Весна – пора перемен, всевозможных сюрпризов и невероятных открытий. Неслучайно именно в мае Москва встречает звезд мирового балета на прославленном фестивале "Benois de la Danse". Остается чуть более месяца до объявления победителей этого самого престижного мирового турнира. Неслучайно "Benois de la Danse" сравнивают с "Оскаром": по сути это и есть настоящий балетный "Оскар", премия, присуждаемая лучшим профессиональным танцовщикам мира. Среди лауреатов этого приза в разные годы были самые яркие звезды мирового балета: Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Изабель Герен, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Фарух Рузиматов, Владимир Малахов, Начо Дуато, Алисия Алонсо, Ролан Пети, Пьер Лакотт, Морис Бежар и многие другие. Кандидатуры определяет специальное жюри, в состав которого входят авторитетные профессионалы мирового балетного сообщества. Состав жюри меняется ежегодно и не повторяется никогда, за исключением его председателя – выдающегося хореографа Юрия Григоровича. В 2015 году на фестивале "Benois de la Danse" в составе жюри Россию будет представлять прославленный танцовщик Большого театра Александр Ветров. Александр Ветров: Конкурс "Benois de la Danse" – это очень престижное, очень значимое событие в балетном мире, потому что это на весь мир, это действительно слава, и в нем как всегда участвуют, в общем-то, и молодые артисты, и знаменитые танцовщики. То есть это приз за какой-то вклад в искусство, за актерскую роль, за создание неординарного художественного произведения, как балетмейстеры, например, участвуют, что-то новое. Или наоборот: когда танцовщики как исполнители идут – можно в новом произведении, может очень удачный ввод в старом произведении. Такой необычный статус у этого конкурса. Но это всегда интересно, потому что всегда съезжаются со всего мира и балетмейстеры, и ведущие танцовщики, и молодые артисты балеты, и знаменитые, и звезды, потому что масса звезд, если вы посмотрите афишу прошлых лет, участвовали в этом конкурсе и получали награды. И в том числе танцовщики и Большого театра, и по всему миру. Это очень престижная награда. Александр Ветров – выдающийся российский танцовщик, солист балета Большого театра, прославленный балетмейстер и репетитор, народный артист России. В 1979 году окончил Московское хореографическое училище по классу профессора Петра Пестова. На протяжении 20 лет являлся ведущим солистом Большого театра. С 1997 года в течение 15 лет работал по приглашению в Соединенных Штатах Америки, где продолжал танцевать, ставить оригинальные балеты и осуществлять редакции нескольких классических постановок. С 2011 года – балетмейстер-репетитор Большого театра. В 2015 году представляет Россию в составе членов жюри международной премии "Benois de la Danse". Александр Ветров: В принципе можно даже сравнить этот конкурс с таким "Оскаром" в балетном мире. Потому что здесь есть номинации за лучшую хореографию, за лучшую сценографию, лучший художественный замысел спектакля, лучший танцовщик или лучшая танцовщица. То есть все самое лучшее здесь собрано. Принцип участия в этом конкурсе среди балетмейстеров таков: мы отслеживаем работы, которые были сделаны в прошедшем году. Только в прошедшем году. Все то новое, что было сделано, замечено критикой и заслуживает внимания. Как среди балетмейстеров, так и среди танцовщиков тоже. Если человек в первый раз станцевал в течение этого года какую-то партию и в ней выступил настолько великолепно, что заслуживает внимания его кандидатура, то она тоже выдвигается на этот знаменитый приз. Жюри всегда интернациональное, всегда это представители лучших театров и трупп мира. Но каждый раз - разные. Председателем конкурса бессменно является Юрий Николаевич Григорович. Естественно, незаменимая фигура в балетном мире. Россию в балетном мире делает лидером ее великолепная балетная школа. Это, конечно, колоссальный уровень, потому что так, как это устроено в России, пожалуй, не устроено нигде в мире. Может быть, во Франции, других ведущих странах есть. В Америке нет. Это все школы такие достаточно частного характера, где люди занимаются по вечерам. И образование, которое получают – это достаточно средний уровень. Конечно, способные талантливые люди есть везде. Поэтому и там вырастают звезды. Русская балетная школа позволяет танцовщику танцевать все. Потому что наши артисты в театре танцуют и классику великолепно, и модерновый репертуар тоже. То есть любой балетмейстер приезжает, начинает показывать, в начале хореографический язык кажется сложным, может быть, труднодоступным, но потом это проходит, и все равно наши всегда оказываются на высоте. Это отличительная черта. А запад – они, конечно, великолепно танцуют модерн, потому что они на этом сидят. И сейчас в театрах, можно сказать, классики не найдешь, днем с огнем, это и дорогостоящая продукция, понимаете, можно сказать, штучная. Но классику мы танцуем лучше. Это всегда было. Это приятно. Я горжусь этим. На западе есть часть русской школы, потому что масса людей уехали, как я, они открывают свои небольшие частные школы. Неважно, есть диплом, нет диплома – начинают учить. Потому что иной раз это дает хорошие результаты, потому что это наша школа, люди выучены в России и передают этот опыт, конечно. Но там люди занимаются, поскольку это на коммерческой основе, в общем-то, как могут платить, так и занимаются. Конечно, я знаю многих русских педагогов, если они видят, что талантливый ребенок, а у родителей нет средств платить, многие люди, как говорится, делают ему какие-то типа стипендии. Это всегда такое отношение. Если видишь талантливого ребенка, хочется ему помочь. Конечно, балет изменился за эти годы. Во-первых, колоссально вырос исполнительский уровень. То, что сейчас люди технически делают, в нашем поколении были единицы, которые такое делали… и чистота танца, и все. С точки зрения вообще развития балета, конечно, в основном сейчас идет преимущество современных балетов. И они более нравятся, может быть, современному зрителю. Но, несмотря на это, в Большом театре, как только идет классический спектакль или спектакль Юрия Николаевича – это всегда аншлаги. А про модерновые спектакли… я не могу сказать, что это из-за того, что у нас зритель такой… Мне кажется, просто более искушенный, потому что эти классические спектакли жили, живут и будут жить долго. В отличие от модерновых спектаклей, очень редко получаются такие шедевры, которые хочется и хочется смотреть каждый год. Я рад, что вернулся, потому что работа в театре, хоть у меня ее и очень много, но она очень интересная, творческая, с интересными людьми, великолепной совершенно способности труппы сейчас, уровень в труппе просто сумасшедший. И интересные актеры. С ними хочется работать хочется им отдавать. Потому что это наши актеры, мой Большой театр, в котором я вырос. И лучше я, наверное, буду чем-то отдавать здесь, чем на Западе. Все очень усталые, потому что мы работаем очень много, и работаем все больше и больше количество спектаклей. И поездки. Не успеваем вернуться – как следующую программу. В наше время не было такого чудовищного графика. Поскольку я русский человек, я работаю в России, в своей стране, в своем городе, в своем театре, конечно, мне хотелось бы, чтобы победителями были наши – артисты нашего театра, которые, несомненно, будут выдвинуты. Я сейчас пока не буду говорить, кто, но это моя тайная надежда. Надеюсь, она сбудется.