Виктор Лошак: Это «Очень личное» – программа о принципах и правилах жизни. Наш гость – Мария Сергеевна Мурашова, человек, создавший Музей истории собственной семьи, музей, ставший одним из самых популярных в Кинешме. Мария Сергеевна, я был уверен, что кто-нибудь когда-нибудь создаст музей одной семьи. Потому что я был пару лет назад в небольшом городе Крапивна в Тульской области. Там – называется Музей крапивы. На самом деле это музей семей, живущих в Крапивне. И тогда я еще сказал, что и возможен музей просто одной семьи. То, что вы создали в Кинешме музей одной семьи, подтвердило мои предположения. Но давайте начнем не с музея, а с Кинешмы. Я уверен, что многие, кто нас смотрят, к сожалению, еще в Кинешме не побывали. Если продолжить фразу: Кинешма – это... Мария Мурашова: Кинешма – это малый город в Ивановской области. Население около 80 тысяч человек. Это волжский город. Он стоит на берегу Волги. Очень красивый купеческий городок – с красивым центром, с благоустроенными набережными, бульварами. Я очень советую его посетить. Родной для меня город. Потому что много с ним связано: моя мама кинешемка, у моего папы очень глубокие корни, связанные с этим местом. Поэтому для меня это родной город, место силы – туда, куда хочется все время приезжать. Виктор Лошак: Скажите мне, пожалуйста, а у Кинешмы есть амбиции стать таким туристическим центром? Или она уже им является? Мария Мурашова: Мне кажется, у всей Ивановской области есть такая амбиция. И Ивановская область в целом очень удобна для туризма. Во-первых, она находится недалеко от мегаполиса – Москвы и Санкт-Петербурга. Во-вторых, в целом в Ивановской области сеть малых городов, которые связаны друг с другом прекрасными автомобильными дорогами и железнодорожным транспортом, что немаловажно. Поэтому мне кажется, что и Кинешма тоже стремится стать таким туристически-ориентированным городом. Виктор Лошак: Давайте теперь поговорим немножко о музее. Я, естественно, что-то читал уже об этом. И понимаю, что, собственно, начало музея – это книга вашего прапрадеда. Так? Мария Мурашова: Дело в том, что когда-то мой прапрадед, его звали Дмитрий Павлович Яковлев, задумался о том, что было бы неплохо рассказать своим детям, внукам, потомкам о том, как жила семья до их появления на свет. Наверное, для того, чтобы они не наступали на те же «грабли». Наверное, поделиться какой-то своей мудростью жизненной. Чтобы они крепче стояли на ногах в какие-то сложные времена. И он приступил к этой работе, когда ему было 63 года, в 1894 году. Но в 63 года у человека уже часто бывает так, что нет старших родственников, не у кого что-то уточнить, спросить. Поэтому он сконцентрировался на том, чтобы самому вспомнить, как-то систематизировать информацию, доступную ему. И вот принялся за такую работу. Эту работу он назвал «Фамильная записка о роде потомственных дворян Яковлевых». Виктор Лошак: Он был руководителем конторы Госбанка в Кинешме. Да? Мария Мурашова: Он был главой Кинешемской земской управы и отвечал за Кинешемский уезд, за дороги, образование, медицину. Но потом его пригласили создать и возглавить отделение Госбанка в Иваново-Вознесенске, ныне это Иваново. И он создал это отделение, проработал там около шести лет. И потом его пригласили на такую же должность в Кострому. И он переехал в Кострому. Там проработал и вернулся потом уже в Кинешемский уезд. На пенсию, можно сказать. Поэтому он вот в своей «Записке» писал о том: как семья появилась на кинешемской территории, из кого она состояла, как она развивалась, кто где жил, чем занимался, как воспитывали детей. Виктор Лошак: А он на что опирался? На собственную память или у него тоже были какие-то записки? Мария Мурашова: Да. Безусловно. И на собственную память, естественно. И на какие-то документы, которые он пытался найти, систематизировать. Потому что ему было важно вот эту сохранить, знаете, некую преемственность, доказать принадлежность к определенному сословию. Поэтому