Алексей Литвинович: Первый МиГ по своим характеристикам превосходил все машины, которые стояли на вооружении в Советской армии
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/aleksei-litvinovich-pervii-13404.html
75 лет назад в
Советском Союзе появилась новая марка самолетов – МиГ. Высокоскоростные военные
истребители положили начало новому этапу в развитии отечественного
авиастроительства. В 1940 году в воздух поднялся первый скоростной высотный
истребитель МиГ-1, который спроектировали два советских авиаконструктора Артем
Микоян и Михаил Гуревич.
Алексей Литвинович:
История Микояна началась 8 декабря 1939 года, когда по приказу директора завода
был создан особый конструкторский отдел, который возглавил наш первый генеральный,
тогда он был главным конструктором, Артем Иванович Микоян и его сподвижник Михаил
Осипович Гуревич. То есть МиГ – это аббревиатура от Микоян и Гуревич.
Коллектив особого
конструкторского отдела из 60 человек
сумел всего за 132 дня спроектировать и запустить в серийное производство
совершенно новый самолет – МиГ-1.
Особый конструкторский отдел включал всего около 60
сотрудников, но это были великие люди своего времени, великие конструктора,
расчетчики. Вот этот коллектив 60 человек сумел всего за 132 дня спроектировать
и запустить в серийное производство совершенно новый самолет. Он сначала имел
название И-200, дальше он получил название МиГ-1, а его модификация МиГ-3.
По своим характеристикам он превышал все летно-технические
характеристики тех машин, которые у нас стояли в Советской армии на вооружении.
И вот эти 132 дня, вы можете себе представить, что такое - выпустить
документацию, запуск в серийное производство. И уже 5 апреля 1940 года наш
летчик Екатов поднял его в небо.
Первый взлет – это было очень большое событие. Хочу сказать,
что в дальнейшем МиГ-1 достаточно быстро прошел госиспытания и был принят на
вооружение. В дальнейшем МиГ-1 был модифицирован до МиГ-3. У него увеличилась
дальность полета: около 1000 километров, и он был запущен в серийное
производство. Всего до начала войны и в войну было выпущено около 3000
самолетов МиГ-3. Это было начало микояновской фирмы.
Алексей Литвинович – заместитель
директора Инженерного Центра ОКБ им. Микояна, начальник Конструкторского бюро.
Работает на предприятии с 1969 года, прошел путь от молодого специалиста до
заместителя директора Инженерного Центра. В настоящее время обеспечивает
организацию опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Алексей Литвинович: Про
линейку микояновских машин, которые создавал Артем Иванович Микоян, всегда по
нашим и зарубежным источникам, историческим авиационным книгам встречается
такой эпитет: впервые и первые. Если мы берем вот эту блестящую линейку первых
реактивных самолетов, то есть началась эра реактивных самолетов. И вот первый
МиГ-9 – это первый серийный реактивный истребитель. МиГ-15 – первый серийный
реактивный истребитель со стреловидным крылом. МиГ-19 – первый серийный
истребитель, превысивший скорость звука. Блестящая плеяда первых реактивных
машин это, безусловно, МиГ-21, который первый в своем классе легкий фронтовой
истребитель, превысивший скорость 2000 км/ч. Безусловно, МиГ-21 – это
выдающаяся машина своего времени. К тому времени были уже научные разработки
институтов авиационной промышленности, глубокое развитие аэродинамики позволило
воплотить в МиГ-21 все новейшие разработки. Самолет МиГ-21 – это новая
разработка по компоновке КБ, потому что это треугольное крыло достаточно
большой стреловидности.
Стиль КБ Микояна – это,
во-первых, простота и надежность , а во-вторых, - смелое внедрение всего нового.
