Младенческий возраст: от 3-х месяцев до полугода. Часть 2
https://otr-online.ru/programmy/na-prieme-u-glavnogo-vracha/mladencheskii-vozrast-ot-h-mesyacev-do-polugoda-chast-88242.html
Голос за кадром: Кажется, за считанные мгновения крохотный человечек, которого только-только принесли из роддома, превратился в уверенного крепкого малыша. Произошло еще одно чудо – приятно волнующее не только тех, кто может его созерцать прямо сейчас, но и тех, кому лишь предстоит стать родителями.
Екатерина, будущая мама: Малыши мне представляются безумно уютными, создающими вокруг себя атмосферу в семье и наполняющие наше пространство и дающие нам смысл жизни.
Голос за кадром: В этом возрасте жизнь малюток полна открытий. Они начинают активно знакомиться с миром вокруг. Ведут понятные только им разговоры. Ни мама с папой, ни бабуля с дедулей – никто не может остаться равнодушным. И каждое «агу!» воспринимается как настоящая беседа.
Светлана, молодая мама: Малыши очень нежные, милые. Они уже начинают улыбаться, агукать. И за ними очень интересно наблюдать.
Голос за кадром: Но и родители на то и родители, чтобы помимо огромной любви, испытывать и бесконечные волнения: все ли в порядке у их любимого чада?
Светлана, молодая мама: Есть общепринятые нормы: когда ребенок должен сесть, когда он должен начать говорить первые слога, когда он должен пойти, когда должен быть введен прикорм. Это все очень сильно давит, и ты пытаешься смотреть на своего малыша и думать: а вписывается ли он в эти нормы? Что не всегда, наверное, правильно. Вот для меня это, наверное, самые мои большие страхи.
Голос за кадром: О детях в этом возрасте можно говорить бесконечно долго. А можно сказать совсем коротко, но слова все равно будут наполнены неподдельными чувствами.
Олег, будущий папа: Малыши много улыбаются, двигаются, познают мир. И все их любят.
Голос за кадром: Нежность и трепет в обсуждении младенцев слышится не только из уст родителей. С особой лаской в голосе о детях и их молодых родителях рассуждают и врачи, которым удается со стороны наблюдать удивительное чудо – знакомство малыша с его мамой и папой.
Ария, врач-ординатор по направлению «Педиатрия»: А в глазах мамы – это маленький комочек счастья, который только-только у нее появился. И он постепенно развивается, постепенно радует ее глаз, ее взор, ее слух. И когда она видит, как он ползает, как он потихонечку развивается, как он начинает присаживаться, для нее это огромное счастье!
И, наверное, такое же счастье испытывает по большей части любой человек, который видит этого ребенка. Потому что эмоции, которые дарит этот комочек, этот ребенок окружающим, они бесценны абсолютно: будь это родитель, будь это бабушка, дедушка и любой человек на прогулке, на улице. И это прекрасно!
Голос за кадром: От трех до шести месяцев – это удивительный возраст в жизни юного создания. С каждым днем кроха начинает активничать, интересоваться разными вкусами, цветами и текстурами. И сегодня мы обсудим, на что важно обратить внимание, чтобы малыш продолжал правильно развиваться и получать удовольствие от окружающей его любви и заботы.
Сегодня за круглым столом соберутся: Алина Еремеева – врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья имени Филатова Сеченовского Университета. Алина Владимировна расскажет, как правильно настроить режим сна и бодрствования у малыша.
Мария Дегтярева – врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета. Мария Григорьевна объяснит, как у младенцев формируется иммунитет и как его можно укрепить. Ирина Турина – врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета. Ирина Евгеньевна напомнит, почему детей необходимо вакцинировать и каких опасностей можно избежать, если вовремя сделать прививку.
Наши эксперты расскажут обо всем, что необходимо знать родителям, воспитывающих детей от трех до шести месяцев.
КОНСИЛИУМ
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Добрый день! Сегодня мы продолжаем разговор об очень интересном и важном периоде развития малыша – это возраст от трех до шести месяцев. Совсем меняется человечек: он начинает активно двигаться, переворачиваться, вставать на четвереньки, коммуницировать с родными, узнавать, взаимодействовать. В общем, происходит масса всего очень интересного и привлекательного.
Но есть, безусловно, и некоторые моменты. Я бы не стала их называть опасностями, чтобы никого не пугать. Потому что мне кажется, именно в этот период немножко мама и те, кто рядом с малышом, выдыхают. И это становится уже привычным. Первый период неуверенности проходит.
Но, тем не менее, учитывая, что малыш становится более активным, нужно всегда держать в голове те моменты, на которые стоит обращать внимание, чтобы вот эта радость развития не превратилась в борьбу с какими-то приобретенными проблемами. Поэтому начнем говорить об этом. Какие есть, ну уж придется их назвать, опасности, связанные с тем, что малыш начинает активно двигаться самостоятельно?
ОПАСНОСТИ ВОЗРАСТА
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Опасности существуют у нас всегда. Человек родился, и уже мы можем говорить о каких-то опасностях. И мы с вами думаем, что когда ему месяц, два, три, четыре, пять и к шести, он почти не шевелится и опасностей не существует. А потом, когда человек встает на четвереньки (и прошлый раз мы об этом говорили) и пытается ползти, вот тогда это да.
Но это глубокая ошибка. Потому что дело не только в движении самого малыша. Они падают и в месяц, и в два, и в три. И мы иногда сами этому способствуем. И можно говорить не только о травмах как таковых. Потому что травма – это первоочередное. Но опасностей всегда много. Мы должны во всем этот разобраться.
И самое главное, мы должны всему этому обучить нашу маму и говорить с ней все время об этом. Чтобы не было никаких безумных глаз, скорых, истерик там или еще что-то. Это все нормально. Но человек не должен испытывать боли. Человек не должен падать. Это травматизм.
