Марина Каменева: На самом деле, нам не важно, на каком носителе человек читает. Нам важно, чтобы он читал, чтобы не терялись навыки чтения
https://otr-online.ru/programmy/ochen-lichnoe-s-viktorom-loshakom/marina-kameneva-63831.html
Виктор Лошак: Это «Очень личное» – программа о принципах и правилах жизни. О читателях, издателях, писателях наш сегодняшний разговор с директором книжного магазина «Москва» Мариной Каменевой.
Вы знаете, Марина, когда мы шли в студию, я вспомнил об одном социологическом исследовании: европейские социологи установили, что человек, покупая журнал, все меньше тратит время при выборе его на витрине журнального киоска. Причем радикально меньше времени тратит.
Вот при покупке книги люди тоже тратят меньше времени? И вообще, чаще покупают книгу, приехав с конкретным желанием или уже определившись в магазине?
Марина Каменева: Очень по-разному. Потому что мы тоже проводим свои социологические исследования. Зависит от того, с какой целью приехал человек. Если он приехал за каким-то там учебником, то, конечно, он знает, что ему надо.
Если человек хочет что-то почитать, тоже есть разные читатели. И есть читатели опытные, скажем так, с навыками, они тогда тоже знают, что они хотят почитать. Или смотрят новинки. А есть люди, которые говорят: «Посоветуйте». Если подарок, а это сейчас стало очень актуальным, – книга как подарок возвращается это, к нашему счастью.
Виктор Лошак: Когда-то это тоже было актуально.
Марина Каменева: Да. И сейчас это очень актуально, потому что цена и качество этого подарка как раз сейчас соответствуют данной ситуации. И мы тоже советуем. Мало того, у нас есть такая история, как «Книга плюс».
Виктор Лошак: Что значит «Книга плюс»?
Марина Каменева: Это наша такая фишка, мы называем, которую мы придумали. Мы берем книгу и к ней придумываем что-то еще: ручку, записную книжку, какую-то в зависимости, допустим, если книга о чае, там чай какой-то. И упаковываем красиво в коробку. Это уже готовый подарок.
Виктор Лошак: Конечно.
Марина Каменева: И за пять-шесть лет уже люди настолько привыкли, что они прибегают и говорят: «Так. Мне начальнику». «Чем начальник увлекается?» «Историей». Пожалуйста, у нас есть на этот счет готовые подарки. И в зависимости от этого и время, которое они проводят. А есть люди, которые планируют себе день раз в неделю и приходят на два-три часа...
Виктор Лошак: Да это счастье – провести два часа в книжном магазине!
Марина Каменева: Да. И купаются, купаются вот в этой атмосфере! У нас же еще есть антикварно-букинистический отдел.
Виктор Лошак: Что вы сами любите читать?
Марина Каменева: В каждый период времени, конечно, разные книги. Потому что, когда там 1990-е были, очень много приходилось читать книг, к сожалению, на тот момент переводных, по бизнесу. Потому что мы оказались, в общем, в перестройку не очень подготовленные в этом плане.
Виктор Лошак: Да.
Марина Каменева: Да. А сейчас как члену жюри премии «Большая книга» мне надо читать весь шорт-лист.
Виктор Лошак: Да. Там же целая стопка книг.
Марина Каменева: Это книг 12-13, да. А когда для себя, то я люблю сейчас книги мемуарного плана, биографические, с тем, чтобы, поскольку времени не так много для чтения, то чтобы с пользой провести эти минуты.
Виктор Лошак: Я вспоминаю, что было во время перестройки с газетами, журналами. Вдруг оказалось, что у нас нет ни одного подготовленного рекламного агента.
Марина Каменева: Да.
Виктор Лошак: То есть была масса журналистов, но не было тех, кто занимался рекламой.
Марина Каменева: Я вам скажу, что у нас не было людей, которые делали бы мебель для книжного магазина. Потому что мы начали первые открывать отдел самообслуживания. Это другая мебель, чем прилавки в советское время.
Виктор Лошак: Вот сейчас трудно понять, с чего мы все начинали. Скажите, а вы пришли в книжную торговлю из любви к книге или по другому поводу?
Марина Каменева: Так случилось. Во-первых, надо было работать. Я точно не знала, кем я хотела быть. Вернее, я хотела быть гляциологом.
Виктор Лошак: Гляциологом? Изучать лед?
Марина Каменева: Да. Вот, кстати, вы знаете, кто такие гляциологи. Потому что, когда я говорю некоторым, говорят: «А это что?» Я поступала на «геофак», но там не прошла по баллам в МГУ. А потом я знала, что я не хотела скучной работы никакой.
