Виктор Лошак: Это «Очень личное» – программа о принципах и правилах жизни. Наш сегодняшний гость – музыкант Олег Аккуратов. Наш разговор о таланте и о человеческой воле. Я хотел бы начать с того, что Олег Аккуратов – это уже бренд. Вы привыкли к популярности? Как вы к ней относитесь? Олег Аккуратов: Достаточно очень хорошо. Потому что меня радует то, что меня узнают и ко мне относятся с большим уважением, и слушают мою музыку, и ходят на мои концерты. Виктор Лошак: Скажите, Олег, вы очень рано стали музыкантом. А вы помните, как вас впервые поразила музыка? Олег Аккуратов: Помню. Мне родители купили инструмент – фортепиано, которое называется «Кубань»; я стал на нем играть. У меня такая очень интересная семья, она практически вся состоит из музыкантов и профессионально занимается музыкой – и мой брат Антоша, Марк занимаются музыкой: Антоша играет на гитаре, Марк играет на барабанах. Виктор Лошак: Ну просто оркестр у вас! Олег Аккуратов: Да. Антоша еще и поет. Он любит рок-музыку советскую, зарубежную, иностранную. Виктор Лошак: А что вы подобрали первое на музыкальном инструменте? Олег Аккуратов: «Во поле береза стояла». Виктор Лошак: Сколько вам было? Олег Аккуратов: Мне было года три. А потом уже пошло – концерт Чайковского я стал играть в это же время, вот где-то в детстве, где-то года в четыре. Виктор Лошак: В четыре года вы стали играть по слуху Первый концерт Чайковского? Олег Аккуратов: Первый концерт Чайковского, да. Виктор Лошак: У вас было очень много учителей: родители, музыкальная школа, Ростовская консерватория. Кто самый важный для вас учитель? И с кем советуетесь, может быть? Олег Аккуратов: Вы знаете, все, что вы сейчас назвали, это для меня вообще очень дорого. Все школы, все учителя, все занятия очень дороги. И каждый учитель давал различные советы: различные способы, как преподнести музыку, как донести ее до зала, как сыграть, как проинтонировать, какие средства музыкальной выразительности должны быть при исполнении той или иной музыки. Все это мне давали учителя и Армавирской музыкальной школы, и Ростовской консерватории, и Московского эстрадного и джазового училища. Я всем благодарен. Виктор Лошак: Скажите, Олег, вот это обучение, оно же очень специальное. Вы же нотами не пользовались? Олег Аккуратов: Пользовался. Я пользовался нотной системой Брайля – очень интересная система. Но когда ты изучаешь очень интересные и грандиознейшие и сложнейшие произведения, такие как Аппассионату Бетховена или вторую си-бемоль минорную сонату Шопена, то, конечно же, это отнимает много времени, потому что Брайль он дает в различные вещи. Допустим, когда ты разбираешь произведение, то есть ты сразу двумя руками играть не можешь – ты сначала играешь одну руку, потом вторую руку, а потом только соединяешь. Виктор Лошак: Мне кажется, что когда мы говорим об учителях, нужно особенно выделить вашего отца, который так много сделал для вас. Олег Аккуратов: Мой папа всегда делает: и делал, и делает и будет делать. И он меня сопровождает – мы ездим с ним по городам. Виктор Лошак: А вот папа вам описывает людей, с которыми вы встречаетесь: как они выглядят, сколько им лет? Олег Аккуратов: Конечно. Конечно, описывает: вот этот человек такой-то, такой там, дает там характеристики всякие различным людям. И это, наоборот, хорошо. Потому что ты должен знать человека, как он выглядит, чем он занимается: может, он музыкант, может, он биограф, может, он геолог, может, он, я не знаю, там, ну, поэт. Я поэтов очень