Ежегодно с 23 по 26 апреля в Российской Федерации проходят дни интеллектуальной собственности. Выбор этих дат не случаен. 23 апреля по решению ЮНЕСКО отмечается Международный день книги и авторского права. 24 – день артиста и автора. 25 – день изобретателя. А 26 апреля по решению Всемирной организации интеллектуальной собственности – Международный день интеллектуальной собственности. Известно, что первый закон об авторском праве был принят впервые в Британии 10 апреля 1710 года. Этот документ был призван защищать права авторов книг, карт и чертежей. В России же подобный закон был издан в 1830 году, а при советской власти в 1925 году был принят закон "Основы авторского права", закрепляющий права авторов на свои творения пожизненно. В современной отечественной истории Закон об авторском праве и смежных правах, подписанный президентом России, действует с 1993 года. Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения между автором и государством, автором и обществом – это острая необходимость, возникшая в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. И большинство российских деятелей справедливо рассматривают его в качестве особого института. Александр Клевицкий: Сегодня все стали грамотные и все понимают, что существует закон. А раз закон существует, его нужно исполнять. Вот и все. Александр Леонидович Клевицкий, вице-президент авторского совета Российского авторского общества, художественный руководитель и главный дирижер академического большого концертного оркестра имени Юлия Силантьева Российского государственного телерадиоцентра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, композитор, аранжировщик, продюсер. Член правления Союза московских композиторов. Александр Клевицкий: Авторское право в России уже охраняется более 130 лет. Мало кто об этом знает. И первое правовое общество, которое охраняло права авторов того времени, создал великий Александр Островский, правопреемником которого потом была великая, я считаю, организация в Советском Союзе, которая называлась ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам). Это было именно агентство. И оно защищало тогда… практически все виды литературы и искусства попадали под охрану этим огромным агентством, потому что отделения ВААП существовали во многих регионах Советского Союза. И очень много отделений было за рубежом в разных странах, естественно, капиталистических. Я уж не говорю про соцлагерь тогда. Шло время. На сломе эпохи ВААП перестал существовать, стал преобразовываться. И были разные названия. Было такое название – РАИС (Российское агентство интеллектуальной собственности). Я не помню всех названий. Но в итоге после всех перипетий эта организация стала называться Российское авторское общество. В новое время авторское право в нашей стране по-настоящему стало охраняться с 1973 года. Сегодня Российское авторское общество – это организация, охраняющая авторское право на коллективной основе. Это значит, что эта организация аккредитовывается государством, то есть Российское авторское общество получает аккредитацию на энное количество лет. Я знаю, что Российское авторское общество получило аккредитацию на 10 лет. Авторы, подписывая договор с РАО, поручают этой организации охранять свое право и получать роялти за использование произведений. Поэтому когда какая-то организация, например, телевидение, радио обращается иногда к автору, чтобы автор разрешил использовать свое произведение, если автор – член Российского авторского общества, он сам не может уже этого делать, если у него подписан договор с Российским авторским обществом. А Российское авторское общество имеет право выдать лицензию той заинтересованной организации, которая будет использовать дальше контент, то есть произведение данного автора или других каких-то авторов. И это называется именно "на коллективной основе". То есть когда практически все авторы отдают свое авторское право в управление. РАО (Российское авторское общество) сегодня тоже имеет отделения в очень многих регионах России. У Российского авторского общества подписаны договоры с очень многими зарубежными, я не помню число, но больше 150 – это точно, с самыми известными обществами по охране интеллектуальной собственности за рубежом. Существует в мире такая всемирная организация, которая называется СИЗАК. РАО – член этой организации, в которую входят все самые известные организации по охране интеллектуальной собственности. Это очень почетно – быть членом этой международной организации. Эта организация собирает своих членов, представителей. Как правило, это первые лица этих организаций. И принимаются