Виктор Лошак: Это «Очень личное» – программа о принципах и правилах жизни. Наш сегодняшний гость Сергей Сергеевич Жилин – джазовый пианист, руководитель симфоджаза «Фонограф». Хотелось бы поговорить с ним о том, чем масскульт отличается культуры. Сергей Сергеевич, вы когда-то назвали свой оркестр «Фонограф», фабрикой по производству музыки или даже заводом по производству музыки. А как вас называть? Вы музыкальный менеджер? Вы дирижер? Вы сами исполнитель, пианист известный. Как бы вы себя назвали? Сергей Жилин: Я в первую очередь исполнитель. И я продолжаю над этим работать, потому что пианистическое дело, как оно и было основным в моей жизни, так оно и осталось. Попутно я занимался аранжировкой, композицией. Недавно стал профессионально заниматься дирижированием. У меня очень хороший педагог – Юрий Михайлович Ткаченко и я заканчиваю Новосибирскую консерваторию по классу симфонического дирижирования. Виктор Лошак: Заканчиваете, т.е. вы сейчас учитесь? Сергей Жилин: Да, да, да. Я учусь удаленно, естественно. Мне дают задания, я их реализовываю, дирижирую и отправляю. А так я должен на выпускном экзамене дирижировать концертом Чайковского для скрипки с оркестром. Это мой любимый концерт. Я с разрешения педагога его выбрал, и мы будем готовить этот материал. А что касается менеджмента, пришлось этим заняться с самого начала, потому что, извините, все-таки в следующем году уж 40 лет оркестру, а для того, чтобы, во-первых, и создать его, это, в общем, какие-то определенные усилия административные. Но тогда, когда я создавал, я не понимал, что это такое. Мне просто очень хотелось, как и тем ребятам, с которыми мы это делали. А чтобы создать условия, при которых бы оркестр функционировал и развивался, приходится заниматься и менеджментом. Но у меня, слава богу, очень неплохая команда, которая мне во всем помогает, в том числе и в административной деятельности. Виктор Лошак: По поводу учебы: вы в нескольких интервью вспоминаете свою бабушку, которая в два с половиной года посадила вас к роялю. Сергей Жилин: Да, да. Виктор Лошак: Кем была ваша бабушка? Почему она настаивала на том, чтобы вы стали музыкантом? Сергей Жилин: Бабушке очень хотелось, потому что она была скрипачкой и пианисткой. Виктор Лошак: Ага. Профессиональной? Сергей Жилин: Да, профессиональной. Она всю жизнь занималась педагогической работой и когда появился внук, она, естественно, примеряла, так сказать, свои возможности на меня. Ну и вот, примерила. Виктор Лошак: Замечательно. Скажите, пожалуйста, где-то я прочел, что вы учились в ЦМШ, но потом вам пришлось уйти из ЦМШ. Сергей Жилин: Ну, меня ушли просто. Виктор Лошак: Вас ушли. И вы какое-то время учились на приборостроителя? Сергей Жилин: Нет, тут ситуация такая. Я, естественно, не учился, потому что мне это, в общем, по большому счету, не очень нужно было. Но какое-то время просто нужно было чем-то еще заниматься. Помимо двух вокально-инструментальных ансамблей, Театра юных москвичей, авиамодельного спорта, которым я занимался просто вот, ну, это для меня было чуть ли не второе главное дело в жизни... Виктор Лошак: Почему именно авиамодельного? Сергей Жилин: А я болел авиацией. И сейчас очень болею тоже. Я читал там книжки фантастические про космос, все вот это вот... Виктор Лошак: То есть в какой-то момент перед вами был выбор: туда идти или? Сергей Жилин: Нет, выбора прям такого не было. Хотя какое-то время была такая ситуация, когда вот эта авиация и авиамодельный спорт, который в процессе становления стал именно спортом действительно, потому что я участвовал... Виктор Лошак: И в соревнованиях, и в конце, да. Сергей Жилин: Она просто превалировала, так скажем, в жизни. Так как у меня был достаточно такой мощный багаж, задел первые пять, шесть, семь лет и еще до школы по фортепиано, и бабушка, и преподаватели, то мне этого хватало. В общем, я не очень много времени, недостаточно времени этому уделял. А мне бабушка тогда еще говорила: «Дурачок, занимайся сейчас. Потом времени