Младенческий возраст: от трех месяцев до полугода. Часть 1
https://otr-online.ru/programmy/na-prieme-u-glavnogo-vracha/mladencheskii-vozrast-ot-treh-mesyacev-do-polugoda-chast-86953.html
Голос за кадром: Время летит! И вот тот малютка, которого как будто только вчера принесли домой в уютном конверте, уже за несколько месяцев завоевал титул главы семейства. Каждый день теперь начинается с артистического концерта: тут и плач, и смех, и громкие требования о перекусе.
Мама, как опытный шеф-повар, преподносит молочный деликатес, а папа суетится и пытается отвлечь голосистого карапуза нелепыми рожицами и улюлюканьем. Бабушка на все это смотрит с вершины своей опытности, гладит малыша теплыми руками и снабжает новоиспеченных родителей бесценными советами. Дедушка с интересом наблюдает за происходящим, и ему не удается взять в толк, как такое крохотное существо может издавать такое огромное количество звуков?
И действительно, как раз в возрасте примерно трех месяцев многие малыши начинают тренировать свои голосовые связки: они радуют довольным гулением и радостными вскриками, и экспериментальными сочетаниями звуков.
Румяный, пухлый, с перетяжечками на руках и ногах – таким стало к трем месяцам любимой чадо! Малыш уже научился удерживать голову, оглядывается по сторонам, переворачивается на животик и обратно. А скоро, с поддержкой заботливых рук родителей, научится и сидеть. Ему уже не терпится начать всерьез изучать окружающий мир, исследовать его на ощупь и на вкус. Он неустанно осваивает новые движения, навыки, звуки, эмоции. А каждый день для него – удивительное открытие.
Родители постепенно осознают, что хлопоты, связанные с заботой о крохотном чуде, – это всего лишь маленькая цена за бесконечную любовь и искренние улыбки. Несмотря на море беспокойств и ночных бдений, радость, которую приносит малыш, несоизмерима с трудностями.
Сегодня обсуждаем удивительный период в жизни малыша – с трех до шести месяцев. Рассказываем об основных этапах развития ребенка в этом возрасте и о способах помочь крохе быстрее и легче адаптироваться в новом мире.
Сегодня за круглым столом соберутся: Мария Дегтярева – врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета. Мария Григорьевна уверена, что ребенка даже в три месяца можно рассматривать как личность. Ирина Турина – врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета. Ирина Евгеньевна напоминает, что нормы развития для детей индивидуальны, и отклонение от средних данных не должно служить поводом для беспокойства.
Алина Еремеева – врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья имени Филатова Сеченовского Университета. Алина Владимировна объясняет, почему не надо бояться давать малышам прикорм в виде готового детского питания.
Наши эксперты расскажут, чему предстоит научиться малышу в период от трех до шести месяцев, а также на что особо стоит обратить внимание родителям в этот небольшой, но очень важный для развития ребенка период.
КОНСИЛИУМ
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Добрый день! Наша сегодняшняя программа посвящена развитию малыша от трех до шести месяцев. Такой очень интересный момент в развитии ребенка. Уже жизнь устаканилась: прогулки, понимание, кто с ребенком проводит большую часть дня, чем ребенок питается? Все вроде бы, казалось бы, вошло в рутину. Первые страхи пропали.
Вот тут начинается такой активный период развития, появляется много нового. И что норма, что не норма? Как это все должно выглядеть? Об этом мы сегодня поговорим. К информации наших уважаемых мамочек и пап, и бабушек, и дедушек. И всех тех, кто занимается воспитанием и развитием малыша.
Давайте начнем, Мария Григорьевна, вот с такого описания: что из себя представляет малыш к трем месяцам? Что он должен мочь, уметь? И чем радовать своих родителей?
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: На самом деле три месяца – это волшебный возраст! Потому что это уже личность. Может уже многое. И я бы, наверное, систематизировала это, вот описывая как двигательные навыки и психические, предречевые навыки.
Если говорить о двигательном развитии, то ребенок к трем месяцам уже хорошо контролирует голову в положении на животе. Он может, лежа на животе, опираться на предплечья достаточно долго. Это дает ему совершенно иную точку зрения на предмет по сравнению с тем, что этот предмет, который находится сверху, и ему показывают. У него, конечно, существенно расширяются возможности к дальнейшей познавательной активности.
С другой стороны, у него к трем месяцам уже сформирована возможность манипулировать определенным образом предметом, то есть удерживать этот предмет, направлять его ко рту. Это основной способ вообще в этот момент манипуляции предметом. И это уже возможность определенным образом координировать движения руки. Хотя это еще очень несовершенный захват предмета, в отличие от более старшего возраста.
И именно в этом возрасте возникает такая довольно пугающая для родителей на самом деле ситуация: когда ребенок с радостью берет игрушку, которую ему предлагают, удерживает – радуется ей сначала, а потом вдруг начинает плакать, продолжая держать игрушку в руке.
И на самом деле очень хорошо описана такая вот стадия развития манипуляции кистью: когда захват идет в том числе с участием рефлекторного акта захвата, а способность разжать кисть произвольно и отпустить предмет. И поэтому бывает, что малыш (вот это как раз два с половиной – три месяца – такой достаточно узкий период), когда ребенок держит игрушку, захватывает, а отпустить не может – устает и плачет.
И это может, в общем, у родителей такой вызывать определенный вопрос: почему он плачет? Он же так радовался этой игрушке только что.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Только что радовался.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Еще это очень важный момент с точки зрения формирования комплекса оживления. К трем месяцам ребенок уже очень хорошо эмоционально взаимодействует со взрослым. И комплекс оживления сам по себе... Ну, родители хорошо знают, что это такое. Это когда в ответ на ласковый разговор, поглаживание – ребенок улыбается, гулит.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Такое счастье невозможное!
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Да! Отвечает повышенной двигательной активностью всех конечностей: и руки, и ноги. И, так сказать, это вот такое совершенно замечательное проявление восторга от общения. И надо сказать, что вообще комплекс оживления – это очень важный такой вот этап психического и предречевого развития.
