Виктор Лошак: Это «Очень личное» – программа о принципах и правилах жизни. Лекторий «Прямая речь» – одна из замечательных примет Москвы. Об этом наш разговор с его совладелицей Светланой Большаковой. Света, один мой коллега по «Коммерсанту» назвал «Прямую речь», которую вы когда-то придумали вместе с Татьяной Булыгиной, «интеллектуальной империей». Я, наверное, соглашусь с этим. Потому что я один из тех, кто участвовал в этой интеллектуальной империи как ее зритель. Потому что, как у любого занятого дедушки, у меня был день – воскресенье, и я должен был с внуком куда-то идти. И для меня было большим подспорьем то, что существовала «Прямая речь», и я мог утром в воскресенье прийти. И мы с удовольствием оба, кстати, слушали лекции, которые там для детей читали. Я хотел бы начать с того, чтоб вы вспомнили, как пришла идея «Прямой речи». Как она придумалась? С чего вы начали? Светлана Большакова: Пришла идея так, что у нас с Таней, как вы уже говорили, были дети. На тот момент еще не так много, как сейчас... Виктор Лошак: А сейчас? Светлана Большакова: Сейчас у нас на двоих восемь детей. Виктор Лошак: Ой-ой-ой! Светлана Большакова: Тогда было чуть меньше. И мы хотели сделать такой формат, чтобы взрослые, которые что-то недополучили в школе, они потом могли ходить сами, развиваться и потихонечку приводить туда детей. И чтобы, посещая наши лекции, они имели возможность потом поговорить с ними. Поэтому наш формат «Прямая речь» – детские именно лекции. Мы всегда настаиваем, что должны прийти и дети, и взрослые вместе, чтобы потом у них был повод для разговоров. Потому что самое главное – это когда говорят родители и дети друг с другом. Вот. Виктор Лошак: То есть ваши дети вам дали эту идею, по сути дела? Светлана Большакова: Да. Да. Пожалуй, так. Потом мы поняли, что людей интересует не только желтая пресса и жареные факты, а интересует нечто большее. Наши лекции по литературе стали популярными. И мы стали подтягивать разные другие темы: науку, искусство, психологию. Сейчас у нас очень большой пул лекторов. Лекции идут почти каждый день. Их можно смотреть в трансляции... Виктор Лошак: А на что вы, вот когда начинали, как форму, на что вы ориентировались? Потому что, в принципе, как человек значительно более старше вас, я могу вспомнить, что были лекции общества «Знание» в нашей стране. Лекторы разъезжались по самым разным точкам и читали. Был Политехнический институт и так далее. На что вы ориентировались, когда создавали этот формат? Светлана Большакова: Ну, вы знаете, вероятно, на это и ориентировались, в общем и целом. Я тоже видела эти записи из Политехнического и то, что в 1920-е годы XX века были вот выступления известные, когда Маяковский ездил с такими турами, можно сказать. Виктор Лошак: Ну конечно. Светлана Большакова: Ну, конечно же, этот формат мы тоже не то чтобы ориентировались, но просто он всегда был как-то в голове. И мы его возродили, можно сказать. Или придумали заново. Я не знаю, как это правильно назвать. Наверное, это продолжение. Виктор Лошак: Какой тренд в обществе вы уловили, который только появлялся? Вот мне кажется, что кроме того, что вы сейчас сказали – мне это, кстати, в голову не приходило: это продолжение диалога родителей и детей после лекций – мне кажется, что вы уловили тренд на самообразование. Светлана Большакова: Да, конечно! Очень много людей, кто к нам ходит, по возрасту учились в советских школах. Потом у них была такая жизнь, они там сразу пошли в бизнес, может быть. И сейчас они понимают, что им чего-то не хватает, что они там недополучили, учась по своей специальности. Допустим, они технари, а они хотят знать искусство, литературу. И они к нам ходят именно самообразовываться, что-то дополучать. И люди вообще хотят быть умными. Они себя за это любят. Виктор Лошак: Да. Но еще есть такая мода на гуманитарное образование. Я в «Коммерсанте» веду беседы с крупными руководителями