Виктор Лошак: Это «Очень личное» – программа о принципах и правилах жизни. Как книжный магазин стал издательством и местом обмена идеями и общения сотен людей: разговор с директором и совладельцем подписных изданий из Санкт-Петербурга Михаилом Ивановым. Михаил Сергеевич, я должен вначале сказать не столько для вас, сколько для наших зрителей, что магазин, клуб «Подписные издания», которым вы владеете и директорствуете, – это не просто книжный магазин, это место силы для таких людей, как я. Я прихожу и набираюсь там оптимизма. Потому что такие замечательные книги, такие замечательные люди, такая молодежь с чудесными лицами. И недавно я нашел подтверждение собственных ощущений в книге Хорхе Карриона «Книжные магазины». Он пишет, что настоящий книжный магазин – это не столько про книги, сколько про общение и обмен идеями. Я потом спрошу вас, как вы создали такое замечательное место. Но прежде я хотел вас про бабушку. Ведь вы получили этот магазин после бабушки. Бабушка была директором этого магазина. Чему вас научила бабушка? Михаил Иванов: Бабушка моя Ермакова Галина Антоновна, она с 1979 года была самым молодым в «Ленкниге» директором книжного магазина. А «Подписные издания» в Советском Союзе в Ленинграде были вторым книжным магазином по выручке, по размеру после «Дома книги» на Невском (так называемый Дом Зингера). И в общем, она в принципе осознанно, со школы еще понимала, что будет работать с книгами. Она пошла принципиально в книготорговый техникум. После книготоргового техникума она пошла в Институт печати. И у нее была мечта – работать с книгами, издавать книги, продавать книги. И, в общем, она ее воплотила. И до 2012 года, до того момента, как я пришел непосредственно в магазин, она им управляла. И, наверное, чему она меня научила? Во-первых, что всегда книги должны быть на первом месте в книжном магазине. Нельзя жалеть на них деньги. Для нее это самое большое и золотое правило, мне кажется. Она всегда могла пожертвовать вот буквально последним рублем для того, чтобы отремонтировать в очередной раз в магазине стены, окна, сделать новую мебель. И так далее, и так далее. То есть фактически это ее «третий ребенок», и она его, в общем, старается развивать, пестовать и так далее. Она меня научила тому, что магазин – это фактически живое существо. И от того, как ты будешь к нему относиться, так и он к тебе будет относиться. Виктор Лошак: А видели себя давно во главе магазина или в книжной торговле? Или так сложилась жизнь? Михаил Иванов: Абсолютно случайно так получилось. Я должен был идти по пути чиновника. Я учился в Академии госслужбы. Должен был заниматься государственным муниципальным управлением. Никогда не думал, что буду работать в «Подписных», буду этим заниматься. И вообще не хотел связывать свою жизнь с книгами. Потому что, наверное, в то время, когда я рос (это двухтысячные), имеется в виду, так сказать, взрослел, – культ денег. И вообще всего-всего. И мне было сразу понятно, что заработать там невозможно. Но, видимо, я был запрограммирован на это каким-то образом. Судьба меня вела. Виктор Лошак: Когда вы говорите о «Подписных изданиях»: независимый книжный магазин. Что значит независимый? Он зависим от своих владельцев, от акционеров, от директора. Что значит независимый книжный магазин? Михаил Иванов: Вообще, это такое расхожее понятие. Виктор Лошак: То есть не сетевой? В этом смысле? Михаил Иванов: Да, фактически он несетевой. И он никаким образом не находится под воздействием каких-то монополий. И ассортиментная политика как раз таки регулируется исключительно акционерами, собственниками. В нашем случае даже не только мной. А у нас настолько демократичный внутри процесс согласования книг, что любой продавец, если он понимает, что книга в общем, не заслуживает нашего внимания, может прийти и сказать: «Мы не хотим, чтобы эта книга продавалась у нас». И зачастую (практически всегда) мы им идем навстречу. И понимаем, что она могла просто по ошибке к нам попасть. То есть заставить нас продавать какую-то книгу, используя, например, какие-то рыночные механизмы, – просто невозможно. Ну и слава Богу, не пытаются. Виктор Лошак: А вы говорите об этом потому, что книжный рынок довольно монополизированный? Михаил Иванов: Ну, я так считаю. Да. Сейчас вообще в принципе для отрасли время такое, скажем, финальное: если сейчас не взяться за нее, то от традиционной книжной розницы ничего не останется. Это уже очевидно. Это проходило на Западе. Мы всегда очень любим переизобретать велосипед. И как раз таки с