люблю, потому что я сам вот люблю поэзию, люблю читать стихи. Виктор Лошак: Олег, у вас в жизни была такая встреча, наверное, незабываемая – это Людмила Марковна Гурченко. Олег Аккуратов: Да. Виктор Лошак: Людмила Маркова сняла единственный фильм в качестве режиссера, который назывался «Пестрые сумерки». Этот фильм был, собственно, о вас – в титрах фильма значится, что музыка и исполнение песен ваше. Олег Аккуратов: Да. Виктор Лошак: Как эта встреча состоялась? Олег Аккуратов: Совершенно... Виктор Лошак: Почему вдруг Людмила Марковна так обратила на вас внимание? Расскажите предысторию. Олег Аккуратов: Дело в том, что... Я расскажу вам эту историю. Встреча была такая очень неожиданная. Есть такая певица, она же и композитор, она же и поэтесса, она же и все, и пишет музыку, и стихи – Раиса Саед-Шах. Виктор Лошак: Саед-Шах? Олег Аккуратов: Да, Саед-Шах. Она мне предложила пойти покушать в Центральный дом литераторов. Виктор Лошак: Так. Олег Аккуратов: Мы там просто кушаем, общаемся, сидим, разговариваем. И вдруг ни с того ни с сего, откуда ни возьмись, встретилась нам Людмила Марковна. Она такая говорит: «Ой! Здравствуй, голубчик! Это я, Людмила Марковна». А я говорю: «Это я, Олег Аккуратов». «Я, – говорит – тебя знаю из встречи с Михаилом Моисеевичем». Михаил Моисеевич Окунь, пианист, он рассказывал ей, что есть такой ученик, парень, который... Виктор Лошак: Но кто такая Гурченко, вы знали к этому времени? Олег Аккуратов: Да, естественно знал. Естественно знал. Вот. И так неожиданно встреча была, что вот просто. Это не было ничего ни запланировано, ничего абсолютно. И вот так вот, и она говорит: «А давай споем песню: «Тишина за Рогожской заставою...» И все с этой песни началось. Но потом я уже понял, насколько важно актерское мастерство. И я какие-то приемы научился у нее делать. И это на самом деле очень так интересно. Виктор Лошак: Ну а как вы к фильму подошли? Кто-то написал сценарий? Олег Аккуратов: А это уже позже было. Это уже позже было. Это позже было, не прям сразу. Виктор Лошак: Да. Олег Аккуратов: Не прям сразу. Это был 2008 или 2009 год. Я просто начал записывать какие-то там саундтреки: и рояльные, и там какие-то вокальные пьесы. Так потом родился фильм «Пестрые сумерки», который принес вот такую вот очень интересную жизнь. Меня озвучивал там в главной роли Дмитрий Кубасов. И вот он говорит, что «я из Воронежа». Но просто это как бы пародия, это неправильно, потому что я ни из какого Воронежа ничего, – это просто вот такая очень интересная, ну просто... Виктор Лошак: Это уже литературная версия какая-то. Олег Аккуратов: Да. Да. Виктор Лошак: Вам что, обидно, что не вы сыграли главную роль? Олег Аккуратов: Нет, не обидно. Ну, может быть, в какой-то степени обидно. Но я как бы об этом не думал, что мне там обидно, не обидно. Просто моя миссия была вот выполнена таким образом, что я должен был просто играть или исполнять какие-то вокальные номера. Виктор Лошак: Но это же, в общем, фильм, частично, как о вашей судьбе? Олег Аккуратов: Да. Практически о моей судьбе. Вот. Но самое главное там – это была как раз моя музыка и мои песни. Виктор Лошак: После того как фильм вышел, у вас какие-то отношения с Людмилой Марковной Гурченко сохранились или фильм поставил в них точку? Олег Аккуратов: Нет, потом после этого я с ней не встречался. Но нет, я даже поздравлял ее с днем рождения, посвящал ей песню, свою собственную, которую написал. И вот потом, после этого, – все, передают по телевизору, что она