Вообще, исторически в семидесятых годах прошлого века была такая совершенно замечательная психолог – Мая Ивановна Лисина, профессор, которая основала вообще школу младенческой психологии.
Голос за кадром: Мая Ивановна Лисина разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста. Она считала, что самым важным фактором успешного психического развития ребенка является правильно организованное общение ребенка со взрослым, в котором отношение к ребенку должно быть, как к уникальной, неповторимой личности.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Эта миром признанная вообще, как бы школа, которая изучала психическое развитие младенца, его познавательную активность. И была именно доказательно, вот так научно обоснована роль взрослого в этот момент в психическом развитии младенца, во взаимодействии в эмоциональном. И в основе этого развития лежит комплекс оживления. Поэтому, конечно, еще один такой момент беспокойства – это если этого комплекса к трем месяцем у нас с вами нет.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Я целиком согласна с Марией Григорьевной. Единственно, что норма в медицине, она не может быть такой нормой. Она достаточно широка. И вот мне даже было интересно, что в три месяца он берет игрушку, захватывает.
Комплекс оживления – целиком я с вами согласна – это здорово! Но не всегда он может так захватить ловко. Вот вы так красиво показали. И они начинают дергаться сразу и говорить: «Ну как же вот?..»
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Родители?
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Конечно! «Захватывает игрушку». И в телепередаче так сказали. «А мы не захватываем игрушку». Дайте неделю. Дайте две. И здесь очень широкий. Для кого-то это норма. Для кого-то это не норма.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вот если ребенок не захватывает игрушку к?..
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Я бы назвала: четыре. Четырехмесячный ребенок – это уже крайний срок, когда он должен не просто оживляться, смотреть на тебя и широко улыбаться, и даже разговаривать, как ни хотите, называйте, но совершенно четко взять игрушку и даже переложить ее, может быть, из руки в руку.
Но в три месяца никакой паники быть не должно. И вот как раз этот переходный этап. Этим и хороши наши маленькие дети. Мы же говорим не о каких-то месяцах там, десятилетиях и столетиях. У нас неделями все меряется.
Смотрите, мы с вами обсуждали совсем малышонков, которых только что принесли из роддома. Три килограмма. Что от него? И сколько всего было интересного! И он дальше растет, растет и растет. И мы начинаем предъявлять какие-то новые к нему требования, претензии. Кучу всего бояться.
Они же миллион вопросов задают. Переворачиваться на один бок, на другой бок не переворачиваться. Но это же все определенный комплекс времени, который это делает. Если мы говорим, что с четырех месяцев он должен уже начать переворачиваться, вы сначала покажите ему, помогите. И тоже это все с вашим участием.
И чем больше здесь (я полностью в унисон с Марией Григорьевной скажу) вы с ним контачите, большее с ним взаимодействие. Должно быть физическое, физическое все время, вот такое притягательное внимание и ощущение, что вы рядом и берете на руках.
Не должно быть заброшенных детей. Что такое заброшенные дети? Это вот эти качельки. Это вот эти люльки. Это вот какие-то переносочки, очень милые, в которых он засыпает. И дальше его подкачивают-подкачивают. Он ... спать. Это заброшенные дети. И дети должны чувствовать руку, должны чувствовать маму. Почему, когда кто-то приходит и хотят взять маленького ребенка на руки, он вдруг начинает кричать? Они говорят, что «вот такой он маменькин сын, что только мама».
Мама берет уверенно. Мама берет мягко. Мама берет ловко и с любовью. И он чувствует себя защищенным. И когда ребенок очень много находится со взрослым человеком – с родным, с близким, а самая близкая – это мама (и мы прошлый раз очень много об этом говорили), он всегда защищен. И он будет вам улыбаться на расстоянии метра, да еще как! И вы будете умиляться.
А потом опять хватать его на руки, но совсем по-другому. Ему страшновато. Это не то. Поэтому, конечно, участников много, правильно. Бабушки, дедушки, какие-то тети-дяди. Какие-то кучи советов. Но насиловать никогда нельзя. Посмотрите, что хочет, что может? И все это в пределах тех правил, которые существуют.
Вот переворот в четыре месяца. К пяти месяцам он должен очень ловко переворачиваться, конечно же, совершенно замечательно держать голову. И это он делает уже с трех месячного возраста, опираясь очень четко на локотки и подбирая под себя такие же коленочки.
И постепенно-постепенно к шести месяцам, когда мы уже готовы. Я все время чуть-чуть позже, чем Мария Григорьевна, описываю этот момент, потому что никогда не придираюсь по этому поводу. Если ему это нравится, если это такой комплекс оживления не только у ребенка, но и у родителей, да еще какой, – это всегда здорово!
И когда он принимает эти коленочки, может быть, где-то в пять с половиной (переходим) он начинает раскачиваться. И мы все: «Сейчас поползет! Сейчас!» Не надо торопиться. Не надо. Кто-то раньше ползет, а кто-то, простите, раньше хочет присесть.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ирина Евгеньевна! Этап присаживания. Вот очень много здесь, мне кажется, влияния наших уважаемых бабушек и дедушек. Высаживание в подушки. Какие-то специальные девайсы, которые позволяют ребенку принимать такую форму тела. Вообще, к какому возрасту ребенок должен сесть? И как это должно физиологически произойти?
ОСВОЕНИЕ НАВЫКА СИДЕНИЯ
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Не надо садиться оптимичному ребенку. Не надо усаживать в подушки, в угол кровати. Не надо усаживать в диван, в этот угол кровати. Дальше у нас пойдут различные моменты травматизации. Я думаю, что я очень хочу об этом сказать. Потому что это очень близко, горячо и очень наболевшее. Поэтому не надо! Потерпите. Не надо так все быстро делать.