появлением маркетплейсов в свое время точно такой же был кризис розницы, как находится сейчас. Виктор Лошак: То есть люди заказывают на маркетплейсах книги и не ходят в магазины? Михаил Иванов: Да. Да. Они поменяли паттерн. Читатели. В общем, хорошо, что читают. Это прекрасно. Но в ковид паттерн поменялся: люди поняли, что маркетплейсы – это удобнее. Единственно, что маркетплейс, конечно, не обладает никакой экспертизой. Он не умеет рекомендовать – так, как это делают непосредственно в книжных магазинах. Он не умеет искать самостоятельно ассортимент, как это умеет делать книжный магазин. И там нет никакого сервиса по большому счету, вот кроме доставки. Но в ковид это все сместилось. И, конечно, сейчас нужно на это реагировать. Маркетплейсы платят меньше налогов, чем книжные магазины. Это удивительно, но это так. Книжные магазины платят налогов больше, чем рестораны. Это удивительно, но это факт. Виктор Лошак: Больше, чем рестораны? Михаил Иванов: Да. У ресторанов льгота, а у книжных магазинов этой льготы нет. То есть сейчас до двух миллиардов рублей выручки, по-моему, ресторан не платит НДС. Книжный магазин платит. Виктор Лошак: И как вы при этом достигли вот этой атмосферы, которая есть в вашем магазине? Вы ее как бы расписали заранее? Или это созрело само? Или люди увидели, что у вас удивительные книги? Михаил Иванов: Это такой эволюционный в любом случае процесс. Конечно, когда я о нем думал, я уволился с предыдущей работы, и у меня было где-то примерно полгода на то, чтобы создать концепцию, заказать у архитекторов какой-то проект. И, условно говоря, набор фишечек, как я это... Виктор Лошак: Это было один этаж. Сейчас два этажа. Это был один этаж? Михаил Иванов: Да. Сейчас два этажа. Плюс еще вот «Академкнига», которая была куплена нами на аукционе. Это соседний с нами магазин. Он раньше принадлежал Российской академии наук. И там продавали тоже букинистику. И мы сейчас продаем. И, в общем, была у меня такая стена, и я вот такие желтенькие листочки клейкие – на них писал какие-то идеи, мысли – просто клеил и постепенно это все реализовывал. Но он открылся сырым на самом деле. Это был первый опыт. Мне было 25 лет. У меня не было никогда опыта собственного бизнеса или открытия вообще, чего бы то ни было. И ремонт этот – это был ад на Земле, кошмар настоящий. То есть сейчас для меня ремонт – это такая легкая прогулка, потому что я в своей жизни уже тысяч, наверное, семь, а то и больше квадратных метров отремонтировал. В том числе книжный магазин «Дом Книги» на Невском проспекте. Я помогал, потому что чувствовал свою ответственность перед городом за это. И постепенно он становился, скажем так, осознаннее. Нам очень помогали читатели: они приходили, они нас воспитывали, они нас вели за собой. Потому что на самом деле читатели зачастую лучше разбираются в книгах, чем те, кто их продает. И это факт. И они нам очень сильно помогали. И поверили в нас, и прощали нас. Потому что ассортимент был слабым, когда мы открылись. Я был слабым в ассортименте. Виктор Лошак: А что такое сильный ассортимент? Это ассортимент, который максимально отвечает интересам ваших читателей? Или что это такое? Михаил Иванов: Во-первых, за него не должно быть стыдно. Во-вторых, он должен быть не таким, как везде. В-третьих, в принципе, мы все прекрасно... Виктор Лошак: То есть ассортимент – это ваше лицо? Необычное, да? Михаил Иванов: Да. Наше лицо. Это селекция, за которую мы отвечаем. Мы подписываемся за каждой книгой, которая у нас лежит. И мы, в принципе, понимаем сейчас, уже по прошествии 12 лет работы, какие издательства делают хорошие книги, какие издательства делают средние книги и какие издательства делают плохие книги. И вот, лавируя среди вот этого потока книжного, мы выбираем то, что хотим сами, чтобы это стояло у нас на полках – дома, например. Виктор Лошак: Вот вы со временем стали сами издавать книги. По какому принципу вы отбираете книги для издания? И почему вы вообще стали издательством? Михаил Иванов: Просто было интересно, как это работает. И так вышло, что первая книга, которую мы издали, это были «Диалоги» с Александром Николаевичем Сокуровым, которые он в рамках проекта «Открытая библиотека» проводил. Виктор Лошак: Неплохой дебют. Михаил Иванов: Да, да. И как-то мы вошли во вкус. И постепенно у нас появился главный редактор. И он ищет «бриллианты» сейчас в западной переводной литературе. В прозе в основном. Мы, когда уже окрепли, встали на ноги, мы поняли, что мы способны заниматься прозой. Потому что... Виктор Лошак: А сколько книг вы издаете в год? Михаил Иванов: Вот в этом году у нас 35–40, так вот где-то наименований готовится. Есть очень сложные. Виктор Лошак: А издательства специализированные, которые не занимаются книжной торговлей, сколько приблизительно книг издают? Среднее издательство? Ну, чтоб понять просто. Михаил Иванов: Очень по-разному. У нас, в принципе, все издательства в основном маленькие. То есть это как раз там до, скажем, ста книг – ста пятидесяти книг в год. Виктор Лошак: Как делится ваша выручка между книгами? И вы людей кормите. Наливаете им кофе. Михаил Иванов: Они абсолютно разделены, эти направления. То есть кафе – это кафе, а книги – это книги. В книгах обычно обсуждается пропорция между книжным ассортиментом и некнижным ассортиментом. И если там смотреть долю, то 80% мы продаем книг и 20% – не книг. Но поскольку на некнижный ассортимент высокая наценка, она нам позволяет держать чуть пониже цены на книги. Хотя нам тяжело в этом плане. Потому что у нас уже достаточно большие выручки. И за счет того, что два этажа и много всяких активностей, постоянные мероприятия, иной раз по 35–40 мероприятий в месяц, если брать детскую программу. То есть это уже такая своеобразная какая-то институция, которая просто развлекает. Ну и вообще в целом, наша работа сейчас – это не просто делать выручки, продавать книги, но и стараться... Поскольку мы понимаем, как достучаться до разных аудиторий, мы используем эти инструменты для того, чтобы все-таки заниматься прямой пропагандой чтения в стране и таким образом приобщать людей к книге. Виктор Лошак: Вот перед вами мой собеседник был владелец и генеральный директор – такая биржа книг и других коллекционных вещей. Михаил Иванов: Это прекрасный ресурс. Виктор Лошак: Прекрасный ресурс? Михаил Иванов: Да. Виктор Лошак: И я его спросил: «А чем наша страна отличается как рынок от других?» Он говорит: «Прежде всего количеством людей, интересующихся книгами, в том числе букинистическими книгами». Как у вас вот это направление букинистики? Михаил Иванов: Это вообще такое детище, тоже мое любимое в какой-то степени. Тяжело началось, опять же. Потому что мы всегда залетаем, разбираемся и потом уже доделываем, «причесываем». И делаем каким-то образом какой-то (продукт даже не хочется говорить), какой-то магазин, который уже обладает книгодушой. И, конечно, больше года вот эта донастройка происходила. И мне кажется, что сейчас... Виктор Лошак: Вы имеете антикварную книгу? Михаил Иванов: Ну, она не то чтобы антикварная. Мы в основном занимаемся букинистикой. Ну, допустим, вот есть у вас библиотека. Мы у вас ее купили и перепродаем. Виктор Лошак: Понятно. Михаил Иванов: И поскольку к нам приходят просто потрясающие люди и невероятные книги отдают: там очень много редкого, того, что уже не будет издаваться. Или, может быть, и будет, но, не знаю, через пять лет. И поэтому там очень много таких вот «бриллиантов», которые скрыты. И если ты приходишь в обычный книжный магазин, который торгует новыми книгами, ты примерно понимаешь, что там стоит на полках. Если ты интересуешься. То здесь тебя каждый день ждут сюрпризы. Ты можешь приходить. Ты не знаешь, когда поставка была. Ну вот, допустим, мы иногда такие делаем в Telegram, например: «У нас новая поставка, приходите смотреть». И люди приходят, действительно ищут и находят какие-то суперредкие издания. Нам это нравится. Именно эмоция. У нас раньше даже был такой подход, что мы можем взять книгу в продажу, у которой потенциал продаж – это три тысячи дней она будет примерно стоять. Но через три тысячи дней... Виктор Лошак: То есть вы понимаете, беря книгу, сколько она у вас будет?.. Михаил Иванов: Ну, примерно да, можно понять, что она будет очень долго продаваться. К сожалению. Ну, не знаю, по теологии что-нибудь, например. Но, например, через три года приходит священник, ее покупает. И он счастлив, потому что он нигде ее даже не видел! А она, вот у нас присутствует, здесь стоит. И до него даже никто не прикасался к ней. И для нас вот эта вот вспышка эмоциональная, она для нас очень важна. Виктор Лошак: Скажите, как вы сосуществуете с электронной книгой и вообще с онлайн-чтением? Михаил Иванов: В общем, у нас мир и дружба. Не могу сказать, что каким-то образом на нас это влияет. У меня есть такая теория, что это, условно, как правша – левша: есть люди, которым комфортно и они с рождения уже запрограммированы на чтение бумажной книги, а есть, кому электронная более комфортна. Более того, сейчас очень много людей, читавших электронные