И не надо бесконечных вызовов скорых помощей, потому что человек плачет очень часто и очень много. Но есть разные родители, кто тут же вызывает скорую помощь. И бедные наши дорогие коллеги бегут. А потом объясняют, что это все как вариант нормы. И, как правило, приезжают – а там уже все и закончилось.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ну вот мы, собственно, здесь и встречаемся для того, чтобы развеять многие страхи (я надеюсь) и рассказать о том: что есть норма, а что есть не норма. И когда действительно нужно обращаться к врачу.
Что-то еще, Мария Григорьевна, есть добавить к опасностям?
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: К опасностям. Скажем так, я бы продолжила тему с переносками. Основное, чему мы должны в принципе учить своих родителей, что с момента, когда малыш овладел переворотами, должен сформироваться совершенно четкий рефлекс: дальше пола не упадет. Либо он у вас в руках, либо он у вас на полу. Организовать ребенку определенным образом половую жизнь. И таким же образом вот все эти переносные приспособления, они должны ставиться только на пол.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Действительно, хочется на каком-то подсознательном уровне иметь собеседника. А он уже становится собеседником. Он реагирует. На маму особенно реагирует. И поэтому, конечно, нужно об этом думать и помнить. И действительно, половая жизнь – это та жизнь, которую лучше всего в спокойствии организовать для ребенка. Алина Владимировна, что-то еще?
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Ну и помнить о том, что если ребенок – это уже не первый член семьи, вот такое новое поколение, уже есть более старшие дети, то, возможно, у них есть игрушки, опасные для этого ребенка. Поэтому мелкие игрушки должны быть убраны на какое-то время. Для того чтобы не было попыток проглотить их. Или при попытке проглотить, вдохнуть эту игрушку. И не дай Бог, если возникает такая ситуация – конечно, она очень неприятная.
Ну и, конечно, одна из самых больших опасностей среди все еще продающихся мелких игрушек – это магнитные конструкторы. Потому что эти шарики очень привлекательны: они либо блестящие, либо цветные. Но проглатывание этих игрушек ведет за собой огромное количество бед. К сожалению, иногда поздняя диагностика и инвалидизация в связи с повторными и многократными оперативными вмешательствами у этих пациентов.
Поэтому вот такие игрушки, наверное, просто безопасно либо убрать из пространства, либо не допускать их попадания в дом, когда есть ребенок такого возраста.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Можно еще следить вот за своими вещами. Мы не всегда следим. Это уже случай из практики. Семья. Завтрак. Но мы говорим сейчас совсем о маленьких: от трех до шести месяцев. Будь он чуть постарше, тема была бы актуальней.
Бабушка выкладывает все свои таблетки, потому что надо их с едой принять. И тут же с ними сидит малышок. И был момент, что человек съел таблетку. Вот эта ситуация медицинская. Давайте не будем приносить таких бед. И самое главное – следить за собой. Тогда человечек будет в безопасности. Все время помнить, что он рядом. Вот и все.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Меняется режим. И вот здесь очень много соблазнов попытаться навязать этот режим. Навязать этот режим сообразно своему режиму. Нужно ли это делать? Некоторые считают, что правильный режим (правильный с точки зрения родителя) очень полезен для ребенка: он формирует в дальнейшем правильное отношение к структуре дня и вообще структурирует развитие.
РЕЖИМ ДНЯ
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вообще, что делать с прогулками, сном? Отдать это на откуп физиологии детской? Или как-то все-таки пытаться на это влиять?
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Мы детской физиологии отдаем их естественное вскармливание. Поэтому мы говорим: если мама кормит грудью, то это браво. И пусть она кормит так, как кормит. Главное, что человечек растет, что он счастливый. У него это на коже проявлений. И что он прибавляет в весе.
Вот то, что касается режима. Здесь не надо жестких, конечно, параметров – минута в минуту, когда его положить и когда спать. Но я за режимный момент. И мы не раз в этом убеждались. Когда ребенок от трех месяцев имеет определенное количество снов, определенные промежутки и между каждым сном он все равно имеет увеличивающийся период бодрствования, то потом, ближе к тому возрасту, о котором мы говорим, с трех до шести, он может уже иметь промежутки, когда от кормления до кормления он взял и не уснул. Это не значит, что мы чего-то нарушили. Нет. Вот он входит, так сказать, во взрослую жизнь.
Но самостоятельно, потому что так написано в книжке, лишать его одного сна и заставлять его все время активно бодрствовать. Хотя мы видим периоды, что он устает, что он начинает канючить, что он плачет. Что он никак не может вот эти вот полчаса дождаться, когда нам это удобно, потому что удобно по нашему режиму. Поступитесь своими моментами, слушайтесь ребенка. Чем больше мы слушаем своего ребенка, тем больше мы имеем от него того позитива, который потом выстраивает этот режим.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Действительно, в процессе созревания количество бодрствований увеличивается, а сна уменьшается. Так вот, для младенцев, по данным большого количества исследований, вообще выполненных еще в прошлом веке (это 1966 год и дальше), общее время сна младенца от 6 до 23 месяцев, то есть очень такой широкий возрастной диапазон – он около 12 часов в сумме. Но из них...
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: С ночным?
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: С ночным. Общее время длительности сна. И соответственно, если это около 12 плюс-минус два часа, то если ребенок спит ночью с девяти до девяти, то он формально к шести месяцам имеет право отказаться от дневного сна. И это очень трудные дети для родителей. Потому что ребенок не может выдержать такого длительного и активного бодрствования.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Устает.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: И он, естественно, устает. И он, естественно, требует как бы постоянного участия взрослого в организации своего бодрствования. Вот если ребенок легко переходит от сна к бодрствованию, значит, то количество сна, которое у него есть, ему достаточно. Но ему нужен тихий час. И вот этот тихий час, когда иногда родителю нужно создать определенный ритуал вот этих вот периодов активного бодрствования и спокойного.