И в то же время мне нужно было обязательно иметь собрание сочинений моих любимых писателей на тот момент. Это, конечно, Грин, это, конечно, Хемингуэй, это, конечно, Джек Лондон. Ну и поскольку...
Виктор Лошак: Список у всех был близкий, надо сказать.
Марина Каменева: Ну да, вот. А у меня подруга после училища книготоргового работала в «Доме книги». Я к ней приходила, так с ней стояла и думала: «Надо же, как хорошо, живенько: приходит покупатель, уходит. Какое-то движение, не сидишь на одном месте».
Думаю: «Ну я пойду на какое-то время. Смогу приобрести нужные собрания сочинений себе. А потом за это время придумаю, кем я хочу быть». Ну вот, с того времени на следующий год будет 50 лет.
Виктор Лошак: Вы знаете, вы очень популярный человек в читающих кругах. Настолько популярны, что всем даже известно, что у вас есть такая слабость, как коллекция фигурок читающих. Хотел сказать читающих людей, но, по-моему, это не только люди.
Марина Каменева: Да. Это правда. И людей, и зверей. Этой коллекции, наверное, больше 15 лет. Она сначала очень медленно так росла.
Виктор Лошак: Пополнялась.
Марина Каменева: Пополнялась. Потому что я как президент Ассоциации книгораспространителей ездила за рубеж очень много, изучала опыт и все время привозила оттуда какие-то фигурки с книгами. Я и сейчас привезла на всякий случай показать свои любимые.
Виктор Лошак: Покажите.
Марина Каменева: Но это самая малая часть. Их у меня более тысячи, наверное.
Виктор Лошак: Тысячи?
Марина Каменева: Тысячи. Одна вот такая фигура – это «Нерпа читающая», сделана из чароита. Чароит – это полудрагоценный камень. Кстати, единственное месторождение чароита в мире под Читой; недалеко было. Сейчас оно уже закрыто. Оно было очень небольшим.
Я просто очень люблю Байкал, особенно зимний Байкал. И поэтому, когда я уже зимой там была в третий раз, то мне друзья заказали. Сами сделали эскиз и подарили. Говорят: «Уже нерпы стали читать». За те посещения на Байкал, которые у меня произошли. Поэтому она единственная в мире.
И еще есть замечательные вот такие фигурки: это Дон Кихот и Санчо Панса. С историей. Когда-то мы были в гостях на даче у Георгия Вартановича Франгуляна.
Виктор Лошак: Известного скульптора.
Марина Каменева: Скульптора известного да, и замечательного человека. И его сосед принес, говорит: «У меня из Испании отец привез когда-то эту книжку, в смысле, фигурки. Вот, Дон Кихот с книгой». Что делает Георгий Вартанович?
Виктор Лошак: И Санчо Панса без книги?
Марина Каменева: Да, без книги Санчо Панса, естественно. Он же при Дон Кихоте. Он говорит: «Это несправедливо. Почему он без книги?» Он берет стамеску художественную и прямо при нас на глазах вырезает Санчо Панса книгу.
Виктор Лошак: Который держит книгу.
Марина Каменева: Да, который держит книгу. Вот такая история. И вообще, у коллекции очень много интересных историй. Времени не хватит рассказать.
Виктор Лошак: Где вы держите тысячу штук? У себя в кабинете?
Марина Каменева: У меня много в кабинете, много в коробках.
Виктор Лошак: Давайте вернемся к книгам. Я хотел вас спросить: вот как определить будущий коммерческий успех новинки? Вы можете это как бы понять, что вот эта книга будет иметь коммерческий успех? Или бывают совершенно неожиданные ситуации?
Марина Каменева: Как правило, опыт товароведов и мой личный позволяют предвидеть при заказе книги то, что она будет иметь успех. Но бывают, конечно, и сюрпризы некие. Особенно это в последнее время, когда блогеры, допустим, раскручивают себя в сети. Мы, к сожалению, про это можем не знать.
Виктор Лошак: Не знать, да.
Марина Каменева: Да. И затем у них выходит книга. Но нам неизвестны ни автор, и содержание такое не очень нам понятное, да. Мы заказываем там пять экземпляров, например.
Виктор Лошак: И вдруг...
Марина Каменева: И вдруг! Потом мы сразу начинаем: «Почему?» Конечно, сразу начинаем все это восстанавливать. И потом под заказы... Нам хорошо, мы в Москве, можем быстро подзаказать.