книги, тоже постепенно переходят на бумажные книги. Но пропорция, она практически не меняется. Вот она как была там 15 лет назад одной, так и сейчас, в общем-то, все это на одном и том же уровне. Виктор Лошак: Расскажите мне и нашим зрителям, какие книги за последнее время «выстрелили» лучше других? Михаил Иванов: У нас вообще интересная статистика. Потому что у нас в топе книги нашего издательства. И они продаются очень хорошо – у нас непосредственно. Вот «Ирландские сказки» мы... Виктор Лошак: Какие сказки? Михаил Иванов: Ирландские. Виктор Лошак: Ирландские? Михаил Иванов: Ну, сейчас вообще, в принципе, у многих издательств какой-то бум на сказки, сказания, мифы, легенды. То есть народ ударился в фольклор, и это все скупается. Славянские мифы, например. Скупается какими-то вообще невероятными объемами. Из последнего – то, что вот у нас хорошо продавалось – это была такая американо-венгерская писательница Таубес. И вот она написала книгу «Развод» о своем негативном опыте расставания с мужчиной и расставанием с родиной, то есть с Венгрией, в связи со всеми событиями. Примечательно, что она ее опубликовала и утопилась в океане, в общем, через семь дней, по-моему, после того, как она ее издала. Художественная литература, она по-прежнему находится в топе продаж и растет с каждым годом. Книги по искусству у нас традиционно хорошо продаются. На удивление. Но это во всех практически книжных магазинах, вот, наверное, не угадаете, но это почему-то «Маленький принц» Экзюпери. То есть, если взять... Виктор Лошак: «Маленький принц»? Михаил Иванов: Да. Он продается просто там стотысячными тиражами. Очень много нон-фикшна в последнее время продается. Но это в целом тенденция десяти последних лет – там науки, биологии, антропологии. Виктор Лошак: Ну вот, я по себе сужу. Я все больше и больше перехожу на нон-фикшн. Михаил Иванов: Да-да. К сожалению, вот так происходит. И я тоже. Виктор Лошак: Скажите, а вы специально как-то создаете вокруг магазина клуб какой-то? Какие-то кружки, я не знаю. Как вы организуете читателя? Вот в чем вопрос. Михаил Иванов: Наша задача – сделать так, чтобы магазин «Подписные издания» был домом для читателя в Санкт-Петербурге, где они могли бы не просто... Виктор Лошак: Внешне это абсолютно так. Люди, расположившись, сняв пальто, пьют кофе. Михаил Иванов: С собаками приходят. В большом количестве. Виктор Лошак: С собаками. Михаил Иванов: И наша задача – сделать так, чтобы человеку было комфортно у нас находиться. Следовательно, он должен получить и крышу над головой, и тепло, и хороший сервис, и выпить кофе. Но, помимо всего прочего, он должен получать некое развитие, находясь у нас. И плюс, это наш вклад в культуру. То есть мы понимаем, что мы это делаем сознательно. Для того чтобы двигать наш город, любимый Санкт-Петербург, в культурном контексте. Потому что со временем культурных мероприятий стало меньше, и мы стараемся все равно делать книжные мероприятия доступными, понятными. И в том числе, не буду скрывать, конечно, это делается и для того, чтобы люди просто приходили в книжные магазины. Это существенно расширяет нашу аудиторию. Вообще, в принципе, каждая книга – это такой отдельный инфоповод. Ты, в принципе, можешь любую книгу разрекламировать так, что приведешь к себе новую аудиторию, которая увлекается там, не знаю: Стругацкими, значит, Стругацкие. Условно говоря. Здесь нам нравится «Рок», можно сделать презентацию этой книги. Но мы все-таки, конечно, больше уходим туда, в интеллектуальное поле. И в целом, если мы начинали, у нас было 10–20 читателей, то сейчас мы закрываем регистрации буквально за один час. И это бывает... Виктор Лошак: На мероприятия какие-то? Михаил Иванов: Да. Это бывает 150–200 человек. Бывают мероприятия, где лист ожидания. Люди не могут попасть. И с большим удовольствием приходят. Ну и потом, это, конечно, все равно уже стало, условно говоря, вот эта институция наравне с театром, музеем, которые, собственно, и являются генераторами контента как такового, культурного. Виктор Лошак: В одном из интервью вы как-то с эмоцией говорите: «Надоело перед всеми оправдываться». Перед кем? Михаил Иванов: Ой! Ну вот, перед всеми. Я не знаю. Раньше оправдывались, да. Сейчас... Ну, вообще в целом у нас есть такое выражение: tone of voice – как мы позиционируем себя, как мы разговариваем с аудиторией, как мы разговариваем с публикой. У нас всегда такая она сдержанная, интеллигентная. Мы очень не любим переходить на личности. Мы не любим над кем-то смеяться. Публично особенно. Когда