Кирилл Хайкин: Разработка нового аромата может занять месяц, два, три. Здесь много творчества, но оно находится в определенных временных рамках
https://otr-online.ru/programmy/ochen-lichnoe-s-viktorom-loshakom/kirill-haikin-92571.html
Виктор Лошак: Это «Очень личное» – программа о принципах и правилах жизни. Мой собеседник Кирилл Хайкин – человек молодой, но уже главный парфюмер одного из крупнейших и старейших предприятий в России. Я очень рассчитываю, что разговор с ним будет не только интересен, но и полезен.
Кирилл Алексеевич, вы главный парфюмер одного из старейших парфюмерных предприятий нашей страны. И крупнейших. Сколько вам лет?
Кирилл Хайкин: Мне 25, Виктор Григорьевич.
Виктор Лошак: Вы к этому времени сделали уже, можно сказать, карьеру. Как вам это удалось? Почему вы выбрали парфюмерию? Что крайне редкая профессия.
Кирилл Хайкин: Получилось это довольно случайно. Когда я учился на втором курсе химического факультета МГУ, я поступил в лабораторию, чтобы делать курсовую, которая является обязательной частью студенческой жизни. И начальник, профессор лаборатории, он увлекался парфюмерией. И так получилось, что вот день за днем он приносил новые и новые духи и постепенно увлекал меня, ну и других людей тоже из лаборатории в эту парфюмерию.
Поэтому получилось довольно случайно. У меня не было вот этого всего: графских полей, как часто описывают парфюмеры в своих рассказах. Не было родителей, которые занимались бы ингредиентами, парфюмерами. Это очень такая прозаичная история.
Виктор Лошак: Говорят, что у парфюмеров особое чутье?
Кирилл Хайкин: Я бы не сказал, что у парфюмера есть какие-то сверхъестественные способности. Все обоняние – это как мышца, оно тренируется. Ну, как и любые: как память, как и зрение. Все это можно тренировать. Главное – уделить этому достаточно времени. Вот уделил ты тысячу, две тысячи, три тысячи, десять тысяч часов и начинаешь потихоньку разбираться. Начинаешь улавливать аспекты, которые не улавливал ранее, и начинаешь отличаться от других людей
Фрагмент из х/ф «Опасный возраст», режиссёр А. Прошкин, 1981 г.
Виктор Лошак: Вы, когда говорите о памяти, именно запах способен вернуть память каким-то очень давним событиям, людям – кажется забытым. Почему, на ваш взгляд, так связаны запах и память?
Кирилл Хайкин: Это даже не на мой взгляд. Это научно объясняется. Поскольку обоняние – это единственный орган наших чувств, который напрямую соединен с мозгом. То есть обонятельные рецепторы, это такие очень маленькие структуры в слизистой носа. Они напрямую подсоединяются с помощью нейронов к обонятельной луковице, которая уже находится в мозге. То есть нет сложной цепи передачи сигнала. Есть прямой сигнал в мозг, который потом быстро распространяется по всем долям мозга.
Виктор Лошак: Очень интересно. Скажите, а что вы такого сделали к своим 25 годам, что такое крупное известное предприятие пригласило вас на, может быть, самую ключевую должность?
Кирилл Хайкин: Мне кажется, что главное мое преимущество – это что я довольно легко заинтересовываюсь и глубоко погружаюсь в дело. Я к своим годам очень много всего прочитал. Мне кажется, всю литературу, которая доступна по парфюмерии именно в научном плане, я ее всю перечитал. Очень мало информации доступно вообще в информационном поле. И в статьях очень сильно скрывается вот эта вся техническая информация о парфюмерии.
И вот этот живой интерес сделал меня таким немножко киборгом. Потому что я постоянно ловлю себя на мысли, что вот нужно что-то прочитать, нужно что-то выучить, нужно что-то новое узнать. И за годы, за пять лет, что я занимаюсь парфюмерией, это сформировало такую довольно объемную экспертизу, как мне кажется, в парфюмерии.
Виктор Лошак: Личную?
Кирилл Хайкин: Да, личную. Которая, разумеется, подкупает людей. Потому что у меня не так много конкурентов, вот что еще важно. Потому что я человек, который занимается в России парфюмерией. И таких людей – ну, может быть, еще два-три человека, которые уже заняты парфюмерией в крупных компаниях.