Эти ритуалы нужно создавать удобные для всей семьи. Но иногда это требует участия родителя. То есть вплоть до того, что лечь рядом с ребенком и почитать ему, рассказать ему что-то, спеть ему песню. То есть дать ему этот вот период. Возможно, он уснет сам.
Лишать ребенка лишнего сна нельзя никогда. Но есть те дети, которым эти периоды сна, они могут более многочисленные и более короткие. То есть ребенок, например, может спать 20 минут. Просыпаться в прекрасном настроении. И ты его можешь укачивать как угодно – он не заснет. Он готов общаться. Он готов бодрствовать.
Но таких коротких периодов сна у него может быть в течение дня несколько таких моментов: четыре и пять. Это тоже не очень удобно. Можно пробовать менять этот режим и подстраивать его под более рациональный для всей семьи.
Но менять это насильственным образом часто не получится. Поэтому здесь должна быть, безусловно, золотая середина.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: То есть все-таки если ребенок здоров, если все в порядке, формирование вот этой его активности, позитивной и полноценной, мы возлагаем на него самого. И пристраиваемся к тому, что хочет ребенок.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Да.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Физическое развитие. Тоже в общем, поскольку ребенок уже похож на человека, хочется к нему применять правила здорового образа жизни взрослого. И очень активно внедряются в жизнь массажи. Какие-то плюс-минус занятия физкультурой навязанные. Потому что ребенок еще сам координированные упражнения выполнять не может. Вот что нужно? Или не нужно вообще ничего, если нет на то медицинских показаний?
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Мы говорим о том, что вообще гимнастика утренняя и туалет – это еще и форма общения и взаимодействия. Эмоционального взаимодействия с родителями. И тактильная стимуляция для ребенка – это источник положительных эмоций.
Поэтому, если мы говорим о том, что мы растим человека, с которым нам будет в дальнейшем как бы комфортно, удобно общаться, жить, эмоционально взаимодействовать. Мы все по утрам умываемся, и малыш тоже. Мы все, допустим, утром делаем зарядку там без фанатизма. И малыш тоже. И получает от этого эмоциональное удовольствие, от контакта. В том числе от тактильного контакта с мамой.
И я всегда говорю о том, что ни один родитель разумный, который контактирует и общается с ребенком, даже интуитивно он никогда ребенку не повредит. Если он не пытается сделать что-либо специальное по каким-то вот источникам из Интернета и так далее. То есть здесь ничего специального, я бы сказала, здоровому ребенку не нужно.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Конечно, и тактильная чувствительность важна, и свобода должна уже быть у них. Но мы все время рядом. Я все время буду повторять эту фразу.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: То есть больше свободы, но подконтрольной. Да? И меньше насилия.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Конечно. Конечно.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Иммунитет? Алина Владимировна. Понятно, что ребенок должен быть здоров. У него должен быть здоровый иммунитет. И это тоже почему-то стало зоной влияния. Все бесконечно укрепляют иммунитет – свой и детский, общественный. И об этом очень много говорят. И никто, в общем, до конца не понимает, что это такое. Но каждый считает для себя полезным нечто. Ну, в лучшем случае из источников, которым действительно стоит доверять. В худшем – из каких-то иных источников.
Вот что касается детей: нужно ли каким-то образом влиять на их иммунитет? Ассоциировано ли это с той едой, которая начинает появляться в рационе? Вот давайте об этом поговорим.
ИММУНИТЕТ МАЛЫША
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Если есть возможность сохранять грудное вскармливание, мы должны его сохранять. Потому что ничего лучшего, чем грудное молоко, вот на эти этапы – этапы, когда иммунитет еще формируется. Ребенок рождается с тем иммунитетом, который должен пройти определенные стадии формирования.
Поэтому, если есть возможность сохранять грудное вскармливание, естественно, при своевременно введенном прикорме, мы это обязательно делаем. Потому что уникальные компоненты, которые есть в грудном молоке, невозможно добавить в наши стандартные продукты питания. И смеси не содержат всех необходимых компонентов.
Голос за кадром: Грудное молоко – уникальный продукт, содержащий идеальный баланс питательных веществ, антител, ферментов и гормонов. Материнское молоко защищает ребенка от инфекций, улучшает обмен веществ и укрепляет иммунитет. Грудное молоко персонализировано. Его состав меняется под нужды ребенка. Ни одна искусственная смесь не может полностью повторить его свойства.
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Кроме белков, жиров и углеводов, витаминов, мы должны помнить, что нам с вами нужны и пищевые волокна. А значит, это своевременно введенный прикорм. Потому что пищевые волока у нас нужны нам не только для того, чтобы была правильная консистенция стула, а для того, чтобы прокормить микробиоту желудочно-кишечного тракта. Они кушают вот эти пищевые волокна и используют для того, чтобы самим развиваться микроорганизмам, которые поддерживают наш иммунитет. То есть на самом деле правильное питание поддерживает адекватный иммунитет за счет работы собственной микрофлоры.
И вот эта основа, когда сохранение грудного вскармливания, своевременно введенный прикорм, прикорм, который содержит все компоненты, в том числе, которые являются питательными для нашей микробиоты, – это основа формирования иммунитета.
Ну и, конечно, забота о коже ребенка. Потому что микрофлора, которая живет на поверхности кожи, на поверхности слизистых, если совсем грубо сказать, она общается друг с другом. И поэтому состояние кожных покровов тоже должно быть адекватным у ребенка. Поэтому не нужно купать его в каких-то излишне агрессивных гелях для купания. Иногда избыточно применяют солевые растворы для купания. То есть здесь опять же нужна разумность.