вот какие-то документы ему было важно приложить и на них опереться в своих рассказах. Это летопись. Хроника семьи. И он начал эту хронику со своего прадеда, который первый приехал на территорию Кинешемского уезда, получив в приданое от жены усадьбу Дорофеева. И вот они обосновались. Как он только закончил военную службу, вот они сюда приехали и обосновались. И дальше уже семья развивалась. И Дмитрий Павлович, по рассказам своих старших родственников, пытался это зафиксировать, для того чтобы у нас было представление, как все получилось. Виктор Лошак: А я, читая о музее, там что, есть по каким принципам он выбирал жену? Мария Мурашова: Да, есть такое. Да. У него есть это. Виктор Лошак: И по каким же принципам? Речь идет о вот этой книге. Мария Мурашова: В этой книге собраны несколько трудов поколений, которые занимались исследованием истории семьи и фиксировали знания о ней. Поэтому сюда вошел труд и Дмитрия Павловича. Он говорил о том, что, живя в Санкт-Петербурге там молодым человеком, было очень много соблазнов, и надо быть стойким для того, чтобы остаться таким добропорядочным человеком. И в нем разглядывали такого выгодного жениха по разным причинам. Но он, как пишет, что не искал выгодных каких-то предложений, а искал ровню себе. И нашел в семье друзей десятилетнюю девочку. И вот он увидел в ней какие-то качества, которые хотел, наверное, как-то наблюдать и видеть в будущей своей жене. И когда девушка достигла семнадцати с половиной лет, он сделал ей предложение и женился. Мне кажется, в этом есть какая-то такая тоже мудрость. Ты видишь: кто семья, как воспитывают человека, какие ценности у человека закладываются в это время, как этот человек выходит в свет. Ну и вообще общается, какие-то поступки совершает. Виктор Лошак: То есть никакому любовному безумию здесь нет места? Мария Мурашова: Ну, в его случае вот так. Но у них было 13 детей. Восемь из них выжило. И он всю жизнь к ней с таким благоговением обращался, о чем пишет потом его последняя дочь. Виктор Лошак: Вы говорите, что в разных поколениях такие мемуары были. Да? Мария Мурашова: Угу. Виктор Лошак: Что это: передавалось из семьи в семью? Или это некий ген просто в вашей семье? Почему? Мария Мурашова: Спасибо! На самом деле слово «ген» очень важно, мне кажется. Потому что вот когда закончил Дмитрий Павлович писать эту свою «Фамильную записку», он на последней своей странице обратился к своим детям, чтобы они не впадали в ту же оплошность и не доводили до такого состояния, когда взрослых уже нет. Ну, старших нет. Что нужно вовремя интересоваться историей своей семьи. И чтоб они продолжили это дело. И надо сказать, что его надежды оправдались. И несколько детей включились в эту тему. Ну, например, один из сыновей перепечатал его рукопись и распространил по детям. Ну, такая, знаете, диверсификация риска: что, может быть, один экземпляр потеряется, но все-таки, если будут дети хранить этот материал, то он как-то передастся следующему потомству. Его дочь подхватила эту тему. И она прожила довольно долгое время. Ее звали Ольга, Ольга Дмитриевна. И после себя оставила несколько тетрадей. Как я говорю: «Мемуары такого жанра». То, что у Дмитрия Павловича все так, по полочкам. И вообще, мне кажется, мужчинам более это свойственно – так вот... Виктор Лошак: Методично. Мария Мурашова: Систематизировать, да, информацию. А Ольга Дмитриевна, она так вот: больше про характеры, про быт, про какие-то такие вот нюансы, которые опускал, с одной стороны, Дмитрий Павлович. Но которые не менее интересны нам, уже потомкам, прочитать какие, может быть, были взаимоотношения внутри семьи. И взгляд с одной стороны вот отца на семью, а с другой стороны его ребенка, последнего. Он стал отцом уже, ему было больше пятидесяти лет, когда родилась Ольга. И вот ее взгляд на эти отношения уже совсем другими красками, что ли, играет. И поэтому тоже довольно ценная информация. Потом, после Ольги, подключилась