Виктор Лошак: А у вас товароведы разделены по темам, да?
Марина Каменева: Ну, в общем, они взаимозаменяемые, но за ними закреплены некие тематические...
Виктор Лошак: А вот какая тема считается самой коммерческой: женский роман, что? Что самое коммерческое?
Марина Каменева: Сейчас или вообще?
Виктор Лошак: Сейчас, конечно.
Марина Каменева: Потому что в разные периоды совершенно по-разному.
Виктор Лошак: Это тоже интересно. А почему в разные периоды по-разному?
Марина Каменева: Ну, когда началась перестройка, вот 1987 год, вышел закон «О кооперации» и тогда первые частные издательства стали создаваться: был «Текст» и «СЛОВО» (1989 год), вот это, знаете, «Вагриус» и так далее. Пошли уже создаваться частные издательства, и они стали издавать... Тогда же был голод и дефицит на рынках, макулатура. Вы же все помните.
Виктор Лошак: Конечно.
Марина Каменева: И тогда миллионными тиражами: детективы Агаты Кристи, фантастика, Стругацкие, Дюма там. В общем, просто...
Виктор Лошак: Все, что не дочитал народ.
Марина Каменева: Все, что да. И все, что было сложно купить в советское время.
Виктор Лошак: Ну, это же касалось и журналов. Например, «Огонек» начал печатать то, что было запрещено. И это тоже было воспринято с огромным энтузиазмом.
Марина Каменева: Да, конечно. Это некий такой глоток свободы. И это, в общем, длилось где-то от середины 1990-х. Затем, ближе к 2000-м народ стал задумываться об образовании. И здесь стали очень популярными книги по экономике, по бизнесу и учебные пособия по иностранным языкам по изучению.
Виктор Лошак: Как интересно. Так.
Марина Каменева: Да.
Виктор Лошак: Сейчас это уже кануло?
Марина Каменева: Это уже в прошлом. Сейчас с детского сада уже языки изучают. Поэтому сейчас уже... У нас было очень огромное количество в ассортименте самоучителей, учебников...
Виктор Лошак: Я даже помню эту полку и этот отдел.
Марина Каменева: Да, да, да, да. Да.
Виктор Лошак: Во втором зале: туда, вглубь немножко.
Марина Каменева: Да, совершенно правильно. А затем, когда уже рынок немножко наполнился...
Виктор Лошак: Насытился.
Марина Каменева: Да, насытился. И у людей уже появилось время выбирать из чего-то, то уже сейчас спрос, например, переключился. Я бы сказала вот на сегодняшний день – это книги по искусству.
Виктор Лошак: Да что вы?
Марина Каменева: Да. И подарок – альбом.
Виктор Лошак: Дорогие книги по искусству?
Марина Каменева: Разные. Они же разные есть: от брошюр, музейных каталогов до альбомов.
Виктор Лошак: Как интересно. Я считал, что книги по искусству – это то, что пользовалось спросом при советской власти в силу того, что люди не могли посещать эти галереи и эти города.
Марина Каменева: Нет. Если б вы видели качество альбомом, которые тогда издавались, и здесь. А потом вам всегда разве хочется везти какой-то альбом любимого художника или музея, огромный альбом, тяжелый, из-за границы?
Виктор Лошак: Да, конечно. Да, это проблема.
Марина Каменева: И, конечно, биографии, мемуары. Это наш магазин. Это может быть нехарактерно для других магазинов.
Виктор Лошак: Ну мы же о «Москве» говорим, о вашем магазине.
Марина Каменева: Да. То есть сейчас художественная литература немножко отошла в сторону. Потому что можно ее почитать на электронных носителях; такую разовую, чтобы отвлечься или развлечься.
Виктор Лошак: Как интересно! Знаете, это...
Марина Каменева: Психология сейчас очень востребована. Видимо, период непростой. И исторические книги тоже. Для того, чтоб, может быть, разобраться в ситуации.
Виктор Лошак: Понять себя, чтобы...
Марина Каменева: Понять да. События, время обязательно влияют на спрос.
Виктор Лошак: Понятно. А если спросить вас, кто ваш самый любимый читатель или читатели?
Марина Каменева: Ну, мы, собственно говоря, работаем для всех и рады всем, кто пришел к нам. Безусловно. Но у нас есть замечательные истории с молодыми людьми, что очень радует, которые, оказывается, у нас знакомятся.