Иногда для массажа используют некорректные средства, и кожа ребенка тоже страдает. Поэтому здесь уход компетентного уровня если уже нужен, вы понимаете, что есть какие-то проблемы – конечно, обращаемся к педиатру. Он подскажет, что нужно убрать или добавить для того, чтобы вот эта микрофлора и кишечника, и кожи, она адекватно работала и поддерживала иммунную систему.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: И посмотрите, мы не назвали ни одно лекарство. И это здорово! И я тоже за микробиоту, за кожу, за прикорм, за правильное питание, за физические вещи, которые всегда хороши. И ребенок всегда этому радуется.
Но никаких интерферонов, пилюлек противовирусных заранее. Потому что кто-то вдруг в семье заболел. «Давайте укрепим иммунитет, а то маленький заболеет». Нет! Свежий воздух. Гуляние. Режим. Правильная совершенно еда. Витамины. И если мы к этому присовокупим закаливание в виде вот этой процедуры, которая будь то это ванна, будь то это походы в бассейн.
Иногда настолько горят этим родители. И когда их спрашиваешь, как они это делают, даже прямо зависть берет. Потому что думаешь: «Как здорово!» Прям отдельный бассейн, отдельные тренеры. Они еще и киношку тебе покажут. А он такой счастливый плывет – не в круге, а просто сам. И всегда это очень здорово! Конечно.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Плавание. Ну, если есть такая возможность. У некоторых есть большие ванны, которые, так сказать, позволяют ребенку, ну, естественно, со всеми соблюденными условиями безопасности находиться достаточно длительное количество в воде. Вот какие-то такие мероприятия общеукрепляющие, нужно ли их проводить или нет?
КУПАНИЕ РЕБЕНКА
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Дети вообще очень по-разному относятся к водным процедурам. Есть дети, которые, например, вполне спокойно относятся к душу и крайне возражают к тому, что их целиком погружают в воду. Поэтому...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: А это не зависит от того, к чему приучили? Или это просто индивидуальные какие-то восприятия?
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Это достаточно индивидуально. Очень часто это связано с теми эмоциями, которые испытывает взрослый. Вообще ребенок на очень многие внешние воздействия, которые с ним происходят в первый раз, он смотрит глазами взрослого.
Если взрослый спокоен и уверенно в том, что он делает: вот он его сует под кран уверенной рукой. И папа там, допустим, раз – и все! И он спокойно это все воспринимает. Ну, раз папа считает, что так нужно. Да? Когда мама делает все очень правильно, но трясущимися, так сказать, руками и очень волнуясь, ребенок больше гораздо беспокоится.
Поэтому здесь очень многие вещи зависят от того, как взрослые, собственно говоря. Если взрослый считает, что плавать полезно. Есть же и взрослые люди, которые любят бассейн и не любят бассейн. Почему ребенок-то должен быть как-то по-другому?
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Сколько он может находиться в воде? Вот здесь тоже, мне кажется, иногда родители перебарщивают.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Есть. Да.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Особенно если ребенок радуется. И все хорошо. И он любит воду. Уже совершенно сморщенная кожа. Уже ребенок перегрелся или, наоборот, охладился, но он все равно, так сказать, требует продолжения этого банкета. И, конечно, родители с удовольствием его в этом поддерживают.
Есть ли какие-то нормы для этого возраста? Вот в три – шесть месяцев, когда нужно сказать: «Нет, ребята! Вот там такое-то купание в таком-то виде и не более стольки-то минут».
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Ну, есть общий ориентир: 10–15 минут. Этого вполне достаточно для того, чтобы. Ну, у более старшего все-таки до 15-ти, ближе к шести месяцам. Если ему это доставляет удовольствие. Но 10 минут – это вполне достаточный срок.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ну уж раз мы начали говорить об иммунитете, конечно, мы не можем обойти вопрос вакцинации. И сейчас мы перейдем вот к этому очень сложному вопросу.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Очень сложному.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Который когда-то был для всех совершенно очевиден. Как Мария Григорьевна сказала: в прошлом веке. Мы все оттуда. И тогда, наверное, та советская медицина, которая формировала в том числе и подходы родителей к детству своих появляющихся детей и, так скажем, не допускала диспута на тему того, нужно ли вообще вакцинироваться или не нужно.
И мы все время говорим, что абсолютно некорректно сформировалось общественное мнение на неправильных акцентах: что такое прививка, что после – не значит в связи. Последствия совершенно могут быть неассоциированные. И так далее, и так далее. Мы перестали, наверное, об этом говорить. Это ушло на откуп собственных решений.
И, безусловно, решения в отношении собственного ребенка должны и могут принимать родители. Но мне кажется, что эти решения в отношении вакцинации или важных для здоровья ребенка аспектов должны быть абсолютно компетентно проконсультированы.
И вот давайте мы все-таки об этом поговорим – достаточно строго, так, по-советски. Да. По-советски, потому что мне кажется, что мы, ну просто обрели поколение уже невакцинированных людей. Которые уже перестали быть маленькими детками и которые не относятся к категории от трех до шести месяцев. Которые в части случаев уже начинают иметь собственных детей. В общем, медицинское сообщество, так скажем, в некотором опасении пребывает в отношении возможного развития сюжета в дальнейшем.
ВАКЦИНАЦИЯ РЕБЕНКА
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Еще раз: возраст три – шесть месяцев. И тут вопрос уже состоявшихся прививок. Все, что входит в протоколы, которые у нас сегодня существуют. Давайте это обсуждать. Ирина Евгеньевна, с вас начнем, естественно.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Спасибо!
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вопросы к педиатру: надо ли?
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну, я даже не буду говорить, что скользкая тема. Это не тот термин. Это очень важная тема. И мы не можем здесь найти какую-то золотую середину. Это неправильная фраза. Мы должны, потому что мы педиатры. Потому что мы детские врачи. Потому что мы вообще медики. И потому что мы люди, которые любят свое поколение, своих детей. Мы должны говорить только о позитиве и о том, что прививки должны быть, конечно, сделаны.