компаний; чисто экономические беседы. И некоторые из них говорят, что у нас в компании сейчас есть место гуманитариям. Причем компании, как и «Объединенная двигателестроительная корпорация». Тут тоже есть восполнение каких-то пробелов. Светлана Большакова: Конечно. У нас, кстати, достаточное количество компаний, которые заказывают у нас именно лекции для своих сотрудников, которые хотят их очень развивать. Это такой тренд уже несколько лет как длится. Они приходят за удовольствием: за удовольствием общения с человеком, собеседником, который им нравится. У нас же еще такой формат, что можно после задать свой вопрос. Как ты ни смотри что-то в записи. Много контента хорошего. Также, как и не очень хорошего. Но достаточно и хорошего. Но у нас вот это живое общение. Это сложно заменить именно живое общение, когда ты можешь здесь и сейчас пообщаться, и получить ответ на свой вопрос. Виктор Лошак: Вот вы сейчас говорите, отвечая на вопрос, который, конечно, у всех есть: как вы конкурируете? Есть телевидение, есть YouTube, есть Telegram, где тоже есть лекции, выступления популярных людей. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Я там всегда найду то, что я хотел бы услышать из пропущенного и так далее. С кем? Кто ваш главный конкурент? Светлана Большакова: Знаете, как ни странно, если уже такими терминами, как «конкурент» говорить, то это театр. Виктор Лошак: Театр? Светлана Большакова: Да. Тем не менее, кино или театр. К нам ходят как в театр. Виктор Лошак: А телевидение? Светлана Большакова: Телевидение – это отдельно. Одно другому не мешает совершенно. Люди могут что-то посмотреть: кто-то им понравился. Потом они увидели, что этот человек выступает у нас вживую, и они идут туда. Потом они могут опять вернуться к просмотру. У нас, кстати, большой архив, где можно посмотреть то, что уже было. Иногда люди приходят на одного лектора, а потом пересмотреть его в архиве могут – выступления бывшие, которые они пропустили. Виктор Лошак: Очень интересно! Светлана Большакова: Да. Не знаю. Нет тут конкуренции, мне кажется. Виктор Лошак: Скажите, а нет ли здесь?.. Просто это мое предположение. Вы можете его подтвердить или опровергнуть. Нет ли здесь того, что люди, как показывают нам социологи, стали меньше смотреть телевидение? Это, с одной стороны. И само телевидение (это касается всех каналов) – ушло от научно-популярных программ, от таких поэтических программ, прямых между актером и зрителем. То, что есть у вас. Светлана Большакова: Да. Конечно, телевизор стали смотреть объективно меньше. С этим, мне кажется, мало кто поспорит. И да, форматы. Вот, допустим, есть всем известный – концерты, которые хранятся в Гостелерадиофонде и которые действительно это золотой фонд: те же выступления Райкина и Юрского. Ну, кстати, много он их тоже читал. Виктор Лошак: Вы являетесь монополистом на научные лекции для детей, например. Где это еще можно увидеть? Светлана Большакова: Ну, пожалуй, что нигде. У нас сейчас замечательные лекции есть научные, которые ведет Артем Оганов. Тут знаете, какая главная ценность? Вот он, ученый с мировым именем, химик-кристаллограф. И пока, допустим, ребенок, может быть, выбрав эту профессию, когда-нибудь там дойдет до общения – а тут напрямую, минуя вот эти все стадии долгие. Родитель приводит ребенка, и он получает общение с ученым, который его может действительно... У нас много таких отзывов, что: «вы знаете, сводила ребенка на лекцию, и он проникся!» А самое главное – это же вот мы никак не можем детей мотивировать, не отбивая охоту получать новое. Вот у нас именно мотивация, которую все родители очень хотят получить: вот как? Самый популярный запрос: как мотивировать? Как заставить? Как сделать так, чтоб ему было интересно? Вот как раз это и пробуждает тот самый интерес. Ну, на мой взгляд. По своим детям сужу. Виктор Лошак: Ну а кроме того, еще интересно, что это живой человек. Человека человек. Светлана