Марьяна Лысенко: Этот непривычный год, как и предыдущий, показал, что люди, которые рядом с тобой, решают практически всё
https://otr-online.ru/programmy/novogodnee-interv-yu/maryana-lysenko-56215.html Константин Чуриков: Всего считанные часы до Нового года в Москве. Мы сейчас находимся в кабинете у Марьяны Анатольевны Лысенко. Это главный врач 52-й Московской больницы. Ну, смотрите, тут уже, в общем, тоже Новый год. Мы обнаружили такие, весьма интересные украшения. Вот этот волшебный фонарь.
Но это не самое главное. Главное сейчас – поговорить, подвести итоги года, во всех смыслах он был непростым. А вот каким, мы сейчас спросим Марьяну Анатольевну.
Марьяна Анатольевна, все, мы готовы. Тут произвели некоторые перестановки с разрешения ваших заместителей. Вот, ну потом восстановим статус-кво. Хотели показать вашу флору и фауну во всей красе. Мы сильно вам помешали руководить?
Марьяна Лысенко: Я могу это делать из любого места.
Константин Чуриков: Обычно принято перед Новым годом подводить итоги. Вот какие итоги для вверенной вам больницы вы могли бы подвести? Что самое главное в этом году?
Марьяна Лысенко: Ну, вы знаете, наверное, Новый год – такой человеческий очень праздник. В какой-то степени мы разучились за последнее время систематизировать свою жизнь в рамках с 1-го по 31-е декабря. Но понятно, что текущий год и предыдущий был очень непривычным для нас. И в то же время показал, что люди, которые рядом с тобой, решают ну, практически, все.
Константин Чуриков: Точно.
Марьяна Лысенко: Поэтому мы, наверное, итоги не подводим, потому что пока это не получается делать. Но ощущение плеча, коллектива, того, что мы вместе можем практически все, это, наверное, такой самый правильный итог того периода, в котором мы живем сейчас.
Константин Чуриков: А что это за люди? Сколько их, во-первых, численно? Как вы их выбираете? Как вы становитесь командой?
Марьяна Лысенко: Ну очень сложный вопрос, как становиться командой. Надо, наверное, ценить друг друга, слышать друг друга, уметь признавать свои ошибки, быть рядом в любой ситуации, и в радости, и в горе. Ну, это семья. Больница – это семья. И, как люди находят друг друга, да, в своей личной жизни, как находят свои половинки.
Это не половинки, у нас 3,5 тысяч человек. Но это все люди, которые готовы отдать себя, для того, чтобы помочь другим людям, помочь справиться с болезнью. И, наверное, это вот единство целей, оно и создает командный дух.
Константин Чуриков: А каково это? Ну, фактически, вы же живете на работе, в принципе? Вот мы видели, даже рядом какая-то еще комнатка. Вот каково это – 24 часа находиться на работе, в этих условиях? Рядом «красные» зоны, в которые надо заходить вот в этих как раз СИЗах и тайвиках. То есть, что при этом возникает уже второй год? Вернее, даже третий уже начинается год. Это как?
Марьяна Лысенко: Ну, это работа. Быть на работе практически все свое время – это такая, ну, не знаю, хорошая или плохая, но, тем не менее, имеющаяся в коллективе привычка. У нас все трудоголики, в хорошем смысле этого слова. И поэтому здесь какого-то такого серьезного ущерба для наших привычных графиков не произошло.
Но, что касается СИЗов, да, тяжело, это непривычно. Но за эти два году мы уже и к этому привыкли. Пытаемся как-то разнообразить этот гардероб, рисовать какие-то радостные картинки.
Константин Чуриков: Смайлики там какие-то, улыбочки.
Марьяна Лысенко: Да. Ну потому что все равно, мы тут живем, в этом. А жизнь, она не может быть однотонной, такой вот белой или черной, связанной с трагедиями, с борьбой. Жизнь все равно такова, что нужно искать моменты счастья, нужно пытаться их организовывать для себя, для коллег, для пациентов. Поэтому, ну, это просто стало нашей жизнью. Дом наш принял вот такую в себя историю. И мы в этом доме существуем.