Но у нас нет времени и не та задача стоит, чтобы обсуждать какие-то исторические моменты. Но мое глубокое убеждение, что врач и только врач, с которым ты имеешь контакт, значит, это твоя задача – найти такой контакт с родителем, который тебе поверит.
И вы знаете, даже достаточно бесполезно бывает приводить им какие-то исторические факты. «Вот посмотрите, там ее вакцинировали. Потом эти дети заболели. Вот столько-то умерло. Столько-то это». Они все это пропустят мимо. Начиналось-то вообще все с натуральной оспы. И ни одна, простите, война (это такая стандартная фраза) не уносила столько жизней, сколько уносит эпидемия. От чумы столько не умерло, сколько умерло от оспы.
И можно даже им сказать: «Вы знаете тот далекий 1796 год, когда Дженнер...» Ну, в истории он стоит первооткрывателем, хотя не совсем он начинал. И мы знаем эту историю. Не о том речь. Но когда он все это внедрил. И потом все активно очень, молодцы они такие, подхватили. За последующие десять лет в два раза упала смертность от натуральной оспы. И это очень большие цифры.
Голос за кадром: Английский врач Эдвард Дженнер в 1796 году провел революционный эксперимент. Он привил мальчику Джеймсу Фиппсу компонент коровьей оспы, безопасной для человека. Затем уже привил опасный вирус. Но ребенок остался здоров. Этот метод Дженнер назвал «вакцинацией» (от латинского vacca – корова). Сегодня принцип вакцинации, открытый Дженнером, спасает миллионы жизней от множества инфекций.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: И сейчас много вопросов. Они говорят: «Вот смотрите, сколько вакцин. А мы вот этим болели. А вакцины такие комбивакцины. Может быть, это вредно?» И все должны объяснить. И должны объяснить так (и это объясняемо, очень объясняемо), чтобы человек тебе поверил. Мама с папой сказали: «Ну вот что же мы так рискуем?» Не пугать их там: что в реанимации три менингококцемии, и дети очень тяжелые, и у них очень тяжелое будущее, если они выживут. Это другой вопрос.
Но надо говорить, что заболеваемость растет только потому, что существуют такие большие группы людей, как вы, дорогие ребята. И дальше рассказать им о понятии коллективного иммунитета. Мы не имеем права этого не говорить.
Голос за кадром: Коллективный иммунитет возникает, когда значительная часть населения становится невосприимчивой к инфекции, создавая щит для всего общества. Существуют болезни, где коллективный иммунитет лучше приобрести через вакцины, а не через массовые заболевания, которые опасны для жизни. Поэтому вакцинация – это не просто медицинская практика. Это акт коллективной ответственности за здоровье всего общества.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Давно уже и много таких работ, если кому из родителей даже интересно. Не только медики их писали. Вот прекрасная книга там Пола Оффита. Он американский врач в далеком прошлом. Но он теоретически все обосновал, все исторические факты, когда наезжали на прививки и говорили о том, что корь, краснуха, паротит – комбинированная вакцина. Она может по-разному называться. Я не буду говорить. Это все равно все вылетит из головы. Но они разные у разной фирмы. Она вызывает обязательно аутизм. Это все давно развенчано.
И там вообще генетический дефект был у этих детей, который совершенно официально документирован. Простите, а вакцина не внедряется так в генетику. Если ты родился с таким дефектом, она выступила просто как маркер. Это да, действительно такой триггер.
И если говорить о норме, мы всегда им с улыбкой говорим: «Дорогие мои! И об этом написано, и мы вам скажем: да, температура 48 часов. Ну и что? И если вы заболеете подобной инфекцией, у вас будет в сто раз выше опасность и плохой выход из этой инфекции, нежели вы получите вот эту совсем небольшую 48-часовую реакцию на эту прививку. Ну, поплачет. Ну, поменьше поспит. А может быть, наоборот, вот такой будет вялый-вялый и спать будет по 12 часов». И то, и другое, и третье совершенно правильно обсуждаемо и предлагается как норма в поствакцинальном периоде.
96% без реакции! Это данные общественные. Это опубликовано. Поэтому ну смешно говорить о тех небольших процентах, которые получились, потому что стояли у кабинета участкового врача, ждали своей очереди пойти на прививку, вот как я, и подхватили сопли. Ну и что? 3%. Ну и что? А потом все это пройдет. Но ты получил вакцину. И это значимо больше. Значимо больше. И ты получил, конечно же, большой плюс в связи с тем, что ты вакцинировался.
И если с ними душевно говоришь и объясняешь им, и они начинают тебе верить – вот уже твоя маленькая победа. Я считаю, что только врач имеет первоочередную такую задачу – наладить этот контакт и правильно разговаривать с матерью. И не ругать их страшно, что они антипрививочники. Гнобить и говорить, что: «Это ужасно! Вы плохие!»
Нет. Надо их попытаться на свою сторону переманить. Это может получиться, если ты поставишь себе такую задачу. А задача у нас у всех одна: чтобы популяция была вакцинирована и наш процент был максимальным: 99–98%. Тогда коллективный иммунитет удался. Но за этим стоит здоровье, жизнь. И это очень важно. Очень!
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Да. Это, безусловно, требует бесконечного разговора и бесед. И мне кажется, что очень важно, чтобы вот так акцентированно и на безопасности, и на здоровье, на тревогах, которые связаны с младенческим возрастом, родители понимали, что ребенок рано или поздно встанет с пола. Он будет ходить. Он будет говорить. Он будет развиваться. И не надо будет, так сказать, все время держать его рукой или на руках и контролировать, чтобы он не упал. Он станет взрослым человеком.
