэтому, если говорить о детях, мы стараемся сохранить постоянные зубы в любом случае. Есть такая манипуляция, как консервация корня, и это дает возможность сохранить кость вокруг корня. Это специальная методика, когда, например, после травмы десна над корнем зашивается и корень консервируется. Соответственно, когда рост кости заканчивается и возможна имплантация, этот корень удаляется и уже делается имплантация в здоровую кость. Голос за кадром: Еще одно стойкое заблуждение связано с возможным восстановлением сильно разрушенного зуба. Алексей Болячин, стоматолог-эндодонтист, кандидат медицинских наук: К нам приходят с запросом и говорят, что: «Вот у меня соседка восстановила себе зуб. У нее во рту был только корень. И на этом корне ей построили какой-то там коронку или зуб». А обычно как раз срок службы таких конструкций очень маленький. Не бывает чудес. И мы можем предсказуемо восстановить зуб, если над десной остался не только корень, но еще и какая-то часть своего зуба, хотя бы два миллиметра со всех сторон. То есть вероятность того, что это будет успешная конструкция, которая будет долго служить своему пациенту. Он будет успешно жевать, улыбаться и так далее. Голос за кадром: Средний срок службы импланта – около 20 лет. На длительность ношения этой конструкции влияет множество факторов: состояние костной ткани, материал импланта, правильность установки. Но есть и другие причины, которые могут привести к более ранней замене импланта. Алексей Болячин, стоматолог-эндодонтист, кандидат медицинских наук: Ну, например, у курильщиков срок службы значительно меньше. Поэтому курение является таким относительным противопоказанием к изготовлению эти конструкций. И очень важна гигиена. Есть пациенты, которые считают, что эти зубы можно не так тщательно чистить, за ними можно не так тщательно ухаживать. На самом деле это не так. Потому что гигиена очень важна и при лечении своих зубов, и после постановки имплантата. Голос за кадром: Поэтому не забывайте чистить зубы два раза в день. Используйте ирригатор. Ограничьте потребление сахара и алкоголя. И каждые полгода посещайте стоматолога.