Здесь блестящие критерии легкого простого боеспособного
самолета, и в то же время, по себестоимости это был недорогой самолет. В этом я
считаю стиль КБ, который под руководством Микояна был заложен, то есть это
простота и надежность – это первое. Второе, что можно отметить, что в
микояновской фирме, она всегда и в дальнейшем, безусловно, будет это продолжать
– это смелое внедрение всего нового. Микояновское КБ шло от простого к сложному,
все время наращивая свои задачи. Вот если мы будем говорить про самолет МиГ-15,
то у него есть несколько особенностей, которые были в то время. Во-первых, была
сделана новая блестящая компоновка, которая потом использовалась достаточно
много и в разработках других фирм. Второй момент, который можно отметить, что
КБ Микояна в тот момент, хотя этот принцип и до сих пор существует, созданная
машина МиГ-15 была легкая, простая и в то же время со своими хорошими и
летно-техническими, и боевыми характеристиками.
Самолет МиГ-25 – это новое изделие, это уже не фронтовой
истребитель, а это истребитель-перехватчик. Когда проектировалась эта машина,
то основной вопрос, который стоял перед ее разработчиками, был так называемый тепловой
барьер, потому что нагрев конструкции самолета мог превышать 300 градусов.
Поэтому перед КБ стояла задача создать абсолютно новую конструкцию. Во-первых,
это новые двигатели, которые стояли на этой машине. Второй момент, это
абсолютно новые материалы, которые использовались на этом самолете. Это уже был
не дюраль, а это уже была нержавеющая сталь, 80% по массе она составляла,
автоматическая сварка. Вот эти все новейшие технологии, инновации позволили
создать эту машину. Эта машина была уже оснащена бортовой станцией "Заслон".
Впервые в контур этой станции был введен контур режима управления. И вот на
этот момент она была в этом классе одна из лучших машин вообще во всем
авиационном мире. Недаром у нее было 39 рекордов – это и высота, и
скороподъемность, и по кругу 100 километров, 500 километров. Ряд этих рекордов
до сих пор существует, их никто не смог преодолеть. Там в основном в рекордах
мы шли так ровно, то мы, потом американцы на своих машинах, потом опять мы, и,
в общем, эти рекорды были сделаны нашими летчиками.
У нас есть задел,
который позволяет нам заниматься новыми разработками, как пилотируемых летательных
аппаратов, так и беспилотников.
Нельзя сравнивать технику тех времен. По тем временам она
была лучшая, но время идет вперед, время никогда не остановишь. Поэтому задача
КБ, безусловно, добиваться в новых разработках самолетов с отличными
летно-техническими характеристиками, боевых комплексов. Хотя мы КБ и
самолетостроительное, но нельзя создать один фюзеляж, планер самолета без
смежников, без навигационных систем, без локационных систем и т.д. Поэтому
только связь в создании боевого комплекса новых самолетов, связь со смежниками,
позволяет создавать новую технику на более высоком и качественном уровне.
Научно-технический потенциал и задел, который был создан в
те предыдущие годы, плюс кадровый потенциал и КБ и всего Инженерного Центра
позволяет нам в наше сегодняшнее время заниматься глубокой модернизацией
корабельных истребителей. И в то же время есть задел, который позволяет нам
заниматься новыми разработками – это как пилотируемые летательные аппараты, так
и беспилотники. На сегодняшний день и КБ, и Инженерный Центр составляют одну
единую научно-промышленную площадку, она называется очень просто – Российская
самолетостроительная корпорация "Миг" (РСК "МиГ"). Наша
задача, которую поставил нам генеральный директор Сергей Сергеевич Коротков,
осуществлять сплав, симбиоз ветеранов и молодежи. Мы, безусловно, осуществляем
прием и молодых специалистов, которые накапливают опыт работы. И сейчас на
сегодняшний день, я считаю, КБ – это хороший боеспособный коллектив, который
может выполнить задания, как Российской Федерации, так и на заказчиков.
Алексей Литвинович: Первый МиГ по своим характеристикам превосходил все машины, которые стояли на вооружении в Советской армии