Но нежелание создать ему безопасное будущее в перспективе, в его уже взрослой жизни – это тоже ответственность родителей. Потому что инфекции действительно поднимают голову. Те, которые раньше считались вполне управляемыми. Текут в атипичной форме. Стали болеть люди взрослые так называемыми детскими болезнями. Болеют тяжело, с осложнениями.
И это тоже, на мой взгляд, ответственность родителей. Потому что, став родителем, ты на всю жизнь: а) в тревоге, б) в ответственности. И от этого никогда не уйти. И поэтому мне кажется, что вот эта вот ответственность – она очень важна в понимании.
Вакцинация – это то, о чем мы будем бесконечно повторять. Даже, в общем, без риска показаться назойливыми собственного ощущения этого риска. Потому что это принципиально важно. Дети болеют. Вот, к несчастью, болеют обычными, банальными вирусными инфекциями. И, конечно, первое заболевание ребенка – это катастрофа в семье. Страшно. Непонятно, что делать. Совершенно вылетает из головы все, что говорил педиатр на эту тему.
И в нашей рубрике «История болезни» мы частично освятим эти моменты. Как померять температуру ребенку? Как правильно малышу дать лекарство? Уж если он заболел и есть рекомендации доктора. Как правильно все это выполнять? И как правильно владеть собой для того, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным. И он обязательно выздоровеет.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Хорошо владеть собой. Они не владеют.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Обязательно выздоровеет.
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Первый год жизни ребенка может стать настоящим испытанием для молодой мамы. Особенно если она ощущает информационную дезориентацию, то есть не знает, каким источникам информации верить, а каким нет. Поэтому важно еще до родов найти врача-педиатра, которому вы сможете доверять. И задавать все волнующие вас вопросы.
Здравствуйте, Арина!
Арина: Здравствуйте!
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Как добрались?
Арина: Ничего. Все хорошо.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Вон, уже спать хочет у нас человек. Расскажите, пожалуйста, о цели визита.
Арина: Ну, мы пришли чуть пораньше. Потому что у нас плановый визит через две недели. Мы начали вводить прикорм, как нам посоветовали. Но я немножко запуталась. И у нас пошла аллергия. Такие пятнышки сухие на теле. Ну и, в общем, у меня накопилось вопросов. Поэтому мы решили дойти до педиатра и не искать в интернетах ответы на свои вопросы.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Абсолютно правильное решение. Потому что если вопросы накапливаются, не нужно ждать планового приема. Надо идти к врачу: советоваться, задавать вопросы и получать ответы. Пойдемте? Пойдемте? Пойдемте? Ну, пойдем!
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ой! Здравствуйте, мои дорогие!
Арина: Здрасьте, Ирина Евгеньевна!
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Но мне кажется, что вы были две недели назад. У вас же день рожденья одиннадцатого. Ну-ка, дай-ка мне ее.
Арина: Мы были. И мы ввели прикорм.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну и что? Давай, мой маленький малыш.
Арина: Мы дали тыковку. И у нас появилась какая-то сыпь, такая шершавая. На теле.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Есть тыква желтая. Когда ее режешь, там просто бледно-бледно желтая. Смотрите, мой дорогой! А есть тыква с оранжевой внутренностью. Там совершенно зеленая кожура. Вот вы такую взяли? С зеленой кожурой?
Арина: Оранжевую.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну вот, оранжевую. Это каротин. Разве можно начинать прикорм с оранжевого? Да? Правильно, мой дорогой? Это что? Вот сейчас мы с тобой все посмотрим.
Голос за кадром: Тыква, как и ее родственник, кабачок, с которого рекомендуют начинать прикорм, содержит мягкую клетчатку, идеально подходящую для младенца. При этом бета-каротин, которым также богата тыква, может вызвать у малыша аллергическую реакцию. Чем ярче овощ, тем больше в нем аллергенов. Так что для первого прикорма выбирайте тыкву бледно-желтого цвета.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну, что еще? Только кожица у вас или что-то еще?
Арина: Ну, было еще пара вопросов. Просто по уходу. Она у меня пару раз была горяченькая. Ну, мне казалось. Я так лобик трогала. А градусник электронный как-то он у меня непонятно, как он меряет...
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Теперь расскажите, как вы меряете электронным градусником? Ну-ка подожди, я сзади посмотрю на ее пятна.
Арина: Ну, мы ее держим. Вот сюда, вот в подмышку вставляем.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Совершенно верно. В подмышечную впадину. Электронный.
Арина: Закрываем. Да. И когда пищит...
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: И только забибикает, вы сразу вынимаете?
Арина: Да.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Вот это неправильная позиция. Всегда будет чуть меньше температура, чем на другом градуснике, и чем она истинная у вас, в подмышечной впадине. Минуту задержала. Потом аккуратно вынимаешь, и тогда будет истинная температура.
Голос за кадром: Электронные термометры измеряют температуру намного быстрее ртутных. Но делают это не всегда точно. Чтобы быть уверенными в результате, не доставайте электронный градусник сразу после звукового сигнала, а подождите еще минуту.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Посмотрите, Арин. Я беру хороший. Совершенно спокойно.
Арина: Да.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Сборник. Которые продаются где? В аптеке. Дальше. Она покушала. Она спокойно лежит. Мы с ней общаемся. Вы свою теплую ручку кладете ниже пупка, нажимаете. И вот видите? Она у вас мочится.
И я еще раз говорю такой момент, как прошлый раз я вам объясняла: никогда не надо клеить никаких мочесборников. Будь то месячный, будь то двухмесячный, будь то шестимесячный ребенок. Вы должны собрать. Молодец! Она, смотри: какая молодец! Вы должны собрать совершенно самостоятельно. Пошла струя. Пусть будет немножко. Но это будет то, что нам нужно.
Арина: Хорошо.