И потом у них свадьбы, и они приезжают в день свадьбы, невеста в белом платье, приезжают к нам, чтобы провести фотоссесию в книжном магазине. Мы, конечно же, дарим им подарки. И это такое приятное действо. Потому что сейчас молодежь стала возвращаться в книжные магазины. И это большое счастье!
Несмотря на то, что электронные книги. Вообще на самом деле нам неважно, у нас когда-то был лозунг: «Не важно, на каком носителе человек читает. Нам важно, чтобы он читал, чтобы не терялись навыки чтения». Это очень важно.
Виктор Лошак: Вот я как раз хотел вас спросить. Мне кажется, что жизнь в онлайне, всеобщее увлечение Интернетом – да, собственно, это часть жизни уже для каждого человека, она ведет к тому, что другой метод чтения: быстро читают, читают сокращенно, не возвращаются назад при чтении, что очень важно при чтении художественной литературы. Вот это влияет на количество читателей художественной литературы?
Марина Каменева: Ну конечно, влияет. Почему сейчас опять стали пересматривать образовательные школы программы по литературе и количество уроков?
Виктор Лошак: Стандарты.
Марина Каменева: Потому что читать – это навык, понимаете? Именно читать книгу – это навык определенный, который утерян и в институтах семейного чтения, и в детских садах, и в школе. То есть сейчас к этому начинаем возвращаться.
Но вместе с тем молодежь все равно приходит в книжные магазины и все равно ищет: даже если что-то по работе или по учебе они читают в электронном виде, а для души... Я даже провожу такие блиц-опросы среди знакомых молодых людей, чтобы быть с ними на одной волне. И они говорят.
Единственно, знаете, что интересно? Что стали книги многие заказывать через интернет, в основном молодежь. У нас сейчас 50... мы смотрели: заходят на сайт больше, процентов 50-60 людей со смартфонов. Представляете? И интернет-заказы делают.
Виктор Лошак: Какая доля интернет-заказов уже?
Марина Каменева: Сейчас уже почти 30%. Вы не поверите.
Виктор Лошак: 30%?
Марина Каменева: Да. Потому что мы начали это еще до пандемии. И в пандемию это нам позволило выжить за счет интернет-продаж.
Виктор Лошак: Вы знаете, Марина, вы, наверное, чаще и больше меня слышите такие сетования, как разговоры о том, что очень дороги книги. В частности, детские книги – это дорогое удовольствие. А раньше, при советской власти, выпускались дешевые книги, и это было как бы доступней. А что вы отвечаете в этом случае?
Марина Каменева: Есть несколько ответов. Все зависит действительно от книги, которую выбрали. Иногда я говорю: «Потому что ребенок просит». В зале сталкиваюсь. «Мама, купи книгу». Она: «Нет, дорого».
Я беру (а книга стоит там, не знаю, 300 рублей) и говорю: «А вы будете ребенку сейчас мороженое покупать? От этого, между прочим, горло болит. А от шоколадки, которую съест ваш ребенок и которая тоже стоит 100 с чем-то рублей. А книгу вы ребенку купите, ребенок же книгу просит». Понимаете, то есть мы иногда не сопоставляем цену на книги...
Виктор Лошак: То есть, если пересчитывать на шоколадки и на мороженое, то это недорого?
Марина Каменева: Абсолютно. Абсолютно. Это что касается детей. А что касается взрослых – тоже есть с чем сравнить, на что пересчитывать.
Поэтому сейчас вот, понимаете, в этом и проблема, что магазины розничные гораздо имеют выше цены, чем интернет-магазины и маркетплейсы, которые сейчас являются нашими конкурентами. И, к сожалению, издательства наши не всегда теперь так корректно себя ведут по отношению к нам.
Виктор Лошак: Выбирая между вами и маркетплейсами.
Марина Каменева: И маркетплейсами да, конечно. И там они цены сбивают. Но мы знаем, что с этим делать. У нас есть то, чем мы можем удержать.
Виктор Лошак: В интернет-магазине дешевле книга, чем на полке?
Марина Каменева: Да. Мы сделали их дешевле. Но самое интересное, что больше всего знаете, где их заказывают? Ленинградская область, Санкт-Петербург.
Вы знаете, это интересно, потому что ведь книжный магазин – это не стеллажи с книжной полкой и книги. Это же очень сложный процесс: это изучение инфраструктуры, где находится магазин, это изучение своих покупателей, которые к тебе приходят. Понимаете, это такой живой организм. Это очень интересно!