внучка, получается, Дмитрия Павловича. Ее звали Варвара Александровна. Она также увлекалась темой сохранения семейной истории. После себя оставила такие записки о том, как развивалась семья дальше. И уже последний, можно сказать, человек, который вложил всю душу и силы в систематизацию и исследование дополнительной истории семьи, – это мой отец Сергей Малышев. Виктор Лошак: А он, простите, кем был? Мария Мурашова: Кем по специальности? Виктор Лошак: Да. Мария Мурашова: Инженер. Виктор Лошак: Инженер, да? Мария Мурашова: Ну, просто он... Виктор Лошак: То есть я хочу сказать, что литераторов не было? Мария Мурашова: Нет. Да-да. Не было. И он на самом деле тоже, вдохновившись примером вот как раз старших предков, и познакомившись с этими работами довольно поздно. Ну как поздно? В 55 лет он начал это делать. Виктор Лошак: Значит, что это передавалось из поколения в поколение? Мария Мурашова: Передавалось. Но не так, чтобы это лежало в открытом доступе. Это сейчас уже, знаете, безопасна такая информация. А раньше, вот мы не то чтобы с рождения знали, что у нас есть хроника семьи. Виктор Лошак: Это дворянское происхождение не приветствовалось. Мария Мурашова: Да. И как-то вот это было все очень так скрыто, спокойно. И когда папа увидел, он, конечно, захотел продолжить эту хронику семьи в будущее. Но, с другой стороны, имея современные какие-то возможности, ту же мобильность, когда можно поехать в разные архивы, в библиотеки: и в Центральную, в Кострому, и в Иваново. В общем, он поисследовал более глубокие корни предков рода Яковлевых. И все, что он нашел, вот он как раз разместил в этой книге. Виктор Лошак: И издал эту книгу. Мария Мурашова: Да. Ну, может быть, я еще должна сказать два слова о том, что в этом смысле представителям дворянского сословия, наверное, повезло больше в свое время. Потому что многочисленные историки, краеведы много внимания уделяли этим семьям. Поэтому первую поколенную роспись о рода Яковлевых составил Григоров Александр Александрович. Был такой костромской краевед-генеалог, который, записавшись волонтером в архив, и сам принадлежал к дворянскому сословию – он работал и просто вот выписывал из документов, что ему попадается в разрезе по разным семьям, проживавшим на территории Костромской губернии. Виктор Лошак: Знаете, вы в начале ответа на вопрос, сказали одну очень важную вещь, с которой сталкиваются едва ли не все: что ты опоздал записать своих родителей, своих дедушек и бабушек. Мария Мурашова: Да. Да. Виктор Лошак: Вот я, если кто-то нас слышит, – не опоздайте. Мария Мурашова: Мне кажется, музей именно про это. Потому что вот получается, что мой отец, он ушел из жизни в 2020 году, в марте. А эту книгу – он ее физически не видел. Но мы ее выпускали в мае или в июне, и это был ковидный год. И довольно сложно было сделать презентацию этой книги. Мы понимали, что, в общем-то, она содержит довольно много уникальной информации, интересной прежде всего, для жителей Кинешемского района Ивановской области. В октябре удалось сделать презентацию книги. И по реакции гостей, которые пришли, стало очевидно, что пример такой – сохранения семейной хроники на протяжении нескольких поколений – он довольно уникальный. Я вот не историк. Я не могу сказать. Может быть, в нашей стране есть и другие примеры. Просто это... Виктор Лошак: Я как раз хотел вас спросить: как получилось перевести это семейное увлечение в жанр музея? Кому идея пришла в голову? Мария Мурашова: Это просто ответственность. Ответственность перед предыдущими поколениями, которые сделали какие-то шаги для сохранения семейной истории. И вот как сделать так, чтобы нам – поколению, которому досталось нематериальное наследие, очень ценное, – как сделать так, чтобы наши дети, наши внуки как-то заинтересовались, не теряли это намерение, эту привычку, традицию семейную продолжили бы дальше. И мы подумали, что, наверное, формат музея подходит для этого. Тем более что, кроме вот такой истории семьи, нам еще в наследство от папы достался некий ряд предметов, которые были разбросаны на даче, в сарае, на чердаке, где-то на антресолях. Виктор Лошак: Тоже это каждому понятно. У всех так. Мария Мурашова: Да. Они достались, как я говорю, из прошлой жизни. Что-то он успел отреставрировать, что-то нет. Просто берег, потому что понимал, что это ценно. Вообще любил какие-то старинные вещи. И мы вот потихонечку стали их приводить в порядок. И поскольку они были так разбросаны, нам хотелось их где-то собрать в одном месте. Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Тем более, что потомков рода Яковлевых довольно много. И подумалось о том, что родственникам нашим тоже было бы интересно как бы прикоснуться к этой истории, посмотреть, что у папы сохранилось. Виктор Лошак: Понятно, что жизнь такова, ее скорость, что семейные кланы распадаются. Вот эта идея создания музея, она собрала ваших родственников и вас? Как-то ближе сделала их? Мария Мурашова: Я бы сказала, что в первую очередь книга начала это делать. Потому что когда один человек в семье интересуется, то он волей-неволей начинает вовлекать всех родственников, спрашивая: «А что у вас сохранилось? Дайте посмотреть ваши фотографии. А вот вы помните такого-то, такого-то? Что это?» Поэтому как-то родственники сплотились вокруг этой книги. И сейчас, мне кажется, довольны, что получился такой результат. Тираж всего 50 штук. И конечно, был распространен в первую очередь по родственникам. Для того, чтобы тоже вот это вот, знаете, нет-нет, но чтобы кто-то где-то да проклюнулся и продолжил семейную хронику. Виктор Лошак: Проклюнулись? Мария Мурашова: Сейчас, пока в виде музея. Подождем еще следующее поколение. Я уверена, что так и будет. Виктор Лошак: А как собирались экспонаты музея? Это ведь, наверное, не только то, что оставил ваш отец? Мария Мурашова: Девяносто, наверное, процентов, да. Но когда мы... Я говорю: «Давайте сделаем музей». Это, конечно, шок для родственников. Не скажу, что прям сказали: «Да! Вот именно этого нам и не хватало». Ну, потом поняли: зачем? О чем? И постепенно подключались к этому делу. На открытие, например, нам подарили кинешемские родственники, потомки Яковлевых, карту Кинешемского уезда – настоящую дореволюционную карту, которой нет вообще нигде. Есть только в нашем музее. Она очень подробная. Она написана от руки. И приходят к нам гости, которые: «Мы в музей сейчас не пойдем. Но вот хотим посмотреть на карту. Потому что наша бабушка говорила, что жила в такой-то деревне. И мы хотим ее найти на вашей карте». Они ее находят. И вот, понимаете, в этот момент происходит какое-то приземление. То есть на самом деле ведь большинство деревень исчезло. Да? Виктор Лошак: Конечно. Мария Мурашова: Но, когда ты где-то слышал что-то такое, ты хочешь найти себя где-то вот на клочке земли. Что это твое. И происходит какое-то... Магия, в общем. Виктор Лошак: Вы проводите выставки только в самом музее? Или за его пределами тоже? Мария Мурашова: Да. У нас небольшой музей. Всего 100 квадратных метров наш музей занимает. И в нем располагается основная экспозиция. Но как у настоящего музея, должны же быть еще и временные выставки. И как раз мы думали о том, что вот эту ямузейность, да, почему «ЯМУЗЕЙ»? Он, с одной стороны, про Яковлевых, а с другой стороны, пытаемся дать возможность другим людям, которым откликается тема сохранения семейной памяти, как-то высказаться и рассказать о том, что творится в их семье, как они сохраняют семейную историю. И у нас появилось пространство небольшое – выставочный зал, где мы... Виктор Лошак: Ну, некоторые хорошо, чтобы не рассказывали, что творится в их семье. Мария Мурашова: Да. Вы знаете, на самом деле ведь все люди разные: кто-то воспринимает информацию в виде текста, кто-то в виде таблиц, кто-то визуальными какими-то картинками. Поэтому мне кажется, что говорить о ценности семейной истории можно по-разному. И поэтому откликнулись как жители