там, не знаю, происходят какие-то книжные скандалы. Или человек купил не ту книгу, например. У нас это в целом запрещено: ты не имеешь права осуждать выбор человека. Вот он пришел. И, допустим, он спрашивает какую-то книгу, которая, по нашему мнению, является не очень достойной, но никогда продавец ему не скажет, да, это. Виктор Лошак: То есть антиреклама недопустима? Михаил Иванов: Нет. Ни в коему случае нельзя. Унижение человеческого достоинства недопустимо. Ну а с точки зрения оправданий – это, конечно, больше было между там: правые, левые, центристы. То есть у всех же очень много вопросов к книгам. Никто не хочет помогать книжным магазинам, но вопросов у всех очень много. И ты постоянно лавируешь между тем: вот за эту книжку тебе достанется от этих, за эту книжку достанется от этих. А вот ты пошел сюда – тебе здесь достанется. И в какой-то момент ты просто перестаешь на это уже обращать внимание. Скорее всего, это связано с тем, что все-таки у нас больше уверенности в себе появилось. Мы так все равно уже... Виктор Лошак: Интересно. А я подумал о том, что книга – это случай выбора человеческого. А возраст ваших читателей вы когда-нибудь считали? Михаил Иванов: Мы никогда не делали такого исследования: вот непосредственно кто к нам ходит? Виктор Лошак: У меня ощущение, что у вас молодая публика. Михаил Иванов: Очень много молодой публики. Но и очень много родителей с детьми – разных возрастов. Если честно, мы не делаем и мероприятия мы не делаем условно, только для одной аудитории. Мы стараемся все равно разнообразие какое-то поддерживать. И нас радует, что среди наших постоянных покупателей есть покупатели старых подписных изданий, которым уже по 80, по 90 лет. И они до сих пор приходят, там порой с лупой смотрят корешки. Покупают. И для нас это большое счастье. Мы всегда такой преемственности поколений мы очень рады. Виктор Лошак: Расскажите, что такое високосные распродажи? Михаил Иванов: В общем, у нас есть такая практика в магазине: мы очень не любим стандартные какие-то рекламные инструменты, и если мы их используем, то мы каким-то образом их дорабатываем, перерабатываем. Это называется «подписной подход» у нас. То есть даже какую-то банальную акцию мы стараемся сделать интересной: смешной, какой-то яркой. И мы понимали, что нам надо провести распродажи. И придумали, что мы будем проводит распродажу раз в четыре года. И она будет проходить 29 февраля. Виктор Лошак: Это говорит о том, что у вас неплохое финансовое состояние. Потому что... Михаил Иванов: Скажем так, что оно нас просто меньше интересует, чем остальных. У нас все равно: сначала книги, потом деньги. Вот так мы об этом думаем. Ну и плюс нам в этом плане повезло: у нас действительно есть лояльная аудитория, которая нас поддерживает. И она нас очень сильно выручила в ковид, когда мы остались вообще без всего. Мы были закрыты. Нам нельзя было даже выдавать заказы на крыльце. Нас очень сильно выручают всегда читатели. Даже когда у нас есть такие темные, трудные времена, она... Виктор Лошак: А в чем она поддерживает вас? Что? Михаил Иванов: Ну, как минимум покупками. И поэтому этот вклад читателей, он становится таким неким соучастником и, в общем, причастным к тому, как магазин работает. И может собой гордиться любой читатель, который приходит в любимый книжный магазин. Виктор Лошак: Вот у меня ощущение, что цены на книги довольно высокие. И это касается не только вашего магазина, а в принципе, цены на книги довольно высокие. Это связано с чем? Михаил Иванов: Выросла за четыре года существенно цена на бумагу. Волатильность рубля опять же, да. Потому что многие... Виктор Лошак: Длинные деньги. Михаил Иванов: Длинные деньги, кредитные ставки – это все, безусловно, влияет. Книга существенно подорожала – процентов на 40–50 за последние четыре года. Вот так вот. По самой скромной оценке, на самом деле. И это большая-большая тоже проблема. Надо отменять вообще НДС, надо снижать налоги для книгораспространителей, в том числе для издателей, для того чтобы они хоть немножко это сдерживали. Ну и как-то работать с маркетплейсами. Потому что маркетплейсам неинтересно в целом продавать книги, на них зарабатывать. Для них книги – это просто источник входящего потока: трафика покупателей. Они на них не зарабатывают. Поэтому они делают низкие наценки и спокойненько себе их продают, тем самым уничтожая фактически инфраструктуру, которая строилась годами. За прошлый год, если мне не изменяет память, 80 книжных магазинов в стране закрылись. Виктор Лошак: Восемьдесят? Михаил Иванов: Восемьдесят из двух тысяч. Вот на всю страну всего лишь две тысячи книжных магазинов. Виктор Лошак: А как по году распределяются покупки книг? Скажем: зимой больше, летом меньше? Или наоборот? Михаил Иванов: В нашем случае, поскольку мы в Санкт-Петербурге находимся и в центре, у нас огромный туристический поток. Поэтому у нас сезонность отличается от московской, например. Если московская сезонность – это, скажем, там, с сентября по май. По апрель даже. То у нас это: май – сентябрь, потом спад, декабрь. Ну и немножко январь. Вот так вот. Потому что у нас летом самые большие выручки. Больше даже, чем в Новый год. Виктор Лошак: То есть среди покупателей много москвичей. Михаил Иванов: Вообще какое-то ощущение, что да: с Сапсана просто выходят, покупают и обратно. Очень много москвичей. Я думаю, что если зайти в зал летом и там крикнуть: «Кто из Москвы?», процентов шестьдесят людей откликнутся. Виктор Лошак: Скажите, пожалуйста, вот вы как издатель, как вам удается платить иностранным авторам? Сейчас же это очень сложная проблема. Михаил Иванов: Мы бегаем из банка в банк. В принципе, какие-то есть еще окошки. Они просто постоянно закрываются. И ты вот как в игре, просто бегаешь и ищешь, ищешь, ищешь такие вот лазейки. Ну вот, вполне себе. Виктор Лошак: А это не значит, что в связи с санкциями больше приходится обращать внимание на российского автора? Михаил Иванов: Просто ему неоткуда взяться. Так же не бывает, что если мы обращали внимание на западных авторов и вдруг обратили внимание на наших соотечественников. Виктор Лошак: Сразу таланты подрастают. Михаил Иванов: И как будто бы да. Это время. Это инфраструктура. То есть, может быть, какие-то сейчас меры, которые есть, через десять лет они приведут. Сейчас и так достаточно большое количество талантливых русских авторов – молодых, стоит заметить, которые достаточно успешно издаются и уже обрастают некой фан-базой такой. И это очень даже, я бы сказал, немало. Очень много талантливых. Но невозможно вот этот весь объем заместить только отечественными авторами. А с нон-фикшн еще тяжелее. Потому что это огромная индустрия на Западе. Когда, например, человек – профессор или просто работающий в науке, в какой-то институции – он зарабатывает в том числе, что пишет... Виктор Лошак: Объясняет людям свою... Михаил Иванов: Научно-популярные какие-то книги. У нас этих людей, ну максимум, не знаю, человек пятьдесят в стране, кто способен такие... А там их несколько тысяч. И поэтому, естественно, там просто быстрее это происходит. И у людей есть время, и у них есть навык. А у нас там есть одно издательство – «Альпина», вот они как раз такие первопроходцы: они учат научных деятелей писать книги, для того чтобы делать это более научно-популярно. Виктор Лошак: В стране существует несколько премий для писателей. Начиная с «Большой книги». И дальше, дальше, дальше, дальше. Михаил Иванов: Да. Виктор Лошак: Читатель ориентируется на это или нет? На эти награды? Михаил Иванов: Какая-то прослойка – да. Какая-то прослойка ориентируется. Ну и потом, все равно, так или иначе, почему премии важны? Потому что далее писатель получает некую прессу, которая его таким образом поднимает вверх. И он получает узнаваемость постепенно. И, следовательно, даже если ты не знаешь, что он получил, не знаю там, «Большую книгу» или «Дар», или еще что-то, ты приходишь в книжный магазин, видишь фамилию знакомую и где-то про это слышал. Этих авторов чаще начинают звать в книжные магазины. И так далее, и так далее, и так далее. То есть это такой... Виктор Лошак: Ну, это понятно. Такой вал. Михаил Иванов: Да. Виктор Лошак: А кто сейчас самый продаваемый из современных писателей? Российских, я имею в виду. Михаил Иванов: У нас, наверное, за этот год – Алексей Иванов, я думаю. Виктор Лошак: Алексей Иванов? Михаил Иванов: Да. Если брать из самых современных. Я думаю, что если брать розницу сетевую, то там будет Пелевин. Виктор Лошак: А вы Пелевина продаете тоже? Михаил Иванов: Продаем. Виктор Лошак: Но он не лидирует? Михаил Иванов: Нет, у нас он не лидирует. Мы не делаем просто на него такую большую ставку, как делают сетевые книжные магазины. То есть никаких к нему претензий у нас нет. Но человек издается раз в год в одно и то же время: в сентябре. Виктор Лошак: Да-да-да-да. Михаил Иванов: Ну и в целом, у него есть тоже... Виктор Лошак: И большая пресса очень. Михаил Иванов: Да. Большая пресса. У него есть фан-база. Мы продаем. Признаем талант, безусловно. Но просто нам хочется все