Виктор Лошак: Вот скажите, пожалуйста, вы ведь дозаказываете книги, которые хорошо идут. Какая отечественная книга в последнее время была самая популярная?
Марина Каменева: Ну, я вам могу сказать: 2021-й год, самая популярная книга года у нас была, это Яхина «Эшелон на Самарканд». Гузель Яхина.
Виктор Лошак: Как хорошо! Ведь это серьезная литература. Вы вообще покупателей изучаете? Вот что говорит ваша социология о покупателе?
Марина Каменева: Ну, когда мы начинали формировать ассортимент и магазина с 1991-го года, я пришла сюда директором, безусловно, мы проводили даже каждый квартал социологические опросы для того, чтобы понять не просто, что хочет наш покупатель и что читает, а даже как меняется спрос по сезонам. И это действительно так.
Виктор Лошак: В зависимости от времени года меняется спрос?
Марина Каменева: Да. Да, да.
Виктор Лошак: Как вы эти объясняете?
Марина Каменева: Ну, как это я объясняю? Очень просто. У нас, несмотря на то, что мы на Тверской, 7-6% постоянных покупателей. Это очень большой процент для проходящей улицы.
Виктор Лошак: Очень. Конечно.
Марина Каменева: Мы обязаны были соответствовать. Мы обязаны были своевременно менять оборачиваемость литературы. И зимой, когда темно и холодно, люди читают одни книги. Летом они читают другие книги.
И летом, кстати, многие уезжают на дачи. И меняется покупатель: много приезжает гостей, приезжих, там совершенно другой спрос, да. Это так интересно.
Виктор Лошак: Другой спрос. А правда, что существует такой замкнутый круг, мы, кстати, в нашей студии о нем несколько раз говорили с Михаилом Владимировичем Сеславинским: очень трудно расширяется ассортимент детских книг именно потому, что родители покупают детям то, что они сами читали.
Марина Каменева: Есть такой фактор. Он присутствует, конечно. Беда только в том, что родители 1990-х уже не очень понимают...
Виктор Лошак: Что они читали.
Марина Каменева: Да. Вот. Мы проводили, знаете какой эксперимент? Мы выбирали рейтинг, допустим, наших книг, которые у нас покупают, и сравнивали с рейтингом читателей в Российской государственной детской библиотеке. Мы просто с ними дружим очень, у нас совместные там проекты есть.
Виктор Лошак: Что берут почитать?
Марина Каменева: Совершенно разные книги, совершенно разные.
Виктор Лошак: Чем вы это объясняете?
Марина Каменева: Ну, потому что там дети приходят сами за книгами, и они выбирают.
Виктор Лошак: Понятно. А это им родители...
Марина Каменева: А в магазине, как правило, покупают родители. И поэтому иногда даже родители приходят и спрашивают, если подростки, они боятся уже, они спрашивают: «А вы не подскажете, а что сейчас читают?» Дети там в 12, в 13, 16.
Виктор Лошак: По-моему, такой разнобой...
Марина Каменева: Абсолютно, абсолютно. Очень сложно стало советовать, потому что это действительно дети очень разные.
Виктор Лошак: Я боюсь, что вот следующий вопрос вам задаю не я один. Была такая формула: «СССР – самая читающая страна». Ну, это не без вопросов, действительно ли так это было. А вот что сейчас? Как мы в рейтинге читающих стран?
Марина Каменева: Ну, по крайней мере, в рейтинге задающих стран мы где-то на четвертом месте.
Виктор Лошак: Как издатели?
Марина Каменева: Как издатели. А как читатели последнее время у нас, в общем, рейтинг поднимается. Хотя еще в общем-то лет десять назад был такой прорыв, то есть у нас было все в порядке с дошкольным, когда и родители читают, да, воспитывают.
Потом очень был большой такой спад читающих подростков. И затем уже люди по возрасту уже взрослые, те, кто приходил сам к чтению, опять шел рост. Вот сейчас, слава Богу, мне кажется, нам удалось переломить эту тенденцию в лучшую сторону. И на это, конечно, сработал «Год литературы», который был объявлен в России.
Виктор Лошак: Я подумал, вы скажете: пандемия.
Марина Каменева: Нет, нет. Пандемия – это уже следующий этап. Нет. Очень вот «Год литературы» и «Красная площадь» фестиваль – это праздник не только для нас, но и это праздник для читателей. И просто спасибо, конечно, всем, кто этим занимается, и всем, кто это разрешил.
Виктор Лошак: Кто открыл Красную площадь для книги.
