Отец Кирилл Горбунов: Возможность снова пережить Рождество, когда оно наступает у христиан другого исповедания – это особая благодать и особая радость, которая нам дана

Гости
Кирилл Горбунов
генеральный Викарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве

25 декабря католики всего мира отмечают Рождество. Подарки, рождественский вертеп, традиционные семейные обеды и ужины – все это неотъемлемые атрибуты самого любимого католического праздника. В Ватикане, сердце католичества, по традиции рождественская служба состоялась в Соборе Святого Петра. Там собрались сотни верующих и священнослужителей. Литургию возглавил Папа Римский Франциск. Он поздравил католиков всего мира и произнес традиционное рождественское послание граду и миру.

В Москве праздник Святого Рождества отмечают в самом красивом костеле города – Кафедральном соборе непорочного зачатия на Малой Грузинской улице. Здесь не изменяют традициям. В начале службы настоятель прихода положил в ясли фигурку младенца Иисуса, после чего настоящая Вифлеемская звезда с помощью салютов и фейерверков зажглась и в московском небе.

Кирилл Горбунов: Весь общий настрой рождественской литургии, молитв, которые читаются, поются в Рождество, задают один момент этого Рождества. Это когда ангелы являются пастухам и сообщают им о рождении младенца Христа. И вот тогда звучит эта ангельская песнь: "Слава в вышних Богу и на земле мир, людям его благоволение". То есть вот это прославление Бога, который дает свое благо, свою любовь, свою милость человеку. Вот это соединение божественного и человеческого, которое происходит в Рождество буквально физически. Не просто на каком-то моральном, нравственном, духовном уровне, а совершенно реально – это соединяется в этом крошечном новорожденном младенце.

Отец Кирилл Горбунов, католический священник, директор информационной службы Римско-католической архиепархии Божьей матери в Москве. Рукоположен в пресвитеры архиепископом Паоло Пецци.

Кирилл Горбунов: Для христиан всех конфессий исповедание в Рождество – это второй по чести праздник после Пасхи. То есть это тот праздник, когда мы вспоминаем начало истории спасения во Иисусе Христе, его пришествие в мир. Пришествие в мир богочеловека, долгожданного мессии, спасителя, смертью и воскресением которого Бог пожелал искупить мир, спасти его от греха, от зла, от смерти. И пришествие в мир Бога как трогательного беззащитного младенца, который родился для того, чтобы стать мужчиной, для того, чтобы быть великим пророком, учителем. Главное – тем жертвенным агнцем, который принесет свою жизнь ради спасения человечества. Вот то событие, которое мы вспоминаем в Рождество.

И богослужение этого прекрасного дня, вернее сказать – ночи, все посвящено воспоминанию разных событий, которые окружали этот момент Рождества. Начинается обычно празднование Рождества с Сочельника, то есть на вечере Рождества, и обычно именно это является семейным моментом Рождества. То есть все начинается с того, что когда темнеет, 24 декабря накануне Рождества семья собирается за столом, читаются молитвы, преломляется этот самый хлеб. И потом происходит трапеза. Трапеза постная и безалкогольная. Потому что это еще только на вечере Рождества. Это еще не сам день торжества.

И важно прежде всего, что эта трапеза совершается с молитвой. Важно, что эта трапеза совершается как благословение. В частности, это проявляется в этом обмене, в этом разделении этого хлеба. И эта трапеза носит такой ритуальный характер, то есть это воспоминание благодеяний, богосовершенных в истории. Считается, что на столе должно быть как можно больше разных блюд, чтобы выразить эту полноту, богатство божьей благодати, которая дарована нам в пришествии Христа-Спасителя. Иногда это 7 блюд, иногда 12 блюд. И это едят не для того, чтобы наесться, насытиться, а для того, чтобы именно почувствовать вот эту красоту, обильность, богатство даров божьих, которыми мы делимся друг с другом.

И уже потом, после окончания этой трапезы, в идеале – в полночь, идут на службу в церковь. Начинается уже ночь Рождества.

Католическая церковь объединяет множество разных национальных традиций. Эти традиции очень разные. Например, католики в Африке празднуют не совсем так, как католики в Азии, или в Латинской Америке не так, как католики где-нибудь в Скандинавии. И, например, в нашей славянской культуре одним из центральных моментов празднования Рождества является преломление хлеба. Вот этот хлеб, который, конечно, для верующего христианина всегда неразрывно связан с Христом, который дает в главном таинстве всех христиан (в евхаристии, Святом Причастии) он дает себя как хлеб и как вино. И вот этот хлеб, который мы преломляет во время рождественского застолья, он тоже напоминает нам о любви бога, о его благости.

И вот люди берут хлеб, прежде всего пресный хлеб, так называемую облатку, ломают ее, делятся друг с другом и желают друг другу всего самого лучшего, обмениваются вот этим взаимным благословением.

