Алексей Кошелев: Денег у нас достаточно и система отлажена, но люди не всегда информированы о том, для чего существует Фонд соцстрахования
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/aleksei-koshelev-deneg-15318.html
Идея
развития системы социального страхования в России берет свое начало в далеком в
1889 году. В Государственный совет был предложен проект закона об
ответственности владельцев промышленных предприятий за увечья и смерть рабочих.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было
принято в 1918 году. И оно гарантировало обеспечение всех наемных работников
независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи
с болезнью, беременностью и полученными увечьями на производстве.
А с
1931 года начато строительство санаторно-курортной фабрики здоровья. Миллионы
советских граждан за счет соцстраховки регулярно получали санаторно-курортное
лечение и отправляли своих детей в оздоровительные лагеря. В лексиконе
профсоюзных деятелей появляется понятие профилактики заболеваемости.
Ныне
Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой
специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей
многоуровневой системы государственного социального страхования. Кроме того,
фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию
социального страхования и охраны здоровья работников.
Алексей
Кошелев: Денег у нас в принципе достаточно на эти цели. И система
отлаженная. Люди, конечно, не всегда информированы, куда идти, с чем идти. Чаще
всего скрывают такие случаи, несчастные случаи на производстве. Там же вплоть
до уголовной ответственности есть последствия. Поэтому лишний раз, конечно, об
этом не сообщают, куда надо и где надо. И информированности, куда и с чем пойти
– конечно, этого не хватает. Во многих случаях надо идти непосредственно к нам.
Алексей
Кошелев, экономист, заместитель председателя Фонда социального страхования
Российской Федерации. Прошел путь от контролера-ревизора службы бухгалтерского учета
и финансов до начальника финансовой службы Забайкальской железной дороги.
Возглавлял краевую балансовую бюджетную комиссию, которая проводила независимые
оценки расходования бюджетных средств как в органах исполнительной власти и
госучреждениях, так и в муниципальных районах.
До
работы в Фонде социального страхования Российской Федерации занимал должность
советника председателя правления Пенсионного фонда России.
Алексей
Кошелев: На фонд социального страхования в соответствии с
постановлением правительства Российской Федерации возложены две основных
функции – это обязательное социальное страхование от временной потери трудоспособности,
или то, что у нас с вами называется "больничный лист". И второе – это
обязательное страхование от несчастного случая на производстве.
По первой функции и по больничным листам мы в год выдаем
порядка 27 миллионов таких больничных листов. А общее количество застрахованных
лиц – это все работники, которые так или иначе имеют трудовые отношения с
работодателями, соответственно, таких почти 56 млн человек.
Еще два пособия, которые мы платим за временную нетрудоспособность.
Это выплаты по беременности и родам. И таких выплат в том году мы произвели для
1.5 млн человек. А также 2,5 млн выплат пособий после родов до достижения 1.5
лет ребенком.
У нас есть по полномочиям в части материальной помощи по
временной потере трудоспособности. Сегодня у нас в реестре тех, кто так или
иначе получил травмы на производстве, почти 500 000 человек. Мы платим,
соответственно, тем, кто получает в этом году эту травму, а таких ежегодно в
стране порядка 6500 человек получают травму на производстве. И пособия по утере
кормильца - 2500 в год - это тоже наши выплаты.
В том году правительство увеличило разовую выплату при
смертельном случае. С того года эта цифра составляет 1 млн рублей. Понятно, что
человека не вернешь. Но, как бы там ни было, наследники и родственники получают
эти деньги.
Кроме того, за счет этих же денег мы производим реабилитацию
каждого работника, получившего травму на производстве.
Есть программа реабилитации пострадавшего, в
соответствии с которой ему оказывается социальная и медицинская реабилитация.
То есть кто-то долечивается, кого-то мы реабилитируем, а кому-то положены
технические средства реабилитации. То есть, например, протезы, ортезы и так
далее. Все это идет полностью за счет средств фонда, так как человек является застрахованным
лицом, и, соответственно, он получает весь комплекс услуг, в том числе
больницу, нахождение на больничном листе дома и дальнейшую реабилитацию – все
идет за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Во-первых, работодатель обязан уведомить нас о
произошедшем несчастном случае. Не всегда уведомляют, конечно. У нас есть
трудовая инспекция, которая потом нам помогает выявить такие случаи. Но и сам
работник тоже может обратиться в Фонд социального страхования, сказав, что тогда-то
там-то произошел несчастный случай со мной с какой-то потерей трудоспособности.
И с этого момента, то есть с момента получения травмы мы берем этого человека
под свою опеку. И обращение в поликлинику, в больницу, причем, не только по
программе ОМС. Даже дополнительно, то, что этому больному необходимо для
лечения той или иной травмы: полностью оплачиваем все услуги больницы за этого
больного.
После больницы, если ему нужна реабилитация. То есть
сделали какую-то операцию, например, его надо долечивать. Долечивание тоже
полностью за наш счет. То есть мы возмещаем медицинскому учреждению или
санаторно-курортному, если он потом поехал в санаторий, деньги, потраченные
конкретно на этого человека.