Голос за кадром: Чтобы вызвать мочеиспускание у грудного ребенка, положите теплую ладонь малышу на живот чуть ниже пупка. И тогда для сбора мочи будет достаточно любой чистой емкости.
Арина: Да. Ирина Евгеньевна, у нас еще проблема: она очень много срыгивает. И постоянно. Причем часто фонтанами. Вот как?..
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Вот, срыгивает. Во-первых, основные правила мы с вами проходили, мой дружочек. Кормим жидким: или это грудь, или это смесь. Ну, в данном случае у нас уже превалирует смесь. Держите вертикально 20 минут. Все, заяц! Я тебя практически одела. 20 минут. Она отрыгивает воздух. Только после этого мы предлагаем что-либо другое.
И если вдруг возникла такая ситуация, что мы должны ввести лекарство. Ну, предположим. Какие лекарства? Самые частые ситуации – это подъем температуры. Все, мой хороший! Как мерять температуру мы решили. Когда мы даем жаропонижающее? 38,5. 38,5 – тогда мы снижаем температуру. До этого не надо снижать температуру.
Арина: До этого не трогаем. Хорошо.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Конечно. Подожди. Подожди, зайка. Какое вы давали лекарство?
Арина: Мы давали жидкое лекарство. Вот как раз я боялась, что я его дам, а она срыгнет.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Смотрите. Есть совершенно разные формы лекарств для малышков. Есть свечки. Свечки – это парацетамол. Вы покупаете 100 мг свечку. И спокойно, из расчета 10 мг на килограмм. А человечек весит у нас сколько?
Арина: Почти семь.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Почти семь. Значит, вы даете три четверти свечки. Чуть от нее отвернули и спокойно ставите в прямую кишку. Это очень легко. Это очень удобно. И все у нас с вами получится.
Голос за кадром: Самой безопасной формой жаропонижающего средства считаются свечи. Их можно использовать у малышей до трех месяцев. Важно правильно рассчитать дозировку. Для детей постарше подходят сиропы и суспензии. Жидкие лекарства действуют примерно в два раза быстрее. Они могут справиться с температурой за полчаса, в то время как эффект от свечей наступает в среднем через час.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Количество решений, которые молодая мама принимает ежедневно, исчисляется сотнями. Одеть малыша на прогулку потеплее или полегче? Уложить спать сейчас или попозже? Поиграть с ребенком или заняться домашними делами?
А ведь именно выбор – одна из самых энергозатратных задач человеческой психики. Поэтому смело разделяйте ответственность за здоровье своего малыша с вашим педиатром. И, собираясь к нему на прием, запишите все вопросы, которые вас волнуют, чтобы получить точные ответы и чувствовать себя спокойно.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Продолжаем разговор. Интеллектуальное развитие. Самая занимательная тема. Тоже очень много мнений и очень много каких-то школ, я бы сказала так, стихийно сформировавшихся. Кто-то читает ребенку Ницше в подлиннике. Кто-то включает большие симфонические концерты.
В общем, родители как могут и хотят, пытаются влиять на интеллект, на развитие, на способности в будущем. Безусловно, из совершенно позитивных побуждений, для того чтобы их ребенок был особенным, самым талантливым, самым лучшим, самым способным.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦЕВ
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вот что нужно? А что не нужно? Конечно, первый вопрос неврологу. Какие игрушки? Какие может быть игры? Что делать с фоном звуковым? Вот давайте об этом поговорим.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: С этой точки зрения предпочтение у ребенка общению с игрушкой, общением взрослого – оно уже в этом возрасте четко совершенно сформированное. Это доказано большим количеством исследований. Взрослый важен. И важно качество тех игрушек, которые попадают в поле зрения ребенка.
И обеднение среды вокруг, в частности, вот эта вот мода на пастельные тона и спокойная атмосфера вокруг обстановки, не привлекающая внимание – это достаточно опасная история. Потому что именно в возрасте от трех до шести формируется зрительное восприятие и контроль внимания у младенца. Тот, который поведет его на протяжение всего второго полугодия жизни и дальше к освоению предметной деятельности.
Поэтому игрушка должна быть удобная и ухватистая, чтобы младенец мог ее взять. Она должна быть интересная тактильно, чтобы ее было интересно щупать. С разными поверхностями. Возможно, хрустящая. Чем-то внутри таким, так сказать, наполненная, чтобы ее интересно было вот перебирать из руки в руку. И в рот взять тоже безопасно – без тех деталей, которые могут оторваться и каким-то образом попасть...
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Вот к слову о деталях. Лучше без деталей.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Да. Но детали должны быть. То есть, например, если это резиновое кольцо – то оно в пупырышках. И на кольце разного вида там ключики, еще что-то – то, что интересно перебрать.
И познавательная, эмоциональная деятельность у ребенка – она еще плюс ко всему обогащается вот этим взаимодействием с предметом. И роль взрослого – показать, что с этим предметом делать. Не просто дать ему в руку, а показать разные возможности способов взаимодействия с игрушкой.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Музыка. Мы уже говорили о том, что лучше, конечно, голос. Лучше, конечно, песня. Даже если мама считает, что у нее нет вокальных данных и не абсолютный слух, все равно мамин голос и мамино общение лучше, чем механика.
Но стоит ли включать музыку детям? Сейчас модно звуки природы. Ну, в общем, понятно, что все взрослые проецируют свое что-то – то, что они считают для себя полезным или релаксирующим, или, наоборот, развивающим, на детей. Нужно? Не нужно? Алина Владимировна?
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: На мой взгляд, если это будет в пределах разумного. То есть он в течение 15–20 минут послушает Бетховена, звуки леса, Чайковского. Даже белый шум модный. Но это будет 15–20 минут максимум.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Но негромко, да?