какие-то решения. Главная цель – это собрать авторское вознаграждение и распределить его авторам. Авторское вознаграждение – это совершенно непостоянная величина. Дело все в том, что от чего зависит величина авторского вознаграждения. От тех произведений, которые написал автор, и организаций, если идет речь о музыке, от тех исполнителей, которые используют это произведение. В результате этого пользователи произведений автора продают билеты, например, на концерты, исполнители, редакторы на площадках создают так называемый плейлист, в котором указано название произведения, имя композитора, поэта, если это какое-то вокальное сочинение. И в зависимости еще от жанра, в котором написано данное сочинение, согласно ставкам, которые принимаются авторским советом Российского авторского общества, автору потом выплачивается авторский гонорар, из которого вычитается подоходный налог и вычитается комиссия, которую РАО оставляет себе на содержание своего аппарата. У РАО очень мощная сегодня компьютерная техника, которая обрабатывает все эти плейлисты так называемые. В прошлом называлось "рапортичка". Это все очень прозрачно. И автор может поинтересоваться. Потому что РАО высылает по электронной почте таблички, где по каждому произведению написано, где исполнялось, хронометраж этого произведения и сколько там копеечек или рублей автор за это получит. То же самое происходит, если произведение автора исполняется за рубежом. Собирают деньги для иностранцев здесь и отсылают им туда. А, естественно, зарубежные общества собирают деньги там и пересылают эти деньги сюда нашим авторам. Вот идет такой денежный обмен. Нет такой организации, которая не должна была бы, если она использует произведения автора, выплатить эти роялти, которые принадлежат автору. Приходится иногда им объяснять. РАО работает над этим. Отели. К ним приходит представитель РАО, говорит: вот у вас в лифтах звучит музыка. Они говорят: эта музыка звучит, мало… - Нет, если музыка звучит, то вы должны платить за эту музыку, потому что эту музыку кто-то создал. Этот кто-то должен получить деньги за то, чтобы ему жить и сочинять новую музыку, которая будет через 5 лет звучать в ваших лифтах. И все это должны понимать. Но если вы выключите музыку в лифтах, тогда вы не должны платить. Как только вы ее включили… Или бывает, что в ресторанах звучит музыка, просто стоит радиоприемник и звучит музыка. Ресторан должен платить деньги за это обязательно, потому что это общественное место, в котором люди едят и получают одновременно удовольствие от прослушанной музыки. Поэтому ресторан тоже должен платить за это деньги. При советской власти рестораны выплачивали… Их было достаточно большое количество. И если вы помните, в ресторанах играли живые музыканты в основном. И композиторы и поэты, которые писали песни, и эти песни становились популярными, зарабатывали очень-очень большие деньги за использование этой музыки, которую они играли в ресторанах. И композиторы-песенники жили тогда очень-очень безбедно. Это при советской власти были достаточно обеспеченные люди. Сегодня, к сожалению, композиторы подчас живут не очень богато, особенно композиторы, работающие в академическом жанре. Да и, к сожалению, сегодня и песенники тоже не очень хорошо живут, за исключением буквально небольшого количества известных авторов, которые получают достаточно большие деньги, остальные живут весьма скромно. Поэтому РАО старается выплачивать деньги ежемесячно, потому что практически все зарубежные общества выплачивают деньги раз в год, а как максимум – раз в полгода. И только РАО выплачивает это ежемесячно, понимая ситуацию сегодня и в нашей стране. Сегодня музыкант, композитор – это не очень хлебная профессия по сравнению с тем, как мы жили когда-то при советской власти. У нас авторское право автора охраняется 70 лет после его смерти. Соответственно, по закону все это по наследству переходит его родственникам. И родственники имеют право 70 лет после смерти автора еще получать роялти за созданные произведения авторам, после чего произведение считается неохраняемым. Могу вам привести живой пример. Сейчас в популярной музыке очень стал популярен такой стиль, как электросвинг. Сразу догадался. Дело все в том, что там используется музыка примерно 1920-1930-х годов. Значит, авторы, которые создали это произведение, уже 70 лет прошло после их смерти. И сейчас можно спокойно брать, понимая, что ты не попадешь ни на какие выплаты кому-то и так далее, использовать эти произведения. Также не охраняются произведения, созданные  Чайковским, Балакиревым, "Могучей кучкой" – всех наших знаменитых и