Виктор Лошак: Расскажите, пожалуйста, может быть, мне и зрителям: что такое выпуск нового вида духов? Это смешивание каких-то основных ингредиентов плюс эфирные какие-то масла? Что это? Как это происходит?
Кирилл Хайкин: Это происходит комплексно. Потому что у выпуска новой парфюмерии есть очень много таких, ну не подводных камней, а аспектов, которые нужно соблюсти.
Во-первых, нужно разработать аромат. Для этого нужно поставить техническое задание. Его нужно поставить правильно. Поскольку если поставить техническое задание без учета трендов в парфюмерии, которые существуют сейчас и существуют в России, безусловно, то можно прогадать с ароматом: сделать его не таким, какой он может оказаться, и он не будет просто продаваться. Затем, как только поставлено техническое задание, я или другой...
Виктор Лошак: А где вы берете новые ароматы? Вы же ставите задание на новый аромат, правда?
Кирилл Хайкин: Да. Да-да.
Виктор Лошак: А где? Где вы?..
Кирилл Хайкин: Из головы. Да. Довольно часто на самом деле в брифе (в техническом задании) есть референсы, то есть какие-то уже успешные духи, которые продаются. И мы знаем, что они хорошо продаются. Вот, собственно, они учитываются при создании аромата.
Но когда я приступаю к созданию аромата, я не знаю заранее, как он будет пахнуть. Это всегда эксперимент.
Виктор Лошак: На что же вы ориентируетесь?
Кирилл Хайкин: Ориентируюсь на техническое задание, на свои собственные ощущения. Как, собственно, и художник. Но здесь, наверное, в сравнении с художником у меня есть такая проигрышная позиция. Потому что художник может посмотреть на фото и срисовать, а запах скопировать по памяти бывает сложно.
Фрагмент из х/ф «Опасный возраст», режиссёр А. Прошкин, 1981 г.
Виктор Лошак: Как вы определяете: запах готов? То есть духи готовы для того, чтобы они оказались на прилавке?
Кирилл Хайкин: Давайте я немножко опишу сам процесс. Вот первое: смешали первую итерацию, первую попытку. Понюхал. И понимаю, что нужно менять. Вот здесь уже становится легче: как только первый шаг сделан, прорисовывается путь. И вот таких шагов может быть и сто, и двести. Это может занять и месяц, и два, и три – разработка нового аромата. Поэтому тут все не так просто и довольно сложно. Но все это довольно...
Виктор Лошак: А доводка, пока вы сами не скажете: «Да»?
Кирилл Хайкин: Да. Да. Или пока дедлайн не придет. То есть сроки не подойдут сдачи проекта. Творчество есть. Творчества много, но оно находится в определенных рамках.
Фрагмент из х/ф «Парфюмер: История одного убийцы», режиссёр Т. Тыквер, 2006 г.
Виктор Лошак: Мы с вами уже начали говорить до передачи, возвращаясь к роману Патрика Зюскинда «Парфюмер». Вот, если вы помните, он искал запах свой, обнюхивая людей там, кого-то еще. А вот если вдруг вы встречаете запах, который вам страшно нравится, как вы можете его перевести в духи? По памяти?
Кирилл Хайкин: Во-первых, если я встречаю запах, который мне нравится, я пытаюсь насладиться им как можно дольше, чтобы как можно тщательней его запомнить. Во-вторых, всегда нужно иметь при себе какую-то записную книжку или телефон, чтобы записать, описать этот запах.
Чем подробнее я его опишу, тем больше вероятность, что потом я его воспроизведу. Поэтому записывать текстом. Можно сфотографировать источник этого запаха, ну просто для вдохновения. И иду в лабораторию и смешиваю, пытаюсь повторить.
Виктор Лошак: Подождите. То есть вы в состоянии разложить запах: из чего он состоит? Да?
Кирилл Хайкин: Да. Да. То есть...
Виктор Лошак: То есть вы нюхаете и знаете, что это: то-то, то-то, то-то и то-то?
Кирилл Хайкин: Как цвета. То есть синий можно смешать миллионами разных способов. Так и аромат ландыша тоже можно смешать очень многим количеством разных способов. Поэтому вот я записал запах и сразу же записываю парфюмерную формулу; в столбик ингредиенты с дозировками.
Фрагмент из х/ф «Парфюмер: История одного убийцы», режиссёр Т. Тыквер, 2006 г.
