Алексей Учитель: Если мы будем лозунги экранизировать, то я не уверен, что зритель будет смотреть
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/aleksei-uchitel-esli-17399.html
"Доброе
кино возвращается" – под таким девизом 31 октября в Москве открывался XII кинофестиваль "Лучезарный
ангел". На крупнейшем международном благотворительном кинофоруме
представлены почти 300 работ из 18 стран. В конкурсную программу вошли 57 художественных,
документальных и анимационных картин. Главная цель фестиваля – донести до
зрителя кино светлое, доброе, семейное и подарить надежду на то, что мир может
и должен стать лучше.
9
ноября на торжественной церемонии закрытия профессиональное жюри во главе с председателем
- народным артистом России, кинорежиссером Алексеем Учителем, назовет имя
победителя этого уникального кинофестиваля.
Алексей
Учитель: Основной лозунг этого фестиваля – "доброе
кино". А если оно расскажет о каком-то драматическом сюжете, то это
обязательно тот лучик надежды на светлое, хорошее, которое должно обязательно
присутствовать в нашей жизни. Если это совпадет, то победитель найден.
Алексей
Учитель, народный артист России, заслуженный деятель искусств России, продюсер,
художественный руководитель киностудии "Рок", один из самых известных
и популярных в мире современных российских кинорежиссеров. Высокая
художественная планка фильмов Алексея Учителя была создана уже с первой картины
- "Мания Жизели", снятой 20 лет назад и получившей многочисленные
международные награды. "Дневник его жены" и "Прогулка",
"Космос как предчувствие", каждая работа мастера большого кино
Алексея Учителя – это уже реальные вехи в истории современного кинематографа.
Алексей
Учитель: Я уверен, что фестиваль обрел себя, обрел своего
зрителя. Зритель этот будет с каждым годом по количеству увеличиваться. Я
просто посмотрел на открытие. Кинотеатр "Октябрь", самый большой в
Москве. Полный, просто переполненный зал. И, вы знаете, очень важна атмосфера. Я
же часто бываю на премьерах. Все равно какая-то настороженность в воздухе
витает. А здесь ты сразу попадаешь в ауру доброты. Меня еще очень волнует,
чтобы это кино было талантливо сделано. А если мы просто будем лозунги
экранизировать, то я не уверен, что зритель будет смотреть. Надо тоже умело
подать и по ремеслу, и по всем другим качествам. Но если это сделано еще
эмоционально, от души и талантливо, то тогда будет результат.
Поэтому если на этом фестивале
таких фильмов с каждым годом будет прибавляться, то это будет хорошо. Это
первое. А второе: доброта – это не сладость и приторность во всем, перебор. Это
могут быть и какие-то вещи, о которых рассказывается с трагическим оттенком. Но
в каждой картине (за что я борюсь и в своих фильмах тоже) нужно обязательно
дать надежду, надо дать надежду на свет, на то же добро. Она должна быть
обязательно. Даже если у тебя присутствуют какие-то очень драматические вещи.
Мне тоже хотелось бы, чтобы и на этом замечательном фестивале "Лучезарный
ангел" такого было больше. И особенно мне было бы приятно, если бы эти
фильмы были сделаны молодыми начинающими режиссерами.
Три дебюта, я знаю, будет
точно: это два российских и один фильм, сделанный иранским режиссером. Я один
фильм видел на "Кинотавре". Фильм "Находка". Мне кажется,
это очень интересная картина. В главной роли потрясающий актер Алексей Гуськов,
которого я очень люблю. Мной любимая Вера Глаголева, которая сделала
замечательный фильм "Две женщины" с Рейфом Файнсом в главной роли.
Этого тоже непросто достичь. И, мне кажется, эта картина тоже очень любопытна.
И режиссер Георгий Параджанов,
очень жду этой картины, прежде всего по форме, как фильм сделан, он всегда очень
необычно с этим работает. Поэтому программа очень интересная. И я надеюсь, что
нам будет из кого выбирать.
Если говорить, что я еще
посмотрел уникального, нигде этого больше не увидишь – это фестиваль
"Послание к человеку", и в этом году у нас был юбилейный XXV фестиваль. В фестивале парадоксально
то, что его мало знают в нашей стране. А во всем мире он очень почитаем и
известен. Я только пятый год руковожу этим фестивалем, основал его
замечательный петербургский режиссер-документалист Михаил Сергеевич Литвяков.