города Кинешмы, у которых в семье что-то сохранилось, какие-то свои семейные архивы, и они выступили с предложениями создать в музее временную выставку, так и профессиональные люди, которые познакомились с музеем и сказали: «О! А меня эта тема интересует. И у меня есть какие-то наработки. Я готова по-своему продемонстрировать, насколько важна и семейная история». И вот у нас была временная выставка, например, основанная на вышивке. Семейные архивы. Это совершенно другой взгляд, другая оптика. И вот даже у нас был посетитель, который ну так довольно спокойно смотрел нашу основную экспозицию. А поднявшись наверх (на втором этаже у нас временный зал) и увидев вот эти вышивки, он стоял и плакал. Это был мужчина. И мы были так впечатлены: что вот действительно, на каждого человека по-разному воздействуют вот эти вот разные какие-то способы, форматы содержания. И мы продолжаем работу с местным сообществом. Потому что нам кажется, что музей вызывает определенное доверие. И к нам стали приходить со своим. Ну вот, кстати говоря, может быть, извините, скажу еще, что один кинешемец принес архив своего деда, участника Первой мировой войны. Этот архив – это больше двухсот фотографий. Он был военным медиком и делал полевые съемки. И вот представьте: это такая тетрадка с этими... Виктор Лошак: Это огромная ценность! Мария Мурашова: Это огромная ценность. Это уникальная ценность. Редчайшая на самом деле. И вот он принес со словами, что ведь фотографии же выцветают, что-то с ними надо делать. И как все это сохранить? Как это исследовать? И мы подали заявку. Нас поддержал Фонд президентских грантов. И мы вот буквально недавно презентовали уже альбом, созданный на базе этого архива. Естественно, мы исследовали вместе с военными историками этот альбом. И теперь эти материалы пойдут в образовательные учреждения и медицинские учреждения. Потому что это такая... Виктор Лошак: А вы понимаете, с другой стороны, что вы волей-неволей начинаете научную работу, которую ведет каждый музей, большой музей в стране? Мария Мурашова: Ой! Это вообще. Это да, это сложная тема. Виктор Лошак: Почему вы занялись этим? Какая ваша вообще профессиональная жизнь? Мария Мурашова: Я работала в разных финансовых структурах. Это банки в основном. И совершенно не была связана с музейной деятельностью. По образованию: у меня первое образование экономическое, а второе вот маркетинговое. В этом смысле ничто не предвещало того, чтобы мне заняться этим. И если бы, как я говорю, папа был бы жив, то, наверное, никакого бы музея не было. Потому что это огромное стечение обстоятельств. Ответственность некая давила на то, что надо сделать следующий шаг. Должна признаться, что лично у меня были какие-то такие периоды, когда я могла в каком-то плане положиться на своего супруга. Я знала, что он прикроет нашу семью. Виктор Лошак: Вы где-то сказали о своем супруге, что: «Он верит в меня больше, чем я сама в себя верю». Мария Мурашова: Да-а! Он вообще амбассадор всей моей деятельности, можно сказать. И дети, которые также отпустили. Потому что я фактически живу на два города. Также у нас не было помещения. Понятно, что в Кинешме остался дом, в котором до сих пор живут мои родственники – потомки Яковлевых. Виктор Лошак: Да? Мария Мурашова: Который в свое время построила мама Дмитрия Павловича. Виктор Лошак: Мама Дмитрия Павловича? То есть... Мария Мурашова: Да. Этот дом входит в культурное наследие города. Виктор Лошак: То есть это значит, где-то середина – начало XIX века? Мария Мурашова: Ну да. Это довольно простой дом. Но поскольку там живут люди обычной жизнью, у меня не было даже мысли делать музей в этом помещении. Потому что это наше такое родовое гнездо. Туда до сих пор приезжают все родственники из разных городов. И к слову, о каких-то чудесах и вообще совпадениях. Когда от папы досталась машина, и мы хотели перевезти этот автомобиль в Кинешму для того, чтобы там передвигаться. И я искала гараж, а нашла