В плане присаживания есть какие-то условия и какие-то вещи, которые нам помогают в этом. Вот сегодня, я так надеюсь, Алина Владимировна будет нам интересно рассказывать про момент, который называется прикорм.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Да! Вот сейчас мы к этому перейдем.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Прикорм вводится, да, с четырехмесячного возраста. Но кто это будет давать кашу не из ложки? Кто это будет укладывать его плашмя и давать ему кашу из этой же соски? Это неправильный момент. Значит, конечно, мы хотим уже каких-то человеческих условий. Как-то мы его должны присадить.
Для этого существуют очень чудесные такие – ну, по типу автокресла. Такие же чудесные стульчики. Они гораздо легче приспособлений. И мы можем менять эту спинку. Но спинка всегда чувствует опору. И если вы присадили ребенка даже пятимесячного, но к себе, и он чувствует в вас опору – ну и пожалуйста. И держите его за подмышки. И спинка ровная. Ну и пожалуйста!
Но ни в коем случае не самостоятельно, если ребенок еще не готов. И это не зависит от того, толстый он или тонкий, худой он или жирный. Это не критерий совершенно. Вот. Поэтому ловите, ловите.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Я бы дополнила, что является критерием готовности. На самом деле нам очень важно, чтобы были правильно сформированы изгибы физиологические позвоночника. И для того чтобы ребенок был готов сидеть, у него должен быть сформирован поясничный изгиб – поясничный лордоз.
Голос за кадром: У новорожденного здорового ребенка должен быть один изгиб позвоночника – грудной кифоз. В два – три месяца, когда он начинает держать голову, появляется еще один – шейный лордоз. Когда ребенок начинает сидеть, то есть в шесть – семь месяцев, образуется поясничный лордоз.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Соответственно, формируется он в положении на животе и при подъеме ребенка на четвереньки. Вот в момент, когда мы рекомендуем ребенка выкладывать даже маленького до еды в положение на животе, мы преследуем, с одной стороны, изменение и формирование улучшения контроля головы в положении на животе, с другой стороны – формирование зрительной реакции, опоры на руки: сначала на локоток, потом на руки с целью подъема дальнейшего на четвереньки.
И с другой стороны, у человека формируются, физиологически укрепляются мышцы спины – поясничной, тазовой области. И мы готовим подъем на четвереньки, но и сидение. Ребенок с несформированным лордозом, посаженный, так сказать, в привычное нам положение 90 градусов – к сожалению, это не вполне физиологичная нагрузка на этот отдел.
Мы должны создать условия, в которых это будет физиологично формироваться. А для этого у ребенка должно быть пространство. Должна быть нескользкая опора. Это не кровать. И не помещение в эти специальные, так сказать, люльки. На пол. Мы всегда говорим: организовать ребенку жизнь на полу.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Что такое предречевое развитие? Вообще родители должны участвовать как-то во всем этом? Как-то дополнительно стимулировать. Всем же хочется, чтобы твой ребенок был самым продвинутым, самым развитым, самым успешным. Неважно, на каком этапе развития он находится, прямо с момента рождения.
И, конечно, очень часто родители хотят максимально быть сопричастными к тому, что можно изменить и ускорить. Вот здесь, мне кажется, очень важно, чтобы мы все понимали, что иногда чрезмерным ускорением можно навредить. И что нужно делать? Чего не нужно? Мы будем сегодня об этом много говорить. И мне кажется, что это правильный акцент. Вот предречевое развитие, что: говорить нужно чаще, больше?
ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Здесь очень важно говорить о том, что ребенок, в принципе и человек – существо социальное. Есть опять же научное подтверждение того, что в развитии речи ключевую роль играет именно общение окружающих с ребенком – речь, а не механические воздействия.
У ребенка очень рано, к месяцу жизни, уже есть дифференцированное отношение к звукам человеческой речи и к окружающему шуму, и к шуму техническому. Поэтому с точки зрения развития речи, именно не какие-то технические гаджеты, а именно речь: пение мамы, разговоры вокруг, разговор с младенцем – они играют ключевую роль в формировании вот этих вот первых самых звуков для коммуникации.
У младенца это гуление – то, что так мило выглядит, когда нам в ответ выкатывают губы трубочкой сначала, а потом вот появляются собственно первые вот эти вот такие певучие звуки.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Я согласна. Когда эмоции не догоняют, это больший такой момент, когда мы могли дергаться, нервничать и идти к врачу.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Мотивация.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Да-да-да-да-да! А вот моторно они могут немножко больше иметь такой размах. И не придираемся. И самое главное – не оставляем их одних долго при одном и том же монотонном каком-то варианте, потому что у вас куча дел. Это не годится совершенно.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Более того, никакая, так сказать, анимация не может заменить вот общение вокруг людей, их мимики.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: О, конечно!
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Это то, о чем мы говорим потом: формирование эмоционального интеллекта.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Помните, Мария Григорьевна говорила прошлый раз о музыкотерапии? Помните, музыкотерапия? И мы говорили о том, что хорошо, когда мама поет. Когда колыбельную поет, когда укладывает. И тебе это страшное удовольствие тоже приносит. Но ни в коем случае иначе.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Алина Владимировна. Прикорм? Тоже масса на эту тему есть традиций в разных семьях. Есть некие правила, которые клиницисты озвучивают. И, безусловно, лучше к ним прислушиваться. Давайте поговорим, что вообще мы начинаем делать?
И какие очень частые ошибки вы встречаете в подходах к этому очень важному этапу формирования здоровья последующего и здоровых пищевых привычек в том числе? Как бы нам ни казалось, что он еще маленький для формирования привычек. Нет! Это уже личность, как правильно сказала Мария Григорьевна. Абсолютно поддерживаю. Которая формируется. И формируется она именно вот с этого периода времени своего.
ГЛАВНОЕ В ПРИКОРМЕ МАЛЫШЕЙ
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Одному нужно будет первым прикормом ввести действительно овощи, а другому – обязательно кашу. Одному мы будем стараться снизить калорийность в общем рационе питания, потому что он шикарно прибавляет на грудном вскармливании. Он даже избыточно прибавляет. У него огромные потребности. И мы будем удовлетворять его объемы в питании, но при этом снижать калорийность.