не будет». Я говорю: «Как сейчас?» Когда мне надо вокально-инструментальный ансамбль, Театр юных москвичей, авиамодельный спорт и еще в футбол надо играть. А это обязательное вообще было условие. И велосипедом я еще занимался. А как? «Это сейчас нет времени, а потом-то будет полно времени», – я думал так. И выбора-то, конечно, не было, просто какое-то время эта ситуация превалировала. И соответственно, когда я приходил в школу центральную музыкальную с самолетиками, на меня смотрели, как на дурачка – единственная школа в стране для типа одаренных детей, а туда приходит какой-то одуренный, значит, и приносит модели самолетов, и тем самым вообще расхолаживает тех и так местами, с трудом собирающихся этих самых учеников. А он их вообще расхолаживает своими этими самолетами, рассказами об авиации, то, что он там запускает их и т.д. Зачем ему эта школа? Зачем ему вообще музыка? А сейчас получилось так, что из наших двух классов есть профессиональные музыканты, но в основном педагоги. Где-то, наверное, процентов 40 вообще не работают по музыке, не занимаются музыкой. А так, чтобы кто-то был солистом, у меня есть и сольные программы, я имею в виду, как пианист я выступаю, и чтобы у кого-то был там свой оркестр, такого, конечно, нет. Виктор Лошак: Сергей Сергеевич, когда вы принимаете людей в «Фонограф», вы на какие человеческие качества обращаете внимание? Сергей Жилин: В первую очередь... Виктор Лошак: ... музыкальный уровень – это понятно. Сергей Жилин: В первую очередь профессиональные. Но в момент, так сказать, тестирования, а оно у нас проходит в три, а иногда даже в четыре этапа, там параллельно с профессиональными.... Виктор Лошак: Это какой человек. Сергей Жилин: Да. Вылезают сразу и человеческие качества: ответственность, трудолюбие. Это сразу становится ясно. Виктор Лошак: Скажите, как вообще выживает «Фонограф»? Потому что вы тоже где-то в интервью сказали, что вам никто не помогает. Сергей Жилин: Никто. Виктор Лошак: Никто не помогает. Это очень странно, потому что всегда или часто у музыкантов, у музыкальных коллективов есть какие-то спонсоры. Сергей Жилин: Не было никогда никаких спонсоров. Единственно, что вот я не могу не выразить благодарность Александру Владимировичу Кибовскому, потому что в прошлом году именно он помог нам преодолеть вот эту пандемийную ситуацию. Потому что... Виктор Лошак: Уточним, что это московское управление культуры... Сергей Жилин: Да, это министр культуры Москвы, да. Он меня услышал, и он нам помог, за что ему огромная благодарность. Потому что те замечательные партнеры, которые нам предоставляли помещение в аренду, где мы, в общем-то, и по нынешнее время находимся, в период пандемии сказали: «Ребята, мы ничего не знаем». Виктор Лошак: Пандемия и отдай. Сергей Жилин: Да. Хоть полгода никто не работал, и они бы никогда бы в жизни это помещение никому бы не сдали. А я до этого, вот до начала пандемии в этом помещении находился 11 лет и 11 лет платил всегда вовремя, всегда абсолютно четко. У меня вот такой том переписки. У меня вот такой том просто переписки. Я даже дошел до министра. Виктор Лошак: А вы говорите, пианист. Сергей Жилин: Если хочешь жить – работай. Поэтому, если ты работаешь, значит, тогда все нормально, и ты можешь содержать, развивать коллектив. И самое главное, я всегда минимум 30%, иногда и до 60% доходило, я это все вкладывал в дело всегда. Видимо, такая модель она и дала, так сказать, свои результаты. Виктор Лошак: Я хотел бы вернуться к началу вашего ответа. А на что вы потратили эти тяжелые полтора года? Сергей Жилин: Во-первых, мы начали с того, что. Там была еще тоже смешная ситуация. Была же помощь от государства. Виктор Лошак: Да. Сергей Жилин: Помните, там нужно было сохранить 90% сотрудников? Виктор Лошак: Состава. Сергей Жилин: Да, состава. А у меня получилось так, что у меня работало (оформлено) 15 человек, и в начале марта заканчивался договор с одним человеком, он вообще уходил, а в конце марта от 15 человек у меня