равно немножко, ну не то чтобы выделяться, а какие-то другие уникальные преимущества давать покупателю, который к нам приходит. Потому что очень тяжело в наше время продавать книги, опять же дороже существенно, чем в Интернете. И в целом, когда у людей поменялся немножко навык. Нам приходится в том числе заниматься еще и мероприятиями. И не то что приходится, нам это нравится делать. И каким-то образом все-таки стимулировать людей и показывать, что есть и другой книжный рынок, есть другие авторы. Есть там потрясающие тоже... Виктор Лошак: Ну вот, с питерскими авторами у вас как-то ближе связь? Михаил Иванов: География у нас обширная. Да. То есть мы не такие шовинисты, я хотел сказать, которые только петербуржцами занимаются. У нас действительно есть определенный, ну не то чтобы ценз, но у них много приоритетных выкладок в нашем магазине. Более того, у нас есть вот такой плакат в самом магазине: «Покупайте книги петербуржских издательств». Они там все перечислены. Там все, по-моему, 105 издательств, которые есть в Санкт-Петербурге. И у нас даже однажды была грантовая система: мы раздавали десяти издательствам по сто тысяч рублей – на перевод или на печать. У нас высвободился свободный миллион, и мы помогли десяти издательствам издать их книги. И вообще бы хотелось этим заниматься больше, но опять же много-много каких-то таких повседневных проблем. Виктор Лошак: А работа с переводчиками? Михаил Иванов: Она ведется просто перманентно у нас. Но опять же у нас есть главный редактор – Арсений Гаврицков. Виктор Лошак: Вы имеете свое собственное издательство? Михаил Иванов: Да-да-да. И вот он, конечно, старается работать с лучшими в профессии на данный момент. И мы стараемся платить больше, чем платят в больших... Виктор Лошак: Скажите, а сохранена школа переводов? У нас была в стране потрясающая школа перевода. Михаил Иванов: Ну, все традиции ее все равно сильные. Другой вопрос, что в целом книжные профессии – они сильно недооценены, и в том числе рублем. И корректоры получают сущие копейки, и редакторы получают копейки, и переводчики. То есть мы стараемся все равно хоть как-то давать ставки выше рыночных. Потому что ты понимаешь, что человек может переводить книгу год, может, два. И ему нужно спланировать каким-то образом свою жизнь. И вот опять же, почему платят мало? Потому что мы вот говорим, что книга дорого стоит. Но на самом деле, если бы мы хотели, чтобы все зарабатывали нормально на протяжении всего этапа, она должна стоить еще дороже. Существенно. Вот мы сейчас издаем книгу «Вагнеризм...» Такой журналист есть американский – Росс. Могу фамилию, конечно, путать. У меня такое бывает. Он изучал влияние Вагнера не только на музыку, а вообще на всю культуру, которая произошла. Это такой достаточно большой труд. Вот полтора года мы уже занимаемся. И переводчик переводит полтора года. Очень сложная книга. То есть там уже бюджет такой, что она на полке будет стоить достаточно... Виктор Лошак: Ну да. Но это и на очень узкого читателя. Михаил Иванов: Ну, мы в нее верим. Я думаю, что три – четыре тысячи мы сможем продать. Потом это станет просто букинистической редкостью. Поэтому это совет тоже и телезрителям: что если вы видите какие-то интересные узконаправленные книги, то покупайте. Через несколько лет дороже продадите просто их. Виктор Лошак: Что с точки зрения конкуренции? Вы ее ощущаете от других магазинов книжных? Михаил Иванов: Скажем так, мы вообще не обращаем внимания на то, что делают сетевые книжные магазины. Раньше смотрели. Сейчас уже даже просто туда не смотрим. У нас, опять же, если брать непосредственно наш магазин, мы продаем как, наверное, все вместе взятые независимые книжные магазины. Ну, Петербурга и Москвы точно. То есть если их все сложить, то это получится, наверное, даже у нас больше выручка будет. То есть как бы здесь мы не чувствуем никакой конкуренции. У нас единственно, что вот я видел по цифрам, когда Дом книги был закрыт на ремонт, у нас существенно выросли выручки. Потому что вот этот поток сумасшедший, который к ним приходит, там по десять тысяч человек в день, – он временно, скажем так, переключился в том числе на наш магазин. Но мы ни с кем не конкурируем. У нас нет такой задачи. Наша задача – сделать классно, хорошо то, чем мы занимаемся. И мы верим в то, что это лучшая конкуренция. Просто человек сам это все увидит. А уж там смотреть, каким-то образом, не знаю, козни какие-то строить и... Виктор Лошак: Где вы находите этих замечательных ребят, которые работают у вас продавцами? Это