А другому, наоборот, нужно повысить калорийность. И здесь уже талант педиатра – подбирать, что нужно. Если у человечка будут, не дай Бог, какие-то особенности с недостатком железа или с проявлениями рахита, то и прикорм должен соответствовать его потребностям.
Голос за кадром: Рахит – заболевание обмена веществ, которое наблюдается у детей в возрасте до трех лет. При рахите нарушается формирование костей и зубов на фоне снижения уровня витамина D и недостаточного усвоения кальция и фосфора. Это приводит к размягчению и деформации костей, неправильному росту и смене молочных зубов, а также к нарушениям раннего развития ребенка.
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: К счастью, рахит сейчас развивается редко. А вот недостаток витамина D, бывает, возникает. Особенно он может возникать в те периоды жизни, когда родители не понимают, что потребность у ребенка увеличивается.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вот вы сказали сейчас о различных микроэлементах. Вообще мы рассчитываем, что они придут к нам из питания? Или все-таки педиатры рекомендуют дополнительные какие-то препараты медицинские?
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Мы всегда рекомендуем витамин D, потому что это то, что нельзя съесть. А проживаем мы в той зоне, где ультрафиолет, к сожалению, в большую часть года в недостатке. Поэтому, как бы мы с вами ни гуляли, например, в это время года, достаточное количество ультрафиолета мы с вами не получим. Поэтому вот эта зона проживания, она определяет и потребность в дотации витамина D через препараты. Это будет по факту практически у каждого ребенка. Сроки и дозы будут зависеть от индивидуальных особенностей.
А относительно прикорма, самые такие основные потребности в железе, в кальции и так далее мы будем удовлетворять. Препаратами их не нужно дотировать. Какие-то индивидуальные особенности будут. Врач обязательно расскажет, добавит.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Назначит.
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: И все будет хорошо. Дальше обязательно ложка. Умение правильно распределять ее по ротовой полости. Умение правильно глотать эту пищу. Это не только новый и должен быть своевременно освоенный моторный навык, но это предречевое развитие, настолько важное, что потом это будет определять наличие или отсутствие ортодонтических проблем, логопедических проблем.
Мы должны правильно подойти вот, казалось бы, к простому процессу: как дать прикорм? Но если это будет происходить правильно, то мы с вами сразу отодвигаем ряд проблем или полностью уходим от них. Всегда с ложечки.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Очень часто пугаются родители, особенно родители первого ребенка в семье, вот этим нежеланием или странными движениями, которые ребенок осуществляет, первый раз сталкиваясь с ложкой. Они ее плюют, они выталкивают ее изо рта. Они могут начать плакать, потому что это непривычная история.
В лучшем случае настойчивые родители уходят в сторону сладкого чего-то, что вызывает радость. Потом, в дальнейшем, вместо овощей там или мяса, или еще чего-то, что уже рекомендовано, или каши. В худшем – бросают это делать. И вот очень важный акцент. Наверное, еще раз нужно повторить, что это не просто традиционный способ поглощения еды, адаптированный по возрасту. Пока еще без ножей и вилок.
Это формирование в дальнейшем очень многих речевых и иных навыков для ребенка – с тем, чтобы мы потом не имели проблем с формированием речи, зубами. И так далее, и так далее. Вот если ребенок не любит чего-то, что делать с этим?
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Мария Григорьевна очень четко сказала, что они «срисовывают» наши эмоции. Поэтому я запрещаю родителям пробовать...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Эмоционально реагировать на пюре брокколи, которое вызывает у всех категорически одинаковую...
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Да.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Не у всех.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: У всех!
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ирина Евгеньевна, может, у вас просто есть пример. То есть в остальном нет. В основном нет.
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Поэтому я всегда говорю: «Вам хочется попробовать детское питание, приготовленное самостоятельно или купленное в магазине. Ну, сделайте это так, чтобы ваш ребенок не видел».
Потому что, если ребенок увидит вот это движение ложечки. И потом та гримаса, которая будет списана ребенком как гримаса опасности либо неприятности, то мы с вами и получим: он будет вас повторять и сделает то же самое. Поэтому я всегда предупреждаю: пожалуйста, не делайте этого. Потому что ребенок будет думать, что это не надо пробовать.
Самое главное – показывать благоприятную эмоцию. И, может быть, даже если вам очень не нравится, попробовать что-то похожее по цвету, но с улыбкой и благоприятным восприятием. Чтобы ребенок видел, что это действительно можно и нужно.
Дальше мы говорили про возможность захватывать игрушку. И здесь очень важно настолько правильно подойти к прикорму. Я всегда родителей готовлю к этому важнейшему событию. Потому что нам никому из нас не понравится, если нам принесут очень шикарное блюдо, но будут кормить нас, не давая возможности самостоятельно использовать приборы.
Поэтому я всегда говорю: «У ребенка должна быть его личная ложка, его личная тарелка». Небольшое количество прикорма должно быть в его личной тарелке. И тогда действительно у ребенка будет вот эта зона возможности тренировки использования ложки по назначению.
Конечно, изначально она будет использоваться во всех возможных аспектах. Но он потренируется и будет получаться использовать: забирать пищу, подносить ко рту. На все это нужно время и тренировка. Конечно, первое время вы кормите из своей тарелки и своей ложкой. Но его личная тренировочная база уже должна быть создана.
И это такое уважительное отношение к ребенку вот с такого малого возраста для того, чтобы он адекватно мог формировать свое и моторное, и психоэмоциональное, и предречевое развитие. Тогда мы будем успешны в введении прикорма. И мы сможем ввести по потребности у ребенка важные продукты.
И только стараемся самый яркий вкус, самый знаменательный вкус в нашей пищевой цепочке – сладкое ввести после того, как введем полезные продукты. И тогда у нас не будет большого количества сладкоежек. И не будет тех людей, которые если не попробовали сладкое, значит, что считают, что они не поели.
