Мария Карпова: Конечно, для многих актеров – это большая удача побывать на «Мосфильме», отнести туда свои фотографии, свои данные, чтобы тебя заметил какой-то режиссер. А еще больше удача – пообщаться с кумиром не только детства, но и, наверное, всей жизни. Мне это удалось. Карен Георгиевич Шахназаров любезно согласился со мной пообщаться и ответить на мои вопросы про кино, вообще про режиссуру, про актерскую профессию. Ну и о современном «Мосфильме», конечно, тоже говорили. Карен Георгиевич, в первую очередь, спасибо, что нашли время, приютили нас. Мы находимся на «Мосфильме». Вообще, новогодние праздники для «Мосфильма» – это что? Ажиотаж? Карен Шахназаров: Ну, я бы не сказал. Наоборот, это такой период спада. Потому что основные все съемки заканчиваются перед Новым годом. Перед Новым годом, конечно, большой, много «Огоньков» делается, всяких программ. Мария Карпова: А есть какие-то традиции празднования Нового года на «Мосфильме» вообще? Ну, вот как в театре есть, например, капустники. Или киношники не такие сплоченные люди, чтобы отмечать Новый год вместе? Карен Шахназаров: Выпивают, естественно. Как все, выпивают. Но так, чтобы сказать, что это какое-то такое массовое событие, я не могу сказать. Никогда так не было. Мария Карпова: Новый год, новогодний праздник – это еще время, когда как-то люди традиционно подводят итоги, строят планы на будущий год, что-то загадывают. Вот каким был 2021-й год для Вас и для «Мосфильма»? Карен Шахназаров: Ну, для «Мосфильма»? Мария Карпова: И для Вас, и для «Мосфильма». Если это разделимые понятия. Карен Шахназаров: Ну это уже неразделимые понятия в большой степени, поскольку, естественно, поскольку судьба моя связана со студией, то, конечно, очень все взаимосвязано. Вообще, 2021-й год был хороший год для нас. У нас хорошие очень показатели. Прибыль большая достаточно, налогов много заплатили. Для тех, кто интересуется меркантильной стороной вопроса. Мария Карпова: Хорошо. Несмотря на то, что пандемия. Карен Шахназаров: Несмотря на то, что пандемия, да. У нас и 2020-й год, кстати, в результате был очень неплохой. Мария Карпова: А за счет чего пандемия прошла так незаметно по «Мосфильму»? Телевидение, наверное? Карен Шахназаров: Я думаю, что за счет того, что все-таки «Мосфильм» за последние годы модернизировался, и сегодня, в общем-то, это действительно, без ложной скромности скажу, лучшая студия страны. И, в принципе, все идут работать к нам. У нас очень большой в этом году объем работы, огромный просто. Очень много строительства декораций в этом году было, очень много картин. Ну и потом, у нас же, мы построили еще один павильон. Мария Карпова: Да, мы об этом обязательно поговорим, да, да. Карен Шахназаров: Построили, там костюмы, реквизит, это тоже сказывается. И, кстати, заканчивается еще один павильон и киноконцертный комплекс. Это вот 16-й павильон, там он просто ни одного дня не стоял с тех пор, как открылся. Потом мы сделали картину, сами профинансировали, «Владивосток». Мария Карпова: «Владивосток». Карен Шахназаров: У нас, да, выходит. Мария Карпова: Как изменится кино с приходом вот этих новых реалий, новой жизни? Не в плане того, что мы теперь все это смотрим в гаджетах, премьеры даже устраиваются на отдельных платформах. А в том плане, что вот я сижу в кино и ловлю себя на мысли, что там люди живут как-то по-другому. Карен Шахназаров: Ну да, кино больше ушло, конечно, в интернет, в эти все. И это, я не знаю, это может сказаться. Самое главное, что у меня ощущение, что зритель начинает отвыкать от кино. То есть, за это время зритель привыкает уже к этому формату. Это же тоже, пойти