Виктор Лошак: Скажите, пожалуйста. Вот вы говорите, что сама профессия, кроме вашего увлечения, разработала в вас повышенную чувствительность. А вам она не мешает, когда много людей? Предположим, на вечере, в театре? Когда много-много источников запаха.
Кирилл Хайкин: На самом деле нет. Потому что мне интересно все равно узнавать каждый запах. Даже вот я, может быть, не очень красиво говорить, но вот прохожу мимо мусорки и пытаюсь уже понять: как сделать этот аромат? Мимо горящей покрышки. То есть все ароматы начинают интересовать. Ты уже не делишь их на плохие или хорошие, не делишь на приятные и на не приятные. Но начинаешь относиться к ним как к объекту интереса.
Виктор Лошак: Россия тоже часть мировой парфюмерии, да? Есть некая мировая парфюмерия. Кто в ней лидер? Почему? На каком месте мы?
Кирилл Хайкин: Наверное, отвечу сразу на последний вопрос. Мы на последних местах, поскольку сейчас есть определенные сложности с поставкой сырья из-за санкций в Россию. Поэтому у нас очень мало что действительно разрабатывается. Очень много что закупается за границей.
Виктор Лошак: Вы имеете в виду готовые духи или одеколоны?
Кирилл Хайкин: Да. Да. На первом месте, конечно, всегда была Франция, так называемый трендсеттер. Франция издревле... Ну, скажем, так сложилось, что был город Грасс, в котором парфюмерия изначально была средством довольно техническим. Поскольку с помощью эфирных масле, которые получали в этом регионе Франции, ароматизировали перчатки. Было большое кожевенное производство, все это очень сильно пахло, и запахи было необходимо как-то перебивать.
Со временем в Грассе вырастили очень большое количество сырья – и лаванды, и тимьяна, розмарина, душицы, мяты, тубероза. То есть все эти поля, они были посажены только для того, чтобы ароматизировать кожу. Когда потребность отпала, сырье осталось – начали делать духи.
Виктор Лошак: Наверное, там есть какие-то институты?
Кирилл Хайкин: Конечно. Во Франции много крупных институтов. Например, ISIPCA – самый известный. Там два года учиться и четыре года проходить практику нужно, только чтобы стать парфюмером. Грасский институт парфюмерии (Grasse Institute of Perfumery) в самом Грассе есть. Версальский институт парфюмерии.
Франция еще долго совершенно точно будет центром мировой парфюмерии. Даже не только потому, что исторически так сложилось, а потому, что там уже много заводов. Потому что уже все сырье стекается сначала во Францию и из Франции – по всему миру.
Виктор Лошак: Мы, в общем, из живописи знаем эту формулу: поля вокруг Грасса.
Кирилл Хайкин: Ну да.
Виктор Лошак: Да?
Кирилл Хайкин: Да.
Виктор Лошак: Скажите мне, пожалуйста, а как мы выходим из ситуации с сырьем?
Кирилл Хайкин: Сложно. Окольными путями мы привозим его. Иногда приходится переносить через границу. Ну, в общем, методами, которые позволяют действовать нам в рамках правового поля, не попадая под санкции.
Виктор Лошак: Ну, понятно. Тем более что некоторых видов сырья не так много нужно.
Кирилл Хайкин: Да. Да. Иногда достаточно и полкилограмма. Нам на всю жизнь, можно сказать.
Виктор Лошак: Скажите. Вот в модном бизнесе всегда есть какие-то лидеры свои: Версаче, Армани, Лагерфельды и так далее. А есть в парфюмерном бизнесе такие мировые звезды?
Кирилл Хайкин: Есть, конечно. Я бы хотел еще сказать, наверное, что есть компании, которые разрабатывают. Они уже тоже известны. В отличие от модных наших коллег, в парфюмерии есть еще и крупные концерны парфюмерные, которые специализируются на разработке ароматов. То есть смешивают аромат и продают концентрат, который потом разбавляют до духов, – бизнесу.
Есть компания Givaudan, Firmenich. Это две швейцарских компании. То есть здесь даже не Франция, а Швейцария уже вышла, поскольку это химический синтез. Швейцария всегда была таким оплотом химического синтеза.
Виктор Лошак: Понятно. Понятно.