Это опять же метаболическое программирование. Мы программируем будущее и здоровье нашего ребенка. Поэтому здесь лучше лишний раз посоветоваться с врачом, чтобы не допустить тех моментов, которые отразятся на здоровье в будущем.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: С точки зрения невролога, введение прикорма на самом деле тоже очень имеет такое важное значение. Почему? Потому что помимо формирования вот того, о чем мы говорили, артикуляционной мускулатуры, координированной деятельности артикуляционной мускулатуры, тут есть еще один момент: это познавательная активность.
И когда мы поддерживаем у ребенка вот этот вот пищевой интерес и даем ему возможность самому взаимодействовать с едой, это первый шаг вообще к автономности, к самостоятельности личности: способность самому себя накормить. Поэтому, если мы это вовремя не поддерживаем, то в районе двух – трех лет ребенок убирает руки вообще за спину во время еды и просит, чтобы его накормили. Потому что это быстро и чисто.
Поэтому я всегда родителям в момент введения прикорма говорю: «Готовьтесь к тому, что это время. Это не будет очень эстетично с вашей точки зрения. Но вы должны позволить ребенку участвовать в еде активно. Пусть он, пока кормят, вас...»
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Это интересно.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Это интересно. Он относится к этому как к игре. Это совершенно такой вот новый этап его развития. И при этом очень важно сообщить родителю, что обязательно будет интерес у хорошего здорового ребенка – интерес к вашей тарелке: что лежит у вас? Поэтому в вашей взрослой тарелке должно лежать то, что ему можно. А то, что ему нельзя, но вы любите, вы съедите потом, за закрытой дверью, уложив его спать.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Прикорм: из готового питания, которое сейчас представлено ну, по определенным причинам, может быть, в текущем моменте чуть меньше, но вообще в широком достаточно ассортименте? Или самостоятельное приготовление? Ради вот этой «одной капли», полдня проваривания, перетирания и так далее, да?
Понятно, что всегда бабушки особенно начинают критиковать молодых мам: «Вот ты не хочешь тратить на это время. Какие-то банки. Это сплошная химия. А вот нужно сорвать там листочек, потом его протереть через ситечко». Ну, в общем, долго убиваться, несмотря на наличие огромного количества современных девайсов. Так, как делали когда-то они.
Все-таки сами? Или банки?
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ: ИЗ БАНОК ИЛИ СВОИМИ РУКАМИ?
Алина Еремеева, врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, д.м.н.: Банки нужны и важны, особенно для аллергиков. Потому что они стандартизировано содержат одинаковый сорт яблока (груши, кабачка). Это яблоко (груша или кабачок) произрастали в тех условиях, достаточно жестких требованиях под детское питание.
И если человечек – аллергик, в семье много аллергиков, принципиально начать с банок. Вот в этой семье точно. Потому что не будет такого, что сегодня они используют один продукт для приготовления домашнего прикорма, завтра – другой. И у нас не будет вот такого ассорти, связанного со сменой сорта, со сменой зоны произрастания, использования тех или иных веществ для выращивания этой продукции. Будет достаточно все стандартизировано.
В этих семьях я обязательно рекомендую домашний прикорм исключать на первое время и использовать промышленный, потому что он стандартизирован.
Если очень желают домашний прикорм, то всегда нужно объяснить: как? Потому что иногда кабачок поварят 15 минут и считают, что они могут сделать пюре из кабачка. Нет! Обязательно будет вздутие, газообразование. Варить надо очень долго. Очень хорошо гомогенизировать. То есть измельчать правильно. На разных возрастных этапах по-разному измельчать.
Есть родители, которые очень стремятся к этому. Но тогда им нужно объяснить: сколько времени нужно варить, как нужно измельчать, как можно хранить? И так далее. Тогда можно. Но желательно все-таки при путешествиях всегда использовать промышленного производства прикорм. Потому что с собой, вот если мама такая занятая, она любит путешествовать, она любит ездить куда-то с ребенком, то с собой только промышленного производства берем.
Потому что они упакованы на производстве герметично. Мы точно будем знать, что до вскрытия там не произошло размножения каких-то бактерий. То есть это будет безопасная пища для ребенка.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Как относитесь к тоже такой давно существующей традиции у так называемых плохо принимающих пищу детей. Ну, это мы так трактуем. Понятно, что родители, я имею в виду, считают, что мало ест, плохо есть. Может быть, действительно некорректно вводились прикормы, которые, с нашей точки зрения, являются невкусными. А им, в общем-то, по большому счету, все равно, потому что они никаких еще не знали до того, как.
И начинаются разнообразные сопровождающие «ритуальные танцы», назовем это так, я не знаю: от битья в крышки до мультиков и всего остального. Для того чтобы ребенок просто открывал рот механически, а мы туда, так сказать, заталкивали очень полезное, но невкусное или там не желаемое ребенком питание. Вот здесь, мне кажется, нужно об этом говорить. Насколько это неправильное поведение родителей.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Говорить об этом сложно. Потому что здесь нужно такую золотую середину же найти.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЕСТ МАЛО?
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Частично, если взять давно-давно, когда у нас не было такого широкого, как вы сказали, замечательного спектра тех продуктов, которые сейчас звучат в качестве детского питания, то мы прибегали к разным таким вещам.
Но я за то, чтобы был режим. Я за то, чтобы мы кормили ребенка так, как это положено. Тут возраст ни в коем случае, ни в пять – шесть месяцев – пельмени, борщ и иже с ним. Такое встречается, к сожалению. Ни в коем случае. И убирали со стола, правильно Мария Григорьевна сказала, то, что им нельзя.
Есть дети, которые едят меньший объем. Есть дети, которые едят больший объем. По аналогии с теми детьми, которые на обычной смеси, если это смешанное или искусственное питание, прибавляют вдруг не 600 грамм, а полтора килограмма. И это конституция. Это генетика. Посмотрите, какие родители были. Какие они были у вас в этом возрасте? Сколько они весили в год? Иногда это очень четко совпадает.
Если такой человек субтильный, очень следит уже в пять – шесть месяцев за своей фигурой (ну, я в кавычках это скажу), не надо на него наезжать.