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Это не будет истощающим для ребенка моментом. Если это будет длиться час, два, три или в течение всего дня, конечно, это будет истощать его нервную систему.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ну, понятно, что масса советов поступает от бабушек, дедушек. И не только своих. И, конечно же, Интернет, как обычно, пестрит огромным количеством советов, как сделать иммунитет своего ребенка самым крепким. Как его развивать? Какие есть методики? И не всегда эти советы совершенно адекватные, с точки зрения безопасности в том числе. Смотрим и комментируем.
Александр, интернет-обозреватель народных советов: Здравствуйте! Сегодняшняя порция интернет-советов посвящена младенцам.
Первый ролик посвящен такой проблеме, как образование опрелостей. Автор рассказывает нам о том, что если вам не помогают купленные присыпки в магазине, то можно их действенно заменить старым дедовским способом – использованием крахмала.
Следующий интернет-совет посвящен тому, как избавить младенца от кишечных колик. По мнению автора, необходимо укачивать ребенка. При этом самому сидеть на фитболе. И не статично, а чуть-чуть подпрыгивая. Таким образом создается эффект ритмичного укачивания, более плавного. И ребенок быстро придет в норму.
Следующий интернет-совет посвящен лечению диатеза у младенцев. По мнению интернет-блогера, необходимо использовать для этого теплые ванны с чередой. Автор говорит о том, что это приведет к быстрому эффекту и поможет...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Комментируем.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: С начала, с самого начну. Там были опрелости.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Да, пожалуйста. Что вам больше нравится.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Вообще, по статистике, 20% обращений к педиатру ребенка первых шести месяцев жизни – это опрелости. Поэтому назовем это не инфекционной проблемой, которая связана с кожей, а просто банальный уход. Да?
И смотрите. Я решительно против и присыпки, и крахмала. Потому что если у вас это просто банальная опрелость – это проточная вода, просушивание, воздушная ванна. Использование хорошего памперса, который пропускает воздух. И таких много памперсов. И при этом смазать его достаточно, ну таким индифферентным, простым кремом. Есть Судокрем, который любит вообще популяция. Можно взять эмолент любой там. Это будет атопик и так далее. И будет очень хорошо.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Представленный на экране вариант физической активности. Есть такой термин в зарубежной скорой помощи – «Shaken Baby». То есть это вариант повреждения ребенка при интенсивном встряхивании. Любое ритмичное действие, вообще в принципе ритмичное, оно успокаивает. Но, скажем так: сила, с которой мама это делает – раз. И способ, с которым мама вот это вот ритмичное покачивание достигает, оно весьма и весьма сомнительно выглядит. Потому что это просто травмоопасно.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: И для мамы в том числе.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Для мамы в первую очередь. И для ребенка, которого она держит на руках. Если вопрос как бы возбудимости ребенка, то вариант там какого-то укачивания, в принципе, скажем так, как временная мера может использоваться. Хотя...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Но не стоя в гамаке и не на фитболе. Ну, как-то да. Без риска для жизни.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Но без использования каких-то дополнительных спортивных приспособлений для мамы. А фитбол – это все-таки спортивный снаряд.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вам осталась череда.
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Череда относится к лекарственным травам. И в первую очередь родителям хотелось бы сказать, что, как любое лекарство, у него есть определенные свойства. И действительно, есть те ситуации, когда можно использовать эти лекарственные свойства череды.
И одно из самых глобальных свойств при наружном применении – это подсушивающий эффект. И если кожа ребенка имеет повышенную сухость, где-то микротрещинки и так далее, то использование череды, наоборот, усугубит весь процесс. Только лишь на определенном этапе очень сильных мокнутий, очень обильных поверхностей, действительно...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: По рекомендациям.
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: По рекомендациям врача на очень непродолжительный период с соблюдением концентрации при применении ванн может быть использована череда. Но это всегда очень короткий период и четко по показаниям. В противном случае чаще всего мы навредим.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Бесконечно можно говорить об этом этапе жизни. Да и вообще о детях можно говорить бесконечно. Но нам приходится завершать. Давайте вот в этой части дадим какие-то завершающие полезные советы или какие-то слова для тех родителей, которые переходят или которым интересен этот этап жизни ребенка. Алина Владимировна, начнем с вас.
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Мне кажется, нужно помнить, что это такой прекрасный возраст. Так динамично ребенок меняется. Если у вас есть возможность, будьте больше с ним. Будьте разумны. И не нужно использовать избыточно даже очень хороших методик.
А подходите к ребенку с точки зрения оптимальности и не перетруждайте его избыточными гимнастиками, массажами, избыточным прослушиванием музыки и так далее, а оптимизируйте и гармонизируйте и свое пространство. и пространство ребенка, чтобы и кушать и обучать, гулять и развиваться.
И тогда вы будете испытывать счастье. И потом будете вспоминать этот период как один из самых ярких, значимых и эмоционально приятных.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ирина Евгеньевна?
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну, я коротко скажу. Вы родили ребенка. Но этим далеко не все закончилось, а только началось. Заботьтесь о его здоровье. О его здоровье. Потому что только вы определяете правильно этот этап. С включением всех советов докторов, ваших родственников.
Но только вы определяете. Поэтому вы за него ответственны. И это я в продолжение уже своей темы о проф. вакцинации. Будьте рядом.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Мария Григорьевна?
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Пожалуй, только: успейте получить удовольствие. Это очень короткий период, эти три месяца, пока ребенок еще весь ваш. Он еще в ваших руках. Успейте получить от него удовольствие. Не омрачайте его избытком тревог.
И помните, что вы для него основной источник развития впечатлений, эмоций. Это движущая сила познания, которая закладывает на самом деле основной вообще потенциал развития во все остальные возрастные периоды.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Спасибо большое, уважаемые коллеги, за очень интересную беседу. Мы на этом заканчиваем, прощаемся с вами. Думайте о себе, заботьтесь о своем здоровье. А мы – мы всегда рядом!