Марина Каменева: Да. А не только для футбола.
Виктор Лошак: Скажите, как санкции влияют на издателей? Я понимаю, что на книжную торговлю в меньшей степени. Но на издателей, на полиграфическую промышленность?
Марина Каменева: Ну а мы непосредственно зависим от этого.
Виктор Лошак: Ну, это я понимаю.
Марина Каменева: Поэтому влияет и на нас сильно тоже очень. Сейчас ситуация непростая. В чем сложности? В том, что объявлены санкции – они объявлены и в культуре тоже.
И многие зарубежные партнеры присылали письма издательствам, с которыми много лет работали, и говорили о том, что: «Извините! Мы очень вас любим и замечательно много лет сотрудничали, но вот сейчас мы не можем. Мы прекращаем там поставки». Это то, что, допустим, касается импортной литературы, на которую есть спрос. На языках.
Виктор Лошак: Это литература на языках?
Марина Каменева: Это литература на языках, да. Есть проблемы для изготовления книги. Но эти проблемы сейчас более-менее решаются, потому что пытаются найти краску, необходимые клей и прочее где-то на Востоке. Некоторые, вот последние некоторые издательства зарубежные, к нашему счастью, сейчас уже пытаются...
Виктор Лошак: Вернуться?
Марина Каменева: Вернуться. Но опять через другую, конечно, логистику. Поэтому книги будут недешевые.
Виктор Лошак: Скажите, пожалуйста, а вот такая услуга, которая раньше была «Книга по требованию», да, когда... она продолжает оказываться?
Марина Каменева: У нас получилась книжная экосистема. То есть вот что бы вы ни захотели – любую услугу, связанную с книгами, в том числе и «Книга по требованию».
Мы первые (еще, по-моему, в 2008 или 2009 году) стали продавать электронные книги и учить людей, представляете, в розничном магазине учить людей, как этим пользоваться. То есть моя концепция была такая, что наш читатель должен получить любую услугу, которая только существует...
Виктор Лошак: В сфере книжной торговли.
Марина Каменева: В сфере книжного бизнеса. И мы это сделали. Где-то сами, где-то с помощью, естественно, наших партнеров. Поэтому у нас есть и «Печать по требованию», и у нас есть электронная книга.
Кстати, наши зарубежные партнеры мне в 2008 году... Потому что я входила в Cовет ... Ассоциации книгораспространителей (был 2000-й по 2009 год), и там у нас каждый год были конференции. И я тоже выступала, как и все другие страны: что нового у нас.
И когда я сказала в 2009 году или 2008, что мы сделали вот так продажу электронных книг, они мне говорят: «Ты сумасшедшая?». Я говорю: «Почему?». Они говорят: «Ты сама себе роешь могилу?» Я говорю: «Это не так. Это неправильно. Зачем человеку покупать эту книгу у меня, а электронную – в другом месте?»
Виктор Лошак: Ну вот, мы уже начали с вами этот разговор перед эфиром: что влияет на популярность аудиокниги? Вот я привел пример, что, например, на успехи радио влияет количество пробок. А что подвигает людей или не подвигает покупать аудиокнигу?
Марина Каменева: Тут несколько факторов. Пробки, это понятно тоже. Аудиокниги очень много людей слушает, находясь в машине. Экономия времени. Домохозяйки – они готовят, что-то еще делают и одновременно слушают книги.
Виктор Лошак: Слушают.
Марина Каменева: Это можно даже использовать, когда ты укачиваешь детей, ребенка. То есть экономия именно времени.
Если говорить о более взрослом возрасте, то, конечно, уже проблемы с глазами. И я знаю много уже возрастных людей, которые слушают аудиокниги, потому что тяжело читать. Поэтому очень много факторов. Но действительно мы наблюдаем рост аудиокниг.
Виктор Лошак: Интересно. О последнем я не подумал. Хотя это, наверное, очень важно.
Марина Каменева: Конечно, конечно.
Виктор Лошак: Знаете, я вспоминаю одну заметку, которую я когда-то писал. Я во время перестройки начинал перестройку, работая в «Известиях». И я написал репортаж из одного очень большого книжного магазина в Москве (не буду называть его) о том, что у него скопилось в залежах таких нереализуемых. Это оказалась, конечно же, в основном идеологическая литература.
Марина Каменева: Это было советское время, да?
Виктор Лошак: В советское. Начало перестройки.
Марина Каменева: Ну, конечно, да, да, да.