Вообще нельзя детей ругать. Ни за что. Вы подумайте: почему так получается? И если он недоволен, если он кричит, это не потому, что... Он просто не может другого ничего предпринять. Поэтому он и говорит: «Обратите на меня внимание! И не надо меня ругать за то, что я мало съел».
Значит, есть первый вариант: искать какие-то другие не формы. Потому что он все равно будет есть так измельченную пищу, Алина Владимировна правильно сказала, как положено. Чтобы не давиться. Чтобы не захлебываться там и так далее. Не потому, что он больной, а потому, что по возрасту он больше по-другому не может сделать.
Есть какие-то уже вкусовые приверженности, на мой взгляд, в этом месяце четырех – пяти. Но в рамках того, что ему позволительно. И здесь главное – выждать. Я с детьми прошла тоже такой момент, когда человек не хотел ни за что. И мы выжидали. И чуть произошло повзросление – оно идет неделями, не месяцами и годами – и он принял эту форму, от которой отказался буквально месяц назад. Потому что для него это было новое.
И я тоже за тот вариант, когда мы даем не пищу такую, которая в три, в четыре, в пять уже может любые бабушка, дедушка приготовить и любые овощи-фрукты преподнести. Это будет в корне неверно. Это все будет гораздо позже. Должны быть очень хорошие, узаконенные баночки, которые мы по стандартам покупаем. И все это, так сказать, едим.
Я решительно против введения соков. Соки нельзя вводить ребенку. Они вредны до года! Я бы сказала, что они и дальше потом достаточно вредны. И мы всегда говорим: приучайте ребенка пить. Питьевой режим очень важен. И кто-то говорит: «Он ни за что не берет воду». Это к нашему разговору, что вот он не хочет, вот ты убейся. А ему надо пить и писать. Конечно же! Он не получает грудное молоко матери до года. Он уже пошел в прикорм, потому что ему четыре месяца.
И можно немножко здесь модифицировать: и вы даете воду, вы даете легкий компот. Вот здесь можно самому совершенно спокойно сварить – без сахара, без каких-то любых сахарозаменителей и так далее, но из тех продуктов, из тех фруктов, которые разрешены. В данном случае это яблоко средней полосы, чтобы оно было желтое, желто-зеленое. И любой другой вкус сразу его возбудит. И я вас уверяю, что даже в условиях пустыни малыш выберет легкий компотик, а не водичку, потому что он просто вкуснее.
А есть дети, которые спокойно берут воду. И все зависит от того, как правильно семья вела весь этот режим. Если ребенку никогда не предлагалось, потому что он не хочет, это не значит, что это правильно. Поэтому, конечно же, и питье, и вода.
И все как положено, по количеству кормлений: сначала идет семь, потом идет шесть, потом идет пять. И только уже после нашего периода, уже после того, который мы обсуждаем, мы перейдем ему, так сказать, на четыре кормления и будем дотировать его питьевой режим.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Отвлекать надо как-то от еды? В позитив. Как нам кажется, родителям, в позитивную какую-то сторону, если ребенку не нравится, капризничает и так далее?
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Нет. Я здесь вот за позицию Марии Григорьевны. Он должен получать удовольствие от того, что это что-то новое, такое интересное. Вот его посадили в этот стульчик. Вот мама, она все время с ним. Пусть будет, Алина Владимировна, вот это представление, которое так здорово и, наверное, тоже понравится. Потому что разного цвета, разного того формы, формы.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Своя зона питания, да?
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Своя зона комфорта и так далее. Поэтому, если он не ест, надо приучить, чтобы ему занравилось. Вот и все. А все время стучать в кастрюлю и бить барабанные там – этого не стоит делать. Очень легко на это подсесть, я вам клянусь. И мы все это как мамы знаем этот спектакль. И тогда он вообще не понимает: что происходило? И зачем вообще он здесь сидит? Но тарелка пуста. И это прекрасно, да.
Но мы остановимся на том, что есть завтрак, обед, полдник, ужин. Пятиразовое если это питание. Ночные моменты – это отдельный совершенно разговор. Вот. И он должен понимать, что сейчас пришло время еды. Он меньше съест. Но это не значит, что он от этого будет хуже, меньше прибавит и меньше получит микроэлементов. Просто он такой ребенок. У него свой, особый, так сказать, режим, обмен и так далее.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: У нас именно с этим связана наша «История болезни», наша постоянная рубрика. Когда родители, в общем, тоже уже в какой-то степени получившие консультации не совсем у педиатров, а в первую очередь у своих родителей, у бабушек, у дедушек. И считают, что вот именно в этом возрасте есть две причины плохого настроения ребенка – это зубы и колики.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: И нарушения сна.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Мы же это пережили.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Колики из прошлого. А зубы – из грядущего. За этим очень часто не видят действительно причин, которые, к сожалению, требуют похода к врачу, а не являются просто этапом в восприятии каких-то неприятных для себя ощущений. Об этом рассказывает наша «История болезни». Мы ее сейчас с вами посмотрим и потом обсудим.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Угу. Как интересно!
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Только 30% младенцев, по статистике, страдают от кишечных колик. Но обычно эта проблема самостоятельно исчезает где-то к пяти месяцам. В этом же возрасте (в пять месяцев примерно) начинаются другие проблемы: прорезывание зубов. И это тоже может стать причиной плача и беспокойства вашего малыша. Что еще может заставить вашего малыша плакать? Скоро узнаем. Вместе с нашей героиней.
Здравствуйте, Екатерина! Привет, Лиза!
Екатерина: Здравствуйте!
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Голодная уже смотрю. Нет?
Екатерина: Ну так, немного.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Не успели покормить?
Екатерина: Очень вкусно просто.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Ну ладно. Что вас привело к нам? Вас. Лизавету, которая сейчас кулак проглотит.