умерла. Виктор Лошак: Олег, я хотел бы еще несколько слов еще об одном вашем учителе, об Игоре Бутмане. Как вы оказались в его оркестре? Что дает вам работа с ним? Олег Аккуратов: Дело в том, что у меня самая-самая первая встреча с ним была в 2005 или 2006 году. Но я тогда просто с ним конкретно не играл. Я просто пришел в клуб на концерт – традиционный Джазовый квартет. Они играли там стандарты, вот все. И потом Игорь меня представляет: «А сейчас выйдет на сцену Олег Аккуратов». И я говорю: «Давайте сыграем «Love for Sale» (Любовь на продажу)». Есть такое произведение – известный джазовый стандарт Коула Портера. И очень интересная история была. Бутман говорит: «Сейчас мы сыграем композицию, которая называется «Любовь не купишь», а Яков Окунь говорит: «Любовь не кукиш». И эта такая очень смешная история. Вот. А потом вот несколько песен спел. Но потом какое-то время я не играл ни с ним (ни с чем не сотрудничал вообще), ни с его музыкантами. А потом он приехал в Ростов в 2012 году, и он там был, он и сейчас есть, он возглавляет жюри в конкурсе «Мир джаза» в Ростове-на-Дону. Вот. Потом я там участвовал и занял Гран-При. Приезжал тогда Николай Левиновский, известный аранжировщик тоже нашего оркестра. Виктор Лошак: С этого момента вы начали с ним сотрудничать? Олег Аккуратов: Да. И вот более подробно, более подробно я с ним как раз начал сотрудничать вот с именно этого момента. И он потом дальше меня взял в оркестр. Вот. И я стал также сотрудничать и работать в его оркестре. И мы всегда и гастролируем, вот в данный момент по России. Виктор Лошак: Скажите мне, пожалуйста, я сужу по тому, что читал о вас, был у вас какой-то момент в жизни, когда вы вдруг пропали с радаров и оказались в ресторанном оркестре на Кубани? Что это за момент был в жизни? Или это неправда? Олег Аккуратов: Ну, нет. Я на самом деле ни в каком ресторанном оркестре на Кубани не играл. Вот. Но, может, как-то где-то играл там просто в кафешках что-то такое. Да, были какие-то такие корпоративные мероприятия, что-то меня просили там сыграть, там то-то, это, пятое-десятое просили меня сыграть. Но не только джаз. Я все что угодно играл: народную музыку играл и классическую, там какую-то супер-суперпопулярную что-то играл, типа «Bésame mucho». Виктор Лошак: Можно ли считать пиком вашей карьеры концерт у Папы Римского? Что это был за концерт? Олег Аккуратов: Может быть, это не пик, но это просто был концерт такой хоровой музыки – вокальной, оперной. Это в Ватикане. Виктор Лошак: В Ватикане? Олег Аккуратов: В Ватикане. Папа Римский благословил меня, да. И вот я пел соло с тремя мальчишками из хора Попова – партию сольную, духовное произведение, очень интересное и серьезное Павла Чеснокова, которое называется «Да исправится молитва моя» («Жертва вечерняя»). Там были такие звезды, как Роберто Аланья (итальянский певец), Анджела Георгиу (румынская певица). Этот концерт тоже один из знаковых, можно сказать. Виктор Лошак: Скажите мне, пожалуйста, если бы была такая возможность, с кем бы вы хотели выступить? С каким музыкантом мечтали бы выступить вместе на сцене? Олег Аккуратов: У меня очень интересная история – у меня практически все мечты мои воплощаются. Вот. Виктор Лошак: Это вы редкий человек, у которого все мечты воплощаются! Олег Аккуратов: Практически да. Ну вот, с каждым годом все становится интересней, интересней, интересней в моей музыкальной сфере и в моей жизни. Вот. Но никогда не играл в Элтоном Джоном, это одна из мечт тоже. Элтон Джон – потрясающий музыкант. Его многие поколения очень любят, особенно молодежь. Виктор Лошак: Понятно теперь, кто ваш идеал. Олег Аккуратов: Это один из. Виктор Лошак: Один. Олег Аккуратов: Он не один. Он не один у меня, потому что я очень люблю несметное количество музыки. Просто Элтон Джон, это не только он. Мне просто нравится вообще вот любая, но хорошая музыка. Любая, но хорошая. Виктор Лошак: То есть я, наверное, не ошибусь, если скажу, что страна, страна вас узнала в программе и после программы «Голос». Расскажите об этом этапе, о том, как вы попали в «Голос». Не горько ли вам, что в финале выиграли не вы? Олег Аккуратов: Ну, с одной стороны как-то было вот расстройство. Но все-таки в душе я победитель как бы вроде как. Просто я был в одном шаге от победы. Виктор Лошак: Я вам должен честно сказать, что с вашим стремлением к музыке и к умению победить сложности вы в любом случае победитель! И это очень многие понимают. Олег Аккуратов: Спасибо, спасибо большое. Виктор Лошак: Расскажите все-таки о «Голосе». Олег Аккуратов: Такая очень интересная вещь. Все ко мне повернулись. Особенно, конечно, повернулся ко мне Сюткин. Да, я был в его команде. Виктор Лошак: Как музыканту вам что-то дало это участие? Олег Аккуратов: Да. Я думаю, что это вообще большой толчок в моей музыкальной карьере. Очень большой. Потому что, во-первых, меня потом все стали узнавать – везде, где бы я ни был, очень многие меня уже узнают: и в аэропорту там, где угодно, в ресторане, в баре, в клубе у Игоря Бутмана, в других клубах, даже вообще во всем мире. Это на самом деле очень хорошо. Это мне приятно. Мне очень приятно, потому что... Виктор Лошак: Скажите, помимо музыки, вот как вы воспитываете характер? Вы читаете, вы беседуете? Олег Аккуратов: Да, я очень люблю общаться. Очень люблю читать что-то. Очень люблю стихи читать. Мои самые любимые поэты – это Марина Цветаева, Анна Ахматова, Игорь Северянин. Судьба у этих поэтов – каждая вообще различная, разнообразная. Она в то же время сложная, но очень интересная. Виктор Лошак: Когда вы это говорите, я хотел бы обратить внимание, что ничего не может помешать человеку соединиться с искусством. Олег Аккуратов: Да. Виктор Лошак: Вот так вот как вы с ним соединены – с поэзией, с музыкой, с литературой. У вас библиотека? Олег Аккуратов: Конечно. Я пишу... Виктор Лошак: У вас библиотека? Олег Аккуратов: Я, конечно, все нахожу в интернете сейчас, в данный момент. Да, интернет все помогает, в интернете можно найти любую информацию: и любое стихотворение, и любую поэму, и все что угодно, все что угодно, и музыку в том числе, и картины. Виктор Лошак: А правда, что ваш феноменальный слух очень помог вам в изучении языков? Олег Аккуратов: Я до сих пор этим занимаюсь. Вот. Но самые основные языки, это были, конечно же, английский и немецкий. Немецкий был в моей школьной программе. Виктор Лошак: То есть вы, благодаря аудиокнигам и аудиоурокам все это выучили? Олег Аккуратов: И так, и по системе Брайля тоже учился: читал на английском и на немецком языках. Вот. И потом стал петь. Виктор Лошак: На языке? Олег Аккуратов: А петь потом уже стал я вообще на любых языках. Дело в том, что когда я нахожусь в какой-то стране, то я пою на языке той страны, в которой я нахожусь: то есть в Латвии я пою на латышском, в Индии я пою на хинди, в Америке, естественно, на английском, во Франции – на французском, в Италии – на итальянском, в Турции – на турецком. Виктор Лошак: Я все понял: вы улавливаете музыку языка? Олег