"Доброе кино возвращается" – под таким девизом 31 октября в Москве открывался XII кинофестиваль "Лучезарный ангел". На крупнейшем международном благотворительном кинофоруме представлены почти 300 работ из 18 стран. В конкурсную программу вошли 57 художественных, документальных и анимационных картин. Главная цель фестиваля – донести до зрителя кино светлое, доброе, семейное и подарить надежду на то, что мир может и должен стать лучше. 9 ноября на торжественной церемонии закрытия профессиональное жюри во главе с председателем - народным артистом России, кинорежиссером Алексеем Учителем, назовет имя победителя этого уникального кинофестиваля. Алексей Учитель: Основной лозунг этого фестиваля – "доброе кино". А если оно расскажет о каком-то драматическом сюжете, то это обязательно тот лучик надежды на светлое, хорошее, которое должно обязательно присутствовать в нашей жизни. Если это совпадет, то победитель найден. Алексей Учитель, народный артист России, заслуженный деятель искусств России, продюсер, художественный руководитель киностудии "Рок", один из самых известных и популярных в мире современных российских кинорежиссеров. Высокая художественная планка фильмов Алексея Учителя была создана уже с первой картины - "Мания Жизели", снятой 20 лет назад и получившей многочисленные международные награды. "Дневник его жены" и "Прогулка", "Космос как предчувствие", каждая работа мастера большого кино Алексея Учителя – это уже реальные вехи в истории современного кинематографа. Алексей Учитель: Я уверен, что фестиваль обрел себя, обрел своего зрителя. Зритель этот будет с каждым годом по количеству увеличиваться. Я просто посмотрел на открытие. Кинотеатр "Октябрь", самый большой в Москве. Полный, просто переполненный зал. И, вы знаете, очень важна атмосфера. Я же часто бываю на премьерах. Все равно какая-то настороженность в воздухе витает. А здесь ты сразу попадаешь в ауру доброты. Меня еще очень волнует, чтобы это кино было талантливо сделано. А если мы просто будем лозунги экранизировать, то я не уверен, что зритель будет смотреть. Надо тоже умело подать и по ремеслу, и по всем другим качествам. Но если это сделано еще эмоционально, от души и талантливо, то тогда будет результат. Поэтому если на этом фестивале таких фильмов с каждым годом будет прибавляться, то это будет хорошо. Это первое. А второе: доброта – это не сладость и приторность во всем, перебор. Это могут быть и какие-то вещи, о которых рассказывается с трагическим оттенком. Но в каждой картине (за что я борюсь и в своих фильмах тоже) нужно обязательно дать надежду, надо дать надежду на свет, на то же добро. Она должна быть обязательно. Даже если у тебя присутствуют какие-то очень драматические вещи. Мне тоже хотелось бы, чтобы и на этом замечательном фестивале "Лучезарный ангел" такого было больше. И особенно мне было бы приятно, если бы эти фильмы были сделаны молодыми начинающими режиссерами. Три дебюта, я знаю, будет точно: это два российских и один фильм, сделанный иранским режиссером. Я один фильм видел на "Кинотавре". Фильм "Находка". Мне кажется, это очень интересная картина. В главной роли потрясающий актер Алексей Гуськов, которого я очень люблю. Мной любимая Вера Глаголева, которая сделала замечательный фильм "Две женщины" с Рейфом Файнсом в главной роли. Этого тоже непросто достичь. И, мне кажется, эта картина тоже очень любопытна. И режиссер Георгий Параджанов, очень жду этой картины, прежде всего по форме, как фильм сделан, он всегда очень необычно с этим работает. Поэтому программа очень интересная. И я надеюсь, что нам будет из кого выбирать. Если говорить, что я еще посмотрел уникального, нигде этого больше не увидишь – это фестиваль "Послание к человеку", и в этом году у нас был юбилейный XXV фестиваль. В фестивале парадоксально то, что его мало знают в нашей стране. А во всем мире он очень почитаем и известен. Я только пятый год руковожу этим фестивалем, основал его замечательный петербургский режиссер-документалист Михаил Сергеевич Литвяков. Но вот он эстафету передал мне. Поскольку я много лет тоже снимал документальные фильмы. И вообще Петербургская студия документальных фильмов – это мой родной дом. Там начинал и закончил свою жизнь мой отец. Еще и снимая блокаду Ленинграда. Поэтому для меня принять этот фестиваль – помимо большой ответственности, я чувствовал моральный долг перед тем, что я должен этим заниматься. Хотя фестиваль был в очень трудном положении, когда я его принял. И через 5 лет он расцвел. Я вам скажу, что в этом году мы получили почти 4 тысячи фильмов на отбор из 86 стран мира. У нас вообще проходит три конкурса. Основной международный конкурс, где участвуют документальные фильмы и полнометражные, короткометражные, анимационные картины и короткометражные игровые фильмы. И сделано это неспроста. Мне кажется, будущее современного кинематографа – это когда ты можешь и технологически, и творчески использовать очень многое. Главное, чтобы был интересный результат. Впервые мы так широко решили размахнуться на Дворцовой площади. Помимо самой церемонии открытия, у нас был замечательный, кстати, тоже уникальный концерт, когда Данила Козловский с большим симфоническим оркестром пел джазовые, в основном американские, песни. Это тоже было так необычно и интересно. Но у нас на открытии была замечательная голливудская актриса, очень талантливая Настасья Кински. Но при этом был показан фильм-открытие. А фильм-открытие называется очень громко - "Человек". Он идет почти 3 часа. Сделал его французский режиссер Ян Бертран. И премьера этой картины до нашего фестиваля в сентябре была на Генеральной ассамблее ООН, где с такой помпой и с огромным количеством даже руководителей стран была показана эта картина. Она снималась 3 года. Мы за нее, кстати, очень долго боролись. 3 года снималась. По-моему, в 70 странах мира, где было взято более 2000 интервью. И фильм, с одной стороны, прост. Это крупные планы людей. На черном фоне, причем лица подобраны потрясающе. И идут такие блоки: счастье, нищета, разруха, любовь. И разные люди из разных стран, там есть и Россия, и Украина, и какие-то далекие уголки, и Билл Гейтс -  кто угодно. И при этом идут еще потрясающие, как это снято – я не знаю, такие пейзажи разных уголков Земли. И вот представьте себе: мы ждем на Дворцовой площади, учитывая эту картину, 4-5 тысяч человек. Потому что нам говорили, что на поп-звезд собирается максимум 7-8, до 10 тысяч. Пришло 25 тысяч человек, это по официальной оценке. И самое удивительное, что пока шла эта картина, какая-то ротация легкая была. Но эта основная масса посмотрела эту картину. Оторваться от нее невозможно. Мы собираемся ее прокатить по крупным городам абсолютно бесплатно, чтоб посмотрели. Ее надо смотреть всем: и простым людям, и бизнесменам, и руководителям страны, что мы пытаемся сейчас сделать, потому что она при всем объеме колоссальных проблем, о которых люди рассказывают – она, я уже говорил, оставляет светлое ощущение в конце, что мы живем на какой-то удивительной планете, где очень тяжело, очень непросто. Но при этом хочется жить, видеть этих людей, смотреть на них. Удивительная картина. Сейчас с новой картиной, съемки которой я только закончил, эта картина "Матильда" очень масштабная. Кстати, с безумно интересным актерским составом. Из российских, по-моему, все звезды у нас снимались, что мне было очень приятно. И Данила Козловский, и мой любимый Женя Миронов, и Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш – очень много. Но и впервые у меня столько зарубежных актеров снималось. Роль Николая II исполнил замечательный, на мой взгляд, очень талантливый немецкий актер Ларс Айдингер. И его невесту, потом жену императрицу Александру Федоровну сыграла Луиза Вольфрам, тоже немецкая актриса. И французская актриса, и китайская – у нас очень большой набор, что для меня было тоже необычно. И такой интернациональный состав. Но безумно интересно. Мы построили огромнейшую декорацию на бывшем военном заводе в Петербурге. Успенский собор Кремля. И сняли самую грандиозную сцену в нашей картине – коронацию Николая II. Было сшито более 7000 костюмов. Действительно, для меня это грандиознейший масштаб и опыт. Посмотрим, что из этого получится. Надеемся, что картина осенью следующего года уже выйдет в прокат. И еще очень много работы. И современной компьютерной графики, и монтажа. Не буду всего перечислять. Конечно, очень переживаю, чтобы этот весь огромный труд многих-многих людей (у нас только группа была под 300 человек), чтобы это не пропало даром, а все-таки зритель пошел на наше кино. Очень на это надеюсь и жду.