любимых нами классиков, которые жили в XIX веке. Дело все в том, что существует такое понятие, как переделка. Переделка аранжировки, оригинальной, то, что написал автор, чтоб можно было в нее вторгнуться… Особенно наши современные диджеи все то, что в популярной музыке, любят что-то свое создать. Вот это можно делать только с неохраняемыми произведениями. Или с произведениями, написанными самим собой. У интеллектуальной собственности существует несколько видов. Существует непосредственно авторское право, то есть это право автора на те произведения, которые он создал. И если он заключил с Российским авторским обществом договор, то РАО по этому договору обязуется охранять эти сочинения, защищать, если вдруг кто-то посягнул и незаконно использует это произведение. РАО может помочь в плане плагиата. Если кто-то своровал чужую мелодию, то РАО будет защищать своего автора, если автор увидит, что в его сочинение кто-то вторгся, забрал, присвоил себе чужую мелодию или чужие стихи, и так далее, и так далее. Существуют другие виды интеллектуальной собственности. Ученые в "Роспатенте" регистрируют свои изобретения. Это тоже всегда было. И сегодня есть так называемые смежные права, которые должны защищаться. Это право владельцев фонограмм, дирижеров, право продюсеров, право артистов, которые выступают на сцене. Они тоже подлежат охране, их оригинальное непосредственное исполнение. Существует отдельная организация по защите художников, то есть защита произведений изобразительного искусства. Дело все в том, что сегодня все это регулируется законом. Когда-то существовал закон, который так и назывался – закон об авторском и смежном праве. Потом было постановление, по которому, насколько я даже сейчас помню, что этим занимался Дмитрий Анатольевич Медведев. Он занимался четвертой частью ГК – Гражданского кодекса России. И вот там очень подробно прописано авторское и смежное право. Это практический закон, по которому должны жить все – и те, кто создает контент, и те, кто пользуется этим контентом. Просто так взять сегодня бесплатно – это возможно только с согласия автора, или есть произведения, созданные автором, по которым есть специальные постановления, например, гимн России. Или, я помню, на авторском совете рассмотрен вопрос об использовании футбольного марша, который всегда звучит перед началом всех футбольных матчей. То есть иногда бывают такие исключения, на которые издаются особые специальные указы или подзаконные акты. В РАО входит уже на сегодняшний день где-то около 30 000 авторов. Это достаточно приличное количество людей, создающих контент. И это, конечно, совершенно не обязательно популярные или известные авторы. Любой автор имеет право обратиться в Российское авторское общество, но, как правило, люди сами понимают, что просто так туда не придешь. Не в том смысле, прийти то можно и можно даже стать членом этой организации, но каждый автор должен понимать и, естественно, знает о том, что обработка произведения любого автора в Российском авторском обществе стоит денег. Это не бесплатная вещь. Это достаточно дорогостоящая штука. И, тем не менее, очень большая волна прихода авторов в РАО с заключением договора и самые известные выдающиеся авторы, конечно, находятся в Российском авторском обществе. То есть практически все известные композиторы, поэты, те, кто создают и киномузыку, и эстрадную музыку, и те, кто работают в академическом жанре, они, конечно, в основном все члены Российского авторского общества. У нас нет просто более крупной организации с одной стороны. С другой стороны, государственная аккредитация сегодня есть только у Российского авторского общества. Да, сегодня существует институт издателей. То есть издательства – это организации, которые созданы для того, чтобы тоже охранять и собирать деньги за их использование. Но, как правило, у издателей сегодня меньше контента, меньше авторов. И, потом, на сегодняшний день издатели выплачивают, большую долю себе оставляют. То есть, как правило, когда заключаешь договор с издательством, если РАО – это общественная организация, то издательство – это уже собственный бизнес. И, конечно, любой бизнесмен заинтересован заработать в первую очередь для себя. Поэтому бывают случаи, когда молодые, но талантливые подписывают такие немножко, может быть, не кабальные, но не очень для себя выгодные договоры с этими издательствами, потому что издатель – это уже капиталист, простите. Я пока не встречал в нашей стране такие издательства, но, может быть, я надеюсь, они когда-нибудь появятся. На Западе они этот путь давно прошли. Кто такой издатель? Издатель – это в