Константин Чуриков: Когда вся эта жуть, вся эта пандемия закончится, вот первое, что, например, лично вы сделаете? Вот вы же себе представляли, да? Всегда, когда идешь по какому-то темному-темному туннелю, коридору, думаешь: вот сейчас вот будет свет, вот я сделаю вот это.
Марьяна Лысенко: У нас есть такая мрачная шутка: свет в конце туннеля выключили. Периодически мы ее применяем. Но мы все оптимисты, и работаем, собственно, ради того, чтобы этот свет горел, и чтобы мы, наконец, на него вышли. Не знаю, мне кажется, столько счастья составит лишь то, что мы друг с другом общаться не в тайвике, не через экраны, не через зумы.
Просто посидеть, пообщаться, поговорить, увидеть лица нормальные, людские, и пациентов, и врачей, и медицинских сестер. Без защиты, без масок кислородных, в привычной какой-то обстановке. Мы все равно занимаемся болезнями, да, но вот эта вот невозможность близкого контакта, она оказалась очень тяжелой для очень многих людей. И это касается даже не только и не столько медиков, это касается всех.
Константин Чуриков: Пять слов, которыми вы могли бы охарактеризовать уходящий год?
Марьяна Лысенко: А все года, наверное, характеризуются одними и теми же словами. Просто они для кого-то более яркие в уходящем периоде, для кого-то менее яркие. Это всегда что-то позитивное, что-то негативное. Жизнь, она не может быть одного цвета. Поэтому, безусловно, это и какие-то победы, и удачи, и труд, и результат, и в то же время трагедии и потери. И счастье у кого-то, и несчастье у кого-то.
Просто надо, наверное, научиться это все воспринимать с пониманием, что все это жизнь, она такая, она может быть очень разная. Но нужно быть счастливым, потому что ты живешь.
Константин Чуриков: А как это? Вот это самое сложное, на самом деле. А вот как быть счастливым? Это, это очень тяжело. Вот как к жизни относиться по-философски?
Марьяна Лысенко: Я не могу сказать, что это абсолютно философское в бытовом смысле слова отношение к жизни. Мы воспринимаем, что к жизни относиться по-философски – это значит равнодушно. Это не так. Надо научиться просто ценить очень многие моменты, которые мы не умеем ценить.
Кстати говоря, пандемия, на мой взгляд, очень ярко выявила, что нужно научиться радоваться тому, что есть, да? Радоваться лицам, радоваться возможности быть с близкими, радоваться возможности, каким-то обычным, общечеловеческим, житейским моментам, да, пойти, я не знаю, погулять свободно, пойти в театр, я не знаю, провести время с семьей, с друзьями. Просто быть рядом с людьми, которые любят тебя, или которых любишь ты.
Это все ценности. Этому надо радоваться. Этому надо уметь радоваться, иначе жизнь становится бессмысленной.
Константин Чуриков: Вот сейчас такой радостный праздник впереди, Новый год. Какой Новый год вы вспоминаете чаще всего? Какой для вас был самым счастливым и почему?
Марьяна Лысенко: Я вообще люблю этот праздник. Он очень детский, и все время мы надеемся, что с 1 января жизнь изменится кардинально к лучшему. И что-нибудь начнется новое, мы в это свято все равно верим. И я не поверю, что нет людей, которые не ждут с замиранием сердца то, что с завтрашнего дня ну просто что-то прекрасное начнет свершаться безостановочно.
Все ждут подарков, все ждут подарков под елкой. И вот у нас в семье это очень важно. Я не люблю, когда за месяц дарят подарки на Новый год. Я этого не понимаю. Все равно должен быть праздник, и должна быть сказка. Верить в сказку нужно обязательно. А в противном случае ты становишься стариком в душе. И неважно, сколько тебе лет.
Да, мы все дети все равно, мы все надеемся на чудеса, даже если сами не предпринимаем никаких усилий, чтобы они свершились. Но все равно очень хочется, чтобы эти сказочные моменты присутствовали в жизни.