в кинотеатр, прийти, плюс к этому, многие опасаются. И поэтому этот момент, он присутствует. Это может нанести удар по кинотеатральному прокату. А если кино будет уходить все больше в интернет, так сказать, вот через экраны, как их назвать-то, компьютерные, телевизионные. Мария Карпова: Планшет. Карен Шахназаров: Ну, это, мне кажется, оно может поменяться. Там не нужен такой ритм. Люди, когда они смотрят дома кино, и когда ты смотришь кино в кинотеатре, в зале, в темном зале, Мария Карпова: Да, ты не можешь отвлечься, пойти на кухню, приготовить себе кофе, да. Карен Шахназаров: это другой ритм, другой ритм, тебе нужно более другой монтаж. Вот мне кажется, это может сказаться на кино. А когда ты делаешь фильм специально уже для интернета, для вот таких носителей, то, конечно, да, нужно учитывать, что зритель может нажать «стоп», пойти чай попить, там, еще что-то, так сказать. То есть, это может сказаться и, в определенной степени, вообще на кинематографе. Мария Карпова: А Вы готовы свои следующие картины выпускать вот с учетом такой тенденции? На платформах, не в кинотеатре? Карен Шахназаров: Я допускаю, что, да, могут быть уже премьеры просто на платформах, потому что там огромное количество зрителей. В интернете у нас, слушайте, у нас YouTube-канал «Мосфильма» 40 миллионов просмотров в месяц, больше 40, там 44 что ли миллиона. Ну то есть, это полмиллиарда в год. Это, вообще-то, гораздо больше, чем смотрят во всех российских кинотеатрах, на порядки выше. Тем более там зрители со всего мира, там у нас, по-моему, из США там порядка 150 тысяч просмотров в неделю. Мария Карпова: Может быть, это русскоговорящие в основном смотрят? Или комментируют? Карен Шахназаров: Ну, я допускаю. Во-первых, в интернете ты всегда должен делить. Потому что многие смотрят там, заходят. Ну, в принципе, ты делишь там на три. Ну, если 40 миллионов на три разделить, это 15 миллионов. Мария Карпова: Много. Карен Шахназаров: Это тоже много, да. И там, ну да, русскоговорящие, но там есть и огромное количество таких реальных американцев, например. И причем, это весь мир – Филиппины, Индонезия, Латинская Америка. Поэтому, в определенной степени, да, это становится такой, в общем, важной частью киноиндустрии. Я бы сказал, все более и более важной. Ну, кино все равно оно кино и остается. Как бы оно ни было там. Зависит, я говорю, может быть, монтаж другой, ритм, но, в принципе, все равно. Что такое кино? Это история, которую рассказывают с помощью, как говорится, картинок живых. Мария Карпова: Мы уже говорили про фильм «Владивосток», который недавно вышел на экраны. Вы там выступаете в качестве автора идеи, в качестве продюсера. И в одном интервью Вы сказали, что Вас вдохновил фильм «Набережная туманов» на картину. Карен Шахназаров: Ну, не вдохновил, ну, как это можно сказать, что вдохновил. Мария Карпова: «Набережная туманов» – это, ну я не знаю, там самый грустный из всех финалов, наверное, которые только могут быть. Тоже без хэппи-энда «Владивосток»? Карен Шахназаров: Да, там нет хэппи-энда, да. Вообще, хорошее кино, так уж случилось, в основном хорошее кино всегда с грустными финалами. А какие хорошие фильмы, Вы назовите, с хорошими финалами? Мария Карпова: «Москва слезам не верит». Карен Шахназаров: Ну, я не говорю, что все, но я говорю, очень много фильмов, таких, в которых грустные финалы. Грустный финал – это часть нашей жизни. Что в этом такого? Поэтому «Набережная туманов», да, у нее такой финал грустный, но и «На последнем дыхании» финал тоже не самый веселый. Много таких. И «Баллада о солдате», и «Летят журавли». Я назову Вам массу замечательных