Кирилл Хайкин: И есть мировые компании, которые производят готовый продукт. Они часто совмещаются с косметическим. Это, например, Estée Lauder. Компания, которая производит; у нее очень много брендов: и Tom Ford, и Versace, по-моему, ей принадлежит. Coty есть – компания, которая Gucci парфюмерии, например, принадлежит. Это такие две противоборствующие. Но самая крупная – Estée Lauder. Она до сих пор приобретает очень много брендов.
Виктор Лошак: То есть: есть те, кто производит на полях продукцию, есть те, кто переделом занимается. И уже третья ступень – это те, кто производит из этого...
Кирилл Хайкин: Да. Да. Из концентрата уже.
То есть Estée Lauder, у них у самих нет производства даже. То есть они как бы производят по контракту. То есть у одной компании они закупают вот этот концентрат, у другой компании они производят. Ну, может быть, и собственные заводы есть. Я там не знаю. У них самих парфюмеров даже часто нет.
Виктор Лошак: Я хотел у вас спросить о том, что волнует, наверное, как Estée Lauder, так и, наверное, вас. Вы же производите такой замечательный одеколон, как «Красная Москва», да? Вот эти горы контрафакта, как с этим бороться? Вот ты попадаешь куда-нибудь в Гонконг, в Турцию и еще куда-то. Горы отмеченных лучшими лейблами одеколонов и духов.
Кирилл Хайкин: Как показала практика, бороться нужно только, может быть, как бы переделывать майндсет. Я даже не знаю, как это? Ну, то есть устройство... Ну, то есть понимание.
Виктор Лошак: Менталитет.
Кирилл Хайкин: Да. Менталитет переделать. Вот. Поскольку подделки, они будут всегда. И если человеку нравится аромат, то он, скорее, купит его копию. Это распространено очень именно у нас, в России. Ну, кстати, в арабских странах тоже распространено. И в СНГ тоже распространено. Потому что во Франции средний гражданин вряд ли себе купит подделку. Он лучше купит духи подешевле. Это просто у нас, наверное, может быть, в крови: что мы хотим что-то всегда подешевле купить.
Законодательно, конечно, с этим борются. Но с переменным успехом, поскольку подделки, их очень сложно искоренить, потому что очень много игроков на рынке, которые их распространяют. Ввели «Честный знак» – маркировку специальную в парфюмерии. Но ее тоже умеют обходить.
К сожалению, подделок очень много. Да. Но как не нарваться на подделку? Покупать у официальных дилеров, то есть в сетях.
Виктор Лошак: Вот мы в ходе разговора назвали «Красную Москву». На мой взгляд, это самый известный парфюмерный бренд в истории страны. А почему она именно так завоевала симпатию? Что в ней, с точки зрения профессионала, такого интересного, что она так известна?
Кирилл Хайкин: Во-первых, неповторяемый аромат – это 100%.
Виктор Лошак: Неповторяемый?
Кирилл Хайкин: Неповторимый. Нет никаких аналогов. Может быть, и есть сейчас. Но раньше ни у одного, в том числе и иностранного бренда, не было похожего на «Красную Москву» аромата. И более того, единственный парфюм, который знают иностранцы в России, – это, конечно, «Красная Москва». То есть это аромат не только с известностью в нашей стране, но и с общемировой известностью.
Сам аромат, во-первых. Во-вторых, конечно, это исторический аромат, поскольку даже до революции... «Красная Москва», разумеется, такое название, которое ввели в Советском Союзе. До этого это был аромат «Любимый букет императрицы», который для Марии Федоровны сделал Генрих Брокар. То есть это даже не разработка советских парфюмеров.
Виктор Лошак: А! То есть аромат остался, просто изменилось название?
Кирилл Хайкин: Да. Фактически это разработка француза в России; в царской еще России.
Виктор Лошак: Но сейчас «Красная Москва» тоже выпускается?
Кирилл Хайкин: Да. Сейчас «Красная Москва» выпускается и пользуется популярностью. Я знаю, что это один из бестселлеров нашего рынка, российского. Поэтому люди до сих пор любят. И я считаю, что не зря. Это прекрасный аромат!
Фрагмент из х/ф «Большая семья», режиссёр И. Хейфиц, 1954 г.
Виктор Лошак: А какая ценовая политика?
Кирилл Хайкин: Ценовая политика: сейчас можно купить за тысячу рублей небольшой флакончик. Там 30 мл за тысячу рублей можно купить спокойно.