Помимо тех полномочий, которые непосредственно, для
которых был создан фонд, на нас государство возложило еще два федеральных
полномочия. Это то, что описано в федеральных законах – полномочия по
обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. И в год мы
обеспечиваем порядка 800 000 человек разными средствами: протезы, кресла-коляски,
трости, костыли - есть перечень, который правительство утвердило, по этому
перечню мы на основании выданного заключения МСЭ, предоставляем необходимое.
В год мы на эти цели тратим порядка 12-13 млрд рублей. Опять
эти же самые инвалиды, которые в свое время при отказались от набора денежного
и сохранили у себя набор социальных услуг, имеют право написать заявление, мы
обязаны предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Помимо этого, за счет этих же денег мы оплачиваем еще и проезд
к месту санаторно-курортных услуг и возмещаем человеку саму путевку. Вот там
есть проблемы с деньгами. Потребность годовая примерно 500 000 человек, а мы всего
порядка 138 000 в этом году увезли. Поэтому там где-то в среднем раз в три
года человек получает эту путевку. Есть недовольные. Люди требуют ее чаще. Но
тут функция государственная: сколько нам денег дают, мы на эти деньги
предоставляем. Понятно, что человеку это не объяснишь. И всегда много
недовольств по этой теме.
Любой человек, идя в поликлинику, получает листок
временной нетрудоспособности. Мы 4 года назад начали проект и перешли на так
называемые прямые выплаты. Работодатель на самом деле сам начисляет любому
работнику те деньги, которые ему необходимо заплатить за время нахождения на
больничном листе. 4 года назад было принято решение попробовать некий
эксперимент. И мы перешли на прямые выплаты так называемые. Теперь не
работодатель, а мы начисляем, и мы же оплачиваем этому человеку время
нахождения его на больничном листе.
Проблема была в чем? Проблема в том, что, во-первых, финансовое
состояние не всех организаций позволяло вовремя эту выплату производить. Во-вторых,
очень много банкротных предприятий, по которым человек на больничный ушел,
когда он вернулся – платить уже некому, что называется. И опять надо
разбираться, за счет чего, где и кому оплачивать. И тема электронного больничного
имеет предложение, тема прямых выплат. То есть тема электронного больничного
говорит о том, что у нас автоматически больница, выписывая больничный лист,
автоматически попадает в нашу базу. И когда человек закрывает этот больничный
лист, поступает информация о том, что больничный лист закрыт и этому человеку
положена та или иная выплата. Мы запрашиваем работодателя, чтобы он нам
показал, какая средняя зарплата у этого человека при начислении выплат по
больничному и оплачиваем непосредственно. Ему уже на карточку или через почту.
Во-первых, это позволяет сегодня уйти от проблемы поддельных больничных. Потому
что в год даже по нашей системе мы находим порядка 2500 больничных, которые тем
или иным способом подделывают работники. Это первое.
А второе – это все-таки некоторое упрощение процедуры
работы с работодателем и работы с работником по фактической выплате человеку.
Пока проект действует в пилотном режиме. Два субъекта - Белгород и Архангельск
– участвуют сегодня в эксперименте. Мы планируем расширять этот электронный
больничный до 6-8 субъектов в следующем году. Тут ситуация не только от нас
одних зависит. Нам нужен электронный документооборот с больницами. А больницы
не везде готовы к этому. Первое – это персональная тайна человека, второе – это
медицинская тайна. И если мы поставим некие открытые каналы, то не очень
захочется, чтобы где-нибудь на Горбушке появился какой-нибудь диск с
какими-нибудь больными, на котором опубликовано, кто, чем, где и как болеет.
Поэтому тут вопрос еще и готовности обеих сторон.
И второе – это работодатель. Надо, чтобы мы с
работодателями имели такой же электронный документооборот. Потому что, когда к
нам приходит больничный по электронной почте, мы должны запросить работодателя
по среднему размеру заработка, чтобы мы понять, сколько платить. И вот здесь
готовность всех трех сторон. Мы сегодня готовы. А вот готовы ли контрагенты?.. Исходя
из этой готовности, мы потихонечку будем внедрять эти электронные больничные на
территории страны.
Основное, что необходимо усовершенствовать, – это
реабилитацию. Мы говорили о том, что в год 6500 человек получают травмы на
производстве. И то, что мы сегодня половину из них возвращаем на трудовые места
– это в принципе неплохо, но показатели по миру, конечно, значительно выше. Мы
сегодня пытаемся отстроить систему, которая будет клиентоориентированная. То
есть пришел человек, обратился – давайте попытаемся его довести до конца. Есть
проблема – давайте решать. Поэтому просьба зрителям: все-таки доверяйте
системе…
Алексей Кошелев: Денег у нас достаточно и система отлажена, но люди не всегда информированы о том, для чего существует Фонд соцстрахования