осталось 13. Значит, мне помощь-то эту выдали сначала, а потом посчитали и сказали: «У вас должно было остаться 13,5 человек, а не 13». Я говорю: «Ну, вы ж сами понимаете, 13,5 человек – глупо». Короче говоря, мне пришлось отдавать потом под конец года эту помощь, эти несчастные 12 тысяч 120 рублей, которые мне на человека выдали. Ну, а что мы делали? Начали мы с того, что мы навели во всех наших помещениях идеальный порядок. Обнаружили, кстати, вполне пригодное к использованию техническое оборудование, световое и звуковое, которое нам уже вообще не нужно, но оно давно стоит. Я вообще такой человек очень рачительный, стараюсь всегда все сберегать. И передали эту аппаратуру нашему подшефному Дому ребенка, школе-интернату в городе Рыбное. Они были очень довольны. А дальше стали работать над повышением профессионального уровня. И потом, где-то спустя полтора-два месяца после закрытия или месяц, по-моему, пошли вот эти онлайн-концерты. Виктор Лошак: Да, конечно. Сергей Жилин: И вот у меня один раз... Виктор Лошак: Все обменивались ими. Сергей Жилин: Да, да, да. У меня была аудитория, что-то 380 тысяч. Вот такое было. И еще я тогда в то время начал ходить пешком. Виктор Лошак: Просто сидеть дома – это тяжело психологически. Сергей Жилин: Ну, как бы не очень интересно. Виктор Лошак: Расскажите нам немножко о работе в программе «Голос», о той невидимой части айсберга. Потому что когда мы видим: выходит, приехавший откуда-то человек, любитель, и номер готов, то, я понимаю, что перед этим идет большая работа по тому, чтобы этот номер подготовить. Вот что мы не видим, мы зрители не видим в этой программе? Что вы делаете? Сергей Жилин: Виктор Григорьевич, все очень просто. Там очень хорошая команда, она дружная, профессиональная. И мы работаем уже больше 10 лет, получается. И что важно – не просто так это, знаете, отрабатывается, а все время что-то придумывается, все время что-то ищут новое... Виктор Лошак: Сколько вы тратите на каждый номер, чтобы он был готов для? Сергей Жилин: Я вам скажу такую вещь: когда-то в одном из «Голосов» (в шестом или в седьмом) принимал участие человек, ну, русскоязычный француз. Виктор Лошак: Да. Сергей Жилин: И вот он сказал, что там, чтобы выйти в эфир в январе, начинают готовиться с июня, с июля. У нас, значит, мы выходим в сентябре. Значит, съемки в августе со второй половины обычно идут подряд несколько дней. Перед ними две трактовые репетиции, а вот перед этими двумя трактовыми репетициями мы репетируем наши 120 произведений с участниками в течение пяти дней. А до этого мы все эти 120 произведений смотрим сами, тоже самое в течение недели. Так было вначале. А потом решили сделать так, чтобы вот в этот же август, в этот период подготовки обычного «Голоса» еще и заходил вариант подготовки «Голос 60+». Но там меньше произведений, там их 60. 60 или 70 или там... То есть в августе мы просто с утра до вечера сидим, в данном случае у себя в студии, мы работаем над этими двумя программами. Вот приблизительно... Виктор Лошак: Понятно. Вот вы нам рассказали, что оказывается есть ассортимент, такое меню, которое в одном случае составляет 120 произведений. Сергей Жилин: А сколько участников. Бывает 140. Виктор Лошак: Мне, как зрителю особенно интересно 60+. Может быть, потому, что я и сам такой. Но там как бы еще судьбы есть. Кроме собственно, песен, есть еще судьбы людей, тяжелые, разные. Это как-то отражается на работе с этими людьми? Сергей Жилин: Вы знаете, 60+, вот он самый непосредственный. Сначала был вот детский. Сначала был детский. Сначала после обычного, когда добавили детский, мы просто смотрели: какие ребята, вот они такие настоящие и т.