Виктор Лошак: Я хотел вас еще вот о чем спросить. Появился большой разговор, большая тема: «Искусственный интеллект». Он присутствует в вашей профессии, в вашем бизнесе? Или это слишком персональный, слишком индивидуальный бизнес?
Кирилл Хайкин: Конкретно в моем поле деятельности его нет, поскольку у меня нет больших бюджетов, чтобы применять его в своей деятельности.
Виктор Лошак: Да-да. Понятно. Понятно.
Кирилл Хайкин: Но крупные компании, в частности Givaudan, которую я уже называл, – разработчики парфюмерных ингредиентов и концентратов, они активно пользуются искусственным интеллектом. В том числе при создании композиций, но и при исследовании рынка.
То есть искусственный интеллект не только помогает смешать аромат, поскольку никто еще не говорит о замене полностью человека здесь, но и проследить вот эти веяния мимолетные среди молодежи и вообще среди всех людей, о том: что нравится конкретно людям? То есть нейросеть, она анализирует: например, вот вы в Интернете. И покупки.
Виктор Лошак: А вот если говорить о молодежи. Молодежь вообще пользуется духами? Если пользуется, какой у нее вкус? Она просто повторяет вкус родителей? Или это свои какие-то?..
Кирилл Хайкин: По большей части...
Виктор Лошак: Вот это вам, наверное, понятней?
Кирилл Хайкин: Да. Да. Молодежь сейчас гораздо активнее, чем раньше, пользуется парфюмерией. Зуммеры, поколение Z – они очень активно пользуются парфюмерией. Даже вот, начиная с 22–23, уже начинаются первые покупки парфюмерии. Хотя раньше это было не так.
Виктор Лошак: А раньше позже начинались эти покупки?
Кирилл Хайкин: Да, конечно. Раньше позже начинали покупать.
Вкусы контрастные, я бы сказал, вкусам старшего поколения. Поскольку вот наносишь аромат – тот, что был актуальный в двухтысячных. Говорят: «Пахнет старо». Поэтому в основном у молодежи либо тяжелые амбровые духи: такие древесные, амбровые, соленые, либо фрукты. Фруктов раньше было мало в парфюмерии. Сейчас это довольно большой тренд. Вот эти две стези – они между собой как бы борются.
Виктор Лошак: Очень интересно! Это меняет прилавок?
Кирилл Хайкин: Это меняет, разумеется, и прилавок. И более того, вот всем известные дезодоранты, которыми пользуется молодежь, – сейчас они очень хорошо соответствуют текущим трендам. У них очень много и фруктов. Сейчас кожа появляется. Что раньше было неактуально, и о ней, скажем, никто не знал. Но сейчас кожа – очень актуальная нота.
Виктор Лошак: Я страшно волнуюсь, когда подходит сомелье и говорит: «В этом вине кожа, смородина, фрукты». Гвозди, я не знаю, что еще. Потому что я не могу отличить ничего. Я думаю, что многие, кто пользуется духами, тоже. А мне кажется, что духи и одеколоны – это привязанность длительная, на всю жизнь. Или нет? Или люди любят менять?
Кирилл Хайкин: В зависимости от поколения опять. Более молодое поколение скорее чаще будет менять духи, чем более старшее.
Виктор Лошак: Еще скажите мне: что такое унисекс? В одежде, мы все понимаем. А что такое унисекс в духах, в парфюмерии?
Кирилл Хайкин: Я бы сказал, что это маркетинг по большей части. Поскольку в масс-маркете очень важно, чтобы было написано, что духи женские или мужские. Поскольку мужчины всегда, приходя с магазин, первым делом спрашивают: «Мужские ли это духи?» Там это важно.
Если мы берем более дорогие категории, там скорее будет написано: духи унисекс. Поскольку аудитория сужается с повышением цены и ее нужно как-то снова расширить. И за счет вот этого добавления слова «унисекс» мы расширяем аудиторию.
На самом деле я бы сказал, что запах не имеет пола. И мне очень даже больно, когда люди говорят, что «я не пользуюсь розой, потому что она не мужественная», например. Я бы так не стал делать. И я всегда за то, чтобы люди носили то, что им нравится.
Виктор Лошак: Вот это парадоксальное размышление. Потому что я был глубоко уверен, что есть женские духи и есть мужские духи.