Большакова: Да, да, да, да! Конечно. Вот они могут на расстоянии вытянутой руки пообщаться с таким ученым, которого они в жизни мало где могут встретить. И он уделит им столько внимания среди своей занятости. Виктор Лошак: А вот какие жанры и темы относительно возраста? Ну вот, дети, понятно, да. Но у вас же и для взрослых лекции? Светлана Большакова: Да. В общем-то, мы начинали, конечно, для взрослых. Дети потом подтянулись. Это как раз стали дети наших слушателей, которые к нам ходили-ходили, и у них уже постепенно подросли дети. И вот такой запрос появился. И вот через несколько лет мы стали делать детские. Еще говоря про детские, про искусство – Настя Четверикова замечательно у нас читает. Виктор Лошак: Вот, а где вы ее нашли? Например. Просто интересно. Светлана Большакова: Ой! Ну, как мы и все ищем: мы смотрим что-то и кто нам понравился или где-то мы услышали, мы приглашаем на встречу. И есть у нас такой формат – мы опять же зовем наших детей и говорим: «Прочитайте нам такую маленькую, на 20 минут…» Виктор Лошак: Своих детей зовете? Светлана Большакова: Да-да-да, своих. Они у нас такие... судьи, если можно это так назвать. И если детям нравится... Ну, конечно, здесь есть немного... не так все строго. Ну, мы сами смотрим, но смотрим на реакцию детей. И вот Настя пришла, и влюбились в нее все и сразу. Она удивительно живой, открытый человек, которые про искусство рассказывает так, что потом всем хочется пойти просто в музей. Не просто: «посмотрите!» Какую-то деталь найти. Вот те, знаете, такие крючочки, которые остаются. Тут же самое главное... Виктор Лошак: Ну да. Продолжить... Светлана Большакова: Да, да, да. Виктор Лошак: По сути дела, продолжить образование. Светлана Большакова: Да! Да. Что вот когда человек что-то знает... Почему многие боятся, наверное (мне так кажется), идти на концерты классической музыки? Потому что они там не были никогда, в консерватории. А вот те, кого водили с детства, вот как меня, я туда не боюсь ходить. И вот тогда мне, в детстве казалось, что это ужасно. Мне хотелось остаться дома, гулять с друзьями. А меня вот таскали в консерваторию. Но сейчас я прихожу туда, как в родной дом! Виктор Лошак: Ну, у вас же музыкальное образование? Светлана Большакова: Да. Да. Я играла на гуслях. Виктор Лошак: Вы не пытались прочесть на эту тему лекцию? Светлана Большакова: Вы знаете, я подумаю об этом. Спасибо за идею! Виктор Лошак: Ну, интересно! Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Скажите, а вот как вы ориентируетесь на темы для взрослой аудитории? Просто по популярности людей? Или вот как? Светлана Большакова: Вы знаете, у нас все идет от личности, конечно. «Прямая речь» – она скорее не про темы, а про людей, которые читают и делают темы и направления популярными. Мне кажется, после того, как стала читать у нас лекции Татьяна Черниговская, интерес к теме мозга в геометрической прогрессии возрос. Виктор Лошак: И вдруг оказалось, что мозг – это всем интересно. Светлана Большакова: Да-да-да! Мозг – это всем интересно. Все хотят его как-то, вероятно, развить. Не дать ему, наоборот, угаснуть. В общем, там очень много критериев про мозг. И все хотят... Виктор Лошак: Она была моей собеседницей. И было колоссальное количество откликов и просмотров. Светлана Большакова: Да-да. Виктор Лошак: То есть вы делаете из ученых как ученых, делаете их публичными звездами, по сути дела? Светлана Большакова: Ну, конечно, Татьяна Владимировна была звездой и до нас. Но вы знаете, было не очень просто, наверное. Она все-таки серьезный ученый. Виктор Лошак: Да. Светлана Большакова: Поэтому, чтобы людям, ну как бы призвать их пойти послушать серьезного ученого, это, наверное, было не так просто сначала. Не было такой огромной популярности на первых ее лекциях. А потом это стало, знаете, как сарафанное радио? Виктор Лошак: Ну да. Но вам же самим должно быть понятно, что она расскажет популярно