то помещение, в котором появился музей. Виктор Лошак: А деньги-то на музей вы что, свои тратили? Мария Мурашова: Да, свои. Мой отец жил в Москве, в районе Отрадного. И после его ухода осталась квартира, которую мы продали и на эти деньги создали музей. Юридическое лицо зарегистрировано было в 2021 году. А музей открылся в 2022-м. И в 2021 году открылся Президентский фонд культурных инициатив. И поскольку мы уже были в таком, на достаточно хорошей стадии реализации всего музея, мы быстро собрали комплект документов, оформили заявку и получили поддержку в 500 тысяч рублей на реализацию тоже экспозиций. Поэтому в этом смысле я могу сказать, что с точки зрения финансов у нас еще вот есть такая помощь. Виктор Лошак: Как мы должны понимать вашу фразу: «Поход в наш музей – как поход к психотерапевту»? Мария Мурашова: Знаете, мы в музее делимся какой-то своей личной историей, рассказывая о том, что вот есть такой пример семьи, которая позаботилась о том, чтобы сохранить свою историю. Ты можешь ее брать. Ты можешь пройти мимо. Но, как правило, люди, слушая чужую историю, возвращаются к своей. То есть и мы задаем, конечно, какие-то вопросы, и в рамках экспозиции там у нас все создано для того, чтобы человек находился в диалоге с собой: «А я что знаю про свою семью?» «У кого я еще могу что-то узнать?» «А что я сам рассказываю?» «А что из этого важно и было бы интересно моим внукам услышать?» «А что я могу рассказать тем, с кем я не увижусь на этой земле?» Виктор Лошак: Вы знаете примеры, когда вы стимулировали кого-то этим заняться? Мария Мурашова: Да. У меня вот тут тоже, я привезла с собой, как я говорю, главный экспонат – это Книга отзывов из нашего музея. Для меня это очень дорогая книга, потому что у нас музей крохотный, как я говорю, но у нас есть своя миссия: вдохновлять и мотивировать каждого на интерес к изучению истории своей семьи. И когда ты говоришь про вдохновлять – вот чем измерить, вдохновлять? Виктор Лошак: Я не знаю. Мария Мурашова: Когда люди оставляют отзывы и говорят, что эта история вдохновляет, – для меня вот это самое, наверное, ценное. Виктор Лошак: Предположим, вы кого-то вдохновили. Да? С чего бы вы советовали сейчас тем, кто нас смотрит, начать изучение собственной семьи? «Строить генеалогическое древо?» Что? Мария Мурашова: Я могу опереться на тех людей, на тех специалистов, которые работают вместе с музеем и которые профессионально этим занимаются. Виктор Лошак: Вы имеете в виду историков? Мария Мурашова: Любителей и профессионалов в области генеалогии, скорее. Если мы говорим про древо какое-то, да? И вот в этом плане. Виктор Лошак: Да. Мария Мурашова: Потому что я-то историю семьи рассматриваю несколько шире, чем просто поколенная роспись или вот эта вот схема древа. Конечно, здорово это все знать и нужно. Но мне кажется, что вот знаете, больше тепла, конечно, к тем людям, которых ты застал при жизни. Потому что даже если сейчас нет времени заниматься поиском каким-то генеалогическим, походами в архивы, то хотя бы поговорить, пообщаться с ними, позадавать какие-то вопросы. Виктор Лошак: И уже останется запись этого разговора. Мария Мурашова: Да. Их, конечно, нужно записывать. И пусть это будет не разовая какая-то акция, а пусть это будет системное такое общение. Ну вот так сесть, сказать: «Расскажи мне про свою жизнь». Я, например, так не садилась со своим отцом. Но я бы сейчас с удовольствием бы поговорила с ним. И со своей бабушкой, дедушкой. Виктор Лошак: А что это были бы вопросы о быте? О взглядах? Мария Мурашова: О выборе, наверное. Виктор Лошак: О выборе? Мария Мурашова: Да. С чем сталкивался? Как проходило? За что держаться? И второй, наверное, совет такой: про домашние архивы. Часто так бывает, что вот у нас где-то в коробках пылятся какие-то фотографии. Иногда бывает так, что руки доходят до них тогда, когда что-то случается невозвратное, и ты начинаешь в этом вот потихонечку разбираться. А хорошо бы их время от