Виктор Лошак: Это была бредовая идеологическая литература, которая к тому же еще выходила огромными тиражами. Она не могла быть просто продана. А сегодня что залеживается?
Марина Каменева: Вы знаете, а сейчас нет такого понятия. Потому что должна быть оборачиваемость книг. Ну, это только вот что-то ошибочное.
Или, допустим, книга шла, шла, шла, да. Сделали дополнительный тираж. Мы опять заказали много, с учетом, что она хорошо продавалась. А уже прошел месяц. То есть издательства не быстро среагировали на допечатку. И вот получился. Это может быть художественная книга. Ну, по крайней мере, в нашем магазине нет залежей книг.
Виктор Лошак: Ну да, то есть...
Марина Каменева: Сейчас это экономически невыгодно ни нам, ни издателям.
Виктор Лошак: Это понятно. Но что-то же оседает?
Марина Каменева: Ну нет. Ну нет! У нас ведь такой программный продукт построен уже давно. Мы же... у нас существует автозаказ, который поддерживает алгоритм, который поддерживает определенное наличие от скорости продаж в зале в торговом. И если это заканчивается, автоматически формируется заказ поставщику.
Виктор Лошак: То есть вам легче дозаказать, чем привезти и держать у себя?
Марина Каменева: Абсолютно, абсолютно. А потом 85% издателей находятся в Москве. Но еще какой-то процент – в Питере. Поэтому это все близко.
Виктор Лошак: Вы как-то ориентируете авторов с тем, чтобы они, ну как бы точнее чувствовали запросы аудитории?
Марина Каменева: Ну, это скорее не авторы, а скорее издательство.
Виктор Лошак: Издательство?
Марина Каменева: Да, издательство. Они к нам обращаются не только за тем, что сейчас находится в спросе, но и иногда даже советуются, какую лучше сделать обложку.
Виктор Лошак: Обложка, да, это...
Марина Каменева: Влияет.
Виктор Лошак: Еще бы!
Марина Каменева: Очень влияет. И, к сожалению, художники, они иногда говорят: «Вот я так вижу», да. Но это совсем либо не передает сюжет и суть содержания книги совершенно, и поэтому книга не продается, либо она теряется на полках. И, конечно же, тут...
Виктор Лошак: Могу вам сказать, что у моего коллеги, главного редактора журнала «Paris Match», за спиной висели все обложки журнала, так прикнопленные. И я у него спросил, что: «Ну ты вывел формулу: что продается лучше? Какая обложка продается лучше?» ... «Знаешь, к сожалению, формула одна: молодая красивая актриса».
Вот ваш такой рай книжный, это в бейсменте, на нулевом этаже у вас букинисты. Вот мне кажется, всегда попадая, что это какой-то клуб, что это какой-то полузакрытый клуб букиниста. Или я что-то просто преувеличиваю?
Марина Каменева: Да нет. Нет. Ну, существует клуб там библиофилов. Это несколько иная история. А антикварный букинистический отдел – он достаточно демократичный с точки зрения, особенно «Букинист». Букинисты. И сейчас я бы сказала, что они тоже начинают быть более востребованными.
Потому что вы не поверите, но собрание сочинений классика какого-то там и любимого Майн Рида, или еще кого-то – то, что сейчас не издают полным собранием сочинений, можно купить там за 700-800 рублей.
Виктор Лошак: Это я хорошо знаю.
Марина Каменева: Вот.
Виктор Лошак: Мы с братом поделили нашу семейную библиотеку. И после этого я восстановил эту половину, покупая в том числе и у вас: Джек Лондон – серый, Толстой– синий, Майн Рид – оранжевый.
Марина Каменева: Да, да, да. Поэтому, когда мы видим эти цены, то, конечно, это...
Виктор Лошак: Но еще к тому же букинистическая книга стала тоже, как вы рассказывали, подарком. Вот, например, многие вокруг меня покупают. Это почти беспроигрышный подарок.
Марина Каменева: Но не только букинистическая, но и новая букинистическая. Если ты знаешь, чем человек занимаемся, чем он увлекается.
Виктор Лошак: Ну, это естественно, конечно. А может оказаться ситуация, когда вы какую-то книгу откажетесь продавать?
Марина Каменева: Ну, вы знаете, у нас даже была история такая. Могу сказать, живая история. Это было правление Бориса Николаевича Ельцина.
Виктор Лошак: Так.
Марина Каменева: И тогда Коржаков (вот я даже помню фамилию) издал книгу.
Виктор Лошак: Ну, естественно, это известная книга.