Я был уверен, что эта традиция присуща абсолютно всем католическим народам. Оказалось, что это не так. Оказалось, что это традиция восточно-европейская, даже славянская. Вот для нас здесь, в частности, для католиков России это что-то неотъемлемое. Я, как и многие люди, которые родились и выросли в Советском Союзе, никогда в детстве не праздновал Рождество, познакомился с христианством, с церковью уже в довольно зрелом возрасте. Даже сейчас, уже будучи священником, ­я узнаю о том, как принято праздновать Рождество здесь или там. У нас здесь смешиваются, естественно, русские, также польские традиции, украинские традиции, литовские традиции, немецкие. Кроме того, есть прихожане, скажем, из Кореи, из Вьетнама, из Африки. То есть у них все богатство культуры, которое взаимно друг друга обогащает. И это бывает очень интересным.

Мой выбор католической церкви произошел достаточно просто, потому что первые христиане, которых я встретил в своей жизни, были католиками. Первый храм, в которой я, кажется, зашел в своей жизни, был католический храм – Кельнский собор. Так сложилась моя жизнь. Сначала я пришел из любопытства. Мне были интересны эти люди, я знакомился с культурой, искусством католического мира. А потом постепенно я понял, что это то место, где я хочу быть всегда, что я никогда и никуда не хочу отсюда уходить, что это вполне соответствует моей душе, моим интересам. И я благодарен богу за то, что он во многом сделал за меня тот выбор, который в моей жизни произошел.

В России проживает где-то до 1 млн католиков. Это меньше 1% населения. То есть незначительная часть. И, конечно, исторически так сложилось, что большинство католиков проживает или на крайнем Западе нашей страны, скажем, в Калининградской области, или, увы, что связано с гораздо менее радостными историческими событиями, в Сибири, куда пересылали людей из Польши, из Литвы, из Украины, где до сих пор есть целые деревни, где проживают компактно люди и их потомки, в свое время перемещенные. И многие из них до сих пор хранят очень старые католические традиции, которые, скажем, на Родине уже во многом утрачены, потому что именно эти традиции оказываются для людей такой возможностью сохранения собственной идентичности, своего лица, своей культуры. Для них это очень важно.

Этот храм строился на самом деле как скромная приходская церковь для польской общины в Москве, которая была очень большая в конце XIX века. Этот храм стал кафедральным собором архиепархии Божьей матери в Москве, одной из четырех католических епархий в России. И, кроме того, поскольку в Москве также находится центр католической митрополии, то это главный католический храм в России и самый большой католический храм в России. И, конечно, это великолепный образец такой псевдоготической архитектуры, неоригинальной готики. Снаружи храм воссоздан практически полностью так, как его задумывали его создатели. Внутри, к сожалению, никакое историческое убранство не сохранилось, потому что в советское время храм был закрыт, потом здесь располагались различные учреждения, он был разделен на 4 этажа. И к началу 1990-х годов находился в чудовищном состоянии. Казалось, что его хотят довести до такой степени упадка, что просто его можно будет разрушить и забыть как о каком-то пережитке прошлого. Но, благодарение Богу, настали иные времена. И община верующих людей ценой огромных усилий, молитв и даже некоторого сопротивления смогла вернуть себе этот храм и теперь имеет возможность в нем молиться. У нас есть представления о том, что католики празднуют Рождество в один день, православные в другой день. На самом деле все празднуют Рождество в один день – 25 декабря. Просто по разным календарям.

В Григорианском календаре 25 декабря в один день, в Юлианском календаре в другой день. Но на самом деле в этом смысле у нас тоже есть единство. Даже в каком-то смысле это, может быть, звучит парадоксально, и, конечно же, разделение, которое существует между нами, в том числе проявляющееся в этом календарном вопросе, оно, конечно, печально. Но вот эта возможность быть в этом пространстве Рождества такое долгое время, снова пережить, когда оно наступает у христиан другого исповедания – это такая особая благодать и какая-то особая радость, которая нам дана.

И, конечно, хотелось бы сказать, что мы привычно употребляем в обиходе такие выражения, как католическое Рождество, православное Рождество, но в этом есть глубокое противоречие, потому что на самом деле, конечно Рождество только одно. Мы празднуем одно и то же – рождение в мир спасителя, богочеловека Христа. И это единство требует от нас, чтобы мы не подчеркивали это разделение. Даже если мы привыкли употреблять такие слова, всегда должны помнить о том, что то, что нас объединяет, неизмеримо больше того, что нас разъединяет. И это то, о чем этот праздник нам напоминает очень настоятельно. От всей души, от лица Католической церкви поздравляю с Рождеством, желаю вашим семьям, вашим близким рождественской радости, то есть самой трогательной, самой глубокой, самой нежной радости, которая связана у людей с рождением в мир ребенка. И вот так мы радуемся рождению в мир божественного добра, пришествию бога, который приходит не наказывать, не обвинять человека, не угрожать ему, а принести ему прощение и милосердие, разделить с нами эту божественную истинную красоту. И приглашает и нас тоже делиться этим друг с другом. Вот это великая радость, которую мы празднуем сегодня. Христос рождается. Славьте его.