картин, у которых грустные финалы. Мария Карпова: Если Вы автор идеи, если Вы продюсер, почему Вы сами не взялись за эту картину, учитывая, что после «Анны Карениной» уже четыре года, пять почти прошло? Карен Шахназаров: Ну, во-первых, нельзя сказать, что есть разные картины, я продюсировал там «Дорога на Берлин», и Вы там снимались, кстати, да. Я помню, хорошая картина. Кстати, мы сделали в YouTube на английском языке сейчас. «Дорога на Берлин» просто за две недели полтора миллиона просто собрала. Просто вообще, это супер, она обогнала всех, всех, все хиты, всех. Это просто необыкновенный результат за две недели. Мария Карпова: Здорово. Карен Шахназаров: Это канал, который именно на англоязычную аудиторию, то есть, он не виден у нас здесь. То есть, он там работает и там только, как говорится, оттуда, «из-за бугра». Так что, Вы видите… Мария Карпова: Популярность пришла, откуда не ждали. Карен Шахназаров: «Звезда» я продюсировал, я несколько продюсировал картин. Ну, есть картины, которые тебе интересно, чтобы она была, но тебе не очень интересно быть режиссером. Это разные вещи. Поэтому какие-то картины просто хочется, чтобы ее реализовать в качестве продюсера. Здесь был Антон Борматов, профессиональный, хороший режиссер. И как-то у меня не было идеи. Ну вот сейчас, может быть, вот я начну картину, посмотрим. Мария Карпова: Уже в качестве режиссера? Карен Шахназаров: В качестве режиссера. Мария Карпова: Ну, Вы, конечно, не скажете ни задумок, ничего. Карен Шахназаров: Нет, конечно, не скажу. Мария Карпова: Ну, будем ждать, будем ждать. Карен Шахназаров: Посмотрим. Как бог даст. Мария Карпова: Вы упомянули Антона Борматова, режиссера фильма «Владивосток». Вы в одном интервью сказали, что, когда, рассказывая, как Вы выбирали режиссера на фильм, сказали, что вообще-то не так много режиссеров, из кого выбирать. Как это может быть? Вот если зайти в поисковик в интернете, там курсы режиссерские, школы, киношколы. Куда тогда деваются эти студенты этих киношкол и курсов? Карен Шахназаров: Ну, не так легко. Ну, так режиссеров, да, наверное, много, но не так просто определиться с режиссером, когда у тебя есть какая-то задача конкретная. Я считаю, что в России не хватает все-таки квалифицированных режиссеров, именно профессиональных. У нас во многом киноиндустрия заточена на такой, что называется, артхаус, на такое кино, как бы с претензией на искусство. Затянутое, длинное и, как говорится, для фестиваля. Ну, такая тенденция сегодня в российском кино, к сожалению, я считаю, что губит российское кино. Отсюда его некая, прямо скажем, провинциальность. Но, когда речь идет о том, что просто человек, который умеет сделать картину, это, на мой взгляд, проблема. Хотя они есть. Я не хочу сказать, что их нет. Но это проблема. Они, как правило, заняты все. Как раз они… Мария Карпова: То есть, их надо ждать несколько лет, как и хороших операторов… Карен Шахназаров: То есть как раз они, как раз вот такие, как раз они и работают. То есть, это, вот их вот так по интернету, они не сидят, не лежат на диване и не ждут твоего звонка. Мария Карпова: И не ждут звонка, что им позвонит Шахназаров и не позовет их на съемку. Карен Шахназаров: Да. Мария Карпова: Своим студентам на первом же занятии Вы говорите, что у них нет шансов. У Вас тоже не было шансов, когда Вы начинали? Карен Шахназаров: Я думаю, да. Я думаю, да. Я это говорю не для того, чтобы там совсем напугать, лишить человека надежды, а для того, чтобы человек понимал, что кино, да, это такая лотерея, где, в принципе, выиграть очень трудно. И, конечно, если бы я знал, что такое кино, я вряд ли пошел