времени посмотреть. Виктор Лошак: Объяснить некому. Мария Мурашова: Да. Пересмотреть, поговорить. Подписать обязательно, потому что подписанные фотографии реже оказываются в мусорном баке. А как они важны, когда со временем приходит вот это понимание и потребность в знании своих корнях, найти что-то такое. Виктор Лошак: Вы знаете, вы говорите – прямо мне эти слова в сердце падают. Потому что я всю жизнь себя укоряю, что не поговорил с отцом, вот подробно. То есть мы массу раз, естественно, как любой сын и отец общались, но вот о быте, по годам так и не пришлось. Мария Мурашова: А я еще, знаете, что хочу сказать? Что музей, с одной стороны, дает импульс людям, у которых есть старшие родственники, и говорит: «Тут не опоздайте. Сделайте какие-то шаги. Вот вернетесь, пока вы сейчас находитесь вот в этом состоянии, поговорите с ними». И мы, кстати говоря, видим, как я говорю, самое такое ценное ядро целевое, посетитель наш – это когда взрослый человек приходит со своим взрослым родителем. Это вообще просто... Виктор Лошак: Взрослым? Мария Мурашова: Да. Вот у нас все-таки музей семейный, и приходят много с детьми. Но вот семья – это же чуть шире. И когда приходят вот такие взрослые люди: «А почему ты мне об этом никогда не говорил?» «А почему ты меня никогда об этом не спрашивал?» Вот. И там, вот внутри этого пространства происходят какие-то диалоги и всплывает информация, которой никто до этого ну как бы вот не обсуждал. Виктор Лошак: Ну да. В большинстве своем мы не сознаем семейную историю как ценность. Мария Мурашова: Да. Да. Да. А вторые люди, на которых тоже музей так вот поглаживаниями какими-то воздействует, – это как раз люди, которые уже в своих семьях стали старшими. Вот как те самые Дмитрий Павловичи. Вот. И иногда бывает так, что им кажется, что: «Ну, не спрашивают, значит, неинтересно». И наша задача – сказать, что даже если не спрашивают, им это будет интересно со временем. Нужно самому сделать какой-то первый шаг. И попытаться рассказывать, попытаться фиксировать свои воспоминания. Эта деятельность как-то чтобы шла от старшего. Даже если кажется, что у молодежи нет такого запроса. Виктор Лошак: Да. В этом отношении изменение семьи в наше время не в пользу истории семейной: когда часто семья – это один человек. Часто семья не связана особенно друг с другом. Вы вообще наблюдаете этот процесс? Мария Мурашова: Ведь семейная история – это такая очень-очень личная тема. Близко к интимной. И есть гости, их мало, но иногда бывает так, что: «Мне больно сюда зайти, с этой темой соприкоснуться. Я осознанно сюда не иду». Мы с пониманием к этому относимся. Виктор Лошак: Какой ваш любимый экспонат в музее? Мария Мурашова: Вот! Книга отзывов, как я говорила. Виктор Лошак: Книга отзывов. Мария Мурашова: Да. Она меня вдохновляет. Потому что все не зря – эти потраченные силы, ресурсы. Ты видишь, какую отдачу несет музей людям. Это прям здорово! Виктор Лошак: Вот люди приходят в музей. Какие вопросы они задают? Мария Мурашова: «Как вам это все удалось?» Наверное, так. А много ведь еще приходит людей, которые уехали из Кинешмы и возвращаются туда на каникулы. К своим приезжают. И вот это ощущение, что в городе появился какой-то такой культурный центр, к которому можно присоединиться и вложить уже какие-то свои знания для развития города. Вот это вот очень важное ощущение у людей. И бывают вопросы: «Чем помочь? Как я могу принять участие?» Многие очень нас поддерживают в этом смысле. И я очень рада, что это откликается у местных жителей. И как-то мы потихоньку так набираем силы. Виктор Лошак: А вашим детям интересен музей? Ваша работа в музее? Создание музея? Мария Мурашова: Ну, я вижу, что они гордятся этим. И они соучаствуют, безусловно, в развитии музея. Чем могут, помогают. Но я не навязываю. В этом смысле я очень аккуратна. Мне кажется, это должно быть где-то изнутри, этот интерес. Виктор Лошак: А вы сказали, что вас пригласили преподавать в Ивановский