Аккуратов: Да. Но вообще и музыку языка, и смысл песни, о чем поется в этой песне. Вот читаю переводы. И, конечно же, меня всегда приветствуют. И я всегда очень рад, то что мне хлопают люди, когда я пою на том или ином языке. Виктор Лошак: У меня к вам такой общественный вопрос. За последние годы, как мне кажется, наша страна сделала очень многое с точки зрения инклюзии, с точки зрения помощи людям, которые не видят или плохо слышат. Вы на себе это чувствуете, вот это продвижение страны в этом направлении? Олег Аккуратов: Да. Я думаю, что я, конечно же, я чувствую, как продвигается страна, как она развивается. С каждым годом все это быстрее, быстрее, быстрее идет, да. И я очень счастлив то, что это есть в нашей стране. Виктор Лошак: Вы чувствуете, что вам стало легче пойти в музей, библиотеку, в концертный зал? Что там появились какие-то приспособления для людей, ну, скажем, у которых есть недостатки в зрении? Олег Аккуратов: Ну, конечно, конечно. Я хожу, кстати, вот иногда вот в какие-то такие очень интересные библиотеки, где есть нотные системы Брайля, где очень много различных материалов, учебников по этому замечательному шрифту Брайля. Виктор Лошак: Олег, скажите, какой вы видите свою, скажем, жизнь через десять, двадцать, тридцать лет? Кем вы будете? Чего вы достигните? Олег Аккуратов: Я думаю, что я с музыкальной карьеры и не сдвинусь, потому что мне очень это нравится. И самое главное, что музыканту надо, чтобы он занимался музыкой? Это инструмент, концерты, гастроли, поездки различные, конечно же, общение с людьми, много всего читать. Виктор Лошак: Как вы считаете, в своем родном городе Ейске вы самый известный человек? Олег Аккуратов: Вы знаете, в какой-то степени да. Меня там уже многие знают, потому что я там одно время даже и работал у себя на родине, и работал я в оркестре в джазовом. Виктор Лошак: В Ейске есть свой джазовый оркестр? Олег Аккуратов: Да. В Ейске есть джазовый оркестр, да, он называется «Ейск-Биг-Бэнд». Вот я там, конечно же, какое-то время работал, потом уже оттуда ушел. Вот. А потом я стал двигаться дальше: и в Ростове играл, и все дошло наконец-таки до Москвы. Виктор Лошак: Скажите, пожалуйста, Олег, я всех спрашиваю в конце разговора о правилах жизни. У вас есть какие-то правила или правило жизни? Олег Аккуратов: Ну, они, конечно, бывают. И правило, и правила. Но мои правила – это заниматься музыкой естественно. Радовать людей своими выступлениями, своими песнями, творчеством своим. И дай Бог, чтобы они всегда слушали мою музыку и наслаждались, восхищались. И потом какие-то советы, какие-то вещи они тоже взяли себе на вооружение, вот и... Виктор Лошак: То есть вы готовы уже учить людей? Олег Аккуратов: Да. А я на самом деле и педагог. Виктор Лошак: Да? Олег Аккуратов: В какой-то степени да. Потому что я одно время работал в Ростове, преподавал – преподавал в импровизации, джазовую импровизацию у пианистов, у вокалистов. Виктор Лошак: У джазовой импровизации есть свои законы? Олег Аккуратов: Есть свои рамки и свои законы. Так же, как и везде: так же, как и в классической музыке, так же, как и в народной, и везде. Виктор Лошак: Я хотел бы закончить наш разговор, знаете чем? Сказать вам, что многие люди, которые вас узнают и познакомились с вами, покорены двумя вещами: вашей волей и вашим стремлением к музыке. Спасибо вам за это большое! Олег Аккуратов: Спасибо огромное! Счастья вам всем, удачи, низкий всем поклон! Смотрите ОТР и слушайте мою музыку. Виктор Лошак: Спасибо.