д. Сейчас дети приходят уже подготовленные. Их уже, так сказать, муштруют, и это видно сразу. Вот мне работать с ними и вообще смотреть на них становится не так чисто, по-человечески, интересно. Они, конечно, поют там все замечательно. Но меня вот это вот... Виктор Лошак: Потому что, они уже такие обтесанные. Сергей Жилин: Мне нужна сиюминутность, мне нужна непосредственность. Мне нужно, чтобы вот сейчас создавал человек вот это искусство. Вот это самое важное – чтобы была аура, чтобы была харизма, вот это все. С детьми вот, их стали готовить конкретно, то есть шаг вправо, влево. И вот это вот зачастую видно. Но при этом все равно остаются такие, которые, знаете, такие откровенные, конечно. А вот 60+, это люди просто, конечно, феноменальные. Там бывают такие замечательные ребята! Извините, что я так называю. Они настолько естественны, настолько вот они какие-то натуральные. Они так переживают, они так хотят... Виктор Лошак: Это все видно в передаче. Сергей Жилин: Да, да, да. Они так хотят хорошо выступить. У каждого в основном, если это профессиональный исполнитель, у него большой бэкграунд всего того, что он в жизни сделал уже. Виктор Лошак: Так у них бэкграунд жизни тоже есть. Сергей Жилин: Тоже есть, то уже другое. Ну, и все, знаете, вот выходят, и они с одной стороны, конечно, каждый. Вот если кто-то вам скажет: что нет, нет, все равно участие, да, я, не хочу победить – это ерунда. Конечно, каждый хочет победить. Виктор Лошак: Вы много работаете с молодежью. Вот только что сказали, что у вас собственная студия есть. Сергей Жилин: Школа-студия, да, да. Виктор Лошак: Какой вы им рецепт успеха даете? Вот что? Сергей Жилин: А все просто: в нашей школе, в нашей студии все занимаются, начиная с верхушки. Вот и все! Знаете, у нас не учат открывать рот под фонограмму и при этом выполнять хореографические движения. Хотя сцена движения – у нас есть такое занятие. Да, хореография у нас тоже идет. У нас учат совмещать хореографию с живым пением, вот это очень важно. А есть многие школы, я не буду их называть, у моих коллег, я вижу просто: люди выходят, они просто все вместе танцуют и открывают рот под фонограмму. Зачем? Вы можете себе представить, что с детства ребенка учат чему – что он может зайти в студию, спеть хоть как-то песню. Потом ее дотянут. А потом он выйдет на телевидение, станцует эту песню, откроет рот, и это есть его будущая, так сказать, работа, занятие, профессия. Это что такое? Это что такое? Если мы вспомним, как вы сказали, откуда меня ушли... Виктор Лошак: ЦМШ, ЦМШ. Сергей Жилин: Нам в голову такое вообще не могло прийти. Мы не могли себе такого представить! Как это возможно? А тут детей этому учат. Вот, зачем? Для чего? Виктор Лошак: А вот учат для того, что в дальнейшем это нужно музыканту? Сергей Жилин: Вот эта хореография – коллективное прослушивание пластинки, я это называю? Виктор Лошак: Да, да, да. Вот это вот открывание рта. Сергей Жилин: Музыканту это не нужно. А так сказать, шоумену или шоувумен, да, конечно. Ну, почему нет? Музыканту это не нужно. Музыкант не умеет этого делать. Музыкант настоящий умеет исполнять: петь, играть и т.д., а когда его просят сделать это под фонограмму, он облажается сразу, потому что это другой опыт нужен. Виктор Лошак: Я как раз в конце хотел вас спросить, но спрошу сейчас, как разговор наш подошел. Вы такой активный борец против негативных сторон массовой культуры. Но где граница между массовой культурой и вот, скажем, тем, что делаете вы, когда вы привлекаете миллионы людей? То есть слово «массовое» относится тоже. Вы работаете, предположим, в программе «Голос», вас смотрят десятки миллионов людей – это тоже массовое. Вот где граница между одним и другим? Вот эта фонограмма может быть символ границы? Сергей Жилин: Смотрите, здесь тоже так в двух словах не ответишь. Во-первых, то, что мы делаем в программе «Голос», это не является и никогда не являлось нашей творческой целью. Мы там работаем. Это очень хорошая работа, но мы выполняем то, что необходимо для всех нас, для всей программы. Виктор Лошак: Да, понятно. Сергей Жилин: А наши творческие цели – это совсем другое. И то, что мы делаем на наших концертах, а у нас последние лет 15, практически всегда полные залы. У нас очень много разных программ, начиная с моей сольной трио «Чайковский In Jazz», квартет «Посвящение Оскару Питерсону», квинтет: Jazz Power, джаз-роковая программа, программа «Легендарные мелодии ХХ века», «Живая музыка кино», программа «Let it Beatles», программа «Фэнтези», посвященная группе «Земля и...». У нас много разных программ... Виктор Лошак: То есть и вот тут граница с массовой культурой? Сергей Жилин: И вот тут ситуация такая: мы так или иначе не являемся артистами популярного жанра. У нас в наших программах, я их специально сейчас перечислял, допустим, та же «Let it Beatles», мы это делаем по-своему, это все так или иначе, в джазовой обработке. Мы поем и там есть инструментальные и вокальные номера, но это в нашей обработке. Программа «Ритмы Нового Света» – там вообще самба. Они сами по себе зажигательные, конечно, ..., лиричные, красивые, зажигательные. Мы это подаем в виде не просто вот быстрый, медленный номер там и так далее, а мы создаем концепцию. Я пытаюсь сделать из каждого... Виктор Лошак: Продукт, продукт. Сергей Жилин: Продукт, да. Музыкальный спектакль, чтоб было начало, развитие, кульминация, окончание. И тоже самое касается, допустим, совсем джазовых программ – «Посвящение Оскару Питерсону», Jazz Power, там все инструментальное. Jazz Power – это ..., вот такой дух. И люди приходят. И потом очень многие и часто организаторы мне говорят, что приходят зрители и говорят: «Пришла (или пришел) посмотреть, ну, мало ли что». А потом: «Ой, как здорово! Я обязательно в следующий раз приду». Виктор Лошак: То есть вы их переставляете на другие рельсы? Сергей Жилин: Мы стараемся их привлечь, да, к нашей ситуации. И вот эта вот массовая культура – должна быть хорошая музыка, должно быть хорошее исполнение. А дальше человек уже сам должен выбирать, я имею в виду зритель, как это... Виктор Лошак: Кто ваши джазовые кумиры? И помните ли вы свою собственную первую джазовую пластинку, которую вы купили? Сергей Жилин: Их очень много. Я работал во Дворце пионеров на Ленинских горах, на полставки лаборантом с 16 лет и получал зарплату 40 рублей. Первую зарплату я принес маме, естественно, отдал, это святое. Она накрыла стол тогда. А вторую зарплату я всю потратил в магазине «Мелодия» на пластинки. Виктор Лошак: Ну, о каких вы мечтали? Вот что? Сергей Жилин: Первая пластинка была у меня, наверное, мне подарили пластинку концерт ... в Варшаве. Он был двойник Леонида Чижика, которого я вообще не понял в то время, потому что там уже это совсем не традиционная музыка была. Потом попалась пластинка «My Way» Раймонда Паулса, где он первым номером играл артистов эстрады ... Затем была пластинка «Ленинградский диксиленд». «Ленинградский диксиленд», если помните, это вообще один из самых ведущих коллективов нашей страны был, который в своем жанре, традиционном как бы, простеньком, легким таким, но они работали на самом высоком уровне. И вот даже на студийных записях на пластинках это было интересно слышать. И я тогда их полюбил, полюбил традиционную музыку. И первый состав он и играл вот диксиленд, т.е. я вот с этого начинал: рэгтайм, диксиленд и т.д. Кстати, есть и программа «Мир Диксиленда» тоже сейчас. Виктор Лошак: Вы наверняка бывали на родине джаза. Какое она на вас первое впечатление произвела? Музыкальное впечатление. Сергей Жилин: Вы знаете, в моей жизни был очень волнительный момент, когда вдруг мне звонят из Канады лет восемь назад, говорят: «Мы хотим вас пригласить, там туда-сюда вот с концертами». Я говорю: «Здорово». «А какие у вас программы?» Говорю: «Так у меня же есть программа «Посвящение Оскару Питерсону»». «О, – говорят, – прекрасно! А еще что?» «Чайковский», – говорю. «Давайте первое отделение Чайковский, второе – Питерсон». И мы с этой программой поехали в Канаду, и мы выступали в Монреале и в Торонто, два города. И вот когда мы там играли, для меня, конечно, это был очень волнительный момент. Я помню, вышел на первый концерт первого отделения, в общем, даже до того, что у меня дрожь была в руках какая-то. Потом успокоился. Вот, на родине Оскара Питерсона играл