Кирилл Хайкин: Они, конечно, есть. Но на самом деле при рождении парфюмерии не было ни мужских, ни женских духов. Их придумали, наверное, в двадцатых-тридцатых годах XX века, чтобы опять как-то мужчин хотя бы отделить. Потому что раньше, разумеется, по большей части женщины пользовались духами. И вот чтобы мужчинам как-то...
Виктор Лошак: Втянуть?
Кирилл Хайкин: Да. Втянуть их в парфюмерию, придумали мужские духи.
Виктор Лошак: А вот утверждение, что на разных людях духи пахнут по-разному?
Кирилл Хайкин: Да, конечно. Конечно. Оно имеет место быть. Это индивидуальные особенности кожи, такие как ее увлажненность, температура иногда, способность впитывать аромат. Микробиом, что важно. Потому что микробиом тоже влияет на звучание. На то, насколько быстро бактерии с нашей кожи уничтожат душистые вещества; они тоже разлагают их. Поэтому абсолютно любой аромат на абсолютно любом человеке будет звучать по-разному.
Виктор Лошак: Скажите. Вот эта реклама какого-то странного рода духов – одни говорят, что это правда, другие говорят, что это чистый вымысел – духи с феромоном и их воздействие такое гипнотическое. Что вы можете на этот счет сказать?
Кирилл Хайкин: Я могу сказать, что это опять попытка продать людям товар, который часто даже хуже по качеству. Потому что пока доказанных феромонов в духах точно нет. Туда добавляют феромоны свиньи, например. Разумеется, их не из свиньи получают, а химическим синтезом.
Но это все вызвано случаем, когда в восьмидесятых годах прошлого века обнаружили феромоны свиньи у нас в организме. Да. Но никого не волновало, что у нас в организме функцию феромона, то есть функцию такого привлечения для... Ну, феромоны для чего нужны? Чтобы общаться между собой организмам, на расстоянии фактически.
Виктор Лошак: Пары?
Кирилл Хайкин: Да. У нас это соединение не было феромоном. Но все равно начали добавлять и говорить, что феромон.
Виктор Лошак: А вот бывает такая продукция, которая нравится всем: женщинам, мужчинам, молодым, старым? Может быть, на мировом прилавке, а не только на нашем?
Кирилл Хайкин: Я думаю, что здесь... Я вспоминаю сейчас, в связи с этим вопросом, лосьоны для детей какие-нибудь. Нельзя сказать, что он... Они же отдушенные тоже. И там тоже отдушка. И им пользуются все. И непонятно: нравится он или нет? Ребенка не спросишь, когда он маленький. А родителям, наверное, нравится, раз они пользуются. То есть здесь нужно знать в каждом конкретном случае. Но ни подтвердить физиологически, ни опровергнуть эту гипотезу я не могу. Наверное, может нравиться.
Виктор Лошак: Ваша работа главного парфюмера, она включает в себя не только духи и одеколоны, но и отдушки к косметике?
Кирилл Хайкин: Да. Да. В том числе. Но и не только сами отдушки, но и сам процесс технологического производства. То есть производство из концентрата готового продукта, все технические процессы тоже контролирую я.
Виктор Лошак: А какой вы сами предпочитаете? Духи? Одеколон?
Кирилл Хайкин: На самом деле последнее время я ловлю себя... Ну как последнее время? Года два-три я ловлю себя на мысли, что я почти не пользуюсь духами. Поскольку я постоянно работаю, я ношу то, над чем работаю сейчас. Поэтому все мои предпочтения – они размазались в моей работе.
Виктор Лошак: А существует ли у парфюмеров, скажем, в нашей стране какой-то общий клуб? Какое-то место, где они могут собраться и поболтать о любимом?
Кирилл Хайкин: Клуб есть. Однозначно. Выставки есть даже. Когда люди, которые смешали у себя дома аромат или, скажем, где-то у себя – они могут выставляться. Да, такое есть.
Виктор Лошак: А у нас есть и такое движение «домашних парфюмеров»?
Кирилл Хайкин: Ну да. Да, есть. Можно назвать и так. Да. Есть такое.
Виктор Лошак: А они что, что-то производят?
Кирилл Хайкин: Ну, они – да, они производят. Это, скажем, не совсем легально. Поскольку, например, частное лицо не может закупить спирт. Спирт очень тщательно контролируется. И на заводе у нас огромное внимание этому уделяется: специальные счетчики стоят спирта. Это все подается в налоговую, постоянные отчеты. Поэтому здесь сложно.
