Александр Ширвиндт: С друзьями работать труднее, чем с недругами, но интереснее
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/aleksandr-shirvindt-s-15497.html 9
июня отмечают всемирный праздник – Международный день друзей. Хотя история
умалчивает, кем и когда этот неофициальный праздник был учреждён, это не лишает
его популярности. Ещё с детства человек остро понимает, как важны и необходимы
для него друзья. Ведь дружба – это бескорыстные отношения между людьми, которые
строятся на взаимной симпатии, схожести интересов, взаимовыручке, честности,
доверии, искренности и терпении. И возможно, что этот праздник для кого-то
станет отличным поводом, чтобы вновь спустя какое-то время позвонить или
написать старым добрым друзьям, потом собраться шумной дружной компанией и
поделиться хорошими новостями и приятными воспоминаниями.
Александр
Ширвиндт: Если здесь говорить о том, что такое дружба и зачем
она, то она всё-таки подразумевает под собой какой-то элемент истины и
искренности. Когда это не подкреплено ничем: ни страстью, ни деньгами и так
далее, и так далее. Поэтому в этом смысле дружба очень выигрывает по сравнению с
другими чувствами.
Александр Ширвиндт, народный артист РСФСР, художественный руководитель
Московского академического театра сатиры. В его послужном списке около 40
фильмов и роли в нескольких десятках спектаклей, большую часть которых он
сыграл на сцене Московского театра сатиры.
Александр
Ширвиндт: Друзей много не бывает. Приобретаются они только тогда.
Всё остальное, чем дальше живёшь, тем меньше приобретается друзей. Связи,
знакомства, удивления – что угодно. Но друзья – это оттуда, эмбриональное. Со
школы. У нас удивительная школа. Это знаменитая была школа - 110-я московская
школа. А мы-то учились в раздельной школе, без девочек. Поэтому дружба там была
чисто мужская. И, как ни странно, окончил я школу в 1952 году, это уже даже
нельзя высчитать. До сих пор там были традиционные сборы. Раньше это было очень
модно: каждый год одноклассники встречались. Только наши старики, у нас такой страшный
фанат, слава богу, живой, он каждый год нас собирал и снимал, фотографировал. И
каждый год в ноябре собирался этот класс и до сих пор собирается.
Или мы в ресторане, или где-то там. И этот Гундарев,
этот фанат, начинал снимать на такой маленький фотоаппарат ФЭД. До сих пор на
него снимает ностальгически. При нынешней аппаратуре он приходит с этой несчастной
мыльницей и щёлкает.
И он в этом кабаке, куда мы собираемся, развешивает по
стенам эти встречи. Это начинается с какого-то третьего класса. А последний сбор был в Доме актёра, я собирал в кабинете – 6 человек. Не потому что 6 остались в живых. Кое-кто
ещё остался. Но кто-то не может уже дойти, кто-то там, из Америки звонил
Серёжка Хрущёв. Мы с ним в одном классе учились. Генка Курский, Смелянский –
это ребята, которые звонили из Америки, из разных точек в этот день вечером,
зная, что это святое. Это дружба.
Но этот портрет, эта галерея, я не знаю, кто будет
последний один сидеть, может быть, сам фотограф, но это ужас. Тем не менее, это
дружба. Но и потом, тоже в те молодые времена, появились друзья, которые проверены
временем, а не случаем. Появился тогда Державин, хотя он молодой, а я старый,
он на 2 года меня младше. Мне было лет 8-10. Считай, мы дружим 72 года. Как
можно друг другу осточертеть. Тем не менее, удержались в этой дружбе только
потому, что с ним невозможно поссориться. Он антиконфликтный. На грани
беспринципности. Но нет, у него принципы какие-то есть. Но я-то зануда, потом
сейчас я у него начальник ещё 16 лет. И всё равно никак нельзя уцепить на
конфликты – линяет. Поэтому это большой залог долголетия.
Что осталось? С Марком Захаровым мы видимся довольно
регулярно. Ещё держимся за это. Эльдар Рязанов жив, слава Богу, тьфу-тьфу. Это
та компашка. Всё остальное – необходимость, застолья, Дом актёра, капустники,
театр, кино. Тогда не было этого определения – тусовки. А дружба – это такой
небольшой… С Люсей Гурченко мы дружили очень долго. При её характере и всё
такое. Принцип долголетия с ней был в чём? Во-первых, я никогда с ней не жил. У
нас не было ни романа, ни флирта, ни безумной случайной ночи никогда. Это тоже
очень продлевает взаимоотношения. Потом я при Гурченко всю жизнь был, как
Державин при мне: что бы ни заводила, я всегда "да, да, пожалуйста".
Мы с ней снимались в кинофильме "Аплодисменты" на "Ленфильме".
Я играл её бывшего мужа… Она говорит: слушай, надо зубы тебе вставить. Он же
пижон. Пусть будет голливудская иллюзия. Надо вставить. – Как? – Вот есть такие
на Мосфильме умельцы, они делают голливудскую челюсть. И я: да Люся… Я попёрся.
Это было тысячу лет назад. Меня там положили в бутафорско-гримёрном цехе,
пришли какие-то бандиты, мне залили пасть цементом. Они не стоматологи. Я чуть
не умер. Потом вырвали это, сделали мне челюсть. И я приехал, вставив это, у
меня совершенно белая огромная лошадиная челюсть. - Ты этого хотела, на! – Шикарно!
– Я понимаю, что это шикарно, но я ни одного слова сказать не могу. И не надо
ничего говорить. Таких примеров я мог привести бы тысячу.
С друзьями работать труднее, чем с недругами. Потому что
какой-то внутренний стопор существует, очень хорошо знаем друг друга, поэтому
работать трудно. Хотя приходится. Но когда очень хорошо знаешь друг друга, то
на сцене или в кадре это всегда немножко начинает тормозить знание, когда
совершенно неожиданно, то и глаз открывается другой.
А когда, пусть самый талантливый партнёр типа Гурченко
или Миронова, всё равно, так как это хорошо знакомо, нет откровения. Какой-то
совершенно милый сопливый взволнованный мальчик как партнёр может
заинтересовать, глаз открывается. А так вообще с друзьями работать интересно,
потому что можно что-то придумать.
Александр Ширвиндт: С друзьями работать труднее, чем с недругами, но интереснее