Но вот он эстафету передал мне. Поскольку я много лет тоже снимал
документальные фильмы. И вообще Петербургская студия документальных фильмов –
это мой родной дом. Там начинал и закончил свою жизнь мой отец. Еще и снимая
блокаду Ленинграда. Поэтому для меня принять этот фестиваль – помимо большой
ответственности, я чувствовал моральный долг перед тем, что я должен этим
заниматься. Хотя фестиваль был в очень трудном положении, когда я его принял. И
через 5 лет он расцвел. Я вам скажу, что в этом году мы получили почти 4 тысячи
фильмов на отбор из 86 стран мира.
У нас вообще проходит три
конкурса. Основной международный конкурс, где участвуют документальные фильмы и
полнометражные, короткометражные, анимационные картины и короткометражные
игровые фильмы. И сделано это неспроста. Мне кажется, будущее современного
кинематографа – это когда ты можешь и технологически, и творчески использовать
очень многое. Главное, чтобы был интересный результат. Впервые мы так широко
решили размахнуться на Дворцовой площади. Помимо самой церемонии открытия, у
нас был замечательный, кстати, тоже уникальный концерт, когда Данила Козловский
с большим симфоническим оркестром пел джазовые, в основном американские, песни.
Это тоже было так необычно и интересно.
Но у нас на открытии была замечательная
голливудская актриса, очень талантливая Настасья Кински. Но при этом был
показан фильм-открытие. А фильм-открытие называется очень громко -
"Человек". Он идет почти 3 часа. Сделал его французский режиссер Ян
Бертран. И премьера этой картины до нашего фестиваля в сентябре была на
Генеральной ассамблее ООН, где с такой помпой и с огромным количеством даже
руководителей стран была показана эта картина. Она снималась 3 года. Мы за нее,
кстати, очень долго боролись. 3 года снималась. По-моему, в 70 странах мира,
где было взято более 2000 интервью.
И фильм, с одной стороны,
прост. Это крупные планы людей. На черном фоне, причем лица подобраны
потрясающе. И идут такие блоки: счастье, нищета, разруха, любовь. И разные люди
из разных стран, там есть и Россия, и Украина, и какие-то далекие уголки, и
Билл Гейтс - кто угодно. И при этом идут
еще потрясающие, как это снято – я не знаю, такие пейзажи разных уголков Земли.
И вот представьте себе: мы
ждем на Дворцовой площади, учитывая эту картину, 4-5 тысяч человек. Потому что
нам говорили, что на поп-звезд собирается максимум 7-8, до 10 тысяч. Пришло 25
тысяч человек, это по официальной оценке.
И самое удивительное, что
пока шла эта картина, какая-то ротация легкая была. Но эта основная масса
посмотрела эту картину. Оторваться от нее невозможно. Мы собираемся ее
прокатить по крупным городам абсолютно бесплатно, чтоб посмотрели. Ее надо
смотреть всем: и простым людям, и бизнесменам, и руководителям страны, что мы
пытаемся сейчас сделать, потому что она при всем объеме колоссальных проблем, о
которых люди рассказывают – она, я уже говорил, оставляет светлое ощущение в
конце, что мы живем на какой-то удивительной планете, где очень тяжело, очень
непросто. Но при этом хочется жить, видеть этих людей, смотреть на них.
Удивительная картина.
Сейчас с новой картиной, съемки
которой я только закончил, эта картина "Матильда" очень масштабная.
Кстати, с безумно интересным актерским составом. Из российских, по-моему, все
звезды у нас снимались, что мне было очень приятно. И Данила Козловский, и мой
любимый Женя Миронов, и Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш – очень много. Но и
впервые у меня столько зарубежных актеров снималось. Роль Николая II исполнил замечательный, на мой взгляд,
очень талантливый немецкий актер Ларс Айдингер. И его невесту, потом жену
императрицу Александру Федоровну сыграла Луиза Вольфрам, тоже немецкая актриса.
И французская актриса, и китайская – у нас очень большой набор, что для меня
было тоже необычно. И такой интернациональный состав. Но безумно интересно.
Мы построили огромнейшую
декорацию на бывшем военном заводе в Петербурге. Успенский собор Кремля. И
сняли самую грандиозную сцену в нашей картине – коронацию Николая II. Было сшито более 7000 костюмов.
Действительно, для меня это грандиознейший масштаб и опыт. Посмотрим, что из
этого получится. Надеемся, что картина осенью следующего года уже выйдет в
прокат.
И еще очень много работы. И
современной компьютерной графики, и монтажа. Не буду всего перечислять.
Конечно, очень переживаю, чтобы этот весь огромный труд многих-многих людей (у
нас только группа была под 300 человек), чтобы это не пропало даром, а все-таки
зритель пошел на наше кино. Очень на это надеюсь и жду.
Алексей Учитель: Если мы будем лозунги экранизировать, то я не уверен, что зритель будет смотреть