программу, ему же посвященную. Виктор Лошак: У вас в биографии есть один маленький концерт, это концерт с Клинтоном. Сергей Жилин: Да это не концерт! Ну, какой концерт? Да вы что. Виктор Лошак: Ну, пару номеров. Сергей Жилин: Это я дружил просто и сейчас дружу с Павлом Борисовичем Овсянниковым, и тогда мы... Виктор Лошак: Овсянников – руководитель Кремлевского оркестра. Сергей Жилин: Да, бывший руководитель Президентского оркестра. Ныне Кремлевского, а тогда был Президентский. И когда возник вопрос, что надо же Клинтона встретить, он решил, так сказать, выбрать меня. Виктор Лошак: Выбрать вас как партнера? Сергей Жилин: Как пианиста, да. Приезжаем в загородную резиденцию, естественно, за четыре часа или за три часа до. Нас встречает начальник охраны, говорит: «О, Паш, ты чего мне еще одного сотрудника привел?» Он говорит: «Да это пианист». «Да какой пианист? Ты его видел?» Ну, я же такой типа немаленький пианист. И потом такая история была, значит, что нас посадили в зоне-welcome: струнный квартет, и я сижу за роялем. Струнный квартет играет, все заходят. Мне никто не говорит, что надо играть. Я сижу. Минут 40 просидел, час. Виктор Лошак: За роялем? Сергей Жилин: Да, за роялем сижу, да. Играет струнный квартет. Работает. Значит, все прошли в основной зал приема. Я говорю: «Типа все, отработал, наверное?» Он говорит: «Не, не, не, сиди, сиди». Я говорю: «А нельзя выйти, там это?» «Нельзя, нельзя, сиди». Сижу. Где-то через 30-40, может, через какое-то время вдруг открывается дверь, быстрым шагом выходит Клинтон. По дороге хватает саксофон, который был там, подходит и говорит: «Hello, «Summertime», кей, эй». Пока я, будучи, так сказать, изучающим в школе немецкий язык, сообразил. Ну, я понимаю, конечно, такие простейшие слова, да, немножко обалдел от скорости напора всего происходящего. И думаю: «Елки-палки, в «соль» играю, в «си-бемоль» играю, в «ре». В «ля» не играю». Думаю: «Что делать?» А играть-то надо. А у меня слух абсолютный, у меня не гармонический, т.е. для меня с одной стороны, это как бы плюс, а с другой стороны, я не функционально аккордику представляю, а конкретно по названиям, к чему они относятся: «соль», «ля» и т.д., и т.п. Я думаю: «Вот это да!» И сыграл, в общем, тоже как по слуху. Думаю: «Елки-палки». А тут они, значит, все уже выходят сюда. Я так выдохнул. Он говорит: «О!» А все говорят: еще типа. ..., он говорит. «Си» – это стандартная тональность для этой темы, тут никуда не денешься. И я тут уже расслабился, с удовольствием. И он остался доволен. Виктор Лошак: А он профессиональный вообще? Сергей Жилин: Он играл, у него соответственно, саксофон звучал так, как он и должен звучать. Ну, были, конечно, ... но самое главное, что он играл, в общем-то, такие фразы правильные, нормальные, т.е. было видно, что он изучал эту ситуацию когда-то, возможно, в раннем детстве и т.д. То есть он не играл такую белиберду, он играл какими-то фразами такими. Виктор Лошак: С какого-то времени, наверное, не я один обратил внимание, вы запели. К чему это? И почему так часто вашей партнершей была Анжелика Варум? Сергей Жилин: Нет, это... Я когда вот сейчас на нашем концерте, в частности, в «Крокусе», после номера с Ларисой Долиной, я пригласил, по-моему, Саню Буйнова, Сашу. Он устроил еще больше такой беспредел, но по-своему. Долина, конечно, великолепна... Виктор Лошак: Да. Джазовая певица. Сергей Жилин: Джазовый вокал, там все. Вместе с нашей солисткой дуэт у них был еще. И потом Саня выходит и по-своему все, значит, прибивает. Там просто «на ура» все пошло. Я потом выхожу, к аудитории обращаюсь, говорю: «Ну, теперь я уже не знаю, что после этого делать? Если кого-то приглашать следующим номером вокалиста, это, значит, заранее его, так сказать... Виктор Лошак: Ну, да. Сергей Жилин: Да. И говорю: «Разве что самому спеть». Зал такой: «А-а-а!» Я говорю: «Ну, вы же понимаете, что я к этому серьезно-то не отношусь, в общем». А когда зал вот так реагирует, я обычно отвечаю: «Я еще и танцами