Ну вот, как бы официально человек может для себя взять и изготовить духи. Но он не может закупить для них спирт, например, официально. Но таких людей довольно много по нашей стране. Их, может быть, несколько сотен есть. Которые сами, просто как хобби увлекаются и закупают душистые вещества.
Виктор Лошак: А вы пытаетесь с ними наладить какие-то отношения? Это совершенно для меня неизвестная тема: самодеятельные парфюмеры.
Кирилл Хайкин: В принципе, да. Мы общаемся. Ну вот эти встречи, они проходят. И я регулярно их посещаю тоже.
Виктор Лошак: Вот эти выставки, да?
Кирилл Хайкин: Да-да-да. Мы общаемся. Я тоже смотрю, что там люди делают. Очень хорошие работы попадаются.
Главная особенность в парфюмерии – это не столько, наверное, где-то выучиться, а самому отсидеть вот эти вот тысячи часов: самому посмешивать то есть. И даже человек без химического образования, он может сделать духи. То есть для этого нужен нос и рука, чтобы прикапывать. И весы.
Фрагмент из х/ф «Парфюмер: История одного убийцы», режиссёр Т. Тыквер, 2006 г.
Виктор Лошак: За последние годы появилось много всякой литературы, сериалы, связанные с парфюмерами, с их удивительным качеством: повышенной чувствительностью к запахам. Чем вы это объясняете?
Кирилл Хайкин: Мне кажется, что это редкая профессия. И люди считают, что в эту редкую профессию идут избранные. И если это избранные, значит, у тебя должны быть какие-то сверхъестественные качества. Но, как правило, это... Не как правило, а 100% – это всегда только работа. Очень много работы.
Виктор Лошак: Кирилл! Я хотел бы, пользуясь тем, что вы соединились с нашими зрителями, попросить у вас несколько практических советов, которые, я думаю, с удовольствием люди используют. Например, как правильно хранить парфюмерию?
Кирилл Хайкин: Я могу сказать, как неправильно хранить парфюмерию. Не стоит хранить парфюмерию в ванной. Поскольку в ванной всегда очень большие перепады температур. И это приводит к тому, что жидкость сужается – расширяется, и газ над ней. Это приводит к тому, что постепенно воздух извне все больше и больше проникает во флакон. А воздух очень губителен и для душистых веществ, и для спирта в том числе. Постепенно композиция окисляется и либо теряет запах постепенно, либо меняет его.
Виктор Лошак: А как правильно подобрать парфюмерию к своему типу или образу жизни?
Кирилл Хайкин: Я бы сказал, что здесь, наверное, догм и суперстолпов рекомендаций нет. Я бы, в принципе, как правильно подбирать духи, рассказал. Во-первых, не стоит совершать импульсивные покупки. Всегда нужно нанести аромат на кожу. Может быть, уйти погулять часик, если вы в торговом центре выбираете, либо уйти домой и понюхать. Поскольку иногда случается так, что в духах появляются не очень красивые ноты, которые вам не нравятся и которые...
Виктор Лошак: То есть сразу их не почувствуешь, а потом они выходят?
Кирилл Хайкин: Да. Да. Это называется «базовые ноты». Да. Они бывают очень тяжелые. Просто можно устать от этих духов. Поэтому всегда нужно с холодной головой подходить к покупке.
Виктор Лошак: То есть все, что покупается в залах аэропортов, это все не дает возможности. Нет времени просто...
Кирилл Хайкин: Да. Да-да-да. Но очень часто же люди покупают себе вторые флаконы, например. В этом плане это очень удобно.
Виктор Лошак: Еще вопрос: как правильно наносить парфюмерию?
Кирилл Хайкин: В зависимости от того, что ты хочешь получить. Если ты хочешь получить большую стойкость, например, то стоит наносить парфюмерию на одежду или на волосы, то есть на холодные участки нашего образа.
Если хочется более громкое или более интенсивное, более шлейфовое раскрытие, то стоит наносить на теплые участки кожи: это шея, иногда это затылок, вот где волосы кончаются. Ну и шея тоже фактически. И запястья. Очень удобно наносить на внешнюю сторону ладони парфюмерию, поскольку так удобно и самому нюхать, не вот так выворачивать, и давать кому-то понюхать руку. И поскольку вот эта часть тоже очень часто под одеждой находится.