бы. Мария Карпова: Да? А когда пришло это понимание? Еще во время учебы? Или уже… Карен Шахназаров: Ну, не во время учебы. Это понимание уже приходит потом, когда ты… В том-то и дело, что ты этого не знаешь, у тебя ощущение, что все, весь мир открыт. А потом, когда ты уже попадаешь в большое кино, ты понимаешь, что это вообще очень трудно – пробиться в нем. И здесь очень зависит много от стечения обстоятельств, от везения, от… Поэтому, да, мало кто пробивается, на самом деле в кино. Мария Карпова: Хочу спросить про долголетие в кино. Опять же, я начну с себя. Недавно сижу в кинотеатре, до фильма, идут трейлеры. И тут какой-то невероятный трейлер «Вестсайдской истории», масштабно, громко, музыка, актеры, ну, как кажется, играют замечательно, молодые, начинающие, неизвестные. Меня вдавило в кресло от этого трейлера, я думаю: «Кто? Ну вот кто?» Стивен Спилберг. И я понимаю, что это режиссер, который снимал там 30 лет до того, как я родилась, сейчас снимает, и еще вот тоже сейчас уже снимает новую картину, говорят, последнюю, про свою биографию. Почему в российском кино, оговорюсь, Вас это ни в коей мере не касается, потому что Вы снимаете, и масштабное кино, и сейчас. Почему вот у наших режиссеров два-три фильма – и все? Потом про них забывают? Они снимают кино, которое никто не смотрит особо, никто не знает. Карен Шахназаров: Я бы так не сказал. А почему, почему Вы так считаете? Есть разные судьбы у режиссеров, разные. Если про меня говорить, ну, может, я. Я сколько? Картин 20 снял. Мария Карпова: Нет, Вы снимаете как раз… Карен Шахназаров: Но я студию построил, чего Стивен Спилберг не сделал, знаете. Мария Карпова: Так может, он и сидит там, и завидует у себя в Голливуде. Карен Шахназаров: Я не знаю, завидует он, нет, я думаю, вообще редко какой режиссер в мире сумел построить студию. А сегодня, когда есть уже реальный объект, я могу сказать, что да, в большой степени мы ее построили. Ну, в принципе, разные судьбы есть у режиссеров. Ну Тарковский снял сколько там, семь что ли картин всего. Ну и что? Я не думаю, что Спилберг… Спилберг выдающийся мастер, безусловно, но какие картины от него останутся, еще не факт, что это будет больше, чем Тарковский. Мария Карпова: А Ридли Скотт, Вуди Аллен? Карен Шахназаров: Вон Меньшов. Две картины, фактически, но какие. «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби». Я считаю, что это картины, которые очень долго будут жить. Мария Карпова: То есть, не количество, а качество. Карен Шахназаров: И неизвестно, неизвестно, будут ли картины Вуди Аллена жить так долго, хотя он снял десятки картин, как картины Володи Меньшова покойного. Так что, мне кажется, что это такое, у каждого своя судьба. Я ни в коем случае не преуменьшаю, Вуди Аллен выдающийся мастер тоже. Я имею в виду, что это такое дело. Нельзя сказать, что это свойство российского или советского кино. Тоже самое в американском кино. Я Вам назову массу мастеров, которые сняли там две картины. Вообще, снять одну удачную картину, а две – это большая редкость. Если Вы посмотрите на биографии знаменитых мастеров, Вы увидите, что по большому счету от них остается две, если две картины, это уже просто вершина. Понимаете, это потому что кино – такое дело: что-то получается, что-то не получается, ты никогда не знаешь, как это складывается. Поэтому если одна хорошая картина, Калатозов снял практически, хотя он был большой режиссер, но вообще «Летят журавли» – это шедевр. Этого достаточно, поверьте, этого достаточно. Мария Карпова: Вы «Мосфильмом» руководите дольше всех руководителей, которые когда-либо занимали этот пост. Карен Шахназаров: Да, больше 20 лет, да. Мария Карпова: Не было момента, когда хотелось все бросить и уйти? Момента отчаяния? Карен Шахназаров: Ну, бывали такие сложные моменты, особенно в начале. Когда я начинал, была очень тяжелая ситуация. Это был, Вы-то дама молодая, как говорится, был дефолт как раз. Я стал директором в дефолт, это была очень тяжелая ситуация. И потом, студия, конечно, была, прямо скажем, сильно разрушена. Но так сказать, что у меня был какой-то, что вот бросить все, уйти, нет. У меня, может, характер такой, что я все-таки стараюсь доводить. Я считаю, что надо доводить все до конца. Если ты за что-то взялся, как бы надо все это довести уже до конца. Знаете, в советском кино, в «мосфильмовском» кино очень много было всяких примет, поговорка такая была: «Кино как война, ничем не остановишь». Вот это правильная поговорка, да. То есть, она говорит о том, что, если ты делаешь, делай. Мария Карпова: А реставрация фильмов как проходит? Кто выбирает эти фильмы? Карен Шахназаров: Я выбираю. Мария Карпова: Понятно. Карен Шахназаров: Ну, это вопрос субъективный, это нельзя выбирать этим, как говорится, всеобщим голосованием. Это, ну да, в принципе, проходит. И сейчас мы заканчиваем реставрацию Тарковского «Страсти по Андрею», есть у него такая полная версия, авторская считается. Очень сложно, потому что там нет негатива. Она, там позитив только сохранился, и, в общем, надо... Ну, поскольку у Андрея Арсеньевича в следующем году 90-летие, вот мы решили сделать, отреставрировать, и выпустим его на экран. Мария Карпова: Ученые австралийские устанавливают «черный ящик Земли», так называемый. Туда будут записывать разную информацию, заголовки, сведения какие-то научные. Если бы Вы могли выбрать один фильм и записать его туда, чтобы наши потомки либо какие-то другие разумы после апокалипсиса что-то поняли о нашей Земле, о людях, что это был бы за фильм? Карен Шахназаров: А я бы не стал такую штуку делать. Потому что ты можешь попасть совсем мимо, как говорится, мимо двери. Мария Карпова: Ну вот, как Вам кажется, какая квинтэссенция? Карен Шахназаров: Ты сегодня считаешь фильм, закладываешь, потом эти потомки смотрят, говорят: «Что они там, с ума сошли, вообще? Что они нам там прислали?». Я думаю, потомки сами решат, что им надо. Я вообще не сторонник вот этих закладываний в землю посланий потомкам. Слушайте, ну потомкам там как-то… Мария Карпова: Ну, может быть, Вы свою картину какую-то? Может быть, свою картину? Карен Шахназаров: И свою не стал бы. Зачем? Если потомкам будет интересно, они, я думаю, найдут, посмотрят, если ему так нужно. Если вообще кино к тому времени будет. Кто знает? Слушайте, кино – такое дело, не надо его идеализировать. Люди жили без кино тысячелетия. Кино всего 100 лет. Мария Карпова: Может быть, и кино-то не будет. Карен Шахназаров: Может быть, и кино не будет, кто знает. Мария Карпова: Последний фильм, который Вас впечатлил? Карен Шахназаров: Последнее что я смотрел? Не помню, что. Чтобы так совсем впечатлил. Вот, пожалуй, я пересмотрел «Сатирикон» Феллини. Вот я его пересмотрел, я его не видел лет 30. Ну, конечно, Феллини все-таки был лучший за всю историю кино, я думаю. Он меня впечатлил. Хотя, я думаю, для многих зрителей, может, такое, не знаю, но для меня это очень сильное впечатление. Мария Карпова: А если Феллини, ну вдруг представим, мог бы переснять один из Ваших фильмов, на какой бы Вам было интересно посмотреть, как бы он сделал? Карен Шахназаров: Из моих? Ну, я не знаю. Он бы не смог. Мария Карпова: Скромно, очень скромно. Несмотря на Ваш статус, есть ощущение новогоднего чуда в эти праздники? Карен Шахназаров: Ожидаю ли я какого-то чуда? Мария Карпова: Да. Ну все мы что-то загадываем, и считается, что это обязательно сбудется. Карен Шахназаров: Нет, я не могу. То есть, от Нового года я ожидаю, в целом, да, в целом. Я надеюсь, что это не чудо будет. А зачем чуда-то ожидать? Надо ожидать что-то такое, что… Чудо – это что-то такое недостижимое. Мне кажется, что, если ты что-то представляешь, тебе надо просто сделать так, чтобы это случилось, и все. Мария Карпова: Какие воспоминания из детства, как Вы праздновали Новый год? Карен Шахназаров: Ой, у меня самое яркое воспоминание, кстати, Новый год я помню. Это был, какой же год-то был? 1957-й, наверное, мне было лет пять. Короче, видимо, билет получил папа на Кремлевскую елку. И вот я помню. Я почему-то очень хорошо запомнил, вот это было, действительно, ощущение, у меня до сих пор осталось какого-то чуда ощущение. Это было необыкновенно. Я был маленький совсем, и со мной какая-то девушка ходила. Мария Карпова: Уже? Девушка, хотя Вы были маленький? Карен Шахназаров: Нет, большая какая-то. Видимо, там приставляли к маленьким там, они водили нас. Вот, и это было, у меня осталось ощущение праздника. Какую-то такую железную коробочку дали, в которой конфеты были, очень красивую, с этими… Кремль… Вот у меня осталось такое ощущение очень праздничное от этого. Мария Карпова: Это детство. А уже вот в более зрелом возрасте самый необычный, нестандартный Новый год? Карен Шахназаров: Новый год у меня был этот, хороший в армии. Мария Карпова: В армии хороший Новый год? Карен Шахназаров: Я запомнил, что я как раз именно в Новый год у меня был в армии караул, есть такой, ты… Наряд в караул называется. И там ты стоишь, каждые два часа меняешься. И у меня была смена как раз, я вышел именно в 12 часов. Я хорошо запомнил, мороз такой, звездное небо, я в тулупе каком-то, потому что холодно было, с автоматом. И вот я почему-то очень хорошо запомнил эту ночь, и думаю, классно вообще. Лучше, чем, как говорится, на вечеринках было. Мария Карпова: Что пожелаете нашим телезрителям в Новый год? Карен Шахназаров: Ну, наверное, здоровье актуально. Это, конечно, такая тема, что сейчас актуально, здоровье. Ну, вообще пожелал бы, чтобы новый год был интересным. Знаете, все равно, когда уже проживаешь какую-то часть жизни, так назад смотришь, и вдруг ты понимаешь, что какие-то года, они просто из жизни твоей, их нет. И это обидно. Как-то они какие-то пустые, вот ничего в них не случилось, не произошло, ничего не было такого. Поэтому, а какие-то года, думаешь, да, вот, хороший был год. И вот я все-таки думаю, что это важно, чтобы этот год был интересным, чтобы он принес людям какое-то не просто чудо, а чтобы были какая-то самореализация, творчество какое-то их, какие-то важные вещи для их жизни вот в этот год произошли, которые они бы желали. Мария Карпова: А себе что пожелаете? Учитывая, что у Вас следующий год еще и юбилейный? Карен Шахназаров: Ну, что-то, не самый, как говорится… Мария Карпова: Ну как, все-таки… Карен Шахназаров: Не самый приятный с этой точки зрения. Ну если даст бог, если сделаю еще одну картину, будет хорошо. Если получится, потому что я как-то думаю, что, может, уже и хватит. Ну вот, сейчас думаю, сценарий вроде мне нравится. Если, дай бог, получится. И потом, нужно сказать, что вот эти два новых объекта уже могут запуститься в этом году. Это, это будет большое событие. Мария Карпова: Тогда именно этого мы Вам и желаем, и, как в кино говорят, ни пуха, ни пера! Карен Шахназаров: Ну, к черту, извините. Мария Карпова: С Новым годом, Карен Георгиевич! Спасибо! Карен Шахназаров: Спасибо! Вас так же!