это. То есть будет понятно людям. Светлана Большакова: Да. Татьяна Владимировна обладает каким-то удивительным действительно даром, я бы сказала, говорить просто о сложном. Так бы я сказала. Виктор Лошак: Да. Это так. Когда вы думаете о новых лекторах, о новых темах, вы опираетесь на какую-нибудь социологию, на работу маркетологов? Или опираетесь: вот ваши дети, ваш собственный опыт? Светлана Большакова: Вы знаете, и так и так. Конечно, в первую очередь это наш вкус. Тут же знаете, что главное, когда я кого-то зову на лекцию? Вот, допустим, вас – вот я вас встречаю где-то, и что я должна вам сказать, чтобы вы выделили полтора часа своей жизни и пошли к нам? Я должна быть настолько убеждена сама в этом, что это будет хорошо, чтоб вас убедить тоже прийти к нам. Поэтому здесь, конечно, от моего личного вкуса и от моего... заряженности этим мероприятием – то, что я уверена, что это будет хорошо. Тут никакие маркетологи не помогут. Виктор Лошак: Я сейчас подумал, что, знакомясь с человеком, вы можете определить его харизму, его, может быть, как бы культурный уровень некий. Но вы не можете определить объем его знаний, конечно. Потому что это только уже в ходе лекции. Светлана Большакова: Нет. Здесь же все-таки, у нас выступают ученые известные, с мировым именем. Поэтому. И писатели, и искусствоведы. Вот Виктория Эммануиловна Маркова, допустим. Виктор Лошак: Замечательный искусствовед. Светлана Большакова: Да-да-да. Она у нас большой цикл лекций прочитала про искусство Возрождения в целом. Она говорила, что я никогда такого не делала, чтобы не одну лекцию прочесть, а целый цикл. И это такое счастье было! Мы сами сидели. Тут один минус в моей работе, что я все вечера практически занята. Потому что я не могу пропустить свое же. Мне так интересно! Виктор Лошак: Как вы определяете объем аудитории? Вот я знаю, что вы в разных... Ну, у вас есть собственный зал в Москве, недалеко от Патриарших прудов. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Но вы иногда в зале ЦДЛ, который больше. Иногда в зале Чайковского, который еще больше. Светлана Большакова: Да. Да. Виктор Лошак: Вы просто определяете по раскрученности имени? Как? Светлана Большакова: Да. Понимаем, что некоторые мероприятия могут пройти в большом зале. Потому что еще иногда мы проводим в нашем, и не все помещаются. Виктор Лошак: Ну конечно. Обидно. Светлана Большакова: Да. Хотя у нас зал небольшой, и поэтому некоторые мероприятия мы проводим вот в большом зале, где большая сцена. В зале Чайковского Эдвард Станиславович, он же может – Радзинский, который у нас как раз выступает, как правило, в зале Чайковского – он же может вот эту всю аудиторию... Они... Виктор Лошак: Ну, он телевизионную многомиллионную аудиторию держит. Светлана Большакова: Да. Конечно. Там он выходит, и люди замирают на три часа. Он до сих пор... Вот у нас недавно было его выступление, он три часа рассказывал, не выпив ни одного глотка воды, без антракта. И не было вообще людей, которые просто... Знаете, я сижу в зале и слежу за головами иногда: ну, кто-то в телефон там иногда залезет. Тут я смотрю: все, вот он чуть в сторону – и все за ним. Он сюда рукой – и все за ним. То есть какая-то магия. Ну, конечно, не только здесь магия. Здесь колоссальные знания и умение это все рассказать. Виктор Лошак: Я когда думал о вашей работе, подумал, что она очень похожа на работу вот, скажем, журналиста, редактора. Потому что в ней огромная доля умения выстраивать отношения с людьми. Вот мой учитель – главный редактор, с которым я работал, – Егор Яковлев. У него была замечательная фраза. Она звучала так: «Автору нужно мыть ноги». Вот мне кажется, что вам тоже приходится всячески потакать, всячески как бы тем людям, чьи лекции вы хотели бы услышать у себя. Светлана Большакова: Конечно, здесь все только на личных отношениях, в общем, происходит. Потакать? Ну, я бы не назвала это слово «потакать». Просто специфика есть у каждого человека. Конечно, ее приходится учитывать. Но, как правило, это радость от общения. У нас такие все замечательные спикеры. И мы с ними, знаете, уже друзьями становимся. И со многими слушателями дружим. У нас есть те, которые ходят к нам годами. Это такой основной наш костяк. И мы с ними даже в поездки как-то ездим. Ну в какие-то свои там. Виктор Лошак: А вот у вас есть люди, которые, ну кажется, что их уже аудитория очень хорошо знает. Мой любимый друг Веня Смехов. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Никитины. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Ким. У всех были еще, по-моему, на бобинах их выступления. И тем не менее, вы их приглашаете, и они как бы собирают опять зал. В чем феномен вот этого регенерации зала? Светлана Большакова: Здесь, знаете, те, кто когда-то их слушали, они, конечно, хотят поделиться опять же со своими детьми и уже теперь даже внуками. Это ностальгия. Они помнят себя молодыми. Это отдельное удовольствие узнавания. Как вот мы включаем иногда любимые фильмы, хотим посмотреть его с детьми. Здесь то же самое. Виктор Лошак: Да. Да. Светлана Большакова: И я смотрю, что многие молодые очень подпевают. Ну, у Юлия Черсановича гораздо больше песен. Вообще феноменальное количество. И он умудряется часто на концертах все новые и новые петь. Но половину зал все равно подпевает. А у Татьяны и Сергея Никитиных, там поют хором. Люди, конечно, очень их любят. Когда мы проводим их концерты, это там... Я иногда смотрю и думаю: «Господи, люди плачут!» Это здорово. Виктор Лошак: Скажите, у вас есть ощущение, что вы, ну, не о тех, о ком мы только что говорили, но из других людей делаете звезд? Светлана Большакова: Хотелось бы так думать. Виктор Лошак: Ну а почему нет? Светлана Большакова: Ну, думаю, что да. Конечно, это есть. У нас есть спикеры, которые были звездами, опять же повторюсь, просто... Виктор Лошак: Но в своем кругу. Светлана Большакова: Да. Они не были так широко известны всем остальным. Мы, конечно, расширили их харизму и аудиторию. Виктор Лошак: Сказать, что вы нашли Кима или нашли Никитиных, или Смехова, было бы смешно. Светлана Большакова: Да-да, конечно. Да. Виктор Лошак: Вы просто дали им еще одну площадку, можно сказать. Светлана Большакова: Да-да-да. Виктор Лошак: А вот кого вы нашли сами? Кого сделали? Светлана Большакова: Ну вот, был такой, может быть, забавный случай. Я как-то пошла в гости. И там за большим столом сидели и знакомые, и незнакомые мне люди. И там была одна прекрасная женщина, которая говорила, и я не могла от нее глаз отвести. После того, как все из-за стола встали, я подошла к ней и говорю: «Вы знаете, я не знаю, кто вы, но, пожалуйста, прочитайте у нас лекции». Потом оказалось, что это директор Испанского культурного центра, знаменитый испанист Татьяна Пигарева. Она читает лекции по искусствоведению теперь у нас и водит экскурсии. Она специалист по живописи, которая в музее Прадо. И известный такой переводчик. Даже когда приезжают делегации из Испании, она, как правило, их... Виктор Лошак: Переводит? Светлана Большакова: Да. И водит их где-то. И она у нас стала читать. И это теперь на регулярной основе. Она потрясающе говорит. Очень вас зову. И обязательно в зал, чтоб вы послушали. Виктор Лошак: Спасибо! С огромным удовольствием! Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: А скажите, а вот, может быть, вопрос не очень приятный: а были ли вот такие провалы? Но ведь на провалах тоже учатся. Светлана Большакова: Конечно. Виктор Лошак: То есть не угадали? Светлана Большакова: Бывали провалы, конечно же. Когда... не буду сейчас называть имен, но человек, выступая, зажимается, что ли, и не может... вот именно... Хороший спикер, он должен зажечь публику. А тут бывало так, что не очень зажигал. Виктор Лошак: Ну да. Ну, бывает, что аудитория влияет разным образом. Светлана Большакова: Да. Да. Виктор Лошак: Скажите, пожалуйста, насколько то, что рассказывают ваши спикеры детям – ученые, историки, писатели, соотносится со школьной программой? Или это совсем необязательно? Светлана Большакова: Это совсем необязательно. Это скорее над школьной программой. Это такое расширение еще знаний, пробуждение или поддержание вот этого интереса. Что там, допустим, когда Александр Архангельский, наш известный литературовед и знаток литературы, он читает вот курсы. Мы прям по три дня делаем в конце августа погружение в русскую литературу. Как раз после школьных каникул очень важно собраться. Виктор Лошак: Вывести их из анабиоза. Светлана Большакова: Да-да-да. Да. И это правда, на это все время рвутся и взрослые тоже. Мы не препятствуем. Потому что здесь подростковый такой формат. Взрослые тоже приходят и слушают. И много учителей, которым вот важно понять, что это все не где-то когда-то там было, а они тоже были живые люди. И тот же Пушкин, тот же Достоевский – они были такими же, только гениальными. Виктор Лошак: Ну да. Это рассказ о живом человеке. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: У вас есть такие жанры, которые мне даже не совсем понятны. Например, вы устраиваете корпоративы. Светлана Большакова: Ох, корпоративы. Это слишком сложные... Виктор Лошак: Сложные, да? Светлана Большакова: Это скорее не корпоративы. Это руководители заботятся о своих... Виктор Лошак: То есть вместо корпоратива? Светлана Большакова: Да-да-да. Потому что не только певцы. А хотят еще слушать умных людей. Хотят развивать своих сотрудников. И это большой вообще отклик имеет. Ну, психологов, даже очень часто. У нас лекции по психологии есть хорошие. Виктор Лошак: А кого зовут руководители на как лекторов на корпоративы? Светлана Большакова: Ну, как мы уже говорили, сейчас очень тема мозга. Александр Каплан, Татьяна Черниговская. Зовут – это не значит, что они идут, кстати. Виктор Лошак: Конечно. Светлана Большакова: Да. Литература. Детские мероприятия. Психология. И про искусство. Виктор Лошак: А что такое ночные лекции? Что это за жанр? Мне кажется, гениальный жанр. Потому что, когда у меня жена работала в музее, они тоже открыли музей на ночь. Потому что были такие выставки, спросом пользовавшиеся. Светлана Большакова: Ночные лекции. Смотрите, особенно это летом актуально, конечно. Потому что летом все немножко позже происходит. Люди любят походить до ночи по хорошей погоде. На первую лекцию, которая в полвосьмого начинается, допустим, нет мест. Виктор Лошак: В полвосьмого вечера? Светлана Большакова: Да. И мы делаем еще одну, дополнительную. Или просто ее делаем отдельно – ночной формат. И знаете, что я заметила? Что на ночную приходят процентов 70 мужчин. Видимо, здесь что-то есть, какая-то корреляция. Они, видимо, сделали деловые свои встречи, ужины. А потом они готовы. Те, кто нас знают – да, конечно, они и с друзьями приходят. Я прям наблюдала: мужские компании. Виктор Лошак: Интересно. Многие сейчас к вам приобщились в силу того, что вы продвигаетесь. И теперь можно лекции: либо прийти, либо смотреть онлайн. Это намного расширило вашу аудиторию? Светлана Большакова: Да. Мы сейчас каждую лекцию стараемся делать... Даже не стараемся, а точно делаем в прямой трансляции. Можно посмотреть. Знаете, мы для чего это сделали? Очень много людей, которые все-таки не имеют возможности прийти в силу разных причин. Ну, это сейчас же, во время пандемии, стало популярно... Виктор Лошак: А вы это во время пандемии сделали? Светлана Большакова: Нет. Мы делали раньше. Виктор Лошак: Сделали раньше? Светлана Большакова: Да, да. Мы сделали это раньше. Виктор Лошак: Угадали. Светлана Большакова: И есть вот такие места, даже куда не доедут. И оттуда не доедут. Есть, кстати, слушатели, которые к нам прилетают. Я все время этому поражаюсь. Прилетают из других городов. И они об этом говорят. И я их так люблю за это! И мне хочется их обнять, обогреть всех. Потому что люди такое сделали. Ну, поступок. Виктор Лошак: Шаг, конечно. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Свет, ну ведь вы же этим дали... Если до этого вы имели московскую прописку и москвичей как зрителей, посетителей, друзей, я не знаю, как вы их называете, то после этого вы вошли в маленькие города. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Вы вошли в провинциальные дома. То есть сделали и этих людей тоже потребителями московской культуры? Светлана Большакова: Да-да. У нас, знаете, есть вот... Виктор Лошак: У вас есть какое-то изучение: кто смотрит? Онлайн. Светлана Большакова: Изучение впереди, конечно, еще. Вот этого исследования возможно. Но, судя по отзывам, совершенно разные люди нас смотрят: в разных и странах, и в России есть. Вот мне звонили не так давно, рассказывали историю, что есть небольшой город, где собираются люди смотреть нашу трансляцию в зале библиотеки на большом экране. Они смотрят, а потом остаются и друг с другом это все обсуждают. У них это стал такой небольшой, ну, может быть, единственный такой центр культуры. Виктор Лошак: Наше время идет к концу. Я бы хотел бы спросить, а у вас у самой есть любимый лектор и любимая лекция? Светлана Большакова: Ох, какой сложный вопрос! Виктор Лошак: Или я вас вывожу на конфликт с вашими героями? Светлана Большакова: Вы знаете, я люблю очень в моменте лекции. Каждая, которая вот будет завтра, послезавтра – мне кажется, что она будет лучшая, что она будет самая прекрасная. И я это... Я почти всегда сижу в зале. Я иногда выхожу с микрофоном. Какие-то вопросы... Виктор Лошак: То есть вы сами превращаетесь легко в зрителя? Светлана Большакова: Да. Да. Поэтому каждая новая – мне кажется, она... Нет, ну, конечно, у меня есть. Та же Черниговская. Тот же Дмитрий Юрьевич Петров, наш полиглот, который у нас много лет... Виктор Лошак: Вот замечательная тема! Светлана Большакова: Много лет у нас ведет языковые курсы те же. И читает лекции про языки. Виктор Лошак: То есть это уже в чистом виде учеба? Ну, по-моему, он по любому языку может вести курсы? Светлана Большакова: Да. У нас много. У нас сейчас даже редкие языки появились. А не так давно у нас был курс латыни... Виктор Лошак: Лекции на языках? Светлана Большакова: Нет. Курсы редких языков. Недавно у нас был вживую курс латыни. Казалось бы. Но тоже есть люди, которые пришли, и им нужна латынь. И, знаете, тоже можно все же как будто бы посмотреть в записи. Но вот общение с самим Петровым – многие вот готовы слушатели и вот именно хотят. Виктор Лошак: Слушайте, как вы его уговорили? На него спрос же колоссальный! Светлана Большакова: Ой! Мы очень давно с ним дружим и работаем. Больше 10 лет уже. Вот как-то сразу пришли, как вот к Радзинскому пришли и сразу решили раз и навсегда, что мы работаем вместе. Виктор Лошак: Потому что есть бренд и обаяние, наверно? Светлана Большакова: Наверное, и то и другое. Да. Виктор Лошак: Наверно, поэтому. Я хотел спросить, а какие новые жанры? Вы все время в поисках новых жанров. Что сейчас вы готовите? Светлана Большакова: Знаете, вот были Сергей Юрский, Александр Филипенко. Александр Ширвиндт, который, кстати, у нас тоже приходил, читал лекции. Константин Аркадьевич Райкин – он, кстати, у нас именно выступал не с поэтическими вечерами, а именно рассказывал про театр. Это удивительное тоже удовольствие – слушать, как он рассуждает о театре. И вот, возвращаясь к новым жанрам, вот были вот эти корифеи. Вениамин Борисович Смехов туда же относится, который, слава Богу, у нас часто выступает. И тоже невероятный отклик публики. И все приходят и слушают, и не по одному разу. И важно, чтобы молодые актеры тоже начинали такие делать стихотворные поэтические программы. И это вот одно из наших новых направлений, когда мы делаем спектакли в нашей «Прямой речи», тоже в небольшом зале спектакли поэтическо-музыкальные... Виктор Лошак: То есть вы становитесь маленьким