занимаюсь». Они еще громче. И я говорю: «И это вы сегодня увидите. Но не беспокойтесь, петь я сегодня не планировал, поэтому ничего страшного не произойдет». Я не могу назвать это пением. Но мне это нравится, конечно. Но я стараюсь. И тоже, ну, у меня же школа, у меня педагоги, я занимался даже. Сейчас вот, ну, меньше занимаюсь. Вот если бы я был более усидчивым и занимался бы еще вокалом, танцами и всем остальным, то, наверное, результат был бы, конечно, получше. В свое время на четвертый или третий сезон программы «Две звезды» появилось предложение сделать такой дуэт вместе с Анжеликой Варум. Причем, как я выяснил потом, у Анжелики было три кандидатуры: Михаил Сергеевич Горбачев, Юрий Абрамович Башмет и я. Вот так. И выбор пал на меня. Виктор Лошак: Вообще набор странный! Сергей Жилин: Набор очень странный, очень странный. Я уже не уточнял, почему, но вот так вот это было. Я, видимо, был под рукой, наверное, проще всего. И десять участников: с девятью я просто работал как дирижер, музыкальный руководитель. И плюс дуэт с Анжеликой. Виктор Лошак: Понятно. Сергей Жилин: Но вот как-то мы прошли этот конкурс. Одна из «четверок» была нам поставлена Валентином Абрамовиче Юдашкиным. Он говорит: «Ну, «Девушка из Ипанемы» – хорошая песня, но шляпа у Сергея Сергеевича нехорошая. Мне не понравилась шляпа. Четыре балла». Виктор Лошак: Я думал, вы доиграете до конца, потом Анжелика идет и дирижирует оркестром. Сергей Жилин: А, нет, там первый номер был «Маэстро». И все как обычно вроде: я в яме, там играю, она поет. Она спела куплет, припев, потом я начинаю играть «соло», как у Паулса. Я его играю, играю, и ближе к концу она говорит: «Сергей Сергеевич, надо что-то спеть, а то номер не засчитают». И тут я, значит, бросаю, выхожу на сцену и начинаю петь. Виктор Лошак: Прекрасно! Сергей Жилин: Было очень смешно. Виктор Лошак: Перед тем как задать вам несколько коротких вопросов, Сергей Сергеевич, я хотел спросить: а вот мама, бабушка, они застали вашу уже такую славу, популярность, известность? Сергей Жилин: Бабушка только начала видеть уже, что у меня какие-то концерты, какой-то коллектив. Но она, будучи человеком глубоко академическим, считала, что вот это вот все то еще воспитание, понимаете, что это вот все, джаз – это все ерунда. Это: ну, куда ты, ну, что? Шопен вот! Ну, как же? А мама, конечно, застала и была на концертах. Она видела гораздо больше. Но вот прямо такого. Ну, ее уже 11 лет нет, мамы. Прямо такого вот совсем вот, когда собственные концерты в Кремле и в «Крокусе», вот это уже... Виктор Лошак: Да я даже... Сергей Жилин: Но, правда, были концерты в Доме музыки. Виктор Лошак: Даже не об этом сказал. Я сказал бы о том, что страна вас знает. Сергей Сергеича знает страна. Сергей Жилин: Ну, это вот Андрей Болтенко, замечательный человек, мы с ним подружились, главный режиссер был Первого канала. Первые «Две звезды» он делал как режиссер, и он по громкой начал в студию (причем мы общались там, Сергей, Андрей), он: «Сергей Сергеевич!», – там что-то раз. И потом это как понеслось. И теперь меня Сергей Сергеевич все зовут, понимаете. Виктор Лошак: У популярности есть изнанка? Сергей Жилин: Во-первых, у меня нет такой популярности, как у Филиппа Киркорова, и слава богу. Виктор Лошак: Ну, я думаю, что вас узнают всюду и везде. Сергей Жилин: Ну, нет, я могу нормально по улицам ходить. Виктор Лошак: Да? Сергей Жилин: Да, получается. Один раз я помню, ну, смешные всякие случаи, конечно. Я любитель чая, который не такой, как у нас с вами сегодня, а такой, который 0,75, белый чай, красный чай. Я вот за таким чаем зашел в магазин, купил. И у меня прям так нормально там было, где-то пакетов пять-шесть, наверное, я взял и на кассе расплачиваюсь. Напротив, значит: «Сергей Сергеевич, можно с вами сфотографироваться?» Я понял, что уже не отвертеться. Обычно, если вот человек еще не уверен, я вот тоже чувствую людей, там если вдруг: «Сергей Сергеевич...» «Конечно, можно сфотографироваться, но только я не Сергей