Марина Каменева: Это известная книга. И тогда был большой шум. Вы знаете, мы ее не стали продавать. Все магазины взяли, а мы нет. Знаете, почему? Ну, Борис Николаевич посещал наш магазин, когда был президентом. Это была достаточно интересная встреча. И долго он, минут 40, наверное, мы с ним беседовали. Но дело даже не в этом.
А дело в том, что когда мне позвонило издательство и сказало, что Коржаков хочет у меня презентацию провести, я говорю: «А почему у меня?». Я еще не знала про это книгу. Я говорю: «Дайте мне хоть книгу посмотреть».
Они говорят: «Ну вот, у нас «сигнал» есть, тираж еще где-то в пути». Я говорю: «Ну дайте мне «сигнал»». Они мне дали. И я прочитала за ночь. И сказала: «Я не только не проведу встречу, я не буду эту книгу продавать». Я, честно говоря, с коллективом посоветовалась, потому что это деньги были. На тот момент мы теряли, безусловно, определенную сумму дохода.
А почему не стали продавать? Потому что я считаю, что, если ты не согласен с тем человеком, с которым ты работаешь, ты должен уйти. Неприлично описывать какие-то сюжеты совместного пребывания, потом, да. Если ты такой смелый... Это все равно что...
Виктор Лошак: То, к чему ты был допущен просто по служебным обязанностям.
Марина Каменева: Абсолютно! Да. Ты же служил, ты же работал. И ты это написал только после того, как тебя попросили уйти. Понимаете, я считаю это некорректным, по-человечески непорядочным. Даже если там что-то правда.
Виктор Лошак: Невольно возникает вопрос о технологии вашей работы: перед каждой встречей по поводу книги, вы эту книгу смотрите?
Марина Каменева: Ну, каждую невозможно. Очень же много книг. Но...
Виктор Лошак: Я имею в виду встреч: каких-то встреч авторов там, героев.
Марина Каменева: А встреч, конечно. Обязательно. Обязательно, обязательно. У нас есть человек специальный, кто этим занимается – Екатерина Мосина. Она очень образованный человек, она кандидат искусствоведческих наук, и она обязательно просматривает книгу для того, чтобы просто даже и представить автора правильно.
Мы уважаем нашего покупателя. И мы знаем, что ему будет интересно.
Виктор Лошак: Очень хочется использовать ваш визит на ОТР, чтобы обратиться к вам. Какую книжку надо сейчас прочитать? Что нового сейчас такого, обязательного для чтения? Ну, из того, что в последние месяцы. Понятно, что не то, что сегодня там пришло.
Марина Каменева: Нет, понятно. Но сложные вопросы. Мне нужен человек, для которого я должна это посоветовать, понимаете? И это не обязательно что-то новое должно быть. Это может быть книга, пропущенная какая-то.
Виктор Лошак: Конечно.
Марина Каменева: Но которую обязательно надо прочитать. Ну, если бы вы меня спросили, то я бы вам сказала: прочтите пожалуйста, книгу Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла».
Виктор Лошак: Да. Я читал уже. Не помню, какую из его книг.
Марина Каменева: Но это первая его была книга.
Виктор Лошак: Вот, наверное, я ее и читал. Бог дал ему и художественный талант сценографа.
Марина Каменева: Да, да, да, да, сценографа. И какая книга! Меня в свое время тоже...
Виктор Лошак: Надо, наверное, сказать нашим зрителям, что Эдуард Кочергин – это замечательный сценограф.
Марина Каменева: Народный художник, да. В БДТ он много лет.
Виктор Лошак: Он бывший главный художник БДТ.
Марина Каменева: БДТ, да.
Виктор Лошак: Да, он замечательно пишет! Замечательно пишет.
Марина Каменева: Да, да, да.
Виктор Лошак: И слава Богу, он еще жив-здоров. Дай ему Бог здоровья!
Марина Каменева: Да, да, да. Это правда. Есть и другие его книги, но просто вот я бы сказала, с этого начните.
Виктор Лошак: Последний мой вопрос: каковы ваши правила жизни? Правило?
Марина Каменева: Правило жизни: если делаешь какую-то работу, берешься за какую-то работу, делай ее хорошо. То есть надо быть первым или лучшим.
Виктор Лошак: Если берешься? Спасибо вам большое! Я думаю, что мы все не будем изменять вашему замечательному магазину книжному. И как любили его, так и будем продолжать любить. Спасибо!
Марина Каменева: Мы ждем всех. Спасибо вам!
Виктор Лошак: Спасибо!