театром? Светлана Большакова: Да-да-да! Ну знаете, вот есть же формат концертного исполнения. У нас тоже это все. Ну, специальная программа строится. Это не то что импровизация полная. Это продуманная программа. Виктор Лошак: Это поэтические программы? Светлана Большакова: Да. Построенные вот на нескольких авторах. Например, сейчас у нас премьера спектакля «ЦветаеваШпаликовХармс», который читают четыре прекрасных актера. И там музыка, пианино, пение. У нас там небольшое пианино даже на сцене помещается. Еще у нас новый формат – концерт-лекция, когда приходят академические музыканты. Например, Боря Андрианов, виолончелист наш. Виктор Лошак: Да, замечательный виолончелист. Светлана Большакова: Да. И он приходит и рассказывает. Он играет и рассказывает. Когда он играет только в концертном зале, зритель может только просто послушать. А здесь он может послушать то, что Боря об этом думает сам. Я ему иногда говорю: «Боря, пожалуйста, расскажи, почему вот, допустим, то, что ты играешь быстро, это проще, чем ты тянешь длинные ноты Баха?» Я говорю: «Вот это расскажи, пожалуйста, людям. Нам кажется, что вот это – какая-то ерунда. А это же самое сложное и есть». Он говорит: «Хорошо. Сейчас расскажу». Я говорю: «Почему в конце концов, виолончель должна вот так упираться?» И это «концерт-лекция» у нас называется. Виктор Лошак: Слушайте, и такая концерт-лекция о виолончели собирает зал? Светлана Большакова: Да! Это очень такой формат, где людям вот – они могут и послушать, и что-то понять. Виктор Лошак: Вы знаете, это комплимент аудитории. Светлана Большакова: Да. Виктор Лошак: Аудитория любознательная какая. Как ей важны какие-то вещи, которые она недопонимает. Светлана Большакова: У нас хорошая аудитория. Виктор Лошак: А вот я хотел бы вас спросить: замечательная была у вас лектор Басовская, историк. Светлана Большакова: Наталья Ивановна Басовская. Мы все... Виктор Лошак: Все эти годы она с вами была? Светлана Большакова: Да. Много лет она читала у нас лекции, два раза в месяц. Наталья Ивановна обладала тоже удивительным даром рассказывать про исторических персонажей так, что как будто бы она с ними общалась. Она, конечно, свое видение излагала. Но вот этот ее взгляд, этот ее рассказ были настолько потрясающими, увлекательными. На нее тоже ходили люди семьями. Виктор Лошак: А вот у таких людей, как Басовская, появляются или появлялись фан-клубы свои? Те люди, которые ходили на все ее лекции? Светлана Большакова: Да. Да. Или потом переслушивали, если они не могли, в записи. Мы как-то с ней были в Эрмитаже. Быстро-быстро зашли – у нас была лекция в Санкт-Петербурге, мы там тоже делали – и она вполголоса начала что-то рассказывать мне про картину, которая ей нравится. А рядом стояла экскурсия. И люди стали поворачиваться и говорить: «Ой! Наталья Ивановна! Наталья Ивановна!» Ее тоже вот узнавали по голосу. И вокруг нее прямо вот толпа образовалась. И ведущая экскурсии эрмитажной, она говорила: «Хорошо. Давайте прервемся, и вы насладитесь общением с Натальей Ивановной». Она очень хорошей была. У нас был цикл «Женщины в истории». У нас все это записано. Мы раньше выпускали на дисках. Потом даже на флэшках выпускали. Виктор Лошак: А книжки вы не пытаетесь выпускать? Светлана Большакова: Выпускали книжки с нашими лекциями. Виктор Лошак: С лекциями? Светлана Большакова: Да. Да. Виктор Лошак: Я в конце спрашиваю всех о правилах жизни. Светлана Большакова: Да, я задумывалась над этим вопросом. И самое, что пришло мне в голову и что действительно, наверное, правило: я отношусь доброжелательно и с радостью к каждому новому человеку в своей жизни. Виктор Лошак: Замечательное правило! А мы относимся очень доброжелательно и с огромной радостью к каждой новой лекции в «Прямой речи». Потому что «Прямая речь» стала просто прекрасной чертой лица нашего города Москвы. Спасибо большое! Светлана Большакова: Спасибо вам! Приходите. Виктор Лошак: Спасибо!