совершенно нехарактерные продавцы: они разговаривают с читателями, они рекомендуют книжку. Мы покупали книжку сейчас. Девочка говорит: «Вы знаете, я только что ее прочитала. Замечательная!» Михаил Иванов: Они пишут сами. Хотят работать. Конечно, чтобы стать книжным продавцом, нужно обучение. И у нас достаточно серьезная школа обучения внутри коллектива. Есть система менторства. Есть система стажировок. Есть, у нас называется так, Научно-исследовательский институт книги. Мы его называем НИИ Книги. Это лекции: когда опытные сотрудники собирают... Виктор Лошак: Для своих сотрудников? Михаил Иванов: Для своих сотрудников читают лекции по фотографии, по альбомам искусства, по нон-фикшну. Там приходит главный редактор, рассказывает о переводной какой-то прозе современной. И ребята погружаются в книжную культуру. И у них... Виктор Лошак: Они специализируются на чем-то? Или нет? Михаил Иванов: Очень разные. Там кого у на только не было, если честно, за все это время: и врачи, и военные, и филологи, естественно. И философы. То есть и математики, и шахматисты. То есть там палитра такая достаточно пестрая. И просто мы говорим: «Вы посмотрите, у нас сейчас, если взять, так сказать, топ-менеджмент и всех тех, кто работает в офисной части, – 93% людей, которые были продавцами в свое время». То есть это все лифт. И огромное количество людей, которые не остались в «Подписных изданиях», но пошли дальше в книжном контексте, в рынке: открывают магазины книжные люди, работавшие у нас. Работают там редакторами, работают с книгами, обозревателями. Достаточно много людей вышли из нашей школы. Надеюсь, так и будет продолжаться. Очень много профессионалов мы воспитали. Виктор Лошак: А сколько человек у вас работает? Михаил Иванов: Ну, если брать книжную часть, то около ста. Вообще, в целом, вот сотрудников ежедневно – от сорока человек находится в зале. Виктор Лошак: Сколько книг в год вы сами успеваете читать? Михаил Иванов: Очень мало. Не знаю. Пять – шесть, возможно. Иногда бывают такие какие-то проходные. Вот эту читал: Кропоткина «Побег из Петропавловки». Надо было там по одному проекту. За два часа просто прочитал с большим удовольствием. А вот сейчас такие вот уже марафонские дистанции в виде больших книг мне тяжело даются. Опять же очень много читаешь по работе. Мы сейчас издаем, делаем серию книг по краеведению, по истории Санкт-Петербурга, быту Санкт-Петербурга. Вот есть такой замечательный труд Пызина и Засосова: «Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX – XX веков». Вот я с большим удовольствием ее тоже прочитал. Ну и приходится читать книги своего издательства тоже, перед тем, как их рекомендовать. И, в общем, больше в такую прагматичную часть ушло мое чтение. К сожалению. Виктор Лошак: Бабушка приходит в магазин? Михаил Иванов: Ну, редко сейчас. Она на даче живет. И у нее был день рождения в сентябре. И коллектив, молодые ребята собрались, к ней поехали – поздравляли. Она была очень тронута. И вот я уже сейчас могу сказать, что поначалу, конечно, у нее был некий скепсис относительно этого всего. И, безусловно, это ее тоже детище. И она переживала. Виктор Лошак: Ревновала? Ревновала? Михаил Иванов: Ну, может быть, да. Но все равно помогала, всегда поддерживала. Но сейчас, мне кажется, она уже гордится. Особенно, когда ей звонят подружки, которые тоже связаны с книгами, издатели, еще кто-то и говорят: «Вот, Миша! Какой же Миша у тебя!» И мне, безусловно, это очень приятно. Виктор Лошак: Михаил Сергеевич, скажите, у вас какие-то есть правила жизни, сформулированные? Михаил Иванов: Во-первых, для меня очень большое место в жизни занимают дети мои. То есть одно из главных правил – это... Виктор Лошак: А сколько у вас детей? Михаил Иванов: Двое: мальчик и девочка. Посвящать много времени им: их развитию и так далее. То есть это такое правило. В принципе его можно назвать, что истина – в детях. Это первое. Ну и второе – надо очень ярко и насыщенно прожить жизнь, но, чтобы не было стыдно. То есть для меня понятие стыда и понятие вот этого: а как это может со стороны выглядеть? – очень много значит. Виктор Лошак: Вы знаете, я в одном из интервью ваших прочел, что в какой-то момент, когда вы учились в РАНХиГС, вы мечтали стать мэром. Михаил Иванов: Губернатором. Виктор Лошак: Губернатором Санкт-Петербурга. Какое счастье, что вы вовремя от этой идеи избавились. Потому что книги и книжники приобрели в вас замечательного друга! Михаил Иванов: Спасибо! Виктор Лошак: Спасибо вам большое! Михаил Иванов: Спасибо большое!