университет? А что вы? Мария Мурашова: Ой! Для меня это новый опыт. Вот. Меня попросили, как практика позаниматься со студентами Ивановского государственного университета, курс «Культурный туризм». Это новая для меня сфера. Я попробую что-то со своей стороны привнести. Потому что у студентов, как правило, есть запрос на какие-то практические такие вот... Виктор Лошак: А культурный туризм – это исторический факультет? Какой факультет? Мария Мурашова: Да, «Культурно-историческое проектирование» факультет. Их не очень много, там что-то 12 человек. И вот мы попробуем с ними про это поговорить. И в качестве какой-то проектной работы будем делать временную выставку для нашего следующего фестиваля. Фестиваль семейных историй. Назвали мы его «На память». Вот. У нас получился фестиваль-исследование. Мы пригласили различных экспертов из разных городов. И вместе там с психологом, с историком, с антропологом, с педагогом, с художником говорили на тему: «Зачем знать семейную историю?» И в следующем году у нас будет тема: «Родные люди». Будем говорить про культуру общения с дальними родственниками и вообще про взаимодействие с родными людьми. Виктор Лошак: Как интересно! И как актуально. Когда вы говорите о круглом столе, в котором обсуждались вопросы по поводу дальних родственников. А что можно сказать о дальних родственниках? Мария Мурашова: Ну, это у нас впереди такой разговор будет по поводу общения, культуры общения с дальними родственниками. Потому что раньше как бы не было вот этих систем гостиниц, например. Да? Виктор Лошак: Да. Мария Мурашова: Ты куда-то ехал. Тебе нужно было найти какую-нибудь двоюродную сестру там твоей супруги, чтобы остановиться. Виктор Лошак: Верно! Если ты живешь в крупном городе или в Москве, то у тебя не переводятся родственники. Мария Мурашова: Да. Да-да-да. А сейчас как бы вот это отпало. И вот вопрос: как мы взаимодействуем, коммуницируем с этими людьми, что нас связывает, в чем здесь может быть какой-то ресурс для обеих сторон, – это вот вопрос, найти и подумать об этом. Виктор Лошак: Это очень интересно! А вы ощущаете? Вот сейчас туризм как бы пошел внутрь страны. Очень многие, вот моя семья в том числе, предпочитает какие-то поездки по стране. Вы чувствуете по музею, по Кинешме, что вот изменился этот крен? Мария Мурашова: Безусловно. Конечно. Кинешма стоит, как я говорю, на берегу Волги. И туда довольно много приплывает теплоходных туристов. С каждым годом все больше и больше и самостоятельных путешественников. Мне кажется, даже самостоятельные путешественники – это больший тренд, чем групповой. Но, тем не менее, люди ездят, смотрят, вдохновляются. Честно говоря, я вот только-только вернулась сама из такого путешествия: по Волге, впервые на теплоходе поехала на несколько дней. Нас пригласили организаторы конкурса «Музейный Олимп», есть такой конкурс. И мы защищали с моим архитектором там как раз ЯМУЗЕЙ, потому что дошли до финала в номинации «Музей года». Это очень ответственно для нас. И я вот, будучи на этом теплоходе, была в таком восторге! Хотя вот я избалована природой, видами природы в Кинешме: вот эти берега, осень красивая. Ну это невероятно! Это что-то невероятное! Это завораживает. Виктор Лошак: Я к вам пристану с вопросом о правилах жизни. Что вы скажете? Мария Мурашова: Правила жизни? Не знаю. Мне кажется, что надо любить свою семью. И это главное правило. Мне кажется, любовь – это основной, какой-то основополагающий ориентир жизни семьи. Поэтому, наверное, все от нее. Виктор Лошак: Спасибо вам большое! Вы какую-то собственную дорогу прокладываете, которая вот совершенно очевидно важна для всех нас. Потому что все вспоминают с теплом своих предков, все хотят знать больше. И многие не знают, как к этому подступиться просто. Или не находят времени. Или им кажется, что не находят времени. Спасибо вам большое за эту работу! А мы все к вам приедем в музей. Мария Мурашова: Спасибо! Я буду рада вас видеть. Очень! Правда.