принципе, если у артиста существует продюсер, то у автора существуют издатели. То есть в принципе правильный издатель, на мой взгляд, должен вложить деньги в автора, вырастить его и потом уже собирать. У нас сегодня пока получается только в основном собирать. Понимаете? Как-то так получилось, что я очень давно, я вступил в ВААП еще при советской власти, я музыку начал сочинять очень поздно. И я сочинил какую-то песню. У меня была удача. Эту песню спел Иосиф Давыдович Кобзон. И я почему-то посчитал тогда, что "ну все". Почему-то мне казалось, что эта песня должна быть очень популярная. Мне так казалось. Этого в жизни не произошло, но я сразу побежал тогда в ВААП и зарегистрировал это свое сочинение. И поэтому я уже свыше 30 лет нахожусь просто как член этой организации. И когда-то, уже в конце 1980-х – начале 1990-х, поскольку я работал очень много лет в Союзе композиторов, а все такие организации, особенно Союз композиторов, был неразрывно связан с ВААП и с Российским авторским обществом. Я там не был еще даже членом союза тогда. У меня были какие-то неплохие организаторские задатки. Я организовывал фестивали. Кому-то, может быть, это понравилось. Меня пригласили в РАО, и тогда я вошел сначала в ревизионную комиссию, потом я через какое-то количество лет стал заместителем председателя ревизионной комиссии, потом был председателем ревизионной комиссии, потом меня включили и выбрали в авторский совет. Потом в авторском совете через какое-то время меня выбрали вице-президентом. Прошли годы. И, вы знаете, когда-то, еще на сломе эпох, в ВААПе и уже потом в РАО были очень заинтересованы американцы. А у американцев очень сильно развита вот эта наука, которая у них называется copyright. То есть у нас это авторское право, у них copyright, охрана интеллектуальной собственности и так далее. И я в составе делегации, еще там было несколько наших известных авторов, мы ездили. И они нас обучали. Это целая наука, вот этот copyright, авторское право – это очень интересно. И с тех пор это не профессия, конечно, для меня. Потому что я музыкант и все. Но что-то я в этом чуть-чуть, наверное, понимаю чуть больше, чем какие-то музыканты, которые этим просто никогда не занимались. Хотя я вам должен сказать, что сегодня все музыканты становятся очень грамотными, многие тоже это изучают. И это мне очень нравится, эта тенденция, что становится много грамотных, просто юридических грамотных музыкантов, продюсеров, которые уже знают основные направления и основные законы авторского права. Я человек не склочный, не скандальный. Но иногда бывает обидно. Я когда-то написал к первой церемонии вручения телевизионной премии "ТЭФИ" гимн. И я им очень гордился, потому что у меня получилась такая четырехчастная форма, с огромным хором, с капеллой мальчиков, с солисткой. В общем, такое серьезное сочинение, которое исполнялось в конце… Тогда Академию телевидения возглавлял Владимир Владимирович Познер. Я чувствовал, что мне очень нравилось это призвание, это было действительно такое серьезное. Потом на каком-то этапе я по просьбе устроителей переделал аранжировку. Она была абсолютно а-капельной. То есть были разные варианты этого гимна. Тогда церемония всегда транслировалась на Первом канале с указанием автора и так далее. И вдруг когда-то церемонию показывали по какому-то дециметровому каналу, не буду говорить, какому. И я в титрах не увидел своей фамилии, а увидел другую фамилию. Я сразу обратился в РАО. Юристы РАО написали претензию. И этот канал меня удовлетворил материально. Это было неплохое подспорье, я могу сказать честно. Хотя я не сторонник каких-то склок. Должно быть все по закону. Это очень нужная вещь – авторское право. Потому что от собираемости денег для авторов автор будет себя лучше чувствовать. Он будет материально оснащен, ему будет на что купить себе еды и одежды, и он будет создавать более хорошие сочинения. Есть такое поверье, что автор должен быть немножко голоден, чтобы создавать. Но, поверьте, в наше время это уже не работает. Сегодня все-таки автор должен быть мобилен, сегодня много компьютерных программ, которые помогают автору в создании сочинения в любом жанре. И у писателей, и у поэтов, и у композиторов эти компьютерные программы, которые стоят денег, и немалых. Поэтому от собираемости авторского вознаграждения зависит благополучие того или иного автора. Поэтому призываю всех пользователей, всех тех, кто пользуется плодами нашего творчества, быть повнимательнее, а мы вас постараемся, конечно, только радовать своими произведениями, которые, мы надеемся, будут звучать в просторах нашей родины и за ее рубежами.