Виктор Лошак: А вот вы, как пробуете?
Кирилл Хайкин: Я наношу на самом деле по старинке: на запястье. Мне всегда удобнее всего запястье нюхать.
Виктор Лошак: Какие натуральные ингредиенты чаще всего применяются в нашей парфюмерии?
Кирилл Хайкин: Чаще всего применяются те, которые дешевле. Конечно, да. Дешевле всего цитрусовые масла: это апельсин, лимон, мандарин и так далее. Травы: такие как лаванда, шалфей. Все мы их тоже прекрасно знаем. Мята – довольно дешевое сырье. Древесные ноты: такие как кедр, например. Хвойные тоже довольно дешевые.
Из самых дорогих компонентов я могу назвать: это удовое масло. Уд – удовое дерево. Это такое, скажем, восточное дерево, называется оно аквилария, которое специально заражают грибком, чтобы оно приобретало запах. Запах иногда не самый приятный. Иногда он содержит и фекальные ноты, например. Часто кожаные. И так далее.
Но почти в 99% удовых духов нет этого удового масла. И, например, корень ириса еще самый дорогой. Он стоит там €100 за килограмм.
Виктор Лошак: Скажите, пожалуйста, а какие из этих ингредиентов самые стойкие?
Кирилл Хайкин: Масла цитрусовых самые нестойкие. Скорее они держатся на коже минут 10–15 максимум. Древесные ноты, тот же самый кедр, гваяковое дерево – они довольно стойкие.
Виктор Лошак: Ну, у нас в России потребляют все вот эти ингредиенты, о которых вы сказали?
Кирилл Хайкин: Да. В принципе, в принципе все. Но вопрос только в том: в каких духах? Часто, конечно, в иностранных. Потому что отечественные духи, они стоят дешевле, как правило, чем зарубежные, и туда не много можно положить натуральных ингредиентов.
Виктор Лошак: А! То есть вы еще ограничены ценовой политикой?
Кирилл Хайкин: Да. Конечно.
Виктор Лошак: То есть, когда вам ставят задачу, вам говорят о возможной цене?
Кирилл Хайкин: Да, да. То есть сколько должна стоить вот эта формула. Потому что уже просчитан бюджет, уже просчитана себестоимость продукта. И ты должен в эту формулу, вписаться в цену.
Виктор Лошак: А вот вы мне говорили, что вы выпустили духи под собственной фамилией?
Кирилл Хайкин: Угу.
Виктор Лошак: Вы там тоже ограничивали себя?
Кирилл Хайкин: Там я как раз не ограничивал. Этим и хорошо. Но они и стоят дороже. Конечно, я разрабатывал там по два года по композиции. И до сих пор их даже дорабатываю. Меня самого это очень сильно раздражает. Это как, по-моему, была история с Репиным: когда Третьяков не пускал его в галерею, потому что он постоянно дорисовывал свои картины. Вот. И тут у меня такая же есть сложность.
Виктор Лошак: Духи выпущены. Но вы продолжаете их дорабатывать?
Кирилл Хайкин: Да-да. Постоянно хочется что-то улучшить.
Виктор Лошак: Вы знаете, я вижу, какое у вас есть преимущество огромное перед другими: вам 25 лет, вы еще так много успеете!
Кирилл Хайкин: Надеюсь.
Виктор Лошак: Вы еще столкнетесь с такими изменениями в мире, которые поменяют наверняка вашу профессию. И будем надеяться, в лучшую сторону.
У меня ко всем есть вопрос о правилах жизни. Что вы можете сказать по этому поводу?
Кирилл Хайкин: Я бы сказал, что...
Виктор Лошак: Может быть, это связано с профессией.
Кирилл Хайкин: Я бы сказал, что главное правило жизни – это идти за интересом. И только тогда ты не будешь работать.
Виктор Лошак: Ты будешь заниматься тем, что тебе интересно?
Кирилл Хайкин: Да. Ты будешь заниматься тем, что тебе интересно. Вот и все. У меня, наверное, больше нет советов. Только этим правилом я и руководствуюсь.
Виктор Лошак: Замечательное правило! Спасибо вам большое за разговор!
Кирилл Хайкин: Спасибо, Виктор Григорьевич!