Сергеевич». Я там Семен Игнатьевич или там кто-то еще такой. «Но если хотите, я с удовольствием...» «Не может быть!» Если у людей начинаются вопросы, это значит, что все, они не уверены, и им особо и не надо было. А этот, да. И я говорю: «Да, давайте, давайте, только быстро». Раз, и мы там сфотографировались. Но это редко бывает. Вы понимаете, для меня зритель важен. Мои люди это те, которые пришли в зал, в зале. Виктор Лошак: Специально к вам? Сергей Жилин: Да. Это мой зритель. А дальше я хочу по-человечески жить. Виктор Лошак: Как вы относитесь к критике? Сергей Жилин: Если она аргументирована. Только благодаря такой критике и можно совершенствоваться. Конечно, любому творческому работнику, оркестру тем более хочется, чтобы его... Виктор Лошак: Оценивали. Сергей Жилин: Оценивали, хвалили, и вот это помогает. Виктор Лошак: Да, да. Сергей Жилин: Но тут такая очень сложная ситуация. И перехвалить это плохо, и слишком загнобить, тоже это к хорошему не приведет. Но критика – это очень хорошо, это нормально, но она должна быть аргументирована. Вот: «Мне не понравилось!» – «Что плохо, ты расскажи». Вот я могу рассказать, если мне что-то не нравится или что-то плохо. Я объясню это. Потому что, знаете, я уже говорил, что я занимался там, пианизм – это основное, но я сам занимался аранжировкой, я приходил, оказывал партитуру Юрию Сергеевичу Саульскому – величайшему аранжировщику. Кстати, у него все его произведения он сам писал для оркестра, и они до сих пор звучат, там ничего не надо переделывать. Учился, работал с Юрием Ивановичем Маркиным, и по сей день мы тоже с ним созваниваемся, он мне помогает. И вот сейчас, когда приходят какие-то люди, ну, они знают, как ноты пишутся, но там дальше еще нужно много всего знать. Они начинают мне что-то там. А мне не надо, вот я не хочу этого уже слушать. Мне не надо рассказывать про «А-Бэ-Вэ-Гэ-Дэ». Ты вот пойди лучше в сад. Я уже, вот здесь меня может даже взорвать. Но «вешать лапшу» мне бесполезно, потому что я это все знаю, я это вижу, я это слышу. А если чего не знаю, я над этим работаю... Виктор Лошак: Вы говорите это к тому, что критик должен быть так подготовлен? Сергей Жилин: Конечно. Виктор Лошак: Вы вообще человек сомневающийся? Сергей Жилин: Не без этого, конечно. Но если я решил, значит, я все. Виктор Лошак: Какие у вас правила жизни? Правило одно? Сергей Жилин: Правила? Да я их себе как бы не устанавливал. Но самое главное, я считаю – это ответственность. Вообще для мужчины это ответственность. Ты должен отвечать за то, что ты делаешь. Тут есть и «вы в ответе за тех, кого приручили» – это если у тебя есть коллектив, значит, ты должен, все-таки люди тебе верят, ты должен что-то по поводу административных действий должен обеспечивать, да, все-таки какое-то существование. Люди тебе верят, ты не можешь их просто вот так вот взять и бросить. А что касается чисто профессиональной деятельности – ответственность начинается с исполнения каждой ноты. Есть там один оркестр, с которым мы работали, и я там уже все там это «а-а-а». Директор подходит, там седьмой пульт, они еще только поднимаются к... А вы что? Не мой оркестр. Они говорят: «А что? Да неважно, они там сыграют». Так вот четвертый тромбон, третий тромбон, там я не знаю, третья, четвертая валторна, шестой пульт пятых скрипок или вторые, или там все – все важно! Один человек, который будет делать что-то не то, может испортить все. И поэтому ответственность за каждую взятую ноту, за исполненную фразу произведения – это самое главное в нашей профессиональной истории. Могут быть ошибки. Но ошибка и безалаберность и наплевательское отношение – это абсолютно разные вещи. Поэтому, наверное, ответственность – это важно. Виктор Лошак: Сергей Сергеевич, я рад, что мы со зрителями узнали вас глубже. Сергей Жилин: Правда? Виктор Лошак: Да, конечно. Сергей Жилин: Получилось? Виктор Лошак: Спасибо большое. Сергей Жилин: Спасибо вам! Виктор Лошак: Спасибо вам большое за разговор. Сергей Жилин: Вам спасибо большое!