Екатерина: Получается, где-то последние, может быть, две недели у нее очень странное поведение: беспокойный сон. Просыпается посреди ночи, плачет. Во сне там... Сны стали короткие. Мы просто сейчас пытаемся перейти на трехразовый сон. Питание чуть-чуть как бы поменять. Но я думаю, у нас не очень хорошо получается. Хотя все это делали по книгам. И плюс ко всему очень много слюней. Все в слюнях абсолютно.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Ну, вы как мама внимательная, наверное, с чем-то уже связываете, да, эту проблему?
Екатерина: Ну, я думала, что это зубы. Но я, честно, это мой первый ребенок. Я поэтому никогда с этим не сталкивалась. Так что хотела бы узнать у врачей. В Интернете пишут разное. Но я подумала, лучше сходить к врачу все-таки, узнать.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Ну, это правильно решение. Потому что, если ребенок проявляет регулярно какое-то беспокойство, это повод для визита к специалисту, который вам поможет разобраться в ситуации. Возможно, это не такая большая проблема, как вам кажется. Пойдемте!
Екатерина: Спасибо!
Здравствуйте!
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ой, здравствуйте, Катюш! Вы пришли ко мне на шестимесячный осмотр?
Екатерина: Да.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну наконец-то! Я вас ждала. Нам же через неделю уже шесть месяцев.
Лиз! Мы тебя сейчас будем взвешивать. Мы тебя сейчас будем мерить. Мы тебя сейчас будем слушать. Ты готова, малыш? Давайте мне. Ты не против, Лиз? Не против? Не против! Ты какая у меня молодец-то!
Голос за кадром: Любой физический дискомфорт может стать причиной плача у малыша первого полугодия жизни. Неподходящая температура в помещении, неудобная одежда или чувство голода – самые распространенные факторы, вызывающие недовольство младенца.
Если ребенок беспокоится больше обычного, долго плачет, плохо ест и не реагирует на любимые игрушки, скорее всего, у него ОРВИ. Доктор расскажет, как облегчить симптомы заболевания. Резкий подъем температуры выше 38 градусов может говорить о возможном осложнении. Например, об инфекции мочевой системы. Обратите внимание на цвет, прозрачность и запах мочи. Если эти параметры изменились, сдайте общий анализ мочи и покажите результат своему доктору.
Вопреки распространенному мнению, прорезывание зубов лишь у малой части детей сопровождается небольшой температурой и сильными болевыми ощущениями.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну что же, Катюш, смотри-ка. Мы посмотрели горло сейчас Лизона, да? У вас была жалоба, что ребенок все время беспокоится и часто очень кричит. Но это оказались не зубы. Я вас уверяю. У нее даже не нагрубшие десны. Я сейчас, когда буду выписывать рекомендации, я обязательно напишу, какие есть гели. Вы их купите и будете обрабатывать. Но не сейчас.
Голос за кадром: Первый зуб может появиться у одного малыша в три месяца, а у другого – ближе к году. И оба варианта являются нормой. Срок прорезывания зубов не влияет на их качество и никак не связан с состоянием здоровья младенца. Важно, чтобы этот период ребенок прошел максимально безболезненно.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ребенок не должен испытывать никакой боли. Как вы думаете, что можно дать, чтобы у ребенка не болело?
Екатерина: Сама хотела спросить.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Это не прорезыватели. Это не какие-то холодные штуки, которые все время дают, чтобы местно снять боль. И даже те гели, которые я вам сейчас выпишу, они временно снимают. И если уж очень сильно болит и набухла десна, и там синева, вы видите зуб. Вы знаете, проще дать детский ибупрофен.
Это не страшно совершенно. Она большая. Ей шесть месяцев. Но боль снимется сразу – ребенок заулыбается. Это говорит о том, что никакой интоксикации нет. Просто заболело. Боль прошла. И сразу стало все хорошо.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Еще один важный момент, связанный с применением сосудосуживающих капель, которые доктор может назначить при ОРВИ или прорезывании зубов. Строго соблюдайте предписанную дозировку. Так как ее превышение может привести к жизненеугрожающему состоянию.
Голос за кадром: Дело в том, что сосудосуживающие капли обладают системным действием. То есть их эффект распространяется не только на сосуды носовой полости, но и, например, на сосуды, питающие головной мозг. Таким образом, избыточное количество препарата может привести к тяжелой гипоксии.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Я считаю, что если брать во внимание то, о чем вы говорили, наш с вами режим. Смотрите, у нее было четыре сна. Мы попробовали убрать один сон. А продолжительность тех трех снов, которые были, она осталась та же самая. И за счет этого она все равно теряет эти полтора часа. И она не может войти в этот режим. И за счет этого она беспокойна. За счет этого она ночью просыпается.
Поэтому, пожалуйста, вернитесь на четыре сна. Она войдет в свой режим. Вы увидите, что она перестала так рыдать. Потом мы с вами можем связаться, и я вам скажу, как потихонечку лишиться этого сна. Кто-то четвертого сна лишается в шесть месяцев, а кто-то в семь. Я это уже сказала. Ничего страшного не будет.
Александр Калмыков, врач – анестезиолог-реаниматолог: Несмотря на то что современные родители имеют неограниченный доступ к информации о здоровье своего малыша, самым важным ее источником все-таки является врач. В первый год жизни посещать педиатра нужно каждые три месяца. И тогда ваш малыш будет здоров, а вы будете спокойны.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ко всем вопрос. Коротко, потому что негативный вопрос сейчас задам. Опасности, условно говоря, этого периода жизни? Какие, не дай Бог, действительно заболевания могут быть у ребенка? И на что нужно обращать родителям внимание?
И какие опасности, связанные с его этапом развития, возникают: с прикормами, с возможностью поворачиваться самостоятельно? Так удобно: лежит себе и лежит, и, в общем, можно отойти. А тут уже шевелится. И шевелится иногда опасно.
Вот об этом давайте поговорим: опасности этого возраста. И как все-таки их профилактировать? И на что нужно обращать внимание, для того чтобы не по плану визитов, а вот прямо быстренько сбегать к педиатру.