А из того, что я помню, конечно, я помню детские праздники. Я помню какие-то подарки, особенно учитывая, что я дитя застоя, и тогда не все было доступно. Сейчас дети, сейчас не знаешь, что детям подарить, потому что у них все есть, и есть возможности.
А мы тогда были ограничены, и это было счастье. Потому что получить заветную игрушку, я вот очень хорошо помню Новый год, когда мне подарили детскую кукольную мебель. Это было такое счастье, это было невообразимо, и это было такое счастье, что мне казалось, что вообще лучше этого ничего не может произойти.
Но это, казалось бы, глупость такая детская, но, тем не менее, вот это детское ощущение счастья, я вообще его всем всегда желаю, потому что нет ничего похожего на эти ощущения. Когда ты радуешься просто от того, что ты есть на этом белом свете, да, и не всегда это мотивировано чем-то материальным или нематериальным. А это просто счастье от того, что ты живешь и радуешься мелочам.
Вот детское ощущение счастья взахлеб – это, наверное, то, чего мы все ждем от Нового года.
Константин Чуриков: Ну тогда нужно да, наверное, уметь удивляться. Что вас удивляет? Вообще в людях, вообще в жизни? Приятное, неприятное?
Марьяна Лысенко: Удивляет приятно всегда и очень часто, кстати говоря, это стало очевидным вот в этот непростой период, те возможности, которые люди могут демонстрировать своим моральным, душевным, духовным, профессиональным качеством в ситуациях сложных. И это не только коллеги.
Это просто люди, да, которые вдруг оказываются рядом с тобой и демонстрируют настолько, настолько подставляют тебе плечо, во всех смыслах этого слова, совершенно неожиданно и люди, от которых ты этого совершенно не ждешь. Это, наверное, показатель любых вот такого рода, ну, трагичных обстоятельств, в которых мы оказались, как война, да, что есть люди, которые готовы быть, просто быть рядом. Это, действительно, всегда очень удивляет и очень одухотворяет тебя на то, что ты можешь преодолеть почти все.
Неприятно? Ну, неприятно удивляют очень многие вещи, к счастью, они нечасты. Для меня удивительно, когда люди поступают таким образом, что не смогут, как мне кажется, поговорить потом с собой об этом. Да, и по-честному, когда ты вот сам на сам, сказать себе, что ты прав.
Константин Чуриков: Делают гадости?
Марьяна Лысенко: Знаете, мы все делаем гадости. И не всегда о них нужно помнить, они очень разные. Но если ты, смотрясь в зеркало, понимаешь, что ты непорядочен, да, то вот это страшная трагедия. Мне просто иногда кажется, что есть люди, которые просто избегают этот предмет обихода, для того, чтобы не оказаться глаза в глаза с самим собой.
И для меня этого удивительно, потому что, ну, либо меня так воспитали, либо мне повезло окружать себя людьми, которые всегда смотрятся туда, да, и не только для того, чтобы привести себя в порядок.
Константин Чуриков: И не только для того, чтобы полюбоваться. Марьяна Анатольевна, что пожелаете в Новом году себе? И что нашим зрителям?
Марьяна Лысенко: Чудес. Волшебных каких-то моментов. Пусть обязательно сбудутся вот эти вот все желания, загаданные за новогодним столом или под елкой. Пусть будет много моментов, которых, которые потом будут помниться всю жизнь, счастливых моментов. Да, и ощущения близости людей, которые рядом с тобой.
Пожелаю, чтобы не было потерь. Вот это больно очень. Пожелаю, чтобы тот период, который мы переживаем и переживем, конечно же, привнес в нашу жизнь понимание, что нужно делать. И чтобы мы от этого получали удовольствие, и приобретение счастья через это.
Константин Чуриков: Спасибо вам большое! С наступающим Новым годом! Всех благ!
Марьяна Лысенко: Спасибо вам!
Константин Чуриков: Счастья в Новом году! Спасибо, Марьяна Анатольевна!
Марьяна Лысенко: И вам! Довели меня до слез.
Константин Чуриков: Простите, простите.