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМООПАСНОСТЕЙ
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Если говорить о каком-то травматизме, то начиная: четыре, пять, шесть месяцев, конечно, он повышается благодаря тому, что он больше всего умеет. А больше всего благодаря тому, что расслабляются родители. Это не должно быть ни на секунду. И неважно, сколько ему: два месяца, шесть, семь, восемь. А год – это тем более. Но в год мы готовы морально, что он может как-то сесть, встать и свалиться. И мы все время за ним смотрим.
А вот в три, четыре, пять, которые мы с вами обсуждаем, вот тут они еще не думают, что такое может получиться. И это достаточно такой вот, ну я скажу: падучий возраст. Я не хочу никого пугать. Но в каком-то моменте испугать тоже надо.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Надо.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: И поскольку у нас с вами медицинское такое общество. Вот вчера пятиминутка. 8:30. Больница. И представляете, за неделю идет доклад: что, с кем (хирурги) случилось. Вот мы были вместе с Алиной Владимировной. Четыре упавших ребенка и все четыре до года. И я сразу вспомнила сегодняшнюю, что мы встретимся, и я могу об это сказать.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Конечно.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: И все четыре раза – это недосмотр родителей. Один вообще совсем нехорошо: с переломом, с кровоизлиянием, с операционным вмешательством. Все, слава Богу, живы! Все живы. И пожелаем им доброго здоровья. Но все это наша вина: мы не сказали. Они не сосредоточились. Они расслабились, и ребенок упал.
Откуда падают дети? Есть какие-то дурацкие пеленальные столы. Простите, что я так говорю. Они не нужны дома. Пеленальные столы должны быть в поликлинике, должны быть в какой-то амбулатории. А вот пеленальный столик специально покупать и все время там его пеленать. Он высокий, он неудобный. И с него тоже падают.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Даже если, условно говоря, существует какая-то такая традиция – пеленать на пеленальном столе, то мама должна понимать, что с трех месяцев она не может отвернуться от ребенка или выпустить его из рук.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Конечно!
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Рука на ребенке. И ну хочешь ты на этом столе...
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Можно и проще: купи хороший пеленальник. Вот мы сейчас учим студентов. Ну, почти каждый день идут занятия на эту тему: осмотр детей разного возраста жизни. И у нас такие хорошие – они твердые, удобные, с бортиком, широкие пеленальники. Ты можешь его положить...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Которые можно поставить куда угодно.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Куда угодно. Ты положи его на кровать, и тебе будет легче. Легче. Не надо сгибаться. Потому что болит спина. Можно встать на коленки, спокойно запеленать. И с ним даже и поговорить. Поэтому не нужна никакая высота.
И, к сожалению, часто бывают такие моменты, когда очень широко начинают применять вот эти самые стульчики, про которые мы говорили, что они замечательные и здорово на них кормить. Когда имеет ребенок опору спиночки. Они такие переноски. Ее ставят на большой стол. Ее ставят на какой-то прихожий стол маленький. Ее ставят еще куда-то.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Ее ставят высоко.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Да. Вот в этом самая большая опасность.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: И ее ставят высоко. Но мы говорим о ребенке. Это четыре, пять, шесть. И что делает он? А у него уже есть всякие желания. Вот он раскачивается. А у него здесь постромки – он привязан, он зафиксирован. И это правильно. Потому что нефиксированного ребенка вообще нельзя нигде оставлять. Но это не мешает ему...
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Раскачаться вместе со стулом.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Получить ему свой маленький разгон и улететь. И все это лбом. И дальше уже Мария Григорьевна.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Ну нет. Есть еще одна опасность, про которую как-то в этом возрасте еще не очень думают. То есть опять же на годовалого ребенка это уже сосредоточено. Это ситуация: ребенок на руках у родителя за столом, когда его либо покормили, а у родителя своя кружка с чаем горячая, либо тарелка с супом.
А у ребенка еще не та зрительная моторная координация движения рук, они не настолько координированы. Это ожоги с выливанием на себя жидкости, которая на столе. К сожалению, это возраст ближе пять – шесть месяцев. Это уже реальные практики.
Ирина Турина, врач-неонатолог, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Сеченовского Университета, к.м.н.: Ну, я бы сказала, самый рисковый возраст.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Это реально самый рисковый. От этого ребенка еще не ждут многого.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вот да! Прямо Мария Григорьевна сказала ключевую вещь о том, что мы еще не ждем многого. Что он маленький.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Все привыкли, что его где положишь, там и возьмешь.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Да. Да.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: А он уже многое может. Причем он еще сам об этом не знает. То есть он пять минут назад не знал.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: И вы не знаете об этом. Да.
Мария Дегтярева, врач-невролог, профессор кафедры неонатологии факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета, д.м.н.: Очень опасная практика на самом деле для детей в районе где-то пяти – шести, это вот эта бабушкина практика: на диване обложить подушками. А ребенок начинает вставать на четвереньки и раскачиваться. И он ныряет вниз вместе с подушкой, либо без через эту подушку.
И я всегда говорю своим вот родителям, которые приходят, что: «Запомните! По своим анатомо-физиологическим особенностям центр тяжести у младенца смещен к голове. Он с любой высоты падает вниз головой. И он не кошка, он не группируется». Поэтому, как бы он ни упал, удачность зависит от того, что на полу. Если это мягкий ковер, это может быть лучше, чем если это плитка или ламинат. К сожалению.
Поэтому возраст пять – шесть месяцев – это самый травмоопасный возраст для наших младенцев.
Марьяна Лысенко, Герой Труда РФ, главный врач Городской клинической больницы № 52: Вообще, детство – это очень интересный возраст и с точки зрения позитивных, и с точки зрения негативных эмоций родителей. Но обо всем можно говорить. И все можно поправить. Главное – понимать, что требует вашего внимания.
Поэтому мы пока останавливаемся. Мы не заканчиваем разговор об этом замечательном, всего лишь трехмесячном возрасте. Который и длится тоже всего три месяца, а как много о нем можно обсуждать. С коллегами мы будем продолжать это делать в следующих наших программах. А пока мы говорим спасибо экспертам и прощаемся до следующего раза.